Как избежать обезвоживания при кишечной инфекции
На отдыхе мы едим свежие фрукты с рынка, обедаем в ресторанах и купаемся в открытом бассейне. И каждый рискует заразиться кишечной инфекцией, в том числе ротавирусом. Почему для детей это заболевание особенно опасно, по каким признакам распознать обезвоживание и как напоить ребенка, когда его тошнит, «Правмиру» рассказала врач-педиатр клиники «Фэнтези» Анна Редина.
Где и как мы можем заразиться кишечными инфекциями, в том числе и ротавирусом?
На лето и осень приходится пик заболеваемости кишечными инфекциями. Курортный отдых тоже способствует распространению заболевания: общие бассейны, пляжи, детские игровые комнаты, рестораны, фрукты с рынка… К сожалению, мы не всегда соблюдаем правила гигиены. Маленькие дети тянут в рот руки, игрушки и так далее, а родители не всегда могут за ними уследить.
Кишечные вирусы, к которым относится ротавирус, передаются фекально-оральным путем. Заболевший человек выделяет вирусы, и если он плохо помыл руки, то может заразить других.
Чем опасен ротавирус для детей?
Он вызывает наибольшее поражение кишечника и, в связи с этим, очень сильное обезвоживание. Самый опасный его симптом: профузный понос — водянистый стул, который вызывает сильную и резкую потерю жидкости. Иногда он сопровождается рвотой и повышением температуры.
Чем младше ребенок, тем опаснее для него обезвоживание. Дети теряют жидкость очень быстро. Если вовремя не начать ее восстанавливать, то могут начаться серьезные нарушения работы организма. Последствия — вплоть до летального исхода. Наиболее опасен ротавирус для детей до пяти лет.
Как распознать заболевание?
У кишечных инфекций три основных симптома — температура, рвота и понос. При ротавирусе он особенно интенсивный, температуры и рвоты может не быть.
Поставить точный диагноз может только врач. Ни в коем случае не занимайтесь самолечением. Для выявления ротавируса существуют экспресс-тесты, а также анализ кала.
Каковы признаки обезвоживания?
Существует три степени обезвоживания.
Легкая. Ребенок пьет как обычно, активен, внешних проявлений обезвоживания нет.
Средняя. У него сильная жажда, он много пьет. Глаза могут немного западать. Ребенок писает меньше обычного, становится вялым.
Тяжелая. Ребенок отказывается от питья. Глаза сильно западают, особенно это видно у малышей. Может западать родничок. Снижается диурез — ребенок не писает или писает очень мало. Он может плакать без слез. Могут быть сухие слизистые — рот, глаза. В таком состоянии дети сильно хотят спать.
Если наблюдается хотя бы один из этих признаков, надо немедленно вызывать скорую помощь! Тяжелая степень обезвоживания требует госпитализации и инфузионной терапии — жидкость в организм будут вливать через капельницу.
Ребенок заболел. Что делать?
Как только у него начался обильный и водянистый понос, мы немедленно начинаем выпаивать ребенка, не дожидаясь врача! Причем не водой, а солевым раствором (его можно купить в аптеке, он постоянно должен быть у вас дома).
С жидкостью ребенок теряет много солей, это приводит к опасным изменениям в организме. Если выпаивать его водой, то мы еще больше разбавим соли, что приведет к более тяжелым последствиям. Поэтому только раствор!
В случае рвоты ждем 10 минут и продолжаем поить: понемногу, по несколько глотков или, в крайнем случае, по чайной ложке (подростку можно по столовой). Если вливать раствор в ребенка в малых дозах, то он усвоит его несмотря на рвоту. Большой объем жидкости может спровоцировать повторную рвоту.
И обязательно вызываем врача. Он поставит точный диагноз и назначит дальнейшее лечение.
Конечно, самое главное при ротавирусной инфекции — это выпаивание. Так мы восполняем потери жидкости, чтобы избежать осложнений. Через несколько дней заболевание пройдет само. Клиническую эффективность и безопасность доказали противодиарейные пробиотики, поэтому врачи их тоже применяют. При повышении температуры можно использовать жаропонижающее.
Нельзя давать детям противорвотные, антидиарейные препараты типа «Имодиума» — это только навредит, сорбенты при ротавирусе будут бесполезны.
Чем кормят детей с кишечной инфекцией?
Ребенок с этим заболеванием, особенно если его тошнит, часто отказывается от еды. Заставлять его не нужно. Ориентируйтесь на аппетит, предлагайте пищу. Возможно, в какой-то момент он проголодается.
Если вы кормите ребенка грудью, ни в коем случае не отказывайтесь от этого. Это спасение для грудного малыша — молоко матери станет той жидкостью, которую он сможет легко усвоить. Существует заблуждение, что при кишечных инфекциях молочные продукты нужно исключить, соответственно, отказаться от грудного вскармливания. Это не так. Кстати, если ребенок на искусственном вскармливании, от смесей тоже отказываться не стоит.
Что можно дать ребенку постарше? Обычное здоровое питание — супы, каши, запеченные овощи, детское питание, кисломолочные продукты.
Стоит исключить из меню до выздоровления следующие продукты: цельное молоко, свежие овощи и фрукты (они раздражают кишечник), жареную и острую пищу.
Что делать, чтобы уберечь ребенка от кишечных инфекций?
Существует вакцина против ротавирусной инфекции. Это капли, которые даются детям трижды с двух до восьми месяцев. Если ребенок старше, то вакцинировать его уже нельзя от этого заболевания, к сожалению.
После вакцинации ребенок защищен от тяжелых осложнений ротавируса. Он может все равно им болеть, но легко. Вакцинированные дети, как правило, не попадают в стационар с тяжелым ротавирусом.
Другие меры профилактики просты: чаще мыть руки, тщательно промывать фрукты, научить детей ни в коем случае не глотать воду из водоемов или бассейна.
Читайте также:
- Боль в животе
- «Вы разве не знали, что инфекционные заболевания калечат и убивают детей?»
Источник
Авторы: Щербина Е. А.
Что такое острая кишечная инфекция?
Острая кишечная инфекция (ОКИ) — это инфекционное воспаление желудка и кишечника, которое проявляется диареей (жидкий стул более 3 раз в сутки), иногда тошнотой, рвотой и повышением температуры тела. Примерно в 80% случаев кишечная инфекция вызывается вирусами (очень часто это ротавирус), то есть применение антибиотиков не будет иметь никакого эффекта.
Чего нужно бояться при кишечной инфекции и как не попасть в больницу
Самое опасное для ребенка с поносом и рвотой — обезвоживание. Именно из-за него приходится госпитализировать ребенка, если родители не смогли его отпоить. Как этого не допустить, мы с вами очень подробно разберем ниже.
Что мне делать, если мой ребенок заболел ОКИ?
Чаще всего нетяжелые кишечные инфекции можно лечить в домашних условиях. При появлении симптомов заболевания желательно связаться со своим врачом и предупредить его, что ваш ребенок заболел, и подробно описать всю ситуацию. Диарея и рвота (плюс еще и повышение температуры) — это потеря воды и солей, а значит, первое и основное, что должны сделать родители — восполнить уже имеющиеся потери и постоянно компенсировать то, что будет теряться дальше.
Сколько давать жидкости?
В среднем для отпаивания ребенка при острой кишечной инфекции нужно примерно 100 мл на каждый килограмм массы тела (1000 мл для малыша весом 10 кг), но может понадобиться и больше. Чтобы было более удобно, вам нужно следить за тем, чтобы у ребенка была влажная кожа и писал он примерно раз в три часа. Если писаете реже – значит, недоработали, давайте больше пить, пока мочеиспускания не участятся.
Чем отпаивать?
Идеальный раствор для восполнения жидкости при кишечной инфекции — солевые растворы. Они продаются в аптеках или же их можно приготовить дома: три чайные ложки сахара без верха плюс 1/2 чайной ложки соли на литр кипяченой воды. Далеко не все, особенно маленькие дети, в восторге от этих напитков, но потери восполнять все равно нужно. Если маленький пациент отказывается пить солевой раствор, сварите ему компот из сухофруктов. Если и это не помогает, тогда можно давать абсолютно любую жидкость, которую ребенок будет пить: хоть обычную воду, хоть чай, хоть арбуз дать поесть, хоть сладкую воду из магазина — лишь бы пил! (Вред от выпитой ребенком «Кока-колы» не так опасен, как смерть от обезвоживания, поверьте.) Детям на грудном вскармливании (в основном до 12 месяцев) нужно как можно чаще предлагать грудь (грудное молоко на 95 % состоит из воды), особенно, если они не хотят пить солевой раствор. Итого у нас сформировались следующие приоритеты: 1) солевые растворы; 2) компот; 3) любая другая жидкость.
Чем кормить?
Пока у ребенка рвота, ему вообще нет смысла давать еду — только жидкость. Когда рвота прекратится, то параллельно с отпаиванием вы можете предлагать уже и еду, но строго по аппетиту! Не нужно кормить насильно — это только вызовет рвоту и усилит понос. Дети на грудном вскармливании прекрасно обходятся грудным молоком + солевые растворы или компот при необходимости. Более старшие дети могут начинать с легко усваиваемых продуктов: фруктовые кисели, сухари с чаем, галетное печенье, рисовая каша (с компотом, например), супы не на бульоне.
Основное правило — давайте часто, но понемногу. Через день-два уже можно возвращаться к прежним продуктам (тому, что ел до болезни), исключив на некоторое время жареное, жирное и острое.
Какое еще лечение эффективно при кишечной инфекции?
Всемирная организация здравоохранения и другие крупные медицинские организации рекомендуют помимо восполнения жидкости и продолжения кормления принимать препараты цинка. Многочисленные исследования показали, что прием препаратов цинка (10–20 мг в сутки вплоть до прекращения диареи) существенно снижает тяжесть и продолжительность диареи у детей младше 5 лет. В настоящее время на основании проведенных исследований рекомендуется вводить цинк (10–20 мг/день) в рацион всех детей с диареей в течение 10–14 дней.
Также вы много слышали о пробиотиках. Доказано, что пробиотики снижают длительность диареи у детей на фоне кишечной инфекции в среднем на 24 часа. Это все, на что вы можете рассчитывать.
Можно ли детям назначать противодиарейный препарат лоперамид?
Нет. Это лекарство запрещено для применения детям в связи с риском развития угрожающих жизни побочных эффектов.
А как насчет сорбентов (активированный уголь, «Атоксил», «Смекта»)?
Эти препараты не влияют на длительность заболевания. Они лишь могут в некоторых случаях ослабить диарею за счет «закрепления» каловых масс, однако нередко это приводит к формированию каловой «пробки», которая выходит довольно-таки болезненно. В связи с этим сорбенты не входят в протоколы лечения острой кишечной инфекции у детей.
Если почти 80 % всех кишечных инфекций вызываются вирусами, значит, будут очень полезны противовирусные препараты?
Эффективность «противовирусных» и «иммуномодулирующих» лекарств при лечении острых кишечных инфекций не доказана.
Ну хоть «Нифуроксазид» дать можно?
«Нифуроксазид» (энтерофурил) — кишечный антисептик, который запретили применять у детей, больных кишечными инфекциями в той стране, которая его впервые начала производить (Франция). В 2003 году, после переоценки соотношения польза/риск от применения «Нифуроксазида» и длительных дискуссий между производителями и Французским медицинским агентством (FMA), использование оральной суспензии было ограничено и запрещено у детей младше двух лет. Это явилось долгожданной мерой, однако наилучшим подходом представляется прекращение назначения «Нифуроксазида» вообще.
А когда нужно давать антибиотики?
Антибиотики при острых кишечных инфекциях показаны довольно редко, в основном это так называемые инвазивные диареи, когда в кале появляется кровь. Еще их применяют в случае заболевания холерой, а также внекишечными бактериальными инфекциями, которые приводят к развитию диареи (пневмония, средний отит и т. д.). Как вы уже поняли, примерно в 80 % всех случаев кишечных инфекций антибиотики назначаются зря. И это как минимум.
Я не хочу, чтобы мой ребенок заболел. Как предотвратить это?
Во-первых, вы всегда можете сделать вакцинацию от ротавирусной инфекции (до 6- или 8-месячного возраста, в зависимости от вакцины), так как именно она является наиболее частой причиной госпитализации и даже смерти от обезвоживания у маленьких детей. Во-вторых, о способах профилактики заражения кишечными инфекциями я уже подробно рассказывал — почитайте соответствующую статью Профилактика кишечных инфекций.
Как все запутано! А можно на примере объяснить, как же все-таки правильно лечить острую кишечную инфекцию?
Конечно можно. Представим, что у вашего годичного ребенка вдруг началась рвота. Однократная рвота не страшна, причин у нее множество и зачастую они не страшны, однако в случае повторения или если у ребенка уже начался понос, вам стоит по возможности предупредить об этом своего врача. Сразу же разведите 1–2 пакетика купленного солевого раствора (можно сделать самому) и на всякий случай приготовьте любимый напиток ребенка (компот, сок, вода), если он откажется от солевого раствора. Рвота при кишечных инфекциях обычно непродолжительная — в пределах нескольких часов. Пока рвота интенсивная, не нужно ничего давать, так как все сразу же «вернется» назад. Если рвоты нет 20–30 минут, можете начинать давать солевой раствор (или любимое питье, если выплевывает солевой раствор) по столовой ложечке каждые 10–15 минут. Дадите много за один раз — вырвет 100 %! В случае повторной рвоты не нужно расстраиваться, а просто следует подождать опять 20–30 минут и снова начинать давать жидкость понемногу. После остановки рвоты отпаивать становится значительно легче, даже если присутствует понос. После этого уже можно давать пить из чашки. Как уже было сказано выше, давать нужно примерно 100 мл на каждый килограмм массы тела, или, чтобы было понятно по признакам — у ребенка должна быть влажная кожа и писал он каждые 3 часа. Если писает реже — предлагайте пить чаще.
А если у ребенка поднимается температура?
Вы можете дать жаропонижающий препарат для облегчения состояния — ибупрофен или парацетамол в обычной дозировке. Подробнее о лихорадке и методах борьбы с ней можете почитать Правда и мифы о лихорадке.
Малыш отказывается пить. Как поступить?
В таком случае вам нужно будет решить для себя, сидеть над ним и уговаривать (а потом поехать в больницу и плакать над капельницей) или взять шприц от «Нурофена»/«Панадола» и давать жидкость через силу небольшими порциями за щеку. Неприятно? Жалко? Да. А в больнице будет лучше?
Сколько будет длиться этот понос?
В большинстве случаев самая острая фаза диареи прекращается за 5–7, реже — 9 дней. После этого у ребенка может оставаться на некоторое время жидковатый неоформленный стул, пока не восстановится кишечник, но это уже не профузный понос 10–20 раз за сутки.
Когда нужно немедленно обращаться к врачу?
По большому счету, в двух ситуациях:
1) если у ребенка в кале появилась кровь. Появление крови в кале говорит о поражении толстого кишечника, что чаще всего бывает при бактериальных кишечных инфекциях, — в таком случае может понадобиться антибиотик;
2) если вы не справились с отпаиванием, то есть, вопреки всем вашим стараниям, у ребенка кожа стала сухой и он не писал в течение 6 часов (у грудных детей памперс сухой на протяжении 6 часов), вам нужно обратиться за медицинской помощью, поскольку, скорее всего, понадобится внутривенное восполнение жидкости.
В качестве заключения хочу сказать: большинство кишечных инфекций можно лечить дома, только для этого ребенка нужно ОТПАИВАТЬ, а не засовывать ему вместо этого в рот «Нифуроксазид», а в попу — «Виферон».
Страница Щербины Е.А. в КлубКоме
опубликовано 02/05/2016 16:26
обновлено 03/03/2019
— Инфекционные болезни
Источник
Âèäèìî, íà÷í¸òñÿ «âîëíà» ïî êèøå÷íûì èíôåêöèÿì (https://pikabu.ru/story/zhiznshtuka_khrupkayamoya_versiya_52…) 🙂 Ïîýòîìó õî÷åòñÿ ïîçíàêîìèòü Âàñ ñî ñòàòü¸é. êîòîðàÿ íå ðàç è íå äâà ïîìîãëà ìíîãèì ëþäÿì. Ýòî íå ñàìîëå÷åíèå, íå ìàëàõîâùèíà, ýòî ñàìûé ñîâðåìåííûé ìåäèöèíñêèé ïîäõîä. Âðà÷, èíôåêöèîíèñò, ó÷èòûâàÿ íàøè ðåàëèè, îïèñàë ÷òî è êàê íóæíî äåëàòü, ÷òîáû íå äîâåñòè ñèòóàöèþ «äî áîëüíèöû» òàì, ãäå ìîæíî áûëî áû îáîéòèñü áåç ýòîãî.
Ïîÿñíÿþ ñðàçó, òàê êàê ÷àñòî âèæó íåäîïîíèìàíèå.
1. ÿ íå âðà÷, ÿ öèòèðóþ ñòàòüþ âðà÷à-èíôåêöèîíèñòà
2. íåêîòîðûå ìîìåíòû íåîïûòíûå ëþäè ïîíèìàþò íåìíîãî íå òàê, êàê íàäî, ïîýòîìó èõ íàäî ïîÿñíèòü îòäåëüíî, ïîÿñíåíèÿ íàïèøó â êîíöå
(ñ)
https://klubkom.net/posts/104061
×òî òàêîå îñòðàÿ êèøå÷íàÿ èíôåêöèÿ?
Îñòðàÿ êèøå÷íàÿ èíôåêöèÿ (ÎÊÈ) ýòî èíôåêöèîííîå âîñïàëåíèå æåëóäêà è êèøå÷íèêà, êîòîðîå ïðîÿâëÿåòñÿ äèàðååé (æèäêèé ñòóë áîëåå 3-õ ðàç â ñóòêè) èíîãäà òîøíîòîé, ðâîòîé è ïîâûøåíèåì òåìïåðàòóðû òåëà. Ïðèìåðíî â 80% ñëó÷àåâ êèøå÷íàÿ èíôåêöèÿ âûçûâàåòñÿ âèðóñàìè (î÷åíü ÷àñòî ýòî ðîòàâèðóñ), òî åñòü ïðèìåíåíèå àíòèáèîòèêîâ íå áóäåò èìåòü íèêàêîãî ýôôåêòà.
×åãî íóæíî áîÿòüñÿ ïðè êèøå÷íîé èíôåêöèè è êàê íå ïîïàñòü â áîëüíèöó
Ñàìîå îïàñíîå äëÿ ðåáåíêà ñ ïîíîñîì è ðâîòîé îáåçâîæèâàíèå. Èìåííî èç-çà íåãî ïðèõîäèòñÿ ãîñïèòàëèçèðîâàòü ðåáåíêà, åñëè ðîäèòåëè íå ñìîãëè åãî îòïîèòü. Êàê ýòîãî íå äîïóñòèòü ìû ñ âàìè î÷åíü ïîäðîáíî ðàçáåðåì íèæå.
×òî ìíå äåëàòü, åñëè ìîé ðåáåíîê çàáîëåë ÎÊÈ?
×àùå âñåãî íåòÿæåëûå êèøå÷íûå èíôåêöèè ìîæíî ëå÷èòü â äîìàøíèõ óñëîâèÿõ. Ïðè ïîÿâëåíèè ñèìïòîìîâ çàáîëåâàíèÿ âàì æåëàòåëüíî ñâÿçàòüñÿ ñî ñâîèì âðà÷îì è ïðåäóïðåäèòü åãî, ÷òî âàø ðåáåíîê çàáîëåë, è ïîäðîáíî îïèñàòü âñþ ñèòóàöèþ. Äèàðåÿ è ðâîòà (äà ïëþñ åùå è ïîâûøåíèå òåìïåðàòóðû) ýòî ïîòåðÿ âîäû è ñîëåé, à çíà÷èò ïåðâîå è îñíîâíîå, ÷òî äîëæíû ñäåëàòü ðîäèòåëè âîñïîëíèòü óæå èìåþùèåñÿ ïîòåðè è ïîñòîÿííî êîìïåíñèðîâàòü òî, ÷òî áóäåò òåðÿòüñÿ äàëüøå.
Ñêîëüêî äàâàòü æèäêîñòè?
 ñðåäíåì äëÿ îòïàèâàíèÿ ðåáåíêà ïðè îñòðîé êèøå÷íîé èíôåêöèè íóæíî ïðèìåðíî 100 ìë íà êàæäûé êèëîãðàìì ìàññû òåëà (1000 ìë äëÿ ìàëûøà âåñîì 10 êã), [ýòî â ñóòêè] íî ìîæåò ïîíàäîáèòüñÿ è áîëüøå. ×òîáû áûëî áîëåå óäîáíî, âàì íóæíî ñëåäèòü çà òåì, ÷òîáû ó ðåáåíêà áûëà âëàæíàÿ êîæà è ïèñàë îí ïðèìåðíî ðàç â òðè ÷àñà. Åñëè ïèñàåòå ðåæå çíà÷èò, íå äîðàáîòàëè, äàâàéòå áîëüøå ïèòü, ïîêà ìî÷åèñïóñêàíèÿ íå ó÷àùàòñÿ.
×åì îòïàèâàòü?
Èäåàëüíûé ðàñòâîð äëÿ âîñïîëíåíèÿ æèäêîñòè ïðè êèøå÷íîé èíôåêöèè ñîëåâûå ðàñòâîðû. Îíè ïðîäàþòñÿ â àïòåêàõ (Õóìàíà ýëåêòðîëèò, Îðàëèò, Ãèäðîâèò, Ðåãèäðîí Áèî èëè Ðåãèäðîí Îïòèì) èëè æå èõ ìîæíî ïðèãîòîâèòü äîìà: òðè ÷àéíûå ëîæêè ñàõàðà áåç âåðõà ïëþñ 1/2 ÷àéíîé ëîæêè ñîëè íà ëèòð êèïÿ÷åíîé âîäû. Äàëåêî íå âñå, îñîáåííî ìàëåíüêèå äåòè, â âîñòîðãå îò ýòèõ íàïèòêîâ, íî ïîòåðè âîñïîëíÿòü âñå ðàâíî íóæíî. Åñëè ìàëåíüêèé ïàöèåíò îòêàçûâàåòñÿ ïèòü ñîëåâîé ðàñòâîð ñâàðèòå åìó êîìïîò èç ñóõîôðóêòîâ. Åñëè è ýòî íå ïîìîãàåò, òîãäà ìîæíî äàâàòü àáñîëþòíî ëþáóþ æèäêîñòü, êîòîðóþ âîîáùå ìîæíî ïèòü: õîòü îáû÷íóþ âîäó, õîòü ÷àé, õîòü àðáóç äàòü ïîåñòü, õîòü ñëàäêóþ âîäó èç ìàãàçèíà ëèøü áû ïèë! (âðåä îò âûïèòîé ðåáåíêîì êîêà-êîëû íå òàê îïàñåí, êàê ñìåðòü îò îáåçâîæèâàíèÿ, ïîâåðüòå). Äåòÿì íà ãðóäíîì âñêàðìëèâàíèè (â îñíîâíîì äî 12 ìåñÿöåâ) íóæíî êàê ìîæíî ÷àùå ïðåäëàãàòü ãðóäü (ãðóäíîå ìîëîêî íà 95% ñîñòîèò èç âîäû), îñîáåííî, åñëè îíè íå õîòÿò ïèòü ñîëåâîé ðàñòâîð. Èòîãî ó íàñ ñôîðìèðîâàëèñü ñëåäóþùèå ïðèîðèòåòû: ñîëåâûå ðàñòâîðû êîìïîò ëþáàÿ äðóãàÿ æèäêîñòü.
×åì êîðìèòü?
Ïîêà ó ðåáåíêà ðâîòà, åìó âîîáùå íåò ñìûñëà äàâàòü åäó — òîëüêî æèäêîñòü. Êîãäà ðâîòà ïðåêðàòèòüñÿ, òî ïàðàëëåëüíî ñ îòïàèâàíèåì âû ìîæåòå ïðåäëàãàòü óæå è åäó, íî ñòðîãî ïî àïïåòèòó! Íå íóæíî êîðìèòü íàñèëüíî ýòî òîëüêî âûçîâåò ðâîòó è óñèëèò ïîíîñ. Äåòè íà ãðóäíîì âñêàðìëèâàíèè ïðåêðàñíî îáõîäÿòñÿ ãðóäíûì ìîëîêîì + ñîëåâûå ðàñòâîðû èëè êîìïîò ïðè íåîáõîäèìîñòè. Áîëåå ñòàðøèå äåòè ìîãóò íà÷èíàòü ñ ëåãêî óñâàèâàåìûõ ïðîäóêòîâ: ôðóêòîâûå êèñåëè, ñóõàðè ñ ÷àåì, ãàëåòíîå ïå÷åíüå, ðèñîâàÿ êàøà (ñ êîìïîòîì, íàïðèìåð), ñóïû íå íà áóëüîíå. Îñíîâíîå ïðàâèëî äàâàéòå ÷àñòî, íî ïîíåìíîãó. ×åðåç äåíü-äâà óæå ìîæíî âîçâðàùàòüñÿ ê ñòàðûì ïðîäóêòàì (òî, ÷òî åë äî áîëåçíè), èñêëþ÷àÿ íà íåêîòîðîå âðåìÿ æàðåíîå, æèðíîå è îñòðîå.
Êàêîå åùå ëå÷åíèå ýôôåêòèâíî ïðè êèøå÷íîé èíôåêöèè?
Âñåìèðíàÿ îðãàíèçàöèÿ çäðàâîîõðàíåíèÿ è äðóãèå êðóïíûå ìåäèöèíñêèå îðãàíèçàöèè ðåêîìåíäóþò ïîìèìî âîñïîëíåíèÿ æèäêîñòè è ïðîäîëæåíèÿ êîðìëåíèÿ ïðèíèìàòü ïðåïàðàòû öèíêà. Ìíîãî÷èñëåííûå èññëåäîâàíèÿ ïîêàçàëè, ÷òî ïðèåì ïðåïàðàòîâ öèíêà (10-20 ìã â ñóòêè âïëîòü äî ïðåêðàùåíèÿ äèàðåè) ñóùåñòâåííî ñíèæàåò òÿæåñòü è ïðîäîëæèòåëüíîñòü äèàðåè ó äåòåé ìîëîæå 5 ëåò. íàñòîÿùåå âðåìÿ íà îñíîâàíèè ïðîâåäåííûõ èññëåäîâàíèé ðåêîìåíäóåòñÿ ââîäèòü öèíê (10-20 ìã/äåíü) â ðàöèîí ïèòàíèÿ âñåõ äåòåé â òå÷åíèå 10-14 äíåé.
Òàê æå âû ìíîãî ñëûøàëè î ïðîáèîòèêàõ Ýíòåðîë 250, Áèôèôîðì, Ëèíåêñ, Ýíòåðîæåðìèíà è ò.ä. Äîêàçàíî, ÷òî ïðîáèîòèêè ñíèæàþò äëèòåëüíîñòü äèàðåè ó äåòåé íà ôîíå êèøå÷íîé èíôåêöèè â ñðåäíåì íà 24 ÷àñà. Ýòî âñå, íà ÷òî âû ìîæåòå ðàññ÷èòûâàòü.
Ìîæíî ëè ó äåòåé èñïîëüçîâàòü ïðîòèâîäèàðåéíûé ïðåïàðàò ëîïåðàìèä?
Íåò. Ýòî ëåêàðñòâî çàïðåùåíî äëÿ äåòåé â ñâÿçè ñ ðèñêîì ðàçâèòèÿ óãðîæàþùèõ æèçíè ïîáî÷íûõ ýôôåêòîâ.
À êàê íàñ÷åò ñîðáåíòîâ (àêòèâèðîâàííûé óãîëü, Àòîêñèë, Ñìåêòà)?
Ýòè ïðåïàðàòû íå âëèÿþò íà äëèòåëüíîñòü çàáîëåâàíèÿ. Îíè ëèøü ìîãóò â íåêîòîðûõ ñëó÷àÿõ îñëàáèòü äèàðåþ, çà ñ÷åò «çàêðåïëåíèÿ» êàëîâûõ ìàññ, îäíàêî íåðåäêî ýòî ïðèâîäèò ê ôîðìèðîâàíèþ êàëîâîé «ïðîáêè», êîòîðàÿ âûõîäèò äîâîëüíî òàêè áîëåçíåííî.  ñâÿçè ñ ýòèì ñîðáåíòû íå âõîäÿò â ïðîòîêîëû ëå÷åíèÿ îñòðîé êèøå÷íîé èíôåêöèè ó äåòåé.
Åñëè ïî÷òè 80% âñåõ êèøå÷íûõ èíôåêöèé âûçûâàþòñÿ âèðóñàìè, çíà÷èò, áóäóò î÷åíü ïîëåçíû ïðîòèâîâèðóñíûå ïðåïàðàòû?
Ýôôåêòèâíîñòü «ïðîòèâîâèðóñíûõ» è «èììóíîìîäóëèðóþùèõ» ëåêàðñòâ, òàêèõ êàê Âèôåðîí, Èììóíîôëàçèä, Ïðîòåôëàçèä, Àðáèäîë, Àìèêñèí, Ãðîïðèíîçèí è ò.ä. â ëå÷åíèè îñòðûõ êèøå÷íûõ èíôåêöèé íå äîêàçàíà.
Íó, õîòü Íèôóðîêñàçèä äàòü-òî ìîæíî?
Íèôóðîêñàçèä (Ýíòåðîôóðèë) êèøå÷íûé àíòèñåïòèê, êîòîðûé çàïðåòèëè ïðèìåíÿòü ó äåòåé êèøå÷íûìè èíôåêöèÿìè â òîé ñòðàíå, êîòîðàÿ åãî âïåðâûå íà÷àëà ïðîèçâîäèòü (Ôðàíöèÿ).  2003 ã. ïîñëå ïåðåîöåíêè ñîîòíîøåíèÿ ïîëüçà/ðèñê îò ïðèìåíåíèÿ íèôóðîêñàçèäà è äëèòåëüíûõ äèñêóññèé ìåæäó ïðîèçâîäèòåëÿìè è Ôðàíöóçñêèì ìåäèöèíñêèì àãåíòñòâîì (FMA), èñïîëüçîâàíèå îðàëüíîé ñóñïåíçèè áûëî îãðàíè÷åíî è çàïðåùåíî ó äåòåé ìëàäøå äâóõ ëåò. Ýòî ÿâèëîñü äîëãîæäàííîé ìåðîé, îäíàêî íàèëó÷øèì ïîäõîäîì ïðåäñòàâëÿåòñÿ ïðåêðàùåíèå íàçíà÷åíèÿ íèôóðîêñàçèäà âîîáùå.
À êîãäà íóæíî äàâàòü àíòèáèîòèêè?
Àíòèáèîòèêè ïðè îñòðûõ êèøå÷íûõ èíôåêöèÿõ ïîêàçàíû äîâîëüíî ðåäêî, â îñíîâíîì ýòî òàê íàçûâàåìûå èíâàçèâíûå äèàðåè, êîãäà â êàëå ïîÿâëÿåòñÿ êðîâü. Åùå èõ ïðèìåíÿþò â ñëó÷àå çàáîëåâàíèÿ õîëåðîé, à òàê æå âíåêèøå÷íûìè áàêòåðèàëüíûìè áîëåçíÿìè, êîòîðûå ïðèâîäÿò ê ðàçâèòèþ äèàðåè (ïíåâìîíèÿ, ñðåäíèé îòèò è ò.ä.) Êàê âû óæå ïîíÿëè, ïðèìåðíî â 80% âñåõ ñëó÷àåâ êèøå÷íûõ èíôåêöèé àíòèáèîòèêè íàçíà÷àþòñÿ çðÿ. È ýòî êàê ìèíèìóì.
Áëèí! Íå õî÷ó, ÷òîáû ìîé ðåáåíîê çàáîëåë. Êàê ïðåäîòâðàòèòü ýòî?
Âî-ïåðâûõ, âû âñåãäà ìîæåòå ñäåëàòü âàêöèíàöèþ îò ðîòàâèðóñíîé èíôåêöèè (äî 6 è 8 ìåñÿ÷íîãî âîçðàñòà, â çàâèñèìîñòè îò âàêöèíû), òàê êàê èìåííî îíà ÿâëÿåòñÿ ñàìîé ÷àñòîé ïðè÷èíîé ãîñïèòàëèçàöèè è äàæå ñìåðòè îò îáåçâîæèâàíèÿ ó ìàëåíüêèõ äåòåé. Âî-âòîðûõ, î ñïîñîáàõ ïðîôèëàêòèêè çàðàæåíèÿ êèøå÷íûìè èíôåêöèÿìè ÿ óæå ïîäðîáíî îáúÿñíÿë ïî÷èòàéòå ñîîòâåòñòâóþùóþ ñòàòüþ Ïðîôèëàêòèêà êèøå÷íûõ èíôåêöèé
Ôóóóóõõõ, êàê âñå çàïóòàíî! À ìîæíî íà ïðèìåðå îáúÿñíèòü, êàê æå âñå-òàêè ïðàâèëüíî ëå÷èòü îñòðóþ êèøå÷íóþ èíôåêöèþ?
Êîíå÷íî ìîæíî. Ïðåäñòàâèì, ÷òî ó âàøåãî ðåáåíêà 12-òè ìåñÿöåâ âäðóã íà÷àëàñü ðâîòà. Îäíîêðàòíàÿ ðâîòà íå ñòðàøíà, ïðè÷èí ó íåå ìíîæåñòâî è çà÷àñòóþ îíè íå ñòðàøíû, îäíàêî â ñëó÷àå ïîâòîðåíèÿ èëè åñëè ó ðåáåíêà óæå íà÷àëñÿ ïîíîñ, âàì ñòîèò ïî âîçìîæíîñòè ïðåäóïðåäèòü îá ýòîì ñâîåãî âðà÷à. Ñðàçó æå ðàçâåäèòå 1-2 ïàêåòèêà êóïëåííîãî ñîëåâîãî ðàñòâîðà (ìîæíî ñäåëàòü ñàìîìó) è íà âñÿêèé ñëó÷àé ïðèãîòîâüòå ëþáèìûé íàïèòîê ðåáåíêà (êîìïîò, ñîê, âîäà), åñëè îí îòêàæåòñÿ îò ñîëåâîãî ðàñòâîðà. Ðâîòà ïðè êèøå÷íûõ èíôåêöèÿõ îáû÷íî íå ïðîäîëæèòåëüíàÿ â ïðåäåëàõ íåñêîëüêèõ ÷àñîâ. Ïîêà ðâîòà èíòåíñèâíàÿ íå íóæíî íè÷åãî äàâàòü, òàê êàê âñå ñðàçó æå âåðíåòñÿ íàçàä. Åñëè ðâîòû íåò â ïðåäåëàõ 20-30 ìèíóò ìîæåòå íà÷èíàòü äàâàòü ñîëåâîé ðàñòâîð (èëè ëþáèìîå ïèòüå, åñëè âûïëåâûâàåò ñîëåâîé ðàñòâîð) ïî ñòîëîâîé ëîæå÷êå êàæäûå 10-15 ìèíóò. Äàäèòå ìíîãî çà îäèí ðàç âûðâåò 100%!  ñëó÷àå ïîâòîðíîé ðâîòû íå íóæíî ðàññòðàèâàòüñÿ, à ïðîñòî ïîäîæäèòå îïÿòü 20-30 ìèíóò è ñíîâà íà÷èíàéòå äàâàòü æèäêîñòü ïîíåìíîãó. Ïîñëå îñòàíîâêè ðâîòû îòïàèâàòü ñòàíîâèòñÿ çíà÷èòåëüíî ëåã÷å, äàæå åñëè ïðèñóòñòâóåò ïîíîñ. Ïîñëå ýòîãî óæå ìîæíî äàâàòü ïèòü èç ÷àøêè. Êàê óæå áûëî ñêàçàíî âûøå, äàâàòü íóæíî ïðèìåðíî 100 ìë íà êàæäûé êèëîãðàìì ìàññû òåëà, èëè ÷òîáû ó ðåáåíêà áûëà âëàæíàÿ êîæà è ïèñàë îí êàæäûå 3 ÷àñà. Åñëè ïèñàåò ðåæå ïðåäëàãàéòå ïèòü ÷àùå.
À åñëè ó íåãî ïîäíèìàåòñÿ òåìïåðàòóðà òåëà?
Âû ìîæåòå äàòü æàðîïîíèæàþùèé ïðåïàðàò äëÿ îáëåã÷åíèÿ ñîñòîÿíèÿ èáóïðîôåí èëè ïàðàöåòàìîë â îáû÷íîé äîçèðîâêå. Ïîäðîáíåå î ëèõîðàäêå è ìåòîäàõ áîðüáû ñ íåé ìîæåòå ïî÷èòàòü çäåñü Ïðàâäà è ìèôû î ëèõîðàäêå.
Ìàëûø îòêàçûâàåòñÿ ïèòü. Êàê ïîñòóïèòü?
 òàêîì âàì íóæíî áóäåò ðåøèòü äëÿ ñåáÿ ñèäåòü íàä íèì è óãîâàðèâàòü (à ïîòîì ïîåõàòü â áîëüíèöó è ïëàêàòü íàä êàïåëüíèöåé) èëè âçÿòü øïðèö îò Íóðîôåíà/Ïàíàäîëà è äàâàòü æèäêîñòü ÷åðåç ñèëó íåáîëüøèìè ïîðöèÿìè çà ùåêó. Íåïðèÿòíî? Æàëêî? Äà. À â áîëüíèöå áóäåò ëó÷øå?
Ñêîëüêî áóäåò äëèòüñÿ ýòîò ïîíîñ?
 áîëüøèíñòâå ñëó÷àåâ ñàìàÿ îñòðàÿ ôàçà äèàðåè ïðåêðàùàåòñÿ â ïðåäåëàõ 5-7, ðåæå 9 äíåé. Ïîñëå ýòîãî ó ðåáåíêà ìîæåò îñòàâàòüñÿ íà íåêîòîðîå âðåìÿ æèäêîâàòûé, íåîôîðìëåííûé ñòóë, ïîêà íå âîññòàíîâèòñÿ êèøå÷íèê, íî ýòî óæå íå ïðîôóçíûé ïîíîñ â 10-20 ðàç çà ñóòêè.
Êîãäà íóæíî íåìåäëåííî îáðàùàòüñÿ ê âðà÷ó?
Ïî áîëüøîìó ñ÷åòó, ýòî äâà âàðèàíòà:
1) Ó ðåáåíêà â êàëå ïîÿâèëàñü êðîâü. Ïîÿâëåíèå êðîâè â êàëå ãîâîðèò î ïîðàæåíèè òîëñòîãî êèøå÷íèêà, ÷òî ÷àùå âñåãî áûâàåò ïðè áàêòåðèàëüíûõ êèøå÷íûõ èíôåêöèÿõ â òàêîì ñëó÷àå ìîæåò ïîíàäîáèòüñÿ àíòèáèîòèê.
2) Âû íå ñïðàâèëèñü ñ îòïàèâàíèåì. Åñëè âîïðåêè âñåì âàøèì ñòàðàíèÿì ó ðåáåíêà êîæà ñòàëà ñóõîé, è îí íå ïèñàë â òå÷åíèå 6-òè ÷àñîâ (ó ãðóäíûõ äåòåé ïàìïåðñ ñóõîé íà ïðîòÿæåíèè 6-òè ÷àñîâ) âàì íóæíî îáðàòèòüñÿ çà ìåäèöèíñêîé ïîìîùüþ, òàê êàê, ñêîðåå âñåãî, ïîíàäîáèòñÿ âíóòðèâåííîå âîñïîëíåíèå æèäêîñòè.
 êà÷åñòâå çàêëþ÷åíèÿ õî÷ó ñêàçàòü: ÷àùå âñåãî êèøå÷íûå èíôåêöèè ìîæíî ëå÷èòü äîìà, òîëüêî äëÿ ýòîãî ðåáåíêà íóæíî ÎÒÏÀÈÂÀÒÜ, à íå çàñîâûâàòü åìó âìåñòî ýòîãî â ðîò Íèôóðîêñàçèä, à â çàäíèöó Âèôåðîí.
(ñ)
https://klubkom.net/posts/104061
Èòàê, äîïîëíåíèÿ.
1. Ïðî ïðåïàðàòû öèíêà áûë êîììåíòàðèé âðà÷à, ÷òî äîáûòü èõ ïðîùå âñåãî â âèäå ÁÀÄîâ, íóæíî 10-20ìã/òàáëåòêó, íî ÁÀÄ íå ãàðàíòèðóåò, ÷òî ýòîò öèíê òàì âîîáùå åñòü.
2. «Ïðîùå êàïåëüíèöó ñðàçó, è íå äîæèäàòüñÿ» ãîâîðÿò íåêîòîðûå, è îíè äàëåêî íå âñåãäà ïðàâû. Ïîòîìó êàê ïîñòàâèòü êàïåëüíèöó ðåá¸íêó ýòî òîò åù¸ êâåñò. Ïîýòîìó åñëè åñòü âîçìîæíîñòü îáîéòèñü äðóãèìè ìåòîäàìè — íàäî îáîéòèñü.
3. «ß ïðîáîâàë ïðåïàðàò ÕÕ è ìíå ïîìîãëî è âîîáùå ÿ ñòî ðàç òàê äåëàë» — ýêñïåðèìåíò íà âçðîñëîì (òî åñòü íà ñåáå) âïîëíå äîïóñòèì, åñëè íåñòåðïèìî õî÷åòñÿ ýêñïåðèìåíòîâ. Íà äåòÿõ ýêñïåðèìåíòû â ðàçû îïàñíåå — áûñòðîå îáåçâîæèâàíèå.
4. Ðàñòâîð äëÿ ðåãèäðàòàöèè. Êîììåíòàðèé âðà÷à. «Âîïðîñû ïðî ðàñòâîðû ïîäíèìàþòñÿ ðåãóëÿðíî, ñìîòðþ. Âàæíî çíàòü ñëåäóþùèé ìîìåíò-îñìîëÿðíîñòü. ×åì îíà âûøå-òåì õóæå âñàñûâàíèå. Ðåãèäðîí è ðàñòâîð ÂÎÇ-ãèïåðîñìîëÿðíûå ðàñòâîðû. Ïðè ðâîòå, êîãäà èä¸ò ïîòåðÿ â îñíîâíîì ñîëåé-ïîéäóò. Ïðè ïîíîñå èëè ëèõîðàäêå, êîãäà òåðÿåòñÿ â îñíîâíîì âîäà íóæíû ãèïîîñìîëÿðíûå ðàñòâîðû. ß èõ óæå ïåðå÷èñëÿë: «Ãàñòðîëèò» (ïîõóæå) «Ãèäðîâèò» «Ìîðêîâíî-ðèñîâûé îòâàð ORS Hipp 200» «Õóìàíà-ýëåêòðîëèò» (îïòèìàëüíûé ñ ôåíõåëåì-ñàìûé ãèïîîñìîëÿðíûé è ìîæíî ñ ïåðâûõ äíåé æèçíè)» Äîáàâëþ îò ñåáÿ, ÷òî ãèäðîâèò äåøåâûé àæ âîîáùå, íî íàéòè åãî â ïðîäàæå ýòî ëþòûé êâåñò.  ñìûñëå, ÷òî åãî (èëè ëþáîå äðóãîå ñðåäñòâî, êàêîå íàøëè) ëó÷øå äåðæàòü â çàïàñå. â àïòå÷êå ïåðâîé ïîìîùè.
5. åù¸ ðàç íàïîìíþ. íå ðàññìàòðèâàéòå ýòó ñòàòüþ êàê «ìàëàõîâùèíó è ñàìîëå÷åíèå». Îïèñàíî íà ñàìîì äåëå èìåííî êàê èçáåæàòü êðèòè÷åñêîãî ñîñòîÿíèÿ, êîòîðîå ìîæåò áûòü âûçâàíî ñâîèì áåçäåéñòâèåì èëè íåïðàâèëüíûìè äåéñòâèÿìè. Òî åñòü ýòî èíñòðóêöèÿ ïî ñíèæåíèþ ðèñêîâ.
6. ïî÷èòàéòå ïðî ýòó òåìó è â äðóãèõ èñòî÷íèêàõ, äîïóñòèì çäåñü https://forums.rusmedserv.com/showthread.php?t=28202
íå êàðìîîíàíèñò, ïëþñû âðà÷ó íå ïåðåäàþòñÿ, ïîýòîìó åñòü êîììåíòàðèé äëÿ ìèíóñîâ.
Источник