Гепатит а и в дипломная работа

Пример готовой дипломной работы по предмету: Медицина

Содержание

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3

ГЛАВА

1. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ 5

1.1 Определение 5

1.2 Этиология 5

1.3 Клиническая картина 5

1.4 Диагностика 8

1.5 Лечение 9

1.6 Осложнения 10

1.7. Профилактика 12

ГЛАВА

2. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ 14

2.1. Сестринская история болезни 14

2.1.1. Паспортные данные 14

2.1.2. Лист первичного сестринского обследования 14

2.1.3. Лист динамического наблюдения 19

2.1.4. План сестринских вмешательств 21

2.1.5. Оценка принимаемого лекарства 34

2.1.6. Выводы 40

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 42

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 43

СПИСОК СОКРАЩЕНИЙ 46

Приложение 1 47

Приложение 2 48

Выдержка из текста

ВВЕДЕНИЕ

Проблема вирусных гепатитов, по-прежнему, остается одной из центральных для здравоохранения всего мира и России. Значительный объем новой информации определяет необходимость их обобщения и соотношения с уже известными и ранее сформулированными положениями вирусных гепатитов.

Вирусный гепатит, А (ГА) традиционно считался преимущественно детским, легким, доброкачественным, самолимитирующим заболеванием и потому не привлекал особого внимания ни клиницистов, ни ученых. Однако в последние годы появились новые данные, побуждающие пересмотреть некоторые положения, ранее казавшиеся незыблемыми. В частности, в России заболеваемость ГА взрослых превышает таковую у детей; болезнь протекает не всегда «гладко»; о возможности летального исхода от ГА российские врачи знают не только по данным зарубежной литературы, но и по собственному опыту.

ГА — одно из самых распространенных на земле заболеваний человека, в мире ежегодно регистрируется около 1,4 млн случаев. И в России до настоящего времени заболеваемость ГА остается высокой; в общей структуре острых вирусных гепатитов на его долю приходится более 50%. По экономическим затратам ГА занимает в России 5 — е место среди всех регистрируемых инфекций. Неудивительно, что ГА в последние годы привлек внимание как практикующих врачей различных специальностей (инфекционистов, педиатров, гастроэнтерологов, терапевтов), так и представителей медицинской науки. В июне 2010 г. в Москве состоялась Всероссийская научно-практическая конференция, на которой были обобщены современные аспекты эпидемиологии, клиники, специфической лабораторной диагностики и профилактики гепатита А.

Цель исследования — сестринский процесс

Объект исследования — сестринский процесс при гепатите А.

Цель исследования

Изучить этиологию, патогенез, клинику, профилактику гепатита, А с применением сестринского процесса.

Задачи исследования

Давно осталось в прошлом время, когда эта болезнь с медицинских кругах удостаивалась названия «Болезнь Боткина», а в народе говорили просто — «желтуха». Изучение болезни с тех пор продвинулось на неизмеримую величину, вплоть до того, что были выявлены организмы, поражающие печень — вирусы гепатитов. Для их названия, на долго думая, применили латинский алфавит (гепатиты А, В, С, D, Е, F).

Другой, менее популярный у нас вариант маркировки, — инициалы больного, который первым заболел этой разновидностью. (G, TTV, SEN и т. д.).

На сегодня известны случаи, когда невозможно определить вид возбудителя, которым заражен больной гепатитом. Поэтому врачи ожидают появление новых вирусов этого семейства. При этом количество случаев с неизвестными видами достаточно велико. При злокачественно текущем (фульминантном) гепатите причина остается неизвестной в одном случае из четырех при заболевании взрослого, и в половине случаев у детей.

Для достижения данной цели исследования необходимо изучить:

  • классификацию;
  • этиологию, патогенез;
  • патологическую анатомию;
  • клинику;

— диагностику, дифференциальную диагностику;

  • лечение;
  • профилактику гепатита, А
  • Список использованной литературы

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Клиническая иммунология Земсков В.М., Земсков А, М., Караулов А.В.: под ред. А.М. Земскова. — М., 2011.

2. Клиническая микробиология полости рта Учебное пособие: М.Г. Чеснокова, Н.В. Рудаков. Омск, 2012.

3. Микробиология и иммунология / Под ред. А.А. Воробьева. — М.: Медицина, 2010 и др. годы издания.

4. Медицинская микробиология / Под ред. В.И. Покровского, О.К. Поздеева. — М.: ГЭОТАР Медицина, 2011 и др. годы издания.

5. Медицинская микробиология: учеб. пособие для студентов мед. вузов Поздеев О.К. / О.К. Поздеев; ред. В.И. Покровский; УМО по мед. и фармац. образованию вузов России. — 3-е изд., стер. — М.: Гэотар-Медиа, 2012.

6. Медицинская микробиология, иммунология и вирусология: учеб. пособие для мед. вузов Коротяев А.И. / А.И. Коротяев, С.А. Бабичев. — 3-е изд., испр. и доп. — СПб. СпецЛит, 2011.

7. Наглядная иммунология Плейфейер Дж., Чейн Б.М.: уч. Пособие / пер. С англ. Под ред. А.В. Караулова. — 2-е изд. — М., 2010.

8. Основы клинической иммунологии Чепель Э., Хейни М., Мисбах С.: уч. Пособие / пер. С англ. Под ред. Р.М. Хаитова. — М., 2011.

9. Руководство к практическим занятиям по медицинской микробиологии, вирусологии и иммунологии. Под ред. В.В. Теца. — М.: «Медицина», 2011.

10. Руководство к практическим занятиям по медицинской микробиологии. — Томск, 2012 и др. издания для практических занятий (под ред. Теца, Борисова и др.).

11. Эпизоотология и инфекционные болезни. Под ред. А.А. Конопаткина. М., «Колос», 2011 г.

12. Инфекционные болезни [Текст]: учеб. / под ред.: Н. Д. Ющука, Ю. Я. Венгерова. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: ГЭОТАР — Медиа, 2011.

13. Инфекционные болезни: учебник / [Аликеева Г. К. и др.]; Под ред. Н. Д. Ющука, Ю. Я. Венгерова. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: ГЭОТАР-Медиа, 2013

14. Инфекционные болезни и эпидемиология: учебник. Покровский В.И., Пак С.Г., Брико Н.И. 3-е изд., испр. и доп. 2013.

15. Гиллеспи, Стефан Х. Наглядные инфекционные болезни и микробиология [Текст]: учебное пособие / Стефан Х. Гиллеспи. — М.: ГЭОТАР — Медиа, 2009.

16. Барышников, Е. Н. Медицинская паразитология [Текст]: учеб. пособие для студентов высших мед. учебных заведений / Е. Н. Барышников. — М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2015.

17. Инфекционные болезни и эпидемиология [Текст]: учеб. / В. И. Покровский, С. Г. Пак, Н. И. Брико, Б. К. Данилкин. — 2-е изд. — М.: ГЭОТАР-Медиа, 2009.

Читайте также:  13 лет с вич и гепатитом с

18. Ющук, Николай Дмитриевич. Лекции по инфекционным болезням [Текст]: учебное пособие / Н. Д. Ющук, Ю. Я. Венгеров. — 3-е изд., перераб. и доп. — М.: Медицина, 2014.

19. Деева, Э. Г. Грипп. На пороге пандемии [Текст]: руководство для врачей / Э. Г. Деева. — М.: ГЭОТАР-Медиа, 2013.

20. Руководство по инфекционным болезням [Текст]: в 2 кн. Кн. 1 / под ред.: Ю. В. Лобзина, К. В. Жданова. — 4-е изд., доп. и перераб. — СПб: Фолиант, 2011.

21. Руководство по инфекционным болезням [Текст]: в 2 кн. Кн. 2 / под ред.: Ю. В. Лобзина, К. В. Жданова. — 4-е изд. доп. и перераб. — СПб. Фолиант, 2011.

22. Лобзин, Ю. В. Вирусные гепатиты: клиника, диагностика, лечение [Текст]: научное издание / Ю. В. Лобзин, К. В. Жданов, В. М. Волжанин. — СПб. Фолиант, 2016.

23. ВИЧ-инфекция и СПИД. Клинические рекомендации руководство / [Текст]: под ред. В. В. Покровского. — М. ГЭОТАР-Медиа, 2013.

24. Медицинская паразитология [Текст]: учеб. пособие / Н. В. Чебышев [и др.]

под ред. Н. В. Чебышева. — М.: Медицина, 2012.

25. Инфекционные болезни. Национальное руководство [Текст]:

руководство / под ред. Н. Д. Ющука, Ю. Я. Венгерова. — М.: ГЭОТАР-Медиа, 2009.

Интернет ресурсы

https://meduniver.com/Medical/Therapy/10 002.html MedUniver

https://www.astromeridian.ru/medicina/

Гепатит а и в дипломная работа

Источник

Ïîíÿòèå è îáùàÿ õàðàêòåðèñòèêà ãåïàòèòà À êàê èíôåêöèîííîãî âèðóñíîãî çàáîëåâàíèÿ, åãî êëèíè÷åñêèå ïðîÿâëåíèÿ è ñèìïòîìû, ïóòè çàðàæåíèÿ. Ìåòîäèêà äèàãí6îñòèðîâàíèÿ è ïðèíöèïû ñîñòàâëåíèÿ ñõåìû ëå÷åíèÿ ãåïàòèòà À. Îöåíêà íåîáõîäèìîñòè âàêöèíàöèè.

Ñòóäåíòû, àñïèðàíòû, ìîëîäûå ó÷åíûå, èñïîëüçóþùèå áàçó çíàíèé â ñâîåé ó÷åáå è ðàáîòå, áóäóò âàì î÷åíü áëàãîäàðíû.

Ðàçìåùåíî íà https://www.allbest.ru/

Ðàçìåùåíî íà https://www.allbest.ru/

×àñòî áûâàåò, ÷òî èíôåêöèÿ ïðîòåêàåò áåññèìïòîìíî ëèáî îñòàåòñÿ íåðàñïîçíàííîé, îñîáåííî ýòî ïðîèñõîäèò ó äåòåé äî 6-ëåòíåãî âîçðàñòà, îäíàêî îáñëåäîâàíèå íàñåëåíèÿ íà íàëè÷èå àíòè-ÍÀ-àíòèòåë îáíàðóæèâàåò øèðîêóþ ðàñïðîñòðàíåííîñòü âèðóñà. Âåðîÿòíîñòü èíôèöèðîâàíèÿ çàâèñèò îò âîçðàñòà ÷åëîâåêà, åãî ñîöèîýêîíîìè÷åñêîãî ñòàòóñà è äðóãèõ ôàêòîðîâ.  íåêîòîðûõ ñòðàíàõ èìåâøèéñÿ ðàíåå êîíòàêò ñ âèðóñîì âûÿâëåí áîëåå, ÷åì ó 3/4 âçðîñëûõ.

 öåëîì ãåïàòèò À ÿâëÿåòñÿ îäíîé èç ñàìûõ ðàñïðîñòðàíåííûõ èíôåêöè ÷åëîâåêà â ìèðå. Ê ïðèìåðó, â ñòðàíàõ ñ òåïëûì êëèìàòîì è ïëîõèìè ñàíèòàðíûìè óñëîâèÿìè ãåïàòèòîì À áîëååò î÷åíü ìíîãî ëþäåé. Èçâåñòíî, ÷òî â Ñðåäíåé Àçèè ïðàêòè÷åñêè âñå äåòè ïåðåáîëåâàþò ãåïàòèòîì À.  ñòðàíàõ Âîñòî÷íîé Åâðîïû çàáîëåâàåìîñòü ãåïàòèòîì A ñîñòàâëÿåò 250 íà 100000 íàñåëåíèÿ â ãîä.

Öåëüþ íàøåé ðàáîòû ÿâëÿåòñÿ îõàðàêòåðèçîâàòü ãåïàòèò À, äàòü åãî îïèñàíèå, îáîçíà÷èòü åãî êëèíè÷åñêèå ïðîÿâëåíèÿ, åãî ëå÷åíèå è åãî ïðåäîòâðàùåíèå.

Îòìåòèì, ÷òî â öåëîì âîñïàëåíèå, è âîîáùå çàáîëåâàíèÿ ïå÷åíè ìîãóò áûòü âûçâàíû ðàçëè÷íûìè ïðè÷èíàìè. Ñðåäè òàêèõ ïðè÷èí ìîãóò áûòü, íàïðèìåð:

Ø òîêñè÷åñêèå âåùåñòâà (àëêîãîëü, ëåêàðñòâåííûå ïðåïàðàòû, ÿäû)

Ø àóòîèììóííàÿ àãðåññèÿ íà ñîáñòâåííûå êëåòêè ïå÷åíè è ýïèòåëèé æåë÷íûõ êàíàëüöåâ ïðè íåêîòîðûõ çàáîëåâàíèÿõ

Ø íàðóøåíèÿ îáìåíà ìåäè è æåëåçà

Ø âðîæäåííûé äåôèöèò àëüôà-1-àíòèòðèïñèíà

Îñíîâíûì îòëè÷èåì âèðóñíûõ ãåïàòèòîâ îò íåâèðóñíûõ ÿâëÿåòñÿ èõ ïðè÷èíà: ðàçëè÷íûå âèðóñû ãåïàòèòà, êîòîðûå îïðåäåëÿþò è òå÷åíèå çàáîëåâàíèÿ, è ìåòîäû áîðüáû ñ íèìè.

Âûçûâàþòñÿ âèðóñíûå ãåïàòèòû ãåïàòîòðîïíûìè âèðóñàìè, à ýòè âèðóñû, â ñâîþ î÷åðåäü, ñïîñîáíû ðàçìíîæàòüñÿ òîëüêî â êëåòêàõ ïå÷åíè. Ýòî îçíà÷àåò, ÷òî âèðóñû áåðóòñÿ èñêëþ÷èòåëüíî èç îðãàíèçìà äðóãîãî ÷åëîâåêà, ó êîòîðîãî óæå åñòü âèðóñíûé ãåïàòèò.

Ãåïàòèò À ÿâëÿåòñÿ íàèáîëåå ðàñïðîñòðàíåííûì èç âñåõ äîñòàòî÷íî ìíîãî÷èñëåííûõ ôîðì âèðóñíûõ ãåïàòèòîâ.  áîëüøèíñòâå ñâîåì ýòî çàáîëåâàíèå õàðàêòåðíî äëÿ ñòðàí òðåòüåãî ìèðà, ÷òî íåïîñðåäñòâåííî ñâÿçàíî ñ íèçêèì óðîâíåì ãèãèåíû è ñàíèòàðèè. Îäíàêî ïðè ýòîì åäèíè÷íûå ñëó÷àè èëè âñïûøêè çàáîëåâàíèÿ ãåïàòèòîì À ìîãóò íàáëþäàòüñÿ äàæå è â íàèáîëåå ðàçâèòûõ ñòðàíàõ.

Âèðóñ ãåïàòèòà À ïåðåäàåòñÿ íåïîñðåäñòâåííî ôåêàëüíî-îðàëüíûì ïóòåì. Ê íàèáîëåå õàðàêòåðíûì ïóòÿì ïåðåäà÷è âèðóñà ãåïàòèòà À îòíîñÿòñÿ òåñíûå áûòîâûå êîíòàêòû ìåæäó ëþäüìè, à òàêæå óïîòðåáëåíèå â ïèùó ïðîäóêòîâ ëèáî âîäû, êîíòàìèíèðîâàííûõ (çàðàæåííûõ) ôåêàëüíûì ìàòåðèàëîì.

Âèðóñ ãåïàòèòà À ñïåöèàëèñòû îòíîñÿò ê ñåìåéñòâó ïèêîðíàâèðóñîâ, ðîä ãåïàòíîâèðóñû. Îïèøåì ñîñòàâ ýòîãî âèðóñà: îí ñîñòîèò èç áåëêîâîé êàïñóëû, èëè êàïñèäà, äèàìåòðîì 27 íì, âíóòðè êîòîðîé ðàñïîëîæåíà îäíîöåïî÷å÷íàÿ ìîëåêóëà ÐÍÊ.

Âèðóñ ãåïàòèòà À ÿâëÿåòñÿ èñêëþ÷èòåëüíî óñòîé÷èâûì ê äåéñòâèþ íåáëàãîïðèÿòíûõ ôàêòîðîâ îêðóæàþùåé ñðåäû. Ê ïðèìåðó, ëèîôèëèçèðîâàííûå îáðàçöû ýòîãî âèðóñà ìîãóò õðàíèòüñÿ ïðè 25°Ñ ïî êðàéíåé ìåðå 30 äíåé. Íàãðåâàíèå äî 60°Ñ â òå÷åíèå 10-12 ÷àñîâ ïðèâîäèò òîëüêî ê ÷àñòè÷íîé èíàêòèâàöèè âèðóñà.

Îäíàêî êèïÿ÷åíèå, ñîãëàñíî èññëåäîâàíèÿì, ïîëíîñòüþ ðàçðóøàåò âèðóñ ãåïàòèòà À. Îòìåòèì, ÷òî âèðóñ ãåïàòèòà À íåðàñòâîðèì â æèðàõ, óñòîé÷èâ ê äåéñòâèþ ðàñòâîðèòåëåé è, ïîäîáíî äðóãèì ýíòåðîâèðóñàì, ìîæåò äëèòåëüíîå âðåìÿ ñîõðàíÿòüñÿ â êèñëûõ óñëîâèÿõ. Ïàòîãåííîñòü âèðóñà ãåïàòèòà À â çíà÷èòåëüíîé ñòåïåíè îïðåäåëÿåòñÿ åãî âûñîêîé óñòîé÷èâîñòüþ.  ñîîòâåòñòâèè ñ âûøåèçëîæåííûì, çàðàæåíèå âèðóñîì ãåïàòèòà À ÷àñòî ñâÿçàíî ñ íåàäåêâàòíûì ñïîñîáîì ïðèãîòîâëåíèÿ ïðîäóêòîâ ïèòàíèÿ, íåäîñòàòî÷íîé ÷èñòîòîé èëè äåçèíôåêöèåé ìåñò ïðèãîòîâëåíèÿ ïèùè. Âåäü âèðóñ ãåïàòèòà À èìååò êèñëîòîóñòîé÷èâóþ îáîëî÷êó, è èìåííî ýòî äàåò âîçìîæíîñòü âèðóñàì, ïîïàâøèì â îðãàíèçì ñ çàãðÿçíåííûìè ïðîäóêòàìè è âîäîé ïðîéòè êèñëûé çàùèòíûé áàðüåð æåëóäêà.

Читайте также:  Эпидемиологические правила профилактика вирусных гепатитов

×àñòî ýïèäåìèè ãåïàòèòà À èìåþò âîäíûé ïóòü ïåðåäà÷è, ïîòîìó ÷òî âèðóñ ãåïàòèòà À óñòîé÷èâ ê âîäíîé ñðåäå. Êðîìå òîãî, âèðóñ ãåïàòèòà À îòëè÷àåò âûñîêàÿ èììóíîãåííîñòü, òî åñòü ïîñëå ïåðåíåñåííîãî çàáîëåâàíèÿ ôîðìèðóåòñÿ ñòîéêèé ïîæèçíåííûé èììóíèòåò.

Èñòî÷íèêîì èíôåêöèè ãåïàòèò À ÿâëÿåòñÿ áîëüíîé ãåïàòèòîì À ÷åëîâåê, êîòîðûé ñ ôåêàëèÿìè âûäåëÿåò â îêðóæàþùóþ ñðåäó ìèëëèàðäû âèðóñîâ.

Çàðàæåíèå íåïîñðåäñòâåííî ñâÿçàíî ñ óïîòðåáëåíèåì çàðàæåííîé âèðóñîì ãåïàòèòà À âîäû ëèáî ïèùåâûõ ïðîäóêòîâ (îñîáåííî, íàïðèìåð, ïëîõî òåðìè÷åñêè îáðàáîòàííûõ ìîðåïðîäóêòîâ). Ïðè òàêîì óïîòðåáëåíèè âèðóñû ïðîíèêàþò â êèøå÷íèê, à çàòåì, âñàñûâàÿñü, ñ òîêîì êðîâè ïîïàäàþò íåïîñðåäñòâåííî â ïå÷åíü è âíåäðÿþòñÿ â åå êëåòêè — ãåïàòîöèòû.

Çàòåì âèðóñíûå ÷àñòèöû-âèðèîíû ðàçìíîæàþòñÿ â öèòîïëàçìå êëåòîê ïå÷åíè. Óæå ïîñëå âûõîäà èç êëåòîê ïå÷åíè âèðóñíûå ÷àñòèöû ïîïàäàþò â æåë÷íûå ïðîòîêè è âûäåëÿþòñÿ ñ æåë÷üþ â êèøå÷íèê.

Âîñïàëèòåëüíûé ïðîöåññ â ïå÷åíè, ïðèâîäÿùèé ê ïîâðåæäåíèþ ãåïàòîöèòîâ, èìååò èììóíîëîãè÷åñêóþ îñíîâó. Êëåòêè èììóííîé ñèñòåìû ÷åëîâåêà, Ò-ëèìôîöèòû ðàñïîçíàþò ïîðàæåííûå âèðóñîì ãåïàòîöèòû è àòàêóþò èõ. Ýòî ïðèâîäèò ê ãèáåëè èíôèöèðîâàííûõ ãåïàòîöèòîâ, ðàçâèòèþ âîñïàëåíèÿ (ãåïàòèò) è íàðóøåíèþ ôóíêöèè ïå÷åíè.

Òàêèì îáðàçîì, âèðóñ ãåïàòèòà À ïåðåäàåòñÿ ôåêàëüíî-îðàëüíî — âîäíûì è ïèùåâûì ïóòåì.  áîëüøîé âåðîÿòíîñòüþ çàðàçèòüñÿ ãåïàòèòîì À ìîæíî â æàðêèõ ñòðàíàõ, â òîì ÷èñëå â òåõ ñòðàõà, ãäå ðàñïîëàãàþòñÿ òðàäèöèîííûå ìåñòà òóðèçìà è îòäûõà. Ïðåæäå âñåãî, ýòî ñòðàíû Àôðèêè (âêëþ÷àÿ Åãèïåò, Òóíèñ), ñòðàíû Àçèè (ñðåäíèõ — Òóðöèÿ, Ñðåäíÿÿ Àçèÿ, Èíäèÿ è Þãî-Âîñòî÷íàÿ Àçèÿ, âêëþ÷àÿ îñòðîâà), à òàêæå íåêîòîðûå ñòðàíû Þæíîé Àìåðèêè è Êàðèáñêîãî áàññåéíà.

Îòìåòèì, ÷òî â ðàçâèòûõ ñòðàíàõ ãåïàòèòîì À, íàçûâàåìûì òàêæå «áîëåçíüþ ãðÿçíûõ ðóê», çàáîëåòü äîñòàòî÷íî ñëîæíî, ýòî íåïîñðåäñòâåííî ñâÿçàíî ñ âûñîêîé êóëüòóðîé íàñåëåíèÿ è óäîâëåòâîðèòåëüíîé ðàáîòîé êîììóíàëüíûõ ñëóæá.  ñîîòâåòñòâèè ñ ýòèì ëèö, èìåþùèõ àíòèòåëà ê äàííîé èíôåêöèè â òàêèõ ñòðàíàõ, äîñòàòî÷íî, îò ýòîãî è ðèñê çàáîëåòü ïðè êîíòàêòå ñ âèðóñîì ãåïàòèòà À âûñîê, âûøå, ÷åì â ñòðàíàõ òðåòüåãî ìèðà. ×àùå âñåãî ñóùåñòâóåò âîçìîæíîñòü ïîäîáíûõ çàáîëåâàíèé âî âðåìÿ êîìàíäèðîâîê è òóðèñòè÷åñêèõ ïîåçäîê â æàðêèå ñòðàíû, íà àôðèêàíñêèå è àçèàòñêèå êóðîðòû, â ðåñïóáëèêè Ñðåäíåé Àçèè.

Êðîìå òîãî, ïîêóïàÿ îâîùè è ôðóêòû íà ðûíêå, íåëüçÿ çàáûâàòü èõ êàê ñëåäóåò ïîìûòü, ëó÷øå ñ ìûëîì, ïîñëå ýòîãî îáÿçàòåëüíî îáäàòü êðóãûì êèïÿòêîì. Êðîìå òîãî, âñåãäà ïîäâåðãàéòå òåðìè÷åñêîé îáðàáîòêå ìîðåïðîäóêòû.

Çäîðîâûì ëþäÿì ñ áîëüíûì êîíòàêòèðîâàòü ìîæíî, ñîáëþäàÿ ýëåìåíòàðíûå ïðàâèëà ãèãèåíû. Îäíàêî äåòåé ëó÷øå èçîëèðîâàòü îò áîëüíûõ.

Äëÿ âûÿñíåíèÿ âåðîÿòíîñòè è ñòåïåíè ðèñêà èíôèöèðîâàíèÿ ãåïàòèòîì À, à òàêæå äëÿ ðåøåíèÿ âîïðîñà î íåîáõîäèìîñòè âàêöèíàöèè, ïðîâîäèòñÿ èññëåäîâàíèå êðîâè íà íàëè÷èå àíòèòåë ê âèðóñó ãåïàòèòà À êëàññà èììóíîãëîáóëèíà G (anti — HAV IgG). Åñëè ýòè àíòèòåëà â êðîâè îáíàðóæèâàþòñÿ, òî íåïîñðåäñòâåííûé êîíòàêò ñ âèðóñîì áûë: èíôåêöèÿ èëè âàêöèíàöèÿ. Ýòî îçíà÷àåò íàëè÷èå èììóíèòåòà ê âèðóñó, òî åñòü ðèñê èíôèöèðîâàíèÿ ðàâåí íóëþ è âàêöèíàöèÿ îò ãåïàòèòà À íå íóæíà. Ïîâòîðíî çàáîëåòü ãåïàòèòîì À ïðàêòè÷åñêè íåâîçìîæíî. Åñëè àíòèòåë íåò, òî ðèñê åñòü, è ïðèâèâêà íåîáõîäèìà.

Îòìåòèì òàêæå, ÷òî ñóùåñòâóåò ñïåöèàëüíûé ïðåïàðàò — èììóíîãëîáóëèí, êîòîðûé ìîæíî ââåñòè íåïîñðåäñòâåííî ïåðåä âîçìîæíûì çàðàæåíèåì èëè â òå÷åíèå 2 íåäåëü ïîñëå çàðàæåíèÿ. Ýòî ïîçâîëèò â òå÷åíèå êîðîòêîãî âðåìåíè çàùèòèòüñÿ ëèáî îò çàðàæåíèÿ, ëèáî îò ðàçâèòèÿ çàáîëåâàíèÿ ïðè ñîñòîÿâøåìñÿ çàðàæåíèè.

Ïåðå÷èñëèì ãðóïïû ðèñêà, à òàêæå èìåþùèõ ïîòðåáíîñòè â âàêöèíàöèè:

Ø ×ëåíû ñåìüè (äîìî÷àäöû) èíôèöèðîâàííîãî âèðóñîì ãåïàòèòà À ëèöà

Ø Ëèöà, èìåþùèå ñ èíôèöèðîâàííûì ïîëîâûå êîíòàêòû

Ø Ëèöà, è îñîáåííî äåòè, ïðîæèâàþùèå â ðåãèîíàõ ñ âûñîêîé ðàñïðîñòðàíåííîñòüþ ãåïàòèòà À

Ø Ëèöà, íàïðàâëÿþùèåñÿ â ñòðàíû ñ âûñîêîé çàáîëåâàåìîñòüþ ãåïàòèòîì À

Ø Ìóæ÷èíû, ïðàêòèêóþùèå ãîìîñåêñóàëüíûå êîíòàêòû

Ø Ëèöà, óïîòðåáëÿþùèå íàðêîòèêè (èíúåêöèîííûå è íåèíúåêöèîííûå)

Ïðè íàëè÷èè â ñåìüå ãåïàòèòà À âñåõ ÷ëåíîâ ñåìüè ðåêîìåíäóåòñÿ îáñëåäîâàòü íà àíòèòåëà ê ãåïàòèòó À (anti — HAV IgG). Ïðè îòñóòñòâèè ýòèõ àíòèòåë âàêöèíàöèÿ íåîáõîäèìà.

×ëåíàì ñåìüè çàáîëåâøåãî âàæíî íå çàáûâàéòå ñîáëþäàòü ïðîñòåéøèå ïðàâèëà ãèãèåíû: ïîñëå ïîñåùåíèÿ òóàëåòà è ïîëüçîâàíèÿ âàííîé ìûòü ðóêè ñ ìûëîì, òàêæå ìûòü ðóêè ïîñëå óõîäà çà ìàëåíüêèì ðåáåíêîì, ïåðåä åäîé è ïðèãîòîâëåíèåì è ïèùè.

Èíêóáàöèîííîé ïåðèîä ãåïàòèòà À ñîñòàâÿëåò 15-50 äíåé, â ñðåäíåì — 30 äíåé. Òàêèì îáðàçîì, â òå÷åíèå ìåñÿöà ïîñëå ïðåäïîëàãàåìîãî èíôèöèðîâàíèÿ ìîæíî îæèäàòü îñíîâíûõ ñèìïòîìîâ, ê êîòîðûì îòíîñÿòñÿ: ëèõîðàäêà, äèñïåïñèÿ (òîøíîòà, ðâîòà, òÿæåñòü â îáëàñòè æåëóäêà è ïðàâîì ïîäðåáåðüå), ñëàáîñòü, ïîòåìíåíèå ìî÷è (öâåòà êðåïêî çàâàðåííîãî ÷àÿ, ïåíèñòîñòü). Çàòåì ïîÿâëÿåòñÿ æåëòóõà, ÷òî ïðîÿâëÿåòñÿ ïîæåëòåíèè ñêëåð, êîæè, îáåñöâå÷èâàíèè êàëà.

Íåðåäêî ïîñëå ïîÿâëåíèÿ æåëòóõè îáùåå ñîñòîÿíèå íåñêîëüêî óëó÷øàåòñÿ. Æåëòóõà äåðæèòñÿ îêîëî 3-6 íåäåëü, èíîãäà ìîæåò äåðæàòüñÿ äîëüøå. Â ñðåäíåì çàáîëåâàíèå äëèòñÿ îêîëî 40 äíåé.

Êàê ìû óæå ãîâîðèëè, äëèòåëüíîñòü è òÿæåñòü çàáîëåâàíèÿ íåïîñðåäñòâåííî ñâÿçàíà ñ âîçðàñòîì, ñîñòîÿíèåì èììóíèòåòîì, íàëè÷èåì ñîïóòñòâóþùèõ õðîíè÷åñêèõ çàáîëåâàíèé, ÷åòêèì âûïîëíåíèåì ðåêîìåíäàöèé âðà÷à.

Читайте также:  Как вылечить асцит при гепатите

Ó íåêîòîðûõ ëþäåé (îêîëî 15%) îòìå÷àåòñÿ õðîíè÷åñêàÿ ôîðìà èíôåêöèè, ïðîòåêàþùàÿ â òå÷åíèå 6-9 ìåñÿöåâ. Çàòåì îáû÷íî íàñòóïàåò âûçäîðîâëåíèå. Áîëüøèíñòâî ñëó÷àåâ ãåïàòèòà À èìååò òèïè÷íûå ñèìïòîìû, ïðèâîäèò ê âûçäîðîâëåíèþ è ñïåöèàëüíîãî ëå÷åíèÿ íå òðåáóåò.

Êàê ïðàâèëî, òÿæåëî ïåðåíîñÿò èíôåêöèþ äåòè ìëàäøå îäíîãî ãîäà, à òàêæå âçðîñëûå è ïîæèëûå ëþäè. Ïðè÷åì ó âçðîñëûõ èíôåêöèÿ äîñòàòî÷íî ÷àñòî ïðîòåêàåò ñ âûðàæåííîé èíòîêñèêàöèåé è æåëòóõîé, â ñðåäíåì áîëåþò îêîëî 3 ìåñÿöåâ. Ðèñê ëåòàëüíîãî èñõîäà ïðè ãåïàòèòå À ñîñòàâëÿåò 0,1% ó äåòåé, 0,3% ó ïîäðîñòêîâ è âçðîñëûõ

Çäåñü âàæíî âîò ÷òî: âñå îñòðûå ãåïàòèòû ëþáîãî ïðîèñõîæäåíèÿ ïðîÿâëÿþòñÿ ïðàêòè÷åñêè òåìè æå ïðèçíàêàìè, ïîýòîìó íåîáõîäèìî îáðàòèòüñÿ ê âðà÷ó è ïðîâåñòè ïîëíîå îáñëåäîâàíèå.

Ø ðåçóëüòàòû àíàëèçîâ (îáùèé àíàëèç êðîâè, áèîõèìè÷åñêèé àíàëèç êðîâè, àíàëèç íà ìàðêåðû âèðóñíûõ ãåïàòèòîâ, êîàãóëîãðàììà, îáùèé àíàëèç ìî÷è).

Êðèòåðèé äèàãíîñòèêè îñòðîãî ãåïàòèòà À — íàëè÷èå â êðîâè ÷åëîâåêà àíòèòåë ê ãåïàòèòó À, îòíîñÿùèõñÿ ê èììóíîãëîáóëèíàì êëàññà Ì (anti — HAV IgM). Ýòè àíòèòåëà îáíàðóæèâàþòñÿ òîëüêî â îñòðûé ïåðèîä, ïðè âûçäîðîâëåíèè èõ òèòð ñíèæàåòñÿ.

Íóæíî îòìåòèòü, ÷òî âûçäîðîâëåíèå íàñòóïàåò áåç ëå÷åíèÿ. Ñîâðåìåííîå ëå÷åíèå â áîëüøåé ñòåïåíè íàïðàâëåíî íå íà áîðüáó íåïîñðåäñòâåííî ñ âèðóñàìè ãåïàòèòà À, à íà óìåíüøåíèå êîíöåíòðàöèè, à òàêæå íà óäàëåíèå èç îðãàíèçìà âðåäíûõ âåùåñòâ, ïîÿâëÿþùèõñÿ ïðè ïîâðåæäåíèè è íàðóøåíèè ôóíêöèé ïå÷åíè.  ñîîòâåòñòâèè ñ ýòèì áîëüíûì ââîäÿò äåçèòîêñèêàöèîííûå ðàñòâîðû, ãëþêîçó, âèòàìèíû, ãåïàòîïðîòåêòîðû (ïðåïàðàòû, çàùèùàþùèå êëåòêè ïå÷åíè). Ïðîòèâîâèðóñíîå ëå÷åíèå ïðè çàáîëåâàíèè íå ïðîâîäèòñÿ. Ïðèíöèïû òåðàïèè äàæå â òÿæåëûõ ñëó÷àÿõ îñòàþòñÿ òåìè æå, îäíàêî îáúåì ñèìïòîìàòè÷åñêîé òåðàïèè ïðèìåíÿåòñÿ áîëüøèé.

Ïðîãíîç ïðè çàáîëåâàíèè áëàãîïðèÿòíûé, îáû÷íî ôóíêöèè ïå÷åíè âîññòàíàâëèâàþòñÿ ïîëíîñòüþ.

Îòìåòèì, ÷òî â îñòðûé ïåðèîä íåîáõîäèìî ïðèäåðæèâàòüñÿ äèåòû â îáúåìå 5 ñòîëà ïî Ïåâçíåðó, à òàêæå ñîáëþäàòü ôèçè÷åñêèé è ïñèõè÷åñêèé ïîêîé.

Èçäàâíà âðà÷è èñêàëè çàùèòó îò ãåïàòèòà À. Ñðåäè èñòîðè÷åñêèõ ïåðñïåêòèâ çàùèòû îò ýòîãî âèðóñà â îñíîâíîì íàáëþäàëèñü äâå: ïàññèâíàÿ èììóíèçàöèÿ è àêòèâíàÿ èììóíèçàöèÿ. Îñòàíîâèìñÿ íà êàæäîé èç íèõ ïîïîäðîáíåå.

1. Ïàññèâíàÿ èììóíèçàöèÿ

Íà ïðîòÿæåíèè íåñêîëüêèõ äåñÿòêîâ ëåò äëÿ çàùèòû ëþäåé ñ âûñîêèì ðèñêîì çàðàæåíèÿ âèðóñîì ãåïàòèòà À ïðèìåíÿëàñü ïàññèâíàÿ èììóíèçàöèÿ ñ ïîìîùüþ èììóíîãëîáóëèíîâ (lg). Íî ââåäåíèå èììóíîãëîáóëèíîâ îáåñïå÷èâàåò ðàçâèòèå èììóíèòåòà ê ãåïàòèòó À òîëüêî íà êîðîòêîå âðåìÿ, à âðåìÿ ýòî öåëèêîì çàâèñåëî îò äîçû lg. Êðîìå òîãî, ïðè âíóòðèìûøå÷íîé èíúåêöèè áîëüøèõ îáúåìîâ lg ó áîëüíûõ ÷àñòî ìîæåò âîçíèêàòü îùóùåíèå äèñêîìôîðòà.

2. Àêòèâíàÿ èììóíèçàöèÿ

 1991 ãîäó ñïåöèàëèñòàìè ÑìèòÊëÿéí Áè÷åì â ðåçóëüòàòå ìíîãîëåòíèõ èññëåäîâàíèé âïåðâûå â ìèðå áûëà ðàçðàáîòàíà âàêöèíà ïðîòèâ ãåïàòèòà À — Õàâðèêñ®. Ïðèìåíåíèå ýòîé âàêöèíû, â îòëè÷èå îò ïàññèâíîé èììóíèçàöèè, îáåñïå÷èâàåò çàùèòó îò âèðóñà ãåïàòèòà À íà äëèòåëüíîå âðåìÿ. Âïåðâûå ýòà âàêöèíà áûëà çàðåãèñòðèðîâàíà 31 ÿíâàðÿ 1992 ãîäà â Øâåéöàðèè, à âñêîðå ïîñëå ýòîãî — â Âåëèêîáðèòàíèè, Àâñòðèè, Áåëüãèè, Èðëàíäèè, Øâåöèè, Ôðàíöèè, Ãîíêîíãå, Ñèíãàïóðå, Ãîëëàíäèè, Ãåðìàíèè, Àðãåíòèíå è Òàèëàíäå.  ïîñëåäóþùèå ãîäû âàêöèíà Õàâðèêñ® áûëà òàêæå çàðåãèñòðèðîâàíà è îäîáðåíà ê ïðèìåíåíèþ åùå â äâåíàäöàòè ñòðàíàõ.

Îòìåòèì, ÷òî ïåðâîíà÷àëüíî Õàâðèêñ® âûïóñêàëàñü â êà÷åñòâå âàêöèíû äëÿ âçðîñëûõ, ïðè ýòîì îíà ñîäåðæàëà â êàæäîé äîçå 720 åäèíèö (ïî äàííûì èììóíîôåðìåíòíîãî àíàëèçà — ELISA). Ïåðâè÷íàÿ èììóíèçàöèÿ ýòîé âàêöèíîé çàêëþ÷àëàñü âî ââåäåíèè 2 äîç âàêöèíû Õàâðèêñ® ñ ïîñëåäóþùèì íàçíà÷åíèåì áóñòåðíîé äîçû ÷åðåç 6-12 ìåñÿöåâ. Äåòñêàÿ âàêöèíà áûëà ðàçðàáîòàíà íåñêîëüêî ïîçæå, â êàæäîé äîçå â íåé ñîäåðæèòñÿ 320 åäèíèö. Äëÿ äåòñêîé âàêöèíû ïðåäëàãàëàñü òàêàÿ æå ñõåìà èììóíèçàöèè — 0,1, 6-12 ìåñÿöåâ.

Çàòåì äëÿ áîëåå óäîáíîé èììóíèçàöèè âçðîñëûõ áûëà ðàçðàáîòàíà âàêöèíà Õàâðèêñ®, ñîäåðæàùàÿ â 1 ìë ïðåïàðàòà 1440 åäèíèö ELISA. Èñïîëüçóÿ îäíó èíúåêöèþ ýòîé âàêöèíû ïðè ïåðâè÷íîé èììóíèçàöèè è îäíó áóñòåðíóþ äîçó, ìîæíî äîáèòüñÿ òàêîãî æå èììóííîãî îòâåòà, êàê è ïðè ïðèìåíåíèè äðóãèõ ôîðì âàêöèíû Õàâðèêñ®.  ÑØÀ êîììåð÷åñêîå ðàñïðîñòðàíåíèå âàêöèíû Õàâðèêñ® 1440 íà÷àëîñü â 1995 ã. Ñåãîäíÿ ÑìèòÊëÿéí Áè÷åì ïðåäñòàâëÿåò ñâîþ íîâóþ ðàçðàáîòêó — äåòñêóþ âàêöèíó Õàâðèêñ® 720, êîòîðàÿ ïîçâîëÿåò ïðîâîäèòü ýôôåê-òèâíóþ âàêöèíàöèþ äåòåé è ïîäðîñòêîâ, èñïîëüçóÿ äëÿ ïåðâè÷íîé èì-ìóíèçàöèè òîëüêî îäíó äîçó âàêöèíû.

 öåëîì âàêöèíû ïðåäñòàâëÿþò ñîáîé óáèòûå âèðóñû ãåïàòèòà À, îíè îáëàäàþò âûñîêîé èììóíîãåííîñòüþ. Ïðèâèâêè îò ãåïàòèòà À ïîêàçàíû äåòÿì íà÷èíàÿ ñ 3 ëåò, à òàêæå âçðîñëûì, ðàíåå ãåïàòèòîì À íå áîëåâøèì. Êðîìå òîãî, âàêöèíèðîâàòüñÿ äîëæíû ëþäè ñ ïîâûøåííûì ðèñêîì èíôèöèðîâàíèÿ:

Ø íàïðàâëÿþùèåñÿ â ðàéîíû ñ âûñîêèì óðîâíåì ïåðåäà÷è ãåïàòèòà À (òóðèñòû, êîíòðàêòíèêè, âîåííîñëóæàùèå)

Ø ìåäèöèíñêèé ïåðñîíàë èíôåêöèîííûõ îòäåëåíèé

Ø âîñïèòàòåëè è ïåðñîíàë äåòñêèõ äîøêîëüíûõ ó÷ðåæäåíèé

Ø ðàáîòíèêè îáùåñòâåííîãî ïèòàíèÿ è âîäîñíàáæåíèÿ.

Ø áîëüíûå ñ õðîíè÷åñêèìè çàáîëåâàíèÿìè ïå÷åíè.

Ñîãëàñíî íîðìàòèâíûì äîêóìåíòàì Ìèíçäðàâà, âàêöèíàöèè òàêæå ïîäëåæàò äåòè, ïðîæèâàþùèå íà òåððèòîðèÿõ ñ âûñîêèì óðîâíåì çàáîëåâàåìîñòè ãåïàòèòîì À.

Ïðè ïîìîùè âàêöèíàöèè âîçìîæíî îñóùåñòâèòü íåïîñðåäñòâåííóþ çàùèòó îò ãåïàòèòà À.

Источник