Цирроз печени проблемы пациента
Сестринский процесс при циррозе печени. Цирроз печени — хроническое прогрессирующее заболевание, характеризующееся дистрофией и некрозом печеночной ткани, признаками печеночной недостаточности и портальной гипертензии, сопровождающееся разрастанием соединительной ткани и глубокими нарушениями структуры и функции печени.
Причины:
1. Хронические вирусные гепатиты В, С.
2. Злоупотребление алкоголем.
3. Гепатотропные лекарства.
4. Промышленные гепатотропные токсические вещества.
5. Заболевания желчных путей.
6. Недостаточность питания (особенно белков, витаминов).
Для цирроза характерны уплотнение печени (наряду с увеличением или расширением вен пищевода, геморроидальных вен и вен передней брюшной стенки), желтуха.
Нередки боли в области печени, усиливающиеся после погрешностей в диете и физической нагрузки, диспептические явления (горечь во рту, отрыжка, тошнота, возможна рвота, снижение аппетита, метеоризм), кожный зуд.
При осмотре, как правило, выявляются характерные для цирроза «печеночные знаки»: «сосудистые звездочки» (телеангиоэктазии), эритема ладоней («печеночные ладони»), «лаковый» малинового цвета язык. Из-за холестаза видны темная моча и светлого цвета кал.
Сестринский процесс при циррозе печени:
Проблемы пациентов:
А. Существующие (настоящие):
— боли в правом подреберье; тошнота, горечь во рту;
— метеоризм;
— снижение аппетита;
— кожный зуд;
— увеличение живота (из-за асцита);
— олигурия;
— слабость, быстрая утомляемость;
— нарушение сна;
— раздражительность;
— необходимость постоянно принимать лекарственные препараты;
— недостаток информации о заболевании; необходимость отказа от приема алкоголя;
— дефицит самоухода.
Б. Потенциальные:
— риск развития кровотечений из вен пищевода, геморроидальных вен;
— риск развития печеночной комы; возможность инвалидизации.
Сбор информации при первичном обследовании:
А. Расспрос пациента о:
— перенесенных ранее заболеваниях (гепатит, заболевания желчевыводящих путей);
— отношении пациента к алкоголю;
— особенностях питания;
— профессиональной деятельности (контакт с гепатотропными ядами);
— приеме гепатотропных лекарственных препаратов;
— аллергических реакциях на лекарства, продукты питания и пр.;
— длительности заболевания, частоте обострений;
— наблюдении гастроэнтерологом, регулярности обследования (даты результатов последних биохимических анализов крови АЛT,ACT, белковые фракции крови; осадочные пробы, УЗИ, сканирования печени);
— приеме лекарственных препаратов (название препарата, доза, регулярность приема, переносимость);
— жалобах пациента в момент осмотра.
Б. Осмотр пациента:
— состояние кожных покровов и слизистых; цвет (наличие желтухи или иктеричности). цвет ладоней, наличие расчесов, «сосудистых звездочек», расширенных вен на передней брюшной стенке;
— масса тела пациента;
— измерение температуры тела; исследование пульса;
— измерение артериального давления;
— оценить размеры живота (наличие асцита);
— поверхностная пальпация живота.
Сестринские вмешательства, включая работу с семьей пациента:
1. Провести беседу с пациентом и его близкими о необходимости строго соблюдать диету с ограничением животных жиров и достаточным количеством белков, углеводов и витаминов. Исключить острые, жареные, маринованные блюда, специи. При асците ограничить употребление соли и жидкости. Режим питания — 4-5 раз в сутки.
2. Обеспечить пациенту полупостельный режим.
3. Убедить пациента в необходимости отказа от алкоголя.
4. Оказывать помощь при рвоте, метеоризме.
5. Осуществлять уход за кожей.
6. Информировать пациента о медикаментозном лечении (лекарственных препаратах, их дозе, правилах приема, побочных эффектах, переносимости).
7. Убедить пациента в необходимости соблюдения диеты, режима питания, приема лекарственных препаратов.
8. Обеспечить пациенту полноценный сон.
9. Осуществлять контроль за:
— соблюдением пациентом диеты, режима питания, полупостельного режима;
— передачами пациенту;
— регулярным приемом лекарственных средств:
— суточным диурезом;
— массой тела;
— состоянием кожных покровов;
— симптомами кровотечения (пульсом и артериальным давлением).
10. Оказывать первую помощь при кровотечении.
11. Подготовка пациента к биохимическим исследованиям крови, анализу кала на копрограмму и анализу мочи.
12. Подготовка пациента к УЗИ органов брюшной полости, холецистографии, сканированию печени. Если причиной цирроза печени явился гепатит, то необходимо строго соблюдать санэпидрежим:
— Больной должен помещаться в отдельную палату.
— Обеспечить пациента отдельными предметами ухода и посудой.
— Отдельно проводить обследование этой группы пациентов.
— Отдельно проводить процедуры, используя одноразовый инструментарий, дезинфицировать кал.
Источник
Îïèñàíèå èññëåäóåìîãî çàáîëåâàíèÿ. Ïðè÷èíû âîçíèêíîâåíèÿ, îñíîâíûå ïðîÿâëåíèÿ öèððîçà ïå÷åíè. Ñåñòðèíñêèé ïðîöåññ è ïðîáëåìû ïàöèåíòîâ. Ñáîð èíôîðìàöèè ïðè ïåðâè÷íîì îáñëåäîâàíèè. Äèàãíîñòèêà çàáîëåâàíèÿ. Ëå÷åíèå, äèåòà, îñëîæíåíèÿ, ïðîãíîç, ïðîôèëàêòèêà.
Ñòóäåíòû, àñïèðàíòû, ìîëîäûå ó÷åíûå, èñïîëüçóþùèå áàçó çíàíèé â ñâîåé ó÷åáå è ðàáîòå, áóäóò âàì î÷åíü áëàãîäàðíû.
Ðàçìåùåíî íà https://www.allbest.ru/
ÌÈÍÈÑÒÅÐÑÒÂÎ ÇÄÐÀÂÎÎÕÐÀÍÅÍÈß ÐÔ
Ôåäåðàëüíîå ìåäèêî-áèîëîãè÷åñêîå àãåíòñòâî (ÔÌÁÀ Ðîññèè)
Ôåäåðàëüíîå ãîñóäàðñòâåííîå áþäæåòíîå îáðàçîâàòåëüíîå ó÷ðåæäåíèå
Äîïîëíèòåëüíîãî ïðîôåññèîíàëüíîãî îáðàçîâàíèÿ «Îáíèíñêèé öåíòð ïîâûøåíèÿ êâàëèôèêàöèè è ïåðåïîäãîòîâêè ñïåöèàëèñòîâ ñî ñðåäíèì ìåäèöèíñêèì è ôàðìàöåâòè÷åñêèì îáðàçîâàíèåì» ÔÃÁÎÓ ÄÏÎ ÔÌÁÀ Ðîññèè
Ðåôåðàò:
Öèêë «Ñåñòðèíñêîå äåëî â õèðóðãèè»
«Ñåñòðèíñêèé ïðîöåññïðè öèððîçàõ ïå÷åíè.Äèàãíîñòèêà, ëå÷åíèå»
Îáíèíñê — 2016
Öèððîç ïå÷åíè — õðîíè÷åñêîå ïðîãðåññèðóþùåå çàáîëåâàíèå, õàðàêòåðèçóþùååñÿ äèñòðîôèåé è íåêðîçîì ïå÷åíî÷íîé òêàíè, ïðèçíàêàìè ïå÷åíî÷íîé íåäîñòàòî÷íîñòè è ïîðòàëüíîé ãèïåðòåíçèè, ñîïðîâîæäàþùååñÿ ðàçðàñòàíèåì ñîåäèíèòåëüíîé òêàíè è ãëóáîêèìè íàðóøåíèÿìè ñòðóêòóðû è ôóíêöèè ïå÷åíè.
Ïðè÷èíû âîçíèêíîâåíèÿ öèððîçà ïå÷åíè
Îñíîâíûìè ôàêòîðàìè ðèñêà ðàçâèòèÿ öèððîçà ïðèíÿòî ñ÷èòàòü:
1. Õðîíè÷åñêèå âèðóñíûå ãåïàòèòû Â, Ñ.
2. Çëîóïîòðåáëåíèå àëêîãîëåì.
3. Ãåïàòîòðîïíûå ëåêàðñòâà.
4. Òîêñè÷åñêîå âîçäåéñòâèå ïðîìûøëåííûõ ÿäîâ, ëåêàðñòâåííûõ ñðåäñòâ (ìåòîòðåêñàò, èçîíèàçèä è äð.), ìèêîòîêñèíîâ è äð.
5. Äëèòåëüíîå ïîðàæåíèå æåë÷íûõ ïóòåé.
6. Âåíîçíûé çàñòîé â ïå÷åíè, ñâÿçàííûé ñ äëèòåëüíîé è òÿæåëîé ñåðäå÷íîé íåäîñòàòî÷íîñòüþ.
7. Íàñëåäñòâåííûå áîëåçíè —ãåìîõðîìàòîç, ãåïàòîöåðåáðàëüíàÿ äèñòðîôèÿ, íåäîñòàòî÷íîñòü aëüôà-îäèí-àíòèòðèïñèíà, ãàëàêòîçåìèÿ, ãëèêîãåíîç è äð.
Ïðîÿâëåíèÿ öèððîçà ïå÷åíè
Æàëîáû íà ñëàáîñòü, ïîâûøåííóþ óòîìëÿåìîñòü, ñíèæåíèå ðàáîòîñïîñîáíîñòè è àïïåòèòà, äèñïåïòè÷åñêèå ðàññòðîéñòâà (òîøíîòó, ðâîòó, ãîðå÷ü âî ðòó, îòðûæêó, íåïåðåíîñèìîñòü æèðíîé ïèùè, àëêîãîëÿ).
Õàðàêòåðíû ÷óâñòâî òÿæåñòè èëè áîëè â æèâîòå, ïðåèìóùåñòâåííî â ïðàâîì ïîäðåáåðüå è ïîäëîæå÷íîé îáëàñòè. Ñðåäè ïðèçíàêîâ öèððîçà ïå÷åíè çíà÷åíèå èìåþò òàê íàçûâàåìûå «ïå÷åíî÷íûå çíàêè: «ñîñóäèñòûå çâåçäî÷êè» (òåëåàíãèîýêòàçèè), ýðèòåìà ëàäîíåé («ïå÷åíî÷íûå ëàäîíè»), «ëàêîâûé» ìàëèíîâîãî öâåòà ÿçûê. Èç-çà õîëåñòàçà âèäíû òåìíàÿ ìî÷à è ñâåòëîãî öâåòà êàë.
Íåðåäêî íàáëþäàþòñÿ êðîâîèçëèÿíèÿ â êîæó, à òàêæå ïîâûøåííàÿ êðîâîòî÷èâîñòü ñëèçèñòûõ îáîëî÷åê.
Îòìå÷àþòñÿ êîæíûé çóä, áîëè â ñóñòàâàõ, óìåíüøåíèÿ âîëîñÿíîãî ïîêðîâà â îáëàñòè ïîäìûøå÷íûõ âïàäèí è ëîáêà, ñíèæåíèÿ ïîëîâîãî âëå÷åíèÿ. Òåìïåðàòóðà òåëà ïîâûøàåòñÿ óìåðåííî èëè îñòàåòñÿ â ïðåäåëàõ íîðìû.
×àñòî íàáëþäàåòñÿ àñòåíè÷åñêèé ñèíäðîì, ïðîÿâëÿþùèéñÿ ñëàáîñòüþ, ïîâûøåííîé óòîìëÿåìîñòüþ, ðàçäðàæèòåëüíîñòüþ, ñëåçëèâîñòüþ, íåóñòîé÷èâîñòüþ íàñòðîåíèÿ. Áîëüíûå âïå÷àòëèòåëüíû, ÷àñòî îáèä÷èâû, ïðèäèð÷èâû, ïîäîçðèòåëüíû, ñêëîííû ê èñòåðè÷åñêèì ðåàêöèÿì. Õàðàêòåðíû íàðóøåíèå ñíà — áåññîííèöà íî÷üþ, ñîíëèâîñòü äíåì.
Òå÷åíèå öèððîçà ïå÷åíè áûâàþò âûçâàíû ïðîñòóäíûìè çàáîëåâàíèÿìè, íàðóøåíèåì ðåæèìà, óïîòðåáëåíèåì àëêîãîëÿ.
Ñåñòðèíñêèé ïðîöåññ ïðè öèððîçå ïå÷åíè
Ïðîáëåìû ïàöèåíòîâ:
À. Ñóùåñòâóþùèå (íàñòîÿùèå):
— áîëè â ïðàâîì ïîäðåáåðüå; òîøíîòà, ãîðå÷ü âî ðòó;
— ìåòåîðèçì;
— ñíèæåíèå àïïåòèòà;
— êîæíûé çóä;
— óâåëè÷åíèå æèâîòà (èç-çà àñöèòà);
— îëèãóðèÿ;
— ñëàáîñòü, áûñòðàÿ óòîìëÿåìîñòü;
— íàðóøåíèå ñíà;
— ðàçäðàæèòåëüíîñòü;
— íåîáõîäèìîñòü ïîñòîÿííî ïðèíèìàòü ëåêàðñòâåííûå ïðåïàðàòû;
— íåäîñòàòîê èíôîðìàöèè î çàáîëåâàíèè; íåîáõîäèìîñòü îòêàçà îò ïðèåìà àëêîãîëÿ;
— äåôèöèò ñàìîóõîäà.
Á. Ïîòåíöèàëüíûå:
— ðèñê ðàçâèòèÿ êðîâîòå÷åíèé èç âåí ïèùåâîäà, ãåìîððîèäàëüíûõ âåí;
— ðèñê ðàçâèòèÿ ïå÷åíî÷íîé êîìû; âîçìîæíîñòü èíâàëèäèçàöèè.
Ñáîð èíôîðìàöèè ïðè ïåðâè÷íîì îáñëåäîâàíèè
À. Ðàññïðîñ ïàöèåíòà î:
— ïåðåíåñåííûõ ðàíåå çàáîëåâàíèÿõ (ãåïàòèò, çàáîëåâàíèÿ æåë÷åâûâîäÿùèõ ïóòåé);
— îòíîøåíèè ïàöèåíòà ê àëêîãîëþ;
— îñîáåííîñòÿõ ïèòàíèÿ;
— ïðîôåññèîíàëüíîé äåÿòåëüíîñòè (êîíòàêò ñ ãåïàòîòðîïíûìè ÿäàìè);
— ïðèåìå ãåïàòîòðîïíûõ ëåêàðñòâåííûõ ïðåïàðàòîâ;
— àëëåðãè÷åñêèõ ðåàêöèÿõ íà ëåêàðñòâà, ïðîäóêòû ïèòàíèÿ è ïð.;
— äëèòåëüíîñòè çàáîëåâàíèÿ, ÷àñòîòå îáîñòðåíèé;
— íàáëþäåíèè ãàñòðîýíòåðîëîãîì, ðåãóëÿðíîñòè îáñëåäîâàíèÿ (äàòû ðåçóëüòàòîâ ïîñëåäíèõ áèîõèìè÷åñêèõ àíàëèçîâ êðîâè ÀËT,ACT, áåëêîâûå ôðàêöèè êðîâè; îñàäî÷íûå ïðîáû, ÓÇÈ, ñêàíèðîâàíèÿ ïå÷åíè);
— ïðèåìå ëåêàðñòâåííûõ ïðåïàðàòîâ (íàçâàíèå ïðåïàðàòà, äîçà, ðåãóëÿðíîñòü ïðèåìà, ïåðåíîñèìîñòü);
— æàëîáàõ ïàöèåíòà â ìîìåíò îñìîòðà.
Á. Îñìîòð ïàöèåíòà:
— ñîñòîÿíèå êîæíûõ ïîêðîâîâ è ñëèçèñòûõ; öâåò (íàëè÷èå æåëòóõè èëè èêòåðè÷íîñòè). öâåò ëàäîíåé, íàëè÷èå ðàñ÷åñîâ, «ñîñóäèñòûõ çâåçäî÷åê», ðàñøèðåííûõ âåí íà ïåðåäíåé áðþøíîé ñòåíêå;
— ìàññà òåëà ïàöèåíòà;
— èçìåðåíèå òåìïåðàòóðû òåëà; èññëåäîâàíèå ïóëüñà;
— èçìåðåíèå àðòåðèàëüíîãî äàâëåíèÿ;
— îöåíèòü ðàçìåðû æèâîòà (íàëè÷èå àñöèòà);
— ïîâåðõíîñòíàÿ ïàëüïàöèÿ æèâîòà.
Ñåñòðèíñêèå âìåøàòåëüñòâà, âêëþ÷àÿ ðàáîòó ñ ñåìüåé ïàöèåíòà
1. Ïðîâåñòè áåñåäó ñ ïàöèåíòîì è åãî áëèçêèìè î íåîáõîäèìîñòè ñòðîãî ñîáëþäàòü äèåòó ñ îãðàíè÷åíèåì æèâîòíûõ æèðîâ è äîñòàòî÷íûì êîëè÷åñòâîì áåëêîâ, óãëåâîäîâ è âèòàìèíîâ. Èñêëþ÷èòü îñòðûå, æàðåíûå, ìàðèíîâàííûå áëþäà, ñïåöèè. Ïðè àñöèòå îãðàíè÷èòü óïîòðåáëåíèå ñîëè è æèäêîñòè. Ðåæèì ïèòàíèÿ — 4-5 ðàç â ñóòêè.
2. Îáåñïå÷èòü ïàöèåíòó ïîëóïîñòåëüíûé ðåæèì.
3. Óáåäèòü ïàöèåíòà â íåîáõîäèìîñòè îòêàçà îò àëêîãîëÿ.
4. Îêàçûâàòü ïîìîùü ïðè ðâîòå, ìåòåîðèçìå.
5. Îñóùåñòâëÿòü óõîä çà êîæåé.
6. Èíôîðìèðîâàòü ïàöèåíòà î ìåäèêàìåíòîçíîì ëå÷åíèè (ëåêàðñòâåííûõ ïðåïàðàòàõ, èõ äîçå, ïðàâèëàõ ïðèåìà, ïîáî÷íûõ ýôôåêòàõ, ïåðåíîñèìîñòè).
7. Óáåäèòü ïàöèåíòà â íåîáõîäèìîñòè ñîáëþäåíèÿ äèåòû, ðåæèìà ïèòàíèÿ, ïðèåìà ëåêàðñòâåííûõ ïðåïàðàòîâ.
8. Îáåñïå÷èòü ïàöèåíòó ïîëíîöåííûé ñîí.
9. Îñóùåñòâëÿòü êîíòðîëü çà:
— ñîáëþäåíèåì ïàöèåíòîì äèåòû, ðåæèìà ïèòàíèÿ, ïîëóïîñòåëüíîãî ðåæèìà;
— ïåðåäà÷àìè ïàöèåíòó;
— ðåãóëÿðíûì ïðèåìîì ëåêàðñòâåííûõ ñðåäñòâ:
— ñóòî÷íûì äèóðåçîì;
— ìàññîé òåëà;
— ñîñòîÿíèåì êîæíûõ ïîêðîâîâ;
— ñèìïòîìàìè êðîâîòå÷åíèÿ (ïóëüñîì è àðòåðèàëüíûì äàâëåíèåì).
10. Îêàçûâàòü ïåðâóþ ïîìîùü ïðè êðîâîòå÷åíèè.
11. Ïîäãîòîâêà ïàöèåíòà ê áèîõèìè÷åñêèì èññëåäîâàíèÿì êðîâè, àíàëèçó êàëà íà êîïðîãðàììó è àíàëèçó ìî÷è.
12. Ïîäãîòîâêà ïàöèåíòà ê ÓÇÈ îðãàíîâ áðþøíîé ïîëîñòè, õîëåöèñòîãðàôèè, ñêàíèðîâàíèþ ïå÷åíè. Åñëè ïðè÷èíîé öèððîçà ïå÷åíè ÿâèëñÿ ãåïàòèò, òî íåîáõîäèìî ñòðîãî ñîáëþäàòü ñàíýïèäðåæèì:
— Áîëüíîé äîëæåí ïîìåùàòüñÿ â îòäåëüíóþ ïàëàòó.
— Îáåñïå÷èòü ïàöèåíòà îòäåëüíûìè ïðåäìåòàìè óõîäà è ïîñóäîé.
— Îòäåëüíî ïðîâîäèòü îáñëåäîâàíèå ýòîé ãðóïïû ïàöèåíòîâ.
— Îòäåëüíî ïðîâîäèòü ïðîöåäóðû, èñïîëüçóÿ îäíîðàçîâûé èíñòðóìåíòàðèé, äåçèíôèöèðîâàòü êàë.
Äèàãíîñòèêà
Äèàãíîç öèððîçà ïå÷åíè íà ðàííèõ ñòàäèÿõ ïðåäñòàâëÿåò çíà÷èòåëüíûå òðóäíîñòè, ïîñêîëüêó çàáîëåâàíèå ðàçâèâàåòñÿ ïîñòåïåííî è âíà÷àëå íå èìååò âûðàæåííûõ ïðîÿâëåíèé.
Ñóùåñòâåííîå çíà÷åíèå â ðàñïîçíàâàíèè öèððîçà ïå÷åíè èìåþò óëüòðàçâóêîâûå, ðåíòãåíîëîãè÷åñêèå è ðàäèîíóêëèäíûå ìåòîäû èññëåäîâàíèÿ. Äîâîëüíî òî÷íóþ èíôîðìàöèþ î ñîñòîÿíèè ïå÷åíè ïðè öèððîçå ìîæíî ïîëó÷èòü ñ ïîìîùüþ êîìïüþòåðíîé òîìîãðàôèè.
Ðàäèîíóêëèäíîå èññëåäîâàíèå ïå÷åíè — ñöèíòèãðàôèÿ ïî ñâîåé èíôîðìàòèâíîñòè óñòóïàåò óëüòðàçâóêîâîìó èññëåäîâàíèþ è êîìïüþòåðíîé òîìîãðàôèè, îäíàêî â îòëè÷èå îò íèõ îíà ïîçâîëÿåò îöåíèòü òàêæå ôóíêöèþ îðãàíà.
Ðåøàþùåå â äèàãíîñòèêå öèððîçà çíà÷åíèå èìååò èññëåäîâàíèå òêàíè ïå÷åíè, ïîëó÷åííîé ïðè ïóíêöèîííîé áèîïñèè — ñëåïîé èëè ïðèöåëüíîé, ïðîâîäèìîé ïîä êîíòðîëåì óëüòðàçâóêà èëè ïðè ëàïàðîñêîïèè.
Ëå÷åíèå öèððîçà ïå÷åíè
Îãðàíè÷èâàþò ïñèõè÷åñêèå è ôèçè÷åñêèå íàãðóçêè. Ïðè îáùåì õîðîøåì ñîñòîÿíèè ðåêîìåíäóþòñÿ ëå÷åáíàÿ õîäüáà, ëå÷åáíàÿ ãèìíàñòèêà. Æåíùèíû ñ àêòèâíûì öèððîçîì ïå÷åíè äîëæíû èçáåãàòü áåðåìåííîñòè.
Êîìïåíñèðîâàííûé íåàêòèâíûé öèððîç ïå÷åíè ìåäèêàìåíòîçíîãî ëå÷åíèÿ, êàê ïðàâèëî, íå òðåáóåò. Êðîìå òîãî, ñëåäóåò âîîáùå ìàêñèìàëüíî îãðàíè÷èòü ïðèåì ëåêàðñòâåííûõ ñðåäñòâ, îñîáåííî óñïîêàèâàþùèõ.
Ïðè ñóá- è äåêîìïåíñèðîâàííîé ôîðìàõ âûáîð ëåêàðñòâåííîé òåðàïèè îïðåäåëÿåòñÿ õàðàêòåðîì îñíîâíûõ ïðîÿâëåíèé çàáîëåâàíèÿ.  ñëó÷àå íèçêîãî ñîäåðæàíèÿ áåëêà â êðîâè íàçíà÷àþò àíàáîëè÷åñêèå ñòåðîèäû, ïåðåëèâàíèÿ ðàñòâîðà àëüáóìèíà è ïëàçìû. Íàëè÷èå àíåìèè ÿâëÿåòñÿ ïîêàçàíèåì ê íàçíà÷åíèþ ïðåïàðàòîâ æåëåçà. Ïðè îòåêàõ è àñöèäå îãðàíè÷èâàþò ïðèåì æèäêîñòè, èñêëþ÷àþò èç ðàöèîíà ïîâàðåííóþ ñîëü, íàçíà÷àþò ìî÷åãîííûå ñðåäñòâà (ãèïîòèàçèä, ôóðîñåìèä) â ñî÷åòàíèè ñ àíòàãîíèñòàìè àëüäîñòåðîíà (ñïèðîíîëàêòîíîì). Ïàðàöåíòåç ïðîèçâîäÿò ïî æèçíåííûì ïîêàçàíèÿì, âûïóñêàÿ îäíîìîìåíòíî íå áîëåå 3 ë æèäêîñòè.
Ïðèìåíÿþò òàêæå òàê íàçûâàåìûå ãåïàòîïðîòåêòîðû — âèòàìèíû ãðóïïû Â, îðîòîâóþ êèñëîòó, ýêñòðàêòû è ãèäðîëèçàòû ïå÷åíè, ñèëèáèíèí (ëåãàëåí), ýññåíöèàëå è äð.
 ñëó÷àå àêòèâíîñòè ïðîöåññà èñïîëüçóþò òå æå ñðåäñòâà, ÷òî è ïðè õðîíè÷åñêîì àêòèâíîì ãåïàòèòå, îñíîâíûìè èç íèõ ÿâëÿþòñÿ ãîðìîíû (ïðåäíèçîëîí) è èììóíîäåïðåññàíòû (àçàòèîïðèí è äð.). Èõ ýôôåêòèâíîñòü íàõîäèòñÿ â îáðàòíîé çàâèñèìîñòè îò ãëóáèíû ñòðóêòóðíîé ïåðåñòðîéêè òêàíè ïå÷åíè è â äàëåêî çàøåäøèõ ñòàäèÿõ öèððîçà ïå÷åíè áëèçêà ê íóëþ.
Äëÿ ïðåäóïðåæäåíèÿ èíôåêöèé âñåì áîëüíûì ñ öèððîçîì ïå÷åíè ïðè ëþáûõ âìåøàòåëüñòâàõ (óäàëåíèè çóáà, ïàðàöåíòåçå, ðåêòîðîìàíîñêîïèè è äð.) ïðîôèëàêòè÷åñêè íàçíà÷àþò àíòèáèîòèêè. Àíòèáàêòåðèàëüíàÿ òåðàïèÿ ïîêàçàíà òàêæå äàæå ïðè ëåãêèõ èíôåêöèîííûõ ïðîöåññàõ.
Îáùèå ñîâåòû áîëüíûì öèððîçîì ïå÷åíè
1.Îòäûõàéòå, êàê òîëüêî ïî÷óâñòâóåòå óñòàëîñòü.
2.Íå ïîäíèìàéòå òÿæåñòè (ýòî ìîæåò ñïðîâîöèðîâàòü æåëóäî÷íî-êèøå÷íîå êðîâîòå÷åíèå)
3.Äîáèâàéòåñü ÷àñòîòû ñòóëà 1-2 ðàçà â äåíü. Áîëüíûì öèððîçîì ïå÷åíè äëÿ íîðìàëèçàöèè ðàáîòû êèøå÷íèêà è ñîñòàâà êèøå÷íîé ôëîðû â ïîëüçó «ïîëåçíûõ» áàêòåðèé ðåêîìåíäóåòñÿ ïðèíèìàòü ëàêòóëîçó (äþôàëàê). Äþôàëàê íàçíà÷àþò â òîé äîçå, êîòîðàÿ âûçûâàåò ìÿãêèé, ïîëóîôîðìëåííûé ñòóë 1-2 ðàçà â äåíü. Äîçà êîëåáëåòñÿ îò 1-3 ÷àéíûõ ëîæåê äî 1-3 ñòîëîâûõ ëîæåê â ñóòêè, ïîäáèðàåòñÿ èíäèâèäóàëüíî. Ó ïðåïàðàòà íåò ïðîòèâîïîêàçàíèé, åãî ìîæíî ïðèíèìàòü äàæå ìàëåíüêèì äåòÿì è áåðåìåííûì æåíùèíàì.
4.Äëÿ óëó÷øåíèÿ ïèùåâàðåíèÿ áîëüíûì íàçíà÷àþò ïîëèôåðìåíòíûå ïðåïàðàòû. Ïðè çàäåðæêå æèäêîñòè â îðãàíèçìå (îòåêè, àñöèò) íåîáõîäèìî îãðàíè÷èòü ïðèåì ïîâàðåííîé ñîëè äî 0,5ã â ñóòêè, æèäêîñòè — äî 1000-1500ìë â ñóòêè.
5.Åæåäíåâíî èçìåðÿéòå âåñ òåëà, îáúåì æèâîòà íà óðîâíå ïóïêà (óâåëè÷åíèå â îáúåìå æèâîòà è âåñà òåëà ãîâîðèò î çàäåðæêå æèäêîñòè);
6.Åæåäíåâíî ñ÷èòàéòå áàëàíñ æèäêîñòè çà ñóòêè (äèóðåç): ïîäñ÷èòûâàòü îáúåì âñåé ïðèíèìàåìîé âíóòðü æèäêîñòè (÷àé, êîôå, âîäà, ñóï, ôðóêòû è ò.ä.) è ïîäñ÷èòûâàòü âñþ æèäêîñòü, âûäåëÿåìóþ ïðè ìî÷åèñïóñêàíèè. Êîëè÷åñòâî âûäåëÿåìîé æèäêîñòè äîëæíî áûòü ïðèìåðíî íà 200-300 ìë áîëüøå, ÷åì êîëè÷åñòâî ïðèíÿòîé æèäêîñòè.
7.Äëÿ êîíòðîëÿ ñòåïåíè ïîðàæåíèÿ íåðâíîé ñèñòåìû ðåêîìåíäóåòñÿ èñïîëüçîâàòü ïðîñòîé òåñò ñ ïî÷åðêîì: êàæäûé äåíü çàïèñûâàéòå êîðîòêóþ ôðàçó, íàïðèìåð, «Äîáðîå óòðî» â ñïåöèàëüíóþ òåòðàäü. Ïîêàçûâàéòå ñâîþ òåòðàäü ðîäñòâåííèêàì — ïðè èçìåíåíèè ïî÷åðêà îáðàòèòåñü ê ëå÷àùåìó âðà÷ó.
Äèåòà
Èñêëþ÷àþòñÿ èç ïèòàíèÿ:
ìèíåðàëüíûå âîäû, ñîäåðæàùèå íàòðèé;
àëêîãîëü;
ñîëü
ïðîäóêòû, ñîäåðæàùèå ïåêàðíûé ïîðîøîê è ïèòüåâóþ ñîäó.
ñîëåíüÿ, îëèâêè, âåò÷èíà, áåêîí, ñîëîíèíà, ÿçûêè, óñòðèöû, ìèäèè, ñåëüäü, ðûáíûå è ìÿñíûå êîíñåðâû, ðûáíûé è ìÿñíîé ïàøòåò, êîëáàñà, ìàéîíåç, ðàçëè÷íûå áàíî÷íûå ñîóñû è âñå âèäû ñûðîâ, ìîðîæåíîå.
Ðàçðåøàåòñÿ:
Ãîâÿäèíà, ìÿñî äîìàøíåé ïòèöû, êðîëèêà èëè ðûáû è îäíî ÿéöî â ñóòêè.
Ìîëîêî îãðàíè÷èâàåòñÿ äî 1 ñòàêàíà â ñóòêè. Íåæèðíàÿ ñìåòàíà.
Âàðåíûé ðèñ (áåç ñîëè).
Ëþáûå îâîùè è ôðóêòû â ñâåæåì âèäå èëè â âèäå áëþä, ïðèãîòîâëåííûõ â äîìàøíèõ óñëîâèÿõ.
Îñëîæíåíèÿ
1.Ïå÷¸íî÷íàÿ êîìà
2. Êðîâîòå÷åíèå èç âàðèêîçíî-ðàñøèðåííûõ âåí ïèùåâîäà
3. Òðîìáîç â ñèñòåìå âîðîòíîé âåíû
4. Ãåïàòîðåíàëüíûé ñèíäðîì
5. ôîðìèðîâàíèå ðàêà ïå÷åíè
6.èíôåêöèîííûå îñëîæíåíèÿ — ïíåâìîíèè,, «ñïîíòàííûé»ïåðåòîíèò ïðè àñöèòå, ñåïñèñ.
Ïðîãíîç
Ïðîäîëæèòåëüíîñòü æèçíè ïðè öèððîçå ïå÷åíè çàâèñèò îò ñòåïåíè êîìïåíñàöèè ïðîöåññà. Ïðèìåðíî ïîëîâèíà áîëüíûõ ñ êîìïåíñèðîâàííûì (â ìîìåíò óñòàíîâëåíèÿ äèàãíîçà) öèððîçîì æèâåò áîëåå 7 ëåò.
Ïðè äåêîìïåíñèðîâàííîì öèððîçå ÷åðåç 3 ãîäà îñòàåòñÿ â æèâûõ 11—41%. Ïðè ðàçâèòèè àñöèòà ëèøü ÷åòâåðòàÿ ÷àñòü áîëüíûõ ïåðåæèâàåò 3 ãîäà. Åùå áîëåå íåáëàãîïðèÿòíûé ïðîãíîç èìååò öèððîç, ñîïðîâîæäàþùèéñÿ ïîðàæåíèåì íåðâíîé ñèñòåìû, ïðè êîòîðîé áîëüíûå â áîëüøèíñòâå ñëó÷àåâ óìèðàþò â òå÷åíèå ãîäà.
Îñíîâíûå ïðè÷èíû ñìåðòè — ïå÷åíî÷íàÿ êîìà è êðîâîòå÷åíèå èç âåðõíèõ îòäåëîâ æåëóäî÷íî-êèøå÷íîãî òðàêòà. Áîëüíûå öèððîçîì ïå÷åíè îãðàíè÷åííî òðóäîñïîñîáíû (èíâàëèäíîñòü III ãðóïïû), à ïðè äåêîìïåíñèðîâàííîì öèððîçå, àêòèâíûõ ôîðìàõ çàáîëåâàíèÿ è ïðè ïðèñîåäèíåíèè îñëîæíåíèé — íåòðóäîñïîñîáíû (èíâàëèäíîñòü II è I ãðóïïû).
Ïðîôèëàêòèêà
Ïðîôèëàêòèêà çàêëþ÷àåòñÿ â ïðåäóïðåæäåíèè è ñâîåâðåìåííîì ëå÷åíèè çàáîëåâàíèé, ïðèâîäÿùèõ ê öèððîçó ïå÷åíè (â ïåðâóþ î÷åðåäü àëêîãîëèçìà è âèðóñíûõ ãåïàòèòîâ).
Ñïèñîê èñïîëüçîâàííûõ èñòî÷íèêîâ
öèððîç ïå÷åíü ñåñòðèíñêèé ëå÷åíèå
1.Ãàðáóçåíêî Ä. Â. Ãåìîäèíàìè÷åñêèå íàðóøåíèÿ ïðè öèððîçå ïå÷åíè
2.Øåðëîê Ø., Äóëè Äæ. Çàáîëåâàíèÿ ïå÷åíè è æ¸ë÷íûõ ïóòåé.
3. Å. Ì. Êëèìîâà, È. À. Âîòÿêîâà, È. À. Êðèâöîâà. Áîëåçíè ïå÷åíè.
Ðàçìåùåíî íà Allbest.ru
Источник
Цирроз печени является тяжёлым заболеванием, часто развивающимся при алкогольном поражении печени и нередко требующим лечения в стационаре. Пациенты с терминальной стадией болезни находятся, как правило, в крайне тяжёлом состоянии, и им требуется медицинская помощь со стороны персонала различной квалификации. Сестринский процесс при циррозе печени — один из важных аспектов в терапии заболевания.
Функции медицинской сестры
Сестринский процесс — это метод организовать и оказать помощь, обеспечить удовлетворение потребностей пациента, нуждающегося в уходе. Целью сестринского процесса является создание условий и поддержание жизнеспособности, максимальное облегчение физиологического и психоэмоционального состояния пациента с тяжёлой болезнью.
Сестринский процесс осуществляется поэтапно и включает несколько стадий. Проводится сестринское обследование, во время которого выявляются и интерпретируются проблемы пациента, изучается история болезни. На основании проанализированных данных составляется и реализуется план сестринского процесса. Заключительный этап осуществления сестринского процесса это оценка эффективности и внесение корректив в план ухода при необходимости.
Существуют некоторые особенности сестринского ухода при циррозе печени. Медсестра должна знать этиологию, патогенез, провоцирующие факторы цирроза печени, диагностические методы, особенности подготовки пациента к различным способам обследований, терапевтические и профилактические принципы.
Несмотря на то, что основная терапия назначается и осуществляется лечащим врачом, медсестра, находясь рядом с пациентом почти всё время, может оценить изменения в его состоянии, как положительные, так и отрицательные. В обязанности медицинской сестры входит не только осуществление должного ухода за пациентом, умение проводить назначенные процедуры. Она должна знать, как именно действуют различные препараты и манипуляции на организм пациента, чтобы своевременно заметить нестандартную ситуацию.
Почему важна помощь медицинской сестры для больного циррозом печени?
Для того чтобы полноценно и эффективно осуществлять сестринский уход медсестра должна постоянно находиться в контакте с пациентом и его близкими, осуществлять сбор данных, анализировать их. Ухаживающий за больным с циррозом персонал должен регулярно оценивать его эмоциональное, психическое и физиологическое состояние, чтобы вовремя выявить и по возможности предупредить потенциальные осложнения.
Цирроз печени — это хроническое заболевание, прогрессирование которого можно затормозить, но не излечить полностью. На это и направлена терапевтическая помощь больному. В терминальных стадиях цирротического процесса пациент, как правило, находится в крайне тяжёлом состоянии. Ухаживать за таким больным дома самостоятельно у родственников нет возможности, ведь ему могут потребоваться специфические препараты или процедуры.
К обязанностям медицинской сестры при уходе за пациентами с циррозом относятся:
- осуществление контроля за рационом больного, обучение его правилам диетического питания при печёночно-клеточной недостаточности на фоне цирроза,
- контроль за соблюдением постельного режима, оказание помощи в осуществлении гигиенических процедур, своевременная помощь в отправлении естественных надобностей,
- сбор биологического материала пациента для лабораторных анализов,
- подготовка к проведению различных видов диагностических исследований,
- помощь в проведении диагностических и терапевтических процедур,
- осуществление своевременного введения препаратов методом инфузии или инъекций, контроль за соблюдением схемы перорально вводимых препаратов согласно назначениям лечащего врача,
- контроль жизненных показателей пациента (давления, температуры, массы тела),
- отслеживание и оценка состояния пациента, принятие решений о необходимости срочного вызова лечащего врача или оказание неотложной помощи при необходимости.
Приоритетная задача медсестры при уходе за больными, у которых диагностировано наличие гепатитов или цирроза, заключается в том, чтобы обучить пациента, если он в сознательном состоянии, правилам диеты и поведения в болезни.
Уход за лежачим больным
Уход за лежачими больными при циррозе печени требует особых навыков, которыми должна в полной мере владеть медицинская сестра. При заболеваниях печени такой тяжести, а также после хирургических вмешательств, пациентам требуется постельный режим, а часто они и не способны самостоятельно передвигаться и им требуется специфическая помощь в отправлении естественных надобностей.
Если пациент чрезмерно ослаблен, то медсестра помогает ему принимать пищу, отправлять естественные надобности, потирает глаза, чистит уши и нос. Также она помогает в осуществлении гигиенических процедур — умывании, приёме душа или ванны. Если больной не может самостоятельно двигаться, то медсестра не реже чем раз в три-четыре дня проводит полное обмывание или обтирание влажной тканью. Еженедельно или по необходимости проводится смена постельного белья.
Потенциальная проблема лежачих больных — это образование так называемых пролежней. Предотвращение возникновения такой проблемы — одна из непосредственных задач медсестры. Она должна раз в несколько часов переворачивать пациента, расправлять складки на постельном белье и пижаме. С целью предотвращения пролежней медицинская сестра должна также регулярно проводить осмотр кожных покровов больного, своевременно выявлять наиболее уязвимые участки и проводить их обработку специальными медикаментозными средствами.
Необходимо внимательно следить за тем, чтобы кожные покровы лежачего пациента оставались сухими. Если у пациента наблюдается повышенное потоотделение, необходимо регулярно протирать кожу сухим полотенцем, использовать тальк. Испражнения следует убирать незамедлительно, так как, находясь в контакте с кожными покровами, они оказывают сильное раздражающее действие.
Проветривание палаты, контроль за осуществлением санитарных мероприятий, ежедневной влажной уборки в больницах осуществляется также медицинскими сёстрами.
План сестринского ухода
Планирование является неотъемлемой частью работы медицинской сестры. Первый этап плана — это изучение истории болезни и осмотр больного. В обязанности медсестры входит оформление и ведение карточки больного. Она собирает и записывает данные, полученные от самого пациента, а также от его родственников. Контакт с больным — непременное условие эффективного осуществления сестринского процесса.
Обследование заключается как в выявлении субъективных жалоб пациента, так и объективных показателей, выявленных при проведении осмотра и физикального обследования.
Вторым этапом плана является анализ полученных данных. Интерпретируя полученные сведения, медсестра определяет настоящие и потенциальные проблемы больного. К первым относятся факторы, беспокоящие больного на текущий момент времени. Цирроз печени характеризуется следующим синдромом:
- болевые ощущения в правом боку,
- ощущение горького привкуса во рту,
- повышенное газообразование,
- увеличение живота вследствие асцита,
- расстройства сна,
- чрезмерная нервозность, раздражительность, часто подавленное состояние,
- отсутствие аппетита,
- зудящие высыпания на теле,
- уменьшение производимой и отделяемой почками мочи,
- быстрая утомляемость при незначительных нагрузках.
Также к настоящим проблемам пациента может относиться необходимость отказа от спиртного, если цирроз является следствием злоупотребления алкоголем. К потенциальным проблемам пациента относят риск развития печёночной энцефалопатии, впадания в печёночную кому, вероятность внутренних кровотечений.
Третьим этапом сестринского процесса является составление плана сестринского ухода. Медицинская сестра документирует ожидаемые результаты осуществления плана. При планировании медсестра должна опираться на стандартные правила сестринского ухода, подстраивая их под проблемы конкретного пациента. Важным аспектом планирования является постановка целей. То есть медсестра должна чётко представлять и отразить в документах, какие результаты ожидается увидеть в краткосрочной и долгосрочной перспективе при выполнении всех пунктов плана, составленного для определенного пациента.
Четвёртым этапом сестринского процесса является претворение задач и целей в жизнь, то есть реализация намеченного плана. Совместно с пациентом медицинская сестра последовательно и планомерно осуществляет запланированные медицинские мероприятия, при этом фиксируя процесс документально. Этот этап является наиважнейшим в сестринском процессе. Медсестра должна четко представлять себе цель лечебного процесса, осуществлять индивидуальный подход к каждому пациенту, уважать его личность. Также от медсестры требуется наладить контакт с пациентом, обучить его самостоятельно ухаживать за собой в болезни, определять, какие продукты подходят при его диете и т.д. Важно помнить, что хотя медсестра и не занимается назначением лечения, её ответственность чрезвычайно велика.
Заключительным этапом планирования является оценка эффективности и внесение корректив в намеченный план, если это требуется. На этом этапе оценивается индивидуальная реакция пациента на сестринский уход, определяется, насколько качественной оказалась оказанная помощь, какие из поставленных целей были достигнуты.
Терапия циррозов во многом зависит от грамотных и продуманных действий медицинской сестры. В её ведении находится контроль за правильным питанием пациента, соблюдением им режима, рекомендаций врача, своевременный приём назначенных препаратов. Поэтому сестринский процесс в лечении таких тяжёлых заболеваний чрезвычайно важен. Основными задачами медсестры являются обеспечение надлежащего качества жизни пациента, правильное осуществление рекомендаций лечащего врача, грамотная оценка состояния больного и принятие решения о необходимости врачебного вмешательства. Также к задачам медицинской сестры относится скорейший выход пациента из состояния, в котором ему необходима медицинская помощь.
Видео
Сестринский процесс в стационаре и вне стационара.
Загрузка…
Источник