Диктант 6 класса вирусный гепатит

Общеобразовательные

М.: 2014. — 128 с.

Данное пособие полностью соответствует федеральному государственному образовательному стандарту (второго поколения). Пособие содержит большой выбор диктантов по видам (выборочный, распределительный, творческий, словарный), содержанию (морфология, орфография, лексика и фразеология, словообразование, повторение и систематизация изученного) и уровню сложности. Сборник предназначен для закрепления и отработки орфографических и пунктуационных навыков учащихся, а также итогового контроля. Издание рассчитано на учителей-словесников, работающих по учебнику М.Т. Баранова и др. «Русский язык. 6 класс», но может быть использовано и при работе по другим учебникам, входящим в Федеральный перечень учебников, оно также будет полезно каждому, кто хочет повысить свою грамотность.

Формат: pdf           

Размер:  1,9 Мб

Смотреть, скачать:   drive.google  

СОДЕРЖАНИЕ
От автора 6
ПОВТОРЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО В 5 КЛАССЕ

Фонетика и графика. Фонетический разбор слова. Орфография
Морфемы в слове. Морфемный разбор слова 8
Безударные проверяемые гласные в корне слова 9
Непроизносимые согласные в корне слова 10
О — Ё после шипящих в корне слова 11
Правописание приставок 12
Итоговый словарный диктант на тему «Морфемы в слове. Орфограммы в приставках и корнях слов» 12
Части речи. Морфологический разбор слова 13
Орфограммы в окончаниях слов 14
Контрольный словарный диктант по разделу «Повторение изученного в 5 классе» 14
Словосочетание 15
Простое предложение. Знаки препинания в конце и внутри простого предложения 16
Сложное предложение. Запятые в сложном предложении 17
Прямая речь. Диалог. Разделительные и выделительные знаки препинания в предложениях с прямой речью 18
Контрольные диктанты 19
ЛЕКСИКА И ФРАЗЕОЛОГИЯ. КУЛЬТУРА РЕЧИ
Повторение изученного в 5 классе
Общеупотребительные слова. Диалектные и профессиональные слова 23
Эмоционально окрашенные слова 24
Устаревшие и новые слова 25
Исконно русские и заимствованные слова 26
Фразеологизмы 26
Контрольные диктанты 27
СЛОВООБРАЗОВАНИЕ И ОРФОГРАФИЯ. КУЛЬТУРА РЕЧИ
Основные способы образования слов в русском языке
Буквы о и а в корне -кос кас- 32
Буквы о и а в корне -гор гор- 33
Буквы ыии после приставок 34
Гласные в приставках пре- и при- 34
Соединительные о и е в сложных словах 35
Контрольные диктанты 36
МОРФОЛОГИЯ И ОРФОГРАФИЯ. КУЛЬТУРА РЕЧИ

Имя существительное
Повторение изученного в 5 классе 39
Разносклоняемые имена существительные 39
Несклоняемые имена существительные 40
Имена существительные общего рода 41
Морфологический разбор имени существительного 41
Не с существительными 42
Буквы ч и ц в суффиксе -чик(-щик) 43
Гласные в суффиксах -ек и -ик 44
Гласные one после шипящих в суффиксах существительных 45
Контрольный словарный диктант 45
Контрольные диктанты 46
Имя прилагательное
Повторение изученного в 5 классе 49
Степени сравнения прилагательных 49
Разряды имён прилагательных по значению.
Качественные прилагательные 50
Относительные прилагательные 51
Притяжательные прилагательные 52
Морфологический разбор имени прилагательного 53
Не с прилагательными 53
Буквы о и е после шипящих и ц в суффиксах прилагательных 54
Одна и две буквы п в суффиксах прилагательных 55
Различение на письме суффиксов прилагательных -к- и -ск- 56
Дефисное и слитное написание сложных прилагательных 57
Контрольный словарный диктант 58
Контрольные диктанты 59
Имя числительное
Имя числительное как часть речи 61
Простые и составные числительные 62
Мягкий знак на конце и в середине числительных 63
Числительные, обозначающие целые числа 64
Дробные числительные 64
Собирательные числительные 65
Порядковые числительные 65
Морфологический разбор имени числительного 66
Контрольный словарный диктант 67
Контрольные диктанты 67
Местоимение
Местоимение как часть речи 70
Личные местоимения 71
Возвратное местоимение себя 72
Вопросительные и относительные местоимения 72
Неопределённые местоимения 73
Отрицательные местоимения 74
Притяжательные местоимения 75
Указательные местоимения 75
Определительные местоимения 76
Морфологический разбор местоимения 77
Контрольный словарный диктант 78
Контрольные диктанты 78
Глагол
Повторение изученного в 5 классе 81
Разноспрягаемые глаголы 82
Глаголы переходные и непереходные 83
Наклонения глагола 84
Безличные глаголы 85
Морфологический разбор глагола 85
Правописание гласных в суффиксах глаголов 86
Контрольный словарный диктант 87
Контрольные диктанты 88
ПОВТОРЕНИЕ
Разделы науки о языке
Орфография. Орфографический разбор 92
Пунктуация. Пунктуационный разбор 93
Лексика и фразеология 94
Словообразование. Морфемный и словообразовательный разбор 95
Морфология. Морфологический разбор слова 95
Синтаксис. Синтаксический разбор 96
Контрольный словарный диктант 97
Контрольные диктанты 97
Итоговые контрольные диктанты
Словарные диктанты 100
Орфограммы в корнях слов 100
Орфограммы в именах прилагательных 102
Орфограммы в числительных 104
Орфограммы в местоимениях 104
Орфограммы в глаголах 105
Диктанты по четвертям 106
Повторение и систематизация изученного в 5-6 классах 113
Итоговые контрольные диктанты с грамматическими заданиями разных уровней сложности 122

Сборник диктантов по русскому языку соответствует программе основной школы и охватывает все разделы курса русского языка 6 класса:
— повторение изученного в 5 классе;
— лексика и фразеология;
— словообразование;
— морфология (имя существительное, имя прилагательное, имя числительное, местоимение, глагол);
— повторение и систематизация изученного в 5 и 6 классах.
Для каждой изучаемой темы предложены словарные, выборочные и творческие диктанты. Каждый раздел завершается контрольным словарным диктантом и контрольными диктантами, последний из которых имеет повышенную степень сложности. Грамматические задания к контрольным диктантам представлены тремя уровнями сложности (А, В, С).
Предлагаемые диктанты обеспечивают как поэтапную проверку знаний и умений, так и закрепление пройденного материала.
 

О том, как читать книги в форматах pdf, djvu — см. раздел «Программы; архиваторы; форматы pdf, djvu и др.«

 

.

Source: alleng.org

Источник

Зразки диктантів з питань профілактики інфекційних захворювань

1 клас

Списування

Обережно, сказ!

         Сказ – інфекційне захворювання. Вірус передається при укусах, ослиненні й при контакті з хворою твариною. Після укусу або пошкоджень треба негайно звернутися до лікаря.

2 клас

Списування

Обережно, сказ!

         Сказ – інфекційне захворювання. Вірус передається при укусах, ослиненні й при контакті з хворою твариною. Після укусу або інших пошкоджень треба ретельно промити місце укусу водою з милом і негайно звернутися до лікаря.

3 клас

Диктант

Обережно, сказ!

Сказ – інфекційне захворювання.

Збудником сказу є вірус, який живе й розмножується в головному мозку, слинних залозах хворої тварини.

Вірус передається людині не тільки при укусах, ослиненні, але й при контакті з хворою твариною.

Після укусу або інших пошкоджень, нанесених тваринами, необхідно ретельно промити місце укусу водою з милом і негайно звернутися до лікаря.

4 клас

Диктант

Обережно, сказ!

Сказ – інфекційне захворювання, яке перебігає з ураженням центральної нервової системи й неминуче закінчується смертю.

Збудником сказу є вірус, який живе й розмножується в головному мозку, слинних залозах хворої тварини.

Вірус передається людині не тільки при укусах, ослиненні, але й при контакті з хворою твариною.

Після укусу або інших пошкоджень, нанесених тваринами, необхідно ретельно промити місце укусу водою з милом, що сприяє знищенню вірусу й вимиванню його з рани. Краї рани необхідно змазати йодом і негайно звернутися до лікаря.

1 клас

Списування

Лептоспіроз

Лептоспірозом хворіють люди й тварини.

Людина інфікується при купанні в ставках і озерах, при вживанні сирої води з них та під час рибної ловлі .             

Читайте также:  Излечим ли гепатит с хронический

Хворому необхідно негайно звернутися до лікаря.

 2 клас

Списування

Обережно,лептоспіроз!

Лептоспіроз — спільне для людини й тварини інфекційне захворювання. Хворіють лептоспірозом також свійські тварини та гризуни.

Людина інфікується при купанні в ставках і озерах, при вживанні сирої води з них , під час рибної ловлі .

Хвороба починається раптово: підвищується температура, з’являється різкий біль у м’язах, слабкість, ломота в усьому тілі.

Без   своєчасного   лікування   захворювання   може   призвести   до   тяжких   наслідків — ураження нирок, печінки.

3 клас

Диктант

Обережно, лептоспіроз!

Лептоспіроз — спільне для людини й тварини гостре інфекційне захворювання.

Хворіють лептоспірозом тварини: велика рогата худоба, свині, кози, вівці, гризуни, собаки.

Людина може захворіти при купанні в ставках і озерах, при вживанні сирої води з них, під час рибної ловлі.

У людини раптово підвищується температура, з’являється різкий біль у м’язах, слабкість, ломота в усьому тілі.

При виявленні перших ознак захворювання потрібно негайно звернутися до лікаря. Без своєчасного лікування захворювання може призвести до тяжких наслідків —         ураження нирок, печінки.

4 клас

Диктант

Обережно, лептоспіроз!

Лептоспіроз — спільне для людини йтварини небезпечне гостре інфекційне захворювання , яке викликається мікробами лептоспірами.

Хворіють лептоспірозом також свійські тварини та гризуни.

Людина може захворіти при купанні в ставках і озерах, при вживанні сирої води з них, під час рибної ловлі .

Хвороба починається раптово: у людини підвищується температура, з’являється різкий біль у м’язах, слабкість, ломота в усьому тілі, висипи на шкірі .

При виявленні перших ознак захворювання потрібно негайно звернутися до лікаря. Без своєчасного лікування захворювання може призвести до тяжких наслідків —         ураження нирок , печінки та інших органів.

Бережіться лептоспірозу !

(Диктант для учнів 2-4 класів)

Лептоспіроз — гостре інфекційне захворювання. Ним хворіють

сільськогосподарські тварини, хутрові звіри, гризуни, собаки. У містах основним носієм інфекції є пацюки.

В організм людини хвороба потрапляє через ранки на шкірі та при вживанні забрудненої води, продуктів харчування.

Прихований період хвороби триває від семи до дванадцяти днів. У хворого на лептоспіроз підвищується температура до 38 — 40 градусів, з’являється різка слабкість, ломота в усьому тілі, біль у крижах, суглобах, м’язах, нерідко виникає нудота й блювання. М’язовий біль настільки сильний, що хворий інколи насилу рухається.

При несвоєчасному зверненні за медичною допомогою хвороба нерідко   приводить до смерті.

Лептоспіроз від людини до людини не передається. Найбільша кількість хворих на лептоспіроз реєструється влітку, коли люди займаються риболовлею, полюванням, купаються у відкритих водоймах.

1 клас
Списування

Гепатит

Гепатит — захворювання, яке вражає печінку людини .

Причиною зараження буває вода, харчові продукти. Але є всі підстави вважати, що найчастіше вірус інфекційного гепатиту потрапляє в організм у разі порушення елементарних правил особистої гігієни. Його ще називають хворобою брудних рук.

2 клас
Списування

Гепатит

Гепатит — інфекційне захворювання, яке вражає печінку людини .

Причиною зараження буває вода, харчові продукти. Але є всі підстави вважати, що найчастіше вірус інфекційного гепатиту потрапляє в організм у разі порушення елементарних правил особистої гігієни. Його ще називають хворобою брудних рук.

Хвора людина відчуває слабкість, зниження апетиту, головний біль, нездужання.

Своєчасне звернення до лікаря дозволяє провести необхідне лікування.

3 клас
Диктант
Гепатит

Інфекційний гепатит — жовтяниця — захворювання, яке вражає печінку людини. Джерелом інфекції є хворі люди.

Причиною зараження буває вода, харчові продукти. Але є всі підстави вважати, що найчастіше вірус потрапляє в організм у разі порушення елементарних правил особистої гігієни. Його ще називають хворобою брудних рук.

Хвороба починається різноманітно, маскуючись під інші захворювання. У її розпалі хворі скаржаться на кволість, головний біль, зниження або повну втрату апетиту, болі в правому підребер’ї.

Своєчасне й правильне лікування дуже важливе для одужання від інфекційного гепатиту.

4 клас
Диктант
Гепатит

Інфекційний гепатит — жовтяниця — захворювання, яке вражає печінку людини. Джерелом інфекції є хворі люди.

Причиною зараження буває вода, харчові продукти. Але є всі підстави вважати, що найчастіше вірус потрапляє в організм у разі порушення елементарних правил особистої гігієни. Його ще називають хворобою брудних рук .

Хвороба починається дуже різноманітно, маскуючись під інші захворювання. У їїрозпалі хворі скаржаться на кволість, головний біль, зниження апетиту, болі вправому підребер’ ї.

Своєчасне й правильне лікування дуже важливе для одужання від гепатиту. Хворий одужує повільно,  іноді протягом року. Тому весь час його повинен спостерігати лікар.

2-й клас

ТЕКСТ

для контольного списування

СНІД — це смертельне захворювання.  Збудник хвороби передається тільки від людини людині. У світі нараховується сотні тисяч хворих на СНІД.   Разом з тим не треба боятись заражених дітей. Їх треба жаліти та захищати від тих дітлахів, котрі їх ображають.

Вчені багатьох країн шукають засоби боротьби з цим захворюванням. СНІД — дуже небезпечна хвороба, яка вражає дорослих та дітей. Один з трьох шляхів зараження — через кров, коли проколюється шкіра чи слизова оболонка. Ось чому не слід гратися із медичними голками чи бинтами, що були вже використані. Адже на них можуть зберігатися краплі зараженої крові. Дуже небезпечна гра «кровне братство» (змішування крові з надрізаних пальців) може призвести до зараження. Ліків, що зцілюють від СНІДу, поки що нема.

ТЕКСТ

попереджувального диктанту для учнів 3—4 класів

СНІД — це смертельне захворювання.

Збудник хвороби передається тільки від людини людині. СНІД поширився на всі континенти та держави світу. Загальна кількість хворих на земній кулі вже перевищує півмільйона осіб. Ти не можеш захворіти, просто спілкуючись з тими, кого вразив вірус, або ж навіть торкаючись хворого на СНІД. Ти можеш спокійно давати їм свої книжки, зошити й навіть купатись з ними в одному басейні. Не треба боятись заражених дітей. Їх треба жаліти та захищати від тих дітлахів, котрі їх ображають. Ліків, які спроможні вилікувати це захворювання, досі ще нема. Не знайдена вакцина, яка б захистила людину від зараження.  Близько 20 тисяч вчених та лікарів ведуть пошуки засобів лікування та профілактики СНІДу.

https://www.uosvitydnr.da-kyiv.gov.ua/

Source: teacher.at.ua

Источник

БИОЛОГИЧЕСКИЙ ДИКТАНТ ПО ТЕМЕ «ГРИБЫ»

  1. Питание готовыми органическими веществами — … (гетеротрофное).

  2. Оплодотворенная яйцеклетка. Дает начало новому организму — … (зигота).

  3. Наука о грибах — … (микология).

  4. Взаимовыгодные отношения двух организмов, при которых они не могут друг без друга — … (симбиоз).

  5. Органы, в которых образуются споры — … (спорангии).

  6. Организмы, в клетках которых есть ядро — … (эукариоты/ядерные).

  7. Женская половая клетка — … (яйцеклетка).

  8. Организмы, разрушающие органические вещества и превращающие их в минеральные — … (редуценты).

  9. Взаимосвязь мицелия гриба с корнями высших растений — … (микориза).

  10. Тонкие белые нити гриба, тесно переплетающиеся друг с другом — … (гифы).

  11. Организмы, питающиеся живыми органическими веществами, поселяющиеся на других организмах, приносящие им вред — … (паразиты).

  12. Тип питания, при котором организмы сами создают органические вещества из неорганических — … (автотрофный).

  13. Половые клетки — … (гаметы).

  14. Организм, который атакует другого и питается его плотью — … (хищник).

  15. Мужская половая клетка — … (сперматозоид).

Читайте также:  Днк к гепатиту в отрицательно

БИОЛОГИЧЕСКИЙ ДИКТАНТ ПО ТЕМЕ

«ВОДОРОСЛИ»

  1. Растения, тело которых не расчленено на органы — ….(низшие).

  2. Тип питания, при котором организмы сами создают органические вещества из неорганических — … (автотрофный).

  3. Половые клетки — … (гаметы).

  4. Крупная чашеобразная пластида низших растений, содержащая хлорофилл и другие пигменты — … (хроматофор).

  5. Одноклеточная зеленая водоросль со жгутиками — … (хламидомонада).

  6. Тело низших растений — … (таллом/слоевище).

  7. Оплодотворенная яйцеклетка. Дает начало новому организму — … (зигота).

  8. Взаимовыгодные отношения двух организмов, при которых они не могут друг без друга — … (симбиоз).

  9. Питание готовыми органическими веществами — … (гетеротрофное).

  10. Женская половая клетка — … (яйцеклетка).

  11. Организмы, питающиеся живыми органическими веществами, поселяющиеся на других организмах, приносящие им вред — … (паразиты).

  12. Мужская половая клетка — … (сперматозоид).

  13. Организмы, в клетках которых есть ядро — … (эукариоты/ядерные).

  14. Организм, который атакует другого и питается его плотью — … (хищник).

  15. Бесцветные ветвистые нитевидные клетки, с помощью которых водоросли прикрепляются к грунту — … (ризоиды).

  16. Низшие растения, обитающие в воде — … (водоросли).

ДИКТАНТ ПО ТЕМЕ «ЛИШАЙНИКИ»

  1. Нитевидные образования, служащие для прикрепления к субстрату и поглощения из него воды и питательных веществ. Имеются у некоторых водорослей, лишайников и мхов — … (ризоиды).

  2. Симбиотические организмы, состоящие из грибов и одноклеточных зеленых водорослей, «растения – сфинксы» — … (лишайники).

  3. Тело низших растений — … (таллом/слоевище).

  4. Тип питания, при котором организмы сами создают органические вещества из неорганических — … (автотрофный).

  5. Во взаимосвязи с водорослью, гриб помогает ей поглощать воду и минеральные вещества, а взамен получает — … (органические вещества).

  6. Взаимовыгодные отношения двух организмов, при которых они не могут друг без друга — … (симбиоз).

  7. Половые клетки — … (гаметы).

  8. Растения, тело которых не расчленено на органы — ….(низшие).

  9. Организмы, в клетках которых есть ядро — … (эукариоты/ядерные).

  10. Наука о лишайниках — … (лихенология).

  11. Крупная чашеобразная пластида низших растений, содержащая хлорофилл и другие пигменты — … (хроматофор).

  12. Питание готовыми органическими веществами — … (гетеротрофное).

  13. Организмы, питающиеся живыми органическими веществами, поселяющиеся на других организмах, приносящие им вред — … (паразиты).

  14. Лишайник, которым питаются северные олени — … («олений мох», ягель).

ДИКТАНТ ПО ТЕМЕ «МХИ»

  1. Тело низших растений — … (таллом/слоевище).

  2. Тип питания, при котором организмы сами создают органические вещества из неорганических — … (автотрофный).

  3. Наука о мхах — … (бриология).

  4. Растения, тело которых расчленено на органы — ….(высшие).

  5. Половые клетки — … (гаметы).

  6. Нитевидные образования, служащие для прикрепления к субстрату и поглощения из него воды и питательных веществ. Имеются у некоторых водорослей, лишайников и мхов — … (ризоиды).

  7. Организмы, в клетках которых есть ядро — … (эукариоты/ядерные).

  8. Особые клетки, служащие для бесполого размножения растений — … (споры).

  9. Процесс слияния гамет — … (оплодотворение).

  10. Растение, на котором образуются споры — … (спорофит).

  11. Высшие споровые растения, тело которых разделено на стебли, листья и ризоиды — … (мхи).

  12. Органы, в которых созревают споры — … (спорангии).

  13. Растение, на котором образуются гаметы — … (гаметофит).

  14. Симбиотические организмы, состоящие из грибов и одноклеточных зеленых водорослей, «растения – сфинксы» — … (лишайники).

ДИКТАНТ ПО ТЕМЕ «ГОЛОСЕМЕННЫЕ»

  1. Видоизменённый побег, развивающийся на концах веток хвойных — … (Ши́шка) (лат. strobilus).

  2. Неподвижные мужские половые гаметы — …(спермии).

  3. Запас питательных веществ в семени — … (эндосперм).

  4. Слияние гамет — … (оплодотворение).

  5. Растение, образующее гаметы — … (гаметофит).

  6. Тип питания, при котором организмы сами создают органические вещества из неорганических — … (автотрофный).

  7. Низшие растения, обитающие в воде — … (водоросли).

  8. Растение, образующее споры — … (спорофит).

  9. Неподвижная женская половая клетка -…(яйцеклетка).

  10. Высшие споровые растения, тело которых разделено на стебли, листья и ризоиды — … (мхи).

  11. Летучие выделения хвойных растений — … (фитонциды).

  12. Нитевидные образования, служащие для прикрепления к субстрату и поглощения из него воды и питательных веществ. Имеются у некоторых водорослей, лишайников и мхов — … (ризоиды).

  13. Симбиотические организмы, состоящие из грибов и одноклеточных зеленых водорослей, «растения – сфинксы» — … (лишайники).

  14. Наземные вечнозеленые растения, у которых семена лежат открыто на поверхности чешуи шишек — … (голосеменные).

ДИКТАНТ ПО ТЕМЕ «ПАПОРОТНИКООБРАЗНЫЕ»

  1. Органы, в которых созревают споры — … (спорангии).

  2. Видоизмененный подземный побег, который впервые появляется у папоротников — … (корнецище).

  3. Растение, образующее гаметы — … (гаметофит).

  4. Листья папоротника называются — … (вайи).

  5. Особые клетки, служащие для бесполого размножения растений — … (споры).

  6. Зеленая сердцевидная пластинка, которая вырастает из споры папоротника — … (заросток).

  7. Растение, образующее споры — … (спорофит).

  8. У папоротникообразных хорошо развиты такие ткани как, — …, … (проводящие и механические).

  9. Если на поле растет много хвощей, значит почва — … (кислая/нуждается в известковании).

  10. У папоротников отсутствует такой орган, как — … (стебель).

  11. Древовидные папоротники господствовали — … (в каменноугольном периоде/ более 365 млн лет назад).

  12. Сейчас древовидные папоротники встречаются — … (в тропических лесах).

  13. Каменный уголь образовался из — … (древесных папоротников).

  14. Из сфагновых мхов образуется — … (торф).

«КОРНИ. ВИДОИЗМЕНЕНИЯ КОРНЕЙ»

  1. Совокупность всех корней растения — … (корневая система).

  2. Подземный вегетативный орган, выполняющий функции почвенного питания и укрепления растения в почве — … (корень).

  3. Редис, свёкла и репа запасают питательные вещества в … (корнеплодах).

  4. Корни, растущие от стебля растения — … (придаточные).

  5. Корневая система, у которой хорошо выражен главный корень — … (стержневая).

  6. Корни, при помощи которых растение прикрепляется к опоре — … (корни-прицепки).

  7. Корни, которые поглощают дождевую воду и влагу из воздуха — … (воздушные).

  8. Корни, растущие вертикально вверх. Встречаются у растений, живущих у топких берегов рек — … (дыхательные).

  9. Придаточные корни, растущие от ветвей деревьев и дорастающие до поверхности земли. Развивающиеся у тропических растений, живущих в условиях сильных ветров — (подпорки).

  10. Корни бобовых растений, живущие в симбиозе с бактериями — … (клубеньковые).

  11. Корневая система, состоящая из придаточных и боковых корней — … (мочковатая).

  12. Корень, развивающийся из зародышевого корешка — … (главный).

  13. Структура, которая защищает кончик корня от повреждений твердыми частицами почвы — … (корневой чехлик).

  14. Зона, в которой находится много корневых волосков, называется — … … (зоной всасывания).

«ОРГАНЫ ЦВЕТКОВОГО РАСТЕНИЯ»

  1. Стебель с расположенными на нём листьями и почками — … (побег).

  2. Угол между листом и находящимся выше междоузлием носит название … (пазуха листа).

  3. Осевая часть побега — … (стебель).

  4. Зачаточный побег — … (почка).

  5. Участки стебля, на которых развиваются листья — … (узлы).

  6. Основными функциями листа являются — … , …, …. (фотосинтез, испарение воды, газообмен).

  7. Листья, состоящие из одной листовой пластинки — … (простые).

  8. Проводящие пучки листа — … (жилки).

  9. Основными видоизменениями подземных побегов являются … (корневище, клубень, луковица).

  10. Видоизмененный укороченный побег, служащий для семенного размножения — … (цветок).

  11. Главными частями цветка являются … (пестик и тычинки).

  12. Околоцветник состоит из … (чашечки и венчика).

  13. Основной функцией околоцветника является — … (защита главных частей цветка и привлечение насекомых-опылителей).

  14. Участок стебля между двумя ближайшими узлами одного побега — … (междоузлие).

  15. Листья, состоящие из нескольких листовых пластинок, соединенных с общим черешком небольшими черешками — … (сложные).

Читайте также:  Лечение гепатита с в мюнхене

ДИКТАНТ ПО ТЕМЕ: «КЛЕТКА. ТКАНИ»

  1. Впервые увидел клетку в микроскоп — … (Роберт Гук).

  2. Вещество, входящее в состав клеточной оболочки — … (целлюлоза/клетчатка).

  3. Группа клеток и межклеточное вещество, объединенные общим строением, функцией и происхождением — (ткань).

  4. Полость, заполненная клеточным соком — (вакуоль).

  5. Центр управления клеткой — … (ядро).

  6. Органоиды, содержащие хлорофилл — … (хлоропласты).

  7. Клетки этой ткани интенсивно делятся и обеспечивают рост растения — … (образовательные).

  8. Пространства между клетками в ткани — … (межклетники).

  9. Эти ткани находятся на поверхности всех органов и состоят из плотно сомкнутых клеток — …(покровные).

  10. Изобрел микроскоп в 1590 году — … (Захарий Янсен).

  11. Ткань, по которой проходят растворы воды с минеральными веществами по восходящему току — … (древесина).

  12. Полужидкое слизистое вещество клетки — …(цитоплазма).

  13. Клетки, которые регулируют транспирацию и газообмен — …(устьица).

  14. Является барьером между клеткой и окружающей средой; обеспечивает обмен веществ между клеткой и внешней средой — … (оболочка).

ДИКТАНТ ПО ТЕМЕ: «ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТЬ РАСТЕНИЙ»

  1. Первым обнаружил, что растения выделяют кислород — …(Джозеф Пристли).

  2. Процесс получения организмами веществ и энергии — …(питание).

  3. Выделение сока из поврежденных частей растения — … (плач растений).

4. Давление изнутри клетки на клеточную стенку водным раствором — (осмотическое).

5. Поглощение корнями растений воды и минеральных веществ из почвы — …(почвенное/минеральное питание).

6. Процесс создания органических веществ из углекислого газа и воды на свету при участии хлорофилла — (фотосинтез).

7. Тип питания, при котором организмы сами создают органические вещества из неорганических — (автотрофный).

8. Сила, способствующая поднятию воды с солями из корня по древесине в стебель — (корневое давление).

9. Процесс окисления органических веществ и выделения энергии — (клеточное дыхание).

10. Испарение избытка воды и охлаждение растения — …(транспирация).

11. Поглощение кислорода и выделение углекислого газа — … (внешнее дыхание/газообмен).

12. Тип питания, при котором организмы получают готовые органические вещества — …(гетеротрофное).

ДИКТАНТ ПО ТЕМЕ «РЕФЛЕКТОРНАЯ РЕГУЛЯЦИЯ»

  1. Группа клеток и межклеточное вещество, объединенные общим строением, функцией и происхождением — … (ткань).

  2. Ответная реакция организма на раздражение, идущая при участии и под контролем ЦНС — … (рефлекс).

  3. Окончания чувствительных нейронов — … (рецепторы).

  4. Собственно нервная клетка — … (нейрон).

  5. Путь, по которому нервные импульсы идут от рецепторов к исполнительным органам — … (рефлекторная дуга).

  6. Нейроны, по которым импульсы идут от органов чувств в спинной и головной мозг — … (чувствительные).

  7. Короткие ветвящиеся отростки, передающие возбуждение к телу нейрона — … (дендриты).

  8. Вспомогательные клетки нервной ткани — … (нейроглия).

  9. Свойства, характерные для нервной ткани — …. и … (возбудимость и проводимость).

  10. Нейроны, по которымимпульсы идут от спинного и головного мозга к внутренним органам и мышцам. Их тела лежат в ЦНС — … (двигательные, исполнительные).

  11. Скопления нейронов ЦНС, вызывающих то или иное рефлекторное действие — … (рефлекторные центры).

  12. В состав центральной нервной системы входят — …(спинной и головной мозг).

  13. Связь между чувствительными и двигательными нейронами в ЦНС осуществляют — …. (вставочные нейроны).

  14. Врожденные рефлексы — … (безусловные).

  15. Длинный отросток, передающий информацию от тела нейрона к следующему нейрону или рабочему органу — … (аксон).

  16. Рефлексы, приобретенные в течение жизни — … (условные).

ДИКТАНТ ПО ТЕМЕ «ВНУТРЕННЯЯ СРЕДА ОРГАНИЗМА»

  1. Внутреннюю среду организма составляют — … (кровь, лимфа, тканевая жидкость).

  2. Жидкая соединительная ткань — … (кровь).

  3. Кровь состоит из форменных элементов и … (плазмы).

  4. Тканевая жидкость образуется из … (плазмы крови).

  5. Относительное постоянство внутренней среды организма — … (гомеостаз).

  6. Белок плазмы крови, которые принимает участие в свертывании — … (фибриноген).

  7. Красные кровяные клетки, транспортирующие кислород к тканям и углекислый газ к легким — … (эритроциты).

  8. Бесцветные кровяные клетки с хорошо развитыми ядрами, основная функция которых распознавание и уничтожение чужеродных агентов — … (лейкоциты).

  9. Способность организма защищать себя от чужеродных тел и соединений — …(иммунитет).

  10. Вещество, обусловливающее красный цвет крови, содержащее ионы железа — … (гемоглобин).

  11. Кровяные пластинки, участвующие в свертывании крови — … (тромбоциты).

  12. Состояние, при котором снижается содержание эритроцитов и гемоглобина — … (малокровие, анемия).

  13. Чужеродные вещества, способные вызвать иммунную реакцию — … (антигены).

  14. Человек, дающий свою кровь для переливания — … (донор).

  15. Молекулы белка, синтезируемые в ответ на присутствие антигена — … (антитела).

  16. Человек, принимающий кровь или другую ткань (орган) для переливания (трансплантации) — (реципиент).

  17. Медицинский препарат, который изготавливается из ослабленных или убитых микроорганизмов — …(вакцина).

  18. Центральными органами иммунной системы являются (красный костный мозг, тимус).

  19. Медицинский препарат, который содержит готовые антитела, изготавливается из плазмы крови переболевших животных или человека — … (сыворотка).

  20. Повышенная чувствительность организма к некоторым факторам окружающей среды — … (аллергия).

  21. Путь, через который возбудитель болезни может попасть в организм — («ворота инфекции»).

  22. Иммунитет, который возникает после перенесенного заболевания — …(естественный, активный).

  23. Местная реакция организма в ответ на проникновениемикробов — … (воспаление).

  24. Фагоцитоз открыл русский ученый – Илья Ильич…(Мечников).

  25. Первую вакцину изобрел английский ученый — (Э. Дженнер).

  26. Лейкоциты, способные к фагоцитозу — (фагоциты и макрофаги).

  27. Лейкоциты, которые завершают созревание в лимфатических узлах — …(В-лимфоциты).

  28. Лейкоциты, которые дозревают в тимусе(Т-лимфоциты).

  29. Процедура введения вакцины — (прививка).

  30. Иммунитет, который возникает у человека после вакцинации — …(искусственный, активный).

ДИКТАНТ ПО ТЕМЕ «ДВИЖЕНИЕ КРОВИ ПО СОСУДАМ. РЕГУЛЯЦИЯ КРОВОСНАБЖЕНИЯ».

  1. Причина движения крови — (работа сердца).

  2. Самое низкое давление наблюдается в … (полых венах и легочных венах).

  3. Максимальное давление называют —(верхним).

  4. Чем дальше от сердца находится артериальный сосуд, тем давление в нём — … (меньше).

  5. Скорость кровотока в аорте составляет — … (50 см/с)

  6. Давление крови на стенки кровеносных сосудов и камер сердца, возникающее в результате сокращения сердца и сопротивления сосудов — … (кровяное давление).

  7. Ритмическое колебание стенки артерии в период систолы желудочков сердца — … (артериальный пульс).

  8. Путь крови от левого желудочка до правого предсердия — … (большой круг кровообращения).

  9. Чем выше рост, тем количество сердечных сокращений в минуту — … (меньше).

  10. У новорожденного ребенка пульс равен — (140 ударов в минуту).

  11. Стойкое повышение артериального давления — … (гипертония).

  12. Прибор для измерения артериального давления — … (тонометр).

  13. Стойкое нарушение мозгового кровообращения (инсульт).

  14. Понижение артериального давления — … (гипотония).

Источник