Классные часы на тему все о гепатите
ПЛАН
ПРОФИЛАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ
ПО ВИРУСНОМУ ГЕПАТИТУ «А»
Беседа со школьниками
«Что такое гепатит «А»?»
1 четверть
2
Соблюдение режима проветривания
Ежедневно
3
Родительское собрание. Беседа«Профилактика вирусного гепатита «А»
2 четверть
4
Соблюдение питьевого режима
Ежедневно
5
Организация утреннего фильтра: опрос о состоянии здоровья
Ежедневно
6
Соблюдение личной гигиены школьников
Ежедневно
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Пограничная средняя общеобразовательная школа № 1
Пограничного муниципального района», 1 отделение
БЕСЕДА
«ЧТО ТАКОЕ ГЕПАТИТ «А»?
Разработал: Поднебесная Светлана Александровна,
учитель первой квалификационной категории
п.Пограничный, 2015 г.
Что такое гепатит А?
Гепатита А – это РНК-вирус, относится к семейству Пикорновириды, роду Энтеровирусы. Его размер 27-30 нм. У вируса нет оболочки. Типирование проведено в 1973 году. Далее выделено еще четыре генотипа вируса человека и три генотипа обезьян.
Установлено, что независимо от генотипов, все вирусы А типа имеют сходные антигенные, иммуногенные и протективные свойства. То есть один серотип, вируса, определяется одинаковыми стандартными наборами реактивов, поддается профилактике одинаковыми вакцинами.
Распространение вируса происходит преимущественно в теплый период года. Однако из-за длительной инкубационной и субклинической стадии характеризуется всплесками инфекций весной и осенью. Характерны пики при многолетних наблюдениях. Примерно раз в три-пять лет гепатит А диагностируют чаще нежели в другие годы.
К вирусу восприимчивы исключительно люди, вне зависимости от возраста. Животные, в том числе лабораторные, не восприимчивы к вирусу.
Дети могут болеть с момента рождения. Установлены следующие закономерности эпидемиологии этой формы гепатита, относящиеся к новорожденным:
Если ребенок рожден матерью, ранее не болевшей и не вакцинированной от гепатита А, то имеется вероятность его заражения одним из возможных способов передачи вируса.
Если ребенок рожден матерью ранее переболевшей гепатитом А или вакцинированной против этого возбудителя, то он считается невосприимчивым к вирусу гепатита А. Иммунитет передается ребенку от матери и сохраняется до одного года его жизни.
До 80% всех случаев заболеваний диагностируют в группах детей от трех до пятнадцати лет. Данный феномен ученые объясняют:
тесными контактами малышей и школьников в детских садах и школах;
не развитыми санитарно-гигиеническими навыками у детей.
Патогенез гепатита у них характеризуется скрытым (латентным) течением. Клинически заболевание протекает малозаметно из-за неспецифических для гепатита симптомов.
Другой эпидемический феномен – это заболеваемость людей в возрасте от 15 до 30 лет. Резкое увеличение заболевания в этой возрастной группе связано, как ни странно, с улучшением бытовых условий проживания населения последних двух-трех десятилетий. Тем самым создаются условия для отсроченности первичного контакта людей с возбудителем и снижением иммунитета организма в этом возрасте.
Клинически характеризуется классическим проявлением симптомов. В группы эпидемического риска, независимо от возраста входят:
лица, по разным поводам, выезжавшие в страны с высоким уровнем заболеваемости коренного населения;
жители малых городов с нерациональной системой канализации и водоснабжения.
До 70% взрослого населения нашей страны являются носителями факторов невосприимчивости к этой форме инфекции. Факторы невосприимчивости – это протективные антитела, образованные в результате переболевания или вакцинации человека. Иммунитет к гепатиту в организме сохраняется пожизненно или длительно.
Для гепатита А характерно острое течение патогенеза – это эпидемическая особенность гепатита А.
Хроническая форма заболевания встречается редко, обычно обусловлена микстом вирусов, наслоившихся на основной возбудитель.
Инкубационный период гепатита А
Заразными для окружающих являются люди:
носители вируса в субклинической стадии или безжелтушной форме заболевания;
больные на ранних стадиях заболевания (инкубационный и первая стадия острого течения до желтухи).
Стадия от момента заражения до первых клинических проявлений называется инкубационный период, он длится около 35 суток, возможны интервалы от 15 до 50 дней.
В инкубационный период происходит проникновение вируса и распространение его по кровяному руслу параллельно с накоплением вирусов.
В этот период человек чувствует себя здоровым. Внешне бодрый, он является заразным для окружающих. Заболевание в субклинической стадии протекает с минимальной симптоматикой, незаметно для больного и окружающих.
Периоды патогенеза гепатита А
Классический патогенез протекает по следующему алгоритму:
инкубационный период (около 35 суток, интервалы см. выше);
продромальный период или первичных симптомов (5-7 дней, интервалы от 1 до 21 дня);
желтушный период или разгар болезни (2-3 недели, интервалы от 7 дней до 2 месяцев);
период реконвалесценции (до 12 месяцев, иногда до двух лет).
Как передается гепатит А?
Источником инфекции являются больные люди на стадиях субклинического течения и начальных проявлений заболевания, в том числе с безжелтушной формой.
После окрашивания склеры и кожи контагиозность значительно снижается. На третьей неделе патогенеза, опасный вирус выделяется только у 5% больных.
Период заразности, с учетом инкубационного периода, длится около месяца, реже до полутора месяцев.
Доказанные источники распространения вируса, в порядке убывания:
Испражнения, моча, выделения из носоглотки. Такой способ передачи называют фекально-оральный. Основные доказанные факторы передачи вируса гепатита А включают непосредственный контакт здорового и больного. Вирус также может быть передан с пищей, водой, воздушно-капельным путем (некоторые авторы исключают), при сексуальных контактах, при нестерильных внутривенных введениях, через мух – механических переносчиков вируса.
Непосредственный контакт с больным. Характерен для людей с неразвитыми гигиеническими навыками и людей профессионально с ними контактирующими. Так происходит передача возбудителя в дошкольных и школьных коллективах, интернатах для людей с ограниченными возможностями.
Обсемененная пища. Данный способ передачи имеет большое эпидемическое значение. Однако установить вид опасной пищи практически невозможно из-за длительного инкубационного периода.
Между тем определены продукты, которые чаще являются факторами передачи вируса:
продукты приготавливаемые без термической обработки или употребляемые после хранения (салаты, винегреты, холодные закуски, вяленые фрукты и ягоды, особенно из Казахстана и Средней Азии);
садовые ягоды в свежем и мороженном (после оттаивания) виде, особенно если на грядках, рядом с ягодными растениями, обнаруживаются моллюски, слизни, которые могут накапливать вирус, если гряды поливают удобрением из человеческих испражнений.
Вода. Характерен для территорий с неразвитой коммунальной инфраструктурой, плохой организацией водоснабжения, отведения канализационных и сточных вод. Значительно увеличиваются риски заражений в период аварий и стихийных бедствий.
Аэрозольный. Гипотетически возможен в детских коллективах при наслоении вспышек респираторных заболеваний в группах с пониженной резистентностью. Вирус передается при кашле, чихании с выделениями из носоглотки больного человека.
Половой. В литературе указывается как возможный фактор передачи у гомосексуалистов, при этом не расшифровывается причинная связь гомосексуализма и гепатита А.
Трансмиссивный (передача вируса через мух). Исследователями не исключается возможность переноса инфекции через мух, однако распространенность данного фактора не изучена.
Парентеральное. Не исключается передача вируса при переливаниях крови, внутривенных введениях растворов, особенно в обстановке, исключающей соблюдение стерильности (наркоманы).
I. Признаки и симптомы гепатита А у детей: типичное течение
В виду неразвитости навыков соблюдения правил личной гигиены, тесного коллективного общения, дошкольники и младшие школьники являются самыми уязвимыми группами по заражению гепатитом А.
Признаки легкой формы гепатита А у детей
Поводом для обращения к педиатру или инфекционисту являются:
вялость, потливость;
повышение температуры тела (до 37С, может быть чуть выше);
признаки кишечной патологии (рвота, понос, признаки поражения печени могут отсутствовать);
моча темного цвета, кал бесцветный;
желтушность развивается примерно через семь дней от заражения (возможны варианты).
Симптомы легкой формы гепатита А у детей
Примерно у половины детей, перенесших гепатит типа А идентифицируют легкую форму болезни. Исследование проводится детским инфекционистом. Задача врача определить тяжесть симптомов, вероятность осложнений, определить способы лечения, изолировать больного от восприимчивых людей.
Клинически симптомы проявляются цикличностью течения (периоды обострения и затухания), умереннойлихорадкой, интоксикацией. При пальпации, перкуссии печень слабо увеличена. (Методы определения топографических границ органа у детей известны специалистам, в данном тексте не указываются). Иктеричность (желтушность) исчезает примерно на 30 день. Заболевание чаще завершается полным восстановлением утраченных функций печени. Длительность полного восстановления организма около одного года.
Признаки и симптомы средней формы гепатита А у детей
Ребенка следует считать заболевшим на основании вышеописанных признаков поражения печени или желудочно-кишечного тракта.
Задача родителей ребенка как можно скорее обратиться в скорую помощь, изолировать больного от восприимчивых людей, не дожидаться появления темного окрашивания мочи, бесцветного кала и желтушности.
Тяжесть патогенеза коррелирует с результатами лабораторных исследований крови, мочи, кала. Общую интоксикацию организма ребенка врач описывает как умеренную, ранжируя симптомы интоксикации по специальной методике.
Физикальными методами печень исследуют в месте её локализации, в правом подреберье. Орган кровенаполнен (при прощупывании края притуплены), не всегда увеличен (топографические ориентиры могут не выходить за пределы нормы), поверхность гладкая, плотная. Селезенка слегка увеличена.
Количество мочи уменьшается, цвет темный, кал наоборот светлый. Основной симптом – это желтуха. Она развивается к 7-10 суткам после первых признаков заболевания. Длительность окрашивания покровов две-три недели.
Признаки и симптомы тяжелой формы гепатита А у детей
Наблюдается крайне редко. Однако это не повод для оптимизма родителей. Может протекать без развития и с развитием печеночной комы.
Немедленно вызывайте скорую помощь при вялости, потении, многократной рвоте с желчью или бесцветным содержимым у ребенка.
Дополнительные признаки – это заторможенность, апатия, головокружение, кровотечение из носа, сыпь по телу. Желтушное окрашивание появляется значительно позднее (через 5-7 дней) признаков окрашивания мочи (цвет темного пива или темной крови) и обесцвечивания кала (наподобие белой глины).
Температура тела повышается до 400С, возможны периоды понижения температуры. Печень увеличена, что проявляется не только притуплением её краев, но и увеличением границ органа. При надавливании она умерено болезненная. Селезенка увеличена. Тяжесть уточняется лабораторными методами по содержанию в крови, моче, кале маркеров поражения печени. При аускультации сердца выявляется снижение ритма сердечных сокращений – это один из характерных, дополнительных симптомов.
II. Признаки и симптомы гепатита А у детей: атипичное течение
Всегда легкое переболевание. В эпидемическом отношении атипичное течение гепатита А наиболее опасное. Дело в том, что ребенок, не ощущающий себя инфекционным больным, продолжает общаться в коллективе, распространяя вирус в окружающей среде (воде, пище, предметах обихода), заражая других людей (детей и взрослых) при личном контакте.
Атипичная форма не означает передачу другому человеку такой же легкой формы гепатита А. Вполне вероятно, что у заразившегося человека развивается одна из классических (см. выше форм заболевания).
Признаки и симптомы безжелтушной форма гепатита А у ребенка
Напоминают легкое поражение желудочно-кишечного тракта и печени. Возможно незначительное повышение температуры тела. Главное отличие от типичного течения нет желтушности склер, видимых слизистых оболочек и бесцветного окрашивания мочи.
Вовлечение в патогенез печени и тип вируса определяется на основании лабораторных исследований крови, мочи, кала. Подтверждением гепатита А является обнаружение специфических IgM в крови ребенка. Главный симптом гепатита при отсутствии окрашивания, это увеличение объема (притупление границ) и расширение (увеличение топографических ориентиров) печени.
Признаки и симптомы субклинического гепатита А у ребенка
Особенность инаппарантных (субклинических) инфекций – это отсутствие признаков и симптомов. Точнее они имеются, но носят не очевидный характер. От этого заболевание становится только опаснее в эпидемическом отношении. Больной остается скрытым разносчиком болезни.
Задача родителей – внимательно наблюдать за состоянием здоровья у ребенка, посещающего дошкольное или школьное учреждение.
С некоторой долей вероятности о бессимптомном заболевании можно догадаться по плохому перевариванию пищи (поносы, запоры), учащенному газообразованию у ребенка, незначительному изменению цвета мочи и кала, беспричинной вялости или кратковременному повышению температуры.
Основной диагностический метод – это определение специфических иммуноглобулинов к гепатиту А. Важное значение имеют методы исследования крови на определения уровня пищеварительных ферментов в крови. Применяют и другие методы исследования кала, мочи, обладающие хорошей диагностической ценностью.
Синдром холестатического гепатита А у ребенка
Гепатит при котором желчь не поступает в двенадцатиперстную кишку в результате снижения её выработки или в результате механического препятствия в протоке.
Синдром – это комплекс симптомов. У детей наиболее частая причина синдрома – вирусное поражение печени. В синдром входят следующие симптомы:
иктерус (желтушность) склеры, других видимых слизистых оболочек и кожи вследствие пропитывания желчным пигментов покровов;
ахолия (кал белого цвета) из-за отсутствия желчных пигментов в желудочно-кишечном тракте, желчь участвует в расщеплении содержимого кишечника в основном жиров;
темная моча из-за усиленного выведения почками недоокисленных продуктов не справляющейся печенью со своей функцией биологического фильтра;
увеличение печени из-за усиленной нагрузки на орган при усилении притока крови и ослаблении оттока;
кожный зуд из-за раздражения нервных окончаний недоокисленными продуктами обмена веществ, кожный зуд часто завершается высыпаниями на коже, вначале это следствие внутренней патологии, а далее последствие расчесов.
Последствия гепатита А
Поражение паренхимы печени – это всегда плохо для организма в краткосрочной перспективе. Наиболее опасные вирусные гепатиты, вызывающие гибель людей или тяжелые отдаленные последствия исследователи связывают с парентеральным заражением.
Что касается гепатита А, который распространяется преимущественно орально-фекальным путем, смертельные исходы в клинической практике наблюдают не чаще 1% от всех случаев заболевания этой формой инфекции, при молниеносном патогенезе.
Отдаленные последствия гепатита А. Самое известное ограничение – это пожизненный запрет на донорство. Причина запрета не комментируется, вероятно связана с недостаточной изученностью способности возбудителя к персистенции (бессимптомному сохранению вируса в организме) и его реактивации в отдаленной перспективе.
При соблюдении диеты и ограничений физической нагрузки, в течение до двух лет после болезни, следует ожидать отсутствие последствий для организма.
При вынужденных или добровольных нарушениях режима лечения или восстановительного периода возможно развитие цирроза печени, реже рака печени.
Профилактика гепатита А
Профилактика любых инфекций основана на прерывании путей передачи возбудителя любыми доступными способами.
Распространение вируса гепатита А обеспечивается пресечением фекально-орального механизма заражения путем:
созданием благоприятных бытовых и производственных условий для человека;
санитарным благоустройством населенных пунктов, обеспечение населения качественной питьевой водой и надежной канализацией;
безопасными продуктами питания на этапах заготовки, переработки, хранения и продажи;
повышения санитарной культуры
Источник
Средняя школа имени А. С. Макаренко
Классный час на тему:«Полезный разговор о вредных привычках»
Составил: учитель биологии Нурисламов Данис Радикович
2016 год
Классный час на тему:«Полезный разговор о вредных привычках»
Возраст учащихся: 5 класс
Тип мероприятия: классный час по профилактике вредных привычек
Цели:
— Дать представление о вредных привычках и их влиянии на здоровье, развитие личности и поведение человека
— Формировать сознательное отношение учащихся к своему здоровью;
— Учить активным приёмам ведения здорового образа жизни;
— Пропаганда здорового образа жизни;
— Воспитание чувства коллективизма, товарищества, взаимовыручки.
Оборудование: компьютер, проектор, презентация, опросные листы для проведения анкетирования.
Этапы урока:
1. Организационный момент (2 мин.)
2. Беседа, показ презентации (20 мин.)
Беседа о вредных привычках (12)
3. Проведение анкетирования (6 мин.)
4. Просмотр видеофильмов о вредных привычках (15 мин.)
5. Подведение итогов и рефлексия(2 мин.)
Ход урока:
момент (2 мин.)
1.Организация рабочего места учащихся, учителей; приветствие.
2. Сообщение темы, целей урока.
3. Планирование работы на уроке.
Беседа, показ презентации
(20 мин.)
Вступительное слово учителя
Ребята, сегодняшний классный час будет являться продолжением цикла бесед на тему вредных привычек
Мы с вами побеседуем о проблеме вредных привычек, чтобы вы, как современные молодые люди, могли ориентироваться в этих сложных вопросах, знали куда обратиться, если у вас или ваших близких возникла проблема, связанная с вредными привычками, и чтобы знали об опасностях, которые нас подстерегают на каждом шагу.
Выступление учителя
Итак, эпиграфы нашего урока, я думаю, не требуют комментариев:
«Если мы не победим вредные привычки, то они победят нас».
«Слабость характера – это единственный недостаток, который невозможно исправить»
«Попасть в рабскую зависимость, пройти все круги ада и умереть в расцвете лет дряхлым стариком – вот цена излишнего любопытства и ложной романтики…»
Привычки: полезные и вредные
Что такое полезные привычки?
Привычки, способствующие сохранению здоровья, считаются полезными. Например: чистить зубы, питаться в одно и тоже время, спать при открытой форточке.
Что такое вредные привычки?
Привычки, наносящие вред здоровью, называются вредными. Например: есть много сладостей, долго сидеть у телевизора, читать лежа, разговаривать во время еды.
Наиболее опасное влияние на здоровье оказывает употребление алкоголя, наркотиков, табака.
Как привычки влияют на здоровье
Вредными эти привычки называются потому, что от них бывает трудно отказаться, так как они постепенно становятся необходимыми человеку. От таких привычек трудно избавиться самому. Человек вынужден обращаться за помощью к психологу или врачу.
Это связано с тем, что попадая в организм, они становятся неотъемлемой частью обменных процессов, и он начинает требовать тех компонентов, которые вредны для здоровья.
Портреты чудовищ.
АЛКОГОЛИЗМ.
Алкоголь называют “похитителем рассудка”. Слово “алкоголь” означает “одурманивающий”.
Алкоголь – это внутриклеточный яд, который разрушает жизненно важные органы человека – печень, сердце, мозг.
АЛКОГОЛИЗМ
Алкоголь действует на клетки головного мозга, человек становится злым, агрессивным, теряет над собой контроль, становится психически неуравновешенным.
30% всех преступлений совершаются в состоянии опьянения.
АЛКОГОЛИЗМ
Пьяница в семье – это горе, особенно детям. Дети алкоголиков в 4 раза чаще других людей заболевают алкоголизмом и наркоманией.
Алкоголь особенно вреден для растущего организма и “взрослые” дозы для детей могут стать смертельными или привести к инвалидности при поражении головного мозга.
ПОСЛЕДСТВИЯ АЛКОГОЛИЗМА
НАРКОМАНИЯ
Наркотики — отрава еще более серьезная, она рассчитана на простаков, которые, привыкнув к ним, не смогут без них жить и станут платить большие деньги, чтобы поскорее умереть.
Наркотики нюхают, курят, вкалывают, принимают в виде таблеток. Они моментально попадают в кровь.
Наркомания действует своими ядами сильно и быстро —буквально с первого раза человек может стать наркоманом!
У человека появляются галлюцинации, кошмары.
НАРКОМАНИЯ
Наркоманы становятся угрюмыми, злыми, так как все время думают о том, где достать очередную порцию наркотика. Наркоман ради наркотиков готов пойти на любое преступление.
Наркоманы – плохие работники, их трудоспособность низкая, они приносят семье большой материальный ущерб, являются причиной несчастных случаев.
У наркоманов три пути: тюрьма, психбольница, смерть.
Наркотики убивают ум, здоровье, силы человека. Наркоманы распространяют чаще других СПИД.
Фотографии людей до и после того как они начали принимать наркотики.
ТОКСИКОМАНИЯ
Это не просто вредные, но и очень опасные привычки. «Мания» — это психическая болезнь, когда человек постоянно думает о чем-то одном. Токсикоман постоянно думает о яде. «Токсикомания» с латыни так и переводится как «мания к яду» (токсин -значит яд).
ТОКСИКОМАНИЯ
Эти яды попадают в организм человека при вдыхании ядовитых паров и вызывают сильные отравления.
Очень быстро появляется привыкание, наступают изменения в психике, но главное — разрушается здоровье человека, так как яды постепенно накапливаются в организме.
ТАБАКОКУРЕНИЕ.
Курение — это зависимость от наркотика, имя которому никотин. По своей ядовитости никотин равен синильной кислоте – смертельному яду.
Ученые подсчитали, что курильщик сокращает свою жизнь на 6 лет. Все органы человеческого тела страдают от табака.
Научно доказано, что курение вызывает 25 заболеваний. У курильщиков плохая память, плохое физическое здоровье, неустойчивая психика, они медленно думают, плохо слышат.
Даже внешне курильщики отличаются от некурящих: у них быстрее вянет кожа, сипнет голос, желтеют зубы.
При пассивном курении некурящий человек страдает больше
От курения страдают некурящие. Половина вредных веществ, которые есть в сигарете, курильщик выдыхает, отравляя воздух. Этим воздухом вынуждены дышать окружающие, которые становятся пассивными курильщиками.
В табаке содержится 1200 ядовитых веществ
Это надо знать!
Курение поражает органы дыхания, сердечно-сосудистую систему, желудочно-кишечный тракт.
Курильщики болеют раком лёгких в несколько раз чаще, чем некурящие и составляют 96-100% всех больных раком лёгких.
Курение увеличивает вероятность других видов злокачественных опухолей (полости рта, пищевода, гортани, поджелудочной железы, желудка, толстой кишки, почки, печени).
Наглядный пример различия между легкими курильщика и легкими человека, который не курит.
По мнению медиков:
1 сигарета сокращает жизнь – на 15 минут;
1 пачка сигарет — на 5 часов;
Тот, кто курит 1 год, теряет 3 месяца жизни;
Кто курит 4 года, теряет 1 год жизни;
Кто курит 20 лет, 5 лет;
Кто курит 40 лет, теряет 10 лет жизни.
Никотин убивает:
0,00001 гр. – воробья
0,004 – 0,005 гр. — лошадь
0,000001 гр. – лягушку
0,01 – 0,08 гр. – человека
ИГРОМАНИЯ
Игромания — это вредная привычка начинается безобидно — игровые автоматы, компьютерные игры, карты, рулетка. А может закончиться разрушением психики, преступлением, даже самоубийством. Игромания не щадит ни детей, ни взрослых. Даже благоразумные старушки становятся игроманками и заканчивают свою жизнь в голоде и нищете.
Защита от угрозы.
Как нам защитить себя от названных пороков, которые вредят здоровью?
Чтобы не стать рабом вредных привычек, нужно выполнять три правила:
Не скучать, найти себе занятие по душе;
Узнавать мир и интересных людей;
Ни в коем случае не пробовать спиртное и наркотики.
Ну, а если вы все же попали в плен какой-то вредной привычке, старайтесь избавиться от нее изо всех сил. И если вам это удастся, вы — настоящий герой. Как сказал древний китайский мудрец Лао-То: «Тот, кто может победить другого, — силен, тот, кто побеждает самого себя, — воистину могуществен».
Мотивы.
Какие мотивы помогут нам перейти на светлую сторону? А что на темной стороне, там, где царство вредных привычек? (Ответы)
Полезные привычки
Не забываем, что вредным привычкам мы должны сказать НЕТ, а следовать нужно полезным привычкам!!! Какие бывают полезные привычки? (ответы)
Анкетирование (6 мин.)
Теперь мы просим вас уделить немного внимания анкете и ответить на несколько несложных вопросов. Опросные листы можно не подписывать. Просим отвечать искренне. Анонимность и конфиденциальность гарантируем. Большинство вопросов подразумевает однозначный ответ, в некоторых возможны несколько вариантов ответов; вопросы, которые не относятся к Вам, можете пропускать. Заранее благодарим!
Просмотр видеофильмов
(15 мин.)
Ребята смотрят социальные ролики о вредных привычках.
Подведение итогов. Рефлексия. (2 мин.)
Как вы считаете, ребята, полезна была информация, которую вы получили сегодня? Что вы думаете об услышанном?
Подведение итогов.
Главный вывод: сказать НЕТ вредным привычкам, для сохранения своего здоровья и здоровья целых поколений.
Источник: infourok.ru
Читайте также
Вид:
Источник