Сестринский процесс при циррозе печени диплом
СОДЕРЖАНИЕ
Введение……………………………………………………….. 2-4
глава 1. Теоретическая часть………………………… 5-18
1.1. Характеристика цирроза печени………………………… 5-14
1.2. Сестринский процесс при циррозе печени…………………. 14-18
ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ…………………………. 19-30
2.1. Курация больных……………………………………………. 19-24
1.3. Манипуляции, выполняемые медсестрой по уходу………. 25-30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………. 31-32
Список литературы………………………………………. 33
приложение
Введение
Актуальность. В наше время цирроз печени — является актуальной медицинской и социально-экономической проблемой. По данным ВОЗ в экономически развитых странах цирроз печени входит в число шести основных причин смерти в возрасте 35-60 лет. Среди причин смерти в США он занимает 4 место , в Германии-10 место, а в нашей стране насчитывается более 10 миллионов больных. С каждом годом число заболеваемости цирроза печени возрастает, что приводит к инвализации населения, особенно лиц трудоспособного возраста. Развитию цирроза печени способствуют: неправильное питание, злоупотребление алкоголем, лекарственными препаратами, вирусные заболевания печени- гепатиты В, С и Д. [1]
Статистические данные заболевания печени по России за последние 5 лет
Смертность мужчин и женщин от цирроза печени за период с 2011-2013 года.
Предмет изучения: Сестринский процесс при циррозе печени.
Объект исследования: Сестринский процесс.
Целью исследования значение сестринского процесса при циррозе печени.
Задачи — рассмотреть и проанализировать:
этиологию и предрасполагающие факторы цирроза печени;
клиническую картину и особенность диагностики цирроза печени;
принципы оказания первой медицинской помощи при циррозе печени;
методы обследования и подготовку к ним;
принципы лечения и профилактики цирроза печени;
манипуляции, выполняемые медицинской сестрой;
особенности сестринского процесса при циррозе печени
Для достижения данной цели исследования необходимо проанализировать:
два случая, описывающие тактику медицинской сестры при осуществлении сестринского процесса у пациента с данной патологией;
основные результаты обследования и лечения пациентов с циррозом печени, необходимые для заполнения листа сестринских вмешательств.
В соответствии с намеченной целью и задачами использовались следующие методы исследования:
научно-теоретический анализ медицинской литературы по циррозу печени;
биографический (анализ анамнестических сведений, изучение медицинской документации);
эмпирический — наблюдение, дополнительный метод исследования;
организационный (сравнительный, комплексный метод);
субъективный метод клинического обследования пациента ( сбор анамнеза);
объективные методы обследования пациента (физикальные, инструментальные, лабораторные);
психодиагностический (беседа)
глава 1. Теоретическая часть
1.2. Характеристика цирроза печени
Цирроз печени — хроническое диффузное заболевание печени, характеризующееся дистрофией и некрозом печеночной ткани (паренхимы), разрастанием соединительной ткани и перестройкой долькового строения органа. [1,2]
Этиология
Причины цирроза печени:
. Вирусный гепатит.
. Аутоиммунный гепатит.
. Хроническое злоупотребление алкоголем.
. Генетически обусловленные нарушения обмена веществ.
. Токсические вещества.
. Обструкция внепеченочных и внутрипеченочных желчных путей.
. Длительный венозный застой в печени
Классификация
§ вирусный
§ алкогольный
§ лекарственный
§ вторичный билиарный
§ алиментарный
§ застойный, кардиальный
§ криптогенный
§ врождённый и др.
Клиника
Цирроз печени характеризуется множеством специфических симптомов:
? боли в правом подреберье ? желтуха ? увеличение печени ? носовые кровотечения ? асцит ? повышение температуры ? кожный зуд ? кровавая рвота жалобы, с которыми чаще всего обращаются на приём больные, как правило, это признаки развёрнутой стадии
1. Начальная стадия — протекает бессимптомно
2. Стадия развёрнутая
? гепатолиенальный синдром — увеличение печени и селезёнки
? боли, тяжесть в животе, в области правого подреберья
? увеличение селезёнки — вследствие венозного застоя, консистенция плотная, болезненность при обострении
? сосудистые звёздочки, печёночные ладони, геникомастия
? желтуха
Гипертермический синдром — увеличение температуры чаще субфебрильная, но может быть и лихорадка от нескольких дней до недель. Увеличение температуры связано с некрозом гепатоцитов и прохождением через печень кишечных бактериальных пирогенов, которые она не может обезвредить. Лихорадка не поддаётся лечению антибиотиками и проходит при улучшении функции печени. [3] Одной из причин лихорадки может быть инфекция.
Нарушение кроветворения
— анемия, может быть связана с желудочно-кишечным кровотечением, нарушением обмена витамина В12 и фолиевой кислоты, поражением селезёнки.
— в костном мозге наблюдается торможение образования лейкоцитов и тромбоцитов[4]
Поражение кишечника — проявляется развитием
1) Гастроэзофагеальный рефлюкс — развивается в асцитической стадии вследствие увеличения внутрибрюшного давления и исчезает после парацентеза. [1,3] Проявляется:
? отрыжка воздухом
? срыгивание желудочного содержимого
? изжога.
2) Хронический гастрит — развивается вследствие воздействия токсичных продуктов и синдрома портальной гипертензии. Проявляется:
? тупые боли в области эпигастрия, усиливающиеся после приёма пищи
? разнообразие диспепсических расстройств (анорексия, тошнота)
? ФГДС — гипертрофия и поверхностный гастрит, кровоточащие эрозии.
3) Язвы желудочно-кишечного тракта характеризуются
— нормальной или сниженной кислотообразующей функцией желудка, язвенная болезнь протекает атипично без болевого синдрома и кровотечения является первым признаком язвы. [3]
Поражение сердечно-сосудистой системы
? нарушение сократительной функции миокарда
? гемодинамические нарушения без сердечной недостаточности
Поражение ЦНС
При циррозе печени в крови повышается около 20 различных веществ (аммиак), вызывающие патологию мозга, развивается печёночнаяэнцефалопатия: [5]
? Изменение настроения
? Нарушение ассоциативной пробы
? Расстройство вкусовых ощущений
? Снижение интеллекта до явного психоза
? Помрачение сознания
? Сонливость
? Кома и необратимые повреждения нервной системы
? Нарушение письменной речи (частично или полностью)
? Миелопатия
Портальная гипертензия.
В норме давление в воротной вене 10-15 см вод. ст., при ЦП оно больше 30 см вод. ст. [4,5]
Основная причина портальной гипертензии — повышение сопротивления оттоку крови из воротной вены, что проявляется кровотечением из варикозно расширенных вен пищевода и желудка, а также
? спленомегалия
? асцит
? хроническая печёночная недостаточность
? голова медузы — на передней брюшной стенке появляются извитые расширенные подкожные вены, которые идут от пупка к рёберным дугам и мечевидному отростку.
Поражение почек
При циррозе печени развивается функциональная почечная недостаточность, которую называют гепаторенальным синдромом. Течение медленное, специфических признаков нет: жажда, апатия, слабость, увеличение в объёме живота, уменьшение АД.
Среди типичных почечных признаков
? олигурия
? протеинурия
Эндокринные нарушения
? геникомастия
? тестикулярная атрофия
? СД
? нарушение половой функции
? гипогонадизм и феминизация у мужчин
? нарушение функции надпочечников — является одной из причин асцита.
Хроническая билиарная недостаточность
— нарушение желчеобразования и желчевыведения функции печени;
— увеличение в крови желчных кислот, фосфолипидов, холестерина.
Осложнения
• Кровотечение из варикозно-расширенных вен пищевода — в результате сдавления рубцовой тканью сосудов печени, кровоток перераспределяется, что приводит к перегрузке вен пищевода. Они расширяются, становятся извитыми, стенки вен истонч……..
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1.Алексеева О.П., Курышева М.А. Цирроз печени и его осложнения . — М: НГМА , 2008.- 119 с.
2.Виленский Б.С. Дифференциальная диагностика заболеваний печени — М.: Медицина, 2008- 227 с.
3.Внутренние болезни, Ф. И. Комаров, изд. “Медицина”, М. 2009.- 112 с.
4.Корягина Н.Ю., Широкова Н. В. — Организация специализированного сестринского ухода — М.: — ГЭОТАР — Медия, 2009. — 464 с.
5.Маколкин В.И., Овчаренко С.И., Семенков Н.Н — Сестринское дело в терапии — М.: — ООО Медицинское информационное агентство, 2008 . — 544 с.
6. Мухина С.А., Тарновская И.И — Теоретические основы сестринского дела- 2 изд., испр. и доп.- М.: — ГЭОТАР — Медиа, 2010. — 368 с.
7. Мухина С.А., Тарновская И.И — Практическое руководство к предмету «Основы сестринского дела»; 2-е издание исп. доп. М.: — ГЭОТАР — Медиа 2009. — 512 с.
8. Обуховец Т.П., Скляров Т.А., Чернова О.В.- Основы сестринского дела- изд. 13-е доп. перераб. Ростов н/Д Феникс — 2009 — 552с
9. Основы сестринского дела (Алгоритмы манипуляций по сестринскому делу): Учебное пособие/ Под редакцией Н.В. Широковой, И.В. Островской. — 2-е изд., испр. и доп. — М.: АНМИ, 2007. — 411 с.
10. (цирроз печени)
Источник
Автор: lelika • Октябрь 27, 2019 • Дипломная работа • 5,520 Слов (23 Страниц) • 209 Просмотры
Страница 1 из 23
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Департамента здравоохранения города Москвы
ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА
Особенности сестринской деятельности
при циррозе печени в стационарных условиях
Специальность: Сестринское дело
Форма обучения: очно-заочная
Студентка:
Курс IV
Руководитель:
____________ подпись
Москва
2017
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ …………………………………………………. стр. 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ЦИРРОЗА ПЕЧЕНИ
1.1. Определение и общие сведения о заболевании…………. стр. 5
1.2. Этиология, патогенез, классификация, факторы риска. стр. 6
1.3. Основные клинические симптомы ……………………. стр. 8
1.4. Течение и возможные осложнения …………………… … стр.9
1.5. Методы исследований …………………………………. стр.12
1.6. Лечение цирроза печени…………………………………. стр.13
1.7. Профилактика цирроза печени……………………………. стр.17
1.8. Особенности деятельности медицинской сестры ……… стр.18
Выводы…………………………………………………………… стр.19
ГЛАВА 2. ИССЛЕДОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЕДИЦИНСКОЙ СЕСТРЫ ПРИ ЦИРРОЗЕ ПЕЧЕНИ В СТАЦИОНАРНЫХ УСЛОВИЯХ
2.1 Организация и методы исследования………………………………стр.21
2.2 Анализ результатов исследования…… ……………………………стр.22
Выводы…………………………………………………………………. стр.33
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………… стр.34
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………… стр.37
ПРИЛОЖЕНИЯ………………………………………………………… стр.39
ВВЕДЕНИЕ
По данным Всемирной Организации Здравоохранения, цирроз печени является одной из основных причин смерти в возрасте от 35 до 60 лет. Циррозы печени занимают значительное место в структуре заболеваний органов пищеварения и являются актуальной социально-экономической и клинико-эпидемиологической проблемой здравоохранения всех стран мира. Это связано с широкой распространенностью их основных этиологических факторов.
Ежегодно в мире умирает около 300 тыс. человек. В нашей стране неукоснительно растёт число больных этим недугом. Увеличение употребления алкоголя и широкое распространение вирусных гепатитов вносят свой печальный вклад в прогресс заболевания.
Многофакторное прогрессирующее заболевание одного из важнейших органов может привести к инвалидности и к летальному исходу. Пораженная печень не выполняет в полной мере свои функции, отравляющие продукты жизнедеятельности человека попадают в кровь. В результате нарушается деятельность всех систем и органов человека.
Необходимость изучения особенностей течения цирроза печени обусловлена увеличением числа этиологических факторов в прогрессировании заболевания. Необходим дифференцированный подход в проведении профилактических и лечебных мероприятий, с целью уменьшения рисков возможных осложнений.
Актуальность проблемы подтверждена тем, что несмотря на постоянное совершенствование методов терапии, прогноз при циррозах печени остаётся неблагоприятным.
Объект
…
Доступно только на Essays.club
Источник
Îïèñàíèå èññëåäóåìîãî çàáîëåâàíèÿ. Ïðè÷èíû âîçíèêíîâåíèÿ, îñíîâíûå ïðîÿâëåíèÿ öèððîçà ïå÷åíè. Ñåñòðèíñêèé ïðîöåññ è ïðîáëåìû ïàöèåíòîâ. Ñáîð èíôîðìàöèè ïðè ïåðâè÷íîì îáñëåäîâàíèè. Äèàãíîñòèêà çàáîëåâàíèÿ. Ëå÷åíèå, äèåòà, îñëîæíåíèÿ, ïðîãíîç, ïðîôèëàêòèêà.
Ñòóäåíòû, àñïèðàíòû, ìîëîäûå ó÷åíûå, èñïîëüçóþùèå áàçó çíàíèé â ñâîåé ó÷åáå è ðàáîòå, áóäóò âàì î÷åíü áëàãîäàðíû.
Ðàçìåùåíî íà https://www.allbest.ru/
ÌÈÍÈÑÒÅÐÑÒÂÎ ÇÄÐÀÂÎÎÕÐÀÍÅÍÈß ÐÔ
Ôåäåðàëüíîå ìåäèêî-áèîëîãè÷åñêîå àãåíòñòâî (ÔÌÁÀ Ðîññèè)
Ôåäåðàëüíîå ãîñóäàðñòâåííîå áþäæåòíîå îáðàçîâàòåëüíîå ó÷ðåæäåíèå
Äîïîëíèòåëüíîãî ïðîôåññèîíàëüíîãî îáðàçîâàíèÿ «Îáíèíñêèé öåíòð ïîâûøåíèÿ êâàëèôèêàöèè è ïåðåïîäãîòîâêè ñïåöèàëèñòîâ ñî ñðåäíèì ìåäèöèíñêèì è ôàðìàöåâòè÷åñêèì îáðàçîâàíèåì» ÔÃÁÎÓ ÄÏÎ ÔÌÁÀ Ðîññèè
Ðåôåðàò:
Öèêë «Ñåñòðèíñêîå äåëî â õèðóðãèè»
«Ñåñòðèíñêèé ïðîöåññïðè öèððîçàõ ïå÷åíè.Äèàãíîñòèêà, ëå÷åíèå»
Îáíèíñê — 2016
Öèððîç ïå÷åíè — õðîíè÷åñêîå ïðîãðåññèðóþùåå çàáîëåâàíèå, õàðàêòåðèçóþùååñÿ äèñòðîôèåé è íåêðîçîì ïå÷åíî÷íîé òêàíè, ïðèçíàêàìè ïå÷åíî÷íîé íåäîñòàòî÷íîñòè è ïîðòàëüíîé ãèïåðòåíçèè, ñîïðîâîæäàþùååñÿ ðàçðàñòàíèåì ñîåäèíèòåëüíîé òêàíè è ãëóáîêèìè íàðóøåíèÿìè ñòðóêòóðû è ôóíêöèè ïå÷åíè.
Ïðè÷èíû âîçíèêíîâåíèÿ öèððîçà ïå÷åíè
Îñíîâíûìè ôàêòîðàìè ðèñêà ðàçâèòèÿ öèððîçà ïðèíÿòî ñ÷èòàòü:
1. Õðîíè÷åñêèå âèðóñíûå ãåïàòèòû Â, Ñ.
2. Çëîóïîòðåáëåíèå àëêîãîëåì.
3. Ãåïàòîòðîïíûå ëåêàðñòâà.
4. Òîêñè÷åñêîå âîçäåéñòâèå ïðîìûøëåííûõ ÿäîâ, ëåêàðñòâåííûõ ñðåäñòâ (ìåòîòðåêñàò, èçîíèàçèä è äð.), ìèêîòîêñèíîâ è äð.
5. Äëèòåëüíîå ïîðàæåíèå æåë÷íûõ ïóòåé.
6. Âåíîçíûé çàñòîé â ïå÷åíè, ñâÿçàííûé ñ äëèòåëüíîé è òÿæåëîé ñåðäå÷íîé íåäîñòàòî÷íîñòüþ.
7. Íàñëåäñòâåííûå áîëåçíè —ãåìîõðîìàòîç, ãåïàòîöåðåáðàëüíàÿ äèñòðîôèÿ, íåäîñòàòî÷íîñòü aëüôà-îäèí-àíòèòðèïñèíà, ãàëàêòîçåìèÿ, ãëèêîãåíîç è äð.
Ïðîÿâëåíèÿ öèððîçà ïå÷åíè
Æàëîáû íà ñëàáîñòü, ïîâûøåííóþ óòîìëÿåìîñòü, ñíèæåíèå ðàáîòîñïîñîáíîñòè è àïïåòèòà, äèñïåïòè÷åñêèå ðàññòðîéñòâà (òîøíîòó, ðâîòó, ãîðå÷ü âî ðòó, îòðûæêó, íåïåðåíîñèìîñòü æèðíîé ïèùè, àëêîãîëÿ).
Õàðàêòåðíû ÷óâñòâî òÿæåñòè èëè áîëè â æèâîòå, ïðåèìóùåñòâåííî â ïðàâîì ïîäðåáåðüå è ïîäëîæå÷íîé îáëàñòè. Ñðåäè ïðèçíàêîâ öèððîçà ïå÷åíè çíà÷åíèå èìåþò òàê íàçûâàåìûå «ïå÷åíî÷íûå çíàêè: «ñîñóäèñòûå çâåçäî÷êè» (òåëåàíãèîýêòàçèè), ýðèòåìà ëàäîíåé («ïå÷åíî÷íûå ëàäîíè»), «ëàêîâûé» ìàëèíîâîãî öâåòà ÿçûê. Èç-çà õîëåñòàçà âèäíû òåìíàÿ ìî÷à è ñâåòëîãî öâåòà êàë.
Íåðåäêî íàáëþäàþòñÿ êðîâîèçëèÿíèÿ â êîæó, à òàêæå ïîâûøåííàÿ êðîâîòî÷èâîñòü ñëèçèñòûõ îáîëî÷åê.
Îòìå÷àþòñÿ êîæíûé çóä, áîëè â ñóñòàâàõ, óìåíüøåíèÿ âîëîñÿíîãî ïîêðîâà â îáëàñòè ïîäìûøå÷íûõ âïàäèí è ëîáêà, ñíèæåíèÿ ïîëîâîãî âëå÷åíèÿ. Òåìïåðàòóðà òåëà ïîâûøàåòñÿ óìåðåííî èëè îñòàåòñÿ â ïðåäåëàõ íîðìû.
×àñòî íàáëþäàåòñÿ àñòåíè÷åñêèé ñèíäðîì, ïðîÿâëÿþùèéñÿ ñëàáîñòüþ, ïîâûøåííîé óòîìëÿåìîñòüþ, ðàçäðàæèòåëüíîñòüþ, ñëåçëèâîñòüþ, íåóñòîé÷èâîñòüþ íàñòðîåíèÿ. Áîëüíûå âïå÷àòëèòåëüíû, ÷àñòî îáèä÷èâû, ïðèäèð÷èâû, ïîäîçðèòåëüíû, ñêëîííû ê èñòåðè÷åñêèì ðåàêöèÿì. Õàðàêòåðíû íàðóøåíèå ñíà — áåññîííèöà íî÷üþ, ñîíëèâîñòü äíåì.
Òå÷åíèå öèððîçà ïå÷åíè áûâàþò âûçâàíû ïðîñòóäíûìè çàáîëåâàíèÿìè, íàðóøåíèåì ðåæèìà, óïîòðåáëåíèåì àëêîãîëÿ.
Ñåñòðèíñêèé ïðîöåññ ïðè öèððîçå ïå÷åíè
Ïðîáëåìû ïàöèåíòîâ:
À. Ñóùåñòâóþùèå (íàñòîÿùèå):
— áîëè â ïðàâîì ïîäðåáåðüå; òîøíîòà, ãîðå÷ü âî ðòó;
— ìåòåîðèçì;
— ñíèæåíèå àïïåòèòà;
— êîæíûé çóä;
— óâåëè÷åíèå æèâîòà (èç-çà àñöèòà);
— îëèãóðèÿ;
— ñëàáîñòü, áûñòðàÿ óòîìëÿåìîñòü;
— íàðóøåíèå ñíà;
— ðàçäðàæèòåëüíîñòü;
— íåîáõîäèìîñòü ïîñòîÿííî ïðèíèìàòü ëåêàðñòâåííûå ïðåïàðàòû;
— íåäîñòàòîê èíôîðìàöèè î çàáîëåâàíèè; íåîáõîäèìîñòü îòêàçà îò ïðèåìà àëêîãîëÿ;
— äåôèöèò ñàìîóõîäà.
Á. Ïîòåíöèàëüíûå:
— ðèñê ðàçâèòèÿ êðîâîòå÷åíèé èç âåí ïèùåâîäà, ãåìîððîèäàëüíûõ âåí;
— ðèñê ðàçâèòèÿ ïå÷åíî÷íîé êîìû; âîçìîæíîñòü èíâàëèäèçàöèè.
Ñáîð èíôîðìàöèè ïðè ïåðâè÷íîì îáñëåäîâàíèè
À. Ðàññïðîñ ïàöèåíòà î:
— ïåðåíåñåííûõ ðàíåå çàáîëåâàíèÿõ (ãåïàòèò, çàáîëåâàíèÿ æåë÷åâûâîäÿùèõ ïóòåé);
— îòíîøåíèè ïàöèåíòà ê àëêîãîëþ;
— îñîáåííîñòÿõ ïèòàíèÿ;
— ïðîôåññèîíàëüíîé äåÿòåëüíîñòè (êîíòàêò ñ ãåïàòîòðîïíûìè ÿäàìè);
— ïðèåìå ãåïàòîòðîïíûõ ëåêàðñòâåííûõ ïðåïàðàòîâ;
— àëëåðãè÷åñêèõ ðåàêöèÿõ íà ëåêàðñòâà, ïðîäóêòû ïèòàíèÿ è ïð.;
— äëèòåëüíîñòè çàáîëåâàíèÿ, ÷àñòîòå îáîñòðåíèé;
— íàáëþäåíèè ãàñòðîýíòåðîëîãîì, ðåãóëÿðíîñòè îáñëåäîâàíèÿ (äàòû ðåçóëüòàòîâ ïîñëåäíèõ áèîõèìè÷åñêèõ àíàëèçîâ êðîâè ÀËT,ACT, áåëêîâûå ôðàêöèè êðîâè; îñàäî÷íûå ïðîáû, ÓÇÈ, ñêàíèðîâàíèÿ ïå÷åíè);
— ïðèåìå ëåêàðñòâåííûõ ïðåïàðàòîâ (íàçâàíèå ïðåïàðàòà, äîçà, ðåãóëÿðíîñòü ïðèåìà, ïåðåíîñèìîñòü);
— æàëîáàõ ïàöèåíòà â ìîìåíò îñìîòðà.
Á. Îñìîòð ïàöèåíòà:
— ñîñòîÿíèå êîæíûõ ïîêðîâîâ è ñëèçèñòûõ; öâåò (íàëè÷èå æåëòóõè èëè èêòåðè÷íîñòè). öâåò ëàäîíåé, íàëè÷èå ðàñ÷åñîâ, «ñîñóäèñòûõ çâåçäî÷åê», ðàñøèðåííûõ âåí íà ïåðåäíåé áðþøíîé ñòåíêå;
— ìàññà òåëà ïàöèåíòà;
— èçìåðåíèå òåìïåðàòóðû òåëà; èññëåäîâàíèå ïóëüñà;
— èçìåðåíèå àðòåðèàëüíîãî äàâëåíèÿ;
— îöåíèòü ðàçìåðû æèâîòà (íàëè÷èå àñöèòà);
— ïîâåðõíîñòíàÿ ïàëüïàöèÿ æèâîòà.
Ñåñòðèíñêèå âìåøàòåëüñòâà, âêëþ÷àÿ ðàáîòó ñ ñåìüåé ïàöèåíòà
1. Ïðîâåñòè áåñåäó ñ ïàöèåíòîì è åãî áëèçêèìè î íåîáõîäèìîñòè ñòðîãî ñîáëþäàòü äèåòó ñ îãðàíè÷åíèåì æèâîòíûõ æèðîâ è äîñòàòî÷íûì êîëè÷åñòâîì áåëêîâ, óãëåâîäîâ è âèòàìèíîâ. Èñêëþ÷èòü îñòðûå, æàðåíûå, ìàðèíîâàííûå áëþäà, ñïåöèè. Ïðè àñöèòå îãðàíè÷èòü óïîòðåáëåíèå ñîëè è æèäêîñòè. Ðåæèì ïèòàíèÿ — 4-5 ðàç â ñóòêè.
2. Îáåñïå÷èòü ïàöèåíòó ïîëóïîñòåëüíûé ðåæèì.
3. Óáåäèòü ïàöèåíòà â íåîáõîäèìîñòè îòêàçà îò àëêîãîëÿ.
4. Îêàçûâàòü ïîìîùü ïðè ðâîòå, ìåòåîðèçìå.
5. Îñóùåñòâëÿòü óõîä çà êîæåé.
6. Èíôîðìèðîâàòü ïàöèåíòà î ìåäèêàìåíòîçíîì ëå÷åíèè (ëåêàðñòâåííûõ ïðåïàðàòàõ, èõ äîçå, ïðàâèëàõ ïðèåìà, ïîáî÷íûõ ýôôåêòàõ, ïåðåíîñèìîñòè).
7. Óáåäèòü ïàöèåíòà â íåîáõîäèìîñòè ñîáëþäåíèÿ äèåòû, ðåæèìà ïèòàíèÿ, ïðèåìà ëåêàðñòâåííûõ ïðåïàðàòîâ.
8. Îáåñïå÷èòü ïàöèåíòó ïîëíîöåííûé ñîí.
9. Îñóùåñòâëÿòü êîíòðîëü çà:
— ñîáëþäåíèåì ïàöèåíòîì äèåòû, ðåæèìà ïèòàíèÿ, ïîëóïîñòåëüíîãî ðåæèìà;
— ïåðåäà÷àìè ïàöèåíòó;
— ðåãóëÿðíûì ïðèåìîì ëåêàðñòâåííûõ ñðåäñòâ:
— ñóòî÷íûì äèóðåçîì;
— ìàññîé òåëà;
— ñîñòîÿíèåì êîæíûõ ïîêðîâîâ;
— ñèìïòîìàìè êðîâîòå÷åíèÿ (ïóëüñîì è àðòåðèàëüíûì äàâëåíèåì).
10. Îêàçûâàòü ïåðâóþ ïîìîùü ïðè êðîâîòå÷åíèè.
11. Ïîäãîòîâêà ïàöèåíòà ê áèîõèìè÷åñêèì èññëåäîâàíèÿì êðîâè, àíàëèçó êàëà íà êîïðîãðàììó è àíàëèçó ìî÷è.
12. Ïîäãîòîâêà ïàöèåíòà ê ÓÇÈ îðãàíîâ áðþøíîé ïîëîñòè, õîëåöèñòîãðàôèè, ñêàíèðîâàíèþ ïå÷åíè. Åñëè ïðè÷èíîé öèððîçà ïå÷åíè ÿâèëñÿ ãåïàòèò, òî íåîáõîäèìî ñòðîãî ñîáëþäàòü ñàíýïèäðåæèì:
— Áîëüíîé äîëæåí ïîìåùàòüñÿ â îòäåëüíóþ ïàëàòó.
— Îáåñïå÷èòü ïàöèåíòà îòäåëüíûìè ïðåäìåòàìè óõîäà è ïîñóäîé.
— Îòäåëüíî ïðîâîäèòü îáñëåäîâàíèå ýòîé ãðóïïû ïàöèåíòîâ.
— Îòäåëüíî ïðîâîäèòü ïðîöåäóðû, èñïîëüçóÿ îäíîðàçîâûé èíñòðóìåíòàðèé, äåçèíôèöèðîâàòü êàë.
Äèàãíîñòèêà
Äèàãíîç öèððîçà ïå÷åíè íà ðàííèõ ñòàäèÿõ ïðåäñòàâëÿåò çíà÷èòåëüíûå òðóäíîñòè, ïîñêîëüêó çàáîëåâàíèå ðàçâèâàåòñÿ ïîñòåïåííî è âíà÷àëå íå èìååò âûðàæåííûõ ïðîÿâëåíèé.
Ñóùåñòâåííîå çíà÷åíèå â ðàñïîçíàâàíèè öèððîçà ïå÷åíè èìåþò óëüòðàçâóêîâûå, ðåíòãåíîëîãè÷åñêèå è ðàäèîíóêëèäíûå ìåòîäû èññëåäîâàíèÿ. Äîâîëüíî òî÷íóþ èíôîðìàöèþ î ñîñòîÿíèè ïå÷åíè ïðè öèððîçå ìîæíî ïîëó÷èòü ñ ïîìîùüþ êîìïüþòåðíîé òîìîãðàôèè.
Ðàäèîíóêëèäíîå èññëåäîâàíèå ïå÷åíè — ñöèíòèãðàôèÿ ïî ñâîåé èíôîðìàòèâíîñòè óñòóïàåò óëüòðàçâóêîâîìó èññëåäîâàíèþ è êîìïüþòåðíîé òîìîãðàôèè, îäíàêî â îòëè÷èå îò íèõ îíà ïîçâîëÿåò îöåíèòü òàêæå ôóíêöèþ îðãàíà.
Ðåøàþùåå â äèàãíîñòèêå öèððîçà çíà÷åíèå èìååò èññëåäîâàíèå òêàíè ïå÷åíè, ïîëó÷åííîé ïðè ïóíêöèîííîé áèîïñèè — ñëåïîé èëè ïðèöåëüíîé, ïðîâîäèìîé ïîä êîíòðîëåì óëüòðàçâóêà èëè ïðè ëàïàðîñêîïèè.
Ëå÷åíèå öèððîçà ïå÷åíè
Îãðàíè÷èâàþò ïñèõè÷åñêèå è ôèçè÷åñêèå íàãðóçêè. Ïðè îáùåì õîðîøåì ñîñòîÿíèè ðåêîìåíäóþòñÿ ëå÷åáíàÿ õîäüáà, ëå÷åáíàÿ ãèìíàñòèêà. Æåíùèíû ñ àêòèâíûì öèððîçîì ïå÷åíè äîëæíû èçáåãàòü áåðåìåííîñòè.
Êîìïåíñèðîâàííûé íåàêòèâíûé öèððîç ïå÷åíè ìåäèêàìåíòîçíîãî ëå÷åíèÿ, êàê ïðàâèëî, íå òðåáóåò. Êðîìå òîãî, ñëåäóåò âîîáùå ìàêñèìàëüíî îãðàíè÷èòü ïðèåì ëåêàðñòâåííûõ ñðåäñòâ, îñîáåííî óñïîêàèâàþùèõ.
Ïðè ñóá- è äåêîìïåíñèðîâàííîé ôîðìàõ âûáîð ëåêàðñòâåííîé òåðàïèè îïðåäåëÿåòñÿ õàðàêòåðîì îñíîâíûõ ïðîÿâëåíèé çàáîëåâàíèÿ.  ñëó÷àå íèçêîãî ñîäåðæàíèÿ áåëêà â êðîâè íàçíà÷àþò àíàáîëè÷åñêèå ñòåðîèäû, ïåðåëèâàíèÿ ðàñòâîðà àëüáóìèíà è ïëàçìû. Íàëè÷èå àíåìèè ÿâëÿåòñÿ ïîêàçàíèåì ê íàçíà÷åíèþ ïðåïàðàòîâ æåëåçà. Ïðè îòåêàõ è àñöèäå îãðàíè÷èâàþò ïðèåì æèäêîñòè, èñêëþ÷àþò èç ðàöèîíà ïîâàðåííóþ ñîëü, íàçíà÷àþò ìî÷åãîííûå ñðåäñòâà (ãèïîòèàçèä, ôóðîñåìèä) â ñî÷åòàíèè ñ àíòàãîíèñòàìè àëüäîñòåðîíà (ñïèðîíîëàêòîíîì). Ïàðàöåíòåç ïðîèçâîäÿò ïî æèçíåííûì ïîêàçàíèÿì, âûïóñêàÿ îäíîìîìåíòíî íå áîëåå 3 ë æèäêîñòè.
Ïðèìåíÿþò òàêæå òàê íàçûâàåìûå ãåïàòîïðîòåêòîðû — âèòàìèíû ãðóïïû Â, îðîòîâóþ êèñëîòó, ýêñòðàêòû è ãèäðîëèçàòû ïå÷åíè, ñèëèáèíèí (ëåãàëåí), ýññåíöèàëå è äð.
 ñëó÷àå àêòèâíîñòè ïðîöåññà èñïîëüçóþò òå æå ñðåäñòâà, ÷òî è ïðè õðîíè÷åñêîì àêòèâíîì ãåïàòèòå, îñíîâíûìè èç íèõ ÿâëÿþòñÿ ãîðìîíû (ïðåäíèçîëîí) è èììóíîäåïðåññàíòû (àçàòèîïðèí è äð.). Èõ ýôôåêòèâíîñòü íàõîäèòñÿ â îáðàòíîé çàâèñèìîñòè îò ãëóáèíû ñòðóêòóðíîé ïåðåñòðîéêè òêàíè ïå÷åíè è â äàëåêî çàøåäøèõ ñòàäèÿõ öèððîçà ïå÷åíè áëèçêà ê íóëþ.
Äëÿ ïðåäóïðåæäåíèÿ èíôåêöèé âñåì áîëüíûì ñ öèððîçîì ïå÷åíè ïðè ëþáûõ âìåøàòåëüñòâàõ (óäàëåíèè çóáà, ïàðàöåíòåçå, ðåêòîðîìàíîñêîïèè è äð.) ïðîôèëàêòè÷åñêè íàçíà÷àþò àíòèáèîòèêè. Àíòèáàêòåðèàëüíàÿ òåðàïèÿ ïîêàçàíà òàêæå äàæå ïðè ëåãêèõ èíôåêöèîííûõ ïðîöåññàõ.
Îáùèå ñîâåòû áîëüíûì öèððîçîì ïå÷åíè
1.Îòäûõàéòå, êàê òîëüêî ïî÷óâñòâóåòå óñòàëîñòü.
2.Íå ïîäíèìàéòå òÿæåñòè (ýòî ìîæåò ñïðîâîöèðîâàòü æåëóäî÷íî-êèøå÷íîå êðîâîòå÷åíèå)
3.Äîáèâàéòåñü ÷àñòîòû ñòóëà 1-2 ðàçà â äåíü. Áîëüíûì öèððîçîì ïå÷åíè äëÿ íîðìàëèçàöèè ðàáîòû êèøå÷íèêà è ñîñòàâà êèøå÷íîé ôëîðû â ïîëüçó «ïîëåçíûõ» áàêòåðèé ðåêîìåíäóåòñÿ ïðèíèìàòü ëàêòóëîçó (äþôàëàê). Äþôàëàê íàçíà÷àþò â òîé äîçå, êîòîðàÿ âûçûâàåò ìÿãêèé, ïîëóîôîðìëåííûé ñòóë 1-2 ðàçà â äåíü. Äîçà êîëåáëåòñÿ îò 1-3 ÷àéíûõ ëîæåê äî 1-3 ñòîëîâûõ ëîæåê â ñóòêè, ïîäáèðàåòñÿ èíäèâèäóàëüíî. Ó ïðåïàðàòà íåò ïðîòèâîïîêàçàíèé, åãî ìîæíî ïðèíèìàòü äàæå ìàëåíüêèì äåòÿì è áåðåìåííûì æåíùèíàì.
4.Äëÿ óëó÷øåíèÿ ïèùåâàðåíèÿ áîëüíûì íàçíà÷àþò ïîëèôåðìåíòíûå ïðåïàðàòû. Ïðè çàäåðæêå æèäêîñòè â îðãàíèçìå (îòåêè, àñöèò) íåîáõîäèìî îãðàíè÷èòü ïðèåì ïîâàðåííîé ñîëè äî 0,5ã â ñóòêè, æèäêîñòè — äî 1000-1500ìë â ñóòêè.
5.Åæåäíåâíî èçìåðÿéòå âåñ òåëà, îáúåì æèâîòà íà óðîâíå ïóïêà (óâåëè÷åíèå â îáúåìå æèâîòà è âåñà òåëà ãîâîðèò î çàäåðæêå æèäêîñòè);
6.Åæåäíåâíî ñ÷èòàéòå áàëàíñ æèäêîñòè çà ñóòêè (äèóðåç): ïîäñ÷èòûâàòü îáúåì âñåé ïðèíèìàåìîé âíóòðü æèäêîñòè (÷àé, êîôå, âîäà, ñóï, ôðóêòû è ò.ä.) è ïîäñ÷èòûâàòü âñþ æèäêîñòü, âûäåëÿåìóþ ïðè ìî÷åèñïóñêàíèè. Êîëè÷åñòâî âûäåëÿåìîé æèäêîñòè äîëæíî áûòü ïðèìåðíî íà 200-300 ìë áîëüøå, ÷åì êîëè÷åñòâî ïðèíÿòîé æèäêîñòè.
7.Äëÿ êîíòðîëÿ ñòåïåíè ïîðàæåíèÿ íåðâíîé ñèñòåìû ðåêîìåíäóåòñÿ èñïîëüçîâàòü ïðîñòîé òåñò ñ ïî÷åðêîì: êàæäûé äåíü çàïèñûâàéòå êîðîòêóþ ôðàçó, íàïðèìåð, «Äîáðîå óòðî» â ñïåöèàëüíóþ òåòðàäü. Ïîêàçûâàéòå ñâîþ òåòðàäü ðîäñòâåííèêàì — ïðè èçìåíåíèè ïî÷åðêà îáðàòèòåñü ê ëå÷àùåìó âðà÷ó.
Äèåòà
Èñêëþ÷àþòñÿ èç ïèòàíèÿ:
ìèíåðàëüíûå âîäû, ñîäåðæàùèå íàòðèé;
àëêîãîëü;
ñîëü
ïðîäóêòû, ñîäåðæàùèå ïåêàðíûé ïîðîøîê è ïèòüåâóþ ñîäó.
ñîëåíüÿ, îëèâêè, âåò÷èíà, áåêîí, ñîëîíèíà, ÿçûêè, óñòðèöû, ìèäèè, ñåëüäü, ðûáíûå è ìÿñíûå êîíñåðâû, ðûáíûé è ìÿñíîé ïàøòåò, êîëáàñà, ìàéîíåç, ðàçëè÷íûå áàíî÷íûå ñîóñû è âñå âèäû ñûðîâ, ìîðîæåíîå.
Ðàçðåøàåòñÿ:
Ãîâÿäèíà, ìÿñî äîìàøíåé ïòèöû, êðîëèêà èëè ðûáû è îäíî ÿéöî â ñóòêè.
Ìîëîêî îãðàíè÷èâàåòñÿ äî 1 ñòàêàíà â ñóòêè. Íåæèðíàÿ ñìåòàíà.
Âàðåíûé ðèñ (áåç ñîëè).
Ëþáûå îâîùè è ôðóêòû â ñâåæåì âèäå èëè â âèäå áëþä, ïðèãîòîâëåííûõ â äîìàøíèõ óñëîâèÿõ.
Îñëîæíåíèÿ
1.Ïå÷¸íî÷íàÿ êîìà
2. Êðîâîòå÷åíèå èç âàðèêîçíî-ðàñøèðåííûõ âåí ïèùåâîäà
3. Òðîìáîç â ñèñòåìå âîðîòíîé âåíû
4. Ãåïàòîðåíàëüíûé ñèíäðîì
5. ôîðìèðîâàíèå ðàêà ïå÷åíè
6.èíôåêöèîííûå îñëîæíåíèÿ — ïíåâìîíèè,, «ñïîíòàííûé»ïåðåòîíèò ïðè àñöèòå, ñåïñèñ.
Ïðîãíîç
Ïðîäîëæèòåëüíîñòü æèçíè ïðè öèððîçå ïå÷åíè çàâèñèò îò ñòåïåíè êîìïåíñàöèè ïðîöåññà. Ïðèìåðíî ïîëîâèíà áîëüíûõ ñ êîìïåíñèðîâàííûì (â ìîìåíò óñòàíîâëåíèÿ äèàãíîçà) öèððîçîì æèâåò áîëåå 7 ëåò.
Ïðè äåêîìïåíñèðîâàííîì öèððîçå ÷åðåç 3 ãîäà îñòàåòñÿ â æèâûõ 11—41%. Ïðè ðàçâèòèè àñöèòà ëèøü ÷åòâåðòàÿ ÷àñòü áîëüíûõ ïåðåæèâàåò 3 ãîäà. Åùå áîëåå íåáëàãîïðèÿòíûé ïðîãíîç èìååò öèððîç, ñîïðîâîæäàþùèéñÿ ïîðàæåíèåì íåðâíîé ñèñòåìû, ïðè êîòîðîé áîëüíûå â áîëüøèíñòâå ñëó÷àåâ óìèðàþò â òå÷åíèå ãîäà.
Îñíîâíûå ïðè÷èíû ñìåðòè — ïå÷åíî÷íàÿ êîìà è êðîâîòå÷åíèå èç âåðõíèõ îòäåëîâ æåëóäî÷íî-êèøå÷íîãî òðàêòà. Áîëüíûå öèððîçîì ïå÷åíè îãðàíè÷åííî òðóäîñïîñîáíû (èíâàëèäíîñòü III ãðóïïû), à ïðè äåêîìïåíñèðîâàííîì öèððîçå, àêòèâíûõ ôîðìàõ çàáîëåâàíèÿ è ïðè ïðèñîåäèíåíèè îñëîæíåíèé — íåòðóäîñïîñîáíû (èíâàëèäíîñòü II è I ãðóïïû).
Ïðîôèëàêòèêà
Ïðîôèëàêòèêà çàêëþ÷àåòñÿ â ïðåäóïðåæäåíèè è ñâîåâðåìåííîì ëå÷åíèè çàáîëåâàíèé, ïðèâîäÿùèõ ê öèððîçó ïå÷åíè (â ïåðâóþ î÷åðåäü àëêîãîëèçìà è âèðóñíûõ ãåïàòèòîâ).
Ñïèñîê èñïîëüçîâàííûõ èñòî÷íèêîâ
öèððîç ïå÷åíü ñåñòðèíñêèé ëå÷åíèå
1.Ãàðáóçåíêî Ä. Â. Ãåìîäèíàìè÷åñêèå íàðóøåíèÿ ïðè öèððîçå ïå÷åíè
2.Øåðëîê Ø., Äóëè Äæ. Çàáîëåâàíèÿ ïå÷åíè è æ¸ë÷íûõ ïóòåé.
3. Å. Ì. Êëèìîâà, È. À. Âîòÿêîâà, È. À. Êðèâöîâà. Áîëåçíè ïå÷åíè.
Ðàçìåùåíî íà Allbest.ru
Источник