Вирусный гепатит а эпидемиология противоэпидемические мероприятия
ТЕМА: Вирусные гепатиты
Контрольные вопросы
Профилактика и мероприятия в очаге
Профилактические мероприятия направлены на предотвращения загрязнения возбудителем объектов окружающей среды, санитарное благоустройства источников водоснабжения, соблюдение правил удаления и обеззараживания нечистот, снабжение населения безопасными продуктами питания.
В очаге проводятся мероприятия, направленные на предупреждение воздушно-капельного и фекально-орального механизма заражения. В детских учреждениях дети, бывшие в контакте с заболевшим, изолируются на 14 дней и им вводится человеческий иммуноглобулин. Работники родильных домов и детских учреждений, бывшие в контакте с больным, переводятся на другую работу на 14 дней.
Помимо клинических данных при госпитализации учитываются эпидемиологические критерии – лица из организованных коллективов, работники детских учреждений и пищевых предприятий. Срок изоляции 14 дней. Специфическая профилактика не разработана.
1. Как происходит заражение энтеровирусами?
2. Основные клинические проявления энтеровирусной инфекции?
3. С какими заболеваниями проводится дифференциальная диагностика?
4. Как проводятся противоэпидемические мероприятия в очаге? Профилактика.
Вирусные гепатиты – группа заболеваний, вызываемых гепатотропными вирусами, с различными механизмами заражения, характеризующихся паренхиматозным поражением печени, интоксикацией и часто желтухой.
В группу вирусов, вызывающих вирусные гепатиты, входят вирусы А, В, С, Д и Е. В зависимости от механизма заражения выделяют две группы вирусов: 1) энтеральные, передающиеся фекально-оральным механизмом: вирусы А и Е; 2) передающихся гемоконтактным (парентеральным ) механизмом: вирусы В, С, Д. Имеются и другие вирусы, которые в настоящее время ещё недостаточно изучены (вирусы F,G и др.). Перекрёстного иммунитета к различным вирусам не существует.
Этиология. Возбудителем вирусного гепатита А (ГА) является мелкий РНК–содержащий вирус, относящийся к роду энтеровирусов семейства пикорнавирусов. Возбудитель вирусного гепатита А (ВГА) устойчив во внешней среде – способен длительно сохранятся в воде (3-10 мес.), почве, экскрементах (до 1 мес.) и на предметах хозяйственного обихода. При кипячении ВГА инактивируется через 5 мин., чувствителен к ультрафиолетовому облучению, формалину, относительно устойчив к хлорсодержащим дезинфектантам.
Эпидемиология. Источник инфекции больной человек, особенно со стертыми и безжелтушными формами. Выделение вируса с фекалиями начинается с конца инкубационного периода, интенсивно происходит в преджелтушный период и первые дни желтушного периода.
Механизм заражения, как и при других кишечных инфекциях, фекально-оральный, который реализуется алиментарным, водным и контактно-бытовым путями.
Восприимчивость к гепатиту А всеобщая. Наиболее часто болеют дети старше 1 года (особенно в возрасте 3-13 лет) и молодые лица (15-30 лет). Дети первого года жизни мало чувствительны к заражению вследствие пассивного иммунитета, полученного ими от матери. Иммунитет после перенесённого заболевания длительный, пожизненный. Максимум заболеваемости приходится на летне-осенний период. Заболевание может встречаться в виде эпидемии, эпидемических вспышек и спорадических случаев.
Патогенез. После попадания ВГА в организм человека через рот, первичная репликация его происходит в эндотелии слизистой оболочки тонкой кишки и мезентериальных лимфатических узлах с последующим попаданием вируса в кровь. Вследствие вирусемии развивается общеинтоксикационный синдром, и возбудитель заносится в печень. Вирус оказывает прямое цитолитическое действие на гепатоциты, вызывая воспалительные и некробиотические процессы в них, с последующим увеличением печени и селезёнки. Для ГА характерно преимущественное поражение периферических отделов печёночной дольки.
Воспалительные и некробиотические процессы печёночной ткани приводят к возникновению следующих клинико-биохимических синдромов: цитолитического, холестатического и мезинхиально-воспалительного. Основным при вирусных гепатитах является цитолитический синдром, который обусловлен непосредственным воздействием размножающегося вируса в гепатоцитах. В результате цитолитического эффекта вируса нарушается клеточный метаболизм, повышается проницаемость клеточных мембран гепатоцита, с последующим разрушением его, что лабораторно подтверждается повышением активности трансфераз сыворотки крови (АлАТ и АсАТ).
Холестатический синдром обусловлен нарушением оттока желчи с накоплением её компонентов в крови, что лабораторно подтверждается повышением уровня прямого билирубина и активности щелочной фосфатазы сыворотки крови.
Мезенхимально-воспалительный синдром обусловлен вовлечением в патологический процесс стромы печени и клеток ретикулогистоцитарной системы, о чём свидетельствует лабораторные тесты – повышение уровня α-, β- и γ- глобулинов, изменение коллоидных проб (снижение сулемовой и повышение тимоловой проб), повышение иммуноглобулинов всех классов (A, M, G).
Оценивая выраженность основных клинико-биохимических синдромов при вирусных гепатитах, следует отметить, что при ГА преобладает мезенхимально-воспалительный синдром по сравнению с цитолитическим и холестатическим.
Распад некротизированных гепатоцитов приводит к высвобождению вируса и его антигенов, что способствует бурному накоплению специфических антител класса М и быстрому очищению организма от вирусов. В результате образования IgG формируется стойкий видоспецифический иммунитет.
Клиника. Заболевание отличается разнообразием клинических проявлений. Выделяют субклиническую (иннаппарантную), безжелтушную, стёртую и желтушную форму, по тяжести – лёгкую, среднетяжёлую и тяжёлую.
Желтушная форма. Для ГА характерна цикличность течения с последовательной сменой периодов болезни: инкубационный, продромальный (преджелтушный), разгара болезни (желтушный период) и реконвалесценции.
Инкубационный период длитсяот 6 до 50 дней (чаще 15-30 дней).
Преджелтушный период продолжается в среднем 5-7 дней и характеризуется разнообразными клиническими проявлениями. По ведущему синдрому выделяют гриппоподобный (катаральный, лихорадочный), диспепсический, астеновегетативный и смешанный синдромы.
При гриппоподобном синдроме заболевание начинается остро, температура тела повышается до 38-39ºC и сохраняется 1-3 дня. Отмечается головная боль, общая слабость, разбитость, снижение аппетита. Могут развиться катаральные явления со стороны верхних дыхательных путей.
Диспепсический синдром характеризуется снижением или даже отсутствием аппетита (анорексией), болями в эпигастрии или в правом подреберье, тошнотой и реже рвотой.
Астеновегетативный вариант проявляется постепенным развитием общей слабости, повышенной утомляемости, сонливости, раздражительности, головной боли, головокружения, снижением работоспособности.
При смешанном варианте имеют место симптомы нескольких синдромов, чаще всего гриппоподобного и диспепсического.
За 2-3 дня до появления желтушности кожи моча становится тёмно-коричневой, цвета крепкого чая, позже обесцвечивается кал, напоминает серую глину. К этому времени выявляется увеличение печени и реже селезёнки.
Желтушный период (период разгара болезни) длится в среднем 2-3 недели и характеризуется появлением желтушной окраски склер, слизистых оболочек ротоглотки и кожи. При появлении желтухи самочувствие больных заметно улучшается: снижается до нормы температуры тела, уменьшаются или исчезают симптомы интоксикации, что является важным дефференциально-диагностическим критерием между гепатитом А и В. В желтушном периоде выделяют стадию нарастания, максимального развития и спада желтухи. В начале заболевания появляется желтушность слизистых оболочек ротоглотки и склер, а затем кожи. Интенсивность желтухи (слабая, умеренная и интенсивная) соответствует тяжести болезни и достигает шафранового оттенка при тяжелых формах.
В разгар заболевания сохраняется общая слабость, астения, может появиться зуд кожи на фоне желтухи, диспепсические проявления: ощущение тяжести и распирания в эпигастрии и правом подреберье, тошнота и реже — рвота, сухость и горечь во рту, отвращение к пище. Язык обложен белым или желтоватым налетом, увеличены печень и селезенка, моча остается темной и кал обесцвеченным (ахоличным). Со стороны сердечно-сосудистой системы отмечается склонность к брадикардии и гипотонии, приглушение тонов сердца.
Угасание желтухи происходит постепенно, начиная с кожных покровов, а затем склер и слизистых оболочек ротовой полости. Параллельно уменьшаются и все другие проявления болезни.
Исчезновение желтухи указывает на развитие периода реконвалесценции, длительность которого составляет от 1-2 до 6 месяцев. В этот период постепенно исчезают клинические проявления болезни, уменьшаются или нормализуются размеры печени.
В оценке тяжести желтушных форм ГА учитываются следующие критерии: степень интоксикации, интенсивность желтухи, динамика размеров печени в соответствии с изменением симптомов интоксикации и желтухи, а также уровень билирубина сыворотки крови (норма 8,5-20,5 мк моль/л).
При лёгкой форме интоксикация и желтуха выражены слабо, печень увеличена, уровень билирубина в крови до 100 мк моль/л.
Среднетяжёлая форма характеризуется умеренной интоксикацией и желтухой, увеличением печени с уровнем билирубина в крови до 200 мк моль/л.
При тяжёлой форме интоксикация и желтуха выражены резко, может появиться геморрагическая экзантема, размеры печени могут уменьшаться в динамике болезни, содержание билирубина в сыворотке крови превышает 200 мк моль/л.
Безжелтушная форма характеризуется отсутствием желтушности склер и кожи, кратковременным повышением температуры тела, вялостью, снижением аппетита в течение 3-5 дней. Основным симптомом является увеличение размеров печени и повышение активности трансфераз сыворотки крови (АлАТ, реже АсАТ) при нормальном уровне билирубина. Имеет значение в диагностике безжелтушных форм наличие контакта с больными клинически выраженными формами ГА.
Стёртая форма: симптомы интоксикации выражены слабо или отсутствуют, незначительная и слабая иктеричность склер, размеры печени увеличены незначительно. Окраска мочи и кала мало изменены, уровень билирубина в крови повышен слабо, преимущественно за счёт свободного (непрямого), активность АлАТ повышена умеренно.
При субклинической форме симптомы заболевания отсутствуют. Диагноз устанавливается при наличии контакта с больными ГА, с помощью биохимических показателей (повышение активности АлАТ) и выявления антител к вирусу гепатита А класса М (анти-ВГА IgM).
Больные безжелтушными, стёртыми и субклиническими формами имеют важное эпидемиологическое значение как источники инфекции.
Вирусный гепатит А по течению бывает острым (длительностью 1-3 месяца) и затяжным (3-6 месяцев). Хроническое течение при ГА не развивается и реконвалесцентное вирусоносительство не формируется. По тяжести преобладают легкие формы, тяжелые – в единичных случаях. Желтушные формы ГА у детей составляют 5-10%, у взрослых 50-75%. Соотношение желтушных форм к безжелтушным и бессимптомным составляет у детей 1:20-1:25, у взрослых 3:1-4:1.
Полное выздоровление после ГА составляет около 90%, у остальных выявляются остаточные явления в виде постгепатитного астенодиспепсического синдрома, постгепатитной гипербилирубинемии, фиброза печени, затяжной реконвалесценции, поражения желчевыводящих путей в виде дискенезии их или холецистита.
Источник
АКТУАЛЬНОСТЬ ТЕМЫ: Гепатит А характеризуется повсеместным распространением в мире, высоким уровнем заболеваемости, неудовлетворительным состоянием специфической профилактики, которая предопределяет значительные экономические потери от этой инфекции. Этиологически и эпидемиологически гепатиту А родственный гепатит Е, который чаще встречается в странах Азии, Африки, Центральной Америки. В Украине заболеваемость гепатитом Е пока что не изучена. Однако, эта инфекция является опасной для беременных женщин, что определяется высокой летальностью для них и для плода.
УЧЕБНАЯ ЦЕЛЬ ЗАНЯТИЯ: на основе знаний об эпидемиологических особенностях гепатитов А и Е, системы мероприятий борьбы с ними, уметь организовывать и проводить профилактические и противоэпидемические мероприятия в очагах.
СТУДЕНТ ДОЛЖЕН ЗНАТЬ:
1. Особенности возбудителя гепатита А.
2. Особенности возбудителя гепатита Е.
3. Источник инфекции, период заразности больных вирусными гепатитами А и Е.
4. Механизм, факторы и ведущие пути передачи возбудителей.
5. Особенности эпидемического процесса при гепатитах А и Е.
6. Проявления эпидемического процесса (уровень заболеваемости во времени, на территории и среди разных групп населения).
7. Лабораторную диагностику гепатитов А и Е (материал для исследования, срок его забора, исследовательские приемы).
8. Противоэпидемические мероприятия в очагах гепатитов А и Е.
9. Иммунопрофилактику гепатита А.
СТУДЕНТ ДОЛЖЕН УМЕТЬ:
Организовывать и осуществлять противоэпидемические мероприятия в очагах гепатитов А и Е.
ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ВНЕАУДИТОРНОЙ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ
Учебные задания | Указания к заданиям |
Выучите: | Напишите ответы: |
1. Эпидемиологические особенности гепатитов А и Е. | 1. Стойкость возбудителей в окружающей среде, чувствительность к химическим и физическим факторам. 2. Факторы передачи ГА и ГЕ. 3. Проявления эпидемического процесса (уровень заболеваемости, проявления заболеваемости во времени, на территории, среди разных групп населения и в коллективах). |
2. Противоэпидемические мероприятия в очагах ГА и ГЕ. | Решите задачу: Врач установил диагноз: «Гепатит А» ребенку, который учится во втором классе. Диагноз установлен на основании клинических данных (увеличения печени, селезенки, потемнения мочи), и эпидемиологических (в школе на протяжении последнего месяца зарегистрировано три случая гепатита А). Отец ребенка работает воспитателем в школе-интернате, мать — продавцом хлебного магазина, младший брат, 5-ти летнего возраста, посещает детское дошкольное учреждение. Какие мероприятия необходимо провести в очаге относительно больного, лиц, которые общались с ним, и окружающей среды? |
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ К ТЕМЕ:
1. В какой период болезни больной гепатитом А опасный как источник инфекции?
2. Нужно ли проводить текущую дезинфекцию испражнений больных гепатитом А в стационаре?
3. Что можно использовать для защиты контактных особ в очаге гепатита А?
4. Какой срок диспансерного наблюдения за переболевшими гепатитом А людей?
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ АУДИТОРНАЯ РАБОТА СТУДЕНТОВ
Студенты группами по 2-3 человека самостоятельно работают с больными в палате под руководством преподавателя, уточняют эпидемиологический анамнез болезни, определяют источник инфекции, пути ее передачи. Разрабатывают план противоэпидемических мероприятий в очагах инфекции, где пациент заразился, и в связанном с ним самим. В дальнейшем планируют мероприятия по очаговой и профилактической дезинфекции; определяют показания, препараты и методику проведения специфической профилактики гепатита А.
ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ:
1. Укажите, какая сезонность присуща гепатиту А.
2. Есть ли продолжительное носительство вируса гепатита А?
3. Какие показания к госпитализации больных гепатитом А?
4. Какие правила выписки больных гепатитом А?
5. Какие вакцины используются для иммунопрофилактики гепатита А?
Литература:
1. Б.Н. Дикий, Т.А. Никифорова, А.Я. Пришляк. Эпидемиология. — Ивано-Франковск, 2009. – С.
2. В.Д. Беляков, Р.Ф. Яфаев. Эпидемиология. — Г.,1989.- С. 266-279.
ТЕМА 12. ЭПИДЕМИОЛОГИЯ И ПРОТИВОЭПИДЕМИЧЕСКИЕ МЕРОПРИЯТИЯ ПРИ ДЫХАТЕЛЬНЫХ ИНФЕКЦИЯХ (ДИФТЕРИЯ, КОРЬ, ГРИПП, ОРЗ)
АКТУАЛЬНОСТЬ ТЕМЫ: дифтерия и корь — это болезни, которые передаются воздушно-капельным путем и распространены на всех континентах. Они относятся к «детским инфекциям», однако, ими часто болеют и взрослые неиммунные люди. В Украине заболеваемость дифтерией и корью остается значительной, а экономические убытки являются существенными. К дифтерии восприимчивы до 20 % неиммунных лиц, часто встречаются тяжёлые формы с осложнениями и, нередко, с летальными последствиями. Кори присуща тотальная восприимчивость, а у 1 из 1000 больных наблюдается поражение нервной системы со снижением интеллекта. Грипп и ГРЗ наиболее распространенные инфекции, которые составляют больше половины всей инфекционной заболеваемости населения.
УЧЕБНАЯ ЦЕЛЬ ЗАНЯТИЯ: на основе знаний об эпидемиологических особенностях дифтерии и кори, гриппа и ГРЗ, системы мероприятий по борьбе с ними, уметь организовывать и осуществлять профилактическую и противоэпидемическую работу в очагах этих инфекций.
СТУДЕНТ ДОЛЖЕН ЗНАТЬ:
1. Эпидемиологическую характеристику группы инфекций дыхательных путей (возбудители, механизмы и факторы передачи, восприимчивость и соответствующие к ним профилактические и противоэпидемические мероприятия ).
2. Особенности возбудителя дифтерии (гетерогенность популяции).
3. Особенности эпидпроцесса дифтерии (механизмы развития эпидпроцесса).
4. Клинические формы источника дифтерии, их эпидемиологическое значение.
5. Проявления эпидемического процесса (уровень заболеваемости во времени, на территории, среди разных групп населения и в коллективах людей).
6. Противоэпидемические мероприятия в очагах дифтерии (направленные на источник инфекции, механизмы передачи, контактных лиц).
7. Особенности возбудителя кори.
8. Эпидемиологические особенности кори (стадии клинического течения болезни, продолжительность заразного периода, проявления эпидемического процесса).
9. Противоэпидемические мероприятия в очагах кори.
10. Иммунопрофилактику кори плановую и по эпидемическим показаниям.
11. Особенности возбудителей гриппа, ГРЗ.
12. Характеристику эпидпроцесса при гриппе и ГРЗ, профилактику этих инфекций.
СТУДЕНТ ДОЛЖЕН УМЕТЬ:
Организовывать и осуществлять противоэпидемические мероприятия в очагах дифтерии и кори.
ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ВНЕАУДИТОРНОЙ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ
Учебные задания | Указания к заданиям |
Выучите: | Напишите ответы: |
1. Эпидемиологическую характеристику группы инфекций дыхательных путей. | 1. Локализация возбудителей в организме человека. 2. Механизм и факторы передачи возбудителей. 3. Профилактические и противоэпидемические мероприятия при воздушно-капельных инфекциях.. |
2. Эпидемиологические особенности дифтерии. | 1. Вид и тип возбудителя. Его способность к токсинообразованию. 2. Стойкость возбудителя в окружающей среде и его чувствительность к физическим и химическим факторам. 3. Эпидемиологическое значение разных клинических форм болезни. 4. Факторы передачи возбудителей. 5. Проявления эпидемического процесса (уровень заболеваемости во времени, на территориях, среди разных групп населения и в коллективах людей). |
3.Противоэпидемические мероприятия в очагах дифтерии. | Решите задачу: Во время бактериологического обследования больного ангиной, ученика 2-го класса, выявлена токсигенная дифтерийная палочка. Какие мероприятия надо провести в очаге дифтерии относительно больного, лиц, которые с ним общались, и в окружающей среде? |
4. Эпидемиологические особенности кори. | 1. Вид возбудителя. 2. Стойкость возбудителя в окружающей среде. 3. Эпидемиологическое значение разных стадий клинического течения заболевания и продолжительность заразного периода. 4. Факторы передачи возбудителей. 5. Проявления эпидемического процесса (уровень заболеваемости во времени, на территории, среди разных групп населения и в коллективах людей). 6. Эпидемиологические особенности гриппа и ОРЗ. |
5. Эпидемиологические особенности гриппа и ОРЗ. | 1. Типы вирусов и их антигены 2. Профилактика гриппа, специфическая и неспецифическая. |
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ К ТЕМЕ:
1. Назовите вид и типы возбудителей дифтерии.
2. Кто является источником инфекции?
3. Какие методы лабораторной диагностики дифтерии?
4. Укажите мероприятия относительно лиц, которые общались с больным дифтерией, и относительно носителей возбудителей инфекции.
5. Какая локализация возбудителей кори в организме человека?
6. Какой период заразности больного гриппом?
7. Определите мероприятия относительно лиц, которые общались с больным корью.
8. Составьте план профилактических мероприятий при дифтерии и кори.
9. Профилактика гриппа в очагах.
10. Какие вакцины против гриппа применяются в Украине?
11. Какие методы диагностики гриппа применяются?
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ АУДИТОРНАЯ РАБОТА СТУДЕНТОВ
В отделении для больных аэрозольными инфекциями, под руководством преподавателя, студенты самостоятельно работают группами по 2-3 человека, собирают эпидемиологический анамнез, определяют источник в очаге инфекции, где заразился пациент, определяют очаги, связанные с ним самим, планируют первичные противоэпидемические мероприятия. Заполняют карту эпидобследования.
ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ:
1. Назовите вакцины и сроки прививок против дифтерии.
2. Какой защитный уровень антител обеспечивает невосприимчивость к дифтерии?
3. Когда прекращается период заразности у больных дифтерией?
4. Какие мероприятия необходимо провести в детском коллективе, если там выявлен ребенок, больной дифтерией?
5. Какие правила взятия контрольных посевов перед выпиской у больного дифтерией?
6. Можно ли допускать в детский коллектив хронического носителя токсигенного штамма дифтерийной коринебактерии?
7. Сколько дней длится период заразности у больного корью?
8. Сколько дней длится карантин в группе детского садика, где произошел случай заболевания корью?
9. Назовите вакцину и сроки прививок от кори.
10. Чем опасен птичий грипп для человека?
ЛИТЕРАТУРА:
1. Б.Н. Дикий, Т.А. Никифорова, А.Я.Пришляк. Эпидемиология. — Ивано-Франковск, 2009. – С.
2. В.Д. Беляков, Р.Ф. Яфаев. Эпидемиология. — Г.,1989.- С.200-205, 225-230.
Date: 2015-07-01; view: 730; Нарушение авторских прав
Источник