Этапы сестринского процесса при гепатите

Все о гепатитах:

Вирус гепатита А

Вирус гепатита Б

Вирус гепатита С

Вирус гепатита Д

Вирус гепатита Е

Сайт по сестринском дело и процессе

Сестринский процесс при гепатите

1 этап: проведение субъективного и объективного обследования по общей схеме, изложенной в методическом пособии «Методика сестринского обследования». При обследовании выявляются изменения, изложенные в лекции. В заключение 1 этапа необходимо определить потребности, которые у пациента нарушены (см. иерархию потребностей по Маслоу).

2 этап: определение проблем пациента и сестринских диагнозов. Необходимо помнить, что проблемы могут быть настоящие и потенциальные, но каждая из них может быть первичной, промежуточной и вторичной.

При гепатите возможны следующие физиологические проблемы:

Проблема

Сестринский диагноз

  • Снижение аппетита, извращения аппетита
  • Тошнота, рвота
  • Снижение аппетита из-за интоксикации при раке желудка
  • Тошнота, рвота из-за нарушения двигательной функции желудочно-кишечного тракта и рака желудка
  • Нарушение сна
  • Нарушение сна из-за  наличия болевого синдрома и интоксикации
  • Снижение трудоспособности, быстрая утомляемость
  • Снижение трудоспособности, быстрая утомляемость из-за интоксикации при раке желудка
  • Боль в животе
  • Боль в животе из-за раздражения болевых рецепторов при раке желудка
  • Ограничение самоухода
  
  • Ограничение самоухода из-за интенсивного болевого синдрома, интоксикации и диспепсических симптомов 
  • Желудочное кровотечение
  • Желудочное кровотечение из повреждённых сосудов вследствие прорастания опухоли и её распада
  • Понос
  • Отрыжка воздухом
  • Вздутие живота
  • Понос из-за снижения секреторной функции желудочной секреции
  • Лихорадка 1 (2,3) период
  • Лихорадка 1 (2,3) период из-за рака желудка
  • Отёки
  • Отёки из-за уменьшения белка в крови
 
  
  
  • Неотложные состояния: обморок, коллапс, шок, желудочное кровотечение
  • Психологические проблемы:
    • Дефицит знаний о собственном заболевании, причинах и исходах, прогнозе, требованиях к рекомендуемой диете, об изменениях образа жизни, особенностях приёма лекарственных препаратов, правилах подготовки к лабораторным и инструментальным исследованиям
    • Дефицит умений по вопросам самоконтроля, само- и взаимопомощи при неотложных состояниях и  по уходу
    • Чувство тревоги по поводу прогноза заболевания из-за изменения образа жизни

Удовлетворить проблемы пациента по ликвидации дефицита знаний медицинская сестра может, применяя рекомендации, изложенные в разделах «Основы общения и педагогики в сестринском деле»

Проблемы безопасности:

  • Риск падения и травматизации (обморок;  нарушение равновесия и головокружение при коллапсе)
  • Риск ожогов
  • Риск внесения инфекции
  • Риск побочного действия лекарственного препарата (например, антибиотиков)

3 этап: это определение:

  • Цели краткосрочной и долгосрочной (с указанием условий, сроков, критериев)
  • Задач с определением:

А) тактики в отношении врача,

Б) оказания помощи пациенту для облегчения его самочувствия,

В) наблюдения за функциональным состоянием,

Г) мероприятий по профилактике возможных осложнений

  • Плана сестринских вмешательств

А) определить тип сестринских вмешательств (независимые, взаимозависимые, зависимые)

Б)  обсудить с пациентом план ухода

В)  ознакомить других участников сестринского процесса с планом сестринского ухода

Необходимо помнить, что каждая проблема решается отдельно.

Постановка целей и сестринских вмешательств по решению проблем безопасности рассматривалась на втором курсе обучения в темах: «СПЭР», «Дезинфекция», «Стерилизация», «Методы простейшей физиотерапии», «Медикаментозное обеспечение пациентов», «Сестринский процесс в работе с пациентами тяжелобольными, неподвижными, пожилого возраста», а также в предыдущих лекциях текущего курса.

4 этап: реализация плана сестринских вмешательств с использованием известных стандартов манипуляций, процедур и ухода.

5 этап: оценка эффективности сестринских вмешательств на уровнях

  • Пациента (степень удовлетворения его потребностей)
  • Медсестры (выполнение поставленных задач, целей, соответствие вмешательств стандартам)
  • Старшей медсестрой

Другие сестринские процессы

Сестринский процесс при остром и хроническом гастритах

Сестринский процесс при язвенной болезни

Сестринский процесс при раке желудка

Сестринский процесс при хроническом энтероколите

Сестринский процесс при дискинезиях, холецистите, жёлчно — каменной болезни

Сестринский процесс при хроническом панкреатите

Сестринский процесс при описторхозе

Сестринский процесс при гепатите

Сестринский процесс при ревматизме

Сестринский процесс при пороках

Сестринский процесс при атеросклерозе

Сестринский процесс при ИБС: стенокардии

Сестринский процесс при ИБС: инфаркте миокарда

Сестринский процесс при острой сосудистой недостаточности, острой сердечной недостаточности, хронической недостаточности

Сестринский процесс боль в суставах

  Комментарии       

Источник

Инфекционный гепатит (другое его название – гепатит А) – заболевание, симптомы которого выражаются в интоксикации организма, возникновении желтизны кожи, увеличении размеров печени. Для предотвращения распространения вируса больным необходима госпитализация и помещение на карантин. Важную роль играет правильный сестринский уход при гепатите А, позволяющий облегчить пребывание на карантине и вернуть пациента к нормальной жизни.

Причины и пути передачи гепатита А

Инфекция распространяется фекально-оральным путём. Человек с вирусом гепатита А представляет опасность для окружающих до тех пор, пока заболевание не перейдёт в стадию желтухи.

Способы попадания вируса в организм здорового человека следующие:

  • загрязнение водоёмов фекалиями носителя вируса гепатитом А;
  • несоблюдение санитарных норм в детских учреждениях;
  • попадание инфекции через пищу (главный способ проникновения вируса в еду – наличие заболевания у повара, работавшего на кухне).

Обширные эпидемии вирусного гепатита связаны с загрязнениями водоёмов. В воде вирус способен жить до 10 месяцев. Заражение происходит во время купания, а также при употреблении различных сырых моллюсков, выловленных в данном водоёме.

Самая подверженная болезни категория населения – дети до 12 лет. Младенцы в возрасте до 1 года заболевают крайне редко, у взрослых же вырабатывается иммунитет к гепатиту А. Вирус быстро распространяется в школах и детских садах. Пик заболеваемости приходится на лето и осень.

Регионы, в которых чаще регистрируются случаи заражения вирусным гепатитом – страны Африки, Азии, Южной Америки. Ежегодно регистрируется до 1,4 миллиона случаев заражения гепатитом А.

Симптомы заболевания

Через кровь вирус проникает в печень, имеющую благоприятную среду для его размножения. Инфекция повреждает гепатоциты. В среднем инкубационный период продолжается от двух недель до одного месяца. Передавать инфекцию окружающим заражённый человек может уже в последние дни инкубационной стадии вируса.

Болезнь проходит в лёгкой, средней или тяжёлой формах. Характерными признаками служат:

  • повышение температуры, сопровождающееся утомляемостью, отвращением к пище;
  • изменения цвета мочи и кала;
  • увеличение печени;
  • желтуха.

Формы гепатита, при которых не возникает желтизна кожных покровов, обычно имеют лёгкое течение и не сопровождаются выраженными симптомами, хотя больной испытывает слабость. Прогноз при любой форме болезни благоприятный – процент смертности не более 0,04. У ряда людей гепатит приобретает затяжной характер, но и в этом случае вероятность летального исхода остаётся низкой. Опасность представляет возникновение цирроза печени, печеночной комы и других тяжёлых осложнений.

Лечение

Ухаживать за заболевшим следует под строгим медицинским контролем. Требуется чётко соблюдать назначенную врачом диету, придерживаться постельного режима. После появления признаков заболевания больного необходимо изолировать и предоставить правильный уход, поэтому его помещают под карантин.

При средней и тяжёлой форме болезни назначается медикаментозное лечение, включающее установку капельниц. Лёгкая форма не требует продолжительного постельного режима, пациенту разрешается вставать с постели и выходить на прогулки уже через несколько дней.

Люди с гепатитом А проходят лечение в инфекционных больницах, где поступающие и выписывающиеся пациенты отделены друг от друга. Транспорт, на котором привозят больного, подлежит дезинфекции. Родственникам запрещено посещать пациента, пока он находится на карантине.

Сестринский уход за больным гепатитом А

Особенностью сестринского ухода за больными гепатитом А является необходимость поддержания пациентов физически и психологически. Ряд пациентов тяжело переносит изоляцию, болезненно реагирует на отсутствие контактов с близкими. Организация сестринского ухода делится на пять этапов: обследование (сбор информации о состоянии пациента), диагноз (наблюдение за реакциями больного), план ухода, реализация ухода и оценка действий.

Читайте также:  Вирусные гепатиты в и с не передаются при

С физиологической стороны у людей с гепатитом А наблюдается расстройство пищеварительной системы, слабость, невозможность самостоятельно одеваться, при наступлении печеночной комы нарушается дыхание. У женщин возможны чрезмерно обильные менструации. Медсестре необходимо облегчить состояние больного, сделать его пребывание в больнице комфортным.

Сестринский уход направлен на снижение интенсивности симптомов. Стандарты сестринского ухода при гепатите А включают в себя зависимые от врача действия и независимые.

Зависимые действия:

  • следование плану приёма лекарственных препаратов;
  • постановка капельниц;
  • передача в лабораторию биологического материала больного (кровь, кал, моча);
  • наблюдение за цветом мочи и кала.

К независимым действиям относится проведение дезинфекции в помещении, контроль соблюдения пациентом режима питания, уход при рвоте, передача врачу информации о самочувствии больного.

Другая задача медсестры – подробно информировать больного о важности соблюдения назначенного режима и о мерах по предотвращению распространения вируса. Каждый пациент требует индивидуального подхода, в котором учитывается его возраст, форма заболевания, назначенный режим и психологическое состояние. Профессиональный уход поможет существенно облегчить нахождение человека под карантином.

Профилактика заражения

Для предотвращения распространения вируса нужно провести вакцинацию всех, кто имел контакты с заражённым человеком. Помещение, где он жил, следует обработать дезинфицирующими средствами.

Анализы и обследования для установления диагноза проводятся после того, как пациент поступает в больницу.

Медицинская сестра обязана знать, как проходит течение болезни, какие симптомы характерны для неё. Во избежание заражения требуется ответственно подходить к соблюдению норм безопасности – работа по уходу проводится в перчатках, а при установке капельниц и введении лекарств необходимо пользоваться специальной маской и очками.

Источник

1. Сестринское обследование.

На этом этапе медицинская сестра производит сбор данных о состоянии здоровья пациента и заполняет сестринскую карту стационарного пациента.

Данные обследования могут носить субъективный и объективный характер.

Сбор эпидемиологического анамнеза у пациента и его родственников с предварительным диагнозом «Вирусный гепатит В»: болен ли кто-нибудь из родственников, друзей, коллег гепатитом, уезжал ли куда-нибудь за последнее время, условия переезда (поезд, машина), проводились ли переливания препаратов крови, операции за последние 6 месяцев, информация о половых контактах, здоровье полового партнера, не болел ли раньше вирусными гепатитами, наличие профилактических прививок против ВГВ, не употребляет ли наркотики, не увлекается ли пирсингом, татуировками.

Источники объективной информации: физическое исследование пациента по органам и системам; знакомство с медицинской историей болезни.

2. Сестринская диагностика

Основными методами сестринской диагностики являются наблюдение и беседа. Медсестра рассматривает не заболевание, а внешнюю реакцию пациента на гепатит В. Классифицировать сестринские проблемы можно как физиологические, психологически и социальные.

Все сестринские проблемы делятся на:

  • * настоящие — проблемы, которые беспокоят пациента в настоящий момент (желтушность кожи, потемнение мочи, обесцвечивание кала, тошнота или рвота, зуд кожи);
  • * потенциальные — это проблемы, которые пока не существуют, но могут появиться с течением времени (риск возникновения пролежней у неподвижного пациента, риск развития обезвоживания при рвоте, переход в хроническую стадию гепатита В, печеночная энцефалопатия). Осуществляя уход за больными с ВГВ, медицинская сестра должна помнить о возможных осложнениях и внимательно следить за состоянием пациентов. При появлении даже малейших подозрений на развитие ОПЭ медицинская сестра должна немедленно вызвать к больному лечащего или дежурного врача для решения вопроса о его переводе в палату интенсивной терапии. Начальные стадии ОПЭ характеризуются прогрессирующим ухудшением состояния больного. Следует помнить, что больные в этом состоянии могут быть эйфоричны и агрессивны. Поскольку больные с ОПЭ находятся на строгом постельном режиме, не обходимо проводить мероприятия по профилактике пролежней, ежедневную гигиену кожных покровов и слизистых, оказывать помощь при рвоте, своевременно менять постельное и нательное белье при наличии у больного непроизвольных мочеиспусканий и дефекации. Медицинская сестра должна осуществлять контроль за состоянием сосудистого и мочевого катетеров, поскольку они могут стать источником для вторичной инфекции.
  • * приоритетные — это проблемы, требующие экстренного или первоочередного решения. Наиболее тягостные проблемы для пациента в настоящий момент, то, что больше всего беспокоит, является для него самым мучительным и главным сейчас (температура, кровотечение, беспокойство пациента, зуд кожи).
  • 3. Планирование ухода.

Во время планирования для каждой приоритетной проблемы формулируются цели и план ухода. После формулирования целей и составления плана ухода медсестра обязана согласовать действия с пациентом, заручиться его поддержкой, одобрением и согласием. 

4. Реализация плана ухода.

Проводя четвертый этап сестринского процесса, медицинская сестра решает две стратегические задачи:

  • 1. наблюдение и контроль за реакцией пациента на назначения врача с фиксацией полученных результатов в сестринской истории (карте) болезни;
  • 2. наблюдение и контроль за реакцией пациента на выполнение сестринских действий по уходу, связанных с постановкой сестринского диагноза и регистрация полученных данных в сестринской истории (карте) болезни.

Целью организации правильного ухода является создание наиболее благоприятных условий, обеспечивающих быстрое и полное выздоровление больных. Важнейшим условием является организация лечебно-охранительного и щадящего режима. Физическая активность больных должна быть максимально ограничена. Именно в этих условиях наиболее быстро происходит репарация ткани печени. 

5. Оценка эффективности сестринского вмешательства.

Целью пятого этапа является оценка реакции пациента на сестринский уход, анализ качества оказанной помощи, оценка полученных результатов и подведение итогов.

Источниками и критериями оценки сестринского ухода служат следующие факторы:

  • * оценка степени достижения поставленных целей сестринского ухода;
  • * оценка ответной реакции пациента на сестринские вмешательства, на медперсонал, лечение, удовлетворенности фактом пребывания в стационаре, пожеланий.

Источник

Îïðåäåëåíèå, âèäû, ýòèîëîãèÿ è ïàòîãåíåç ãåïàòèòîâ. Êëèíè÷åñêàÿ õàðàêòåðèñòèêà, äèàãíîñòèêà è ïðîôèëàêòèêà ãåïàòèòîâ. Îñîáåííîñòè ñåñòðèíñêîãî óõîäà çà áîëüíûìè ãåïàòèòîì. Îñíîâíûå ìåòîäû ëå÷åíèÿ õðîíè÷åñêîãî ãåïàòèòà, ïðîôèëàêòèêà è ïðîãíîçèðîâàíèå.

Ñòóäåíòû, àñïèðàíòû, ìîëîäûå ó÷åíûå, èñïîëüçóþùèå áàçó çíàíèé â ñâîåé ó÷åáå è ðàáîòå, áóäóò âàì î÷åíü áëàãîäàðíû.

Ðàçìåùåíî íà https://www.allbest.ru/

Òåîðåòè÷åñêàÿ õàðàêòåðèñòèêà ãåïàòèòîâ

Âèðóñíûå ãåïàòèòû ÿâëÿþòñÿ øèðîêî ðàñïðîñòðàíåííûìè çàáîëåâàíèÿìè ñðåäè íàñåëåíèÿ. Ïî äàííûì ÂÎÇ, â ìèðå íàñ÷èòûâàåòñÿ áîëåå äâóõ ìèëëèàðäîâ èíôèöèðîâàííûõ âèðóñîì ãåïàòèòà  ( HBV ), èç íèõ — îêîëî 350 ìèëëèîíîâ ÿâëÿþòñÿ õðîíè÷åñêèìè “íîñèòåëÿìè” ÍÂsÀg ( WHO — “ Control of hepatitis B”, 1992; WHO “Hepatitis B: Immunisation of new borne infants”, 1992; Takusei U et al., 1994; Lee S. S., 1996; “Ìèðîâîé îïûò ïðîôèëàêòèêè ãåïàòèòà ”- SmithÊline Beecham- 1997). Åæåãîäíî èç ÷èñëà “íîñèòåëåé” ïðèìåðíî äâà ìèëëèîíà ÷åëîâåê óìèðàåò îò öèððîçà ïå÷åíè èëè ãåïàòîöåëëþëÿðíîé êàðöèíîìû ( ÃÖÊ ) , à â ñòðàíàõ Âîñòî÷íîé, Þãî-Âîñòî÷íîé Àçèè, Àôðèêè â 80% ýòèîëîãè÷åñêîé ïðè÷èíîé ÃÖÊ ÿâëÿåòñÿ ÍÂV (Âñåìèðíûé ôîðóì çäðàâîîõðàíåíèÿ — ÂÎÇ — Æåíåâà , 1990 ã. ).Õðîíè÷åñêèå ãåïàòèòû çàíèìàþò çíà÷èòåëüíîå ìåñòî â ñòðóêòóðå çàáîëåâàíèé îðãàíîâ ïèùåâàðåíèÿ. Íà äîëþ âèðóñíûõ ãåïàòèòîâ (HBV-, HDV-, HCV-èíôåêöèè) â îáùåé ñòðóêòóðå õðîíè÷åñêèõ ïîðàæåíèé ïå÷åíè ïðèõîäèòñÿ îêîëî 70 %.Ïðè âñåîáùåì ïðèçíàíèè ïîëèýòèîëîãè÷íîñòè ýòîé ïàòîëîãèè âåäóùàÿ ðîëü â åå âîçíèêíîâåíèè ïðèíàäëåæèò ãåïàòîòðîïíûì âèðóñàì, íà ôîíå êîòîðûõ ïðîÿâëÿåòñÿ âûðàæåííîå ïàòîëîãè÷åñêîå âîçäåéñòâèå äðóãèõ àãåíòîâ.

Âèðóñíûé ãåïàòèò À ïðåâðàòèëñÿ â ýïèäåìèþ (ýïèäåìèÿ — ìàññîâîå ðàñïðîñòðàíåíèå èíôåêöèîííîãî çàáîëåâàíèÿ ÷åëîâåêà â êàêîé-ëèáî ìåñòíîñòè, ñòðàíå, çíà÷èòåëüíî ïðåâûøàþùåå îáû÷íûé óðîâåíü çàáîëåâàåìîñòè). Ýòî ìîæåò áûòü âûçâàíî ïîíèæåíèåì îáùåãî çàùèòíîãî (èììóííîãî) óðîâíÿ ÷åëîâå÷åñòâà, áåñïðåïÿòñòâåííûì ïåðåìåùåíèåì ëþäåé âî âñå ÷àñòè Çåìëè, óìíîæåíèåì äåëîâûõ ñâÿçåé ìåæäó ãîñóäàðñòâàìè ñ ðàçíûì ñòàòóñîì ñîöèàëüíî-ýêîíîìè÷åñêîãî ðàçâèòèÿ, ïëþñ ê ýòîìó ðàñïðîñòðàíåíèåì îáùåñòâåííîãî ïèòàíèÿ (âíå äîìà), ÷òî ÿâëÿåòñÿ âàæíûì ôàêòîðîì çàáîëåâàåìîñòè ãåïàòèòîì è äëÿ Ðîññèè â ïîñëåäíèå 5 ëåò. Îñòðûìè âèðóñíûìè ãåïàòèòàìè ïåðåáîëåëè îêîëî 2 ìëðä ÷åëîâåê. Ìèíçäðàâ Ðîññèè õàðàêòåðèçóåò ýïèäåìè÷åñêóþ ñèòóàöèþ â ñòðàíå ïî âèðóñíîìó ãåïàòèòó À êàê î÷åíü íåáëàãîïîëó÷íóþ. Ïîñëå ïðîäîëæèòåëüíîãî çàòèøüÿ â ìèíóâøåì ãîäó êîëè÷åñòâî áîëüíûõ ãåïàòèòîì À âîçðîñëî íà 84%. Ãëàâíûé ôàêòîð çàáîëåâàíèé — íèçêîå êà÷åñòâî ïèòüåâîé âîäû, è â áëèæàéøåå âðåìÿ óëó÷øåíèé â ýòîì, ñêîðåå âñåãî, íå áóäåò. Åùå áîëüøèå îïàñåíèÿ Ìèíçäðàâà âûçûâàåò ïîëîæåíèå äåë ñ âèðóñíûìè ãåïàòèòàìè  è Ñ, êîòîðûå ïåðåäàþòñÿ ÷åðåç êðîâü ïðè ïðîâåäåíèè ãèíåêîëîãè÷åñêèõ, óðîëîãè÷åñêèõ è äð. îáñëåäîâàíèé è ïðîöåäóð, à òàêæå ïîëîâûì ïóòåì. Ýòè áîëåçíè ÷àñòî ïåðåõîäÿò â õðîíè÷åñêóþ ñòàäèþ, ïðèâîäÿ ê ðàçâèòèþ öèððîçà è ðàêà ïå÷åíè. Åæåãîäíûé ýêîíîìè÷åñêèé óùåðá îò ãåïàòèòîâ B è C ïðåâûøàåò 2 ìëðä ðóáëåé. ×èñëî áîëüíûõ ãåïàòèòîì  çà ïîñëåäíèå ïÿòü ëåò óâåëè÷èëîñü áîëåå ÷åì âäâîå. Çàáîëåâàåìîñòü ãåïàòèòîì Ñ âîçðàñòàåò åæåãîäíî íà 7—15%. Ãåïàòèòû  è Ñ — ïðîáëåìà íå òîëüêî ðîññèéñêàÿ. Ïî äàííûì Âñåìèðíîé îðãàíèçàöèè çäðàâîîõðàíåíèÿ (ÂÎÇ), â ìèðå åæåãîäíî îêîëî 50 ìëí ÷åëîâåê çàáîëåâàþò ãåïàòèòîì Â, à óìèðàþò — äî 2 ìëí ÷åëîâåê. Îò 100 äî 200 ìëí — õðîíè÷åñêèå íîñèòåëè âèðóñà ãåïàòèòà Ñ. Ïî ïðîãíîçàì ÂÎÇ, â áëèæàéøèå 10—20 ëåò íà 60% ìîæåò óâåëè÷èòüñÿ ÷èñëî áîëüíûõ öèððîçîì ïå÷åíè, íà 68% — ðàêîì, è â äâà ðàçà âîçðàñòè ñìåðòíîñòü îò äðóãèõ ïå÷åíî÷íûõ çàáîëåâàíèé. Ó 10% áîëüíûõ, ïåðåíåñøèõ îñòðûé âèðóñíûé ãåïàòèò Â, ðàçâèâàþòñÿ õðîíè÷åñêèå çàáîëåâàíèÿ ïå÷åíè, ïðè÷åì ó 30% èç íèõ — ñ ïðîãðåññèðóþùèì òå÷åíèåì, â 70% ñëó÷àåâ ïðèâîäÿùèì ê ïåðåõîäó õðîíè÷åñêîãî àêòèâíîãî ãåïàòèòà â öèððîç (ïåðåðîæäåíèå êëåòîê) ïå÷åíè â òå÷åíèå 2—5 ëåò. Ãåïàòèòû  (HBV) ÿâëÿþòñÿ ïðè÷èíîé ãåíàòîöåëëþëÿðíîé êàðöèíîìû (ðàêà) â 30—80% ñëó÷àåâ. Îñòðûé âèðóñíûé ãåïàòèò Ñ ïåðåõîäèò â õðîíè÷åñêèå ôîðìû â 60% ñëó÷àåâ, à â 20% — ïðèâîäèò ê öèððîçó. Íà ôîíå ñíèæåííîãî èììóíèòåòà âèðóñíûå ãåïàòèòû â áîëüøåé ÷àñòè ïðîòåêàþò íå òèïè÷íî, à ñ ñèìïòîìàìè ÎÐÇ, ÎÐÂÈ, ñèíäðîìà õðîíè÷åñêîé óñòàëîñòè, àëëåðãèè, îòðàâëåíèé, îáùåãî çàáîëåâàíèÿ æåëóäî÷íî-êèøå÷íîãî òðàêòà, ïîýòîìó îñòàþòñÿ íåäèàãíîñòèðóåìûìè è áûñòðî ïåðåõîäÿò â õðîíè÷åñêèå ôîðìû. Õðîíè÷åñêèé ãåïàòèò ïðè ïîëíîì èëè ïî÷òè ïîëíîì îòñóòñòâèè êëèíè÷åñêèõ ïðîÿâëåíèè ìîæåò ïðîäîëæàòüñÿ

Читайте также:  Сдать кровь на гепатит воронеж

Îïðåäåëåíèå , âèäû , ýòèîëîãèÿ , ïàòîãåíåç ãåïàòèòîâ

Ãåïàòèòû — çàáîëåâàíèÿ ïå÷åíè, â îñíîâå êîòîðûõ ëåæèò âîñïàëåíèå, âûðàæàþùååñÿ â äèñòðîôè÷åñêèõ è íåêðîòè÷åñêèõ èçìåíåíèÿõ ïàðåíõèìû, âîñïàëèòåëüíûé ãåíôèëüòðàöèè ñèá-ðàíû.

Ñóùåñòâóåò ìíîãî ïðè÷èí ãåïàòèòà, îñíîâíûìè èç êîòîðûõ ÿâëÿþòñÿ âèðóñû ãåïàòèòà, ÷àñòîå è äëèòåëüíîå óïîòðåáëåíèå àëêîãîëÿ, äëèòåëüíûé ïðèåì íåêîòîðûõ ëåêàðñòâ, à òàêæå çàñòîé æåë÷è â ïå÷åíè. Ãåïàòèòû áûâàþò îñòðûìè è õðîíè÷åñêèìè â çàâèñèìîñòè îò ïðè÷èíû, âûçâàâøåé çàáîëåâàíèå è ðåàêòèâíîñòè ñàìîãî îðãàíèçìà. Îñíîâíûìè ñèìïòîìàìè ãåïàòèòà ÿâëÿþòñÿ ñíèæåíèå ðàáîòîñïîñîáíîñòè, áîëü â ïðàâîì ïîäðåáåðüå, ëèõîðàäêà (ïîâûøåíèå òåìïåðàòóðû), æåëòóøíîñòü ñêëåð è êîæè, çóä, òîøíîòà, îòðûæêà ñ ãîðüêèì ïðèâêóñîì, îáåñöâå÷èâàíèå êàëà, ïîòåìíåíèå ìî÷è è äð. Äèàãíîñòèêà ãåïàòèòà îñóùåñòâëÿåòñÿ íà îñíîâàíèè ñèìïòîìîâ, äàííûõ îáñëåäîâàíèÿ è äàííûõ àíàëèçà êðîâè. Ëå÷åíèå è èñõîä ãåïàòèòà íàïðÿìóþ çàâèñèò îò åãî ïðè÷èíû.

Ñóùåñòâóåò ìíîãî ïðè÷èí ðàçâèòèÿ ãåïàòèòà. Íàèáîëåå ðàñïðîñòðàíåííûìè ïðè÷èíàìè ãåïàòèòà ÿâëÿþòñÿ:

Âèðóñû — ÿâëÿþòñÿ îäíîé èç îñíîâíûõ ïðè÷èí ðàçâèòèÿ ãåïàòèòà. Âèðóñíûå ãåïàòèòû ðàçâèâàþòñÿ â ðåçóëüòàòå çàðàæåíèÿ ãåïàòîòðîïíûìè (èìåþùèìè ñðîäñòâî ê êëåòêàì ïå÷åíè) âèðóñàìè.

Ñóùåñòâóåò íåñêîëüêî òèïîâ âèðóñîâ ãåïàòèòà (âèðóñíûé ãåïàòèò A, B, C, D è E), êîòîðûå îòëè÷àþòñÿ ïî ñïîñîáó ïåðåäà÷è, ñêîðîñòè ðàçâèòèÿ èíôåêöèè, ïðîÿâëåíèÿì áîëåçíè è åå èñõîäó.

— Àëêîãîëü — ÷àñòîå è äëèòåëüíîå óïîòðåáëåíèå ñïèðòíûõ íàïèòêîâ íåðåäêî ïðèâîäèò ê ðàçâèòèþ àëêîãîëüíîãî ãåïàòèòà. Ýòèëîâûé ñïèðò îêàçûâàåò ïîâðåæäàþùåå äåéñòâèå íà âñå îðãàíû, â òîì ÷èñëå è íà ïå÷åíü. ×àñòîå óïîòðåáëåíèå àëêîãîëÿ (àëêîãîëèçì) ïðèâîäèò ê âîñïàëåíèþ è ãèáåëè òêàíè ïå÷åíè è çàìåùåíèþ ïîãèáøèõ êëåòîê æèðîì (æèðîâàÿ äèñòðîôèÿ ïå÷åíè).

— Ìåäèêàìåíòû — íåêîòîðûå ëåêàðñòâà îáëàäàþò ãåïàòîòîêñè÷íîñòüþ, ò.å. ñïîñîáíû âûçûâàòü ïîâðåæäåíèå è âîñïàëåíèå ïå÷åíè — ìåäèêàìåíòîçíûé (ëåêàðñòâåííûé) ãåïàòèò. Ñèñòåìàòè÷åñêîå èñïîëüçîâàíèå íåêîòîðûõ ëåêàðñòâ, íàïðèìåð, àñïèðèíà (è äðóãèõ íåñòåðîèäíûõ ïðîòèâîâîñïàëèòåëüíûõ ñðåäñòâ), öèòîñòàòèêîâ (ìåòîòðåêñàò è äð.), ïðîòèâîâèðóñíûõ ïðåïàðàòîâ, àíòèáèîòèêîâ, ñóëüôàíèëàìèäîâ, ïðîòèâîòóáåðêóëåçíûõ ïðåïàðàòîâ (èçîíèàçèä) è ìíîãèõ äðóãèõ ìîæåò ïðèâåñòè ê ðàçâèòèþ ìåäèêàìåíòîçíîãî ãåïàòèòà. Õàðàêòåðíîé îñîáåííîñòüþ ìåäèêàìåíòîçíîãî ãåïàòèòà ÿâëÿåòñÿ ïðåêðàùåíèå áîëåçíè ïîñëå ïðåêðàùåíèÿ ïðèåìà ëåêàðñòâà, âûçâàâøåãî ãåïàòèò.

— Çàñòîé æåë÷è — íàðóøåíèå îòòîêà æåë÷è èç ïå÷åíè ñëóæèò ïðè÷èíîé ðàçâèòèÿ õîëåñòàòè÷åñêîãî ãåïàòèòà. Îäíà èç ôóíêöèé ïå÷åíè ýòî âûðàáîòêà æåë÷è, êîòîðàÿ èãðàåò âàæíóþ ðîëü â îáìåíå æèðîâ. Ïðè íàðóøåíèè îòòîêà æåë÷è èç ïå÷åíî÷íûõ äîëåê îíà çàñòàèâàåòñÿ â ïå÷åíè, âûçûâàÿ åå âîñïàëåíèå — ãåïàòèò. Íàðóøåíèå îòòîêà æåë÷è (è ñëåäîâàòåëüíî õîëåñòàòè÷åñêèé ãåïàòèò) ÷àñòî íàáëþäàåòñÿ ïðè æåë÷åêàìåííîé áîëåçíè (êàìíè â æåë÷íîì ïóçûðå), îïóõîëÿõ ïîäæåëóäî÷íîé æåëåçû è æåë÷íîãî ïóçûðÿ. ãåïàòèò ñåñòðèíñêèé ëå÷åíèå ïðîôèëàêòèêà

Ñèìïòîìû è ïðèçíàêè ãåïàòèòà

Âîñïàëåíèå ëþáîãî îðãàíà â íàøåì îðãàíèçìå âåäåò ê ñíèæåíèþ åãî ðàáîòîñïîñîáíîñòè. Ïå÷åíü â îðãàíèçìå ÷åëîâåêà èãðàåò âàæíóþ ðîëü, âûïîëíÿÿ ìíîæåñòâî æèçíåííî âàæíûõ ôóíêöèé. Ïðè ãåïàòèòå (âîñïàëåíèè òêàíåé ïå÷åíè) íàðóøåíèå êàæäîé èç íèõ âåäåò ê ïîÿâëåíèþ ñèìïòîìîâ, õàðàêòåðíûõ äëÿ ãåïàòèòà. Âîò îñíîâíûå ñèìïòîìû è ïðèçíàêè ãåïàòèòà:

Æåëòóõà ÿâëÿåòñÿ ÷àñòûì ñïóòíèêîì ãåïàòèòà è ïðîÿâëÿåòñÿ â âèäå æåëòóøíîãî îêðàøèâàíèÿ êîæè ÷åëîâåêà, åãî ñêëåð, à òàêæå íåáà è ÿçûêà. Æåëòóõà âîçíèêàåò êàê ðåçóëüòàò íàðóøåíèÿ îäíîé èç ôóíêöèé ïå÷åíè — ïåðåðàáîòêè áèëèðóáèíà. Áèëèðóáèí — ýòî æåëòûé ïèãìåíò, êîòîðûé îáðàçóåòñÿ ïðè ðàñïàäå ýðèòðîöèòîâ (êðàñíûå êðîâÿíûå òåëüöà). Áèëèðóáèí êîòîðûé îáðàçóåòñÿ íåïîñðåäñòâåííî ïðè ðàñïàäå ýðèòðîöèòîâ ÿâëÿåòñÿ òîêñè÷íûì (îòðàâëÿþùèì) äëÿ îðãàíèçìà è ïîýòîìó îí äîëæåí áûòü ïåðåðàáîòàí ïå÷åíüþ. Ïå÷åíü ñâÿçûâàåò áèëèðóáèí, îáåçâðåæèâàÿ åãî. Ïðè íàðóøåíèè ôóíêöèé ïå÷åíè íà ôîíå ãåïàòèòà áèëèðóáèí íàêàïëèâàåòñÿ â êðîâè, ðàçíîñèòñÿ ïî âñåìó îðãàíèçìó è îòêëàäûâàÿñü â êîæå è ñëèçèñòûõ îáîëî÷êàõ, ïðèäàåò èì æåëòîâàòûé öâåò.

Çóä êîæè â ñî÷åòàíèè ñ æåëòóõîé — ýòî îñíîâíîé ñèìïòîì õîëåñòàòè÷åñêîãî ãåïàòèòà -âîçíèêàþùåãî â ðåçóëüòàòå çàñòîÿ æåë÷è. Ïðè íàðóøåíèè îòòîêà æåë÷è èç ïå÷åíè, ÷àñòü åå ïîïàäàåò â êðîâü. Æåë÷íûå êèñëîòû, îòêëàäûâàÿñü â êîæå, ðàçäðàæàþò åå, âûçûâàÿ ñèëüíûé çóä.

Áîëü â ïðàâîì ïîäðåáåðüå âîçíèêàåò èç-çà ðàñòÿæåíèÿ êàïñóëû óâåëè÷åííîé ïå÷åíè. Ïå÷åíü ÷åëîâåêà íàõîäèòñÿ â êàïñóëå — îáîëî÷êå, êîòîðàÿ ÷óòêî ðåàãèðóåò íà èçìåíåíèÿ ðàçìåðîâ ïå÷åíè. Ïðè óâåëè÷åíèè ïå÷åíè êàïñóëà ðàñòÿãèâàåòñÿ, ÷òî âûçûâàåò áîëü.

Îòñóòñòâèå àïïåòèòà, òîøíîòà, îòðûæêà ñ ãîðüêèì âêóñîì, îñîáåííî ïîñëå ïðèåìà æèðíîé ïèùè òàêæå ìîãóò ðàññìàòðèâàòüñÿ â êà÷åñòâå ñèìïòîìîâ ãåïàòèòà. Ýòè ïðîÿâëåíèÿ âîçíèêàþò èç-çà íàðóøåíèÿ ïèùåâàðèòåëüíîé ôóíêöèè ïå÷åíè.

Ñèíÿêè, êðîâîïîäòåêè, êîòîðûå ïîÿâëÿþòñÿ ïðè ìàëåéøåé òðàâìå, ãîâîðÿò î íàðóøåíèè äðóãîé ôóíêöèè ïå÷åíè — ïðîäóêöèè ñïåöèàëüíûõ áåëêîâ, ó÷àñòâóþùèõ â ñâåðòûâàíèè êðîâè.

Ðàñïðîñòðàíåííîñòü ãåïàòèòà

Ðàñïðîñòðàíåííîñòü ãåïàòèòà âî âñåì ìèðå äîñòèãàåò ïîêàçàòåëÿ â 2 %.  Ðîññèè îò 5 äî 7 ìèëëèîíîâ ÷åëîâåê çàðàæåíû êàêèì-ëèáî âèäîì ãåïàòèòà. Òàêîé ïîêàçàòåëü — îäèí èç õóäøèõ â Åâðîïå. Îôèöèàëüíàÿ ñòàòèñòèêà ýïèäåìèîëîãè÷åñêîé ñèòóàöèè íå âåäåòñÿ, íî ïî ïðèìåðíûì ïîäñ÷åòàì ÂÃÑ çàðàæåíî çíà÷èòåëüíî ìåíüøå ëþäåé, ÷åì ãåïàòèòîì À è Â. Îäíàêî òàêàÿ ñèòóàöèÿ îáóñëîâëåíà òåì, ÷òî ãåïàòèò Ñ áûë îòêðûò çíà÷èòåëüíî ïîçæå äðóãèõ òèïîâ — â 1989. À äî ýòîãî åãî íàçûâàëè «ãåïàòèò íè À, íè ».

Читайте также:  Как передается гепатит в при носительство

Ïðåäñòàâèòåëè ìåäèöèíû ñ÷èòàþò, ÷òî æèòåëè Ðîññèè î÷åíü ìàëî îñâåäîìëåíû îá ýòîì çàáîëåâàíèè. Èõ çíàíèÿ â îñíîâíîì áàçèðóþòñÿ íà ñîöèàëüíîé ðåêëàìå, êîòîðàÿ çà÷àñòóþ ñâÿçûâàåò áîëåçíü è èíòèìíóþ æèçíü. Îäíàêî ÷èñëî òåõ, êòî çàðàçèëñÿ ïîëîâûì ïóòåì, çíà÷èòåëüíî ìåíüøå, ÷åì òåõ, êòî ïîëó÷èë èíôåêöèþ èç-çà óïîòðåáëåíèÿ íàðêîòèêîâ. Íàèìåíüøèé ïðîöåíò ñîñòàâëÿþò ëþäè, êîòîðûå çàðàçèëèñü ãåïàòèòîì â ðåçóëüòàòå îáðàùåíèÿ â ñôåðó óñëóã (êîñìåòîëîãèÿ, ñòîìàòîëîãèÿ, ñàëîíû òàòóàæà è ïèðñèíãà è ò. ä.).

Íà äàííûé ìîìåíò âðà÷è îæèäàþò âñïëåñêà ãåïàòèòà Ñ, ïîñêîëüêó âûÿâëÿåòñÿ âñå áîëüøå çàðàæåííûõ ëþäåé. Ñîãëàñíî ýêñïåðòíûì îöåíêàì, ïèê èíôèöèðîâàíèÿ ïðèøåëñÿ íà êîíåö 90-õ, à â áëèæàéøåå âðåìÿ íàñòóïèò ïèê âûÿâëåíèÿ áîëåçíè. Èíêóáàöèîííûé ïåðèîä ó ãåïàòèòà ñïîñîáåí äëèòüñÿ ãîäàìè, è çàáîëåâàíèå ìîæåò íå ïðîÿâëÿòüñÿ äîâîëüíî äîëãî. Èìåííî çà òàêóþ îñîáåííîñòü ãåïàòèò Ñ ïðîçâàëè «ëàñêîâûì óáèéöåé».

Ðîññèÿ îòíîñèòñÿ ê ñòðàíàì ñî ñðåäíåé ðàñïðîñòðàíåííîñòüþ ãåïàòèòà. Ðèñê çàðàçèòüñÿ ëþáûì èç òèïîâ çàáîëåâàíèÿ ñîñòàâëÿåò îò 20 äî 60 %. Ðèñê õðîíèçàöèè ó âçðîñëûõ çíà÷èòåëüíî ìåíüøå, ÷åì ó ìëàäåíöåâ, â ñèëó áîëåå ðàçâèòîãî èììóíèòåòà, îäíàêî âîçìîæíîñòåé èíôèöèðîâàíèÿ çíà÷èòåëüíî áîëüøå

Ýêñïåðòû ïðîãíîçèðóþò, ÷òî â áëèæàéøåå âðåìÿ èçëå÷èâàåìîñòü çàáîëåâàíèé ýòîé ãðóïïû áóäåò îñòàâàòüñÿ íà äîñòàòî÷íî íèçêîì óðîâíå. Îñîáåííî ýòî êàñàåòñÿ ãåïàòèòà Ñ, ëå÷åíèå êîòîðîãî ìîæåò äëèòüñÿ ãîäàìè. Ñèòóàöèÿ ñ òåðàïèåé ãåïàòèòà Ñ çíà÷èòåëüíî óëó÷øèëàñü ïîñëå âíåäðåíèÿ ïðàêòèêè ïðèìåíåíèÿ ïåãèëèðîâàííûõ èíòåðôåðîíîâ.

Êëèíè÷åñêàÿ õàðàêòåðèñòèêà, äèàãíîñòèêà,ïðîôèëàêòèêà ãåïàòèòîâ

Äèàãíîñòèêà ãåïàòèòîâ îñóùåñòâëÿåòñÿ íà îñíîâàíèè íàëè÷èÿ ñèìïòîìàòèêè, äàííûõ ôèçèêàëüíîãî îñìîòðà ãàñòðîýíòåðîëîãà èëè òåðàïåâòà, ôóíêöèîíàëüíûõ è ëàáîðàòîðíûõ èññëåäîâàíèé.

Ëàáîðàòîðíûå èññëåäîâàíèÿ âêëþ÷àþò: áèîõèìè÷åñêèå ïðîáû ïå÷åíè, îïðåäåëåíèå áèëèðóáèíåìèè, ñíèæåíèÿ àêòèâíîñòè ñûâîðîòî÷íûõ ôåðìåíòîâ, ïîâûøåíèå óðîâíÿ ãàììà-àëüáóìèíîâ, ïðè ïîíèæåíèè ñîäåðæàíèÿ àëüáóìèíà; òàêæå îòìå÷àþò ñíèæåíèå ïîêàçàòåëåé ñîäåðæàíèÿ ïðîòðîìáèíà, ôàêòîðîâ ñâåðòûâàåìîñòè VII è V, ôèáðèíîãåíà. Íàáëþäàåòñÿ èçìåíåíèå ïîêàçàòåëåé òèìîëîâîé è ñóëåìîâîé ïðîá.

Ïðè ïðîâåäåíèè ÓÇÈ îðãàíîâ áðþøíîé ïîëîñòè îòìå÷àþò óâåëè÷åíèå ïå÷åíè è èçìåíåíèå åå çâóêîâîé ïðîíèöàåìîñòè è, êðîìå ýòîãî, îòìå÷àþò óâåëè÷åíèå ñåëåçåíêè è, âîçìîæíî, ðàñøèðåíèå ïîëîé âåíû. Äëÿ äèàãíîñòèêè ãåïàòèòà òàêæå áóäóò èíôîðìàòèâíû ðåîãåïàòîãðàôèÿ (èññëåäîâàíèå ïå÷åíî÷íîãî êðîâîòîêà), ãåïàòîõîëåöèñòîñöèíòèîãðàôèÿ (ðàäèîèçîòîïíîå èññëåäîâàíèå æåë÷åâûâîäÿùèõ ïóòåé), ïóíêöèîííàÿ áèîïñèÿ ïå÷åíè.

Ëå÷åíèå ãåïàòèòà

Ëå÷åíèå îñòðîãî ãåïàòèòà

Ëå÷åíèå îáÿçàòåëüíî ïðîâîäèòñÿ â ñòàöèîíàðå. Êðîìå òîãî:

ïðîïèñûâàåòñÿ äèåòà ¹5À, ïîëóïîñòåëüíûé ðåæèì (ïðè òÿæåëîì òå÷åíèè — ïîñòåëüíûé);

ïðè âñåõ ôîðìàõ ãåïàòèòà ïðîòèâîïîêàçàí àëêîãîëü è ãåïàòîòîêñè÷íûå ëåêàðñòâåííûå ñðåäñòâà;

ïðîèçâîäèòñÿ èíòåíñèâíàÿ äåçèíòîêñèêàöèîííàÿ èíôóçèîííàÿ òåðàïèÿ, ÷òîáû êîìïåíñèðîâàòü ýòó ôóíêöèþ ïå÷åíè;

íàçíà÷àþò ãåïàòîïðîòåêòèâíûå ïðåïàðàòû (ýñåíöèàëå, ëåãàëîí, êàðñèë);

íàçíà÷àþò åæåäíåâíóþ âûñîêóþ êëèçìó;

ïðîèçâîäÿò êîððåêöèþ îáìåíà — ïðåïàðàòû êàëèÿ, êàëüöèÿ è ìàðãàíöà, âèòàìèííûå êîìïëåêñû.

Âèðóñíûå ãåïàòèòû ëå÷àò â ñïåöèàëèçèðîâàííûõ îòäåëåíèÿõ èíôåêöèîííûõ áîëüíèö, òîêñè÷åñêèå — â îòäåëåíèÿõ, ñïåöèàëèçèðóþùèõñÿ íà îòðàâëåíèÿõ. Ïðè èíôåêöèîííûõ ãåïàòèòàõ ïðîèçâîäÿò ñàíàöèþ î÷àãà ðàñïðîñòðàíåíèÿ èíôåêöèè. Ïðîòèâîâèðóñíûå è èììóíîìîäóëèðóþùèå ñðåäñòâà ïîêà íåäîñòàòî÷íî øèðîêî ïðèìåíÿþòñÿ â òåðàïèè îñòðûõ ôîðì ãåïàòèòîâ.

Õîðîøèå ðåçóëüòàòû ïî óëó÷øåíèþ îáùåãî ñîñòîÿíèÿ ïðè âûðàæåííîé ãèïîêñèè äàåò êèñëîðîäîòåðàïèÿ, îêñèãåíîáàðîòåðàïèÿ. Åñëè ïðèñóòñòâóþò ïðèçíàêè ãåìîððàãè÷åñêîãî äèàòåçà, íàçíà÷àþò âèòàìèí Ê (âèêàñîë) âíóòðèâåííî.

Ëå÷åíèå õðîíè÷åñêîãî ãåïàòèòà

Áîëüíûì õðîíè÷åñêèì ãåïàòèòîì òàêæå íàçíà÷àåòñÿ ëå÷åáíàÿ äèåòîòåðàïèÿ (äèåòà ¹5À â ñòàäèè îáîñòðåíèÿ è äèåòà ¹5 âíå îáîñòðåíèÿ), íåîáõîäèì ïîëíûé îòêàç îò óïîòðåáëåíèÿ àëêîãîëÿ, ñíèæåíèå ôèçè÷åñêèõ íàãðóçîê.  ïåðèîä îáîñòðåíèÿ íåîáõîäèìî ñòàöèîíàðíîå ëå÷åíèå â îòäåëåíèè ãàñòðîýíòåðîëîãèè.

Ôàðìàêîëîãè÷åñêàÿ òåðàïèÿ âêëþ÷àåò â ñåáÿ áàçèñíóþ òåðàïèþ ïðåïàðàòàìè-ãåïàòîïðîòåêòîðàìè, íàçíà÷åíèå ïðåïàðàòîâ, íîðìàëèçóþùèõ ïèùåâàðèòåëüíûå è îáìåííûå ïðîöåññû, áèîëîãè÷åñêèå ïðåïàðàòû äëÿ êîððåêöèè áàêòåðèàëüíîé ôëîðû êèøå÷íèêà.

Ãåïàòîïðîòåêòèâíàÿ òåðàïèÿ îñóùåñòâëÿåòñÿ ïðåïàðàòàìè, ñïîñîáñòâóþùèìè ðåãåíåðàöèè è çàùèòå ïå÷åíî÷íîé òêàíè (ýñåíöèàëå, ëåãàëîí, öåàíèäàëîí, êàëèÿ îðîòàò), íàçíà÷àåòñÿ êóðñàìè ïî 2-3 ìåñÿöà ñ ïîëóãîäè÷íûì ïåðåðûâàìè.  òåðàïåâòè÷åñêèå êóðñû âêëþ÷àþò ïîëèâèòàìèííûå êîìïëåêñû, ôåðìåíòíûå ïðåïàðàòû (ôåñòàë, ïàíêðåàòèí), ïðîáèîòèêè (ëàêòîáàêòåðèí, áèôèêîë).

 êà÷åñòâå äåçèíòîêñèêàöèîííûõ ìåð ïðèìåíÿþò èíôóçèþ 5%-ãî ðàñòâîðà ãëþêîçû ñ äîáàâëåíèåì âèòàìèíà Ñ. Äëÿ äåçèíòîêñèêàöèè êèøå÷íîé ñðåäû íàçíà÷àþò ýíòåðîñîðáåíòû (àêòèâèðîâàííûé óãîëü, ïîëèïåôàí, ìèêðîöåëëóëîçà).

Ïðîòèâîâèðóñíóþ òåðàïèþ íàçíà÷àþò ïðè äèàãíîñòèðîâàíèè âèðóñíûõ ãåïàòèòîâ Â, Ñ, D. Ïðè ëå÷åíèè àóòîèììóííîãî ãåïàòèòà ïðèìåíÿþò êîðòèêîñòåðîèäû è èììóíîäåïðåññàíòû. Ëå÷åíèå ïðîâîäÿò ïðè ïîñòîÿííîì ìîíèòîðèíãå áèîõèìè÷åñêèõ ïðîá êðîâè (àêòèâíîñòü òðàíñôåðàç, áèëèðóáèí êðîâè, ôóíêöèîíàëüíûå ïðîáû).

Ïðîôèëàêòèêà è ïðîãíîç ïðè ãåïàòèòå

Ïåðâè÷íàÿ ïðîôèëàêòèêà âèðóñíûõ ãåïàòèòîâ — ñîáëþäåíèå ãèãèåíè÷åñêèõ ïðåäïèñàíèé, îñóùåñòâëåíèå ñàíèòàðíî-ýïèäåìè÷åñêèõ ìåð, ñàíèòàðíûé íàäçîð íàä ïðåäïðèÿòèÿìè, ìîãóùèìè ñòàòü î÷àãîì ðàñïðîñòðàíåíèÿ èíôåêöèè, âàêöèíàöèÿ. Ïðîôèëàêòèêîé äðóãèõ ôîðì ãåïàòèòîâ ÿâëÿåòñÿ èçáåãàíèå äåéñòâèÿ ãåïàòîòðàâìèðóþùèõ ôàêòîðîâ — àëêîãîëÿ, ëåêàðñòâåííûõ ñðåäñòâ, òîêñè÷åñêèõ âåùåñòâ.

Âòîðè÷íàÿ ïðîôèëàêòèêà õðîíè÷åñêîãî ãåïàòèòà çàêëþ÷àåòñÿ â ñîáëþäåíèè äèåòû, ðåæèìà, âðà÷åáíûõ ðåêîìåíäàöèé, ðåãóëÿðíîì ïðîõîæäåíèè îáñëåäîâàíèÿ, êîíòðîëå êëèíè÷åñêèõ ïîêàçàòåëåé êðîâè. Áîëüíûì ðåêîìåíäîâàíî ðåãóëÿðíîå ñàíàòîðíî-êóðîðòíîå ëå÷åíèå, âîäîëå÷åíèå.

Ïðîãíîç ïðè ñâîåâðåìåííîì äèàãíîñòèðîâàíèè è ëå÷åíèè îñòðîãî ãåïàòèòà, êàê ïðàâèëî, áëàãîïðèÿòåí è âåäåò ê âûçäîðîâëåíèþ. Îñòðûå àëêîãîëüíûå è òîêñè÷åñêèå ãåïàòèòû çàêàí÷èâàþòñÿ ëåòàëüíî â 3-10 % ñëó÷àåâ, ÷àñòî òÿæåëîå òå÷åíèå ñâÿçàíî ñ îñëàáëåíèåì îðãàíèçìà äðóãèìè çàáîëåâàíèÿìè. Ïðè ðàçâèòèè õðîíè÷åñêîãî ãåïàòèòà ïðîãíîç çàâèñèò îò ïîëíîöåííîñòè è ñâîåâðåìåííîñòè òåðàïåâòè÷åñêèõ ìåð, ñîáëþäåíèÿ äèåòû è ùàäÿùåãî ðåæèìà.

Íåáëàãîïðèÿòíîå òå÷åíèå ãåïàòèòà ìîæåò îñëîæíèòüñÿ öèððîçîì ïå÷åíè è ïå÷åíî÷íîé íåäîñòàòî÷íîñòüþ, ïðè êîòîðîé âåñüìà âåðîÿòåí ëåòàëüíûé èñõîä. Äðóãèìè ðàñïðîñòðàíåííûìè îñëîæíåíèÿìè õðîíè÷åñêèõ ãåïàòèòîâ ÿâëÿþòñÿ îáìåííûå íàðóøåíèÿ, àíåìèÿ è íàðóøåíèÿ ñâåðòûâàåìîñòè, ñàõàðíûé äèàáåò, çëîêà÷åñòâåííûå íîâîîáðàçîâàíèÿ (ðàê ïå÷åíè).

Ñåñòðèíñêèé óõîä çà áîëüíûìè ãåïàòèòîì

Âçàèìîîòíîøåíèÿ ñ ïàöèåíòàìè — ýòî îñîáàÿ ñôåðà, òàê êàê îíè èìåþò áîëüøîå çíà÷åíèå êàê äëÿ çäîðîâüÿ áîëüíûõ, òàê è äëÿ ñïîêîéñòâèÿ ìåäñåñòðû.

Ñëîæíîñòü â äåÿòåëüíîñòè âñåõ ìåäðàáîòíèêîâ ñîñòîèò â òîì, ÷òî îíè îáùàþòñÿ íå ñ öèôðàìè èëè ïðåäìåòàìè, à ñ æèâûìè ëþäüìè. Áîëåå òîãî, âñå ëþäè, ñ êîòîðûìè èì ïðèõîäèòñÿ âçàèìîäåéñòâîâàòü, áîëüíû. Èìåííî ïîýòîìó îò ìåäñåñòðû çàâèñèò î÷åíü ìíîãîå. Íà ïðîòÿæåíèè äíÿ îíà âçàèìîäåéñòâóåò ñ êàæäûì ïàöèåíòîì íåìàëî ðàç õîòÿ áû ïîòîìó, ÷òî áîëüøèíñòâî ëåêàðñòâ íóæíî ââîäèòü íåñêîëüêî ðàç â ñóòêè. Ýòî ñïîñîáñòâóåò ôîðìèðîâàíèþ îñîáûõ îòíîøåíèé ñ ïàöèåíòàìè.

Èíîãäà áîëüíûå ñòàíîâÿòñÿ ðàçäðàæèòåëüíûìè, çàìêíóòûìè è äàæå àãðåññèâíûìè ïî îòíîøåíèþ ê ìåäðàáîòíèêàì. Ê ýòîìó òîæå íóæíî áûòü ãîòîâûì. Â îòíîøåíèÿõ ñ îçëîáëåííûì áîëüíûì íóæíî ñîáëþäàòü êîððåêòíîñòü, ñîõðàíÿòü âåæëèâîñòü è íå äåìîíñòðèðîâàòü ñîáñòâåííûõ íåãàòèâíûõ ýìîöèé, êîòîðûå ìîãóò äàòü ïàöèåíòó ïîâîä äëÿ åùå áîëüøåãî ðàçëàäà îòíîøåíèé.

Ìíîãèå íåîáõîäèìûå ïðîöåäóðû ìîãóò âîñïðèíèìàòüñÿ áîëüíûì êàê óíèçèòåëüíûå. Îäíàêî ïîíÿòèÿ «ìåäèöèíà» è «ñòûä» íåñîâìåñòèìû. Òîëüêî ïðè ôîðìèðîâàíèè îïòèìàëüíûõ îòíîøåíèé ñ áîëüíûì îí ìîæåò â äîëæíîé ìåðå äîâåðèòüñÿ ìåäñåñòðå è âðà÷ó. Áëàãîäàðÿ ýòîìó ñåñòðå íå ïðèäåòñÿ ñòàëêèâàòüñÿ ñ îòêàçàìè îò òîé èëè èíîé ïðîöåäóðû, ÷òî ñýêîíîìèò åå âðåìÿ è íåðâû. Êðîìå òîãî, äîâåðèå ïàöèåíòà ïîñïîñîáñòâóåò òîìó, ÷òî îí íå ïîñòåñíÿåòñÿ îáðàòèòüñÿ ê ñåñòðå ïðè óõóäøåíèè ñàìî÷óâñòâèÿ, à ýòî ïîìîæåò âîâðåìÿ îïðåäåëèòü ðàçëè÷íûå îñëîæíåíèÿ â õîäå áîëåçíè.

Óõîä çà ïàöèåíòîì, ó êîòîðîãî äèàãíîñòèðîâàëè âèðóñíûé ãåïàòèò, ïðåäóñìàòðèâàåò ñîáëþäåíèå òðåõ îñíîâíûõ ïðàâèë:

— Íåîáõîäèìî îãðàíè÷èòü êîíòàêò áîëüíîãî ñ äðóãèìè ïàöèåíòàìè. Ìåäèêè ðåêîìåíäóþò ïðåäîñòàâèòü áîëüíîìó îòäåëüíóþ ïàëàòó íà 45 äíåé.  òå÷åíèå ýòîãî âðåìåíè ñïåöèàëèñòû íàáëþäàþò çà ñîñòîÿíèåì ïàöèåíòà, ïðîâîäÿò àíàëèç ìî÷è, êàëà è êðîâè.

— Åæåäíåâíàÿ óáîðêà ïîìåùåíèÿ ñ ðàñòâîðîì õëîðà, ÷òîáû ïðåäîòâðàòèòü ðàñïðîñòðàíåíèå âðåäíûõ ìèêðîîðãàíèçìîâ, êîòîðûå ïðîâîöèðóþò ðàçâèòèå çàáîëåâàíèÿ.

— Ïðîâåòðèâàòü ïàëàòó äâà ðàçà â äåíü, ÷òîáû î÷èñòèòü âîçäóõ â ïîìåùåíèè îò áàêòåðèé è óëó÷øèòü ñîñòîÿíèå áîëüíîãî.

Ñåñòðèíñêèé óõîä çà áîëüíûì âèðóñíûì ãåïàòèòîì âêëþ÷àåò

— Óõîä çà áîëüíûì ïðè ãåïàòèòå

— ïîñòàíîâêó êàïåëüíèö