Особенности ухода за детьми с кишечной инфекцией

Острые кишечные инфекции являются достаточно распространенной патологией у детей в различных возрастных группах.

Дети особенно чувствительны к воздействию инфекционных возбудителей, чем и обусловлено быстрое развитие основных проявлений заболевания – резкое повышение температуры тела, повторная рвота, жидкий стул, отказ от еды, что практически в течение нескольких часов приводит к обезвоживанию организма вследствие потери воды и солей, нарастанию интоксикации, прогрессирующему ухудшению состояния малыша.

В такой ситуации крайне необходимо своевременно и оперативно обеспечить весь комплекс мероприятий по уходу за ребенком.

Даже однократная рвота является основанием для отмены кормления. Если же рвота повторяется, кормления отменяют на 4-8 часов: все это время ребенок нуждается в непрерывном обеспечении жидкостью для восполнения ее потерь и поддержания нормальной работы внутренних органов.

Чем и как поить ребенка? Для детей первых месяцев жизни в первую очередь – это кипяченная вода, солесодержащие растворы (регидрон, цитроглюкосолан), детский чай. Более старшим детям можно давать, кроме этого, отвар овощей, фруктов (морковь, яблоко) без добавления сахара, минеральную воду без газа и свежезаваренный слабый слегка подслащенный чай. Количество зависит также от возраста: детям первого года жизни следует давать по 50-60 мл. в час, от одного до трех лет – 80-90 мл. в час, более старшим – 100-120 мл. в час.

Крайне важно помнить, что вся предлагаемая жидкость должна бы комфортной температуры, подогретой до 30-35 градусов, кроме того, ребенка необходимо поить дробно, т.е. давать пить понемногу, по 1-2-3 чайные ложки через каждые 5-10 минут, контролируя его состояние – наличие тошноты, позывов на рвоту, общее самочувствие. Все это время ведется тщательный учет выпитой жидкости и количества мочи, для чего детей младшего возраста следует на время оставить без подгузника. Или же, если есть такая возможность, взвешивать его подгузник не реже, чем каждые два часа.

Если в течение 4-6 часов рвота не повторяется, ребенок достаточно активен, выпил весь объем жидкости и его температура не превышает 38 градусов, можно попробовать начать кормление. Чем кормить? Для грудных детей, находящихся на естественном вскармливании, лучшим питанием в этот период, безусловно, является материнское молоко. Малыша нужно прикладывать к груди не реже, чем через каждые два часа, можно чаще. Если ребенок достаточно активно сосет грудь, с каждым последующим кормлением он получает все большую порцию молока, что позволит постепенно увеличить перерывы между кормлениями до 3-3,5 часов. Блюда прикорма в первые сутки болезни лучше не давать.

При отсутствии грудного молока, кормления после перерыва начинают с привычного для ребенка, соответствующего его возрасту питания. Это может быть адаптированная молочная смесь, в т.ч. кисломолочная или безлактозная. Объем первого после перерыва кормления составляет не более половины обычного, который малыш усваивал до болезни.

Если аппетит ребенка восстанавливается, то можно постепенно, в течение 6-8 часов довести объем кормления до двух третей обычного. Недостающее количество жидкости продолжаем давать в перерывах между кормлениями. На второй день, если состояние ребенка улучшилось, кроме смесей, можно дать ему кашу, соответствующую его возрасту, но не более половины обычного объема. Детям старше одного года, на второй день болезни в случае улучающегося самочувствия и отсутствия рвоты можно предложить овощное пюре из картофеля и моркови или тыквы. Начиная с трех-пяти чайных ложек в день, можно в два приема. По-прежнему необходимо контролировать: сколько жидкости ребенок усваивает в течение суток, учитывая абсолютно все питание и питье.

Если заболевание ребенка сопровождается повышенной температурой тела (более 38 градусов), возникает необходимость приема жаропонижающих препаратов. При наличии упорной рвоты предпочтение следует отдавать, безусловно, лекарственным препаратам в виде свечей с содержанием парацетомола (эффералган, цефекон) в соответствующей возрасту дозе. Если же рвота повторяется не более 1-2 раз, ребенку можно дать препарат нурофен. В случае, если температура тела не превышает 38 градусов, лучше обойтись без жаропонижающих. В течение суток жаропонижающие можно применять не более 3-х раз. Если температура остается высокой, то необходимо дополнительно проконсультироваться с врачом, наблюдающим ребенка.

При острых кишечных инфекциях воспаление слизистой ведет к резкому нарушению всасывания воды и ускоренной эвакуации содержимого кишечника. В результате чего возникает диарея. Потери воды и соли со стулом могут быть столь интенсивными, что их бывает сложно компенсировать путем приема жидкости. Ребенок просто не в состоянии выпить и усвоить объем, в 2-2,5 раза превышающий привычные порции питания и питья. Для уменьшения потерь воды и солей следует дать больному энтеросорбент (смекта или зостерин ультра) дробно в 4-6 приемов в течение дня. Все лечебные мероприятия должны проводится под наблюдением и контролем врача. О малейших изменениях состояния ребенка необходимо своевременно сообщить своему педиатру, так как в случае тяжелого течения заболевания и при нарушении предписанного режима, состояние ребенка может ухудшиться и возможно потребуется госпитализация.

Не следует самостоятельно без разрешения врача давать ребенку антибиотики, противодиарейные и противорвотные препараты. Все необходимое лечение должно быть индивидуальным, обоснованным и современным. Ограничения в диете необходимо соблюдать на протяжении 5-7 дней, при тяжелых формах – до 10 дней. Переход к привычному для малыша рациону должен быть постепенным, с учетом всех рекомендаций вашего педиатра.

Выполнение назначений врача, ваша забота, терпение и внимание к любым изменениям в течение болезни – верный путь к скорейшему выздоровлению ребенка.

Часть статей о здоровье новорожденных, грудном вскармливании, родах, размещены на специальном портале Медицинского центра «XXI век» посвященном материнству: https://www.mc21.ru/mama/

Источник

Медицинская сестра обязана хорошо знать клиническую симптоматику заболеваний во всем разнообразии их клинических проявлений и вспомогательные методы диагностики для своевременной организации противоэпидемических мероприятий и правильного ухода за ребенком.[9]

Чтобы успешно освоить особенности сестринского процесса в детском инфекционном отделении медицинская сестра должна знать анатомо — физиологические и психологические особенности детей, универсальные потребности ребенка в различные периоды детства, проблемы, возникающие при заражении кишечными инфекциями, и основные симптомы и синдромы, сопровождающие заболевание.

Медицинской сестре детского инфекционного отделения также не обойтись без навыков проведения медицинского сестринского обследования пациента — ребенка (в рамках своей компетентности), определения уровня представлений и знаний родственников ребенка о его потребностях, определения проблем пациента и его семьи.

Она должна уметь организовать сестринский процесс в домашних условиях, обучить пациента — ребенка и его родителей навыкам ухода и самоухода; оценить качество сестринского ухода, сестринской помощи ребенку и его семье.

От медицинской сестры также требуется умение общаться с пациентами — детьми раннего возраста и их родителями, особенно с матерью (медработники хорошо знают выражение «если болен ребенок, то больна и мать»).

Читайте также:  Кишечные инфекции болезни грязных рук

Уход за больным с острой кишечной инфекцией строго индивидуален, зависит от тяжести и периода заболевания, возраста ребенка и конкретных условий. Правильно организованный уход облегчает физическое и моральное состояние ребенка, способствует его выздоровлению. Работа медсестры должна строиться таким образом, чтобы для каждого ребенка были повседневно обеспечены лечебно-охранительный режим, рациональное питание, профилактика осложнений и внутрибольничных инфекций. Большое значение имеет соблюдение питьевого режима больными, способствующему выведению из организма токсических и шлаковых продуктов, восполнению потерь со стулом и рвотой. Часто питье должно даваться дробно. Чайными ложками, а при необходимости назначается внутривенное капельное введение жидкости.

Важное значение имеет состояние кожи, так как общее снижение иммунитета создает предпосылки к различного рода гнойным осложнениям, возникновению пролежней, опрелостей, следовательно и образованию открытых «входных» ворот для инфекции, нередко вызывающих стрептокковый или стафилококковый сепсис. Чтобы предупредить развитие пролежней, необходимо чаще переворачивать больных в постели, в случае надобности применять подкладной круг, обеспечивать своевременную смену нательного и постельного белья, гигиену кожных покровов.

Термометрия обязательна не менее 2-х раз в день, лихорадящим детям измерение температуры тела показана чаще. Огромное значение в благоприятном исходе заболевания имеет уход за полостью рта больного. Некоторые инфекционные заболевания, например брюшной тиф, сопровождается запором и вздутием кишечника (метеоризмом). При запоре ребенку ставят очистительную клизму, а при метеоризме ставят газоотводную трубку. Ввиду наклонности у больных с брюшным тифом и паратифом А и В к развитию коллапса дефекация должна происходить на подкладном судне, необходимо следить также, чтобы ребенок соблюдал строгий постельный режим. Медицинская сестра и другие лица, которые осуществляют уход за инфекционным больным с кишечной инфекцией, должны немедленно сообщать врачу обо всех изменениях в состоянии больного, особенно если они имеют отрицательный характер, медицинская сестра должна обращать внимание на поведение ребенка (вялость или возбуждение), цвет слизистых оболочек и кожи, эластичность, влажность, тургор тканей. При наличии рвоты, необходимо обращать внимание на количество и состав рвотных масс (содержит ли остатки пищи, с желчью, кофейной гущи). Стул должен осматриваться после каждого испражнения ребенка — на обильность и наличие патологических примесей, его кратность. После осмотра и оценки стула медицинская сестра обязана точно записать частоту и характер стула в дневнике наблюдения за ребенком в истории болезни, в случае необходимости (наличие патологических примесей) показать лечащему или дежурному врачу. В результате потери жидкости со стулом и рвотой, часто отмечается быстрая и значительная потеря массы тела ребенка, что свидетельствует о тяжести состояния. Поэтому больного ребенка необходимо ежедневно взвешивать и полученные данные заносить в температурный лист.

Очень важным в уходе за ребенком при ОКИ являются разгрузка желудочно-кишечного тракта от пищи и проведение водно-чайной диеты в течение 6-12 часов. В это время ребенку дробно дают чай, кипяченую воду, 5% раствор глюкозы, раствор регидрона. В связи с тем, что с частой рвотой и жидким стулом теряется не только вода, но и соли, для правильного лечения проводится анализ крови на электролитный состав.

Наблюдение медицинской сестры за ребенком с ОКИ по системам:

1. Наличие симптомов токсикоза: бледность, иногда с сероватым колоритом, интоксикация центральная нервная система — изменение поведения (вялость или возбуждение), развитие коматозного состояния, токсическое дыхание (глубокое, шумное).

2. Желудочно-кишечный тракт (наличие рвоты, стула). Наличие болевого синдрома.

3. Мочевыделительная система ( диурез).

4. Сердечно-сосудистая ( пульс, артериальное давление).

5. Центральная нервная система (сознание).

6. Кожные покровы: температура тела, цвет кожи и слизистых оболочек, наличие сыпи.

7. Дыхательная система (частота дыхательных движений)

Особенности ухода и наблюдения:

1. Контроль веса при поступлении в отделение и далее по назначению врача, длительно лежащим детям 1 раз в неделю, детей до 1 года необходимо взвешивать ежедневно!

2. Частая смена нательного и постельного белья (профилактика опрелостей)

3. Термометрия 2 раза в день. Лихорадящим детям измеряется через каждые 3 часа и при необходимости чаще.

4. Учет выделенной и выпитой жидкости. Контроль за мочеиспусканием.

5. Обеспечение достаточного питьевого режима по назначению врача (дробно)

6. Обеспечение режима кормления по назначению врача.

7. Проведение инфузионной терапии, строго контролируя скорость введения инфузионных растворов.

8. При отсутствии лихорадки, наличии холодных покровов тела — согревание ребенка (так как с жидким стулом и рвотой идет потеря тепла) при помощи грелок.

9. Уход за полостью рта, кожными покровами.

Возможные проблемы больного ребенка с диареей

Потенциальные:

Промежуточные:

Приоритетные:

— резкое снижение массы тела

— повторное заболевание

— хронизация процесса

— опрелости

— снижение массы тела

— вялость или беспокойство

— боли в животе

— частый жидкий стул

-срыгивание, рвота

— отказ от еды

Источник

Острые кишечные инфекции — группа заболеваний желудочно-кишечного тракта, возбудителями которых являются патогенные энтеробактерии (шигеллы, сальмонеллы, эшерихии) и кишечные вирусы (ротавирусы, энтеровирусы) . Кишечные инфекции распространяются пищевым путем (через зараженные продукты и воду), а также контактным путем, через обсемененные предметы окружающей среды — игрушки, посуду, полотенца и пр.
Огромное значение в организации помощи детям, больным острыми кишечными инфекциями, имеет ранняя диагностика и своевременная изоляция больного. В основном применяют две формы изоляции больных: госпитализация и изоляция на дому. При госгаггализации доставка больного ребенка в инфекционный стационар осуществляется специальным транспортом, который в дальнейшем подвергается дезинфекции.
Инфекционная больница в отличие от соматической имеет ряд особенностей. Устройство и принципы работы этого учреждения подчинены, в частности, задаче предуп-реждения распространения инфекций, прежде всего внутрибольничных. Для разобщения больных детей помещают в боксы системы Мельцера. Вещи больного складывают в мешки и отправляют для дезинфекции. В дальнейшем их хранят на складе до выписки пациента.
Важным этапом ухода за больным с кишечной инфекцией является строгое соблюдение санэлидрежима, направленное на предупреждение внутрибольничной реин- фекдии (наслоение инфекции, вызванной другим возбудителем). Тщательно 2 — 3 раза в день проводят влажную уборку помещения с применением водно-мыльного раствора. Предметы ухода, постельное белье, пеленки обрабатывают 0,5 % раствором хлорамина в течение 30 мин.
Дети, перенесшие острые кишечные инфекции, выписываются из стационара после исчезновения всех клинических симптомов и обязательного однократного отрицательного контрольного бактериологического исследования, проведенного не ранее чем через два дня после окончания лечения. Проводят санитарную обработку помещения, используя принципы заключительной дезинфекции.
Острая кишечная инфекция характеризуется появлением симптомов интоксикации (слабость, вялость, снижение аппетита, подъем температуры) и признаков поражения желудочно-кишечного тракта: приступообразные боли в животе, повторная рвота, частый жидкий стул. При пре-имущественном поражении толстой кишки отмечаются патологические примеси в стуле в виде зелени, мутной слизи, при дизентерии — крови. Вовлечение в патологический процесс тонкой кишки характеризуется водянистой диареей, что нередко приводит к потере большого количества жидкости и развитию обезвоживания (эксико- за). Кожа и слизистые оболочки ребенка становятся сухими, глаза западают, появляется жажда. Язык сухой, обложен густым белым налетом. Ребенок мало мочится (измеряется диурез). Особенно опасно обезвоживание для детей грудного возраста, так как водно-электролитные нарушения у них развиваются очень быстро и приводят к необратимым последствиям. При тяжелых формах кишечных инфекций могут отмечаться сердечная недостаточность, судороги и потеря сознания, представляющие особую опасность для жизни ребенка.
Основными элементами ухода за детьми, больными кишечными инфекциями, являются рациональное питание, борьба с обезвоживанием, своевременное назначение противовоспалительной (антибиотики, бактериофаги) и патогенетической (энтеросорбенты, биопрепараты) терапии.
Диетотерапия при острых кишечных инфекциях (рота- вирусная инфекция, эшерихиозы) может быстро привести к нормализации стула, так как в основе этих заболеваний лежит нарушение процессов переваривания пищи и всасывания ее ингредиентов.
Вскармливание детей грудного возраста в остром периоде заболевания проводится осторожно, без насилия. При тяжелом течении болезни рекомендуется дозированное питание, когда возрастной объем грудного молока уменьшается наполовину. При отсутствии грудного молока назначают смеси — заменители женского молока также в уменьшенной разовой (суточной) дозе: по 30 — 50 — 70 мл смеси через 2 ч. В последующие дни увеличивают объем питания и промежутки между приемами пищи: по 60 — 70 мл через 2 У2 ч, по 80 — 90 мл через 3 ч, по 100—120 мл через 3 У2 ч. Предпочтение отдают кисломолочным продуктам — кефиру, ацидофильной «Малютке», низколак- тозным и соевым смесям («Нутри-соя», «Хумана — СЛ», «А 1-110» и др.).
Кормить ребенка нужно из бутылочки, небольшие количества пищи лучше давать ложечкой. При рвоте или отказе ребенка от еды можно кормить детей пипеткой с тупым концом. Смесь следует капать из пипетки на корень языка, чтобы облегчить ее прохождение. При тяжелых кишечных инфекциях для кормления детей используют назогастральный зонд. После кормления ребенка нельзя оставлять одного, необходимо следить, чтобы срыгивание и рвота не привели к аспирации (попаданию пищевых комков в гортань и бронхи). Грудных детей следует 10 — 15 мин после кормления держать на руках вертикально, а затем класть в кровать на бок.
Детям старшего возраста в первые сутки болезни объем питания уменьшают на 25 %, назначают механически и химически щадящую диету, преимущественно кисломолочные продукты, каши, слизистые супы, творог. К 4—5-му дню возрастное питание детей восстанавливается.
Помощь при обезвоживании. На фоне диетотерапии проводится пероральная регидратация с целью борьбы с обезвоживанием и восстановления водно-электролитных нарушений. Для регидратании применяется глюкозосолевой раствор » Регидрон» из расчета 50 — 80 мл в 1 ч в течение первых 6 ч лечения и 80 — 100 мл/кг массы тела ребенка при сохраняющихся потерях в жидкости в течение суток. Объем введенной жидкости должен быть равен объему жидкости, которую ребенок теряет со стулом (при водянистой диарее), рвотой и при лихорадке (потери при потоотделении). Поить ребенка следует из пипетки или ложечкой, дробно — по 5 — 10 мл глюкозосолевого раствора каждые 5—10 мин. Для питья можно использовать слабый, слегка подслащенный чай, морковный отвар, 5 %
раствор глюкозы. Продолжение рвоты не является противопоказанием для регидратации.
При отсутствии эффекта от регидратационной терапии, нарастании симптомов эксикоза на фоне продолжающихся потерь жидкости со стулом и рвотой проводят инфузи- онную терапию: внутривенно капельно вводят 10 % раствор глюкозы, раствор Рингера, реополиглюкин, 10 % раствор альбумина, гемодез. Обязательным является введение калия в виде 7,5 % раствора хлорида калия. Расчеты объема жидкости и необходимых электролитов делает врач. Инфузионная терапия должна проводиться в процедурном кабинете или в палате интенсивной терапии. Используют одноразовые системы — капельницы. Требуется внимательное отношение медицинского персонала к больному, так как возможно развитие различных осложнений: повышение температуры тела, озноб, одышка, учащение сердцебиения (тахикардия), аллергические реакции, неврологические нарушения и пр. При появлении их внутривенное введение жидкости должно быть прекращено.
Помощь при рвоте проводят по методике, указанной выше. Кроме того, при инфекционных заболеваниях желудочно-кишечного тракта эффективно назначение энтеросорбентов, оказывающих также противорвотное действие. Применяют такие энтеросорбенты, как смекта, поли- фепан и др. Эти препараты обладают обволакивающими, адсорбирующими и антисекреторными свойствами, что приводит к выведению из организма микробов, токсинов, различных метаболитов и способствует нормализации стула. Смекту назначают внутрь, 1 пакетик следует развести в У2 стакана воды. Детям до 1 года — 1 пакетик в день; от 1 года до 2 лет — 2 пакетика в день, старше 2 лет — 2—3 пакетика.
Этиотропная терапия включает назначение химиопрепаратов или антибиотиков, а также специфических бактериофагов (дизентерийных, сальмонеллезньгх) при легких формах болезни. Применяют внутрь фуразолидон, поли- миксин, невиграмон, гентамицин, реже левомицетин. Курс лечения составляет 5 — 7 дней. При улучшении состояния больного на фоне нормализации температуры, урежения стула и исчезновения патологических примесей с 3—4-го дня болезни расширяют диету, как в количественном, так и в качественном отношении, добавляя ферментативные препараты (фестал, мезим-форте, панзи- норм, креон) и настои трав: зверобоя, ромашки, коры дуба, черемухи. Для приготовления настоя берут одну чайную ложку лекарственной травы, заливают ее стаканом кипятка, настаивают 30 — 4 0 мин, затем процеживают. Ребенку дают по одной чайной ложке 4 раза в сутки.
Медицинские сестры, работающие в инфекционном отделении с детьми, больными острыми кишечными ин-фекциями, должны строго соблюдать санитарно-гигиенический режим, который предусматривает своевременное обеззараживание выделений больного, дезинфекцию его белья, посуды, игрушек; соблюдение личной гигиены; умение брать биологический материал на анализы. При подтверждении диагноза острого кишечного заболевания обязательно проводятся дезинфекционные мероприятия в очаге (табл. 6) .
Часто у детей, больных кишечными инфекциями, появляются опрелости, поэтому ребенка нужно часто подмывать с последующим смазыванием кожных складок детским кремом или растительным маслом, которое надо предварительно прокипятить. Чтобы предупредить метеоризм, требуется часто переворачивать ребенка. Для профилактики стоматита после каждого приема пищи детям нужно полоскать рот теплой водой и не реже 2 раз в день чистить зубы.
Помощь больным вирусным гепатитом. Вирусные гепатиты — группа острых и хронических заболеваний печени, вызываемых вирусами гепатита А, В, С, О, Е. Наиболее часто у детей встречается вирусный гепатит А, который протекает циклично. Источник инфекции — больной человек и вирусоносители. Заболевание передается через пищу, воду (контактно-бытовым путем). Гепатиты В и С передаются через кровь, при инъекциях (трансфузионным путем). В первые дни заболевания (преджелтушный период) характерны слабость, недомогание, снижение аппетита, тошнота, рвота, боли в животе, реже отмечаются повышение температуры до субфебрильных цифр — 37,2 —
«С, насморк, кашель. В желтушный период, начиная с 7—10-го дня, появляется желтушная окраска кожи и склер.
Боли в животе локализуются в правом подреберье. В зависимости от тяжести заболевания интенсивность и продолжительность желтухи бывает различна (в среднем 2 нед). Период выздоровления длится до 6 мес. Госпитали- Инфекционное заболевание Выделения больного (кал, моча, рвотные
массы) Посуда из- под выделений Посуда для еды Остатки
пищи Брюшной Сухая 1 % раст 1 % раствор Сухая тиф хлорная вор хлор- хлорамина, 1 % хлорная известь; ной извес- раствор хлор- известь: 200 г на ти, 1 % ной извести, 200 г на 1 л — раствор 0,5 % раствор 1 кг остат- 60 мин хлорами-на— 30 мин ДТСГК-60 мин {с остат-ками пищи); 0,5 % раствор хлорамина,
0,5 % раствор извести — 30 мин (без ос-татков пищи) ков — 60 мин Дизентерия и другие острые кишечные инфекции То же Т о же То же То же Вирусный
гепатит Т о же 3 % раствор хлор- аминаА % раствор хлорной извести — 30 мин; 1 % раствор хлорами-на—60 мин 3 % раствор хлорамина,
3 % раствор хлорной из-вести, 1 % раствор ДТСГК —
60 мин (с остатками пищи) То же
зации подлежат дети до 1 года, независимо от формы и тяжести болезни. Больные старшего возраста с легкими и безжелтушными формами могут лечиться дома при условии возможности их изоляции и создания необходимого санэпидрежима.
Уход за больным вирусным гепатитом состоит в соблюдении рациональной диетотерапии (диета № 5, печеноч- Предметы ухода и игрушки Белье больного (нательное, постельное) Ванные комнаты, санузлы Уборочный
материал 0,5 % раствор 0,2 % раствор 1 % раствор 1 % раствор хлорамина, хлорамина — хлорамина, хлорамина — 0,5 % раствор 60 мин (не за 0,5 % раствор 60 мин, 0,5 % хлорной извести — 30 мин грязненное вы-делениями);
1 % раствор хлорамина —
4 ч (загрязнен-ное выделениями) ДТСГК раствор хлорной извести — 4 ч Т о же То же То же То же 3 % раствор 3 % раствор 3 % раствор 3 % раствор хлорамина, хлорамина — хлорамина, хлорамина — 3 % раствор 30 мин; 1 % 3 % раствор 30 мин хлорной из- раствор хлор- хлорной извес- вести, 1 % амина — ти — 60 мин раствор 60 мин ДТСГК
ный стол), витаминотерапии и при необходимости — выполнении рекомендаций по дезинтоксикационной терапии. Очень важно обеспечить в острый период постельный режим, ограничить физические нагрузки. Медицинская сестра обязана следить за соблюдением строгого постельного режима в течение всего периода желтухи.
Ребенку, больному вирусным гепатитом, положено 5 —
разовое питание в день. Большая часть суточного рациона белков в остром периоде заболевания вводится с молочными и растительными продуктами. Детям до 3 лет дополнительно назначают до 100 г творога ежедневно, старшим — до 300 г. Из диеты исключают жирные, острые, соленые блюда. Запрещают консервы, маринады, копчености, пряности. Не разрешаются шоколад, пирожные, орехи. Рекомендуются каши, овощные и фруктовые блюда, творог, отварное мясо, рыба, яйцо. Очень важен адекватный питьевой режим: компоты, соки, чай, минеральные воды боржом, ессентуки № 4 и № 17. Минеральную воду комнатной температуры без газов употребляют по У2—1 стакану 3 раза в день за 30 мин до еды.
Для парентерального введения лекарственных средств используются только одноразовые шприцы, так как повторное использование простерилизованных стеклянных шприцев у больных вирусным гепатитом всегда сохраняет угрозу передачи инфекции.
Специфической терапии при вирусном гепатите не требуется. Дополнительно ребенок получает комплекс витаминов, в том числе аскорбиновую кислоту, при выраженной желтухе — желчегонные препараты (холосас, холен- зим и др.).
У больного должны быть индивидуальные предметы ухода, посуда, полотенце и пр. Больные наиболее опасны как источники инфекции в преджелтушный и желтушный периоды. После изоляции больного контактные дети подлежат карантину на 35 дней, в период которого они наблюдаются врачом и медицинским персоналом. Особое внимание уделяется выявлению первых признаков пред- желтушного и желтушного периодов: измеряется температура, проводится осмотр кожи и слизистых оболочек, оценивается цвет мочи и кала. Моча у больного вирусным гепатитом из-за присутствия пигмента становится темной, пенистой (типа «пива»), стул, наоборот, лишается окраски, обесцвечивается, становится белым, глинистой консистенции. В группу карантина не включаются новые дети.
С профилактической целью контактным детям проводят пассивную иммунизацию нормальным человеческим иммуноглобулином: от 1 года до 10 лет вводят 1 мл, старше 10 лет —1,5 мл однократно внутримышечно не позже
5—6-го дня после возникновения первого случая заболевания.
В очаге вирусного гепатита проводится текущая, а по окончании карантина — заключительная дезинфекция. Одеяла, матрацы, вещи больных обрабатываются в дез камере.
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ
В чем заключаются особенности ухода за детьми, больными острыми кишечными инфекциями?
Как следует кормить ребенка грудного возраста с признаками острой кишечной инфекции?
Как проводится пероральная регидратация у ребенка с частым жидким стулом и рвотой?
В каких случаях проводится инфузионная терапия у детей, больных острой кишечной инфекцией?
Как назначают смекту детям до 1 года, старше 1 года?
Какие меры по предупреждению распространения инфекции принимают при поступлении больного ребенка в бокс инфекционного стационара?
В чем заключаются особенности ухода за детьми, больными вирусным гепатитом?
Какие режимные ограничения следует выполнять ребенку, больному вирусным гепатитом?
В чем заключается карантин для детей, контактировавших с больным вирусным гепатитом?

  1. ГЛАВА 232 ОБСЛЕДОВАНИЕ БОЛЬНЫХ С ЖЕЛУДОЧНО-КИШЕЧНОЙ ПАТОЛОГИЕЙ
  2. Лечение больных острыми пневмониями
  3. ХИМИОТЕРАПИЯ БОЛЬНЫХ ОСТРЫМИ ЛИМФОБЛАСТНЫМИ ЛЕЙКОЗАМИ
  4. Интенсивность трансфузионной терапии как фактор эффективности химиотерапии у больных острыми лейкозами
  5. Типичные ошибки при ведении больных с острыми осложнениями сахарного диабета
  6. НАБЛЮДЕНИЕ И УХОД ЗА БОЛЬНЫМИ С ОСТРЫМИ ХИРУРГИЧЕСКИМИ ЗАБОЛЕВАНИЯМИ ОРГАНОВ БРЮШНОЙ ПОЛОСТИ
  7. Наблюдение и уход за больными с острыми воспалительными заболеваниями органов брюшной полости на диагностическом этапе
  8. Оказание экстренной медицинской помощи больным с острыми психическими расстройствами в соматических стационарных ЛПУ
  9. ОСТРЫЕ КИШЕЧНЫЕ ИНФЕКЦИИ
  10. ВОЗБУДИТЕЛИ КИШЕЧНЫХ ИНФЕКЦИИ
  11. Инфекции кишечные острые
  12. Острые кишечные инфекции
  13. 10.1. Возбудители бактериальных кишечных инфекций
  14. 10.3. Возбудители протозойных кишечных инфекций
  15. ЧАСТЬ IV КИШЕЧНЫЕ ИНФЕКЦИИ У ДЕТЕЙ
  16. Острые кишечные инфекции
  17. Организация оказания скорой медицинской помощи больным с острыми психическими расстройствами при отсутствии в составе ССМП бригад СПП
  18. ОСТРЫЕ КИШЕЧНЫЕ ИНФЕКЦИИ
  19. ОСТРЫЕ КИШЕЧНЫЕ ИНФЕКЦИИ У ДЕТЕЙ
  20. ОСТРЫЕ КИШЕЧНЫЕ ИНФЕКЦИИ
Читайте также:  Все кишечные инфекции передаются

Источник