Глистные инфекции их предупреждение профилактика кишечных заболеваний
Люди, сами не зная того, являются носителями различных заболеваний. У одних симптоматика отсутствует, а у других на фоне заражения расцветает целый букет недугов. К таким болезням относят глистные кишечные заболевания. Страшно то, что ими страдают дети, но и взрослые не застрахованы. Как избежать осложнений, угнетающих организм? После изучения предложенной статьи, все сразу станет понятным.
Чем опасна глистная инвазия
Негативное воздействие паразитов (круглых червей, остриц, аскарид, плоских червей) основывается на механическом повреждении органов, слизистых оболочек, интоксикации, сбоях в работе жизненно важных систем человека. Чтобы удержаться внутри организма, большинство червей имеют специальные приспособления: присоски, крючки, зубы. Цепляясь, они нарушают целостность слизистых, вызывая кровотечения.
Находясь в организме, паразиты питаются полезными веществами, высасывая их из человека, снижая его резистентность и иммунитет. Губительное воздействие на организм человека вызывает личиночная форма паразита. Личинка способна мигрировать, проникая в разные органы и кровоток. Тем самым происходит разрушение и изменение состояния разных систем: сердечно-сосудистой, дыхательной, пищеварительной. Впоследствии развивается острый аппендицит, онкологические заболевания.
Признаки и симптомы гельминтоза
Гельминтозами называются заболевания паразитического характера, вызванные глистами (гельминтами), паразитами, имеющими способность обитать в организме человека. Симптомы гельминтоза у человека зависят от стадии болезни (хроническая или острая), вида паразита, места его нахождения. Острая стадия заболевания наступает сразу после попадания глистов в организм, характеризуется иммунным ответом и аллергическими реакциями. Хроническая отличается своеобразным набором показателей, связанных с жизнедеятельностью паразита.
Признаки глистов у человека:
- кожные высыпания;
- изменения размеров лимфатических узлов;
- мышечные боли.
Эти проявления возникают на начальной или острой стадии и схожи у разных представителей. Признаками хронической фазы считаются нарушение работы желудочно-кишечного тракта организма, печени, зуд в районе заднего прохода, снижение массы тела, нарушение дыхательной функции и другие. Какие? Зависит от паразита. Глистная инвазия у детей и взрослых схожа по своей симптоматике.
У взрослых
После поселения паразит начинает свой жизненный цикл, на основе которого проявляются определенные симптомы. Признаки глистной инвазии:
- слабость;
- аллергическая реакция на кожных покровах;
- боли в животе;
- потеря аппетита;
- повышение температуры тела;
- расстройство желудочно-кишечного тракта;
- низкий гемоглобин;
- высокое содержание эозинофилов в анализе крови;
- снижение веса.
У детей
Дети заражаются паразитами чаще взрослых. Понять, что ребенок болен можно по его состоянию: повышенная плаксивость, жалобы на зуд в области заднего прохода, покраснения ягодиц, отсутствие аппетита, слабость, тошнота, бледность, нарушение сна. Малыши, зараженные паразитами, неспокойно спят, скрипят зубами. Симптоматика заболевания схожа с проявлениями у взрослого организма.
Самые распространенные глистные заболевания
К числу распространенных глистных инвазий относятся:
- аскаридоз;
- энтеробиоз;
- лямблиоз.
Энтеробиоз
Что такое энтеробиоз? Такое заболевание вызвано глистами острицами, которые представляют собой белых червей, небольшого размера, с везикулой в передней части, которой паразит крепится к организму хозяина. Основное место обитание паразитов – слепая кишка. Ночью, когда человек расслаблен, особи выползают наружу и откладывают яйца, вызывая сильный зуд. Расчесывая, хозяин захватывает будущих паразитов, переносит их в рот, на вещи. Симптоматика:
- зуд;
- кишечные расстройства;
- вторичные инфекции половых путей.
Диагностировать заболевание можно с помощью проведения соскоба. Лечение назначает врач (препараты, соблюдение гигиены и чистоты в помещении, глажка белья, воздержание от расчесывания).
Аскаридоз
Что такое аскаридоз? Это заболевание, вызванное аскаридами. Такие паразиты обитают в почве и попадают в организм с не мытыми овощам, фруктами. Дети подхватывают в песочнице и при несоблюдении правил личной гигиены. Попав в организм, личинка мигрирует в течение трех месяцев, поражая органы и вызывая повышение температуры, сухой кашель, лихорадку. Отличительной чертой заболевания служит проявление аллергической реакции (крапивница).
Спустя три месяца, когда паразит снова попадает в кишечник, проявляется расстройство желудочно-кишечного тракта (понос, запор, тошнота, снижение массы тела). В результате жизнедеятельности паразита происходит выделение токсинов, которые негативно сказываются на нервной системе. Возникает бессонница, возможно развитие светобоязни, снижение давления, аппендицита, перитонита, непроходимости кишечника.
Диагностировать такое заболевание возможно путем сдачи анализов кала, крови, рентгенологическим путем. Лечение основывается на приеме противогельминтных препаратов, назначаемых врачом. Стоит помнить о последствиях аскаридоза:
- повреждения органов, сосудов;
- истощение организма;
- развитие дисбактериоза, кишечной непроходимости;
- ослабление иммунитета.
Профилактика гельминтоза
Гельминтоз легче предотвратить, чем лечить. Для этого нужно:
- соблюдать правила личной гигиены;
- проводить тщательную обработку продуктов питания;
- дополнительную обработку игрушек и белья;
- тщательную готовку мяса (прожарка);
- делать влажную уборку помещения;
- употреблять только чистую, кипяченую воду.
Видео: простые способы борьбы с глистами
Существует много способов борьбы с паразитами. К таковым относятся медикаментозные и народные средства. Какие лучше подойдут взрослому организму, а какие детям? Справиться с диагнозом глистные кишечные заболевания, очистить кишечник от паразитов и восстановить обессиленный организм можно. Что для этого нужно? Просмотрите предлагаемый ролик и найдите ответы на интересующие вопросы.
Простые способы борьбы с глистами
Внимание! Информация, представленная в статье, носит ознакомительный характер. Материалы статьи не призывают к самостоятельному лечению. Только квалифицированный врач может поставить диагноз и дать рекомендации по лечению, исходя из индивидуальных особенностей конкретного пациента.
Нашли в тексте ошибку? Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!
Источник
Урок по теме «Предупреждение желудочно — кишечных заболеваний»
Цель: познакомить обучающихся с причинами, источниками, путями передачи и мерами предупреждения желудочно-кишечных заболеваний.
Образовательные задачи: формировать у обучающихся понятия о причинах, источниках, путях передачи и мерах предупреждения желудочно – кишечных заболеваний, гигиенических условиях нормального пищеварения, обосновывать правила гигиены пищеварения.
Воспитательные задачи: разъяснить гигиенические условия нормального пищеварения, доказать вред курения и употребления алкоголя, зависимость здоровья и работоспособности человека от профилактики и лечения желудочно-кишечных заболеваний.
Развивающие задачи: развивать познавательные способности учащихся, умения работать с интерактивной доской и использовать электронные учебники.
Оборудование: таблицы «Строение органов пищеварения», «Профилактика желудочно-кишечных заболеваний», «Строение зубов». Ребусы «Аскаридоз», «Гастрит», интерактивная доска, презентация «Предупреждение желудочно — кишечных заболеваний», электронный учебник Кирилла и Мефодия «Уроки биологии. 8 класс».
Ход урока:
I. Проверка знаний о строении и функциях органов пищеварения.
1. По таблице «Строение органов пищеварения» показать и назвать органы пищеварительной системы человека. (слайд 2)
2. По таблице и на схеме (интерактивная доска) «Строение зубов» показать и назвать зубы.
3. Из списка выбрать правильные ответы на вопросы.
1.Пищевод 6.Слепая кишка
2.Аппендикс 7. Прямая кишка
3.Желудок 8. 12-пёрстная кишка
4.Печень 9. Поджелудочная железа
5.Тонкая кишка 10 . Толстая кишка
Самая большая железа. (Печень)
Начальная часть толстой кишки. (Слепая кишка)
Самый длинный орган. (Тонкая кишка)
Отдел, следующий за желудком. (12-пёрстная кишка)
Кишка в форме подковы. (Толстая кишка)
Вырабатывает желчь. (Печень)
Проводит в желудок пищу. (Пищевод)
Завершает расщепление питательных веществ. (Тонкая кишка)
Отдел всасывания продуктов расщепления питательных веществ. (Тонкая кишка)
10. Место обитания бактерии – кишечной палочки. (Аппендикс)
1.Слюнные железы
2.Желчь
3.Печень
4.Поджелудочная железа.
5.Желудочные железы
6.Кишечные железы
1.В стенках тонкого кишечника. (Кишечные железы)
2.В стенках желудка. (Желудочные железы)
3.В правой стороне брюшной полости. (Печень)
4.В левой стороне брюшной полости. (Поджелудочная железа)
5. Вырабатывается в печени. (Желчь)
6.Вырабатывает обеззараживающее вещество – лизоцим. (Слюнные железы)
7.Вырабатывает соляную кислоту, убивает бактерий (Желудочные железы)
8.Обеззараживает ядовитые вещества, всосавшиеся с пищей. (Печень)
9.Вырабатывает ферменты, расщепляющие Б (Поджелудочная железа, кишечные железы )
10. Вырабатывает ферменты, расщепляющие У. (Слюнные железы)
11. Вырабатывает ферменты, расщепляющие Ж. (Поджелудочная, желудочная, кишечные железы)
II. Изучение нового материала
Рубрика. «Знаете ли, вы?»
Послушайте краткие данные о работе некоторых пищеварительных органов (Выступают ученики)(ткиеайте картинкиаа, всосавшихнкциях органов пищеварения.ь здоровья и работоспособности человека о проварения, обосновывать пр
Проблема! – Всегда ли органы пищеварения работают нормально?
— Не всегда
Болезни (слайд 3)
Пищевые Инфекционные Неинфекционные Глистные
отравления болезни болезни заболевания
Инфекционные болезни: дизентерия,
брюшной тиф,
холера
паратифы, инфекционный гепатит.
Дизентерия. (слайд 4)
Возбудитель: дизентерийная палочка.
Источник инфекции – больной.
Возбудитель попадает в организм здорового через рот вместе с загрязненной едой и водой, через грязные руки, предметы домашнего обихода.
Симптомы: попав в кишечник, дизентерийные палочки размножаются и выделяют яды. Яды всасываются в кровь. Поражается толстый кишечник – на его слизистой оболочке образуются кровоточащие язвы. На 3-4 сутки возникают боли в животе, понос приобретает характер кровянистой слизи, организм обезвоживается, больного мучает жажда, он сильно худеет.
Профилактика: (слайд 6-9)
Индивидуальные Общественные
меры защиты меры защиты
1. Чистота рук 1. Вакцинация
2. Мытье овощей и фруктов 2. Госпитализация
чистой водой больного
3. Воздержание от потребления 3. Дезинфекция посуды,
некипяченых воды и молока. постельного белья,
игрушек
4. Чистота улиц, дворов.
Холера— возбудитель – холерный вибрион; микроб, имеющий форму запятой. (слайд 5)
Источник – большой человек.
Путь передачи – через рот вместе с загрязненной водой и пищей.
Симптомы – поражают вибрионы тонкую кишку, больного мучает рвота и понос, он теряет большое количество воды; выделяющиеся микробами токсины повышают проницаемость кровеносных сосудов кишечника; нарушается водно-солевой обмен, что обычно является причиной смерти. Сейчас, благодаря применению антибиотиков, лечение идет успешно.
— А теперь послушайте, как была придумана вакцина против холеры. (Выступление)
Неинфекционные болезни
Отгадайте ребус – гастрит.
Гастрит (слайд 10) — причины: неправильное питание,
еда всухомятку,
несоблюдение режима питания,
спиртные напитки,
курение.
Симптомы: разъедание слизистой оболочки стенки желудка, слабые ноющие боли в области желудка.
Профилактика: правильное питание, не пить, не курить.
Язва желудка и 12перстной кишки.
Причины: те же + стрессы.
Симптомы: на стенках желудка или 12-перстной кишки образуются язвы; после их заживления остаются сужения, спайки; возникающие узкие места препятствуют прохождению пищи.
Ноющие, не очень сильные боли в области желудка, всегда связанные с приемом пищи; иногда они возникают сразу, иногда через 2-3 часа, а то и через 5-6 часов после приема пищи.
Осложнение: прободение язвы; у больного резкая «кинжальная» боль. Язва, охватившая все стенки желудка, прорывается, и его содержимое выходит в брюшную полость. Нужна срочная операция!
Камни в протоках печени и желчном пузыре (размеры от песчинки до куриного яйца)
Причины: те же + нарушение обмена веществ.
Состав камней: холестериновые
билирубиновые
смешанные.
Холестерин – жироподобное вещество, входящее в состав желчи. При нарушении обмена веществ холестерин откладывается не только в сосудах, но и в желчном пузыре, образуя камни.
Билирубин – желчный пигмент – образуется при разрушении гемоглобина. Обычно поступает в кишечник и выводится из организма. Но у больных людей он кристаллизуется и выпадает в виде камней в желчных путях.
Симптомы: приступы боли возникает тогда, когда избыток желчи поступает в кровь. Это можно узнать по белкам глаз и коже, которые приобретают желтоватый оттенок. У больного резкие боли в правом подреберье, рвота, озноб, повышается температура. Необходим пузырь со льдом, нельзя прибегать к грелкам!!!
Изжога – в желудке и кишечнике скапливается большое количество газов. Они выходят через пищевод, увлекая за собой содержимое желудка. Попав в пищевод, желудочный сок начинает переваривать его белки. Возникает характерное чувство жжения, называемое изжогой. Снимается, если выпить немного щелочной минеральной воды. Применять для этого питьевую соду нельзя, потому что, сода, нейтрализуя соляную кислоту желудка, разлагается. Выделяется большое количество углекислого газа, которое вызывает усиленное образование новых порций желудочного сока, и все повторяется снова.
Кариес (Профилактику выявляем вместе)
Пищевые отравления.
Ботулизм.
Многие предполагают, что герметическая упаковка надежно предохраняет продукты от микробов. Но это не так. Среди микробов есть анаэробы, которые как раз могут жить, если в окружающей среде нет кислорода. К таким микробам относится палочка ботулизма. Место, где постоянно живут эти микробы – почва. Если, при консервировании мяса, фруктов и овощей, грибов в банку попали палочки или их споры, происходит быстрое размножение микробов и в консервах накапливаются яды.
Если человек употребляет в пищу такие консервы, яды всасываются в кровь и человек отравляется. Вызываются нервнопаралитические расстройства, нарушение зрения, мышечная слабость, параличи мышц, опущение верхнего века, затрудненное глотание.
Первая помощь: промывание желудка
Сальмонеллы (слайд 5) – микробы, встречающиеся в кишечнике свиней, крупно-рогатого скота, птиц, встречаются в утиных и гусиных яйцах. Микробы попадают в мясные и молочные продукты. Если человек ест такие продукты, то возникает сальмонеллез.
Симптомы: общее отравление токсинами, боль в поджелудочной области, начинается понос, повышается температура
Стафилококки – микробы, поселяющиеся на продуктах питания, содержащих много сахара: на пирожных и тортах с кремом, в сладких сырках, твороге, а также на мясных продуктах
Распространяют стафилококковые инфекции люди с гнойничковыми заболеваниями кожи, слизистых рта, страдающие фурункулезами, ангинами.
Симптомы: те же, что при сальмонеллезе + холодный пот, рвота, слабость.
Отравление грибами (бледная поганка, мухомор)
Симптомы появляются чаще через 6-8 часов: рвота, понос, резкая жажда, судороги мышц, потоотделение, расширение зрачков
Первая помощь: промывание желудка, срочно вызвать врача.
(Профилактику выявляем вместе)
Глистные заболевания. (электронный учебник Кирилла и Мефодия)
Глисты – черви, паразитирующие в организме человека, животных, растений.
Гельминтозы — заболевания, которые вызываются гельминтами.
К гельминтам относятся: бычий и свиной цепни, печеночный сосальщик, широкий лентец (плоские черви), аскарида, острицы (круглые черви).
(Отгадывание ребуса «Аскаридоз»).
Поражают: кишечник и легкие
Симптомы: человек худеет, несмотря на хороший аппетит, поносы или запоры, реже тошнота, рвота. Если печень поражается, то появляются отёки и желтушность, расстраивается память, понижается работоспособность, задерживается рост и развитие.
Причиныболезней: употребление мяса и рыбы, зараженного личинками червей, недостаточно проваренное или прожаренное мясо, несоблюдение правил личной гигиены, употребление в пищу плохо вымытых овощей и фруктов.
Профилактика (выявляем вместе):
а) дегельминтизация – уничтожение гельминтов
б) ветеринарно-санитарный контроль над мясом и органами убитых животных
в) санитарный контроль за очисткой населённых мест
г) проверка мяса в государственных магазинах, кооперативах и на рынках.
III. Закрепление изученного материала
Гейм «Дальше, дальше».
Инфекционные заболевания кишечника
(Брюшной тиф, дизентерия, холера).
Источник – недоваренное, недожаренное мясо и рыба (Глистные болезни)
Источник – грязные руки, вода, пища, посуда (Дизентерия, холера, брюшной тиф).
Профилактика – чистота рук, овощей, фруктов, воды, пищи, посуды (Дизентерия, холера, брюшной тиф, глистные)
Результат нарушения гигиены ротовой полости (Кариес).
Профилактика – хорошо проваривать и прожаривать мясо или рыбу. (Глистные)
Профилактика – чистка зубов перед сном (Кариес)
Результатом плохой сервировки стола является (Отсутствие аппетита)
Результат курения и алкоголя (Кариес, гастрит, язва желудка, отсутствие аппетита, цирроз печени)
Результат недостаточности движения (Гиподинамии, ожирение)
Кто первым из русских учённых получил Нобелевскую премию? За исследования в какой области? (И. П. Павлов, пищеварение)
Есть ли в организме человека закваска? (Да. Ферменты)
Сколько ферментов работает в теле человека? (700)
Из какой ткани состоят пищеварительные железы? (Из эпителиальной)
Аппендикс – вырост, какой кишки? (Слепой)
В состав желудочного сока входят (Соляная кислота, ферменты, слизь)
Условия действия ферментов желудочного сока (t- +37°С, среда кислая)
Как регулируется желудочное сокоотделение? (Гуморальная, нервная)
Части рефлекторной дуги отделения желудочного сока (Раздражение рецепторов ротовой полости, чувствительный путь, продолговатый мозг, двигательный путь, выделение желудочного сока)
10. Как назвал Павлов сок, выделяющийся при виде, запахе, жевании пищи? (Аппетитный)
11. Протоки, каких желез впадают в 12 – пёрстную кишку? (Желчный пузырь, поджелудочная железа)
12..Ранки в полости рта быстро заживают, потому что в слюне содержится… (Лизоцим)
IV.Домашнее задание:
1. Написать в тетради: «Меры предупреждения инфекционных, неинфекционных, глистных заболеваний и пищевых отравлений»
2. Изучить § 35.
Список литературы
1. В.В. Колесов, Р.Д.Маш, И.Н.Беляев. Биология. Человек. 8 класс»: Учебник для общеобразовательных учебных заведений. – М.: Дрофа, 2008. – 336 с.;
2. В.В. Колесов, Р.Д.Маш, И.Н.Беляев 8 класс. Тематическое и поурочное планирование к учебнику – М.: Дрофа, 2002;
3. Т.Л.Богданова. Биология. Задания и упражнения. Москва. «Высшая школа», 1991.
4. Мультимедийный учебник. Виртуальная школа Кирилла и Мефодия. Уроки биологии. Человек и его здоровье. 8 класс.
5. В.С.Рохлов. Биология. Человек. Программированные задания. М. Илекса, 2000.
6. Муртазин Г.М. Активные формы и методы обучения биологии Человек и его здоровье. Москва «Просвещение».
Источник