Острые кишечные инфекции детей диагностика

Кишечная инфекция у детей

Кишечная инфекция у детей – группа инфекционных заболеваний различной этиологии, протекающих с преимущественным поражением пищеварительного тракта, токсической реакцией и обезвоживанием организма. У детей кишечная инфекция проявляется повышением температуры тела, вялостью, отсутствием аппетита, болями в животе, рвотой, диареей. Диагностика кишечной инфекции у детей основана на клинико-лабораторных данных (анамнезе, симптоматике, выделении возбудителя в испражнениях, обнаружении специфических антител в крови). При кишечной инфекции у детей назначаются антимикробные препараты, бактериофаги, энтеросорбенты; в период лечения важно соблюдение диеты и проведение регидратации.

Общие сведения

Кишечная инфекция у детей – острые бактериальные и вирусные инфекционные заболевания, сопровождающиеся кишечным синдромом, интоксикацией и дегидратацией. В структуре инфекционной заболеваемости в педиатрии кишечные инфекции у детей занимают второе место после ОРВИ. Восприимчивость к кишечной инфекции у детей в 2,5-3 раза выше, чем у взрослых. Около половины случаев кишечной инфекции у детей приходится на ранний возраст (до 3 лет). Кишечная инфекция у ребенка раннего возраста протекает тяжелее, может сопровождаться гипотрофией, развитием дисбактериоза и ферментативной недостаточности, снижением иммунитета. Частое повторение эпизодов инфекции вызывает нарушение физического и нервно-психического развития детей.

Кишечная инфекция у детей

Кишечная инфекция у детей

Причины

Спектр возбудителей кишечных инфекций у детей крайне широк. Наиболее часто патогенами выступают грамотрицательные энтеробактерии (шигеллы, сальмонеллы, кампилобактеры, эшерихии, иерсинии) и условно-патогенная флора (клебсиеллы, клостридии, протей, стафилококки и др.). Кроме этого, встречаются кишечные инфекции, вызываемые вирусными возбудителями (ротавирусами, энтеровирусами, аденовирусами), простейшими (лямблиями, амебами, кокцидиями), грибами. Общими свойствами всех возбудителей, обусловливающих развитие клинических проявлений, являются энтеропатогенность, способность к синтезу эндо- и экзотоксинов.

Заражение детей кишечными инфекциями происходит посредством фекально-орального механизма алиментарным (через пищу), водным, контактно-бытовым путями (через посуду, грязные руки, игрушки, предметы обихода и т. д.). У ослабленных детей с низкой иммунологической реактивностью возможно эндогенное инфицирование условно-патогенными бактериями. Источником ОКИ может выступать носитель, больной со стертой или манифестной формой заболевания, домашние животные. В развитии кишечной инфекции у детей большую роль играет нарушение правил приготовления и хранения пищи, допуск на детские кухни лиц-носителей инфекции, больных тонзиллитом, фурункулезом, стрептодермией и пр.

Наиболее часто регистрируются спорадические случаи кишечной инфекции у детей, хотя при пищевом или водном пути инфицирования возможны групповые и даже эпидемические вспышки. Подъем заболеваемости некоторыми кишечными инфекциями у детей имеет сезонную зависимость: так, дизентерия чаще возникает летом и осенью, ротавирусная инфекция — зимой.

Распространенность кишечных инфекций среди детей обусловлена эпидемиологическими особенностями (высокой распространенностью и контагиозностью возбудителей, их высокой устойчивостью к факторам внешней среды), анатомо-физиологическими особенностями пищеварительной системы ребенка (низкой кислотностью желудочного сока), несовершенством защитных механизмов (низкой концентрацией IgA). Заболеваемости детей острой кишечной инфекцией способствует нарушение нормальной микробиоты кишечника, несоблюдение правил личной гигиены, плохие санитарно-гигиенические условия жизни.

Классификация

По клинико-этиологическому принципу среди кишечных инфекций, наиболее часто регистрируемых в детской популяции, выделяют шигеллез (дизентерию), сальмонеллез, коли-инфекцию (эшерихиозы), иерсиниоз, кампилобактериоз, криптоспоридиоз, ротавирусную инфекцию, стафилококковую кишечную инфекцию и др.

По тяжести и особенностям симптоматики течение кишечной инфекции у детей может быть типичным (легким, средней тяжести, тяжелым) и атипичным (стертым, гипертоксическим). Выраженность клиники оценивается по степени поражения ЖКТ, обезвоживания и интоксикации.

Характер местных проявлений при кишечной инфекции у детей зависит от поражения того или иного отдела ЖКТ, в связи с чем выделяют гастриты, энтериты, колиты, гастроэнтериты, гастроэнтероколиты, энтероколиты. Кроме локализованных форм, у грудных и ослабленных детей могут развиваться генерализованные формы инфекции с распространением возбудителя за пределы пищеварительного тракта.

В течении кишечной инфекции у детей выделяют острую (до 1,5 месяцев), затяжную (свыше 1,5 месяцев) и хроническую (свыше 5-6 месяцев) фазы.

Симптомы у детей

Дизентерия у детей

После непродолжительного инкубационного периода (1-7 суток) остро повышается температура (до 39-40° C), нарастает слабость и разбитость, снижается аппетит, возможна рвота. На фоне лихорадки отмечается головная боль, ознобы, иногда – бред, судороги, потеря сознания. Кишечная инфекция у детей сопровождается схваткообразными болями в животе с локализацией в левой подвздошной области, явлениями дистального колита (болезненностью и спазмом сигмовидной кишки, тенезмами с выпадением прямой кишки), симптомами сфинктерита. Частота дефекации может варьировать от 4-6 до 15-20 раз за сутки. При дизентерии стул жидкий, содержащий примеси мутной слизи и крови. При тяжелых формах дизентерии возможно развитие геморрагического синдрома, вплоть до кишечного кровотечения.

У детей раннего возраста при кишечной инфекции общая интоксикация преобладает над колитическим синдромом, чаще возникают нарушения гемодинамики, электролитного и белкового обмена. Наиболее легко у детей протекает кишечная инфекция, вызванная шигеллами Зоне; тяжелее — шигеллами Флекснера и Григорьеза-Шига.

Сальмонеллез у детей

Наиболее часто (в 90% случаев) развивается желудочно-кишечная форма сальмонеллеза, протекающая по типу гастрита, гастроэнтерита, гастроэнтероколита. Характерно подострое начало, фебрильный подъем температуры, адинамия, рвота, гепатоспленомегалия. Стул при сальмонеллезе жидкий, обильный, каловый, цвета «болотной тины», с примесями слизи и крови. Обычно данная форма кишечной инфекции заканчивается выздоровлением, однако у грудных детей возможен летальный исход вследствие тяжелого кишечного токсикоза.

Гриппоподобная (респираторная) форма кишечной инфекции встречается у 4-5% детей. При данной форме сальмонеллы обнаруживаются в посеве материала из зева. Ее течение характеризуется фебрильной температурой, головной болью, артралгией и миалгией, явлениями ринита, фарингита, конъюнктивита. Со стороны сердечно-сосудистой системы отмечаются тахикардия и артериальная гипотония.

На тифоподобную форму сальмонеллеза у детей приходится 2% клинических случаев. Она протекает с длительным периодом лихорадки (до 3-4-х недель), выраженной интоксикацией, нарушением функции сердечно-сосудистой системы (тахикардией, брадикардией).

Септическая форма кишечной инфекции обычно развивается у детей первых месяцев жизни, имеющих неблагоприятный преморбидный фон. На ее долю приходится около 2-3% случаев сальмонеллеза у детей. Заболевание протекает крайне тяжело, сопровождается септицемией или септикопиемией, нарушением всех видов обмена, развитием тяжелых осложнений (пневмонии, паренхиматозного гепатита, отоантрита, менингита, остеомиелита).

Эшерихиозы у детей

Данная группа кишечных инфекций у детей крайне обширна и включает коли-инфекци, вызываемые энтеропатогенными, энтеротоксигенными, энтероинвазивными, энтерогеморрагическими эшерихиями.

Кишечная инфекция у детей, вызванная эшерихиями, протекает с субфебрильной или фебрильной температурой, слабостью, вялостью, снижением аппетита, упорной рвотой или срыгиваниями, метеоризмом. Характерна водянистая диарея (обильный, брызжущий стул желтого цвета с примесью слизи), быстро приводящая к дегидратации и развитию эксикоза. При эшерихиозе, вызываемом энтерогеморрагическими эшерихиями, диарея носит кровавый характер.

Вследствие обезвоживания у ребенка возникает сухость кожи и слизистых оболочек, снижается тургор и эластичность тканей, западает большой родничок и глазные яблоки, снижается диурез по типу олигурии или анурии.

Ротавирусная инфекция у детей

Обычно протекает по типу острого гастроэнтерита или энтерита. Инкубационный период в среднем длится 1-3 дня. Все симптомы кишечной инфекции у детей разворачиваются в течение одних суток, при этом поражение ЖКТ сочетается с катаральными явлениями.

Читайте также:  Детские кишечные инфекции учебники

Респираторный синдром характеризуется гиперемией зева, ринитом, першением в горле, покашливанием. Одновременно с поражением носоглотки развиваются признаки гастроэнтерита: жидкий (водянистый, пенистый) стул с частотой дефекаций от 4-5 до 15 раз в сутки, рвотой, температурной реакцией, общей интоксикацией. Длительность течения кишечной инфекции у детей – 4-7 дней.

Стафилококковая кишечная инфекция у детей

Различают первичную стафилококковую кишечную инфекцию у детей, связанную с употреблением пищи, обсемененной стафилококком, и вторичную, обусловленную распространением возбудителя из других очагов.

Течение кишечной инфекции у детей характеризуется тяжелым эксикозом и токсикозом, рвотой, учащением стула до 10-15 раз в день. Стул жидкий, водянистый, зеленоватого цвета, с небольшой примесью слизи. При вторичной стафилококковой инфекции у детей кишечные симптомы развиваются на фоне ведущего заболевания: гнойного отита, пневмонии, стафилодермии, ангины и пр. В этом случае заболевание может принимать длительное волнообразное течение.

Диагностика

На основании осмотра, эпидемиологических и клинических данных педиатр (детский инфекционист) может лишь предположить вероятность кишечной инфекции у детей, однако этиологическая расшифровка возможна только на основании лабораторных данных.

Главную роль в подтверждении диагноза кишечной инфекции у детей играет бактериологическое исследование испражнений, которое следует проводить как можно ранее, до начала этиотропной терапии. При генерализованной форме кишечной инфекции у детей проводится посев крови на стерильность, бактериологическое исследование мочи, ликвора.

Определенную диагностическую ценность представляют серологические методы (РПГА, ИФА, РСК), позволяющие выявлять наличие Ат к возбудителю в крови больного с 5-х суток от начала болезни. Исследование копрограммы позволяет уточнить локализацию процесса в ЖКТ.

При кишечной инфекции у детей требуется исключить острый аппендицит, панкреатит, лактазную недостаточность, дискинезию желчевыводящих путей и др. патологию. С этой целью проводятся консультации детского хирурга и детского гастроэнтеролога.

Лечение кишечной инфекции у детей

Комплексное лечение кишечных инфекций у детей предполагает организацию лечебного питания; проведение оральной регидратации, этиотропной, патогенетической и симптоматической терапии.

Диета детей с кишечной инфекцией требует уменьшения объема питания, увеличения кратности кормлений, использования смесей, обогащенных защитными факторами, употребление протертой легкоусвояемой пищи. Важной составляющей терапии кишечных инфекций у детей является оральная регидратация глюкозо-солевыми растворами, обильное питье. Она проводится до прекращения потерь жидкости. При невозможности перорального питания и употребления жидкости назначается инфузионая терапия: внутривенно вводятся растворы глюкозы, Рингера, альбумина и др.

Этиотропная терапия кишечных инфекций у детей проводится антибиотиками и кишечными антисептиками (канамицин, гентамицин, полимиксин, фуразолидон, налидиксовая кислота), энтеросорбентами. Показан прием специфических бактериофагов и лактоглобулинов (сальмонеллезного, дизентерийного, колипротейного, клебсиеллезного и др.), а также иммуноглобулинов (антиротавирусного и др.). Патогенетическая терапия предполагает назначение ферментов, антигистаминных препаратов; симптоматическое лечение включает прием жаропонижающих, спазмолитиков. В период реконвалесценции необходима коррекция дисбактериоза, прием витаминов и адаптогенов.

Прогноз и профилактика

Раннее выявление и адекватная терапия обеспечивают полное выздоровление детей после кишечной инфекции. Иммунитет после ОКИ нестойкий. При тяжелых формах кишечной инфекции у детей возможно развитие гиповолемического шока, ДВС-синдрома, отека легких, острой почечной недостаточности, острой сердечной недостаточности, инфекционно-токсического шока.

В основе профилактики кишечных инфекций у детей – соблюдение санитарно-гигиенических норм: правильное хранение и термическая обработка продуктов, защита воды от загрязнения, изоляция больных, проведение дезинфекции игрушек и посуды в детских учреждениях, привитие детям навыков личной гигиены. При уходе за грудным ребенком мама не должна пренебрегать обработкой молочных желез перед кормлением, обработкой сосок и бутылочек, мытьем рук после пеленания и подмывания ребенка.

Дети, контактировавшие с больным кишечной инфекцией, подлежат бактериологическому обследованию и наблюдению в течение 7 дней.

Источник

Êëàññèôèêàöèÿ è ýïèäåìèîëîãè÷åñêèå çàêîíîìåðíîñòè îñòðûõ êèøå÷íûõ èíôåêöèé (ÎÊÈ) ó äåòåé. Îñíîâíûå êëèíè÷åñêèå ñèíäðîìû ÎÊÈ. Øèãåëëåç, ðîòîâèðóñíàÿ èíôåêöèÿ, ýøåðèõèîç: ýòèîëîãèÿ, ýïèäåìèîëîãèÿ, èíêóáàöèîííûé ïåðèîä, êëèíè÷åñêàÿ êàðòèíà, äèàãíîñòèêà.

Ñòóäåíòû, àñïèðàíòû, ìîëîäûå ó÷åíûå, èñïîëüçóþùèå áàçó çíàíèé â ñâîåé ó÷åáå è ðàáîòå, áóäóò âàì î÷åíü áëàãîäàðíû.

Ðàçìåùåíî íà https://www.allbest.ru/

Ñïåöèàëüíîñòü 060101 Ëå÷åáíîå äåëî

ÏÌ 01. Äèàãíîñòè÷åñêàÿ äåÿòåëüíîñòü

ÌÄÊ 01.01. Ïðîïåäåâòèêà êëèíè÷åñêèõ äèñöèïëèí

Ðàçäåë 10. Äèàãíîñòèêà çàáîëåâàíèé äåòñêîãî âîçðàñòà

Òåìà 10.11. Äèàãíîñòèêà îñòðûõ êèøå÷íûõ èíôåêöèé ó äåòåé

Ïðåïîäàâàòåëü Êóçíåöîâà Ò.Ì.

Ëåêöèÿ 10.11.

«Äèàãíîñòèêà îñòðûõ êèøå÷íûõ èíôåêöèé (ÎÊÈ) ó äåòåé»

Ñòðóêòóðà çàíÿòèÿ

1. Îðãàíèçàöèîííûé ìîìåíò 2 — 3 ìèí.

2. Ìîòèâàöèÿ è ïîñòàíîâêà öåëåé 5 — 7 ìèí.

3. Çíàêîìñòâî ñ ïëàíîì 3 — 5 ìèí.

4. Èçëîæåíèå íîâîãî ìàòåðèàëà 70 — 75 ìèí.

5. Îáîáùåíèå, çàêðåïëåíèå ìàòåðèàëà 3 — 4 ìèí.

6. Çàäàíèå íà äîì 2 — 3 ìèí.

À.Ì. Çàïðóäíîâ, Ê.È. Ãðèãîðüåâ. Ïåäèàòðèÿ ñ äåòñêèìè èíôåêöèÿìè: ó÷åáíèê. — Ì.: — ÃÝÎÒÀÐ-Ìåäèà, 2012. — ñòð. 414 — 422, 447 — 453.

7. Àêòóàëèçàöèÿ áàçîâûõ çíàíèé ïî òåìå ïðîâîäèòñÿ ïî õîäó èçëîæåíèÿ íîâîãî ìàòåðèàëà 3 — 4 ìèí.

Òåêñò ëåêöèè

Îñòðûå êèøå÷íûå èíôåêöèè — ãðóïïà èíôåêöèîííûõ çàáîëåâàíèé, âûçûâàåìûõ ïàòîãåííûì ýíòåðîáàêòåðèÿìè, ïðåäñòàâèòåëÿìè óñëîâíî-ïàòîãåííîé ôëîðû (ÓÏÔ), ìíîãî÷èñëåííûìè âèðóñàìè è õàðàêòåðèçóþùååñÿ ïîðàæåíèåì æåëóäî÷íî-êèøå÷íîãî òðàêòà ñ ðàçâèòèåì ñèìïòîìîâ òîêñèêîçà è ýêñèêîçà (= äåãèäðàòàöèè = îáåçâîæèâàíèÿ).

Àêòóàëüíîñòü ïðîáëåìû: îñòðûå êèøå÷íûå èíôåêöèè çàíèìàþò â ñòðóêòóðå äåòñêèõ èíôåêöèîííûõ çàáîëåâàíèé 2-å ìåñòî, à â ñòðóêòóðå äåòñêîé ñìåðòíîñòè — 4-å ìåñòî. ÎÊÈ ó äåòåé õàðàêòåðèçóþòñÿ íå òîëüêî âûñîêîé çàáîëåâàåìîñòüþ, ÷àñòîòîé ñëó÷àåâ, íî è ê ñîæàëåíèþ âûñîêîé ëåòàëüíîñòüþ. Îñîáåííî âûñîêà ëåòàëüíîñòü ó äåòåé 1-ãî ãîäà æèçíè.

Êëàññèôèêàöèÿ îñòðûõ êèøå÷íûõ èíôåêöèé ó äåòåé

Ïî ñòðóêòóðå (ýòèîëîãèè)

1. Äèçåíòåðèÿ (øèãåëëåç). Çàíèìàåò ïåðâîå ìåñòî ñðåäè çàáîëåâàíèé ó äåòåé, îñîáåííî äîøêîëüíîãî è øêîëüíîãî âîçðàñòà.

2. Ñàëüìîíåëëåçû. Çàíèìàþò 2-å ìåñòî â ñòðóêòóðå îñòðûõ êèøå÷íûõ èíôåêöèé ïî ÷àñòîòå. Ïîðàæàþòñÿ äåòè âñåõ âîçðàñòíûõ ãðóïï.

3. Êîëè èíôåêöèè (ýøåðèõèîçû).

4. Âèðóñíûå êèøå÷íûå èíôåêöèè. Íàèáîëüøåå çíà÷åíèå èìåþò òàêèå âèðóñû êàê: ðîòàâèðóñ, ýíòåðîâèðóñ.

5. Êèøå÷íûå çàáîëåâàíèÿ, âûçâàííûå äðóãèìè âîçáóäèòåëÿìè (ñòàôèëîêîêêîì, èåðñèíèÿìè, ýíòåðîêîêêîì, êàìïèëîáàêòåðîì, ïðåäñòàâèòåëÿìè óñëîâíî-ïàòîãåííîé ôëîðû (ïðîòåé, êëåáñèåëëà, öèòðîáàêòåð), ãðèáàìè ðîäà Candida.

Äëÿ âñåõ êèøå÷íûõ èíôåêöèé õàðàêòåðåí ðÿä ýïèäåìèîëîãè÷åñêèõ çàêîíîìåðíîñòåé:

— ïîâñåìåñòíîå ðàñïðîñòðàíåíèå;

— âûñîêàÿ êîíòàãèîçíîñòü;

— èñòî÷íèêàìè èíôåêöèè ÿâëÿþòñÿ áîëüíûå è áàêòåðèîíîñèòåëè;

— ôåêàëüíî-îðàëüíûé ìåõàíèçì çàðàæåíèÿ ÷åðåç ãðÿçíûå ðóêè, ïèùó, âîäó, ïðåäìåòû ïîëüçîâàíèÿ áîëüíûõ, â òîì ÷èñëå ó äåòåé — èãðóøêè, ÷åðåç ìóõ;

— ñêëîííîñòü ê ðàçâèòèþ ýïèäåìè÷åñêèõ âñïûøåê;

— èììóíèòåò íåñòîéêèé, òèïîñïåöèôè÷åñêèé.

Êëèíè÷åñêè êèøå÷íûå èíôåêöèè ïðîÿâëÿþòñÿ ñëåäóþùèìè ñèíäðîìàìè:

1. ñèíäðîì èíòîêñèêàöèè;

2. ñèíäðîì ëèõîðàäêè;

3. ñèíäðîì ýêñèêîçà = îáåçâîæèâàíèÿ = äåãèäðàòàöèè;

4. ãàñòðîèíòåñòèíàëüíûé ñèíäðîì.

Ñèíäðîì èíòîêñèêàöèè, ñèíäðîì ëèõîðàäêè — ñì. ëåêöèþ «ÎÐÂÈ».

Ñèíäðîì ýêñèêîçà = îáåçâîæèâàíèÿ = äåãèäðàòàöèè.

Ïîòåðÿ æèäêîñòè ïðîèñõîäèò â îñíîâíîì ñ ðâîòîé è ÷àñòûì æèäêèì ñòóëîì.

Èíôîðìàöèÿ, ïîçâîëÿþùàÿ çàïîäîçðèòü ýêñèêîç (îáåçâîæèâàíèå):

Ñèìïòîìû

Ýêñèêîç

I ñòåïåíè

Ýêñèêîç

II ñòåïåíè

Ýêñèêîç

III ñòåïåíè

Ïîòåðÿ ìàññû òåëà

äî 5%

6 — 9%

10% è áîëåå

Îáùåå ñîñòîÿíèå

ñðåäíåé òÿæåñòè, áåñïîêîéñòâî

òÿæåëîå, âîçáóæäåíèå èëè ñîíëèâîñòü, âÿëîñòü, àäèíàìèÿ

êðàéíå òÿæåëîå, ì.á. íàðóøåíèÿ ñîçíàíèÿ

Ñòóë

æèäêèé, äî 5 ðàç â ñóòêè

æèäêèé âîäÿíèñòûé, äî 10 ðàç â ñóòêè

÷àñòûé — ñâûøå 10 ðàç â ñóòêè, âîäÿíèñòûé

Ðâîòà

ìîæåò áûòü

ïîâòîðíàÿ

ìíîãîêðàòíàÿ

Æàæäà

óìåðåííàÿ

ðåçêî âûðàæåííàÿ

ìîæåò îòñóòñòâîâàòü

Êîæà

ýëàñòè÷íîñòü è âëàæíîñòü íå èçìåíÿþòñÿ

áëåäíîñòü, ñóõîñòü, ñíèæåíèå ýëàñòè÷íîñòè, òóðãîðà

áëåäíîñòü ñ «ìðàìîðíûì ðèñóíêîì», ýëàñòè÷íîñòü è òóðãîð ðåçêî ñíèæåíû, ñèìïòîì «áåëîãî ïÿòíà»

Ñëèçèñòûå îáîëî÷êè ïîëîñòè ðòà, ãóá

âëàæíûå

ñóõîâàòûå, ñëåãêà ãèïåðåìèðîâàííûå

ñóõèå

Áîëüøîé ðîäíè÷îê

áåç îñîáåííîñòåé

çàïàäåíèå

âòÿíóò

Ãîëîñ

íîðìà

îñëàáëåí

÷àñòî àôîíèÿ

Ñåðäå÷íàÿ äåÿòåëüíîñòü

óäîâëåòâîðèòåëüíàÿ, óìåðåííàÿ òàõèêàðäèÿ, ÀÄ â íîðìå

òàõèêàðäèÿ, òîíû ñåðäöà ïðèãëóøåíû, ñíèæåíèå ÀÄ

òàõèêàðäèÿ âûðàæåííàÿ, ãëóõîñòü ñåðäå÷íûõ òîíîâ, ïàäåíèå ÀÄ

Äèóðåç

ñîõðàíåí

íåçíà÷èòåëüíî ñíèæåí

îëèãîàíóðèÿ

Читайте также:  Что за анализ на кишечные инфекции

Ãàñòðîèíòåñòèíàëüíûé ñèíäðîì ìîæåò ïðîÿâëÿòüñÿ â ñâîþ î÷åðåäü

1. ñèíäðîìîì ãàñòðèòà — õàðàêòåðèçóåòñÿ òîøíîòîé, ïîâòîðíîé ðâîòîé, áîëÿìè è ÷óâñòâîì òÿæåñòè â ýïèãàñòðàëüíîé îáëàñòè;

2. ñèíäðîìîì ýíòåðèòà — ïðîÿâëÿåòñÿ ÷àñòûì îáèëüíûì æèäêèì âîäÿíèñòûì ñòóëîì, ìåòåîðèçìîì, áîëÿìè â æèâîòå, ïðåèìóùåñòâåííî â îêîëîïóïî÷íîé îáëàñòè;

3. ñèíäðîìîì ãàñòðîýíòåðèòà — ñî÷åòàíèå 1 + 2;

4. ñèíäðîìîì ýíòåðîêîëèòà — õàðàêòåðèçóåòñÿ ÷àñòûì îáèëüíûì æèäêèì ñòóëîì ñ ïðèìåñüþ ñëèçè, èíîãäà êðîâè, áîëÿìè â æèâîòå, áîëåçíåííîñòüþ ïðè ïàëüïàöèè è óð÷àíèåì ïî õîäó òîëñòîé êèøêè;

5. ñèíäðîìîì ãàñòðîýíòåðîêîëèòà — ñî÷åòàíèå 1 + 4;

6. ñèíäðîìîì äèñòàëüíîãî êîëèòà — âòÿíóòûé «ëàäüåâèäíûé» æèâîò, ñõâàòêîîáðàçíûå áîëè â æèâîòå ñ ïðåèìóùåñòâåííîé ëîêàëèçàöèåé â ëåâîé ïîäâçäîøíîé îáëàñòè, ñïàçìèðîâàííàÿ, áîëåçíåííàÿ, óð÷àùàÿ ñèãìîâèäíàÿ êèøêà, òåíåçìû. Ñòóë ÷àñòûé, ñêóäíûé, ñî ñëèçüþ, êðîâüþ — òèïà «ðåêòàëüíîãî ïëåâêà».

Øèãåëëåç = îñòðàÿ äèçåíòåðèÿ

Øèãåëëëåçû — èíôåêöèîííûå çàáîëåâàíèÿ ÷åëîâåêà, âûçûâàåìåå áàêòåðèÿìè ðîäà øèãåëë, ñ ôåêàëüíî-îðàëüíûì ìåõàíèçìîì ïåðåäà÷è, õàðàêòåðèçóþùèåñÿ ðàçâèòèåì îñòðîãî èíôåêöèîííîãî òîêñèêîçà è ïðåèìóùåñòâåííûì ïîðàæåíèåì ñëèçèñòîé îáîëî÷êè äèñòàëüíîãî îòäåëà òîëñòîé êèøêè.

 îáùåé ñòðóêòóðå çàáîëåâàåìîñòè äèçåíòåðèåé óäåëüíûé âåñ ñëó÷àåâ øèãåëëåçà ó äåòåé ñîñòàâëÿåò 60 — 70%. Íàèáîëåå âîñïðèèì÷èâû äåòè îò 2 äî 7 ëåò.

Ýòèîëîãèÿ. Âîçáóäèòåëè øèãåëëåçîâ îòíîñÿòñÿ ê ñåìåéñòâó ýíòåðîáàêòåðèé, ðîäó øèãåëë. Ýòî íåïîäâèæíûå ãðàìîòðèöàòåëüíûå ïàëî÷êè äëèíîé 2 — 4 ìêì. Íàèáîëüøåå ðàñïðîñòðàíåíèå è ýïèäåìè÷åñêóþ çíà÷èìîñòü èìåþò 2 âèäà øèãåëë — Çîííå è Ôëåêñíåðà.

Âûæèâàåìîñòü âîçáóäèòåëåé âíå ÷åëîâå÷åñêîãî îðãàíèçìà íåâåëèêà: ïîä âîçäåéñòâèåì ïðÿìûõ ñîëíå÷íûõ ëó÷åé øèãåëëû ïîãèáàþò â òå÷åíèå 30 ìèí., ïðè íàãðåâàíèè äî 60 0 Ñ — ÷åðåç 10-20 ìèíóò, äåçèíôèöèðóþùèå ðàñòâîðû óáèâàþò âîçáóäèòåëåé äèçåíòåðèè çà 1 ìèí. Ìèêðîáû ïåðåíîñÿò çàìîðàæèâàíèå è â ïî÷âå ìîãóò ñîõðàíÿòüñÿ â òå÷åíèå íåñêîëüêèõ ìåñÿöåâ, â âîäå âûæèâàþò äî 2-õ ìåñÿöåâ.

Ýïèäåìèîëîãèÿ.

Èñòî÷íèê èíôåêöèè: áîëüíûå äèçåíòåðèåé è áàêòåðèîíîñèòåëè.

Ìåõàíèçì çàðàæåíèÿ ôåêàëüíî-îðàëüíûé — âîçáóäèòåëè èíôåêöèè ïîïàäàþò âî âíåøíþþ ñðåäó ñ èñïðàæíåíèÿìè áîëüíûõ. Çàðàæåíèå ïðîèñõîäèò âñëåäñòâèå ïðîíèêíîâåíèÿ äèçåíòåðèéíûõ áàêòåðèé ÷åðåç ðîò â ÆÊÒ.

Ïóòè ïåðåäà÷è èíôåêöèè: êîíòàêòíî-áûòîâîé, ïèùåâîé, âîäíûé.

Ñåçîííîñòü. Çàáîëåâàåìîñòü øèãåëëåçîì ðåãèñòðèðóåòñÿ â òå÷åíèå âñåãî ãîäà, îäíàêî ïèê çàáîëåâàåìîñòè ïðèõîäèòñÿ íà ëåòíå-îñåííèé ïåðèîä.

Èììóíèòåò — íåñòîåê è ìîíîñïåöèôè÷åí — àíòèòåëà âûðàáàòûâàþòñÿ òîëüêî ê òîìó ñåðîòèïó, êîòîðûé âûçâàë çàáîëåâàíèå, ÷òî îáóñëàâëèâàåò ïîâòîðíûå çàáîëåâàíèÿ.

Êëèíèêà.

Òèïè÷íàÿ ôîðìà

Èíêóáàöèîííûé ïåðèîä îò íåñêîëüêèõ ÷àñîâ äî 7 äíåé.

Íà÷àëüíûé ïåðèîä. Íà÷àëî îñòðîå, ñ ìàêñèìàëüíûì íàðàñòàíèåì âñåõ ñèìïòîìîâ â òå÷åíèå 1-2 ñóòîê.

Ïåðèîä ðàçãàðà. Âåäóùèìè ÿâëÿþòñÿ ñèíäðîì èíòîêñèêàöèè è êîëèòè÷åñêèé ñèíäðîì. Ó çàáîëåâøèõ îòìå÷àåòñÿ ïîâûøåíèå Ò òåëà â òå÷åíèå 2-3-õ ñóòîê, ðâîòà, ãîëîâíàÿ áîëü. Áîëè â æèâîòå ëîêàëèçóþòñÿ ïðåèìóùåñòâåííî â ëåâîé ïîäâçäîøíîé îáëàñòè, ñíà÷àëà íîñÿò ïîñòîÿííûé õàðàêòåð, çàòåì ñòàíîâÿòñÿ ñõâàòêîîáðàçíûìè, óñèëèâàþòñÿ ïåðåä äåôåêàöèåé. Ñòóë ó÷àùàåòñÿ, ñòàíîâèòñÿ æèäêèì, ñ ïðèìåñüþ ñëèçè, çåëåíè, ïðîæèëîê êðîâè, èìååò êàëîâûé õàðàêòåð.  äàëüíåéøåì, 2-ûå — 3-è ñóòêè áîëåçíè, êîëè÷åñòâî êàëîâûõ ìàññ ðåçêî óìåíüøàåòñÿ, óâåëè÷èâàåòñÿ ñîäåðæàíèå êðîâè, íåðåäêî èñïðàæíåíèÿ òåðÿþò êàëîâûé õàðàêòåð, ñòàíîâÿòñÿ ñëèçèñòî-êðîâÿíèñòûìè â âèäå «ðåêòàëüíîãî ïëåâêà». Ñïàñòè÷åñêîå ñîêðàùåíèå ìûøö íèæíåãî îòäåëà òîëñòîé êèøêè ïðèâîäèò ê ïîÿâëåíèþ ëîæíûõ ïîçûâîâ íà äåôåêàöèþ (òåíåçìû) èëè èõ ýêâèâàëåíòîâ ó äåòåé ðàííåãî âîçðàñòà — ïëà÷ è ïîêðàñíåíèå ëèöà ïðè äåôåêàöèè. Äåôåêàöèÿ, êàê ïðàâèëî, íå ïðèíîñèò îáëåã÷åíèÿ. Òåíåçìû è íàòóæèâàíèÿ ïðè àêòå äåôåêàöèè ìîãóò ïðèâåñòè ê âûïàäåíèþ ñëèçèñòîé îáîëî÷êè ïðÿìîé êèøêè.

Ïðè îñìîòðå: êîæà áëåäíàÿ, ñóõàÿ. ßçûê óòîëùåí. Æèâîò âòÿíóò, îòìå÷àåòñÿ áîëåçíåííîñòü, óð÷àíèå ïî õîäó òîëñòîé êèøêè, âûÿâëÿåòñÿ óïëîòíåííàÿ, ðåçêî áîëåçíåííàÿ ñèãìîâèäíàÿ êèøêà. Âûðàæåíà èíòîêñèêàöèÿ, ïðè÷åì ïðè øèãåëëåçå îòìå÷àåòñÿ ïàðàëëåëèçì ìåæäó ñòåïåíüþ èíòîêñèêàöèè è âûðàæåííîñòüþ êîëèòè÷åñêîãî ñèíäðîìà.

Äëèòåëüíîñòü îñòðîãî ïåðèîäà — 5-14 ñóòîê.

 ïåðèîäå ðåêîíâàëåñöåíöèè ñîñòîÿíèå áîëüíûõ óëó÷øàåòñÿ, ïîÿâëÿåòñÿ àïïåòèò, ñíèæàåòñÿ Ò òåëà, ñòóë ñòàíîâèòñÿ ðåæå.  äàëüíåéøåì ïðîèñõîäèò ïîëíîå âîññòàíîâëåíèå íàðóøåííûõ ôóíêöèé îðãàíîâ è ñèñòåì.

Ïî òÿæåñòè âûäåëÿþò:

1. Ëåãêàÿ ôîðìà — õàðàêòåðèçóåòñÿ ïîâûøåíèåì Ò òåëà äî 38,5 0 Ñ â òå÷åíèå 1-2-õ ñóòîê, îäíîêðàòíîé ðâîòîé, ñíèæåíèåì àïïåòèòà, íåçíà÷èòåëüíîé âÿëîñòüþ, ñõâàòêîîáðàçíûìè áîëÿìè â æèâîòå, ó÷àùåííûì (5 — 8 ðàç â ñóòêè) æèäêèì êàëîâûì ñòóëîì ñ ïðèìåñüþ íåáîëüøîãî êîëè÷åñòâà ñëèçè è çåëåíè. Êëèíè÷åñêîå âûçäîðîâëåíèå íàñòóïàåò ê 5 — 7-ûì ñóòêàì.

2. Ïðè ñðåäíåòÿæåëîé ôîðìå áîëåçíè Ò òåëà ïîâûøàåòñÿ äî 38,6 — 39,5 0 Ñ, íàðàñòàþò ñèìïòîìû èíòîêñèêàöèè, ïîÿâëÿþòñÿ ñèìïòîìû äèñòàëüíîãî êîëèòà. Äëèòåëüíîñòü ëèõîðàäêè 2-3 ñóòîê. Ðâîòà ïîâòîðíàÿ, ñõâàòêîîáðàçíûå áîëè â æèâîòå, òåíåçìû. Ñòóë ó÷àùàåòñÿ äî 10 — 15 ðàç â ñóòêè.  íà÷àëå áîëåçíè îí êàëîâûé, çàòåì íåáîëüøèìè ïîðöèÿìè ñ áîëüøèì êîëè÷åñòâîì ñëèçè, çåëåíè, ñ ïðîæèëêàìè êðîâè. Ñèìïòîìû ýêñèêîçà I — II ñòåïåíè. Áîëåçíåííîñòü ïðè ïàëüïàöèè â ëåâîé ïîäâçäîøíîé îáëàñòè, óð÷àíèå ñèãìîâèäíîé êèøêè, çèÿíèå àíóñà. Âûçäîðîâëåíèå íàñòóïàåò ê êîíöó 2-îé íåäåëè.

3. Òÿæåëàÿ ôîðìà ñ ïðåîáëàäàíèåì ñèìïòîìîâ òîêñèêîçà — õàðàêòåðèçóåòñÿ ðàçâèòèåì íåéðîòîêñèêîçà. Íà÷àëî îñòðîå, Ò òåëà áîëåå 39,5 0 Ñ, îçíîá, ñóäîðîãè, íàðóøåíèå ñîçíàíèÿ, ïðèçíàêè ñåðäå÷íî-ñîñóäèñòîé íåäîñòàòî÷íîñòè. Ðâîòà ìíîãîêðàòíàÿ. Ðàññòðîéñòâà ñòóëà ïîÿâëÿþòñÿ ê êîíöó ïåðâûõ ñóòîê èëè äàæå íà 2-îé äåíü áîëåçíè.

4. Òÿæåëàÿ ôîðìà ñ ïðåîáëàäàíèåì ìåñòíûõ ÿâëåíèé íà÷èíàåòñÿ àíàëîãè÷íî, íî âåäóùèì â êëèíè÷åñêîé êàðòèíå ÿâëÿåòñÿ ñèíäðîì äèñòàëüíîãî êîëèòà. Äåòè æàëóþòñÿ íà ñõâàòêîîáðàçíûå áîëè ïî âñåìó æèâîòó, áîëåçíåííûå òåíåçìû. Ñòóë ÷àñòûé, ñíà÷àëà îáèëüíûé, íî áûñòðî òåðÿåò êàëîâûé õàðàêòåð è ñòàíîâèòñÿ ñëèçèñòî-êðîâÿíèñòûì â âèäå «ðåêòàëüíîãî ïëåâêà». ßçûê îáëîæåí áåëûì íàëåòîì, æèâîò âòÿíóò, ïðè ïàëüïàöèè îïðåäåëÿåòñÿ ñïàçìèðîâàííàÿ áîëåçíåííàÿ ñèãìîâèäíàÿ êèøêà. Àíóñ çèÿåò, ìîæåò îòìå÷àòüñÿ âûïàäåíèå ñëèçèñòîé ïðÿìîé êèøêè.

Âûçäîðîâëåíèå ïðè òÿæåëûõ ôîðìàõ íàñòóïàåò ÷åðåç 3 — 4 íåäåëè.

Àòèïè÷íûå ôîðìû.

Ñòåðòàÿ ôîðìà — îòñóòñòâèå ñèìïòîìîâ èíòîêñèêàöèè ïðè ñëàáî âûðàæåííîé äèñôóíêöèè êèøå÷íèêà. Îòìå÷àþòñÿ ñíèæåííûé àïïåòèò, êàøèöåîáðàçíûé ñòóë, îáëîæåííûé ÿçûê, ïðè ïàëüïàöèè îïðåäåëÿåòñÿ ñîêðàùåííàÿ, óìåðåííî áîëåçíåííàÿ ñèãìîâèäíàÿ êèøêà. Äèàãíîç ïîäòâåðæäàåòñÿ òîëüêî ñ ïîìîùüþ ëàáîðàòîðíûõ ìåòîäîâ èññëåäîâàíèÿ.

Áåññèìïòîìíàÿ ôîðìà — âûÿâëÿåòñÿ â î÷àãå èíôåêöèè è õàðàêòåðèçóåòñÿ îòñóòñòâèåì êëèíè÷åñêèõ ñèìïòîìîâ, äèàãíîñòèðóåòñÿ ñ ïîìîùüþ àíàëèçîâ.

Îïîðíî-äèàãíîñòè÷åñêèå ïðèçíàêè øèãåëëåçà

1. õàðàêòåðíûé ýïèäåìèîëîãè÷åñêèé àíàìíåç;

Читайте также:  Энтерол после кишечной инфекции

2. îñòðîå íà÷àëî;

3. ñèíäðîì èíòîêñèêàöèè;

4. ñèíäðîì äèñòàëüíîãî êîëèòà;

5. ïàðàëëåëèçì ìåæäó ñòåïåíüþ èíòîêñèêàöèè è âûðàæåííîñòüþ êîëèòè÷åñêîãî ñèíäðîìà;

6. ëàáîðàòîðíàÿ äèàãíîñòèêà:

— áàêòåðèîëîãè÷åñêèé ìåòîä — âûäåëåíèå øèãåëë èç èñïðàæíåíèé;

— ñåðîëîãè÷åñêèé ìåòîä — îïðåäåëåíèå â êðîâè ñïåöèôè÷åñêèõ ïðîòèâîøèãåëëåçíûõ àíòèòåë. Äèàãíîñòè÷åñêèì ÿâëÿåòñÿ íàðàñòàíèå òèòðîâ àíòèòåë â 4 ðàçà è áîëåå â ñûâîðîòêàõ êðîâè, âçÿòûõ ñ èíòåðâàëîì 7-10 äíåé.

Ýøåðèõèîçû

Ýøåðèõèîçû — èíôåêöèîííûå çàáîëåâàíèÿ, âûçûâàåìûå äèàðååãåííûìè êèøå÷íûìè ïàëî÷êàìè, õàðàêòåðèçóþùèåñÿ ïðåèìóùåñòâåííûì ïîðàæåíèåì ÆÊÒ ïî òèïó ýíòåðèòà èëè ýíòåðîêîëèòà ñ ðàçâèòèåì èíòîêñèêàöèè è äèàðåéíîãî ñèíäðîìà.

Ýòèîëîãèÿ. Âîçáóäèòåëè ýøåðèõèîçîâ ïðèíàäëåæàò ê ñåìåéñòâó ýíòåðîáàêòåðèé, ðîäó Åscherichia, âèäó Åscherichia coli. Âèä Å. coli âêëþ÷àåò óñëîâíî-ïàòîãåííûå êèøå÷íûå ïàëî÷êè, ÿâëÿþùèåñÿ ïîñòîÿííûìè îáèòàòåëÿìè êèøå÷íèêà ÷åëîâåêà è ïàòîãåííûå ýøåðèõèè, ñïîñîáíûå âûçûâàòü çàáîëåâàíèÿ. Î ðåêîìåíäàöèè ÂÎÇ, ïàòîãåííûå ýøåðèõèè ïîëó÷èëè íàçûâàíèå «äèàðååãåííûå Å. coli». Îíè ïðåäñòàâëÿþò ñîáîé ãðàìîòðèöàòåëüíûå ïîäâèæíûå ïàëî÷êè, íå îáðàçóþùèå ñïîð.

Ýøåðèõèè îáëàäàþò çíà÷èòåëüíîé óñòîé÷èâîñòüþ âî âíåøíåé ñðåäå. Ââîäå, ïî÷âå îíè îñòàþòñÿ æèçíåñïîñîáíûìè â òå÷åíèå íåñêîëüêèõ ìåñÿöåâ, äëèòåëüíîå âðåìÿ ñîõðàíÿþòñÿ íà ïåëåíêàõ, èãðóøêàõ. Ïðè êèïÿ÷åíèè ïîãèáàþò ìãíîâåííî, ïîä äåéñòâèåì äåçèíôåêòàíòîâ — â òå÷åíèå íåñêîëüêèõ ìèíóò.

Ãðóïïû ýøåðèõèé ðàçëè÷àþòñÿ ìåæäó ñîáîé ïî áèîëîãè÷åñêèì ñâîéñòâàì.  íàñòîÿùåå âðåìÿ âñå äèàðååãåííûå ýøåðèõèè ðàçäåëåíû íà 5 ãðóïï (êàòåãîðèé). Íàèáîëüøåå çíà÷åíèå èìåþò ýíòåðîïàòîãåííûå ýøåðèõèè (ÝÏÝ), âêëþ÷àþùèå â ñâîþ î÷åðåäü 30 ñåðîëîãè÷åñêèõ ãðóïï.

Ýïèäåìèîëîãèÿ.

Èñòî÷íèê èíôåêöèè — áîëüíûå, ïðåèìóùåñòâåííî äåòè, îñîáåííî â îñòðîì ïåðèîäå çàáîëåâàíèÿ, êîãäà ñ èñïðàæíåíèÿìè è ðâîòíûìè ìàññàìè âûäåëÿåòñÿ áîëüøîå êîëè÷åñòâî áàêòåðèé.

Ìåõàíèçì ïåðåäà÷è — ôåêàëüíî-îðàëüíûé. Âåäóùèé ïóòü ïåðåäà÷è èíôåêöèè — êîíòàêòíî-áûòîâîé, ðåæå — ïèùåâîé è âîäíûé.

Âîñïðèèì÷èâîñòü. Áîëåþò ýíòåðîïàòîãåííûì ýøåðèõèîçîì ïðåèìóùåñòâåííî äåòè â âîçðàñòå îò 3-õ ìåñ. äî 1 ãîäà, íàõîäÿùèåñÿ íà èñêóññòâåííîì âñêàðìëèâàíèè, ñ îòÿãîùåííûì ïðåìîðáèäíûì ôîíîì. Íàèáîëåå âîñïðèèì÷èâû ê ÝÏÝ íîâîðîæäåííûå è îñëàáëåííûå äåòè.

Çàáîëåâàíèå ÿâëÿåòñÿ ÷ðåçâû÷àéíî êîíòàãèîçíûì.

Ñåçîííîñòü âûðàæåíà íå÷åòêî, îäíàêî îòìå÷àåòñÿ óâåëè÷åíèå ÷èñëà ñëó÷àåâ â çèìíå-âåñåííèé ïåðèîä.

Êëèíèêà.

Èíêóáàöèîííûé ïåðèîä â ñðåäíåì ñîñòàâëÿåò 4 — 8 ñóòîê

Çàáîëåâàíèå íà÷èíàåòñÿ ïîñòåïåííî èëè îñòðî ñ äèñôóíêöèè êèøå÷íèêà ïî òèïó ýíòåðèòà èëè ãàñòðîýíòåðèòà, ïîâûøåíèÿ Ò òåëà, íàðóøåíèÿ îáùåãî ñîñòîÿíèÿ.  ïîñëåäóþùåì ðåáåíîê ñòàíîâèòñÿ áåñïîêîéíûì, ñíèæàåòñÿ àïïåòèò, ïîÿâëÿþòñÿ ñðûãèâàíèÿ, ðâîòà (óïîðíàÿ, íî íå ÷àñòàÿ — 2-3 ðàçà â ñóòêè).

Ñòóë ñòàíîâèòñÿ êàøèöåîáðàçíûì, âîäÿíèñòûì, æåëòî-îðàíæåâîãî öâåòà, ñ ïðèìåñüþ ñëèçè, äî 10 ðàç â ñóòêè. Æèâîò âçäóò.

Ê 4-ûì — 5-ûì ñóòêàì áîëåçíè ñîñòîÿíèå ðåáåíêà óõóäøàåòñÿ: íàðàñòàþò âÿëîñòü, àäèíàìèÿ, îòìå÷àåòñÿ ïîâòîðíàÿ ðâîòà, ó÷àùåíèå ñòóëà, ñíèæåíèå ìàññû òåëà. Êëèíè÷åñêèå ïðèçíàêè òîêñèêîçà ñ ýêñèêîçîì äîñòèãàþò ìàêñèìàëüíîé âûðàæåííîñòè ê 5-ûì — 7-ûì ñóòêàì.

Ïî òÿæåñòè ðàçëè÷àþò:

Ëåãêóþ ôîðìó — Ò òåëà íîðìàëüíàÿ èëè ñóáôåáðèëüíàÿ, ñàìî÷óâñòâèå ðåáåíêà íå íàðóøåíî, àïïåòèò ñîõðàíåí, ìàññà òåëà íå ñíèæàåòñÿ. Ñòóë äà 4 — 6 ðàç â ñóòêè, äèñôóíêöèÿ êèøå÷íèêà ïðîäîëæàåòñÿ 7 — 10 ñóòîê.

Ñðåäíåòÿæåëóþ ôîðìó, êîòîðàÿ õàðàêòåðèçóåòñÿ ïîâûøåíèåì Ò òåëà äî 38,6 — 39,5 0 Ñ, âûðàæåííûìè ñèìïòîìàìè èíòîêñèêàöèè (áåñïîêîéñòâî èëè âÿëîñòü ðåáåíêà, ñíèæåíèå àïïåòèòà, áëåäíîñòü êîæè), óïîðíîé, íî íå÷àñòîé ðâîòîé (1 — 2 ðàçà â ñóòêè), æèäêèì ñòóëîì äî 8 — 10 ðàç â ñóòêè, ïðèçíàêàìè ýêñèêîçà I — II ñòåïåíè. Êèøå÷íàÿ äèñôóíêöèÿ ïðîäîëæàåòñÿ 2 — 3 íåäåëè, äëèòåëüíî ñîõðàíÿþòñÿ âÿëîñòü è ñíèæåíèå àïïåòèòà, íåðåäêî âîçíèêàþò îñëîæíåíèÿ (îòèò, ïíåâìîíèÿ è äð.)

Òÿæåëóþ ôîðìó — îíà ñîïðîâîæäàåòñÿ ðåçêî âûðàæåííûìè ñèìïòîìàìè èíòîêñèêàöèè, ýêñèêîçà II — III ñòåïåíè, æåëóäî÷íî-êèøå÷íûìè íàðóøåíèÿìè. Îòìå÷àåòñÿ ãèïåðòåðìèÿ, ìíîãîêðàòíàÿ ðâîòà, ó÷àùåíèå ñòóëà äî 15 — 20 ðàç â ñóòêè.

Îïîðíî-äèàãíîñòè÷åñêèå ïðèçíàêè ýøåðèõèîçà, âûçâàííîãî ÝÏÝ

1. õàðàêòåðíûé ýïèäàíàìíåç;

2. áîëåþò ïðåèìóùåñòâåííî äåòè 1-îãî ãîäà æèçíè;

3. äèñôóíêöèÿ êèøå÷íèêà ïî òèïó ýíòåðèòà, ãàñòðîýíòåðèòà;

4. íàëè÷èå íå÷àñòîé, íî óïîðíîé ðâîòû;

5. âîäÿíèñòûé áðûçæóùèé ñòóë æåëòî-îðàíæåâîãî öâåòà, èíîãäà ñ íåáîëüøèì êîëè÷åñòâîì ïðîçðà÷íîé ñëèçè;

6. íàðàñòàþùèé òîêñèêîç ñ ýêñèêîçîì, òðóäíî ïîääàþùèéñÿ òåðàïèè;

7. ëàáîðàòîðíàÿ äèàãíîñòèêà:

— áàêòåðèîëîãè÷åñêèé ìåòîä — âûäåëåíèå øèãåëë èç èñïðàæíåíèé, ðâîòíûõ ìàññ;

— ñåðîëîãè÷åñêèé ìåòîä — îïðåäåëåíèå â êðîâè ñïåöèôè÷åñêèõ ïðîòèâîøèãåëëåçíûõ àíòèòåë.

Ðîòîâèðóñíàÿ èíôåêöèÿ

îñòðûé êèøå÷íûé èíôåêöèÿ äåòè

Ðîòîâèðóñíàÿ èíôåêöèÿ — îñòðîå èíôåêöèîííîå çàáîëåâàíèå, âûçûâàåìîå ðîòîâèðóñàìè è õàðàêòåðèçóþùååñÿ ïîðàæåíèåì ÆÊÒ ïî òèïó ãàñòðîýíòåðèòà.

Ýòèîëîãèÿ. Âîçáóäèòåëü — ðîòîâîðóñû. Ïî àíòèãåííûì ñâîéñòâàì âûäåëÿþò 9 ñåðîëîãè÷åñêèõ òèïîâ. Ó ÷åëîâåêà âñòðå÷àþòñÿ ñ 1-îãî ïî 4-ûé, 8-îé è 9-ûé òèïû (òèïû ñ 5-îãî ïî 7-îé âûäåëÿþò îò æèâîòíûõ è ïòèö).

Âèðóñû óñòîé÷èâû ê ôàêòîðàì âíåøíåé ñðåäû: äëèòåëüíî ñîõðàíÿþòñÿ â ôåêàëèÿõ, âûñîêî óñòîé÷èâû ê äåçèíôèöèðóþùèì ðàñòâîðàì, íî ïîãèáàþò ïðè êèïÿ÷åíèè.

Ýïèäåìèîëîãèÿ.

Èñòî÷íèê èíôåêöèè — òîëüêî ÷åëîâåê — áîëüíîé èëè âèðóñîíîñèòåëü. Âîçáóäèòåëü îáíàðóæèâàþò â ôåêàëèÿõ ñ ïåðâûõ äíåé ðàçâèòèÿ êëèíè÷åñêèõ ñèìïòîìîâ è äî 7-ûõ — 9-ûõ ñóòîê.

Ìåõàíèçì ïåðåäà÷è — ôåêàëüíî-îðàëüíûé.

Ïóòè ïåðåäà÷è: ïèùåâîé (ìîëîêî, ìîëî÷íûå ïðîäóêòû), âîäíûé, êîíòàêòíî-áûòîâîé.

Ñåçîííîñòü. Ñïîðàäè÷åñêèå ñëó÷àè ðåãèñòðèðóþòñÿ â òå÷åíèå âñåãî ãîäà, íî íàèáîëüøàÿ çàáîëåâàåìîñòü îòìå÷àåòñÿ â çèìíåå âðåìÿ.

Âîçðàñòíàÿ ñòðóêòóðà: Ðîòîâèðóñíàÿ èíôåêöèÿ âûÿâëÿåòñÿ âî âñåõ âîçðàñòíûõ ãðóïïàõ, îäíàêî çíà÷èòåëüíî ÷àùå áîëåþò äåòè â âîçðàñòå îò 7 ìåñ. Äî 2-õ ëåò.

Ïîñëå ïåðåíåñåííîãî çàáîëåâàíèÿ â áîëüøèíñòâå ñëó÷àåâ ôîðìèðóåòñÿ íåïðîäîëæèòåëüíûé èììóíèòåò.

Êëèíè÷åñêàÿ êàðòèíà.

Èíêóáàöèîííûé ïåðèîä ñîñòàâëÿåò îò 15 ÷àñ. Äî 7 ñóòîê, ÷àùå 1 — 2 ñóòîê.

Íà÷àëî çàáîëåâàíèÿ îáû÷íî îñòðîå, îäíàêî òÿæåñòü êèøå÷íîãî ñèíäðîìà è ñèìïòîìû èíòîêñèêàöèè íàðàñòàþò ïîñòåïåííî è äîñòèãàþò ìàêñèìàëüíîé âûðàæåííîñòè â òå÷åíèå 12 — 24 ÷àñîâ. Îòìå÷àåòñÿ ïîâûøåíèå Ò òåëà îò ñóáôåáðèëüíîé äî ôåáðèëüíîé äëèòåëüíîñòüþ 2 — 4 ñóòîê.

Ñèìïòîìû èíòîêñèêàöèè ïðîÿâëÿþòñÿ âÿëîñòüþ, ñëàáîñòüþ, ñíèæåíèåì àïïåòèòà, èíîãäà àíîðåêñèåé.

Ïîðàæåíèå ÆÊÒ ïðîòåêàåò ïî òèïó ãàñòðîýíòåðèòà. Âåäóùèì ñèìïòîìîì ÿâëÿåòñÿ ðâîòà, ïðåäøåñòâóþùàÿ êèøå÷íîé äèñôóíêöèè èëè ïîÿâëÿþùàÿñÿ îäíîâðåìåííî. Îíà ìîæåò áûòü ïîâòîðíîé (2 — 6 ðàç) èëè ìíîãîêðàòíîé (10 — 12 ðàç), äëèòüñÿ 1 — 3 äíÿ. Ñòóë âîäÿíèñòûé èëè æèäêèé, îáèëüíûé, èíîãäà ñ ïðèìåñüþ ñëèçè, ó÷àùåííûé (äî 20 ðàç â ñóòêè). Ïðîäîëæèòåëüíîñòü äèàðåè — 3-6 ñóòîê. Ðàçâèâàåòñÿ ýêñèêîç, êîòîðûé è îáóñëàâëèâàåò òÿæåñòü ñîñòîÿíèÿ.

Ñ íà÷àëà çàáîëåâàíèÿ âîçìîæíû áîëè â æèâîòå. ×àùå îíè óìåðåííûå, ïîñòîÿííûå, ëîêàëèçóþòñÿ â âåðõíåé ïîëîâèíå æèâîòà. Ìîæåò áûòü ìåòåîðèçì, óð÷àíèå ïî õîäó êèøå÷íèêà.

Îïîðíî-äèàãíîñòè÷åñêèå ïðèçíàêè ðîòîâèðóñíîé èíôåêöèè

1. õàðàêòåðíûé ýïèäåìèîëîãè÷åñêèé àíàìíåç — ãðóïïîâîé õàðàêòåð çàáîëåâàíèÿ â çèìíåå âðåìÿ ãîäà;

2. îñòðîå íà÷àëî çàáîëåâàíèÿ;

3. ïîâûøåíèå Ò òåëà;

4. âåäóùèé ñèìïòîì — ðâîòà;

5. âîäÿíèñòàÿ äèàðåÿ;

6. óìåðåííî âûðàæåííûå áîëè â æèâîòå;

7. ìåòåîðèçì;

8. ñèíäðîì èíôåêöèîííîãî òîêñèêîçà ñ ýêñèêîçîì;

9. ëàáîðàòîðíàÿ äèàãíîñòèêà — îáíàðóæåíèå ðîòîâèðóñîâ â ôåêàëèÿõ è ñïåöèôè÷åñêèõ àíòèòåë â ñûâîðîòêå êðîâè.

Ðåêîìåíäóåìàÿ ëèòåðàòóðà

1. Çàïðóäíîâ À.Ì., Ãðèãîðüåâ À.Ê. Ïåäèàòðèÿ ñ äåòñêèìè èíôåêöèÿìè: ó÷åáíèê. — Ì.: — ÃÝÎÒÀÐ-Ìåäèà, 2012.

2. Èíôåêöèîííûå áîëåçíè ó äåòåé — ó÷åáíèê äëÿ ìåäèöèíñêèõ ÂÓÇîâ ïîä ðåä Â.Í. Òèì÷åíêî, ÑÏá: ÑïåöËèò, 2008

Ðàçìåùåíî íà Allbest.ru

Источник