Техника постановки прививки гепатит в
Профилактика в педиатрии
Эталоны ответов к задачам и алгоритмы манипуляций
Задачи (5)
Задача 1.
Вы – фельдшер ФАП. Осуществляете патронаж к ребенку 4-х месяцев жизни. До 2,5 месяцев малыш ничем не болел, прививался по схеме. В 2,5 месяца перенес коклюш. Сейчас ребенок здоров. Родители интересуются о профилактических прививках, проводимых детям на первом году жизни.
Задание:
1. Укажите, какие прививки получил ребенок. Проконсультируйте родителей о планируемых прививках на очередной год (укажите возраст ребенка и название медицинских иммунобиологических препаратов против инфекционных заболеваний).
2. Составьте беседу для родителей по подготовке ребенка к профилактической прививке и уходу за ребенком в поствакцинальном периоде.
Эталон ответа
1.Ребенок получил прививки: V БЦЖ-М, V1 и V2 ВГВ, V1 Превенар 13. Ребенку планируются следующие прививки (через 1 месяц после выздоровления):
4месяца — V1 АДС + V1 ИПВ + V2 Превенар 13
5,5месяцев — V2 АДС + V2 ИПВ
7 месяцев – V3 ОПВ + V3 ВГВ
12 месяцев – V кори, краснухи, паротита комбинированной вакциной «Приорикс» (или V кори, паротита дивакциной + V краснухи моновакциной, или V кори + V краснухи + V паротита живыми моновакцинами)
2.Студент демонстрирует составленный план беседы для родителей по подготовке ребенка к профилактической прививке и уходу за ребенком в поствакцинальном периоде.
Задача 2.
Вы – фельдшер ФАП. На ваш участок поступил ребенок 11 месяцев 20 дней. Согласно медицинской документации он ничем ранее не болел, привит по возрасту.
Задание:
1. Укажите, какие прививки ребенку выполнены по возрасту. Проконсультируйте родителей о планируемых прививках на очередной год (укажите возраст ребенка и название медицинских иммунобиологических препаратов против инфекционных заболеваний).
2. Составьте беседу для родителей ребенка о необходимости специфической иммунопрофилактики детских инфекционных болезней.
Эталон ответа
1. Ребенку выполнены по возрасту прививки: вакцинация против туберкулеза вакциной БЦЖ-М, трехкратная вакцинация против вирусного гепатита В рекомбинантной вакциной, двухкратная вакцинация против пневмококковой инфекции вакциной Превенар 13, трехкратная вакцинация против полиомиелита (V1 и V2 выполнены инактивированной полиомиелитной вакциной Имовакс Полио или Полиорикс, V3 живой оральной полиомиелитной вакциной).
На очередной год ребенку планируются следующие прививки:
12 месяцев – V кори, краснухи, паротита комбинированной вакциной «Приорикс» (или V кори, паротита дивакциной + V краснухи моновакциной, или V кори + V краснухи + V паротита живыми моновакцинами)
15 месяцев — RV против пневмококковой инфекции вакциной Превенар 13
18 месяцев – RV1 против коклюша, дифтерии, столбняка вакциной АКДС, RV1 ОПВ
20 месяцев – RV2 ОПВ.
2.Студент демонстрирует составленный план беседы для родителей ребенка о необходимости специфической иммунопрофилактики детских инфекционных болезней.
Задача 3.
Вы – фельдшер ФАП. Осуществляете патронаж неорганизованного ребенка 13 месяцев. Второй день у ребенка температура тела 37оС. Отмечается небольшой насморк. На коже туловища и конечностей обнаружена неяркая сливная пятнисто-папулезная сыпь. Слизистая оболочка ротоглотки умеренно гиперемирована, чистая. Со слов родителей, контакта с инфекционными больными не было, получил все прививки по возрасту. Последний раз прививался 10 дней тому назад.
Задание:
1. Назовите и обоснуйте возможную причину изменений состояния ребенка.
2. Составьте план беседы с родителями о необходимости наблюдения за привитым ребенком, сроках появления общих вакцинальных реакций и особенностях протекания вакцинального процесса при иммунизации живыми вакцинами.
Эталон ответа
1. Возможная причина изменений состояния ребенка – общая реакция организма ребенка на вакцинацию против кори. У детей, привитых живой коревой моновакциной (живой дивакциной корь-паротит, комбинированной вакциной Приорикс) могут появиться симптомы со стороны органов и систем, к которым имеется тропность возбудителя кори: – кашель, насморк, конъюнктивит, гиперемия зева, кореподобная сыпь.
2. Студент демонстрирует составленный план беседы для родителей ребенка о необходимости наблюдения за привитым ребенком, сроках появления общих вакцинальных реакций и особенностях протекания вакцинального процесса при иммунизации живыми вакцинами.
План беседы:
1).Поствакцинальные реакции – реакции, возникающие в организме человека под действием любой вакцины и обычно не вызывающие серьезных расстройств жизнедеятельности. Это допустимые реакции, которые рассматриваются как физиологическое течение поствакцинального процесса, они могут быть общими и местными.
Общая реакция сопровождается повышением температуры тела и кратковременной интоксикацией (недомогание, головная боль, нарушение сна, аппетита). Слабая реакция – температура повышается до 37,5°С, средняя реакция– до 38,5°С, тяжелая реакция– 38,6° – 39,5°С.
У детей, привитых живыми вакцинами, к нормальному течению вакцинального процесса относят и симптомы со стороны органов и систем, к которым имеется тропность возбудителя.
Коревая вакцина – кашель, насморк, конъюнктивит, гиперемия зева, редко — кореподобная сыпь.
Паротитная вакцина – катаральные явления в носоглотке, увеличение околоушных слюнных желез.
Краснушная вакцина – катаральные симптомы, редко — увеличение лимфоузлов, краснухоподобная сыпь, у старших детей – артралгии.
ОПВ – учащение стула и т.д.
Все проявления кратковременны (при введении живых – не более – 3 – 5 дней).
Сроки появления общих вакцинальных реакций для живых вакцин – с 5 – 6 по 12 – 14 дни, с пиком проявления с 8 по 11 день после прививки.
Задача 4.
Вы – фельдшер ФАП. На профилактическом приеме ребенок 3-х месяцев, обследован перед прививкой.
В общем анализе крови: эритроциты – 3,9х1012/л, гемоглобин – 98 г/л, цветной показатель – 0,79, лейкоциты – 10,0х109/л, СОЭ – 9мм/час, эозинофилы – 3%, п/ядерные – 2%, с/ядерные – 29%, лимфоциты – 60%, моноциты – 6%.
Задание:
1.Оцените анализ крови. Будите ли Вы делать ребенку сегодня прививку? Если да, то какую прививку, и в каких документах сделаете отметки. Если нет, то почему.
2.Назовите сроки патронажей после введения инактивированных вакцин, проконсультируйте родителей о допустимых поствакцинальных реакциях.
Эталон ответа
1.ОАК: — гипохромная анемия 1 степени тяжести. Прививку делать не будем до выяснения причины анемии. Если анемия алиментарного генеза, то это не является причиной отвода от прививки, после которой ребенку назначают соответствующее лечение («Вакцинопрофилактика. Медицинские противопоказания к проведению профилактических прививок препаратами национального календаря прививок. Методические указания»).
2.Срок патронажа после введения инактивированных вакцин – 1-3 дня после прививки.
Поствакцинальные реакции – реакции, возникающие в организме человека под действием любой вакцины и обычно не вызывающие серьезных расстройств жизнедеятельности. Это допустимые реакции, которые рассматриваются как физиологическое течение поствакцинального процесса, они могут быть общими и местными. Сроки появления общих вакцинальных реакций для инактивированных вакцин – 1 – 3 дня после прививки. Общая реакция сопровождается повышением температуры тела и кратковременной интоксикацией (недомогание, головная боль, нарушение сна, аппетита).
Слабая реакция – температура повышается до 37,5°С, средняя реакция– до 38,5°С, тяжелая реакция– 38,6° – 39,5°С.
Местная реакция – небольшое уплотнение и покраснение в месте введения вакцины до 8см в диаметре, иногда легкая болезненность, которые сохраняются в течение 3-5 дней, а при образовании узелка – до 20 – 30 дней. Рассасываются самостоятельно, без лечения.
Задача 5.
Вы – фельдшер школы. В 1-й класс поступил ребенок, дата рождения 10 сентября 2007 года. На диспансерном учете не состоит, здоров. Профилактические прививки сделаны по возрасту.
Задание:
1. Проконсультируйте родителей по вопросамиммунопрофилактики и необходимым профилактическим прививкам в школьном возрасте, включенным в Национальный календарь (укажите возраст ребенка, название медицинских иммунобиологических препаратов, место и способ введения). Перечислите допустимые поствакцинальные реакции после введения АДС – М анатоксина.
2. Назовите условия хранения МИБП в медицинском кабинете школы.
Эталон ответа
1.По приказу МЗ РФ №125н в 6-7 лет ребенок должен быть ревакцинирован против дифтерии и столбняка ревакцинирован против туберкулеза (при условии отрицательной реакции Манту). Необходимые профилактические прививки в школьном возрасте:
-14 лет — RV3 против дифтерии и столбняка АДС – М анатоксином (0,5мл глубоко подкожно под лопатку), RV3 против полиомиелита вакциной ОПВ (перорально 2 капли (0,1мл) или 4 капли (0,2мл) на лимфоидное глоточное кольцо);
-ежегодная вакцинация против гриппа вакцинами, не содержащими консервантов.
Допустимые поствакцинальные реакции после введения АДС – М анатоксина:
-общая реакция — повышение температуры тела и кратковременная интоксикация (недомогание, головная боль, нарушение сна, аппетита), срок появления общих вакцинальных реакций первые 3 дня после прививки. Слабая реакция – температура повышается до 37,5°С, средняя реакция– до 38,5°С, тяжелая реакция– 38,6° – 39,5°С.
-местная реакция — небольшое уплотнение и покраснение в месте введения вакцины до 8см в диаметре, иногда легкая болезненность, которые сохраняются в течение 3-5 дней, а при образовании узелка – до 20 – 30 дней. Рассасываются самостоятельно, без лечения.
2.Условия хранения МИБП в медицинском кабинете школы.
Все МИБП на 4-м уровне хранят в холодильных шкафах или в бытовых холодильниках при температуре 5±3°C (в пределах от +2 до +8°С), термометры размещают на верхней и нижней полках холодильника. В холодильникевакцины необходимо располагать так, чтобы к каждой упаковке был обеспечен доступ охлажденного воздуха и чтобы препарат, имеющий меньший срок годности, использовался в первую очередь. На первой полке холодильника ближе к морозильной камере хранить живые вакцины.
Задача 6.
Вы – фельдшер ФАП. При обследовании ребенка 1 год 3 месяца (девочка) определили:
Ребенок от I беременности, маме 35 лет, у мамы порок сердца (недостаточность митрального клапана), роды в срок, оперативное родоразрешение. Мать воспитывает ребенка одна (отца нет). Проживают в благоустроенной квартире. Уход за ребенком хороший.
Физическое развитие:
Длина тела – коридор № 3
Масса тела – коридор № 4
Окружность грудной клетки – коридор № 3
НПР:
До – 1 г. 3 мес.
И – 1 г. 6 мес.(+1)
С – 1 г. 3 мес.
Ра – 1 г. 3 мес.
Рп – 1 г. 3 мес.
Н – 1 г. 6 мес. (+1)
Резистентность: Перенесенные заболевания: в 4 месяца – о. ринит, в 5 месяцев – о. ринофарингит, осложненный о. правосторонним гнойным средним отитом, в 8 месяцев – о. конъюнктивит, в 10,5 месяцев – о. ринофарингит.
Функциональное отклонение: функциональный систолический сердечный шум.
Врожденных пороков развития и хронических заболеваний нет.
Профпрививки сделаны по возрасту.
Задание:
1. Проведите комплексную оценку состояния здоровья по основным критериям здоровья, определите группу здоровья ребенка и группу диспансерного наблюдения.
2. Составьте план диспансеризации
Эталон
1. Комплексная оценка состояния здоровья по основным критериям здоровья, определение группы здоровья ребенка и группы диспансерного наблюдения.
1).Анамнез отягощен.
2).ФР: Дл. т. – кор. № 3
М. т. – кор. № 4
Окр. гр. – кор. № 3
ФР – ниже среднего, гармоничное
3).НПР: До – 1 г. 3 мес.
И – 1 г. 6 мес.(+1)
С – 1 г. 3 мес.
Ра – 1 г. 3 мес.
Рп – 1 г. 3 мес.
Н – 1 г. 6 мес. (+1)
НПР I группа, ускоренное развитие
4). 4).Резистентность снижена.
5).Функциональные отклонения – функциональный систолический шум.
6).Врожденных пороков развития и хронических заболеваний нет.
Группа здоровья II Б.
Группа диспансерного наблюдения — 2
2.План диспансеризации
1).Патронаж неорганизованного ребенка 1 раз в 3 месяца на втором году жизни, советы по режиму дня, комплексу гимнастических упражнений, закаливающим процедурам, вскармливанию, воспитанию.
2).На приеме здорового ребенка — проведение антропометрии, психометрии, комплексной оценки состояния здоровья ребенка.
3).Осмотр педиатра в 1год 3 месяца, ЭКГ, консультация кардиолога.
4).В 1год 3 месяца ревакцинация против пневмококковой инфекции, в 1год 6 месяцев 1 ревакцинация против полиомиелита и 1 ревакцинация против коклюша, дифтерии и столбняка.
5).В 1год 6 месяцев (перед прививкой) – общий анализ крови, общий анализ мочи.
Манипуляции (5)
Составьте план профилактических прививок ребенку до 1 года включительно (в наличии дивакцина против кори и паротита, моновакцина против краснухи). Дата рождения 10 апреля 2014 года. Сделайте отметку в медицинской документации о выполненных прививках здоровому ребенку в 3 месяца.
Алгоритм:
План профилактических прививок здоровому ребенку (не относящемуся к группам риска по вирусному гепатиту В и гемофильной инфекции) до 1 года включительно
Дата рождения 10 апреля 2014 года.
Возраст | Дата прививки | Название |
Первые 24 часа жизни | 10.04.2014г. | Первая вакцинация против вирусного гепатита В |
4 дня (на 3 — 7 день жизни) | 13.04.2014г. | Вакцинация против туберкулеза |
1 месяц | 10.05.2014г. | Вторая вакцинация против вирусного гепатита B |
2 месяца | 10.06.2014г. | Первая вакцинация против пневмококковой инфекции |
3 месяца | 10.07.2014г. | Первая вакцинация против дифтерии, коклюша, столбняка Первая вакцинация против полиомиелита инактивированной вакциной |
4,5 месяцев | 24.08.2014г. | Вторая вакцинация против дифтерии, коклюша, столбняка Вторая вакцинация против полиомиелита инактивированной вакциной Вторая вакцинация против пневмококковой инфекции |
6 месяцев | 10.10.2014г. | Третья вакцинация против дифтерии, коклюша, столбняка Третья вакцинация против полиомиелита живой вакциной Третья вакцинация против вирусного гепатита B |
12 месяцев | 10.04.2015г. | Вакцинация дивакциной против кори и эпидемического паротита, вакцинация моновакциной против краснухи (или вакцинация моновакциной против краснухи в 13 месяцев) |
Студент демонстрирует заполнение медицинской документации (ф.112/у, 063/у, 064/у, 156/у-93г., ежемесячного плана профпрививок) о выполненных прививках (V1 АКДС и V1 ИПВ) ребенку в 3 месяца.
Составьте план профилактических прививок ребенку до 1 года включительно (в наличии тривакцина против кори, краснухи и паротита). Дата рождения 20 мая 2014 года. Сделайте отметку в медицинской документации о выполненной прививке здоровому ребенку в 12 месяцев.
Алгоритм:
План профилактических прививок здоровому ребенку (не относящемуся к группам риска по вирусному гепатиту В и гемофильной инфекции) до 1 года включительно
Дата рождения 20 мая 2014 года.
Возраст | Дата прививки | Название |
Первые 24 часа жизни | 20.05.2014г. | Первая вакцинация против вирусного гепатита В |
4 дня (на 3 — 7 день жизни) | 23.05.2014г. | Вакцинация против туберкулеза |
1 месяц | 20.06.2014г. | Вторая вакцинация против вирусного гепатита B |
2 месяца | 20.07.2014г. | Первая вакцинация против пневмококковой инфекции |
3 месяца | 20.08.2014г. | Первая вакцинация против дифтерии, коклюша, столбняка Первая вакцинация против полиомиелита инактивированной вакциной |
4,5 месяцев | 4.10.2014г. | Вторая вакцинация против дифтерии, коклюша, столбняка Вторая вакцинация против полиомиелита инактивированной вакциной Вторая вакцинация против пневмококковой инфекции |
6 месяцев | 20.11.2014г. | Третья вакцинация против дифтерии, коклюша, столбняка Третья вакцинация против полиомиелита живой вакциной Третья вакцинация против вирусного гепатита B |
12 месяцев | 20.05.2015г | Вакцинация тривакциной против кори, краснухи и паротита |
Студент демонстрирует заполнение медицинской документации (ф.112/у, 063/у, 064/у, 156/у-93г., ежемесячного плана профпрививок) о выполненной прививке (V Приорикс) ребенку в 12 месяцев.
Составьте план профилактических прививок ребенку до 1 года включительно (в наличии моновакцины против кори, паротита, краснухи). Дата рождения 30 августа 2014 года. Сделайте отметку в медицинской документации о выполненной прививке здоровому ребенку в 6 месяцев.
Алгоритм:
План профилактических прививок здоровому ребенку (не относящемуся к группам риска по вирусному гепатиту В и гемофильной инфекции) до 1 года включительно
Дата рождения 30 августа 2014 года.
Возраст | Дата прививки | Название |
Первые 24 часа жизни | 30.08.2014г. | Первая вакцинация против вирусного гепатита В |
4 дня (на 3 — 7 день жизни) | 4.09.2014г. | Вакцинация против туберкулеза |
1 месяц | 30.09.2014г. | Вторая вакцинация против вирусного гепатита B |
2 месяца | 30.10.2014г. | Первая вакцинация против пневмококковой инфекции |
3 месяца | 30.11.2014г. | Первая вакцинация против дифтерии, коклюша, столбняка Первая вакцинация против полиомиелита инактивированной вакциной |
4,5 месяцев | 14.01.2015г. | Вторая вакцинация против дифтерии, коклюша, столбняка Вторая вакцинация против полиомиелита инактивированной вакциной Вторая вакцинация против пневмококковой инфекции |
6 месяцев | 28.02.2015г. | Третья вакцинация против дифтерии, коклюша, столбняка Третья вакцинация против полиомиелита живой вакциной Третья вакцинация против вирусного гепатита B |
12 месяцев | 30.08.2015г. | Вакцинация живой коревой вакциной Вакцинация живой краснушной вакциной Вакцинация живой паротитной вакциной (или вакцинация живой паротитной вакциной в 13 месяцев; или вакцинация кори в 12 месяцев, вакцинация краснухи в 13 месяцев, вакцинация паротита в 14 месяцев). |
Студент демонстрирует заполнение медицинской документации (ф.112/у, 063/у, 064/у, 156/у-93г., ежемесячного плана профпрививок) о выполненных прививках (V3 АКДС, V3 ВГВ и V3 ОПВ) ребенку в 6 месяцев.
Продемонстрируйте на педиатрическом манекене технику введения вакцины против вирусного гепатита В.
Источник
Ïðîòîêîë ïðîâåäåíèÿ ïðîôèëàêòè÷åñêèõ ïðèâèâîê ïðîòèâ ãåïàòèòà  íîâîðîæäåííûì è äåòÿì ãðóäíîãî âîçðàñòà
Ãëàâíàÿ / Ïðîòîêîë ïðîâåäåíèÿ ïðîôèëàêòè÷åñêèõ ïðèâèâîê ïðîòèâ ãåïàòèòà  íîâîðîæäåííûì è äåòÿì ãðóäíîãî âîçðàñòà
Ïðîòîêîë ïðîâåäåíèÿ ïðîôèëàêòè÷åñêèõ ïðèâèâîê ïðîòèâ ãåïàòèòà  íîâîðîæäåííûì è äåòÿì ãðóäíîãî âîçðàñòà
Ðîññèéñêàÿ àññîöèàöèÿ ñïåöèàëèñòîâ ïåðèíàòàëüíîé ìåäèöèíû
Protocol of hepatitis  vaccination for newborns and infants
Russian Association of Perinatal Medicine Specialists
Íåñìîòðÿ íà áåçóñëîâíóþ ñîöèàëüíóþ è ìåäèöèíñêóþ çíà÷èìîñòü ïðèêàçà ÌÇ ¹229 îò 27.06.01 ã., íàïðàâëåííîãî íà ðåàëèçàöèþ Ôåäåðàëüíîãî çàêîíà «Îá èììóíîïðîôèëàêòèêå èíôåêöèîííûõ áîëåçíåé» îò 17.09.98 ¹157-ÔÇ, Íàöèîíàëüíûé êàëåíäàðü ïðîôèëàêòè÷åñêèõ ïðèâèâîê â ðàçäåëå ïîñâÿùåííîì ìàññîâîé ïðîôèëàêòèêå ïðîòèâ ãåïàòèòà Â, îêàçàëñÿ íå âïîëíå ïðîðàáîòàí.  òåêñòå îôèöèàëüíîãî äîêóìåíòà è êîììåíòàðèÿõ ê íîâîìó íàöèîíàëüíîìó êàëåíäàðþ ïðîôèëàêòè÷åñêèõ ïðèâèâîê îòñóòñòâóþò äàííûå î ïðîòèâîïîêàçàíèÿõ ê ðàííåé âàêöèíàöèè ïðîòèâ ãåïàòèòà Â, à òàêæå ñâåäåíèÿ îá îñîáåííîñòÿõ âàêöèíàöèè íåäîíîøåííûõ äåòåé ñ î÷åíü íèçêîé ìàññîé òåëà ïðè ðîæäåíèè è äåòåé èç ãðóïïû âûñîêîãî ðèñêà. Âûÿâëåííûå îñîáåííîñòè ðåäàêöèè êàëåíäàðÿ ïðîôèëàêòè÷åñêèõ ïðèâèâîê ìîãóò, ïî ìíåíèþ ýêñïåðòîâ Ðîññèéñêîé àññîöèàöèè ñïåöèàëèñòîâ ïåðèíàòàëüíîé ìåäèöèíû, ïðèâåñòè ê ñëåäóþùèì íåáëàãîïðèÿòíûì ïîñëåäñòâèÿì ïðè åãî èñïîëüçîâàíèè â ðåãèîíàõ Ðîññèè:
1) ó÷àùåíèþ ïîáî÷íûõ ðåàêöèé íà âàêöèíó ïðîòèâ ãåïàòèòà  ó çäîðîâûõ íîâîðîæäåííûõ äåòåé (äî 1,5-3,0%);
2) ñíèæåíèþ ýôôåêòèâíîñòè âàêöèíàöèè ó äåòåé ãðóïïû âûñîêîãî ðèñêà;
3) ïîâûøåíèþ âåðîÿòíîñòè íàðóøåíèé ïðàâèë ó÷åòà è êîíòðîëÿ çà õðàíåíèåì è èñïîëüçîâàíèåì âàêöèíû ïðîòèâ ãåïàòèòà  â ðîäèëüíûõ äîìàõ;
4)óâåëè÷åíèþ ñëó÷àåâ íåîáîñíîâàííûõ èçìåíåíèé ðàöèîíàëüíîé ñõåìû âàêöèíàöèè ïðîòèâ ãåïàòèòà Â.
Ó÷èòûâàÿ âûøåèçëîæåííîå, ðàáî÷åé ãðóïïîé ÐÀÑÏÌ â ñîñòàâå:
Âîëîäèíà Íèêîëàÿ Íèêîëàåâè÷à — ÷ëåí-êîððåñïîíäåíòà ÐÀÌÍ, äîêòîðà ìåäèöèíñêèõ íàóê, ïðîôåññîðà, çàâåäóþùåãî êàôåäðîé íåîíàòîëîãèè ÔÓ ÐÃÌÓ, Ïðåçèäåíòà Ðîññèéñêîé àññîöèàöèè ñïåöèàëèñòîâ ïåðèíàòàëüíîé ìåäèöèíû;
Áàçàðîâîé Ìàðèíû Âèêòîðîâíû — êàíäèäàòà ìåäèöèíñêèõ íàóê, çàìåñòèòåëÿ ãëàâíîãî âðà÷à ïî ñàíýïèäâîïðîñàì èíôåêöèîííîé êëèíè÷åñêîé áîëüíèöû ¹1 Ìîñêâû;
Äåãòÿð¸âà Äìèòðèÿ Íèêîëàåâè÷à — äîêòîðà ìåäèöèíñêèõ íàóê, ïðîôåññîðà êàôåäðû íåîíàòîëîãèè ÔÓ ÐÃÌÓ, ãëàâíîãî íåîíàòîëîãà Êîìèòåòà çäðàâîîõðàíåíèÿ Ìîñêâû;
Çàïëàòíèêîâà Àíäðåÿ Ëåîíèäîâè÷à — êàíäèäàòà ìåäèöèíñêèõ íàóê, äîöåíòà êàôåäðû ïåäèàòðèè ÐÌÀÏÎ, çàìåñòèòåëÿ ïðåäñåäàòåëÿ Êîìèòåòà ïî ýòèêå Íàöèîíàëüíîãî îðãàíà êîíòðîëÿ ïî èììóíîáèîëîãè÷åñêèì ïðåïàðàòàì;
×åøèêà Ñâÿòîñëàâà Ãåîðãèåâè÷à — äîêòîðà ìåäèöèíñêèõ íàóê, ïðîôåññîðà, ðóêîâîäèòåëÿ êëèíè÷åñêîãî îòäåëà ÍÈÈ âèðóñîëîãèè èì. Ä.È.Èâàíîâñêîãî ÐÀÌÍ, ãëàâíîãî äåòñêîãî èíôåêöèîíèñòà Êîìèòåòà çäðàâîîõðàíåíèÿ Ìîñêâû, çàñëóæåííîãî âðà÷à Ðîññèéñêîé Ôåäåðàöèè
— áûë ðàçðàáîòàí Ïðîòîêîë ïðîâåäåíèÿ ïðîôèëàêòè÷åñêèõ ïðèâèâîê ïðîòèâ ãåïàòèòà  íîâîðîæäåííûì è äåòÿì ãðóäíîãî âîçðàñòà.
Òåêñò åãî ïðèâîäèòñÿ íèæå.
 ñîîòâåòñòâèè ñ ïðèêàçîì ìèíèñòðà çäðàâîîõðàíåíèÿ ÐÔ ¹229 îò 27.06.01 ã., Íàöèîíàëüíûé êàëåíäàðü ïðîôèëàêòè÷åñêèõ ïðèâèâîê ïðåäóñìàòðèâàåò ìàññîâóþ âàêöèíàöèþ íîâîðîæäåííûõ äåòåé ïðîòèâ ãåïàòèòà Â.
Ñ 1 ÿíâàðÿ 2002 ã. ïðîâåäåíèå ïåðâîé ïðèâèâêè ïðîòèâ ãåïàòèòà  ðåêîìåíäîâàíî âñåì íîâîðîæäåííûì äåòÿì, íåçàâèñèìî îò ðèñêà èíòðàíàòàëüíîãî èíôèöèðîâàíèÿ âèðóñîì ãåïàòèòà Â, â ïåðâûå 12 ÷àñîâ æèçíè. Ïðåäóïðåæäåíèå èíôèöèðîâàíèÿ âèðóñîì ãåïàòèòà  íîâîðîæäåííûõ ÿâëÿåòñÿ ÷àñòüþ îáùåé ïðîãðàììû ïðîôèëàêòèêè è ëèêâèäàöèè âèðóñíîãî ãåïàòèòà Â. Îñíîâû ýòîé ïðîãðàììû â ïðèêàçå ¹226/79 ÌÇ ÐÔ è ÊÃÑÝÍ ÐÔ îò 03.06.96 ã.
Äëÿ âàêöèíàöèè íîâîðîæäåííûõ èñïîëüçóþò ðåêîìáèíàíòíûå âàêöèíû, çàðåãèñòðèðîâàííûå è ðàçðåøåííûå ê ïðèìåíåíèþ â Ðîññèè:
Engerix  ïðîèçâîäñòâà ôèðì «Ñìèò Êëÿéí Áè÷åì» (Áåëüãèÿ) è «Áèîìåä» (Áåëüãèÿ-Ðîññèÿ);
Rec-HbsAg ïðîèçâîäñòâà Ðåñïóáëèêè Êóáà;
Recombivax ÍÂ ïðîèçâîäñòâà ôèðìû «Ìåðê Øàðï è Äîóì» (ÑØÀ);
Êîìáèîòåõ ïðîèçâîäñòâà «Êîìáèîòåõ — ËÒÄ» (Ðîññèÿ);
Euvax ïðîèçâîäñòâà Ðåñïóáëèêè Êîðåÿ.
Äëÿ èììóíèçàöèè íîâîðîæäåííûõ â áîëüøèíñòâå ñëó÷àåâ èñïîëüçóåòñÿ äåòñêàÿ äîçèðîâêà âàêöèíû ñ ñîäåðæàíèåì 10 ìêã HBsAg â 0,5 ìë ñóñïåíçèè. Èìåþòñÿ óêàçàíèÿ äëÿ âàêöèíû Recombivax Í î íåîáõîäèìîñòè ïðèìåíåíèÿ 2,5 ìã ó çäîðîâûõ íîâîðîæäåííûõ è 5 ìã ó äåòåé, ðîæäåííûõ îò ìàòåðåé — íîñèòåëåé âèðóñà.
Âàêöèíà äëÿ èììóíèçàöèè çäîðîâûõ íîâîðîæäåííûõ ïðèìåíÿåòñÿ ïî ñõåìå: 0,1 è 6 ìåñÿöåâ æèçíè (òàáë. 1).
Ïåðâîå ââåäåíèå âàêöèíû ïðîòèâ ãåïàòèòà  ïðîâîäèòñÿ âñåì íîâîðîæäåííûì ïðè ðîæäåíèè â òå÷åíèå ïåðâûõ 12 ÷àñîâ æèçíè (ïåðåä ïðèâèâêîé ÁÖÆ).  èñêëþ÷èòåëüíûõ ñëó÷àÿõ âîçìîæíî ïðîäëåíèå ñðîêà íà÷àëà èììóíèçàöèè äî 24 ÷àñîâ æèçíè. Âàêöèíàöèÿ ÁÖÆ ïðîâîäèòñÿ íà 3-7 ñóò æèçíè ðåáåíêà, è, òàêèì îáðàçîì, âàêöèíàöèÿ ïðîòèâ ãåïàòèòà  è âàêöèíàöèÿ ÁÖÆ ïðîâîäÿòñÿ â ðàçíûå äíè æèçíè.
Òåõíèêà ââåäåíèÿ. Íîâîðîæäåííûì è ãðóäíûì äåòÿì âàêöèíà ââîäèòñÿ âíóòðèìûøå÷íî, ïðè ñíèæåííîé ñâåðòûâàåìîñòè êðîâè — ïîäêîæíî, â ïåðåäíå-áîêîâóþ ïîâåðõíîñòü áåäðà. Ïîáî÷íûå ðåàêöèè ïðè ïðèìåíåíèè âàêöèíû ïðîòèâ ãåïàòèòà  ðåäêè, ñëàáî âûðàæåíû è ïðåõîäÿùè. Ìîãóò íàáëþäàòüñÿ ñèìïòîìû â ìåñòå èíúåêöèè âàêöèíû (ãèïåðåìèÿ, áîëåâàÿ ðåàêöèÿ) è ñóáôåáðèëüíàÿ òåìïåðàòóðà.
Ñâåäåíèÿ î ïåðâîé ïðèâèâêå, ïîëó÷åííîé â ðîäèëüíîì äîìå (äàòà, äîçà, ñåðèÿ, ñðîê ãîäíîñòè) óêàçûâàþòñÿ â îáìåííîé êàðòå ðîäèëüíèöû.  äàëüíåéøåì äàííûå î ïðîâåäåííîé âàêöèíàöèè âíîñÿòñÿ â èñòîðèþ ðàçâèòèÿ ðåáåíêà (ôîðìà 112/ó) è êàðòó ïðîôèëàêòè÷åñêèõ ïðèâèâîê (ôîðìà 063/ó).  ìåäèöèíñêèõ äîêóìåíòàõ òàêæå îòðàæàþò õàðàêòåð, ñðîêè îáùèõ è ìåñòíûõ ðåàêöèé, åñëè îíè âîçíèêëè.
Òàáëèöà 1. Êàëåíäàðü ïðîôèëàêòè÷åñêèõ ïðèâèâîê ïðîòèâ ãåïàòèòà  çäîðîâûõ íîâîðîæäåííûõ è äåòåé ðàííåãî âîçðàñòà
Ñõåìà âàêöèíàöèè
Ñðîêè ïðîâåäåíèÿ èììóíèçàöèè
Ïåðâàÿ âàêöèíàöèÿ
Ïåðâûå 12 ÷àñîâ æèçíè
Âòîðàÿ âàêöèíàöèÿ
1 ìåñÿö æèçíè ðåáåíêà
Òðåòüÿ âàêöèíàöèÿ
6 ìåñÿöåâ æèçíè ðåáåíêà
Ïåðåä âûïèñêîé èç ðîääîìà ïðîâîäèòñÿ èíñòðóêòàæ ðîäèëüíèöû î äàëüíåéøåé âàêöèíàöèè íîâîðîæäåííîãî.
Ïåðâûé îïûò ðåàëèçàöèè íîâîãî Íàöèîíàëüíîãî êàëåíäàðÿ ïðîôèëàêòè÷åñêèõ ïðèâèâîê â ðîäîâñïîìîãàòåëüíûõ ó÷ðåæäåíèÿõ Ìîñêâû ïîêàçàë, ÷òî èç-çà íàëè÷èÿ òÿæåëûõ ïåðèíàòàëüíûõ çàáîëåâàíèé îêîëî 10% íîâîðîæäåííûõ èìåþò îáúåêòèâíûå ïðîòèâîïîêàçàíèÿ ê âàêöèíàöèè ïðîòèâ ãåïàòèòà  â ïåðâûå ñóòêè æèçíè. Êðîìå òîãî, ðåçóëüòàòû íàó÷íûõ èññëåäîâàíèé ãîâîðÿò î íåäîñòàòî÷íîé ýôôåêòèâíîñòè àêòèâíîé èììóíèçàöèè ó ãëóáîêî íåäîíîøåííûõ äåòåé äî äîñòèæåíèÿ èìè ìàññû òåëà 1500 ã.
 ýòîé ñâÿçè âðåìåííûìè ïðîòèâîïîêàçàíèÿìè ê ââåäåíèþ âàêöèíû íîâîðîæäåííûì ñëåäóåò ñ÷èòàòü:
1) Ìàññó òåëà ðåáåíêà ïðè ðîæäåíèè ìåíåå 1500 ã, íåçàâèñèìî îò ñîñòîÿíèÿ ðåáåíêà ïðè ðîæäåíèè;
2) Âûðàæåííûå íàðóøåíèÿ ðàííåé íåîíàòàëüíîé àäàïòàöèè, íåçàâèñèìî îò ìàññû òåëà, âûçâàííûå:
êëèíè÷åñêèìè ïðîÿâëåíèÿìè âðîæäåííîé èëè ïåðèíàòàëüíîé èíôåêöèè;
ñèíäðîìîì äûõàòåëüíûõ ðàññòðîéñòâ;
àñôèêñèåé íîâîðîæäåííîãî;
îòå÷íîé èëè æåëòóøíîé ôîðìîé ãåìîëèòè÷åñêîé áîëåçíè íîâîðîæäåííîãî;
òÿæåëûìè ïåðèíàòàëüíûìè ïîðàæåíèÿìè ÖÍÑ;
äðóãèìè âðîæäåííûìè è ïåðèíàòàëüíûìè çàáîëåâàíèÿìè, ñîïðîâîæäàþùèìèñÿ òÿæåëîé äûõàòåëüíîé, ñåðäå÷íî-ñîñóäèñòîé, îñòðîé ïî÷å÷íîé èëè ïîëèîðãàííîé íåäîñòàòî÷íîñòüþ.
Ïîñëå ñòàáèëèçàöèè ñîñòîÿíèÿ (ïðè íîðìàëèçàöèè æèçíåííî âàæíûõ ôóíêöèé), à òàêæå ïðè óñëîâèè, ÷òî ìàññà òåëà ðåáåíêà ïðåâûøàåò 1500 ã, ìîæíî ïðîâîäèòü ïåðâîå ââåäåíèå âàêöèíû ïðîòèâ ãåïàòèòà Â.
Îñîáî âûñîêóþ ãðóïïó ðèñêà ïî èíôèöèðîâàíèþ âèðóñîì ãåïàòèòà  ïðåäñòàâëÿþò íîâîðîæäåííûå, ðîäèâøèåñÿ ó ìàòåðåé — íîñèòåëåé âèðóñà ãåïàòèòà Â. Èíôåêöèÿ âèðóñîì ãåïàòèòà  ó ìàòåðåé ìîæåò ïðîÿâëÿòüñÿ ïåðñèñòèðóþùåé HBs-àíòè- ãåíåìèåé, îñòðûì ãåïàòèòîì  â III òðèìåñòðå áåðåìåííîñòè, õðîíè÷åñêèì ãåïàòèòîì Â. Äëÿ èììóíèçàöèè íîâîðîæäåííûõ ó ìàòåðåé — íîñèòåëåé âèðóñà è áîëüíûõ ãåïàòèòîì  íåîáõîäèìî ïðèìåíÿòü äðóãóþ ñõåìó âàêöèíàöèè: 0, 1, 2 è 12 ìåñÿöåâ æèçíè ðåáåíêà (òàáë. 2).
Òàáëèöà 2. Êàëåíäàðü âàêöèíàöèè ïðîòèâ ãåïàòèòà Â íîâîðîæäåííûõ ó ìàòåðåé, èíôèöèðîâàííûõ âèðóñîì ãåïàòèòà Â
Âàêöèíàöèè
Ñðîêè âàêöèíàöèè
Ïåðâàÿ
Íîâîðîæäåííûå â ïåðâûå 12 ÷àñîâ æèçíè
Âòîðàÿ
1 ìåñÿö æèçíè ðåáåíêà
Òðåòüÿ
2 ìåñÿöà æèçíè ðåáåíêà
×åòâåðòàÿ (îäíîâðåìåííî ñ ïðîòèâîêîðåâîé âàêöèíîé)
12 ìåñÿöåâ æèçíè ðåáåíêà
Ïðè ýòîì ïîñëå çàâåðøåíèÿ êóðñà èììóíèçàöèè çàùèòíûé óðîâåíü àíòèòåë â êðîâè 10 ÌÅ/ë è âûøå äîñòèãàåòñÿ ó 95% ïðèâèòûõ, à çàáîëåâàåìîñòü ãåïàòèòîì Â ñíèæàåòñÿ â 10-12 ðàç.
Äëÿ ïîâûøåíèÿ ïðîôèëàêòè÷åñêîé ýôôåêòèâíîñòè ó ëèö îñîáî âûñîêîãî ðèñêà ÂÎÇ ðåêîìåíäóåò àêòèâíî-ïàññèâíóþ èììóíèçàöèþ — îäíîâðåìåííîå ïðèìåíåíèå âàêöèíû ïðîòèâ ãåïàòèòà  è ñïåöèôè÷åñêîãî èììóíîãëîáóëèíà, ñîäåðæàùåãî â âûñîêîì òèòðå àíòèòåëà ê HBsAg.
Ïðîâåäåíèå àêòèâíî-ïàññèâíîé èììóíèçàöèè â ðîäèëüíîì äîìå ïîêàçàíî íîâîðîæäåííûì, ðîäèâøèìñÿ ó ìàòåðåé:
ñ îñòðûì ãåïàòèòîì Â;
ðàííèõ ðåêîíâàëåñöåíòîâ ãåïàòèòà Â;
ñ íàëè÷èåì â êðîâè HBsAg.
 ñëó÷àÿõ, êîãäà ðåáåíîê, ðîæäåííûé ó ìàòåðè — íîñèòåëüíèöû âèðóñà ãåïàòèòà Â, íå ìîæåò áûòü ñâîåâðåìåííî âàêöèíèðîâàí èç-çà òÿæåñòè ñîñòîÿíèÿ èëè äðóãèõ âðåìåííûõ ïðîòèâîïîêàçàíèé, ïîêàçàíî ðàííåå ââåäåíèå ñïåöè-ôè÷åñêîãî èììóíîãëîáóëèíà ïðîòèâ ãåïàòèòà  (íå ïîçäíåå ÷åì ÷åðåç 12 ÷ ïîñëå ðîæäåíèÿ) ñ îáÿçàòåëüíûì ïðîâåäåíèåì àêòèâíîé èììóíèçàöèè ñðàçó ïîñëå ñòàáèëèçàöèè ñîñòîÿíèÿ.
Âûñîêàÿ ýôôåêòèâíîñòü ïàññèâíîé èììóíèçàöèè íîâîðîæäåííûõ âûñîêîãî ðèñêà áûëà âûÿâëåíà ïðè èñïîëüçîâàíèè ïðåïàðàòà Ãåïàòåêò (Hepatect). Ãåïàòåêò — èììóíîãëîáóëèí ÷åëîâåêà ïðîòèâ ãåïàòèòà  äëÿ âíóòðèâåííîãî ââåäåíèÿ («Áèîòåñò-Ôàðìà», Ãåðìàíèÿ). Ñîäåðæàíèå àíòèòåë ïðîòèâ ãåïàòèòà  â 1 ìë ðàñòâîðà äëÿ èíôóçèè — 50 ME. Äëÿ ïðîôèëàêòèêè ãåïàòèòà  ó íîâîðîæäåííûõ íåïîñðåäñòâåííî ïîñëå ðîæäåíèÿ ââîäÿò 20 ME (0,4 ìë) Ãåïàòåêòà íà 1 êã ìàññû òåëà, íî íå ìåíåå 2,0 ìë. Ãåïàòåêò ââîäèòñÿ âíóòðèâåííî ìåäëåííî. Ïðîòèâîïîêàçàíèåì äëÿ ïðèìåíåíèÿ Ãåïàòåêòà ÿâëÿåòñÿ ïîâûøåííàÿ ÷óâñòâèòåëüíîñòü ê èììóíîãëîáóëèíó ÷åëîâåêà è äðóãèì ïðåïàðàòàì êðîâè. Âàêöèíà ïðîòèâ ãåïàòèòà  ââîäèòñÿ ÷åðåç 2 ÷. ïîñëå ââåäåíèÿ Ãåïàòåêòà
Òàáëèöà 3. Òàêòèêà âåäåíèÿ äåòåé ñ ðèñêîì èíôèöèðîâàíèÿ âèðóñîì ãåïàòèòà Â ïîñëå âûïèñêè èç ðîäèëüíîãî äîìà
Äåòè, ïîäëåæàùèå îáñëåäîâàíèþ
Ñðîêè îáñëåäîâàíèÿ
Îáúåì îáñëåäîâàíèÿ
Êðèòåðèè ñíÿòèÿ ñ ó÷åòà
Íîâîðîæäåííûå, ðîäèâøèåñÿ ó ìàòåðåé íîñèòåëåé âèðóñà ãåïàòèòà Â, áîëüíûõ îñòðûì ãåïàòèòîì  â III òðèìåñòðå áåðåìåííîñòè, áîëüíûõ õðîíè÷åñêèì ãåïàòèòîì Â
 3,6 è 12 ìåñ
Îïðåäåëåíèå HBsAg, ÀëÀÒ è ÀñÀÒ
Íîðìàëüíûå ïîêàçàòåëè ÀëÀÒ, îòðèöàòåëüíûå ðåçóëüòàòû èññëåäîâàíèÿ íà HBsAg íàëè÷èå àíòèòåë ê HBsAg
 íàñòîÿùåå âðåìÿ òàêæå ðàçðàáîòàí è ðàçðåøåí ê êëèíè÷åñêîìó ïðèìåíåíèþ èììóíîãëîáóëèí ÷åëîâåêà ïðîòèâ ãåïàòèòà  îòå÷åñòâåííîãî ïðîèçâîäñòâà. Ïðåïàðàò ââîäèòñÿ ïî òåì æå ïîêàçàíèÿì è â òå æå ñðîêè, ÷òî è Ãåïàòåêò. Íîâîðîæäåííûì ââîäèòñÿ îäíà äîçà îòå÷åñòâåííîãî ïðåïàðàòà âíóòðèìûøå÷íî (100 ME) îäíîâðåìåííî ñ âàêöèíîé ïðîòèâ ãåïàòèòà Â, íî â ðàçíûå ó÷àñòêè òåëà. Îäíàêî ýôôåêòèâíîñòü ïàññèâíîé èììóíèçàöèè íîâîðîæäåííûõ äåòåé ïóòåì âíóòðèìûøå÷íîãî ââåäåíèÿ èììóíîãëîáóëèíà íóæäàåòñÿ â óòî÷íåíèè.
Ðåàêöèè íà ââåäåíèå èììóíîãëîáóëèíà, êàê ïðàâèëî, îòñóòñòâóþò.  ðåäêèõ ñëó÷àÿõ ìîãóò ðàçâèâàòüñÿ ìåñòíûå ðåàêöèè â âèäå ãèïåðåìèè è ïîâûøåíèÿ òåìïåðàòóðû äî 37,5°Ñ â òå÷åíèå ïåðâûõ ñóòîê ïîñëå ââåäåíèÿ.
Íåñìîòðÿ íà âûñîêóþ ýôôåêòèâíîñòü âàêöèíàöèè ïðîòèâ ãåïàòèòà Â, èçáåæàòü èíôèöèðîâàíèÿ äåòåé â îòäåëüíûõ ñëó÷àÿõ íå óäàåòñÿ. Ïîýòîìó äåòè, ðîæäåííûå ó ìàòåðåé — íîñèòåëåé âèðóñà ãåïàòèòà Â, íóæäàþòñÿ â äîïîëíèòåëüíîì îáñëåäîâàíèè è íàáëþäåíèè íà ïåðâîì ãîäó æèçíè (òàáë. 3).
Ïðè îòñóòñòâèè ìàðêåðîâ ãåïàòèòà  è íîðìàëüíûõ ïîêàçàòåëÿõ áèîõèìè÷åñêèõ àíàëèçîâ êðîâè, à òàêæå ïðè íàëè÷èè àíòèòåë ê HBsAg, îïðåäåëåíèå êîòîðûõ ïðîâîäèòñÿ ÷åðåç 1 ìåñ ïîñëå çàâåðøåíèÿ êóðñà âàêöèíàöèè, äåòè ñíèìàþòñÿ ñ äèñïàíñåðíîãî ó÷åòà. Åñëè íà ëþáîì ýòàïå îáñëåäîâàíèÿ ó äåòåé âûÿâëÿþòñÿ ìàðêåðû ÍÂ-âèðóñíîé èíôåêöèè è èçìåíåíèÿ â áèîõèìè÷åñêèõ àíàëèçàõ êðîâè, äèñïàíñåðíîå íàáëþäåíèå ïðîäîëæàåòñÿ ïî ïðàâèëàì, êîòîðûå îïðåäåëåíû äëÿ áîëüíûõ õðîíè÷åñêèì ãåïàòèòîì Â.
https://www.biotestpharma.kz/page/gepatb.html
Источник