Кишечные инфекции актуальность темы

Ãîñóäàðñòâåííûå óñëóãè â ýëåêòðîííîì âèäå

Îïðîñ
Îïðîñû
Ìû â ÂÊ
Ìû â twitter
Ìû â ÎÊ
Ìû â èíñòàãðàìì

26 Àâãóñòà 2015

 ëåòíèé ïåðèîä àêòóàëüíîé ïðîáëåìîé îñòàåòñÿ ñîõðàíåíèå çäîðîâüÿ è íåäîïóùåíèå îñòðûõ êèøå÷íûõ èíôåêöèé. Äàííàÿ ãðóïïà èíôåêöèîííûõ çàáîëåâàíèé óñòîé÷èâî ñîõðàíÿåò îäíî èç âåäóùèõ ìåñò ñðåäè èíôåêöèîííîé çàáîëåâàåìîñòè íàñåëåíèÿ Êðàñíîÿðñêîãî êðàÿ.

 îáùåé ñòðóêòóðå èíôåêöèîííîé è ïàðàçèòàðíîé çàáîëåâàåìîñòè îñòðûå êèøå÷íûå èíôåêöèè (ÎÊÈ) çàíèìàþò âòîðîå ìåñòî. Ñëó÷àè çàáîëåâàíèé ðåãèñòðèðóþòñÿ ñðåäè íàñåëåíèÿ âñåõ âîçðàñòîâ. Îïðåäåëÿåò çàáîëåâàåìîñòü äåòñêîå íàñåëåíèå, äîëÿ êîòîðîãî â âîçðàñòíîé ñòðóêòóðå ñîñòàâëÿåò 60 %. Âûñîêèå óðîâíè çàáîëåâàåìîñòè ðåãèñòðèðóþòñÿ ñðåäè   íåîðãàíèçîâàííûõ äåòåé â âîçðàñòå äî 2 ëåò.

Çà 6 ìåñÿöåâ 2015 ãîäà â îáùåé ñòðóêòóðå îñòðûõ êèøå÷íûõ èíôåêöèé ÎÊÈ óñòàíîâëåííîé ýòèîëîãèè – 20,2 %, äèçåíòåðèÿ – 0,4 %, ÎÊÈ íåóñòàíîâëåííîé ýòèîëîãèè – 79,8 %.

ÎÊÈ âûçûâàþò ìíîæåñòâî âîçáóäèòåëåé, â Êðàñíîÿðñêîì êðàå îïðåäåëÿþò çàáîëåâàåìîñòü âèðóñíûå êèøå÷íûå èíôåêöèè, âûçûâàåìûå  ðîòà- è íîðîâèðóñàìè, äàëåå ñëåäóþò çàáîëåâàíèÿ, âûçâàííûå áàêòåðèÿìè.

Êèøå÷íûå èíôåêöèè – ãðóïïà çàáîëåâàíèé, îñíîâíûì êëèíè÷åñêèì ïðîÿâëåíèåì  êîòîðûõ ÿâëÿåòñÿ ïîâûøåíèå òåìïåðàòóðû, òîøíîòà, ðâîòà, æèäêèé ñòóë, ñ  ôåêàëüíî-îðàëüíûì ìåõàíèçìîì ïåðåäà÷è, îñóùåñòâëÿåìûì  ïèùåâûì, âîäíûì è êîíòàêòíî-áûòîâûì ïóòÿìè.

Íà óðîâåíü çàáîëåâàåìîñòè îñòðûìè êèøå÷íûìè èíôåêöèÿìè â êðàå îêàçûâàåò âëèÿíèå êà÷åñòâî ïèùåâûõ ïðîäóêòîâ. Òàê, â 2014 ãîäó óäåëüíûé âåñ ïðîá, íå îòâå÷àþùèõ ñàíèòàðíî-ãèãèåíè÷åñêèì íîðìàòèâàì ïî ìèêðî­áèîëîãè÷åñêèì ïîêàçàòåëÿì, ïðîäóêòîâ, èìåþùèõ íàèáîëüøåå ýïèäåìè÷åñêîå çíà÷åíèå, ñîñòàâèë: ðûáà è ðûáíûå ïðîäóêòû – 11,3 %, ìîëîêî è ìîëî÷íûå ïðîäóêòû – 10,2 %, ìÿñî – 3,9 %, ïòèöà – 5,8 %, êóëèíàðíûå èçäåëèÿ – 5,2 %, êîíäèòåðñêèå èçäåëèÿ – 7,98 %, ïëîäîâîîâîùíàÿ ïðîäóêöèÿ – 4,5 %.

Ïðè÷èíàìè äåòñêîé çàáîëåâàåìîñòè î÷åíü ÷àñòî ñëóæèò íåñîáëþäåíèå ðîäèòåëÿìè ýëåìåíòàðíûõ ïðàâèë ëè÷íîé ãèãèåíû ïðè êîðìëåíèè ìàëîëåòíèõ äåòåé è ïðèãîòîâëåíèè ïèùè äëÿ íèõ, íåñîáëþäåíèå ïðàâèë ïðèãîòîâëåíèÿ äåòñêèõ ìîëî÷íûõ ñìåñåé, ñðîêîâ è óñëîâèé èõ ðåàëèçàöèè, ëè÷íîé ãèãèåíû ìàòåðè ïðè ãðóäíîì âñêàðìëèâàíèè è óõîäå çà ðåáåíêîì ïåðâîãî ãîäà æèçíè.

Ñðåäè ïèùåâûõ ôàêòîðîâ, âûçûâàþùèõ áîëåçíü, ïðåîáëàäàþò ôðóêòîâûå ñîêè, ôðóêòîâûå è îâîùíûå ïþðå ñîáñòâåííîãî ïðèãîòîâëåíèÿ èç ïëîõî âûìûòûõ ôðóêòîâ è îâîùåé.  

Çàðàæåíèå ÎÊÈ ìîæåò ïðîèñõîäèòü ÷åðåç âîäó, ïðè èñïîëüçîâàíèè äëÿ ïèòüÿ âîäû, çàãðÿçíåííîé âîçáóäèòåëÿìè ÎÊÈ, à òàêæå ïðè ïîïàäàíèè âîäû â îðãàíèçì âî âðåìÿ êóïàíèÿ â îòêðûòûõ âîäî¸ìàõ, áàññåéíàõ.

Âîçíèêíîâåíèþ îñòðûõ êèøå÷íûõ èíôåêöèé  ñïîñîáñòâóåò è íèçêàÿ ñàíèòàðíàÿ êóëüòóðà íàñåëåíèÿ. Ïðè ïîÿâëåíèè ïåðâûõ ïðèçíàêîâ çàáîëåâàíèÿ íå êàæäûé ÷åëîâåê îáðàùàåòñÿ ê âðà÷ó, à çàíèìàåòñÿ áîëüøåé ÷àñòüþ ñàìîëå÷åíèåì. Ýòî ïðèâîäèò ê èñ÷åçíîâåíèþ íà êîðîòêîå âðåìÿ  êëèíè÷åñêèõ ïðèçíàêîâ,  ïåðåõîäîì çàáîëåâàíèÿ â õðîíè÷åñêóþ ôîðìó. Áîëüíîé ñòàíîâèòñÿ íîñèòåëåì âîçáóäèòåëÿ èíôåêöèè (áàêòåðèîíîñèòåëåì)  è èñòî÷íèêîì çàáîëåâàíèÿ äëÿ äðóãèõ.

Îñîáåííî îïàñíî, åñëè áàêòåðèîíîñèòåëåì ÿâëÿåòñÿ ÷åëîâåê, ðàáîòàþùèé â ñèñòåìå îáùåñòâåííîãî ïèòàíèÿ, íà âîäîçàáîðíûõ è âîäîïðîâîäíûõ ñîîðóæåíèÿõ, çàíÿòûé îáñëóæèâàíèåì äåòåé è áîëüíûõ â ñòàöèîíàðå.

Çàáîëåâàíèÿ ÎÊÈ ìîãóò ïåðåäàâàòüñÿ ïðè êîíòàêòå ñ áîëüíûì ÷åëîâåêîì. Íåðÿøëèâîñòü áîëüíûõ, à òàêæå ëèö, óõàæèâàþùèõ çà íèìè, ïðèâîäèò ê òîìó, ÷òî ìèêðîñêîïè÷åñêèå ÷àñòèöû èñïðàæíåíèé, ñîäåðæàùèå âîçáóäèòåëåé èíôåêöèè, ïîïàäàþò íà ðóêè, à çàòåì íà ïèùó, ïîñóäó, ìåáåëü, èãðóøêè è äðóãèå ïðåäìåòû äîìàøíåãî îáèõîäà.

Ïðîôèëàêòèêà îñòðûõ êèøå÷íûõ èíôåêöèé âî ìíîãîì çàâèñèò îò ñòðîãîãî ñîáëþäåíèÿ ïðàâèë ëè÷íîé ãèãèåíû.

4243

Источник


КИШЕЧНЫЕ ИНФЕКЦИИ.

Актуальность темы: Кишечные инфекции чрезвычайно разнообразны, встречаются часто, приводят к структурным изменениям во всем организме, а без лечения приводят к тяжелым осложнениям и даже смерти больного. Знание патогенеза, стадийности развития болезни, морфологических изменениях при этих инфекциях является основой для своевременной и правильной диагностики, назначения адекватного лечения, профилактики осложнений, снижения летальности и предупреждения развития эпидемий. Знание этой темы необходимо Вам для усвоения кишечных инфекций на клинических кафедрах, в практической работе семейного врача, для клинико-анатомического анализа секционных данных.

Цель: уметь на основании морфологических изменений (макро- и микроскопических) различать кишечные инфекции (брюшной тиф и другие сальмонеллезы, дизентерию, холеру, амебиаз) представить их возбудителей, патогенез заболеваний, оценить кишечные и внекишечные осложнения и причины смерти.
^

1.Распознавать морфологические изменения в кишечнике на различных стадиях брюшного тифа, объяснить их патогенез; выявить кишечные и внекишечные осложнения брюшного тифа.1. Распознавать по макро- и микроскопическому строению отделы кишечника (кафедра нормальной анатомии и гистологии).
2. Распознавать морфологические изменения в кишечнике при сальмонеллезах, объяснить их патогенез; клинико-морфологические формы сальмонеллеза.2. Распознавать по макро- и микроскопическому строению желудок (кафедра нормальной анатомии и гистологии).
3. Распознавать морфологические изменения в кишечнике на различных стадиях дизентерии, объяснять их патогенез; кишечные и внекишечные осложнения дизентерии.3. Распознавать по макро- и микроскопическому строению лимфоидный аппарат кишечника (кафедра нормальной анатомии и гистологии).
4. Распознавать морфологические изменения в желудке при холере, объяснить патогенез холеры; выявить её осложнения.4. Распознавать пути оттока крови от кишечника (кафедра нормальной анатомии).
5. Распознавать локализацию и морфологические изменения в кишечнике при амебиазе; осложнения амебиаза.
Читайте также:  При кишечной инфекции болит бок

Для того, чтобы Вы могли выяснить, отвечает ли начальный уровень Ваших знаний-умений необходимому, предлагаем выполнить ряд задач.

^

Задание № 1.

Макропрепарат представлен частью стенки полого органа цилиндрической формы. Рельеф его слизистой оболочки с круговыми низкими складками и короткими ворсинками. Какой это орган?


  1. Тонкий кишечник

  2. Толстый кишечник

  3. Желудок

  4. Мочевой пузырь

  5. Пищевод.

Задание № 2.

На микропрепарате кишки рельеф слизистой оболочки образован складками, ворсинками и криптами. Эпителий, покрывающий ворсины, однослойный призматический каемчатый, определяются отдельные бокаловидные клетки. В слизистой и подслизистом слое скопление лимфоидных фолликулов (пейеровы бляшки). Какой отдел кишечника описан?


  1. Подвздошная кишка

  2. Двенадцатиперстная кишка

  3. Поперечно-ободочная кишка

  4. Сигмовидная кишка

  5. Прямая кишка.

Задание № 3.

В препарате часть стенки полого органа, имеющего цилиндрическую форму, на внешней его поверхности определяются гаустры, продольные мышечные ленты и сальниковые отростки, наружная поверхность покрыта брюшиной с трех сторон. Какой это орган?


  1. Толстый кишечник

  2. Тонкий кишечник

  3. Желудок

  4. Мочевой пузырь

  5. Пищевод.

Задание № 4.

На микропрепарате кишки слизистая оболочка имеет многочисленные глубокие крипты, ворсинки отсутствуют; выстлана однослойным призматическим эпителием, в области крипт содержит большое количество бокаловидных клеток. Лимфоциты образуют очаговые скопления (солитарные фолликулы) в слизистой и подслизистой оболочке. Какой орган описан?


  1. Толстая кишка

  2. Тонкая кишка

  3. Желудок

  4. Червеобразный отросток

  5. Пищевод.

Задание № 5.

На макропрепарате представлен полый орган «крючкообразной» формы. Внутренняя его поверхность с продольными и косыми складками. Наружная поверхность гладкая, блестящая. Какой это орган?


  1. Желудок

  2. Тонкий кишечник

  3. Толстый кишечник

  4. Мочевой пузырь

  5. Пищевод.

Задание № 6.

На микропрепарате слизистая оболочка со складками, полями и ямочками, в дне которых открываются короткие выводные протоки простых неразветвленных трубчатых желез; в состав некоторых их отделов входят главные, париетальные экзокринациты, мукоциты и эндокриноциты. Какой это орган?


  1. Желудок

  2. Тонкий кишечник

  3. Толстый кишечник

  4. Червеобразный отросток

  5. Пищевод.

Задание № 7.

При вскрытии больного обнаружено нарушение оттока везной крови из кишечника. Куда оттекает венозная кровь из кишечника?


  1. В портальную вену

  2. В нижнюю полую вену

  3. В верхнюю полую вену

  4. В желудочную вену

  5. В вены поджелудочной железы.

Задание № 8.

На макропрепарате кишки в слизистой оболочке имеются плоские продолговатые белесоватые бляшки расположенные по длиннику кишки, а также белесоватые возвышения величиной с просяное зерно. Микроскопически это лимфатические фолликулы. В каком отделе кишечника лимфатические фолликулы образуют бляшки?


  1. Подвздошная кишка

  2. Прямая кишка

  3. Двенадцатиперстная кишка

  4. Сигмовидная кишка

  5. Поперечно-ободочная кишка.

Эталоны ответов для решения задач для самопроверки и самоконтроля начального уровня знаний-умений: 1-1, 2-2, 3-1, 4-1,5-1, 6-1, 7-1, 8-1.

Информацию, необходимую для пополнения необходимых знаний-умений можно найти в следующих литературных источниках:


  1. Привес М.Г., Лысенков Н.К., Бушкович В.И. Анатомия человека / С.П. «Гиппократ», 2001.-С.234-298

  2. Афанасьев Ю.И., Юрина Н.А. Гистология, цитология и эмбриология / М., медицина.-1999.-С.514-615.

  3. Филимонов В.И. Нормальная физиология. – Киев.- «Здоровье», 1995.-С.267-275, 243-266.

Основные теоретические вопросы, на основе которых возможно выполнение видов деятельности:


  1. Брюшной тиф: этиология, патогенез, морфологические проявления разных стадий заболевания, кишечные и внекишечные осложнения.

  2. Сальмонеллезы: этиология, патогенез, морфологические проявления заболеваний, клинико-морфологические формы, осложнения.

  3. Дизентерия: этиология, патогенез, морфологические проявления разных стадиях заболевания, осложнения.

  4. Холера: этиология, патогенез, морфологические проявления разных стадий заболевания, осложнения.
Читайте также:  Какие антибиотики применяют при кишечных инфекциях для детей

5. Амебиаз кишечника: этиология, патогенез, морфологические проявления, осложнения.

Литература для усвоения знаний-умений:


  1. Струков А.И., Серов В.В. Патологическая анатомия /.М. Медицина, 1995- С. 481-492.

  2. Лекции кафедры на тему «Кишечные инфекции»

  3. Граф логической структуры (приложение № 1)

Дополнительная литература:


  1. Шлопов В.Г. Основи патологічної анатомії людини / Київ.- 1999.-С. 451-460

  2. Серов В.В., Ярыгин Н.Е., Пауков В.С. Патологическая анатомия. Атлас./ М.: Медицина.- 1986.-С. 347-353.

После изучения материала по данной теме для самопроверки усвоения материала предлагается выполнить следующие целевые задания:

Тестовое задание № 1.

При вскрытии трупа мужчины, умершего от брюшного тифа выявлено, что мышцы передней брюшной стенки и бедра плотные, ломкие, белесовато-желтоватого цвета, напоминают стеарин. Проявлением какого процесса является описанное изменение в мышцах?


  1. Ценкеровского некроза

  2. Фибринозного некроза

  3. Казеозного некроза

  4. Колликвационного некроза

  5. Жирового некроза

Тестовое задание № 2.

Заболевание у больного началось остро, сопровождалось профузным поносом, снижением температуры тела. При вскрытии резко выражено трупное окоченение, кожа и слизистые оболочки сухие. Кровь в венах густая, темная. Петли тонкой кишки растянуты, в просвете около 5л бесцветной жидкости типа «рисового отвара», без запаха. Серозная оболочка кишки с точечными кровоизлияниями, матовая, покрыта липкой слизью. Селезенка уменьшена, морщинистая, в желчном пузыре «белая желчь». Какой диагноз является наиболее правильным?

1. Холера (холерный энтерит)


  1. Холера (холерный гастроэнтерит)

  2. Холера (алгидный период)

  3. Дизентерия (катаральный колит)

  4. Сальмонеллез (интерстициальная форма)

Тестовое задание № 3.

У ребенка 9 лет на 3 неделе заболевания появилась гектическая лихорадка, желтушность кожи, склер и ребенок погиб от печеночно-почечной недостаточности. При вскрытии в прямой кишке обнаружены множественные неправильной формы дефекты, с неровными краями, с зеленовато-белыми плотно спаянными с подлежащей тканью пленками, гнойный тромбофлебит воротной вены. В печени — множественные абсцессы, жировая дистрофия гепатоцитов, в почках — картина острого некротического нефроза. Какое заболевание послужило причиной смерти ребенка?


  1. Дизентерия

  2. Сальмонеллез

  3. Холера

  4. Брюшной тиф

  5. Амебиаз.

Тестовое задание № 4.

При микроскопическом исследовании прямой кишки обнаружены крупные очаги некроза слизистой оболочки, некротические массы пропитаны фибрином, образуя пленку. Слизистая и подслизистая оболочка по периферии участков некроза полнокровная, отечная с кровоизлияниями и лейкоцитарной инфильтрацией. Какое заболевание можно предложить?


  1. Дизентерия

  2. Холера

  3. Амебиаз

  4. Брюшной тиф

  5. Сальмонеллез.

Тестовое задание № 5.

У больной 30 лет с дизентерией, которая была бактериологическим исследованием подтверждена, появились признаки парапроктита. О какой наиболее вероятной стадии местных изменений идет речь у данной больной?


  1. Стадия образования язв

  2. Фибринозный колит

  3. Фолликулярный колит

  4. Катаральный колит

  5. Стадия заживления язв.

Тестовое задание № 6.

При вскрытии больного 30 лет отмечается резкое обезвоживание; кожа сухая, сморщенная, землистого цвета, трупное окоченение резко выражено, кровь густая. В желудке и током кишечнике острое серозно-катаральное воспаление, с некрозом и слущиванием эпителия. О каком заболевании можно думать?


  1. Сальмонеллез

  2. Дизентерия

  3. Холера

  4. Брюшной тиф

  5. Амебиаз

Тестовое задание № 7.

При вскрытии умершего от брюшного тифа в подвздошной кишке обнаружены язвы, расположены по длиннику кишки, края их ровные, слегка закругленные, дно чистое, представлено местами мышечным слоем, местами — серозной оболочкой. В дне одной из язв микроперфорация стенки кишки. Для какой стадии брюшного тифа характерны описанные изменения?


  1. Некроза

  2. Мозговидного набухания

  3. Образования «грязных» язв

  4. Заживления язв

  5. Образования «чистых язв».

Тестовое задание № 8.

Девочка 3 лет заболела остро, диагностирован брюшной тиф. Макроскопически групповые фолликулы на протяжении 1,5м терминального отдела подвздошной кишки увеличены, полнокровные, отечные, выступают над поверхностью слизистой оболочки. На их поверхности видны борозды и извилины, напоминающие поверхность мозга. На разрезе они серо- красные, сочные. При гистологическом исследовании в лимфоидном аппарате обнаруживаются тифозные узелки, состоящие из крупных мононуклеарных клеток. Для какой стадии заболевания характерны описанные изменения?


  1. Мозговидного набухания

  2. Некроза

  3. Образования «грязных язв»

  4. Образования «чистых язв»

  5. Рубцевания.
Читайте также:  Овощи фрукты после кишечной инфекции

Тестовое задание № 9.

У больного брюшным тифом, через 4 недели от начала заболевания развилась картина острого живота и при явлениях интоксикации больной умер. На вскрытии патологоанатом обнаружил перфорацию стенки подвздошной кишки и разлитой гнойный перитонит. Для какой стадии брюшного тифа характерно данное осложнение?


  1. Чистых язв

  2. Мозговидного набухания

  3. Некроза

  4. Заживления

  5. Грязных язв.

Тестовое задание № 10.

При вскрытии больного брюшным тифом в подвздошной кишке обнаружено несколько овальных язв от 4 до 6см в диаметре, с возвышающимся краями, в стенках и дне язв определяются грязно-зеленого цвета массы. Какое осложнение брюшного тифа наиболее часто встречается в данной стадии?


  1. Кишечное кровотечение

  2. Перитонит

  3. Перфорация язв

  4. Парапроктит

  5. Пенетрация язвы.

Тестовое задание №11.

При осмотре трупа, умершего от брюшного тифа, на коже туловища видна розеолезно-папулезная сыпь. При микроскопическом исследовании в селезенке, лимфатических узлах, костном мозге, легких, желчнгом пузыре, почках обнаружены брюшнотифозные гранулемы. Проявлением какого процесса являются описанные изменения?


  1. Общих типичных изменений при брюшном тифе

  2. Общих нетепичных изменений при брюшном тифе

  3. Местных изменений при брюшном тифе

  4. Осложнения брюшного тифа

  5. Защитной гиперплазией при брюшном тифе.

Тестовое задание № 12.

В инфекционное отделение поступило 2 больных с жалобами на боли в животе, рвоту, частый зловонный зеленоватый стул, температура 38-39С, смерть больных наступила от интоксикации. В анамнезе известно, что они ели копченых кур. При вскрытии резко выражено трупное окоченение, кожа сухая, морщинистая. При микроскопическом исследовании в желудке, кишечнике выявлен острейший серозный гастроэнтерит. Какое заболевание было у больных?


  1. Брюшной тиф

  2. Сальмонеллез

  3. Холера

  4. Амебиаз

  5. Дизентерия

Тестовое задание № 13.

При вскрытии больного, умершего от кишечного кровотечения, в слепой кишке обнаружены язвы различных размеров с подрытыми, нависающими над дном краями. При микроскопическом исследовании определяется некроз слизистой, подслизистой и мышечного слоя с инфильтрацией сегментоядерными лейкоцитами. Какое заболевание было у больного?


  1. Дизентерия

  2. Брюшной тиф

  3. Амебиаз

  4. Холера

  5. Сальмонеллез.

Тестовое задание № 14.

У больного, умершего от амебиаза, в печени обнаружены множественные полости размером от 0,5 до 6 см, неправильной формы, заполненные мутным зеленовато-желтоватым содержимым. Какое осложнение амебиаза было у больного?


  1. Хронический абсцесс

  2. Казеозный некроз

  3. Острый абсцесс

  4. Альтеративный паренхиматозный гепатит

  5. Межуточный гепатит.

Методические указания для работы студентов на практическом занятии по теме: «Кишечные инфекции».

В начале занятия по эталонам ответов проверить правильность решения домашнего задания. Потом путём тестового контроля будет проверена Ваша подготовка к занятию. Самостоятельно Вы должны изучить макро- и микропрепараты, решить ситуационные задачи. Макроскопические изменения в органах при кишечных инфекциях изучают на препаратах «Брюшной тиф, стадия мозговидного набухания», «Брюшной тиф, стадия некроза», «Брюшной тиф, стадия грязных язв», «Брюшной тиф, стадия чистых язв», «Дизентерия», используя алгоритм макроскопической диагностики. На микрофото «Амебиаз» и микропрепаратах «Брюшной тиф, стадия образования язв», «Дизентерия, стадия язвенного колита» изучают морфологию кишечных инфекций и описывают их, используя алгоритм микроскопического описания препаратов.

Технологическая карта занятия

п/п

Этапы

Время

в мин.

Учебные пособия, средства обучения

Оборудование

^
1.Проверка и коррекция начального уровня5Тестовые заданияУчебная комната
2.Самостоятельная работа. Описание макро- и микропрепаратов30Граф логической структуры (приложение №1). Алгоритм диагностики кишечных инфекций ( приложение №2) и алгоритм изучения макро- и микропрепаратов.Микроскоп, макро- и микропрепараты, микрофотограммы
3.Самопроверка и коррекция освоения материала20Целевые учебные задания
4.Окончательный тестовый контроль15Сборник тестов
5.Подведение итогов занятия10

^


  1. Определить орган

  2. Размеры

  3. Форма

  4. Поверхность

  5. Консистенция

  6. Окраска

  7. Рисунок на разрезе

  8. Опредилить характер очаговых изменений

  9. Назвать патологический процесс.

Приложение 1.

Граф логической структуры по теме: «Кишечные инфекции»

Продолжение приложения 1.

Приложение 2.

Алгоритм морфологической диагностики кишечных инфекций

БРЮШНОЙ ТИФ

Продолжение приложения 2

Источник