Методички по инфекции гепатит а

Тема занятия 5 .

Вирусные гепатиты А, Е.

Цель занятия:Формирование знаний, умений и навыков по клинической и лабораторной диагностике вирусных гепатитов А, Е для назначения лечебных и профилактических мероприятий.

Задачи:

-уметь распознавать вирусные гепатиты на основе ведущих синдромов;

— знать основные принципы диагностики и лечения вирусных гепатитов;

— владеть методами профилактики вирусных гепатитов;

Основные понятия, которые должны быть усвоены студентами в процессе изучения темыопределение болезни. характеристика возбудителей, особенности эпидемиологии, патогенез, классификация, клиника, исходы вирусных гепатитов. Принципы лечения острых вирусных гепатитов. Профилактика. Вакцины для вирусного гепатита А и вирусного гепатита В. Показания к вакцинации. Санитарные правила. Работа в очаге. Диспансерное наблюдение.

Вопросы к занятию:

  • Охарактеризуйте возбудителей вирусных гепатитов А, Е
  • Расскажите об эпидемиологии вирусных гепатитов А, Е
  • Опишите патогенез вирусных гепатитов А, Е
  • Перечислите специфические маркеры вирусных гепатитов А, Е
  • Укажите особенности желтухи при вирусном гепатите А, Е
  • Расскажите о классификации вирусных гепатитов А, Е
  • Дайте характеристику клинических синдромов вирусных гепатитов А, Е
  • Перечислите осложнения и исходы течения вирусных гепатитов А, Е
  • Назовите методы лабораторной диагностики вирусных гепатитов А, Е
  • Расскажите о работе в очаге
  • Расскажите о специфической профилактике вирусного гепатита А

Вопросы для самоконтроля:

  • Составьте рекомендации пациенту, перенесшему вирусный гепатит А
  • Определите тактику врача на амбулаторном этапе при выявлении больного с клиникой вирусного гепатита А, Е
  • Составьте план вакцинопрофилактики против вирусного гепатита А ранее не привитому человеку
  • Проведите санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия в очаге энтеральных гепатитов.
  • Оцените риск развития ВГА и ВГЕ у пожилых.

Основная литература:

  1. Инфекционные болезни и эпидемиология: учеб. для студентов вузов / В.И. Покровский, С.Г. Пак, Н.И. Брико, Б.К. Данилкин. – М.:ГЭОТАР-Медиа, 2013. – С. 323-336, 550-570.
  2. Ющук Н.Д. Инфекционные болезни / Н.Д. Ющук, Ю.Я. Венгеров. – М.: Медицина, 2007. – 542 с.
  3. Инфекционные болезни [Текст]: нац. рук. (с прил. На компакт-диске)./ ассоц.мед. о-ств по качеству; под ред. Н.Д. Ющука, Ю.Я. Венгерова. – М.: ГЕОТАР-Медиа, 2009. – 601-636, 650-664.

Дополнительная литература:

  1. Инфекционные болезни у детей: учеб. для пед.фак. мед. вузов / И.Д. Анненкова и др.; под ред. В.Н. Тимченко, 2008.- 607 с.
  2. Казанцев А.П. Справочник по инфекционным болезням / Казанцев А.П., Матковский В.С. // — М: «Медицина» 2010 г.- 186 с.
  3. Инфекционные болезни и эпидемиология: учеб. для студентов вузов / В.И. Покровский, С.Г. Пак, Н.И. Брико, Б.К. Данилкин, 2009. – 813 с.
  4. Лобзин Ю.В.Вирусные гепатиты. — СПб, 2011 г. — 240 с.
  5. Ющук Н.Д. Лекции по инфекционным болезням: учеб. пособие для студентов мед. вузов / Н.Д. Ющук, О.Я. Венгеров, 2007. – 1030 с.

6.Перечень вопросов и заданий для самостоятельной работы

Темы для самостоятельного изученияВиды и содержание самостоятельной работы
Вирусный гепатит АПодготовка доклада
Вирусный гепатит ЕПодготовка сообщения
Дифференциальная диагностика гепатитовНаписание реферата
Противовирусная терапияОбзор научных публикаций и электронных источников информации
Вирусные гепатиты принципы маркеродиагностикиКонспектирование учебной литературы
Вирусный гепатит А на Севере
Гепатиты А ЕАнализ статистических материалов
Вакцинопрофилактика гепатитовПроработка учебного материала

Тема занятия 6.

Вирусные гепатиты ВСД.

Цель занятия:Формирование знаний, умений и навыков по клинической и лабораторной диагностике вирусных гепатитов для назначения лечебных и профилактических мероприятий.

Задачи:

-уметь распознавать вирусные гепатиты на основе ведущих синдромов;

— знать основные принципы диагностики и лечения вирусных гепатитов;

— владеть методами профилактики вирусных гепатитов;

Основные понятия: определение болезни. характеристика возбудителей, особенности эпидемиологии, патогенез, классификация, клиника, исходы вирусных гепатитов. Принципы лечения. Профилактика. Вакцины для специфической профилактики. Диспансерное наблюдение.

Вопросы к занятию:

  • Охарактеризуйте возбудителей вирусных гепатитов С, В, Д
  • Расскажите об эпидемиологии вирусных гепатитов С, В, Д
  • Опишите патогенез вирусных гепатитов С, В, Д
  • Перечислите специфические маркеры вирусных гепатитов В, С, Д
  • Укажите особенности желтухи при вирусном гепатите Д и вирусном гепатите В
  • Расскажите о классификации вирусных гепатитов
  • Дайте характеристику клинических синдромов вирусных гепатитов В, С, Д
  • Перечислите осложнения и исходы течения вирусных гепатитов
  • Назовите методы лабораторной диагностики вирусных гепатитов
  • Расскажите о работе в очаге
  • Расскажите о специфической профилактике вирусного гепатита В

Вопросы для самоконтроля:

  • Составьте рекомендации пациенту, перенесшему вирусный гепатит В, С
  • Определите тактику врача на амбулаторном этапе при выявлении больного с клиникой вирусного гепатита
  • Составьте план вакцинопрофилактики против вирусного гепатита В ранее не привитому человеку
  • Проведите санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия в очаге парентеральных гепатитов и энтеральных гепатитов
  • Оцените риск развития острой печеночной недостаточности, у беременной и родильницы больной ВГВ или ВГС

Основная литература:

  1. Инфекционные болезни и эпидемиология: учеб. для студентов вузов / В.И. Покровский, С.Г. Пак, Н.И. Брико, Б.К. Данилкин. – М.:ГЭОТАР-Медиа, 2013. – С. 323-336, 550-570.
  2. Ющук Н.Д. Инфекционные болезни / Н.Д. Ющук, Ю.Я. Венгеров. – М.: Медицина, 2007. – 542 с.
  3. Инфекционные болезни [Текст]: нац. рук. (с прил. На компакт-диске)./ ассоц.мед. о-ств по качеству; под ред. Н.Д. Ющука, Ю.Я. Венгерова. – М.: ГЕОТАР-Медиа, 2009. – 601-636, 650-664.

Дополнительная литература:

  1. Инфекционные болезни у детей: учеб. для пед.фак. мед. вузов / И.Д. Анненкова и др.; под ред. В.Н. Тимченко, 2008.- 607 с.
  2. Казанцев А.П. Справочник по инфекционным болезням / Казанцев А.П., Матковский В.С. // — М: «Медицина» 2010 г.- 186 с.
  3. Лобзин Ю.В.Вирусные гепатиты. — СПб, 2011 г. — 240 с.
  4. Инфекционные болезни: учеб. для студентов вузов / В.С Лобзин, 2009. – 613 с.
  5. Ющук Н.Д. Лекции по инфекционным болезням: учеб. пособие для студентов мед. вузов / Н.Д. Ющук, О.Я. Венгеров, 2007. – 1030 с.

6.Перечень вопросов и заданий для самостоятельной работы

Темы для самостоятельного изученияВиды и содержание самостоятельной работы
Вирусный гепатит ВПодготовка доклада
Вирусный гепатит СПодготовка сообщения
Дифференциальная диагностика гепатитовНаписание реферата
Противовирусная терапия ВСДОбзор научных публикаций и электронных источников информации
Вирусные гепатиты принципы маркеродиагностикиКонспектирование учебной литературы
Вирусный гепатит В на СевереАнализ конкретных проблемных ситуаций
Гепатиты СДАнализ статистических материалов
Вакцинопрофилактика гепатитовПроработка учебного материала

Тема занятия 7.

ВИЧ- инфекция, СПИД-ассоциированные заболевания

Цель занятия:Формирование знаний, умений и навыков по клинической и лабораторной диагностике ВИЧ-инфекции и СПИД-ассоциированных заболеваний для назначения лечебных и профилактических мероприятий.

Задачи:

— уметь распознавать ВИЧ и СПИД-ассоциированные заболевания на основе ведущих синдромов;

— знать основные принципы диагностики и лечения ВИЧ и СПИД-ассоциированных заболеваний;

— знать алгоритм действий при возникновении «аварийных ситуаций»;

— владеть методами профилактики ВИЧ инфекции;

Основные понятия: Определение болезни. Распространенность ВИЧ- инфекции. Особенности этиологии, эпидемиологии. Патогенез. Клиническая классификация и клинические симптомы. ВИЧ — ассоциированные опухоли.Оппортунистические инфекции. Пневмоцистная пневмония. Саркома Капоши. Иммуноблотинг. Ретровирусная терапия. Профилактика.

Читайте также:  Ливолин форте и гепатит с

Вопросы к занятию:

  • Расскажите об истории открытия вируса
  • Расскажите об этиологии и патогенезе ВИЧ-инфекции
  • Расскажите о клинической картине и классификации ВИЧ-инфекции (В.И. Покровского, международной)
  • Перечислите клинические симптомы в разные периоды болезни
  • Назовите ВИЧ — ассоциированные заболевания
  • Перечислите оппортунистические инфекции, которые встречаются при ВИЧ-инфекции
  • Назовите методы лабораторной диагностики ВИЧ-инфекции
  • Перечислите методы лечения ВИЧ-инфекции

Вопросы для самоконтроля:

  1. Составьте алгоритм действий врача при выявлении пациента с подозрением на ВИЧ-инфекцию
  2. Перечислите контингенты для обязательного обследования на ВИЧ
  3. Перечислите заболевания, при которых обязательно обследование на ВИЧ
  4. Назначьте обследование пациенту с подозрением на ВИЧ инфекцию
  5. Выделите клинико-эпидемические показания для обследования на ВИЧ-инфекцию
  6. Оцените риск развития ВИЧ инфекции у ребенка, рожденного от ВИЧ инфицированной матери
  7. Составьте план мероприятий при возникновении «аварийных ситуаций»

Основная литература:

  1. Инфекционные болезни и эпидемиология: учеб. для студентов вузов / В.И. Покровский, С.Г. Пак, Н.И. Брико, Б.К. Данилкин. – М.:ГЭОТАР-Медиа, 2013. – С. 537-550.
  2. Ющук Н.Д. Инфекционные болезни / Н.Д. Ющук, Ю.Я. Венгеров. – М.: Медицина, 2007. – 542 с.
  3. Инфекционные болезни [Текст]: нац. рук. (с прил. На компакт-диске)./ ассоц.мед. о-ств по качеству; под ред. Н.Д. Ющука, Ю.Я. Венгерова. – М.: ГЕОТАР-Медиа, 2009. – 670-701.

Дополнительная литература:

  1. Малов В.А. Инфекционные болезни с курсом ВИЧ-инфекции и эпидемиологии : учеб. для студентов мед. училищ и колледжей/ В. А. Малов, Е. Я. Малова. -4-е изд., стер.. -М.: Академия, 2009. -345 с.
  2. Лобзин Ю.В. ВИЧ-инфекция. — СПб, 2010 г. — 204 с.
  3. Казанцев А.П. Справочник по инфекционным болезням / Казанцев А.П., Матковский В.С. // — М: «Медицина» 2010 г.- 186 с.
  4. Инфекционные болезни: учеб. для студентов вузов / Лобзин В.С, 2009. – 230 с.
  5. Ющук Н.Д. Лекции по инфекционным болезням: учеб. пособие для студентов мед. вузов / Н.Д. Ющук, О.Я. Венгеров, 2007. – 1030 с.
  6. ВИЧ-инфекция и СПИД. 2006 : клин. рекомендации/ Федер. науч.-метод. центр по профилактике и борьбе со СПИДом; гл. ред. В.В. Покровский. -М.: ГЭОТАР-Медиа, 2007. -113 с.

6.Перечень вопросов и заданий для самостоятельной работы

Темы для самостоятельного изученияВиды и содержание самостоятельной работы
Вич- инфекция при Герпес-инфекцииПодготовка доклада
Герпетическая инфекция при ВИЧПодготовка сообщения
Туберкулез при ВИЧНаписание реферата
Токсоплазмоз при ВИЧОбзор научных публикаций и электронных источников информации
Грибковые инфекции при ВИЧ- инфекцииКонспектирование учебной литературы
Пневмоцистная пневмонияАнализ конкретных проблемных ситуаций
Саркома КапошиАнализ статистических материалов
Ретровирусная терапияПроработка учебного материала

Тема занятия 8 .

Риккетсиозы: Сыпной тиф, возвратный тиф, марсельская лихорадка

Цель занятия:Формирование знаний, умений и навыков по клинико-эпидемической и лабораторной диагностике риккетсиозов для назначения лечебных и профилактических мероприятий.

Задачи:

— уметь распознавать риккетсиозы на основе ведущих синдромов;

— знать основные принципы диагностики и лечения;

— владеть методами неотложной помощи и профилактики риккетсиозов;

Основные понятия: определение болезни. характеристика возбудителей, особенности эпидемиологии, патогенез, классификация, клиника, исходы. Принципы лечения. Профилактика. Вакцины для специфической профилактики риккетсиозов. Работа в очаге. Диспансерное наблюдение.

Вопросы к занятию:

  • Охарактеризуйте возбудителей риккетсиозов
  • Расскажите об эпидемиологии риккетсиозов
  • Опишите патогенез риккетсиозов
  • Перечислите специфические маркеры риккетсиозов
  • Укажите особенности риккетсиозов
  • Расскажите о классификации риккетсиозов
  • Дайте характеристику клинических синдромов риккетсиозов
  • Перечислите осложнения и исходы течения риккетсиозов
  • Назовите методы лабораторной диагностики риккетсиозов
  • Расскажите о работе в очаге
  • Расскажите о специфической профилактике риккетсиозов

Вопросы для самоконтроля:

  • Составьте рекомендации пациенту, перенесшему риккетсиоз
  • Определите тактику врача на амбулаторном этапе при выявлении больного с клиникой риккетсиозов
  • Составьте план вакцинопрофилактики против риккетсиозов ранее не привитому человеку
  • Проведите санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия в очаге риккетсиозов
  • Оцените риск развития осложнений риккетсиозов

Основная литература:

  • Инфекционные болезни и эпидемиология: учеб. для студентов вузов / В.И. Покровский, С.Г. Пак, Н.И. Брико, Б.К. Данилкин. – М.:ГЭОТАР-Медиа, 2013. – С. 323-336, 550-570.
  • Ющук Н.Д. Инфекционные болезни / Н.Д. Ющук, Ю.Я. Венгеров. – М.: Медицина, 2007. – 542 с.
  • Инфекционные болезни [Текст]: нац. рук. (с прил. На компакт-диске)./ ассоц.мед. о-ств по качеству; под ред. Н.Д. Ющука, Ю.Я. Венгерова. – М.: ГЕОТАР-Медиа, 2009. – 601-636, 650-664.

Дополнительная литература:

  • Инфекционные болезни у детей: учеб. для пед.фак. мед. вузов / И.Д. Анненкова и др.; под ред. В.Н. Тимченко, 2008 .- 160 с.
  • Лобан В.С. Риккетсиозы, — М: «Медицина», 1990 .- 180 с.
  • Казанцев А.П. Справочник по инфекционным болезням / Казанцев А.П., Матковский В.С. // — М: «Медицина» 2010 г.- 186 с.
  • Инфекционные болезни и эпидемиология: учеб. для студентов вузов / В.И. Покровский, С.Г. Пак, Н.И. Брико, Б.К. Данилкин, 2009. – 813 с.
  • Ющук Н.Д. Лекции по инфекционным болезням: учеб. пособие для студентов мед. вузов / Н.Д. Ющук, О.Я. Венгеров, 2007. – 1030 с.

6.Перечень вопросов и заданий для самостоятельной работы

Темы для самостоятельного изученияВиды и содержание самостоятельной работы
Сыпной тиф, Подготовка доклада
Возвратный тифПодготовка сообщения
Марсельская лихорадкаНаписание реферата
Марсельская лихорадкаОбзор научных публикаций и электронных источников информации
Сыпной тифКонспектирование учебной литературы
Сыпной тифАнализ конкретных проблемных ситуаций
Возвратный тифАнализ статистических материалов
Лихорадка КуПроработка учебного материала

Источник: l.120-bal.ru

Источник

В настоящее время в категории вирусных гепатитов рассматривается 7 амостоятельных нозологических форм: гепатиты А, В, С, D, E, F, G. По путям передачи вирусные гепатиты делят на:

1. Энтеральные, передающиеся фекально-оральным путём. К ним отно­сятся гепатиты А, Е и, очевидно, F.

2. Парентеральные, передающиеся через парентеральные манипуляции, включая, в естественных условиях, трансплацентарный и половой пути переда­чи. К ним относятся гепатиты В, С, D, G.

Наибольшее распространение получили гепатиты А, В, С, сравнительная характеристика которых представлена в табл. 3.

Таблица 3

Сравнительная характеристика вирусных гепатитов а, в, с

Признак

Гепатит А

Гепатит В

Гепатит С

Вирус (семейство)

Picomaviridae

Hepadnaviridae

Flaviviridae

Тип нуклеиновой кислоты

однонитчатая +РНК

двунитчатая ДНК с однонитчатым участком

однонитчатая +РНК

Размер вириона

27-32 нм

42-45 нм

30-60 нм

Суперкапсид

отсутствует

имеется

имеется

Путь заражения

фекально-оральный

парентеральный

парентеральный

Инкубационный период

в среднем 25-30 дней

в среднем 60-90 дней, может быть до 6 месяцев

в среднем 35-70 дней

Возрастные группы

преимущественно дети до 1 5 лет

дети и взрослые

дети и взрослые

Сезонность

чаше август-сентябрь

в течение всего года

в течение всего гоги

Переход в хрониче­скую форму

отсутствует

имеет место

имеет место в

50 % случаев

Носительство

отсутствует

длительное

длительное

Онкогенность

отсутствует

имеет место

имеет место

I. Гепатит А (гА). Лабораторная диагностика гА основывается либо на выявлении самого возбудителя (метод иммунной электронной микроскопии — ИЭМ), его антигенов (радиоиммунный, иммуноферментный, иммунофлюорес-центный метод — РИА, ИФА, ИФ) или антител к вирусу гА (РИА, ИФА).

Читайте также:  Гепатит с как себя вести

Для ранней диагностики заболевания, а также выявления источников ин­фекции используется определение антигена вируса гА в фекалиях больных, где он появляется за 7-10 дней до клинических симптомов и в первые дни заболе­вания.

Из определяемых в настоящее время специфических маркёров гА важ­нейшими являются антитела класса Ig M к вирусу гА, которые появляются в сыворотке крови и слюне уже в начале заболевания и сохраняются в течение 3-6 месяцев. Обнаружение антител класса Ig M к вирусу гА однозначно свидетельствует о гепатите А и используется для диагностики заболевания, в том числе и бессимптомных случаев инфекции,и выявления источников инфекции в очагах.

Антитела к вирусу гА класса Ig G выявляются с 3-4-й недели заболевания и сохраняются длительно, что позволяет оценить состояние иммунитета насе­ления, динамику специфического гуморального иммунитета.

Вирус гепатита А в материале от больного можно выявить методом им­мунной электронной микроскопии. В основе метода лежит смешивание суспен­зии вируса с антисывороткой, отделение иммунных комплексов и исследование их в электронном микроскопе.

II. Гепатит В (гВ). В организме людей, заражённых вирусом гВ, с разной частотой и на разных этапах могут выявляться серологические маркёры: по­верхностный HBs Ag и сердцевинный НВе Ag, а также антитела к ним (anti-НВс, anti-HBe, anti-HBs). Динамика их появления и интерпретация результатов представлены в табл. 4 и 5.

Таблица 4

Источник: studfile.net

Источник

Подборка по базе: Учебное пособие для студентов высших технических учебных заведен, вышкомонтажные работы пособие.pdf, Адаптация студентов первого курса.doc, Учебное пособие (к диплому).pdf, МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ СТУДЕНТОВ К ПРАКТИЧЕСКИМ ЗАНЯТИЯМ , Самост. работа студентов БМФК физра-1.doc, Учебное пособие Ценообразование АО.doc, Примерные вопросы к зачету для студентов ЗФО 4 курс.doc, Методическое пособие Организация проверок эксплуатации лифтов.pd, Информация о пропусках студентов группы 11фл за первый семестр 2.
ВИРУСНЫЕ ГЕПАТИТЫ А, В, С, D

Возбудители — соответственно вирусы гепатитов А, В, С, D.

ЭпидемиологияЛскутша инфекции при ВГА — больной в преджелтушном периоде и первые 3-7 дней желтухи, при ВГВ, BFD, ВГС — больные во все периоды болезни и вирусоносители. Механизм передачи возбудителя при ВГА — фекально-оральный (реализуется пищевым, контактным и водным путями), при ВГВ, BFD, ВГС -парентеральный, половой, возможен (при ВГВ) вертикальный путь передачи.

Клиника.

Инкубационный период при ВГА от 2х недель до 2х месяцев, при ВГВ от 2х до бти месяцев, при ВГС 6-12 недель; BFD всегда протекает либо в условиях одновременного инфицирования с ВГВ (коинфекция), либо в условиях последовательного инфицирования с ВГВ (суперинфекция).

Продромальный (преджеятушньш) период при данных заболеваниях может принимать следующие варианты течения: гриппоподобный, диспепсический -остро начинаются, продолжаются в течение 4-6 дней и характерны для ВГА;

астеновегетативный, артралгический, смешанный — типичны для ВГВ.

Синдром интоксикации. Слабость, анорексия, тошнота, рвота, адинамия, нарушение ритма сна (сонливость днем, бессонница ночью), брадикардия, температура не повышается, при тяжелом течении — присоединение симптомов энцефалопатии.

Синдром желтухи. Иктеричность склер и кожи, потемнение мочи, ахолия стула, кожный зуд.

Гепатомегалш сопровождается у значительной части больных спленомегалией.

Геморрагический синдром развивается при тяжелом течении ВГ и характеризуется наличием носовых, маточных кровотечении, кровоточивостью десен, геморрагиями на коже.

Особенностями клинического течения ВГС являются частое отсутствие желтушного синдрома, скудная симптоматика.

Хронизация процесса происходит в 50% случаев при ВГВ и в 80-85% — при ВГС, в последующем возможно формирование цирроза печени, гепатокарциномы.

Особенностями тяжелого течения ВГВ с возможным развитием печеночной комы являются: выраженные симптомы интоксикации (тошнота, рвота), симптомы энцефалопатии, тахикардия, геморрагический синдром (органные кровотечения), появление болей в животе, уменьшение размеров печени, печеночный запах изо рта.

Осложнения: острая и подострая дистрофия печени (печеночная энцефалопатия);

функциональные и воспалительные заболевания желчных путей.

Дифференциальная диагностика проводится с надпеченочными видами желтух (чаще гемолитического характера), циррозами печени, подпеченочными желтухами (механические препятствия оттоку желчи при опухолях, желчных камнях и др.). Появление желтухи возможно также при иерсиниозах, лептоспирозе, инфекционном мононуклеозе.

Лабораторная диагностика.

А) Биохимическая:

1.Синдром холестаза — повышение содержания билирубина (преимущественно за счет прямой фракции), холестерина, щелочной фосфатазы, гаммаглутаматтранспептидазы.

2-Синдром цитолиза — повышение уровней аланиновой и аспарагиновой трансаминаз (АлАт и АсАт).

З.Мезенхимально-воспалительный синдром — снижение количества альбумина, повышение бета-2- и гамма-глобулинов; повышение тимоловой и снижение сулемовой проб.

Б)Серологическая: основана на выявлении специфических антигенов вирусов и антител к ним:

1.При ВГА определяются антитела к вирусу класса М (anti-HAV IgM).

2.При ВГВ определяются HBsAg (появляется в середине инкубационного периода и сохраняется в среднем в течение месяца от начала желтухи), HBeAg (появляется в середине инкубационного периода, а с появлением желтухи значительно снижается), антитела к HBeAg (появляются с 1 — 2-й недели желтухи), антитела к НВсог IgM (на протяжении всей острой фазы), антитела к НВсог IgG (появляются в подострой фазе и сохраняются на протяжении многих лет).

3.При ВГС определяются антитела к антигену вируса гепатита С (anti-HCV IgM и IgG).

4.При BID выявляются anti-HDV IgM и IgG, которые сопутствуют наличию маркеров ВГВ.

Для суждения о полноте элиминации возбудителя из организма в последние годы стало широко применяться исследование в сыворотке крови больных ДНК ВГВ и РНК ВГС методом полимеразной цепной реакции (ПЦР).

Лечение. Этиотропная терапия при острых вирусных гепатитах не применяется, однако имеются сведения о целесообразности использования при прогредиентном течении парентеральных вирусных гепатитов с превентивной целью препаратов интерферона 2 «альфа» (роферон А, интрон А, велферон и др.). Патогенетическая терапия включает назначение дезинтоксикационных средств (гемодез, неогемодез, реомакродекс, 5% раствор глюкозы и др.). Показаны антиоксидантные препараты (рибоксин, аскорбиновая кислота), витамины группы В, энтеросорбенты, по показаниям — дезагреганты (гепарин). В периоде реконвалесценции индивидуально решается вопрос о целесообразности назначения холекинетических средств (магния сульфат, фламин, берберин и др.), холеретических (аллохол, холензим и др.), гепатопротекторов (эссенциале, легален и др.). При тяжелом течении вирусных гепатитов назначаются кортикостероиды, гемосорбция, плазмаферез.

ГРИПП

Возбудители — РНК-содержащие вирусы типов А, В, С.

Эпидемиология:Источннк инфекции — больной. Механизм передачи возбудителя аэрогенный (реализуется воздушно-капельным путем).

Клиника.

Инкубационный период от бти часов до 2х дней. Начало острое.

Синдром интоксикации. Подъем температуры до 39 — 40 С, головная боль с локализацией в лобной области, слабость, ломота в теле, боль при движении глазных яблок, анорексия, тошнота, рвота.

Катаральный синдром. Яркая гиперемия зева, зернистость мягкого неба, гиперемия и одутловатость лица, инъекция сосудов склер, сухой кашель, заложенность носа, чихание, першение в носоглотке и саднение в груди.

Геморрагический синдром при тяжелом течении.

Осложнения: инфекционно-токсический шок, менингоэнцефалиты, присоединение бактериальной инфекции (пневмонии, патология ЛОР-органов, нефриты и др.).

Читайте также:  Общий анализ крови при гепатите у детей

Лабораторная диагностика. В анализе крови лейкопения с относительным лимфоцитозом. Специфическая диагностика — обнаружение антигенов вируса методом флюоресцирующих антител — МФА (материалом служит отделяемое носовых ходов), серологическая диагностика — РПГА, РСК, ИФА.

Лечение. Этиотропная терапия (ремантадин, лейкоцитарный интерферон) целесообразна в 1-2-е дни болезни. Патогенетическая терапия — дезинтоксикация, ангиопротекторы: рутин, аскорбиновая кислота, десенсибилизирующие средства, витамины.

ПАРАГРИПП

Возбудители — 4 типа парагриппозньк вирусов (из рода парамиксовирусов): 1,2,3,4. Эпидемиология аналогична таковой при гриппе.

Клиника.

Инкубационный период от 2 до 7 дней. Начало постепенное.

Синдром интоксикации выражен умеренно, температура в большинстве случаев выше субфебрильных цифр не поднимается.

Катаральный синдром. Сухой «лающий» кашель, осиплость голоса, боли в горле и груди связаны с развитием ларингита и ларинготрахеита, насморк.

Осложнения обусловлены присоединением бактериальной флоры: пневмония, бронхит, патология ЛОР-органов. При парагриппе чаще, чем при других ОРВИ, развивается ложный круп.

Дифференциальная диагностика проводится с другими ОРВИ.

Лабораторная диагностика — см. раздел «Грипп».

Лечение. Назначение обильного питья с целью дезинтоксикации, гипосенсибилизирующая терапия

АДЕНОВИРУСНАЯ ИНФЕКЦИЯ

Возбудители — более 30 представителей семейства аденовирусов.

Эпидемиология. Источником инфекции является больной или вирусоноситель. Механизм передачи возбудителя — аэрогенный, путь — воздушно-капельный.

Клиника.

Инкубационный период 4-7 дней. Начало острое.

Синдром интоксикации. Озноб, умеренная головная боль, слабость, повышение температуры до 38 — 39 С.

Катаральный синдром. Фарингит: гиперемия, отечность, зернистость зева;

конъюнктивит, инъекция сосудов склер, отечность и гиперемия небных миндалин, ринит.

Синдром лимфаденопатии. Увеличение нескольких групп лимфатических узлов (чаще подчелюстных и шейных).

Изменения со стороны пищеварительной системы: послабление стула, часто гепатоспленомегалия.

Осложнения и дифференциальная диагностика — см. раздел «Грипп».

Лабораторная диагностика. В анализе крови нередко умеренный нейтрофильный лейкоцитоз. РИФ, РПГА, ИФА. Лечение. Назначение дезинтоксикационной, десенсибилизирующей терапии.

ОРНИТОЗ

Возбудитель — Chlamydia psittaci.

ЭпмЭемиологмя.Источник инфекции — птицы. Механизм передачи возбудителя -аэрогенный; пути — воздушно-капельный, воздушно-пылевой.

Клиника.

Инкубационный период 6 -20 дней. Начало острое.

Синдром интоксикации. Повышение температуры до 39 — 40 С, головная боль, озноб, боль в горле, боли в мышцах и суставах, бессонница, анорексия, тошнота, адинамия, повышенная потливость.

Синдром поражения органов дыхания: 2-3 день — ларингиты, трахеиты; с 5-7го дня — физикальные и рентгенологические данные интерстициальной, реже очаговой пневмонии.

Гепатолиенальньш синдром.

Менингит орнитозный может возникать изначально либо как осложнение орнитозной пневмонии.

Дифференциальная диагностика проводится с гриппом, Ку-лихорадкой, пневмониями другой этиологии. Возможны рецидивы и хроническое течение.

Лабораторная диагностика. В анализе крови — лейкопения, анэозинофилия. РСК с орнитозным антигеном 1/64 и выше. Внутрикожная проба с орнитозньш антигеном.

Лечение. Препарат выбора — тетрациклин 1,2 -1,6/сут. в течение всего лихорадочного периода и 5 -7 дней нормальной температуры. Патогенетическое лечение:

дезинтоксикационная терапия, бронхолитики. Симптоматическая терапия (жаропонижающие, витамины и др.). При хронических формах орнитоза -вакцинолечение.

МЕНИНГОКОККОВАЯ ИНФЕКЦИЯ

Классификация:

1.Первично-локализованные формы II.Гематогенно-генерализованные формы 1 .Менингококконосительство 1 .Менингококцемия

2-Менингит 2.0стрый назофарингит

3.Пневмония З.Менингоэнцефалит

4.Смешанная (менингококцемия +

менингит)

5.Редкие формы (эндокардит, артрит, иридоциклит)

Возбудитель Neisseria meningitidis.

Эпидемиология. Источник инфекции — больной или менингококконоситель. Механизм передачи возбудителя — аэрогенный; путь — воздушно-капельный.

Клиника.

Инкубационный период от 2 до 10 дней.

Менингококковое носительство клинических проявлений не имеет, длится от 7 до 14 дней, реже до 3 недель.

Менингококковый назофарингит. Принципиальное отличие от назофарингитов другой этиологии — сопровождается выраженной интоксикацией, фолликулы на задней стенке глотки.

Менингококцемия (типичная, молниеносная, хроническая)

Клиника

Начало острое.

Синдром интоксикации выражен. Характерны глубокие поражения органов и систем (сердечно-сосудистая недостаточность, пневмонии, ОПН, надпочечниковая недостаточность, артриты).

Температура 39 — 41 С, озноб, головная боль, слабость, адинамия, рвота, бледность и цианоз кожных покровов, снижение АД.

Геморрагический синдром: сыпь появляется в первые сутки болезни на ягодицах, нижних конечностях, туловище, носит геморрагический характер, с очагами некрозов в центре, полиморфная неправильных очертаний — «звездчатая». Появление трупных пятен Труссо- кровоподтеков в коже, имеющих способность к миграции при перемене положения тела.

Гепатолиенальный синдром (для молниеносной формы не характерен).

Артралгическич синдром. Встречается у 10% больных и характеризуется артритами мелких суставов.

Осложнения: инфекционно-токсический шок.

Дифференциальная диагностика проводится со стафилококковым сепсисом, бруцеллезом, брюшным тифом, сыпным тифом, системными васкулитами, тромбоцитопатией и др.

Лабораторная диагностика. Нейтрофильный лейкоцитоз со сдвигом влево, ускорение СОЭ. При бактериологическом методе — выделение возбудителя из крови, зева, соскоб из элементов сыпи. Серологическая диагностика. РПГА, ИФА и др.

Лечение. Этиотропная терапия: бактериостатические препараты — препарат

Патогенетическая терапия — противошоковая терапия, дезинтоксикационная терапия. Симптоматические препараты.

Менингококковый менингит

Клиника.

Начало острое.

Синдром интоксикации — см. раздел «Менингококцемия».

Менингеалъный синдром. Интенсивная головная боль, рвота, не приносящая облегчения, ригидность затылочных мышц, симптом Кернига (невозможность полностью разогнуть ногу в коленном суставе при предварительном ее сгибании в коленном и тазобедренном суставах), симптомы Брудзинского: верхний — при приведении подбородка к груди сгибание нижних конечностей; средний — при нажатии на лонную кость (лобок) подгибание нижних конечностей; нижний -содружественное сгибание второй нижней конечности при активном сгибании первой. Кожная гиперестезия, судорожные состояния.

Осложнения: синдром набухания и отека головного мозга, синдром церебральной гипотензии (редко).

Дифференциальная диагностика проводится с менингитами другой этиологии, субарахноидальным кровоизлиянием, опухолью головного мозга.

Лабораторная диагностика. Анализ крови (лейкоцитоз, палочкоядерный сдвиг), бактериологические, серологические исследования см. «Менингококцемия». Анализ ликвора — картина гнойного менингита: повышен цитоз с преобладанием нейтрофилов; возможны обнаружение менингококков, положение осадочной пробы, повышенный белок, снижение сахара, хлорида.

Лечение. Этиотропная терапия: препараты выбора — пенициллин в дозе от 18 до 36 млн ЕДсут., левомицетин 3,0 — 4,0/сут. Патогенетическая и симптоматическая терапия см. «Менингококцемия».

Менингоэнцефалит — характеризуется вовлечением в патологический процесс головного мозга и часто необратимыми изменениями — парезами, параличами, снижением интеллекта.

ИНФЕКЦИОННЫЙ МОНОНУКЛЕОЗ

Возбудитель — вирус Эпштейна-Барра (семейства Herpesviridae). Эпидемиология. Источник инфекции больной или вирусоноситель. Механизм передачи возбудителя аэрогенный, путь — воздушно-капельный. Клиника.

Инкубационный период 5-20 дней. Начало постепенное. Синдром интоксикации. Температура от субфебрильньгх цифр до 39 С в течение 1-4 недель убывающего характера, слабость, недомогание, мышечные боли.

Изменения в зеве: картина катаральной, фолликулярной, лакунарной, язвенно-некротической ангины.

Синдром генерализованной лимфаденопатш. Гепатолиенальный синдром. Возможно развитие желтухи. Сыпь. Встречается у 25% больных, не имеет четких сроков появления, локализации, может быть пятнисто-папулезной, розеолезной, мелко-точечной.

Осложнения встречаются редко, преимущественно со стороны ЛОР-органов.

Дифференциальная диагностика проводится с ангинами, дифтерией, ОРВИ, вирусными гепатитами, иерсиниозами, лимфогранулематозом.

Лабораторная диагностика. В анализе крови — умеренный лейкоцитоз, нейтропения, лимфоцитоз, моноцитоз, появление атипичных мононуклеаров (больше 12%). Серологическая диагностика — РПГА, реакция Гоффа-Бауэра, Пауля-Буннеля в титре 1/32 и выше.

Лечение. Этиотропной терапии нет. Проводится дезинтоксикационная терапия, десенсибилизирующая, симптоматическая (полоскание горл?