Ситуационные задачи по кишечным инфекциям с ответам
Лечение и тактика фельдшера при брюшном тифе, паратифе, дизентерии, сальмонеллезе
Ситуационная задача №1
Больная С., 30 лет, обратилась к фельдшеру ФАП с жалобами на слабость, умеренную головную боль, повышение температуры до 39,4 С,° схваткообразные боли в низу живота. Стул за ночь около 15 раз, в испражнениях заметила слизь и кровь.
Заболела 1 день тому назад: появилось недомогание, озноб, схваткообразные боли внизу живота, кашицеобразный стул до 5 раз за вечер. К утру состояние ухудшилось.
При осмотре: больная вялая, температура тела: 38,9 °С, Пульс 96 уд./мин., ритмичный, АД 115/70 мм рт.ст. Язык суховат, обложен. Живот мягкий, болезненный при пальпации в левой подвздошной области. Сигмовидная кишка спазмирована, болезненна. Осмотренные испражнения имеют вид «лужицы слизи» с прожилками крови.
Из эпиданамнеза: работает продавцом в продуктовом магазине.
Задания
1. Сформулируйте и обоснуйте предположительный диагноз.
2. Определите необходимость госпитализации больного.
3. Перечислите методы лабораторной и инструментальной диагностики.
4. Осуществите профилактические мероприятия в очаге.
Ситуационная задача №2
Фельдшер был вызван к больному, 37 лет. Больной жаловался на схваткообразные боли в животе, тошноту, рвоту, жидкий стул. Заболел накануне вечером, когда появились озноб, слабость, боли в животе, тошнота. Ночью была рвота съеденной пищей, а затем жидкий стул водянистый, до 10 раз за ночь, температура 38,5 °С, знобило, пытался промыть желудок. Накануне был в гостях вместе с женой. Ели салат, жена также жаловалась на недомогание, расстройство стула. Объективно: состояние средней тяжести, бледный, пульс 96 уд/мин, ритмичный. АД 100/70 мм.рт.ст., язык суховат. Живот мягкий, при пальпации болезненный в эпигастрии и околопупочной области. Симптомов раздражения брюшины нет. Стул обильный, зловонный, темно-зеленого цвета, “болотная тина”, мочится.
Задания
1. Сформулируйте и обоснуйте предположительный диагноз.
2. Составьте план обследования.
3. Определите тактику фельдшера при лечении больного на дому.
4. Проведите дифференциальную диагностику с холерой.
Ситуационная задача №3
К фельдшеру ФАП обратился больной, 40 лет, с жалобами на высокую температуру, сильную головную боль, отсутствие аппетита, слабость. Заболел 8 дней назад. Отметил снижение работоспособности, температуру не измерял, продолжал работать. Через 5 дней самочувствие ухудшилось. Температура повысилась до 38,2°С, усилилась слабость, головная боль. В последующие дни температура нарастала, головная боль усиливалась, отметил неприятное ощущение вздутия в животе, задержку стула.
При осмотре на 8-й день болезни состояние тяжелое, бледный, вялый. Температура 39,6° С. При осмотре кожи: на животе, и на груди обнаружены 3 элемента розеолезной сыпи. В легких дыхание везикулярное, тоны сердца приглушены. Пульс 82 уд/мин. АД 110/60. Язык сухой, обложен коричневым налетом, отпечатки зубов по краям. Живот при пальпации умеренно вздут, увеличение печени и селезенки. Из эпиданамнеза: 2 недели гостил у родственников в деревне, где купался в пруду, ел немытые овощи и фрукты.
Задания
1. Сформулируйте и обоснуйте предположительный диагноз..
2. Составьте план обследования.
3.Перечислите возможные осложнения.
4. Определите тактику фельдшера.
Эталоны ответов
Ситуационная задача №1
1. Диагноз: “Острая дизентерия, средней тяжести”. Основывается на наличии синдрома интоксикации (повышение температуры тела, слабость, головная боль) и колитического синдрома (схваткообразные боли в низу живота, больше слева, частый жидкий стул со слизью, прожилками крови, спазмированная и болезненная сигмовидная кишка).
2. Госпитализация больного острой дизентерией проводится по клиническим показаниям (наличие интоксикации, выраженный колитический синдром – в кале примесь крови); по эпидемиологическим показаниям: больная относится к декретированной группе.
3. Основной метод ранней лаб. диагностики – бактериологическое исследование кала; в разгаре болезни – серологический метод диагностики. Инструментальный метод исследования – ректороманоскопия.
4. Необходимо:
а) определить наличие показаний для госпитализации;
Назначают комплексную терапию, включающую диету (стол № 4, затем № 1 и перед выпиской № 15), витаминотерапию, при обезвоживании — пероральную регидратацию (реже внутривенное введение солевых растворов).
Этиотропная терапия проводится с учётом лекарственной резистентности выделенных шигелл. Для лечения больных со среднетяжёлыми и тяжёлыми формами можно назначать ампициллин (взрослым по 1 г через 6 ч, детям по 100 мг/кг в сутки) в течение 5—6 дней. Взрослым можно назначать тетрациклин (детям до 10 лет его не назначают) в дозе 0,3 г 4 раза в сутки в течение 6 дней, а также фторхинолоны (например, ципробай по 0,25—0,5 г 2 раза в сутки в течение 5 дней).
б) заполнить и отправить экстренное извещение, сделать выписку из амбулаторной карты, зарегистрировать больного в журнале по учету инфекционной заболеваемости;
в) осмотреть людей, совместно проживающих с больным, с целью выявления среди них болеющих дизентерией;
г) выявить среди проживающих лица декретированной группы и детей, посещающих ДДУ, провести бак. обследование;
д) проводить мед. наблюдение за проживающими в течение 7 дней после госпитализации
больного;
е) организовать проведение заключительной дезинфекции.
Ситуационная задача №2
1. Диагноз: “Сальмонеллез”. Должен возникнуть на основании признаков: интоксикация в сочетании с явлениями гастроэнтерита, а также эпид. анамнеза – одновременное заболевание 2-х членов семьи после употребления в пищу салата.
2. Провести объективное обследование, общий анализ крови: умеренный лейкоцитоз со сдвигом влево. Провести бактериологическое исследование рвотных масс, промывных вод желудка, кала, мочи. Посев проводят в ранние сроки.
3. Лечение больного возможно на дому при соблюдении всех принципов терапии.
1. С целью удаления токсинов и сальмонелл из желудка проводится его промывание раствором соды (1-2%), кипяченой водой, изотоническим раствором или раствором перманганата калия до чистых промывных вод
2. С целью связывания токсинов и микробов, которые уже проникли в кишечник, назначаются сорбенты: карболонг — по 10г 2-3 раза в день, полисорб или силлард — по 4г 2-3 раза в день, энтеросгель или сорбогель — по 15-20г 2 раза в день, смекта — по 1 пакету 3 раза в день.
3. Диета должна быть механически и химически щадящей, исключаются цельное молоко и тугоплавкие жиры, ограничиваются углеводы (стол №4).
4. Из методов патогенетической терапии основное место занимают дезинтоксикация и регидратация. При легком и среднетяжелом течении дезинтоксикационную терапию проводят орально (частое дробное обильное питье до 2,5-3 л/сут). При тяжелом течении или в случае, когда больной не в состоянии принимать необходимый объем жидкости орально (неукротимая рвота, отказ от питья и др.), показана инфузионная дезинтоксикационная терапия растворами 5% глюкозы, 0,9% натрия хлорида, реополиглюкина. Регидратационная терапия проводится в зависимости от степени обезвоживания оральными (регидрон, глюкосолан, цитроглюкосолан, оралит) или инфузионными (трисоль, квартасоль, хлосоль, Рингер-лактат, ацесоль) солевыми растворами.
5. Применение полиэнзимных препаратов (фестал, панзинорм-форте, панкурмен и др) способствует снижению нагрузки на ферментативную систему кишечника и улучшает процессы переваривания пищи.
6. С целью профилактики и лечения дисбактериозов используют биопрепараты (линекс, бактисуптил, бифиформ).
При гастроинтестинальной форме сальмонеллеза у взрослых использование антибактериальных препаратов не только не показано, но даже вредно, т.к. они увеличивают продолжительность диареи, интоксикации, способствуют развитию дисбактериоза, угнетают иммуногенез, что затягивает процесс очищения организма от возбудителя. К антибиотикотерапии необходимо прибегать лишь в показанных случаях: при развитии осложнений или обострении сопутствующих заболеваний, у больных с ослабленным иммунитетом, в том числе имеющим СПИД, а также при генерализованной форме сальмонеллеза. Предпочтительны амоксициллин, котримоксазол (бисептол), цефалоспорины III поколения (цефотаксим, цефтриаксон), фторхинолоны (ципрофлоксацин, норфлоксацин и др.). Отменять препараты следует после нормализации температуры тела, значительного улучшения состояния больного и выраженной регрессии кишечных расстройств.
4. При холере начало болезни с диареи, рвота присоединяется позже, нет выраженной интоксикации, нехарактерны боли в животе, испражнения водянистые, без запаха, “рисовый отвар”. Рвота без тошноты, фонтаном, температура тела нормальная, при развитии обезвоживания снижается.
Ситуационная задача №3
1. Диагноз: “Брюшной тиф”. Постепенное начало со ступенеобразным повышением температуры тела, головной боли, снижение аппетита, метеоризм, вялость, характерный язык, увеличение печени и селезенки, относительная брадикардия, гипотония, розеолезная сыпь на 8-10 день болезни с локализацией на животе, груди, элементы единичные. Эпиданамнез: употребление немытых овощей и фруктов.
2. Провести объективное обследование и лаб. исследование. Общий анализ крови – лейкопения, лимфоцитоз, СОЭ ускоренная, анэозинофилия, тромбоцитопения. Бак. исследование крови, мочи, кала, желчи. Серологическое исследование – положительный титр 1:200 и выше.
3. Специфические осложнения связаны с морфологическими изменениями в желудочно-кишечном тракте – кишечные кровотечения, перфорация язвы кишечника и перитонит. Осложнения, связанные с развитием тяжелой интоксикации: инфекционно-токсический шок, коллапс. Осложнения, связанные с присоединением вторичной флоры: пневмония, отит, паротит.
4. При выявлении больного необходима обязательная госпитализация его в инфекционный стационар:
Режим постельный до 10-го дня нормальной температуры тела. Диета № 1, комплекс витаминов. Этиотропная терапия проводится до 10-го дня нормальной температуры тела хлорамфениколом, ампициллином, ампициллином с гентамицином, бактримом, фторхинолонами. Патогенетическое лечение включает инфузионно-дезинтоксикационную терапию, экстракорпоральную детоксикацию, гипербарическую оксигенацию.
- подача экстренного извещения;
- проведение заключительной дезинфекции;
- мед. наблюдение за контактными в течение 25 дней с ежедневной термометрией,
- однократное обследование контактных на бактерионосительство;
- проведение сан.просвет.работы.
- Прогноз при своевременно начатом лечении благоприятный.
Источник
Задача №1. Больная А, 3-х лет, заболела 2 дня тому назад. Заболевание началось остро с подъема температуры до 38,7С. Отказывается от еды, почти все время спит. Стул за последние сутки 15 раз, скудный, зеленоватого цвета, с примесью слизи и прожилками крови. Частые тенезмы. При пальпации — болезненная, спазмированная сигмовидная кишка. Анус податлив.
- 1. Предварительный диагноз.
- 2. Ведущий клинический синдром.
- 3. С какими заболеваниями проводится дифф. диагноз?
Задача №2. Больная Т., 5 лет, поступила в больницу на 1-й день болезни. Накануне вечером ела студень. Заболевание началось остро ночью у девочки открылась многократная рвота. Поднялась температура до фибрильных цифр. Жалобы на головную боль, сильную, схваткообразную боль в животе, мучительные позывы на рвоту. При осмотре вялая, язык сухой обложен густым грязно-белым налетом. Кожа сухая, тоны сердца приглушены, АД 70/30 мм рт столба, пульс слабого наполнения. При пальпации болезненность в эпигастрии. Анус не изменен. Стул 1 раз разжиженный без патологических примесей.
- 1. Предварительный диагноз.
- 2. Ведущий клинический синдром.
- 3. Какие лабораторные тесты позволят поставить диагноз?
Задача №3. Больной З., 4 лет, заболел 5 дней назад. Температура 38-38,5С, рвота, жидкий стул обильный буро-зеленого цвета, со слизью до 5 раз в сутки. К врачу не обращались. При осмотре ребенок бледный, вялый, жалуется на сильную головную боль, отказывается от еды и питья. Кожа сухая с цианотичным оттенком. Тоны сердца приглушены. Язык сухой, обложен беловато-желтым налетом. Живот вздут, при пальпации болезненность вокруг пупка. Печень на 3-4 см выступает из-под ребра, селезенка на 2 см. На коже груди и живота единичные розеолезные элементы.
- 1. Предварительный диагноз.
- 2. Ведущий клинический синдром.
- 3. С какими заболеваниями проводится дифф. диагноз?
Задача №4. Мальчик 7 мес., болен течение 8 дней, заболевание началось постепенно с подъема температуры до 37,5 — 38С, однократной рвоты, затем присоединился жидкий стул — водянистый со слизью и зеленью, до 5-6 раз в сутки. Однако самочувствие было нарушено незначительно. Ребенок хорошо ел и пил жидкость. К врачу не обращались, лечились народными средствами. На 3 день болезни отмечено улучшение, но еще через 2 дня состояние снова ухудшилось. Участковый врач назначил ребенку биопрепараты и солевые растворы. На проводимом лечении состояние остается средней тяжести. Ребенок вялый, плохо ест, срыгивает, пьет мало. Кожа бледная с мраморным рисунком. Язык густо обложен, сухой. Губы яркие с поперечной исчерченностью. Живот умеренно вздут, при пальпации — урчание. Стул частый, жидкий с примесью гноя и крови.
- 1. Предварительный диагноз.
- 2. Ведущий клинический синдром.
- 3. С какими заболеваниями проводится дифф. диагноз?
Задача №5. Ребенок 10 мес., заболел остро с подъема температуры до 39С, рвоты, сильных болей в животе. СМП доставлен в больницу с диагнозом «острый живот». В приемном покое хирургического отделения у ребенка обильный, водянистый, зловонный стул с зеленью и примесью крови. В ОАК — число лейкоцитов не увеличено, незначительная нейтрофилия.
- 1. Предварительный диагноз.
- 2. Ведущий клинический синдром.
- 3. С какими заболеваниями проводится дифф. диагноз?
Задача №6. Больной 1 год 3 мес., поступил в стационар на 2-й день болезни с жалобами на отказ от еды и питья, рвоту, боли в животе, жидкий стул — обильный, зеленовато-бурого цвета, со слизью. Начало болезни острое с подъема температуры до 38С, беспокойства, болей в животе. Рвота и диарея появились на вторые сутки. При осмотре ребенок вялый, кожные покровы бледные, язык сухой густо обложен белым налетом. Тоны сердца приглушены, тахикардия. Живот вздут, болезненность при пальпации без четкой локализации.
- 1. Предварительный диагноз.
- 2. Ведущий клинический синдром.
- 3. С какими заболеваниями проводится дифф. диагноз?
Задача №7. Больная В., 4 лет 5 мес., потупила в стационар на 2-й день болезни. Заболела остро с подъема температуры до 38,7С, беспокойства. Отказывается от еды, пьет жадно, после приема жидкости или лекарств повторная рвота. Стул жидкий, обильный, «болотная тина», со слизью и прожилками крови до 10 раз в сутки. При осмотре девочка беспокойная. Капризная. Кожа бледная с мраморным рисунком, язык сухой густо обложен, губы яркие, сухие. Живот вздут, при пальпации отмечаются болезненность и урчание в илиоцекальном углу.
- 1. Предварительный диагноз.
- 2. Ведущий клинический синдром.
- 3. С какими заболеваниями проводится дифф. диагноз?
Задача №8. Больной К., 8 лет, поступил в стационар на 3-й день болезни с жалобами на недомогание, боли в животе, рвоту, кашеобразный стул до 4 раз в сутки. Из эпиданамнеза известно, что заболели все члены семьи, накануне они ели салат из свежей капусты. При осмотре состояние ребенка средней степени тяжести, температура 38,3С, кожные покровы бледные, язык густо обложен белым налетом. На шее и на груди отмечается мелкоточечная сыпь на гиперемированном фоне кожи. Живот мягкий, болезненный при пальпации. Отмечается умеренная гепатомегалия.
- 1. Предварительный диагноз.
- 2. Ведущий клинический синдром.
- 3. С какими заболеваниями проводится дифф. диагноз?
Задача №9. Больная С., 1 год и 6 мес., заболела остро с подъема температуры до 37,8С, однократно рвота, появился жидкий водянистый стул до 6-7 раз в сутки. На 2-й день болезни состояние средней степени тяжести, отказывается от еды. пьет жадно. Кожа бледная. Язык сухой обложен белым налетом. Отмечается гиперемия в зеве миндалин и дужек. Живот мягкий. болезненный в левой подвздошной области.
- 1. Предварительный диагноз.
- 2. Ведущий клинический синдром.
- 3. С какими заболеваниями проводится дифф. диагноз?
Задача №10. Больная Л., 3 лет, поступила в стационар в тяжелом состоянии. Заболела неделю назад. Накануне заболевания ела консервированный абрикосовый компот. Сначала отмечался разжиженный стул 3-4 раза в день, самочувствие не страдало. На 4-е сутки заболевания отмечались сильные боли в животе, стул кашецеобразный «ржавого» цвета. С диагнозом: острый живот девочку доставили в хирургическое отделение, где она находилась под наблюдением. Через сутки в удовлетворительном состоянии выписана домой. На 7-й день болезни состояние резко ухудшилось, девочка вялая, адинамичная. Кожа бледная с цианотичным оттенком, язык сухой густо обложен. Стул жидкий со слизью и кровью. Мочится мало.
- 1. Предварительный диагноз.
- 2. Ведущий клинический синдром.
- 3. С какими заболеваниями проводится дифф. диагноз?
Источник
СЕСТРИНСКОЕ
ДЕЛО ПРИ ИНФЕКЦИОННЫХ ЗАБОЛЕВАНИЯХ с
курсом ВИЧ-инфекции и эпидемиологии
Требования
Государственного образовательного
стандарта к уровню
подготовки
специалистов в области сестринского
дела при инфекционных
заболеваниях
с курсом вич-инфекции и эпидемиологии
для специальнсти
0406 Сестринское дело,
базовый уровень среднего профессионального
образования
Медицинская сестра должна:
знать содержание понятий
«инфекция», «инфекционный процесс»,
«инфекционное заболевание»,
«эпидемиологический процесс»;знать факторы риска,
эпидемиологические особенности,
основные клинические проявления,
осложнения и профилактику инфекционных
заболеваний; обязанности сестры при
выполнении лечебно-диагностических
мероприятий при инфекционных заболеваниях;уметь осуществлять этапы
сестринского процесса: проводить
первичную оценку, выявлять проблемы
пациента, планировать сестринский
уход, проводить текущую и итоговую
оценку результатов ухода;уметь обеспечивать инфекционную
безопасность пациента и персонала;уметь применять универсальные
и стандартные меры предосторожности;уметь подготовить пациента к
диагностическим процедурам и взять
биологический материал для исследований;уметь проводить противоэпидемические
мероприятия в очаге инфекции;уметь выполнять сестринские
манипуляции (оказывать медицинские
услуги);уметь консультировать пациента,
семью по вопросам профилактики
инфекционных заболеваний и их осложнений;уметь оказать первую медицинскую
помощь.
Проблемно-ситуационные
задачи с эталонами ответов
Задача № 1
Пациент С., 38 лет, поступил в
инфекционную больницу с диагнозом:
острая дизентерия, средней тяжести. При
сестринском обследовании мед.сестра
получила следующую информацию: жалобы
на схваткообразные боли в животе,
учащенный жидкий стул со слизью (выделения
скудные, частота стула 9 раз), повышение
температуры, слабость. Считает себя
больным в течение одного дня. За 5 дней
до заболевания ел немытые фрукты,
купленные на рынке. В контакт вступает
хорошо, боится заразить свою семью.
Объективно: температура 37,8оС,
ЧДД 17 в минуту, пульс 80 ударов в минуту,
АД 120/80 мм рт. ст. Сознание ясное, положение
в постели активное. Кожные покровы
чистые, влажные, горячие на ощупь
нормальной окраски. Язык сухой, обложен
белым налетом. Живот правильной формы,
участвует в акте дыхания, мягкий,
болезненный в левой подвздошной области.
Стул: неоформленный слизистый. Диурез
в норме.
Задания
1. а) Выявите потребности,
удовлетворение которых нарушено; б)
сформулируйте и обоснуйте проблемы
пациента; в) составьте план сестринского
ухода по приоритетной проблеме с
мотивацией каждого сестринского
вмешательства.
2. Объясните пациенту, как
подготовиться к ректороманоскопии.
3. Продемонстрируйте на фантоме
технику взятия кала на бак. исследования
из прямой кишки.
Эталон ответа
1. Нарушенные
потребности: есть,
пить, выделять, работать,
общаться, поддерживать
нормальную температуру
тела.
Проблемы пациента:
боли в животе, лихорадка, частый жидкий
стул со слизью, беспокойство по поводу
здоровья членов семьи, дефицит знаний,
умений.
Приоритетная проблема:
жидкий стул со слизью.
План | Мотивация |
1. Мед. сестра ознакомит пациента | Адаптация пациента к новым |
2. Выделит индивидуальный | Для сбора материала на анализы, |
3. Объяснит, как ухаживать за | Предупреждение осложнений, |
4. Обеспечит прием жидкости, | Борьба с интоксикацией и |
5. Расскажет о диете и объяснит | Удовлетворение потребностей |
6. Расскажет о наблюдении мед. | Устранить беспокойство родного |
7. Продолжит наблюдение с | Предупреждение развития |
8. Выполнит назначения врача: | Уточнение диагноза. Предупреждение |
9. Обеспечит смену белья по | Соблюдение инфекционной |
Примечание: план
мероприятий мед. сестра согласовывает
с врачом.
2. Студент демонстрирует правильно
выбранный уровень общения с пациентом,
способность доступно, грамотно и
аргументировано объяснить ему сущность
проведения личной гигиены. Студент
демонстрирует правильно выбранную
методику объяснения важности и
необходимости проведения процедуры
ректороманоскопии.
3. Студент демонстрирует технику
взятия кала на бактериологическое
исследование на фантоме.
Задача
№ 2
Пациент С., 30 лет, поступил на
лечение в инфекционный стационар с
жалобами на тошноту, рвоту, жидкий стул,
слабость, периодические боли в животе.
Заболевание связывает с употреблением
накануне вечером мясного салата, салат
употребляла и жена, у которой тоже
отмечается недомогание и расстройство
стула.
Объективно: температура 37,6оС,
положение в постели активное, кожные
покровы чистые, сухие, язык сухой, живот
мягкий, болезненный в эпигастрии, пульс
78 ударов в минуту, АД 110/60, стул обильный,
без патологических примесей.
Пациенту назначено: промывание
желудка до чистых промывных вод; забор
рвотных масс, промывных вод желудка и
кала на бак. исследование; внутрь обильное
питье: регидрон дробно.
Задания
1. Выявите потребности, удовлетворение
которых нарушено; сформулируйте и
обоснуйте проблемы пациента.
2. Определите цели и составьте
план сестринских вмешательств с
мотивацией.
3. Объясните пациенту о необходимости
проведения промывания желудка.
4. Обучите пациента правильному
проведению пероральной регидратации.
5. Продемонстрируйте на фантоме
технику промывания желудка.
Эталон
ответа
1.
Нарушены потребности: есть, пить,
выделять, работать, общаться, поддерживать
нормальную температуру тела.
Проблемы
пациента
Настоящие
проблемы:
тошнота, рвота, жидкий стул, боли в
животе, лихорадка.
Потенциальные
проблемы:
риск развития обезвоживания организма.
Приоритетная
проблема:
рвота.
2.
Краткосрочная
цель:
рвота прекратится после промывания
желудка.
Долгосрочная
цель:
пациент не будет предъявлять жалоб на
чувство тошноты к моменту выписки и
знать меры профилактики пищевых
отравлений.
План | Мотивация |
1. Придать удобное положение | Для предупреждения аспирации |
2. Обеспечить сбор рвотных масс | Для проведения бак. исследований |
3. Проводить обработку полости | Для предупреждения аспирации |
4. Приготовить все необходимое | Для удаления остатков пищи, |
5. Проводить текущую дезинфекцию. | Для профилактики кишечных |
6. Обеспечить больного обильным | Для восстановления потерянной |
7. Провести беседу о профилактике | Устранение дефицита знаний |
Оценка: пациент
отмечает прекращение рвоты.
3. Студент демонстрирует правильно
выбранный уровень общения с пациентом,
способность доступно, грамотно объяснить
необходимость и сущность процедуры
промывания желудка.
4. Студент демонстрирует методику
обучения пациента дробному питью для
восстановления потерянной жидкости и
уменьшения степени интоксикации.
5. Студент демонстрирует манипуляцию
в соответствии с алгоритмом действия.
Задачи по оказанию доврачебной
помощи
при неотложных состояниях
У пациента сразу после введения
противодифтерийной сыворотки внутрикожно,
подкожно резко ухудшилось общее
состояние: апатия, бледность кожных
покровов, аритмичный нитевидный пульс,
тоны сердца глухие, одышка. Температура
35,3º С.
Задания
1. Определите состояние пациента.
2. Составьте алгоритм действий
медицинской сестры.
3. Продемонстрируйте технику
подачи кислорода через носовой катетер.
Эталон
ответа
1. У больного в результате введения
противодифтерийной антитоксической
сыворотки развилось осложнение:
анафилактический шок.
2. Алгоритм действий медсестры:
уложить больного с приподнятым
ножным концом освободить от стесняющей
одежды;немедленно вызвать врача,
реанимационную бригаду через третье
лицо;при парентеральном введении
лекарственного вещества, вызвавшего
анафилактический шок, выше места
введения нужно наложить жгут;приготовить необходимые
медикаменты, шприцы, системы;обколоть место инъекции сыворотки,
вызвавшей шок раствором 0,1% адреналина;холод на место инъекции;
доступ свежего воздуха, по
возможности провести ингаляцию
увлажненным кислородом;подготовить противошоковый
набор «анфилактический шок», подготовить
набор для интубации, ИВЛ;следить за гемодинамикой, АД,
пульсом, ЧД, состоянием кожных покровов;обеспечить доступ лекарственных
средств в вену.
3. Студент демонстрирует технику
подачи кислорода через носовой катетер
согласно алгоритму манипуляции:
осмотреть катетер, убедиться,
что в нем отсутствуют трещины, т.к. может
быть отрыв и аспирация (катетер должен
быть стерильным);определить длину вводимой части
катетера (она должна быть равна расстоянию
от крыла носа до козелка ушной раковины);
убедиться, что увлажнитель наполнен
водой;очистить ватной турундой,
смоченной в вазелиновом масле, полость
носа;прикрепить катетер к резиновой
трубке аппарата Боброва;обработать стерильным вазелиновым
маслом стерильный катетер (или
анестезирующей смесью раствора дикаина
в глицерине);ввести катетер по нижнему
носовому ходу до задней стенки глотки
на длину, определенную выше;зафиксировать катетер на коже
лица лейкопластырем;открыть кран централизованной
подачи кислорода или включите кислородный
баллон.
Примечание:
катетер может находиться в
носовой полости не более 12 часов;кислород подается по графику,
утвержденному врачом.
У пациента с диагнозом брюшной
тиф на 19-й день болезни появились резкая
слабость, головокружение, шум в ушах,
температура тела 35,5оС,
лицо бледное, пульс 120 ударов в минуту
слабого наполнения и напряжения, кал
черный.
Задания
1. Определите состояние пациента.
2. Составьте алгоритм действий
медицинской сестры.
3. Продемонстрируйте технику
применения пузыря со льдом.
Эталон
ответа
1. У пациента вследствие
возникновения брюшнотифозных язв в
тонком кишечнике произошло кишечное
кровотечение.
2. Алгоритм действий медицинской
сестры:
немедленно вызвать врача;
обеспечить строгий постельный
режим с повернутой головой набок;запретить прием через рот пищи
и воды;положить пузырь со льдом на
брюшную стенку;обеспечить централизованный
подвод кислорода;приготовить все необходимое
для введения кровоостанавливающих
средств:
аминокапроновую кислоту 5 %;
викасол 1 %;
10 % раствор хлористого кальция.
Осуществлять контроль пульса и
АД через каждые 30 минут.
3. Студент демонстрирует на муляже
применение пузыря со льдом согласно
алгоритму манипуляции:
— открыть крышку пузыря и положить
в него кусочки льда, затем налить
холодную
( -14 16о С)
воду;
— положить пузырь со льдом на
гладкую поверхность и завинтить крышку;
— обернуть пузырь салфеткой и
положить его на нужный участок тела.
По мере таяния льда воду сливать, а
кусочки льда добавлять. Пузырь со льдом
можно держать длительное время, но
через каждые 20 — 30 минут его необходимо
снимать на 10 — 15 минут.
Задача № 35
Пациент С., 20 лет, доставлен в
стационар машиной скорой помощи в первые
сутки болезни с диагнозом «Менингококковая
инфекция. Менигококкцемия». Заболел
остро. Подъем температуры до 40о С,
во втором часу от начала болезни на коже
нижних конечностей появилась сыпь,
которая быстро нарастала.
Объективно: бледность кожных
покровов, на конечностях, туловище
обильная геморрагическая сыпь с
элементами некротических участков,
одышка, ЧДД 36 в минуту, пульс 110 ударов
в минуту, АД 60/20 мм. рт.ст, диурез
снижен, менингиальные знаки —
отрицательные.
Задания
1. Определите состояние пациента.
2. Составьте алгоритм действий
медицинской сестры.
3. Продемонстрируйте технику
забора слизи из носоглотки на менингококк.
Эталон
ответа
1. У пациента развился
инфекционно-токсический шок II степени
(субкомпенсированный); критерии оценки
тяжести шока: частота пульса, величина
АД, снижение диуреза, бледность кожных
покровов.
2. Алгоритм действий медсестры:
выполнять назначение врача;
уложить больного с приподнятым
ножным концом;дать увлажненный кислород через
носовой катетер;подготовить систему для
внутривенного вливания, шприцы,
лекарственные препараты (преднизолон
для в/в введения, антибиотики: пенициллин,
левомецитин — сукцинат);по возможности, обеспечить
доступ в вену лекарственных препаратов;следить за гемодинамикой, АД,
Рs,
диурезом, состоянием сознания,
предупреждать травматизацию больного.
3. Студент демонстрирует технику
забора слизи из носоглотки на мениногококк
согласно алгоритму манипуляции.
Задача № 4
Во время дежурства медицинской
сестры на здравпункте к ней обратился
пациент по поводу укуса соседской
собакой.
Объективно: имеется открытая
рана на правом предплечье со следами
зубов.
Кровотечения из раны нет. Общее
состояние пациента удовлетворительное.
Задания
1. Составьте план оказания
неотложной помощи пациенту.
2. Какие меры необходимо принять
в отношении покусавшего пациента
животного?
3. Что необходимо знать пострадавшим
от повреждений, нанесенных животными?
Эталон ответа
1. Алгоритм действий медицинской
сестры.
Укушенную рану необходимо
обильно промыть водой с мылом (вирус
бешенства чувствителен к щелочным
растворам).Обработать края раны 70% этиловым
спиртом.ПХО не проводят в течение трех
дней, если нет угрожающих жизни показаний,
дополнительная травматизация тканей
может способствовать более быстрому
проникновению вируса по нервным волокнам
в ЦНС.На рану накладывают стерильную
сухую повязку.Больного отправляют для оказания
специализированной помощи в
травматологический пункт (травматологическое
отделение) для введения антирабической
вакцины и экстренной профилактики
столбняка.Собирают сведения о животном,
покусавшем пациента (известное или
нет, привитое от бешенства или нет, был
ли укус спровоцирован или нет).Сведения о пострадавшем передают
в ЦГСЭН.
2. Если животное известно, то его
необходимо осмотреть ветеринару,
которому представляют документ о
проведенных животному прививках против
бешенства.
За животным устанавливают
наблюдение сроком в 10 дней (вирус в слюне
животного появляется в последние 10 дней
инкубационного периода).
3. В случае укуса, оцарапания,
ослюнения животным пострадавшему
следует немедленно обратиться за
медицинской помощью в любое медицинское
учреждение. Каждый случай нападения
животного на человека должен расцениваться
как подозрительный на бешенство.
Назначенный курс прививок нельзя
преждевременно прерывать, так как это
может отсрочить начало болезни. Бешенство
до настоящего времени считается
неизлечимой болезнью. Его можно только
предупредить.
Источник