Дипломная работа на тему профилактика кишечных инфекций
Признаки и течение острых кишечных инфекций, частота заболеваемости, уровень детской летальности. Дизентерия, сальмонеллез: возбудители инфекции, основной путь заражения, лечение. Уход за ребенком с инфекционным заболеванием, лечебное питание, гигиена.
Подобные документы
Общая характеристика возбудителей кишечных инфекций. Клинические признаки дизентерии, сальмонеллеза, холеры. Факторы патогенности и вирулентности. Источники инфекции, пути передачи, сезонность, диагностика, лечение. Основные профилактические мероприятия.
лекция, добавлен 29.03.2016
Виды кишечных инфекций, возбудители дизентерии. Правила предупреждения и условий профилактики заболевания. Общий механизм передачи инфекции. Требования к хранению пищевых продуктов, содержанию кухни. Условия для приготовления пищи в туристических походах.
реферат, добавлен 23.10.2010
Заболевания кишечного тракта, возбудители и пути заражения. Симптомы и протекание болезни. Классификация острых кишечных инфекций по тяжести заболевания. Профилактика кишечных инфекций в детском саду. Карантинные меры при выявлении ОКИ в детском саду.
контрольная работа, добавлен 16.02.2014
Характеристика острых кишечных антропонозных инфекций, вызываемая бактериями. Этиология, эпидемиология, клиническая картина брюшного тифа, дизентерии, холеры. Инкубационный период, диагностика, симптомы и признаки заболеваний; патологическая анатомия.
презентация, добавлен 16.04.2015
Уход при брюшном тифе и паратифах. Дизентерия и другие острые диарейные кишечные инфекции. Методы диагностики инфекционных болезней. Лечение дисбактериоза, диареи. Реабилитация и диспансерное наблюдение. Особенности ухода за инфекционным больным.
курсовая работа, добавлен 07.04.2014
Кишечные инфекции: общий обзор и способы передачи. Характеристика эпидемического процесса кишечных инфекций при различных путях передачи возбудителя. Характеристика предпосылок и предвестников ухудшения эпидемиологической ситуации в отношении инфекций.
реферат, добавлен 21.04.2014
Определение, этиология, патогенез, классификация кишечных инфекций. Пищевые токсикоинфекции. Вирусные кишечные инфекции. Особенности сестринского ухода и наблюдение при острых кишечных инфекциях. Планы сестринского процесса для конкретного пациента.
дипломная работа, добавлен 23.01.2016
Клинические признаки сальмонеллеза. Источники инфекции, основной путь заражения. Последствия после перенесения среднетяжелых и тяжелых форм заболевания, особенно тифоподобной и септической его разновидности. Диагностика, лечение, меры профилактики.
презентация, добавлен 29.12.2016
Определение энтеровирусных инфекций — группы острых антропонозных инфекционных болезней, вызываемых энтеровирусами группы Коксаки и ЕСНО (кишечные вирусы). Факторы заражения болезнью, патогенез, классификация клинических форм, диагностика и лечение.
презентация, добавлен 06.06.2015
Патогенез и патологическая картина дизентерии. Диагностика кишечных инфекций на основании анамнестических, эпидемиологических и клинических данных. Проведение лечебно-профилактических и санитарно-гигиенических мероприятий. Профилактика сальмонеллеза.
курсовая работа, добавлен 22.03.2015
- главная
- рубрики
- по алфавиту
- вернуться в начало страницы
- вернуться к подобным работам
Источник
Рекомендуемая категория для самостоятельной подготовки:
Курсовая работа*
Код | 381578 |
Дата создания | 2017 |
Страниц | 23 |
Мы сможем обработать ваш заказ 27 марта в 9:00 [мск] Файлы будут доступны для скачивания только после обработки заказа. |
Описание
Острые кишечные инфекции – это хорошо изученная давно существующая проблема медицины. Несмотря на все успехи современной науки их распространенность, экономический ущерб от них, летальность в определенных группах населения по-прежнему остается высокой.
Профилактика кишечных инфекций является хорошо разработанной, ведь ОКИ передаются фекально-оральным путем, а значит, на фактор их передачи возможно воздействовать. В России используются методы специфической и неспецифической профилактики этих болезней, методика профилактики подробно описана в СанПинах, посвященной данной теме. Разработаны вакцины от таких инфекций как дизентерия, гепатит А, ротавирусная инфекция.
Помимо усилий врачей и эпидемиологов важная роль в профилактике ОКИ принадлежит неспецифической профилактике, основную роль в ко …
Содержание
Введение 4
Глава 1. Современные методы профилактики ОКИ 6
1.1 Этиопатогенетические особенности кишечных инфекций 6
1.2 Виды профилактики ОКИ 8
Неспецифическая профилактика 9
Вакцинация 12
Вакцинация от ротавирусной инфекции 12
Дизентерийная вакцина 14
Экстренная постконтактная профилактика 15
Иммуноглобулинопрофилактика 15
Бактериофаги 15
1.3. Роль медицинских работников в профилактике ОКИ 16
Глава 2. Характеристика острых кишечных инфекций по данным инфекционного отделения Карабановской районной больницы 17
Заключение 22
Список литературы 24
Приложения 25
Введение
Острые кишечные инфекции (ОКИ) – это одна из наиболее распространенных групп не только инфекционных заболеваний, но и болезней вообще.
Это чрезвычайно важная проблема здравоохранения всех стран мира. По данным ВОЗ в развивающихся странах регистрируется более 1 млрд случаев ОКИ в год [1].
В 2014 г. заболеваемость ОКИ различной, установленной и неустановленной этиологии составила 548,9 на 100 тыс. населения. Среди ОКИ преобладали вирусные инфекции (87,7 на 100 тыс.). Экономический ущерб от острых кишечных инфекций в России в 2014 году составил 12 815 798,5 рублей [2].
С 2001 по 2011 г. заболеваемость вирусным гепатитом А в России снизилась в 18,5 раза, а с 2012 г. отмечается рост показателей заболеваемости гепатитом А, в 2014 г заболеваемость составила 7,19 на 100 тыс. населении [2].
Широ кое распространение острых кишечных инфекций, огромный материальный ущерб от них обусловливают важность профилактики этих заболеваний, которая на настоящий момент является хорошо изученной, широко практически применяемой, однако, к сожалению, исходя из цифр заболеваемости, недостаточно эффективной.
Цель работы: изучить влияние профилактики кишечных инфекций на их распространенность.
Задачи работы:
1. Изучить современные литературные данные относительно распространенности кишечных инфекций
2. Изучить современные методы профилактики кишечных инфекций
3. Изучить статистические данные о количестве, госпитализированных больных с кишечными инфекциями в Карабановскую больницу
4. Сравнить распространенность кишечных инфекций в 2014-2015 гг по данным инфекционного отделения Карабановской больницы.
Объект исследования:
-пациенты с кишечными инфекциями
Предмет исследования:
— профилактика кишечных инфекций.
Материалы и методы:
Исследование выполнено методом ретроспективного анализа историй болезни. Методом сравнительного анализа произведенено сравнение между различными группами.
Фрагмент работы для ознакомления
Необходима санитарно-просветительская работа и гигиеническое образование населения с помощью средств массовой информации по вопросам профилактики острых кишечных инфекций.Для профилактики ОКИ так же важно выявление больных и носителей среди детей, посещающих ДОУ, школы-интернаты, летние лагеря. Медицинские осмотры должны проводиться ежегодно, прием детей в учреждения после болезни длительностью более 5 дней только при наличии справки от врача с указанием диагноза болезни или причины отсутствия. При первичном оформлении в детские коллективы дети принимаются без обязательного бактериологического обследования при наличии справки от педиатра о состоянии здоровья и отсутствии контакта с больными ОКИ.Однократное бактериологическое обследование на группу энтеропатогенных бактерий проводится при оформлении больных на стационарное лечение в отделения психоневрологического профиля, интернаты для лиц с хроническими психическими заболеваниями, дома престарелых, в другие типы закрытых учреждений с круглосуточным пребыванием.Не менее важную роль играет соблюдение правил личной гигиены. Эксперты ВОЗ называют эти простые правила золотыми правилами профилактики ОКИ:1. Выбирать безопасных пищевых продуктов.2. Тщательно готовить пищу.3. Употреблять пищу по возможности сразу после приготовления, стараться уменьшать сроки хранения пищи.4. Тщательно хранить продукты.5. Тщательно греть приготовленную заранее пищу.6. Не допускать контакта между сырыми и готовыми продуктами.7. Часто мыть руки.8. Содержать кухню в чистоте.9. Защищать пищу от насекомых, грызунов и других животных.10. Использовать качественную, чистую воду.Важная роль в профилактике кишечных инфекций отводится санитарно-просветительской работе с населением с помощью медицинского персонала и средств СМИ. В приложениях к работе представлен вариант стенда-плаката о профилактике кишечных инфекций [2,3].ВакцинацияНаиболее эффективным методом специфической профилактики является вакцинация. Существуют вакцины от нескольких кишечных инфекций. Вакцинация от гепатита АВ российском календаре вакцинации не входит в список обязательных.Группами риска по возникновению гепатита А и подлежащими вакцинации являются следующие категории населения:Люди, ввиду своей профессиональной деятельности или путешествующие, выезжающие в неблагополучные районы (военные, геологи и т.д.);Работники пищевой промышленностиРаботники инфекционных и детских отделений больницСотрудники детских учреждений;Работники водоснабжения и канализационных службСхема вакцинацииВакцина представляет собой инактивированный вирион . Применяется у лиц старше трех лет. В России зарегистрированы следующие вакцины от гепатита А:•ГЕП-А-ин-ВАК, ( Россия). Взрослым вводят по 0,5 мл в дельтовидную мышцу. Курс — три инъекции по схеме 0-1 и 6 месяцев. Детям с трех лет — 0,25 мл в дельтовидную мышцу 2 раза с интервалом в 1 месяц.•Аваксим (Франция). Разрешена к использованию с 2 лет вводится однократно внутримышечно, через 6-18 месяцев однократная ревакцинация затем ревакцинации — каждые 10 лет.•ВАКТА (США). Разрешена к использованию с 2 лет, первая детям — 25 антигенных ед. — 0,5 мл, взрослым 50 антигенных ед. — 1,0 мл, повторная доза вводится через 6-18 месяцев.•Хаврикс (Бельгия). Применяется у детей с 1 года и взрослых [5]. Вакцинация от ротавирусной инфекцииРотавирусная инфекция является самой частой причиной тяжёлой диареиу детей первых лет жизни, ежегодно это заболевание уносит более 600 000 детских жизней в мире.Целью вакцинации от ротавирусной инфекции является: — снижение частоты развития тяжелых форм инфекции- снижение летальности- снижение экономических потерь, связанных с ротавирусной инфекцией.Современные вакцины вполне отвечают данной цели.Вакцины содержат живые аттенуированные штаммы ротавируса человеческого и/или животного происхождения, которые размножаются в кишечнике человека. Зарегистрированы две ротавирусные вакцины: моновалентная (RV1 – «Ротарикс») и пентавалентная (RV5 – «РотаТек»). Вакцина RV1 получена на основе человеческого штамма, тогда как вакцина RV5 содержит 5 рекомбинантов вирусов, полученных на основе человеческого и бычьего штаммов. В России используется вакцина «РотаТек» (пентавалентная RV5) – она оральная и содержит 5 рекомбинантов ротавирусов, полученных из человеческого и бычьего родительских штаммов вируса [6].Вакцинация необходимо проводить как можно раньше – по достижении ребенком 6-недельного возраста. Обе вакцины вводятся перорально, с интервалом не менее 4-х недель между дозами. Вакцину «РотаТек» можно вводить в один день с любыми другими вакцинами (АКДС, инактивированная вакцина против полиомиелита, вакцины против гемофильной и пневмококковой инфекций и др.) кроме оральной живой полиомиелитной вакцины.Вакцинация защищает от ротавирусной инфекции около двух лет, вакцинация детей старше двух лет является нецелесообразной. Дизентерийная вакцинаВ России зарегистрирована вакцина Шигеллвак, активная в отношении дизентерии Зонне.Для профилактики дизентерии у детей в возрасте от трех лет и взрослых. Вакцинация рекомендуется:- работникам инфекционных стационаров и бактериологических лабораторий;- лицам, занятым в сфере общественного питания и коммунального благоустройства;- детям, посещающих детские учреждения и отъезжающих в оздоровительные лагеря;- лицам, выезжающим в регионы с высоким уровнем заболеваемости дизентерией Зонне.Так же проводится вакцинация по эпидемическим показаниям — при угрозе возникновения эпидемии или вспышки при чрезвычайных ситуациях (стихийные бедствия, крупные аварии на водопроводной и канализационной сети), а также в период эпидемии, при этом в угрожаемом районе проводят массовую иммунизацию населения. Вакцинация производится однократно. Дозировка – 0,5 мл для любого возраста.Экстренная постконтактная профилактикаЭкстренная постконтактная профилактика представляет собой введение лицам, контактировавшим с больным человеком, иммуноглобулинов или других препаратов. ИммуноглобулинопрофилактикаВведение иммуноглобулинов и иммунных сывороток представляет собой метод пассивной иммунизации, в результате введения данных препаратов в организме вырабатывается искусственный пассивный иммунитет.При кишечных инфекциях иммуноглобулинопрофилактика применяется при гепатите А. Помимо установления в очаге инфекции 35-дневного медицинского наблюдения за контактными лицами, в дошкольных учреждениях в течении этого времени запрещается перевод детей и персонала в другие группы, прием новых детей, а контактным детям, а так же беременным вводят иммуноглобулин в дозе 1 мл — до 10 лет и 1,5 мл — лицам старше 10 лет. БактериофагиБактериофаги — это вирусы, поражающие бактериальные клетки. Антибактериальный эффект препаратов бактериофагов обусловленвнедрением генома фага в бактериальную клетку с последующим его размножением и лизисом инфицированной клетки.Бактериофги в отличие от антибиотиков имеют гораздо меньше побочных эффектов. Защитное профилактичекское действие бактериофагов длится 5-7 дней. В приложениях представлены зарегистрированные в России препараты-бактериофаги, тропные к возбудителям кишечных инфекций [7].Глава 2. Динамика распространенности кишечных инфекций в г. КарабановоКарабановская районная больница (ГБУЗ ВО КГБ) является многопрофильным лечебно-профилактическим медицинским учреждением, в составе которого имеется инфекционное отделение для взрослых.Инфекционное отделение Карабановской больницы мощностью 15 коек, за год лечение на отделении получают около 300 пациентов. В 2014 году на отделении получали лечение 288 пациентов с кишечными инфекциями, в 2015 – 240, 14 пациентов с острым гепатитом А в 2014 и 4 – в 2015.Средний возраст больных в 2014 году составил 32 (17-87 лет), в 2015 – 35 (16 – 89 лет).
Список литературы
1. Кудрявцев В.В. , Миндлина А.Я. , Герасимов А.Н. Распространенность и основные проявления заболеваемости ротавирусной инфекцией в различных регионах мира Педиатрическая фармакология. -2013. –Т. 10.- № 4. – С. 38-44
2. О состоянии санитарно-эпидемиологического благополучия населе- ния в Российской Федерации в 2014 году: Государственный доклад.—М.: Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и бла- гополучия человека, 2015.—206 с.
3. Профилактика острых кишечных инфекций: Санитарно- эпидемиологические правила.—М.: Федеральный центр госсанэпиднадзора Минздрава России, 2014.—22 с.
4. Инфекционные болезни: национальное руководство/ под ред. Н.Д. Ющука, Ю.Я. Венгерова.- М.: ГЭОТАР-Медиа,2010-1056 с.
5. Н.И. Брико. Клинико-эпидемическая характеристика и основные направленияпрофилактики вирусного гепатита А // Лечащий врач. – 2001. — № 5-6.
6. Куличенко Т.В. Лечение и вакцинопрофилактика ротовирусной инфекции у детей //Педиатрическая фармакология .-2007.-Т. 4.- № 1. –С. 43-47.
7. Красильников И.В., Лыско К.А. Препараты бактериофагов: краткий обзор современного состояния и перспективы развития // Сибирский медицинский журнал.- 2011.- Том 26.-№ 2.-Выпуск 2.- С.33-37.
8. Rotavirusvaccines. WHO position paper. 2013; 5 (88): 49–64.
Пожалуйста, внимательно изучайте содержание и фрагменты работы. Деньги за приобретённые готовые работы по причине несоответствия данной работы вашим требованиям или её уникальности не возвращаются.
* Категория работы носит оценочный характер в соответствии с качественными и количественными параметрами предоставляемого материала. Данный материал ни целиком, ни любая из его частей не является готовым научным трудом, выпускной квалификационной работой, научным докладом или иной работой, предусмотренной государственной системой научной аттестации или необходимой для прохождения промежуточной или итоговой аттестации. Данный материал представляет собой субъективный результат обработки, структурирования и форматирования собранной его автором информации и предназначен, прежде всего, для использования в качестве источника для самостоятельной подготовки работы указанной тематики.
Источник
Ýòèîëîãèÿ, ýïèäåìèîëîãèÿ, ïàòîãåíåç, êëàññèôèêàöèÿ, êëèíè÷åñêàÿ êàðòèíà êèøå÷íûõ èíôåêöèé. Äèàãíîñòèêà, ëå÷åíèå è ïðîôèëàêòèêà èíôåêöèîííûõ áîëåçíåé êèøå÷íèêà. Öåëè è çàäà÷è äåÿòåëüíîñòè ìåäèöèíñêîé ñåñòðû ïî óõîäó çà ïàöèåíòîì ñ êèøå÷íîé èíôåêöèåé.
Ñòóäåíòû, àñïèðàíòû, ìîëîäûå ó÷åíûå, èñïîëüçóþùèå áàçó çíàíèé â ñâîåé ó÷åáå è ðàáîòå, áóäóò âàì î÷åíü áëàãîäàðíû.
Ðàçìåùåíî íà https://www.allbest.ru/
Ãîñóäàðñòâåííîå áþäæåòíîå îáðàçîâàòåëüíîå ó÷ðåæäåíèå
ñðåäíåãî ïðîôåññèîíàëüíîãî îáðàçîâàíèÿ
ãîðîäà Ìîñêâû
Êóðñîâàÿ ðàáîòà
ïî ó÷åáíîé äèñöèïëèíå
«Ñåñòðèíñêîå äåëî ïðè èíôåêöèîííûõ çàáîëåâàíèÿõ»
Òåìà: «Îñîáåííîñòè ñåñòðèíñêîé äåÿòåëüíîñòè ïðè êèøå÷íûõ èíôåêöèÿõ»
Âûïîëíèë(à) ñòóäåíò
À.Â. Ëèòâèí
Ñïåöèàëüíîñòü Ñåñòðèíñêîå äåëî
Ðóêîâîäèòåëü Å.Â. Êàðïîâà
Ìîñêâà, 2014
ÑÎÄÅÐÆÀÍÈÅ
ÂÂÅÄÅÍÈÅ
1. ÊÈØÅ×ÍÛÅ ÈÍÔÅÊÖÈÈ
1.1 Ýòèîëîãèÿ
1.2 Ýïèäåìèîëîãèÿ
1.3 Ïàòîãåíåç
1.4 Êëàññèôèêàöèÿ
1.5 Êëèíè÷åñêàÿ êàðòèíà
1.6 Îñëîæíåíèÿ
1.7 Äèàãíîñòèêà
1.8 Ëå÷åíèå
1.9 Ïðîôèëàêòèêà
2. ÎÑÎÁÅÍÍÎÑÒÈ ÑÅÑÒÐÈÍÑÊÎÉ ÄÅßÒÅËÜÍÎÑÒÈ ÏÐÈ ÊÈØÅ×ÍÛÕ ÈÍÔÅÊÖÈßÕ
2.1 Ìàíèïóëÿöèè, âûïîëíÿåìûå ìåäèöèíñêîé ñåñòðîé
ÂÂÅÄÅÍÈÅ
Àêòóàëüíîñòü
Êèøå÷íûå èíôåêöèè — îäíî èç ñàìûõ ðàñïðîñòðàíåííûõ çàáîëåâàíèé â ìèðå. Ðàñïðîñòðàíåííîñòü èõ ñðåäè íàñåëåíèÿ ÷ðåçâû÷àéíî âûñîêàÿ, êàê â äåòñêîé âîçðàñòíîé ãðóïïå, òàê è ó âçðîñëûõ.
Åæåãîäíî íà ïëàíåòå çàáîëåâàþò áîëåå 500 ìëí. ÷åëîâåê. Ïîêàçàòåëü çàáîëåâàåìîñòè â Ðîññèè äîõîäèò äî 400 è áîëåå ñëó÷àåâ íà 100 òûñ. íàñåëåíèÿ. Ãëàâíûì ïîêàçàòåëåì ýôôåêòèâíîñòè òåðàïèè êèøå÷íûõ èíôåêöèé ÿâëÿåòñÿ äîñòèæåíèå è ïîääåðæàíèå êîíòðîëÿ íàä çàáîëåâàíèåì.
Âûñîêàÿ ðàñïðîñòðàíåííîñòü çàáîëåâàíèÿ íà æèçíü îáùåñòâà, à òàê æå êàæäîãî ïàöèåíòà îáóñëàâëèâàþò íåîáõîäèìîñòü ïðåäóïðåæäåíèÿ è ñâîåâðåìåííîãî âûÿâëåíèÿ ôàêòîðîâ ðèñêà è ïðîôèëàêòèêè îáîñòðåíèé çàáîëåâàíèÿ.  ýòîì áîëüøàÿ ðîëü îòâîäèòñÿ ìåäèöèíñêîé ñåñòðå. Ñëåäîâàòåëüíî, èçó÷åíèå îñîáåííîñòåé ñåñòðèíñêîé äåÿòåëüíîñòè ïðè êèøå÷íûõ èíôåêöèÿõ ÿâëÿåòñÿ àêòóàëüíûì.
Öåëü èññëåäîâàíèÿ
Èçó÷èòü îñîáåííîñòè ñåñòðèíñêîé äåÿòåëüíîñòè ïðè êèøå÷íûõ èíôåêöèÿõ. Çàäà÷è
Äëÿ äîñòèæåíèÿ äàííîé öåëè èññëåäîâàíèÿ íåîáõîäèìî èçó÷èòü:
§ ýòèîëîãèþ;
§ êëàññèôèêàöèþ;
§ êëèíè÷åñêóþ êàðòèíó;
§ äèàãíîñòèêó;
§ îñëîæíåíèÿ;
§ îñîáåííîñòè ëå÷åíèÿ;
§ ïðîôèëàêòèêó;
§ ðåàáèëèòàöèþ, ïðîãíîç.
Äëÿ äîñòèæåíèÿ äàííîé öåëè èññëåäîâàíèÿ íåîáõîäèìî ïðîàíàëèçèðîâàòü:
— äâà ñëó÷àÿ, èëëþñòðèðóþùèå òàêòèêó ìåäèöèíñêîé ñåñòðû ïðè îñóùåñòâëåíèè ñåñòðèíñêîé äåÿòåëüíîñòè ó ïàöèåíòîâ ñ äàííîé ïàòîëîãèåé
Îáúåêò èññëåäîâàíèÿ
Ïàöèåíòû ñ êèøå÷íûìè èíôåêöèÿìè.
Ïðåäìåò èññëåäîâàíèÿ
Ñåñòðèíñêàÿ äåÿòåëüíîñòü ïðè êèøå÷íûõ èíôåêöèÿõ.
Ìåòîäû èññëåäîâàíèÿ
§ íàó÷íî-òåîðåòè÷åñêèé;
§ àíàëèòè÷åñêèé;
§ íàáëþäåíèå;
§ ñðàâíåíèå.
1. ÊÈØÅ×ÍÛÅ ÈÍÔÅÊÖÈÈ
Êèøå÷íûå èíôåêöèè — ýòî ãðóïïà èíôåêöèîííûõ áîëåçíåé, ïðè êîòîðûõ íàáëþäàåòñÿ ïðåèìóùåñòâåííîå ïîðàæåíèå êèøå÷íèêà. Âîçáóäèòåëÿìè êèøå÷íûõ èíôåêöèé ÿâëÿþòñÿ ðàçëè÷íûå âèäû áàêòåðèé è âèðóñîâ.
1.1 Ýòèîëîãèÿ
Âîçáóäèòåëÿìè êèøå÷íûõ èíôåêöèé ÿâëÿþòñÿ:
ü Áàêòåðèè: ñàëüìîíåëëû, øèãåëëû, ñòàôèëîêîêêè, õîëåðíûé âèáðèîí.
ü Âèðóñû: ýíòåðîâèðóñû, ðîòàâèðóñû.
Îáùåé ÷åðòîé êèøå÷íûõ èíôåêöèé ÿâëÿåòñÿ ñïîñîáíîñòü ê âûðàáîòêå ýíòåðîòîêñèíîâ. Âñå áàêòåðèè è âèðóñû â ñèëó äîñòàòî÷íîé óñòîé÷èâîñòè ê ôàêòîðàì âíåøíåé ñðåäû èìåþò ïîâñåìåñòíîå ðàñïðîñòðàíåíèå. Âñå âîçáóäèòåëè êèøå÷íûõ èíôåêöèé èìåþò ñâîþ ñïåöèôè÷åñêóþ àíòèãåííóþ ñòðóêòóðó.
1.2. Ýïèäåìèîëîãèÿ
Èñòî÷íèêàìè êèøå÷íûõ èíôåêöèé ÿâëÿþòñÿ:
ü æèâîòíûå è ïòèöû;
Ðåçåðâóàðàìè êèøå÷íûõ èíôåêöèé ÿâëÿþòñÿ:
ü ÷åëîâåê;
ü æèâîòíûå è ïòèöû;
Âîñïðèèì÷èâûé îðãàíèçì ê êèøå÷íûì èíôåêöèÿì:
ü ÷åëîâåê;
Íàêîïëåíèå â ïðîäóêòàõ ïèòàíèÿ âîçáóäèòåëåé ïèùåâûõ èíôåêöèé è èõ òîêñèíîâ íå ñîïðîâîæäàåòñÿ èçìåíåíèåì âêóñîâûõ è îðãàíîëåïòè÷åñêèõ ñâîéñòâ ïðîäóêòîâ. Íàèáîëåå ÷àñòî èíôèöèðîâàíèå ëþäåé ïðîèñõîäèò ïðè óïîòðåáëåíèè ìÿñîìîëî÷íûõ, ðûáíûõ ïðîäóêòîâ, ñàëàòîâ, ñîóñîâ è òàê äàëåå. Îñîáóþ îïàñíîñòü ïðåäñòàâëÿþò òå ïðîäóêòû, êîòîðûå ïåðåä óïîòðåáëåíèåì íå ïîäâåðãàþòñÿ ïåðâè÷íîé èëè äîïîëíèòåëüíîé òåðìè÷åñêîé îáðàáîòêå.  çàâèñèìîñòè îò òîãî, â êàêèõ óñëîâèÿõ ïðîèçîøëî èíôèöèðîâàíèå, íàáëþäàþòñÿ ñïîðàäè÷åñêèå èëè ãðóïïîâûå ñëó÷àè çàáîëåâàíèé, êîòîðûå ÷àùå ðåãèñòðèðóþòñÿ â ò¸ïëîå âðåìÿ ãîäà.
×àùå âñåãî êèøå÷íûå èíôåêöèè âñòðå÷àþòñÿ â òåïëîå âðåìÿ ãîäà, è îíè î÷åíü óñòîé÷èâû âî âíåøíåé ñðåäå.
1.3 Ïàòîãåíåç
Ìåõàíèçì ïåðåäà÷è êèøå÷íûõ èíôåêöèé:
ü ôåêàëüíî-îðàëüíûé.
Ïóòè ïåðåäà÷è êèøå÷íûõ èíôåêöèé:
ü ïèùåâîé, àëèìåíòàðíûé;
ü âîäíûé;
ü êîíòàêòíî-áûòîâîé.
Âîçáóäèòåëè è èõ òîêñèíû ïîïàäàþò â îðãàíèçì ÷åðåç ðîò è ïîñòóïàþò â æåëóäî÷íî-êèøå÷íûé òðàêò. Äîñòèãàÿ íóæíîãî îòäåëà êèøå÷íèêà, âîçáóäèòåëè âíåäðÿþòñÿ â ñëèçèñòóþ îáîëî÷êó, âûçûâàÿ ðàçâèòèå âîñïàëèòåëüíîé ðåàêöèè. Âñëåäñòâèå ýòîãî âîçíèêàåò âûðàæåííàÿ äèàðåÿ è ðâîòà, êîòîðûå ïðèâîäÿò ê áûñòðîìó ðàçâèòèþ äåãèäðàòàöèè, äåìèíåðàëèçàöèè, ãèïîâîëåìèè è òàê äàëåå.
1.4 Êëàññèôèêàöèÿ
Ø Ïî áèîëîãè÷åñêîìó ôàêòîðó:
· Àíòðîïîíîçûå èíôåêöèè: äèçåíòåðèÿ, áðþøíîé òèô, õîëåðà.
· Àíòðîïîçîîíîçíûå èíôåêöèè: ñàëüìîíåëë¸ç, áðóöåëë¸ç, ïèùåâûå òîêñèêîèíôåêöèè.
Ø Ïî ëîêàëèçàöèè âîçáóäèòåëÿ â æåëóäî÷íî-êèøå÷íîì òðàêòå:
1. Ëîêàëèçîâàííûå ôîðìû èíôåêöèè:
· ãàñòðèòè÷åñêàÿ ôîðìà;
· ãàñòðîýíòåðèòè÷åñêàÿ ôîðìà;
· ãàñòðîýíòåðîêîëèòè÷åñêàÿ ôîðìà.
2. Ãåíåðàëèçîâàííûå ôîðìû èíôåêöèè:
· ïî òèïó ñåïòè÷åñêîé ôîðìû;
· òèôîïîäîáíûå.
1.5 Êëèíè÷åñêàÿ êàðòèíà
Ïðè ïèùåâûõ èíôåêöèÿõ èíêóáàöèîííûé ïåðèîä íå áûâàåò ïðîäîëæèòåëüíûì.  òèïè÷íûõ ñëó÷àÿõ åãî ïðîäîëæèòåëüíîñòü ñîñòàâëÿåò îò íåñêîëüêèõ ÷àñîâ äî ñóòîê, è ëèøü â îòäåëüíûõ ñëó÷àÿõ èíêóáàöèîííûé ïåðèîä ìîæåò óêîðà÷èâàòüñÿ äî 30 ìèíóò (ïðè ñòàôèëîêîêêîâûõ òîêñèêîèíôåêöèÿõ) èëè óäëèíÿòüñÿ (ñâûøå 24 ÷).
Íåçàâèñèìî îò ýòèîëîãèè êëèíè÷åñêèå ïðîÿâëåíèÿ ïðè ïèùåâûõ èíôåêöèÿõ â öåëîì íîñÿò îäíîòèïíûé õàðàêòåð. Çàáîëåâàíèÿ íà÷èíàþòñÿ âíåçàïíî, ïîÿâëÿþòñÿ ïðèçíàêè ðàçâèòèÿ èíòîêñèêàöèè, ãàñòðîýíòåðèòà è îáåçâîæèâàíèÿ îðãàíèçìà.
Áîëüíûå ñ ïèùåâûìè èíôåêöèÿìè îòìå÷àþò:
— âíåçàïíîå ïîÿâëåíèå ñëàáîñòè;
— íåäîìîãàíèå;
— ÷óâñòâî äèñêîìôîðòà â æèâîòå, êîòîðîå ÷åðåç êîðîòêîå âðåìÿ ñìåíÿåòñÿ ñõâàòêîîáðàçíûìè áîëÿìè.
— îäíîâðåìåííî ïîÿâëÿþòñÿ òîøíîòà,;
— ìíîãîêðàòíàÿ ðâîòà;
— æèäêèé âîäÿíèñòûé ñòóë (äî 10-15 è áîëåå ðàç â ñóòêè). Ñòóë ÷àùå èìååò íåïðèÿòíûé çàïàõ è íå ñîäåðæèò ïàòîëîãè÷åñêèõ ïðèìåñåé â âèäå ñëèçè è êðîâè. Èíòîêñèêàöèÿ õàðàêòåðèçóåòñÿ:
— ïîÿâëåíèåì îçíîáà;
— ïîâûøåíèåì òåìïåðàòóðû äî 39?Ñ;
— ãîëîâíîé áîëè.
Îñòðûé ïåðèîä ïðè ïèùåâûõ èíôåêöèÿõ îáû÷íî ïðîäîëæàåòñÿ â òå÷åíèå 12-36 ÷., íî ìîæåò óäëèíÿòüñÿ è äî íåñêîëüêèõ äíåé.
 çàâèñèìîñòè îò òÿæåñòè çàáîëåâàíèÿ ïðè îáúåêòèâíîì îáñëåäîâàíèè ó áîëüíûõ âûÿâëÿþòñÿ:
— áëåäíîñòü êîæíûõ ïîêðîâîâ;
— àêðîöèàíîç;
— òàõèêàðäèÿ;
— ñíèæåíèå àðòåðèàëüíîãî äàâëåíèÿ.
Ïðè íàëè÷èè îáåçâîæèâàíèÿ îðãàíèçìà ó áîëüíûõ ìîãóò îòìå÷àòüñÿ:
— ñóäîðîãè;
— àíóðèÿ;
— êîëëàïñ;
— øîê.
1.6 Îñëîæíåíèÿ
Îñëîæíåíèÿ ÷àùå ðàçâèâàþòñÿ ó ìàëåíüêèõ äåòåé è ëèö ïîæèëîãî âîçðàñòà.
Âîçìîæíî ðàçâèòèå:
ü ãèïîâîëåìè÷åñêîãî øîêà;
ü èíôåêöèîííî-òîêñè÷åñêîãî øîêà;
ü òðîìáîçà ñîñóäîâ áðûæåéêè;
ü îñòðîé ñåðäå÷íî-ñîñóäèñòîé íåäîñòàòî÷íîñòè;
ü ñåïñèñà.
1.7 Äèàãíîñòèêà
Ëàáîðàòîðíûå ìåòîäû èññëåäîâàíèÿ:
ü îáùèé àíàëèç êðîâè: ëåéêîöèòîç, óâåëè÷åíèå êîëè÷åñòâà ïàëî÷êîÿäåðíûõ ëåéêîöèòîâ (ñäâèã ëåéêîöèòàðíîé ôîðìóëû «âëåâî»), íîðìàëüíîå ëèáî íåñêîëüêî óñêîðåííîå ÑÎÝ;
ü êðîâü íà ñåðîëîãè÷åñêîå èññëåäîâàíèå: íàëè÷èå àíòèòåë;
ü îáùèé àíàëèç ìî÷è: óâåëè÷åíèå â ìî÷å êîëè÷åñòâà óðîáèëèíà è áèëèðóáèíà (ïðè âîâëå÷åíèè ïå÷åíè è æåë÷íûõ ïóòåé â êèøå÷íóþ ïàòîëîãèþ), Îëèãóðèÿ è àíóðèÿ ìîãóò íàñòóïàòü ïîñëå ïðîôóçíûõ ïîíîñîâ, ïîëèóðèÿ — ïðè äèñòðîôè÷åñêèõ ñîñòîÿíèÿõ, ïîëëàêèóðèÿ — ïðè êèøå÷íûõ äèñêèíåçèÿõ.
ü îáùèé àíàëèç êàëà: íåîôîðìëåííûé êàë (äèàðåÿ èëè äåãòåîáðàçíûé); íàëè÷èå áåëêà èëè êðîâè, ñîåäèíèòåëüíîé òêàíè, æèðà, îñòàòêîâ ïèùè, ëåéêîöèòîâ, ìûøå÷íûõ âîëîêîí; ïîëîæèòåëüíàÿ ðåàêöèÿ íà áèëèðóáèí.
ü êàë íà áàêòåðèîëîãè÷åñêîå èññëåäîâàíèå: âîçáóäèòåëü èíôåêöèè;
ü áàêòåðèîëîãè÷åñêîå èññëåäîâàíèå ðâîòíûõ ìàññ: âîçáóäèòåëü èíôåêöèè;
ü áàêòåðèîëîãè÷åñêîå èññëåäîâàíèå ïðîìûâíûõ âîä æåëóäêà: âîçáóäèòåëü èíôåêöèè;
1.8 Ëå÷åíèå
ü Ïðîìûâàíèå æåëóäêà òåïëûìè ðàñòâîðàìè ïåðìàíãàíàòà êàëèÿ (1:500) èëè 3% ãèäðîêàðáîíàòîì íàòðèÿ. Ïðîìûâàíèå æåëóäêà ïðîâîäÿò íåñêîëüêî ðàç äî îòõîæäåíèÿ ÷èñòûõ ïðîìûâíûõ âîä;
ü àíòèìèêðîáíàÿ òåðàïèÿ: ýíòåðîë, áàêòèñóáòèë;
ü ðåãèäðàòàöèîííàÿ òåðàïèÿ: ââåäåíèå âîäíî-ýëåêòðîëèòíûõ ðàñòâîðîâ (ãëþêîçî-ñîëåâûå ðàñòâîðû «Ðåãèäðîí», «Îðàëèò», «Öèòðîãëþêîñîëàí» è äð.);
ü äåçèíòîêñèêàöèîííàÿ òåðàïèÿ: ââåäåíèå ðàñòâîðîâ: «Õëîñîëü», «Êâàðòàñîëü», ðåîïîëèãëþêèí;
ü ýòèîòðîïíàÿ òåðàïèÿ (ïðîâîäèòñÿ èíäèâèäóàëüíî â çàâèñèìîñòè îò âàðèàíòà è òÿæåñòè òå÷åíèÿ çàáîëåâàíèÿ): ëåâîìèöåòèí, àìïèöèëëèí è äð.;
ü ñèìïòîìàòè÷åñêàÿ òåðàïèÿ.
Äèåòîòåðàïèÿ (ñòîë ¹4) âûíåñòè â ïðèëîæåíèå;
Ëå÷åáíî-îõðàíèòåëüíûé ðåæèì
1.9 Ïðîôèëàêòèêà
Ïåðâè÷íàÿ
Âòîðè÷íàÿ
Îáÿçàòåëüíûì óñëîâèåì ðàçâèòèÿ ýïèäåìè÷åñêîãî ïðîöåññà ÿâëÿåòñÿ íåïðåðûâíîå âçàèìîäåéñòâèå òðåõ åãî ñîñòàâëÿþùèõ çâåíüåâ:
1. èñòî÷íèêà èíôåêöèè;
2. ìåõàíèçìà(îâ) ïåðåäà÷è âîçáóäèòåëÿ;
3. âîñïðèèì÷èâîãî ìàêðîîðãàíèçìà.
Îòñóòñòâèå èëè óñòðàíåíèå ëþáîãî èç óêàçàííûõ çâåíüåâ ïðèâîäèò ê ëèêâèäàöèè ðàçâèòèÿ ýïèäåìè÷åñêîãî ïðîöåññà è ê ïðåêðàùåíèþ ðàñïðîñòðàíåíèÿ èíôåêöèîííîé áîëåçíè.
Ýêñïåðòàìè Âñåìèðíîé îðãàíèçàöèè çäðàâîîõðàíåíèÿ äëÿ ýôôåêòèâíîãî ñàíèòàðíîãî ïðîñâåùåíèÿ íàñåëåíèÿ âñåé ïëàíåòû ïî ïðîôèëàêòèêå êèøå÷íûõ èíôåêöèé áûëè ðàçðàáîòàíû äåñÿòü «çîëîòûõ» ïðàâèë äëÿ ïðåäîòâðàùåíèÿ ïèùåâûõ îòðàâëåíèé (èíôåêöèé):
1. âûáîð áåçîïàñíûõ ïèùåâûõ ïðîäóêòîâ;
2. òùàòåëüíî ïðèãîòàâëèâàéòå ïèùó;
3. åøüòå ïðèãîòîâëåííóþ ïèùó áåç ïðîìåäëåíèÿ;
4. òùàòåëüíî õðàíèòå ïèùåâûå;
5. òùàòåëüíî ïîäîãðåâàéòå ïðèãîòîâëåííóþ çàðàíåå ïèùó;
6. èçáåãàéòå êîíòàêòà ìåæäó ñûðûìè è ãîòîâûìè ïèùåâûìè ïðîäóêòàìè;
7. ÷àñòî ìîéòå ðóêè;
8. ñîäåðæèòå êóõíþ â èäåàëüíîé ÷èñòîòå;
9. õðàíèòå ïèùó çàùèùåííîé îò íàñåêîìûõ, ãðûçóíîâ è äðóãèõ æèâîòíûõ;
10. èñïîëüçóéòå ÷èñòóþ âîäó.
2. ÎÑÎÁÅÍÍÎÑÒÈ ÑÅÑÒÐÈÍÑÊÎÉ ÄÅßÒÅËÜÍÎÑÒÈ ÏÐÈ ÊÈØÅ×ÍÛÕ ÈÍÔÅÊÖÈßÕ
êèøå÷íûé èíôåêöèÿ ìåäèöèíñêèé óõîä
Ñåñòðèíñêàÿ äåÿòåëüíîñòü — äåÿòåëüíîñòü ìíîãî÷èñëåííûõ ãðóïï ìåäèöèíñêèõ ðàáîòíèêîâ, âûïîëíÿþùèõ ôóíêöèè ìåäèöèíñêèõ ñåñòåð; ÷àñòü ñèñòåìû çäðàâîîõðàíåíèÿ, âêëþ÷àþùàÿ äåÿòåëüíîñòü ïî óêðåïëåíèþ çäîðîâüÿ íàñåëåíèÿ, ïðîôèëàêòèêó çàáîëåâàíèé, ïðåäîñòàâëåíèå ïñèõîñîöèàëüíîé ïîìîùè è óõîäà ëèöàì, èìåþùèì ôèçè÷åñêèå è ïñèõè÷åñêèå çàáîëåâàíèÿ, à òàêæå íåòðóäîñïîñîáíûì ëþäÿì âñåõ ãðóïï.
Öåëè ñåñòðèíñêîé äåÿòåëüíîñòè:
1. îáúÿñíåíèå íàñåëåíèþ è àäìèíèñòðàöèè ëå÷åáíî-ïðîôèëàêòè÷åñêèõ ó÷ðåæäåíèé âàæíîñòè è ïðèîðèòåòíîñòè ñåñòðèíñêîãî äåëà â íàñòîÿùåå âðåìÿ;
2. ïðèâëå÷åíèå, ðàçâèòèå è ýôôåêòèâíîå èñïîëüçîâàíèå ñåñòðèíñêîãî ïîòåíöèàëà ïóòåì ðàñøèðåíèÿ ïðîôåññèîíàëüíûõ îáÿçàííîñòåé è ïðåäîñòàâëåíèÿ ñåñòðèíñêèõ óñëóã, ìàêñèìàëüíî óäîâëåòâîðÿþùèõ ïîòðåáíîñòÿì íàñåëåíèÿ;
3. îáåñïå÷åíèå è ïðîâåäåíèå ó÷åáíîãî ïðîöåññà äëÿ ïîäãîòîâêè âûñîêîêâàëèôèöèðîâàííûõ ìåäèöèíñêèõ ñåñòåð è ìåíåäæåðîâ ñåñòðèíñêîãî äåëà, à òàêæå ïðîâåäåíèå ïîñëåäèïëîìíîé ïîäãîòîâêè ñïåöèàëèñòîâ ñðåäíåãî è âûñøåãî ñåñòðèíñêîãî çâåíà;
4. Âûðàáîòêà ó ìåäèöèíñêèõ ñåñòåð îïðåäåëåííîãî ñòèëÿ ìûøëåíèÿ;
Ñåñòðèíñêîå äåëî ÿâëÿåòñÿ âàæíåéøåé ñîñòàâíîé ÷àñòüþ ñèñòåìû çäðàâîîõðàíåíèÿ, îáëàñòüþ äåÿòåëüíîñòè, íàïðàâëåííîé íà ðåøåíèå ïðîáëåì èíäèâèäóàëüíîãî è îáùåñòâåííîãî çäîðîâüÿ íàñåëåíèÿ â ìåíÿþùèõñÿ óñëîâèÿõ îêðóæàþùåé ñðåäû;
Çàäà÷è ñåñòðèíñêîé äåÿòåëüíîñòè:
1. ðàçâèòèå è ðàñøèðåíèå îðãàíèçàöèîííûõ è óïðàâëåí÷åñêèõ ðåçåðâîâ ïî ðàáîòå ñ êàäðàìè;
2. êîíñîëèäèðîâàíèå ïðîôåññèîíàëüíûõ è âåäîìñòâåííûõ óñèëèé ïî ìåäèöèíñêîìó îáñëóæèâàíèþ íàñåëåíèÿ;
3. âåäåíèå ðàáîòû ïî îáåñïå÷åíèþ ïîâûøåíèÿ êâàëèôèêàöèè è ïðîôåññèîíàëüíûõ íàâûêîâ ïåðñîíàëà;
4. ðàçðàáîòêà è âíåäðåíèå íîâûõ òåõíîëîãèé â ñôåðå ñåñòðèíñêîé ïîìîùè;
5. îñóùåñòâëåíèå êîíñóëüòàòèâíîé ñåñòðèíñêîé ïîìîùè;
6. îáåñïå÷åíèå âûñîêîãî óðîâíÿ ìåäèöèíñêîé èíôîðìàöèè;
7. âåäåíèå ñàíèòàðíî-ïðîñâåòèòåëüñêîé è ïðîôèëàêòè÷åñêîé ðàáîòû;
8. ïðîâåäåíèå íàó÷íî-èññëåäîâàòåëüñêèõ ðàáîò â îáëàñòè ñåñòðèíñêîãî äåëà;
9. ñîçäàíèå ñòàíäàðòîâ óëó÷øåíèÿ êà÷åñòâà, êîòîðûå áû íàïðàâëÿëè ñåñòðèíñêèé óõîä â íóæíîå ðóñëî è ïîìîãàëè áû îöåíèòü ðåçóëüòàòû äåÿòåëüíîñòè.
Âî ìíîãèõ ñëó÷àÿõ èìåííî ìåäèöèíñêèå ñåñòðû ÿâëÿþòñÿ ïåðâûì è ïîñëåäíèì, à èíîãäà è åäèíñòâåííûì ñâÿçóþùèì çâåíîì, ñâÿçûâàþùèì ïàöèåíòà ñ ñèñòåìîé çäðàâîîõðàíåíèÿ.
Âèðäæèíèÿ Õåíäåðñîí áûëà îäíîé èç ïåðâûõ ìåäñåñòåð, ïîïûòàâøèõñÿ ïîñëå Ôëîðåíñ Íàéòèíãåéë äàòü ñâîå òîëêîâàíèå ñåñòðèíñêîãî äåëà. Öåëüþ åå òåîðèè ÿâëÿëîñü îïèñàíèå óíèêàëüíîé ñóòè ñåñòðèíñêîé ïðîôåññèè. Èññëåäîâàòåëüíèöå óäàëîñü ðàçðàáîòàòü ñèñòåìó ïðèíöèïîâ, ñëóæàùèõ äëÿ ìåäñåñòðû ðóêîâîäñòâîì ïðè îñóùåñòâëåíèè óõîäà çà áîëüíûì. Òåîðèÿ Õåíäåðñîí îêàçàëà îãðîìíîå âëèÿíèå íà îñìûñëåíèå ñåñòðèíñêîãî äåëà âî âñåì ìèðå, è ìíîãèå ñîçäàííûå ïîçäíåå ìîäåëè ñåñòðèíñêîãî äåëà îñíîâûâàþòñÿ íà åå ðàáîòå.
Âèðäæèíèÿ Õåíäåðñîí âûäåëèëà îñíîâíûå ÷åëîâå÷åñêèå ïîòðåáíîñòè, íà óäîâëåòâîðåíèå êîòîðûõ è äîëæåí áûòü íàöåëåí óõîä çà ïàöèåíòîì.
 ÷èñëå òàêèõ ïîòðåáíîñòåé:
1. äûõàíèå;
2. ïèòàíèå è óïîòðåáëåíèå æèäêîñòè;
3. ôèçèîëîãè÷åñêèå îòïðàâëåíèÿ;
4. äâèãàòåëüíàÿ àêòèâíîñòü;
5. ñîí è îòäûõ;
6. ñïîñîáíîñòü ñàìîñòîÿòåëüíî îäåâàòüñÿ è ðàçäåâàòüñÿ;
7. ïîääåðæàíèå òåìïåðàòóðû òåëà è âîçìîæíîñòü åå ðåãóëèðîâàíèÿ;
8. ñîáëþäåíèå ëè÷íîé ãèãèåíû;
9. îáåñïå÷åíèå ñîáñòâåííîé áåçîïàñíîñòè;
10. îáùåíèå ñ äðóãèìè ëþäüìè, âîçìîæíîñòü âûðàæàòü ñâîè ýìîöèè è ìíåíèå;
11. âîçìîæíîñòü ñîáëþäàòü îáû÷àè è îáðÿäû ñîãëàñíî âåðîèñïîâåäàíèÿì;
12. âîçìîæíîñòü çàíèìàòüñÿ ëþáèìîé ðàáîòîé;
13. îòäûõ è ðàçâëå÷åíèÿ;
14. ïîòðåáíîñòü â ïîëó÷åíèè èíôîðìàöèè;
Ñåñòðèíñêèé ïðîöåññ — ýòî ìåòîä íàó÷íî îáîñíîâàííûõ è îñóùåñòâëÿåìûõ íà ïðàêòèêå äåéñòâèé ìåäèöèíñêîé ñåñòðû ïî îêàçàíèþ ïîìîùè ïàöèåíòàì.
Öåëü ñåñòðèíñêîãî ïðîöåññà — îáåñïå÷åíèå ïðèåìëåìîãî êà÷åñòâà æèçíè â áîëåçíè ïóòåì îáåñïå÷åíèÿ ìàêñèìàëüíî äîñòóïíîãî äëÿ ïàöèåíòà ôèçè÷åñêîãî, ïñèõîñîöèàëüíîãî è äóõîâíîãî êîìôîðòà ñ ó÷åòîì åãî êóëüòóðû è äóõîâíûõ öåííîñòåé.
 íàñòîÿùåå âðåìÿ ñåñòðèíñêèé ïðîöåññ ÿâëÿåòñÿ îäíèì èç îñíîâíûõ ïîíÿòèé ñîâðåìåííûõ ìîäåëåé ñåñòðèíñêîãî äåëà è âêëþ÷àåò â ñåáÿ ïÿòü ýòàïîâ:
· 1 ýòàï — Ñåñòðèíñêîå îáñëåäîâàíèå;
· 2 ýòàï — Ñåñòðèíñêàÿ äèàãíîñòèêà;
· 3 ýòàï — Ïëàíèðîâàíèå;
· 4 ýòàï — Ðåàëèçàöèÿ ïëàíà óõîäà;
· 5 ýòàï — Îöåíêà;
Ñåñòðèíñêèé ïðîöåññ ïðè êèøå÷íûõ èíôåêöèÿõ
I ýòàï: ñåñòðèíñêîå îáñëåäîâàíèå (ñáîð èíôîðìàöèè)
Ñóáúåêòèâíûé ìåòîä îáñëåäîâàíèÿ — ðàññïðîñ.
Ïðè ðàññïðîñå ïàöèåíòà ìåäñåñòðà âûÿñíÿåò èñòîðèþ ðàçâèòèÿ çàáîëåâàíèÿ:
ü êîãäà áîëüíîé ïî÷óâñòâîâàë ïåðâûå ïðèçíàêè çàáîëåâàíèÿ;
ü îñòðî èëè ïîñòåïåííî îíî ðàçâèâàëîñü;
ü äèíàìèêó ñèìïòîìîâ áîëåçíè âî âñå äíè, ïðåäøåñòâóþùèå îáðàùåíèþ çà ìåäèöèíñêîé ïîìîùüþ;
ü óòî÷íèòü, ïðèíèìàë áîëüíîé èëè íåò êàêèå-ëèáî ìåäèêàìåíòû è åñëè ïðèíèìàë, òî êàê îíè ïîâëèÿëè íà òå÷åíèå áîëåçíè.
Îñîáîå âíèìàíèå ñëåäóåò óäåëÿòü ýïèäåìèîëîãè÷åñêîìó àíàìíåçó.
Öåëü ñáîðà ýïèäåìèîëîãè÷åñêèõ äàííûõ:
ü âûÿñíåíèå ïîòåíöèàëüíîãî èëè âîçìîæíîãî èñòî÷íèêà èíôåêöèè;
ü óñòàíîâëåíèå ìåõàíèçìà è ïóòè çàðàæåíèÿ;
ü ïðåäïîëàãàåìûé èíêóáàöèîííûé ïåðèîä;
ü îáðàòèòü âíèìàíèå íà ïîåçäêè è ïðåáûâàíèå ïàöèåíòà â çîíàõ, ãäå ìîãëî ïðîèçîéòè èíôèöèðîâàíèå;
ü êîíòàêòû ñ áîëüíûìè ëþäüìè è æèâîòíûìè è ò.ä.
Îáúåêòèâíûé ìåòîä îáñëåäîâàíèÿ — îñìîòð.
Ïðè îñìîòðå ìåäèöèíñêàÿ ñåñòðà îáðàùàåò âíèìàíèå íà:
ü ïîëîæåíèå òåëà áîëüíîãî;
ü êîæíûå ïîêðîâû è âèäèìûå ñëèçèñòûå îáîëî÷êè;
ü ëèìôàòè÷åñêèå óçëû;
ü êîñòíî-ñóñòàâíóþ ñèñòåìó;
ü îðãàíû êðîâîîáðàùåíèÿ;
ü îðãàíû äûõàíèÿ;
ü îðãàíû ïèùåâàðåíèÿ;
ü ìî÷åïîëîâóþ ñèñòåìó;
ü íåðâíî-ïñèõè÷åñêóþ ñôåðó;
ü ñèìïòîìû, õàðàêòåðíûå äëÿ îïðåäåëåííûõ èíôåêöèîííûõ çàáîëåâàíèé;
ü õàðàêòåð ñòóëà;
ü õàðàêòåð ðâîòû;
ü õàðàêòåð ìî÷è;
ü ñîñòîÿíèå æèâîòà (âçäóòèå, óð÷àíèå, áîëåçíåííîñòü ïðè ïàëüïàöèè);
ü ÷óâñòâèòåëüíîñòü è áîëåçíåííîñòü ñèãìîâèäíîé êèøêè;
II ýòàï: óñòàíîâëåíèå íàðóøåííûõ ïîòðåáíîñòåé ïàöèåíòà (ñåñòðèíñêèé äèàãíîç)
Ìåäñåñòðà âûÿâëÿåò ðåàëüíûå è ïîòåíöèàëüíûå ïðîáëåìû ïàöèåíòà, êîòîðûå îíà äîëæíà óñòðàíèòü â ñèëó ñâîåé ïðîôåññèîíàëüíîé êîìïåòåíöèè.
Âîçìîæíûå íàðóøåííûå ïîòðåáíîñòè:
Ðàçìåùåíî íà Allbest.ru
…
Источник