Диплом острые кишечные инфекции у детей

Диплом острые кишечные инфекции у детей

Признаки и течение острых кишечных инфекций, частота заболеваемости, уровень детской летальности. Дизентерия, сальмонеллез: возбудители инфекции, основной путь заражения, лечение. Уход за ребенком с инфекционным заболеванием, лечебное питание, гигиена.

Подобные документы

  • Общая характеристика возбудителей кишечных инфекций. Клинические признаки дизентерии, сальмонеллеза, холеры. Факторы патогенности и вирулентности. Источники инфекции, пути передачи, сезонность, диагностика, лечение. Основные профилактические мероприятия.

    лекция, добавлен 29.03.2016

  • Виды кишечных инфекций, возбудители дизентерии. Правила предупреждения и условий профилактики заболевания. Общий механизм передачи инфекции. Требования к хранению пищевых продуктов, содержанию кухни. Условия для приготовления пищи в туристических походах.

    реферат, добавлен 23.10.2010

  • Заболевания кишечного тракта, возбудители и пути заражения. Симптомы и протекание болезни. Классификация острых кишечных инфекций по тяжести заболевания. Профилактика кишечных инфекций в детском саду. Карантинные меры при выявлении ОКИ в детском саду.

    контрольная работа, добавлен 16.02.2014

  • Характеристика острых кишечных антропонозных инфекций, вызываемая бактериями. Этиология, эпидемиология, клиническая картина брюшного тифа, дизентерии, холеры. Инкубационный период, диагностика, симптомы и признаки заболеваний; патологическая анатомия.

    презентация, добавлен 16.04.2015

  • Уход при брюшном тифе и паратифах. Дизентерия и другие острые диарейные кишечные инфекции. Методы диагностики инфекционных болезней. Лечение дисбактериоза, диареи. Реабилитация и диспансерное наблюдение. Особенности ухода за инфекционным больным.

    курсовая работа, добавлен 07.04.2014

  • Кишечные инфекции: общий обзор и способы передачи. Характеристика эпидемического процесса кишечных инфекций при различных путях передачи возбудителя. Характеристика предпосылок и предвестников ухудшения эпидемиологической ситуации в отношении инфекций.

    реферат, добавлен 21.04.2014

  • Определение, этиология, патогенез, классификация кишечных инфекций. Пищевые токсикоинфекции. Вирусные кишечные инфекции. Особенности сестринского ухода и наблюдение при острых кишечных инфекциях. Планы сестринского процесса для конкретного пациента.

    дипломная работа, добавлен 23.01.2016

  • Клинические признаки сальмонеллеза. Источники инфекции, основной путь заражения. Последствия после перенесения среднетяжелых и тяжелых форм заболевания, особенно тифоподобной и септической его разновидности. Диагностика, лечение, меры профилактики.

    презентация, добавлен 29.12.2016

  • Определение энтеровирусных инфекций — группы острых антропонозных инфекционных болезней, вызываемых энтеровирусами группы Коксаки и ЕСНО (кишечные вирусы). Факторы заражения болезнью, патогенез, классификация клинических форм, диагностика и лечение.

    презентация, добавлен 06.06.2015

  • Патогенез и патологическая картина дизентерии. Диагностика кишечных инфекций на основании анамнестических, эпидемиологических и клинических данных. Проведение лечебно-профилактических и санитарно-гигиенических мероприятий. Профилактика сальмонеллеза.

    курсовая работа, добавлен 22.03.2015

  • главная
  • рубрики
  • по алфавиту
  • вернуться в начало страницы
  • вернуться к подобным работам

Источник

Êëàññèôèêàöèÿ è ýïèäåìèîëîãè÷åñêèå çàêîíîìåðíîñòè îñòðûõ êèøå÷íûõ èíôåêöèé (ÎÊÈ) ó äåòåé. Îñíîâíûå êëèíè÷åñêèå ñèíäðîìû ÎÊÈ. Øèãåëëåç, ðîòîâèðóñíàÿ èíôåêöèÿ, ýøåðèõèîç: ýòèîëîãèÿ, ýïèäåìèîëîãèÿ, èíêóáàöèîííûé ïåðèîä, êëèíè÷åñêàÿ êàðòèíà, äèàãíîñòèêà.

Ñòóäåíòû, àñïèðàíòû, ìîëîäûå ó÷åíûå, èñïîëüçóþùèå áàçó çíàíèé â ñâîåé ó÷åáå è ðàáîòå, áóäóò âàì î÷åíü áëàãîäàðíû.

Ðàçìåùåíî íà https://www.allbest.ru/

Ñïåöèàëüíîñòü 060101 Ëå÷åáíîå äåëî

ÏÌ 01. Äèàãíîñòè÷åñêàÿ äåÿòåëüíîñòü

ÌÄÊ 01.01. Ïðîïåäåâòèêà êëèíè÷åñêèõ äèñöèïëèí

Ðàçäåë 10. Äèàãíîñòèêà çàáîëåâàíèé äåòñêîãî âîçðàñòà

Òåìà 10.11. Äèàãíîñòèêà îñòðûõ êèøå÷íûõ èíôåêöèé ó äåòåé

Ïðåïîäàâàòåëü Êóçíåöîâà Ò.Ì.

Ëåêöèÿ 10.11.

«Äèàãíîñòèêà îñòðûõ êèøå÷íûõ èíôåêöèé (ÎÊÈ) ó äåòåé»

Ñòðóêòóðà çàíÿòèÿ

1. Îðãàíèçàöèîííûé ìîìåíò 2 — 3 ìèí.

2. Ìîòèâàöèÿ è ïîñòàíîâêà öåëåé 5 — 7 ìèí.

3. Çíàêîìñòâî ñ ïëàíîì 3 — 5 ìèí.

4. Èçëîæåíèå íîâîãî ìàòåðèàëà 70 — 75 ìèí.

5. Îáîáùåíèå, çàêðåïëåíèå ìàòåðèàëà 3 — 4 ìèí.

6. Çàäàíèå íà äîì 2 — 3 ìèí.

À.Ì. Çàïðóäíîâ, Ê.È. Ãðèãîðüåâ. Ïåäèàòðèÿ ñ äåòñêèìè èíôåêöèÿìè: ó÷åáíèê. — Ì.: — ÃÝÎÒÀÐ-Ìåäèà, 2012. — ñòð. 414 — 422, 447 — 453.

7. Àêòóàëèçàöèÿ áàçîâûõ çíàíèé ïî òåìå ïðîâîäèòñÿ ïî õîäó èçëîæåíèÿ íîâîãî ìàòåðèàëà 3 — 4 ìèí.

Òåêñò ëåêöèè

Îñòðûå êèøå÷íûå èíôåêöèè — ãðóïïà èíôåêöèîííûõ çàáîëåâàíèé, âûçûâàåìûõ ïàòîãåííûì ýíòåðîáàêòåðèÿìè, ïðåäñòàâèòåëÿìè óñëîâíî-ïàòîãåííîé ôëîðû (ÓÏÔ), ìíîãî÷èñëåííûìè âèðóñàìè è õàðàêòåðèçóþùååñÿ ïîðàæåíèåì æåëóäî÷íî-êèøå÷íîãî òðàêòà ñ ðàçâèòèåì ñèìïòîìîâ òîêñèêîçà è ýêñèêîçà (= äåãèäðàòàöèè = îáåçâîæèâàíèÿ).

Àêòóàëüíîñòü ïðîáëåìû: îñòðûå êèøå÷íûå èíôåêöèè çàíèìàþò â ñòðóêòóðå äåòñêèõ èíôåêöèîííûõ çàáîëåâàíèé 2-å ìåñòî, à â ñòðóêòóðå äåòñêîé ñìåðòíîñòè — 4-å ìåñòî. ÎÊÈ ó äåòåé õàðàêòåðèçóþòñÿ íå òîëüêî âûñîêîé çàáîëåâàåìîñòüþ, ÷àñòîòîé ñëó÷àåâ, íî è ê ñîæàëåíèþ âûñîêîé ëåòàëüíîñòüþ. Îñîáåííî âûñîêà ëåòàëüíîñòü ó äåòåé 1-ãî ãîäà æèçíè.

Êëàññèôèêàöèÿ îñòðûõ êèøå÷íûõ èíôåêöèé ó äåòåé

Ïî ñòðóêòóðå (ýòèîëîãèè)

1. Äèçåíòåðèÿ (øèãåëëåç). Çàíèìàåò ïåðâîå ìåñòî ñðåäè çàáîëåâàíèé ó äåòåé, îñîáåííî äîøêîëüíîãî è øêîëüíîãî âîçðàñòà.

2. Ñàëüìîíåëëåçû. Çàíèìàþò 2-å ìåñòî â ñòðóêòóðå îñòðûõ êèøå÷íûõ èíôåêöèé ïî ÷àñòîòå. Ïîðàæàþòñÿ äåòè âñåõ âîçðàñòíûõ ãðóïï.

3. Êîëè èíôåêöèè (ýøåðèõèîçû).

4. Âèðóñíûå êèøå÷íûå èíôåêöèè. Íàèáîëüøåå çíà÷åíèå èìåþò òàêèå âèðóñû êàê: ðîòàâèðóñ, ýíòåðîâèðóñ.

5. Êèøå÷íûå çàáîëåâàíèÿ, âûçâàííûå äðóãèìè âîçáóäèòåëÿìè (ñòàôèëîêîêêîì, èåðñèíèÿìè, ýíòåðîêîêêîì, êàìïèëîáàêòåðîì, ïðåäñòàâèòåëÿìè óñëîâíî-ïàòîãåííîé ôëîðû (ïðîòåé, êëåáñèåëëà, öèòðîáàêòåð), ãðèáàìè ðîäà Candida.

Äëÿ âñåõ êèøå÷íûõ èíôåêöèé õàðàêòåðåí ðÿä ýïèäåìèîëîãè÷åñêèõ çàêîíîìåðíîñòåé:

— ïîâñåìåñòíîå ðàñïðîñòðàíåíèå;

Читайте также:  Как не подцепить кишечную инфекцию ребенку

— âûñîêàÿ êîíòàãèîçíîñòü;

— èñòî÷íèêàìè èíôåêöèè ÿâëÿþòñÿ áîëüíûå è áàêòåðèîíîñèòåëè;

— ôåêàëüíî-îðàëüíûé ìåõàíèçì çàðàæåíèÿ ÷åðåç ãðÿçíûå ðóêè, ïèùó, âîäó, ïðåäìåòû ïîëüçîâàíèÿ áîëüíûõ, â òîì ÷èñëå ó äåòåé — èãðóøêè, ÷åðåç ìóõ;

— ñêëîííîñòü ê ðàçâèòèþ ýïèäåìè÷åñêèõ âñïûøåê;

— èììóíèòåò íåñòîéêèé, òèïîñïåöèôè÷åñêèé.

Êëèíè÷åñêè êèøå÷íûå èíôåêöèè ïðîÿâëÿþòñÿ ñëåäóþùèìè ñèíäðîìàìè:

1. ñèíäðîì èíòîêñèêàöèè;

2. ñèíäðîì ëèõîðàäêè;

3. ñèíäðîì ýêñèêîçà = îáåçâîæèâàíèÿ = äåãèäðàòàöèè;

4. ãàñòðîèíòåñòèíàëüíûé ñèíäðîì.

Ñèíäðîì èíòîêñèêàöèè, ñèíäðîì ëèõîðàäêè — ñì. ëåêöèþ «ÎÐÂÈ».

Ñèíäðîì ýêñèêîçà = îáåçâîæèâàíèÿ = äåãèäðàòàöèè.

Ïîòåðÿ æèäêîñòè ïðîèñõîäèò â îñíîâíîì ñ ðâîòîé è ÷àñòûì æèäêèì ñòóëîì.

Èíôîðìàöèÿ, ïîçâîëÿþùàÿ çàïîäîçðèòü ýêñèêîç (îáåçâîæèâàíèå):

Ñèìïòîìû

Ýêñèêîç

I ñòåïåíè

Ýêñèêîç

II ñòåïåíè

Ýêñèêîç

III ñòåïåíè

Ïîòåðÿ ìàññû òåëà

äî 5%

6 — 9%

10% è áîëåå

Îáùåå ñîñòîÿíèå

ñðåäíåé òÿæåñòè, áåñïîêîéñòâî

òÿæåëîå, âîçáóæäåíèå èëè ñîíëèâîñòü, âÿëîñòü, àäèíàìèÿ

êðàéíå òÿæåëîå, ì.á. íàðóøåíèÿ ñîçíàíèÿ

Ñòóë

æèäêèé, äî 5 ðàç â ñóòêè

æèäêèé âîäÿíèñòûé, äî 10 ðàç â ñóòêè

÷àñòûé — ñâûøå 10 ðàç â ñóòêè, âîäÿíèñòûé

Ðâîòà

ìîæåò áûòü

ïîâòîðíàÿ

ìíîãîêðàòíàÿ

Æàæäà

óìåðåííàÿ

ðåçêî âûðàæåííàÿ

ìîæåò îòñóòñòâîâàòü

Êîæà

ýëàñòè÷íîñòü è âëàæíîñòü íå èçìåíÿþòñÿ

áëåäíîñòü, ñóõîñòü, ñíèæåíèå ýëàñòè÷íîñòè, òóðãîðà

áëåäíîñòü ñ «ìðàìîðíûì ðèñóíêîì», ýëàñòè÷íîñòü è òóðãîð ðåçêî ñíèæåíû, ñèìïòîì «áåëîãî ïÿòíà»

Ñëèçèñòûå îáîëî÷êè ïîëîñòè ðòà, ãóá

âëàæíûå

ñóõîâàòûå, ñëåãêà ãèïåðåìèðîâàííûå

ñóõèå

Áîëüøîé ðîäíè÷îê

áåç îñîáåííîñòåé

çàïàäåíèå

âòÿíóò

Ãîëîñ

íîðìà

îñëàáëåí

÷àñòî àôîíèÿ

Ñåðäå÷íàÿ äåÿòåëüíîñòü

óäîâëåòâîðèòåëüíàÿ, óìåðåííàÿ òàõèêàðäèÿ, ÀÄ â íîðìå

òàõèêàðäèÿ, òîíû ñåðäöà ïðèãëóøåíû, ñíèæåíèå ÀÄ

òàõèêàðäèÿ âûðàæåííàÿ, ãëóõîñòü ñåðäå÷íûõ òîíîâ, ïàäåíèå ÀÄ

Äèóðåç

ñîõðàíåí

íåçíà÷èòåëüíî ñíèæåí

îëèãîàíóðèÿ

Ãàñòðîèíòåñòèíàëüíûé ñèíäðîì ìîæåò ïðîÿâëÿòüñÿ â ñâîþ î÷åðåäü

1. ñèíäðîìîì ãàñòðèòà — õàðàêòåðèçóåòñÿ òîøíîòîé, ïîâòîðíîé ðâîòîé, áîëÿìè è ÷óâñòâîì òÿæåñòè â ýïèãàñòðàëüíîé îáëàñòè;

2. ñèíäðîìîì ýíòåðèòà — ïðîÿâëÿåòñÿ ÷àñòûì îáèëüíûì æèäêèì âîäÿíèñòûì ñòóëîì, ìåòåîðèçìîì, áîëÿìè â æèâîòå, ïðåèìóùåñòâåííî â îêîëîïóïî÷íîé îáëàñòè;

3. ñèíäðîìîì ãàñòðîýíòåðèòà — ñî÷åòàíèå 1 + 2;

4. ñèíäðîìîì ýíòåðîêîëèòà — õàðàêòåðèçóåòñÿ ÷àñòûì îáèëüíûì æèäêèì ñòóëîì ñ ïðèìåñüþ ñëèçè, èíîãäà êðîâè, áîëÿìè â æèâîòå, áîëåçíåííîñòüþ ïðè ïàëüïàöèè è óð÷àíèåì ïî õîäó òîëñòîé êèøêè;

5. ñèíäðîìîì ãàñòðîýíòåðîêîëèòà — ñî÷åòàíèå 1 + 4;

6. ñèíäðîìîì äèñòàëüíîãî êîëèòà — âòÿíóòûé «ëàäüåâèäíûé» æèâîò, ñõâàòêîîáðàçíûå áîëè â æèâîòå ñ ïðåèìóùåñòâåííîé ëîêàëèçàöèåé â ëåâîé ïîäâçäîøíîé îáëàñòè, ñïàçìèðîâàííàÿ, áîëåçíåííàÿ, óð÷àùàÿ ñèãìîâèäíàÿ êèøêà, òåíåçìû. Ñòóë ÷àñòûé, ñêóäíûé, ñî ñëèçüþ, êðîâüþ — òèïà «ðåêòàëüíîãî ïëåâêà».

Øèãåëëåç = îñòðàÿ äèçåíòåðèÿ

Øèãåëëëåçû — èíôåêöèîííûå çàáîëåâàíèÿ ÷åëîâåêà, âûçûâàåìåå áàêòåðèÿìè ðîäà øèãåëë, ñ ôåêàëüíî-îðàëüíûì ìåõàíèçìîì ïåðåäà÷è, õàðàêòåðèçóþùèåñÿ ðàçâèòèåì îñòðîãî èíôåêöèîííîãî òîêñèêîçà è ïðåèìóùåñòâåííûì ïîðàæåíèåì ñëèçèñòîé îáîëî÷êè äèñòàëüíîãî îòäåëà òîëñòîé êèøêè.

 îáùåé ñòðóêòóðå çàáîëåâàåìîñòè äèçåíòåðèåé óäåëüíûé âåñ ñëó÷àåâ øèãåëëåçà ó äåòåé ñîñòàâëÿåò 60 — 70%. Íàèáîëåå âîñïðèèì÷èâû äåòè îò 2 äî 7 ëåò.

Ýòèîëîãèÿ. Âîçáóäèòåëè øèãåëëåçîâ îòíîñÿòñÿ ê ñåìåéñòâó ýíòåðîáàêòåðèé, ðîäó øèãåëë. Ýòî íåïîäâèæíûå ãðàìîòðèöàòåëüíûå ïàëî÷êè äëèíîé 2 — 4 ìêì. Íàèáîëüøåå ðàñïðîñòðàíåíèå è ýïèäåìè÷åñêóþ çíà÷èìîñòü èìåþò 2 âèäà øèãåëë — Çîííå è Ôëåêñíåðà.

Âûæèâàåìîñòü âîçáóäèòåëåé âíå ÷åëîâå÷åñêîãî îðãàíèçìà íåâåëèêà: ïîä âîçäåéñòâèåì ïðÿìûõ ñîëíå÷íûõ ëó÷åé øèãåëëû ïîãèáàþò â òå÷åíèå 30 ìèí., ïðè íàãðåâàíèè äî 60 0 Ñ — ÷åðåç 10-20 ìèíóò, äåçèíôèöèðóþùèå ðàñòâîðû óáèâàþò âîçáóäèòåëåé äèçåíòåðèè çà 1 ìèí. Ìèêðîáû ïåðåíîñÿò çàìîðàæèâàíèå è â ïî÷âå ìîãóò ñîõðàíÿòüñÿ â òå÷åíèå íåñêîëüêèõ ìåñÿöåâ, â âîäå âûæèâàþò äî 2-õ ìåñÿöåâ.

Ýïèäåìèîëîãèÿ.

Èñòî÷íèê èíôåêöèè: áîëüíûå äèçåíòåðèåé è áàêòåðèîíîñèòåëè.

Ìåõàíèçì çàðàæåíèÿ ôåêàëüíî-îðàëüíûé — âîçáóäèòåëè èíôåêöèè ïîïàäàþò âî âíåøíþþ ñðåäó ñ èñïðàæíåíèÿìè áîëüíûõ. Çàðàæåíèå ïðîèñõîäèò âñëåäñòâèå ïðîíèêíîâåíèÿ äèçåíòåðèéíûõ áàêòåðèé ÷åðåç ðîò â ÆÊÒ.

Ïóòè ïåðåäà÷è èíôåêöèè: êîíòàêòíî-áûòîâîé, ïèùåâîé, âîäíûé.

Ñåçîííîñòü. Çàáîëåâàåìîñòü øèãåëëåçîì ðåãèñòðèðóåòñÿ â òå÷åíèå âñåãî ãîäà, îäíàêî ïèê çàáîëåâàåìîñòè ïðèõîäèòñÿ íà ëåòíå-îñåííèé ïåðèîä.

Èììóíèòåò — íåñòîåê è ìîíîñïåöèôè÷åí — àíòèòåëà âûðàáàòûâàþòñÿ òîëüêî ê òîìó ñåðîòèïó, êîòîðûé âûçâàë çàáîëåâàíèå, ÷òî îáóñëàâëèâàåò ïîâòîðíûå çàáîëåâàíèÿ.

Êëèíèêà.

Òèïè÷íàÿ ôîðìà

Èíêóáàöèîííûé ïåðèîä îò íåñêîëüêèõ ÷àñîâ äî 7 äíåé.

Íà÷àëüíûé ïåðèîä. Íà÷àëî îñòðîå, ñ ìàêñèìàëüíûì íàðàñòàíèåì âñåõ ñèìïòîìîâ â òå÷åíèå 1-2 ñóòîê.

Ïåðèîä ðàçãàðà. Âåäóùèìè ÿâëÿþòñÿ ñèíäðîì èíòîêñèêàöèè è êîëèòè÷åñêèé ñèíäðîì. Ó çàáîëåâøèõ îòìå÷àåòñÿ ïîâûøåíèå Ò òåëà â òå÷åíèå 2-3-õ ñóòîê, ðâîòà, ãîëîâíàÿ áîëü. Áîëè â æèâîòå ëîêàëèçóþòñÿ ïðåèìóùåñòâåííî â ëåâîé ïîäâçäîøíîé îáëàñòè, ñíà÷àëà íîñÿò ïîñòîÿííûé õàðàêòåð, çàòåì ñòàíîâÿòñÿ ñõâàòêîîáðàçíûìè, óñèëèâàþòñÿ ïåðåä äåôåêàöèåé. Ñòóë ó÷àùàåòñÿ, ñòàíîâèòñÿ æèäêèì, ñ ïðèìåñüþ ñëèçè, çåëåíè, ïðîæèëîê êðîâè, èìååò êàëîâûé õàðàêòåð.  äàëüíåéøåì, 2-ûå — 3-è ñóòêè áîëåçíè, êîëè÷åñòâî êàëîâûõ ìàññ ðåçêî óìåíüøàåòñÿ, óâåëè÷èâàåòñÿ ñîäåðæàíèå êðîâè, íåðåäêî èñïðàæíåíèÿ òåðÿþò êàëîâûé õàðàêòåð, ñòàíîâÿòñÿ ñëèçèñòî-êðîâÿíèñòûìè â âèäå «ðåêòàëüíîãî ïëåâêà». Ñïàñòè÷åñêîå ñîêðàùåíèå ìûøö íèæíåãî îòäåëà òîëñòîé êèøêè ïðèâîäèò ê ïîÿâëåíèþ ëîæíûõ ïîçûâîâ íà äåôåêàöèþ (òåíåçìû) èëè èõ ýêâèâàëåíòîâ ó äåòåé ðàííåãî âîçðàñòà — ïëà÷ è ïîêðàñíåíèå ëèöà ïðè äåôåêàöèè. Äåôåêàöèÿ, êàê ïðàâèëî, íå ïðèíîñèò îáëåã÷åíèÿ. Òåíåçìû è íàòóæèâàíèÿ ïðè àêòå äåôåêàöèè ìîãóò ïðèâåñòè ê âûïàäåíèþ ñëèçèñòîé îáîëî÷êè ïðÿìîé êèøêè.

Читайте также:  Можно ли выявить кишечную инфекцию через кровь

Ïðè îñìîòðå: êîæà áëåäíàÿ, ñóõàÿ. ßçûê óòîëùåí. Æèâîò âòÿíóò, îòìå÷àåòñÿ áîëåçíåííîñòü, óð÷àíèå ïî õîäó òîëñòîé êèøêè, âûÿâëÿåòñÿ óïëîòíåííàÿ, ðåçêî áîëåçíåííàÿ ñèãìîâèäíàÿ êèøêà. Âûðàæåíà èíòîêñèêàöèÿ, ïðè÷åì ïðè øèãåëëåçå îòìå÷àåòñÿ ïàðàëëåëèçì ìåæäó ñòåïåíüþ èíòîêñèêàöèè è âûðàæåííîñòüþ êîëèòè÷åñêîãî ñèíäðîìà.

Äëèòåëüíîñòü îñòðîãî ïåðèîäà — 5-14 ñóòîê.

 ïåðèîäå ðåêîíâàëåñöåíöèè ñîñòîÿíèå áîëüíûõ óëó÷øàåòñÿ, ïîÿâëÿåòñÿ àïïåòèò, ñíèæàåòñÿ Ò òåëà, ñòóë ñòàíîâèòñÿ ðåæå.  äàëüíåéøåì ïðîèñõîäèò ïîëíîå âîññòàíîâëåíèå íàðóøåííûõ ôóíêöèé îðãàíîâ è ñèñòåì.

Ïî òÿæåñòè âûäåëÿþò:

1. Ëåãêàÿ ôîðìà — õàðàêòåðèçóåòñÿ ïîâûøåíèåì Ò òåëà äî 38,5 0 Ñ â òå÷åíèå 1-2-õ ñóòîê, îäíîêðàòíîé ðâîòîé, ñíèæåíèåì àïïåòèòà, íåçíà÷èòåëüíîé âÿëîñòüþ, ñõâàòêîîáðàçíûìè áîëÿìè â æèâîòå, ó÷àùåííûì (5 — 8 ðàç â ñóòêè) æèäêèì êàëîâûì ñòóëîì ñ ïðèìåñüþ íåáîëüøîãî êîëè÷åñòâà ñëèçè è çåëåíè. Êëèíè÷åñêîå âûçäîðîâëåíèå íàñòóïàåò ê 5 — 7-ûì ñóòêàì.

2. Ïðè ñðåäíåòÿæåëîé ôîðìå áîëåçíè Ò òåëà ïîâûøàåòñÿ äî 38,6 — 39,5 0 Ñ, íàðàñòàþò ñèìïòîìû èíòîêñèêàöèè, ïîÿâëÿþòñÿ ñèìïòîìû äèñòàëüíîãî êîëèòà. Äëèòåëüíîñòü ëèõîðàäêè 2-3 ñóòîê. Ðâîòà ïîâòîðíàÿ, ñõâàòêîîáðàçíûå áîëè â æèâîòå, òåíåçìû. Ñòóë ó÷àùàåòñÿ äî 10 — 15 ðàç â ñóòêè.  íà÷àëå áîëåçíè îí êàëîâûé, çàòåì íåáîëüøèìè ïîðöèÿìè ñ áîëüøèì êîëè÷åñòâîì ñëèçè, çåëåíè, ñ ïðîæèëêàìè êðîâè. Ñèìïòîìû ýêñèêîçà I — II ñòåïåíè. Áîëåçíåííîñòü ïðè ïàëüïàöèè â ëåâîé ïîäâçäîøíîé îáëàñòè, óð÷àíèå ñèãìîâèäíîé êèøêè, çèÿíèå àíóñà. Âûçäîðîâëåíèå íàñòóïàåò ê êîíöó 2-îé íåäåëè.

3. Òÿæåëàÿ ôîðìà ñ ïðåîáëàäàíèåì ñèìïòîìîâ òîêñèêîçà — õàðàêòåðèçóåòñÿ ðàçâèòèåì íåéðîòîêñèêîçà. Íà÷àëî îñòðîå, Ò òåëà áîëåå 39,5 0 Ñ, îçíîá, ñóäîðîãè, íàðóøåíèå ñîçíàíèÿ, ïðèçíàêè ñåðäå÷íî-ñîñóäèñòîé íåäîñòàòî÷íîñòè. Ðâîòà ìíîãîêðàòíàÿ. Ðàññòðîéñòâà ñòóëà ïîÿâëÿþòñÿ ê êîíöó ïåðâûõ ñóòîê èëè äàæå íà 2-îé äåíü áîëåçíè.

4. Òÿæåëàÿ ôîðìà ñ ïðåîáëàäàíèåì ìåñòíûõ ÿâëåíèé íà÷èíàåòñÿ àíàëîãè÷íî, íî âåäóùèì â êëèíè÷åñêîé êàðòèíå ÿâëÿåòñÿ ñèíäðîì äèñòàëüíîãî êîëèòà. Äåòè æàëóþòñÿ íà ñõâàòêîîáðàçíûå áîëè ïî âñåìó æèâîòó, áîëåçíåííûå òåíåçìû. Ñòóë ÷àñòûé, ñíà÷àëà îáèëüíûé, íî áûñòðî òåðÿåò êàëîâûé õàðàêòåð è ñòàíîâèòñÿ ñëèçèñòî-êðîâÿíèñòûì â âèäå «ðåêòàëüíîãî ïëåâêà». ßçûê îáëîæåí áåëûì íàëåòîì, æèâîò âòÿíóò, ïðè ïàëüïàöèè îïðåäåëÿåòñÿ ñïàçìèðîâàííàÿ áîëåçíåííàÿ ñèãìîâèäíàÿ êèøêà. Àíóñ çèÿåò, ìîæåò îòìå÷àòüñÿ âûïàäåíèå ñëèçèñòîé ïðÿìîé êèøêè.

Âûçäîðîâëåíèå ïðè òÿæåëûõ ôîðìàõ íàñòóïàåò ÷åðåç 3 — 4 íåäåëè.

Àòèïè÷íûå ôîðìû.

Ñòåðòàÿ ôîðìà — îòñóòñòâèå ñèìïòîìîâ èíòîêñèêàöèè ïðè ñëàáî âûðàæåííîé äèñôóíêöèè êèøå÷íèêà. Îòìå÷àþòñÿ ñíèæåííûé àïïåòèò, êàøèöåîáðàçíûé ñòóë, îáëîæåííûé ÿçûê, ïðè ïàëüïàöèè îïðåäåëÿåòñÿ ñîêðàùåííàÿ, óìåðåííî áîëåçíåííàÿ ñèãìîâèäíàÿ êèøêà. Äèàãíîç ïîäòâåðæäàåòñÿ òîëüêî ñ ïîìîùüþ ëàáîðàòîðíûõ ìåòîäîâ èññëåäîâàíèÿ.

Áåññèìïòîìíàÿ ôîðìà — âûÿâëÿåòñÿ â î÷àãå èíôåêöèè è õàðàêòåðèçóåòñÿ îòñóòñòâèåì êëèíè÷åñêèõ ñèìïòîìîâ, äèàãíîñòèðóåòñÿ ñ ïîìîùüþ àíàëèçîâ.

Îïîðíî-äèàãíîñòè÷åñêèå ïðèçíàêè øèãåëëåçà

1. õàðàêòåðíûé ýïèäåìèîëîãè÷åñêèé àíàìíåç;

2. îñòðîå íà÷àëî;

3. ñèíäðîì èíòîêñèêàöèè;

4. ñèíäðîì äèñòàëüíîãî êîëèòà;

5. ïàðàëëåëèçì ìåæäó ñòåïåíüþ èíòîêñèêàöèè è âûðàæåííîñòüþ êîëèòè÷åñêîãî ñèíäðîìà;

6. ëàáîðàòîðíàÿ äèàãíîñòèêà:

— áàêòåðèîëîãè÷åñêèé ìåòîä — âûäåëåíèå øèãåëë èç èñïðàæíåíèé;

— ñåðîëîãè÷åñêèé ìåòîä — îïðåäåëåíèå â êðîâè ñïåöèôè÷åñêèõ ïðîòèâîøèãåëëåçíûõ àíòèòåë. Äèàãíîñòè÷åñêèì ÿâëÿåòñÿ íàðàñòàíèå òèòðîâ àíòèòåë â 4 ðàçà è áîëåå â ñûâîðîòêàõ êðîâè, âçÿòûõ ñ èíòåðâàëîì 7-10 äíåé.

Ýøåðèõèîçû

Ýøåðèõèîçû — èíôåêöèîííûå çàáîëåâàíèÿ, âûçûâàåìûå äèàðååãåííûìè êèøå÷íûìè ïàëî÷êàìè, õàðàêòåðèçóþùèåñÿ ïðåèìóùåñòâåííûì ïîðàæåíèåì ÆÊÒ ïî òèïó ýíòåðèòà èëè ýíòåðîêîëèòà ñ ðàçâèòèåì èíòîêñèêàöèè è äèàðåéíîãî ñèíäðîìà.

Ýòèîëîãèÿ. Âîçáóäèòåëè ýøåðèõèîçîâ ïðèíàäëåæàò ê ñåìåéñòâó ýíòåðîáàêòåðèé, ðîäó Åscherichia, âèäó Åscherichia coli. Âèä Å. coli âêëþ÷àåò óñëîâíî-ïàòîãåííûå êèøå÷íûå ïàëî÷êè, ÿâëÿþùèåñÿ ïîñòîÿííûìè îáèòàòåëÿìè êèøå÷íèêà ÷åëîâåêà è ïàòîãåííûå ýøåðèõèè, ñïîñîáíûå âûçûâàòü çàáîëåâàíèÿ. Î ðåêîìåíäàöèè ÂÎÇ, ïàòîãåííûå ýøåðèõèè ïîëó÷èëè íàçûâàíèå «äèàðååãåííûå Å. coli». Îíè ïðåäñòàâëÿþò ñîáîé ãðàìîòðèöàòåëüíûå ïîäâèæíûå ïàëî÷êè, íå îáðàçóþùèå ñïîð.

Ýøåðèõèè îáëàäàþò çíà÷èòåëüíîé óñòîé÷èâîñòüþ âî âíåøíåé ñðåäå. Ââîäå, ïî÷âå îíè îñòàþòñÿ æèçíåñïîñîáíûìè â òå÷åíèå íåñêîëüêèõ ìåñÿöåâ, äëèòåëüíîå âðåìÿ ñîõðàíÿþòñÿ íà ïåëåíêàõ, èãðóøêàõ. Ïðè êèïÿ÷åíèè ïîãèáàþò ìãíîâåííî, ïîä äåéñòâèåì äåçèíôåêòàíòîâ — â òå÷åíèå íåñêîëüêèõ ìèíóò.

Ãðóïïû ýøåðèõèé ðàçëè÷àþòñÿ ìåæäó ñîáîé ïî áèîëîãè÷åñêèì ñâîéñòâàì.  íàñòîÿùåå âðåìÿ âñå äèàðååãåííûå ýøåðèõèè ðàçäåëåíû íà 5 ãðóïï (êàòåãîðèé). Íàèáîëüøåå çíà÷åíèå èìåþò ýíòåðîïàòîãåííûå ýøåðèõèè (ÝÏÝ), âêëþ÷àþùèå â ñâîþ î÷åðåäü 30 ñåðîëîãè÷åñêèõ ãðóïï.

Ýïèäåìèîëîãèÿ.

Èñòî÷íèê èíôåêöèè — áîëüíûå, ïðåèìóùåñòâåííî äåòè, îñîáåííî â îñòðîì ïåðèîäå çàáîëåâàíèÿ, êîãäà ñ èñïðàæíåíèÿìè è ðâîòíûìè ìàññàìè âûäåëÿåòñÿ áîëüøîå êîëè÷åñòâî áàêòåðèé.

Ìåõàíèçì ïåðåäà÷è — ôåêàëüíî-îðàëüíûé. Âåäóùèé ïóòü ïåðåäà÷è èíôåêöèè — êîíòàêòíî-áûòîâîé, ðåæå — ïèùåâîé è âîäíûé.

Âîñïðèèì÷èâîñòü. Áîëåþò ýíòåðîïàòîãåííûì ýøåðèõèîçîì ïðåèìóùåñòâåííî äåòè â âîçðàñòå îò 3-õ ìåñ. äî 1 ãîäà, íàõîäÿùèåñÿ íà èñêóññòâåííîì âñêàðìëèâàíèè, ñ îòÿãîùåííûì ïðåìîðáèäíûì ôîíîì. Íàèáîëåå âîñïðèèì÷èâû ê ÝÏÝ íîâîðîæäåííûå è îñëàáëåííûå äåòè.

Çàáîëåâàíèå ÿâëÿåòñÿ ÷ðåçâû÷àéíî êîíòàãèîçíûì.

Ñåçîííîñòü âûðàæåíà íå÷åòêî, îäíàêî îòìå÷àåòñÿ óâåëè÷åíèå ÷èñëà ñëó÷àåâ â çèìíå-âåñåííèé ïåðèîä.

Êëèíèêà.

Èíêóáàöèîííûé ïåðèîä â ñðåäíåì ñîñòàâëÿåò 4 — 8 ñóòîê

Читайте также:  Лечение поноса после кишечной инфекции

Çàáîëåâàíèå íà÷èíàåòñÿ ïîñòåïåííî èëè îñòðî ñ äèñôóíêöèè êèøå÷íèêà ïî òèïó ýíòåðèòà èëè ãàñòðîýíòåðèòà, ïîâûøåíèÿ Ò òåëà, íàðóøåíèÿ îáùåãî ñîñòîÿíèÿ.  ïîñëåäóþùåì ðåáåíîê ñòàíîâèòñÿ áåñïîêîéíûì, ñíèæàåòñÿ àïïåòèò, ïîÿâëÿþòñÿ ñðûãèâàíèÿ, ðâîòà (óïîðíàÿ, íî íå ÷àñòàÿ — 2-3 ðàçà â ñóòêè).

Ñòóë ñòàíîâèòñÿ êàøèöåîáðàçíûì, âîäÿíèñòûì, æåëòî-îðàíæåâîãî öâåòà, ñ ïðèìåñüþ ñëèçè, äî 10 ðàç â ñóòêè. Æèâîò âçäóò.

Ê 4-ûì — 5-ûì ñóòêàì áîëåçíè ñîñòîÿíèå ðåáåíêà óõóäøàåòñÿ: íàðàñòàþò âÿëîñòü, àäèíàìèÿ, îòìå÷àåòñÿ ïîâòîðíàÿ ðâîòà, ó÷àùåíèå ñòóëà, ñíèæåíèå ìàññû òåëà. Êëèíè÷åñêèå ïðèçíàêè òîêñèêîçà ñ ýêñèêîçîì äîñòèãàþò ìàêñèìàëüíîé âûðàæåííîñòè ê 5-ûì — 7-ûì ñóòêàì.

Ïî òÿæåñòè ðàçëè÷àþò:

Ëåãêóþ ôîðìó — Ò òåëà íîðìàëüíàÿ èëè ñóáôåáðèëüíàÿ, ñàìî÷óâñòâèå ðåáåíêà íå íàðóøåíî, àïïåòèò ñîõðàíåí, ìàññà òåëà íå ñíèæàåòñÿ. Ñòóë äà 4 — 6 ðàç â ñóòêè, äèñôóíêöèÿ êèøå÷íèêà ïðîäîëæàåòñÿ 7 — 10 ñóòîê.

Ñðåäíåòÿæåëóþ ôîðìó, êîòîðàÿ õàðàêòåðèçóåòñÿ ïîâûøåíèåì Ò òåëà äî 38,6 — 39,5 0 Ñ, âûðàæåííûìè ñèìïòîìàìè èíòîêñèêàöèè (áåñïîêîéñòâî èëè âÿëîñòü ðåáåíêà, ñíèæåíèå àïïåòèòà, áëåäíîñòü êîæè), óïîðíîé, íî íå÷àñòîé ðâîòîé (1 — 2 ðàçà â ñóòêè), æèäêèì ñòóëîì äî 8 — 10 ðàç â ñóòêè, ïðèçíàêàìè ýêñèêîçà I — II ñòåïåíè. Êèøå÷íàÿ äèñôóíêöèÿ ïðîäîëæàåòñÿ 2 — 3 íåäåëè, äëèòåëüíî ñîõðàíÿþòñÿ âÿëîñòü è ñíèæåíèå àïïåòèòà, íåðåäêî âîçíèêàþò îñëîæíåíèÿ (îòèò, ïíåâìîíèÿ è äð.)

Òÿæåëóþ ôîðìó — îíà ñîïðîâîæäàåòñÿ ðåçêî âûðàæåííûìè ñèìïòîìàìè èíòîêñèêàöèè, ýêñèêîçà II — III ñòåïåíè, æåëóäî÷íî-êèøå÷íûìè íàðóøåíèÿìè. Îòìå÷àåòñÿ ãèïåðòåðìèÿ, ìíîãîêðàòíàÿ ðâîòà, ó÷àùåíèå ñòóëà äî 15 — 20 ðàç â ñóòêè.

Îïîðíî-äèàãíîñòè÷åñêèå ïðèçíàêè ýøåðèõèîçà, âûçâàííîãî ÝÏÝ

1. õàðàêòåðíûé ýïèäàíàìíåç;

2. áîëåþò ïðåèìóùåñòâåííî äåòè 1-îãî ãîäà æèçíè;

3. äèñôóíêöèÿ êèøå÷íèêà ïî òèïó ýíòåðèòà, ãàñòðîýíòåðèòà;

4. íàëè÷èå íå÷àñòîé, íî óïîðíîé ðâîòû;

5. âîäÿíèñòûé áðûçæóùèé ñòóë æåëòî-îðàíæåâîãî öâåòà, èíîãäà ñ íåáîëüøèì êîëè÷åñòâîì ïðîçðà÷íîé ñëèçè;

6. íàðàñòàþùèé òîêñèêîç ñ ýêñèêîçîì, òðóäíî ïîääàþùèéñÿ òåðàïèè;

7. ëàáîðàòîðíàÿ äèàãíîñòèêà:

— áàêòåðèîëîãè÷åñêèé ìåòîä — âûäåëåíèå øèãåëë èç èñïðàæíåíèé, ðâîòíûõ ìàññ;

— ñåðîëîãè÷åñêèé ìåòîä — îïðåäåëåíèå â êðîâè ñïåöèôè÷åñêèõ ïðîòèâîøèãåëëåçíûõ àíòèòåë.

Ðîòîâèðóñíàÿ èíôåêöèÿ

îñòðûé êèøå÷íûé èíôåêöèÿ äåòè

Ðîòîâèðóñíàÿ èíôåêöèÿ — îñòðîå èíôåêöèîííîå çàáîëåâàíèå, âûçûâàåìîå ðîòîâèðóñàìè è õàðàêòåðèçóþùååñÿ ïîðàæåíèåì ÆÊÒ ïî òèïó ãàñòðîýíòåðèòà.

Ýòèîëîãèÿ. Âîçáóäèòåëü — ðîòîâîðóñû. Ïî àíòèãåííûì ñâîéñòâàì âûäåëÿþò 9 ñåðîëîãè÷åñêèõ òèïîâ. Ó ÷åëîâåêà âñòðå÷àþòñÿ ñ 1-îãî ïî 4-ûé, 8-îé è 9-ûé òèïû (òèïû ñ 5-îãî ïî 7-îé âûäåëÿþò îò æèâîòíûõ è ïòèö).

Âèðóñû óñòîé÷èâû ê ôàêòîðàì âíåøíåé ñðåäû: äëèòåëüíî ñîõðàíÿþòñÿ â ôåêàëèÿõ, âûñîêî óñòîé÷èâû ê äåçèíôèöèðóþùèì ðàñòâîðàì, íî ïîãèáàþò ïðè êèïÿ÷åíèè.

Ýïèäåìèîëîãèÿ.

Èñòî÷íèê èíôåêöèè — òîëüêî ÷åëîâåê — áîëüíîé èëè âèðóñîíîñèòåëü. Âîçáóäèòåëü îáíàðóæèâàþò â ôåêàëèÿõ ñ ïåðâûõ äíåé ðàçâèòèÿ êëèíè÷åñêèõ ñèìïòîìîâ è äî 7-ûõ — 9-ûõ ñóòîê.

Ìåõàíèçì ïåðåäà÷è — ôåêàëüíî-îðàëüíûé.

Ïóòè ïåðåäà÷è: ïèùåâîé (ìîëîêî, ìîëî÷íûå ïðîäóêòû), âîäíûé, êîíòàêòíî-áûòîâîé.

Ñåçîííîñòü. Ñïîðàäè÷åñêèå ñëó÷àè ðåãèñòðèðóþòñÿ â òå÷åíèå âñåãî ãîäà, íî íàèáîëüøàÿ çàáîëåâàåìîñòü îòìå÷àåòñÿ â çèìíåå âðåìÿ.

Âîçðàñòíàÿ ñòðóêòóðà: Ðîòîâèðóñíàÿ èíôåêöèÿ âûÿâëÿåòñÿ âî âñåõ âîçðàñòíûõ ãðóïïàõ, îäíàêî çíà÷èòåëüíî ÷àùå áîëåþò äåòè â âîçðàñòå îò 7 ìåñ. Äî 2-õ ëåò.

Ïîñëå ïåðåíåñåííîãî çàáîëåâàíèÿ â áîëüøèíñòâå ñëó÷àåâ ôîðìèðóåòñÿ íåïðîäîëæèòåëüíûé èììóíèòåò.

Êëèíè÷åñêàÿ êàðòèíà.

Èíêóáàöèîííûé ïåðèîä ñîñòàâëÿåò îò 15 ÷àñ. Äî 7 ñóòîê, ÷àùå 1 — 2 ñóòîê.

Íà÷àëî çàáîëåâàíèÿ îáû÷íî îñòðîå, îäíàêî òÿæåñòü êèøå÷íîãî ñèíäðîìà è ñèìïòîìû èíòîêñèêàöèè íàðàñòàþò ïîñòåïåííî è äîñòèãàþò ìàêñèìàëüíîé âûðàæåííîñòè â òå÷åíèå 12 — 24 ÷àñîâ. Îòìå÷àåòñÿ ïîâûøåíèå Ò òåëà îò ñóáôåáðèëüíîé äî ôåáðèëüíîé äëèòåëüíîñòüþ 2 — 4 ñóòîê.

Ñèìïòîìû èíòîêñèêàöèè ïðîÿâëÿþòñÿ âÿëîñòüþ, ñëàáîñòüþ, ñíèæåíèåì àïïåòèòà, èíîãäà àíîðåêñèåé.

Ïîðàæåíèå ÆÊÒ ïðîòåêàåò ïî òèïó ãàñòðîýíòåðèòà. Âåäóùèì ñèìïòîìîì ÿâëÿåòñÿ ðâîòà, ïðåäøåñòâóþùàÿ êèøå÷íîé äèñôóíêöèè èëè ïîÿâëÿþùàÿñÿ îäíîâðåìåííî. Îíà ìîæåò áûòü ïîâòîðíîé (2 — 6 ðàç) èëè ìíîãîêðàòíîé (10 — 12 ðàç), äëèòüñÿ 1 — 3 äíÿ. Ñòóë âîäÿíèñòûé èëè æèäêèé, îáèëüíûé, èíîãäà ñ ïðèìåñüþ ñëèçè, ó÷àùåííûé (äî 20 ðàç â ñóòêè). Ïðîäîëæèòåëüíîñòü äèàðåè — 3-6 ñóòîê. Ðàçâèâàåòñÿ ýêñèêîç, êîòîðûé è îáóñëàâëèâàåò òÿæåñòü ñîñòîÿíèÿ.

Ñ íà÷àëà çàáîëåâàíèÿ âîçìîæíû áîëè â æèâîòå. ×àùå îíè óìåðåííûå, ïîñòîÿííûå, ëîêàëèçóþòñÿ â âåðõíåé ïîëîâèíå æèâîòà. Ìîæåò áûòü ìåòåîðèçì, óð÷àíèå ïî õîäó êèøå÷íèêà.

Îïîðíî-äèàãíîñòè÷åñêèå ïðèçíàêè ðîòîâèðóñíîé èíôåêöèè

1. õàðàêòåðíûé ýïèäåìèîëîãè÷åñêèé àíàìíåç — ãðóïïîâîé õàðàêòåð çàáîëåâàíèÿ â çèìíåå âðåìÿ ãîäà;

2. îñòðîå íà÷àëî çàáîëåâàíèÿ;

3. ïîâûøåíèå Ò òåëà;

4. âåäóùèé ñèìïòîì — ðâîòà;

5. âîäÿíèñòàÿ äèàðåÿ;

6. óìåðåííî âûðàæåííûå áîëè â æèâîòå;

7. ìåòåîðèçì;

8. ñèíäðîì èíôåêöèîííîãî òîêñèêîçà ñ ýêñèêîçîì;

9. ëàáîðàòîðíàÿ äèàãíîñòèêà — îáíàðóæåíèå ðîòîâèðóñîâ â ôåêàëèÿõ è ñïåöèôè÷åñêèõ àíòèòåë â ñûâîðîòêå êðîâè.

Ðåêîìåíäóåìàÿ ëèòåðàòóðà

1. Çàïðóäíîâ À.Ì., Ãðèãîðüåâ À.Ê. Ïåäèàòðèÿ ñ äåòñêèìè èíôåêöèÿìè: ó÷åáíèê. — Ì.: — ÃÝÎÒÀÐ-Ìåäèà, 2012.

2. Èíôåêöèîííûå áîëåçíè ó äåòåé — ó÷åáíèê äëÿ ìåäèöèíñêèõ ÂÓÇîâ ïîä ðåä Â.Í. Òèì÷åíêî, ÑÏá: ÑïåöËèò, 2008

Ðàçìåùåíî íà Allbest.ru

Источник