Кишечные инфекции у детей методичка

Государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования города Москвы

«Медицинское училище № 4 Департамента здравоохранения города Москвы»

«СЕСТРИНСКИЙ ПРОЦЕСС ПРИ ОСТРЫХ КИШЕЧНЫХ ИНФЕКЦИЯХ У ДЕТЕЙ»

ВИД РАБОТЫ

«СОСТАВЛЕНИЕ СХЕМЫ ПРОТИВОЭПИДЕМИЧЕСКИХ МЕРОПРИЯТИЙ В ОЧАГЕ ОСТРЫХ КИШЕЧНЫХ ИНФЕКЦИЙ У ДЕТЕЙ»

ДИСЦИПЛИНА: СЕСТРИНСКОЕ ДЕЛО В ПЕДИАТРИИ

СПЕЦИАЛЬНОСТЬ: 060109 СЕСТРИНСКОЕ ДЕЛО

КУРС III

СЕСМЕСТР VI

hello_html_76396d30.jpg

Москва 2013

Рецензия

на методическое пособие преподавателя Бесединой Т.П.

для внеаудиторной самостоятельной работы студентов.

Тема: «Сестринский процесс при ОКИ у детей»

Дисциплина: «Сестринское дело в педиатрии»

Специальность: 060109 Сестринское дело 51

Рецензируемый материал методического пособия включает цели обучения, задание, время проведения, критерии оценок и образец выполнения задания.

Цели обучения сформированы на языке умений, задания однозначны для восприятия, реальны для учебного процесса. Все это поможет сформировать профессиональное, добросовестное отношение к больному ребенку и поможет медицинской сестре проводить профилактику ОКИ у детей.

Учебный материал изложен грамотно, содержит эталоны ответов на задания внеаудиторной самостоятельной работы. Задания по внеаудиторной самостоятельной работе включают вопросы, которые охватывают эпидемиологию, профилактику, карантинные мероприятия при ОКИ у детей. В содержании задания указана необходимая литература, основные положения, которые нужно отметить при составлении схемы противоэпидемических мероприятий в очаге ОКИ, критерии оценки включают все необходимые требования, рекомендуемые для подобных работ.

Методическое пособие составлено так, что все вопросы противоэпидемических мероприятий ОКИ у детей наглядны и просты для восприятия и запоминания.

Правильно составленная студентами схема противоэпидемических мероприятий в очаге ОКИ, поможет закрепить материал данной темы, в частности важный раздел о профилактике ОКИ у детей и будет способствовать правильному формированию профессиональных навыков.

Заключение: методическое пособие Бесединой Т.П. по разделу: «Сестринский процесс при инфекционных заболеваниях у детей » по теме: «Сестринский процесс при ОКИ у детей» в целом составлено грамотно, оно отвечает современным психолого-педагогическим требованиям, воспитывает чувство ответственности при уходе за больным ребенком, готовит к практической деятельности.

Методическое пособие может быть рекомендовано для внеаудиторной самостоятельной работы студентов по теме: «Сестринский процесс при острых кишечных инфекциях у детей»

Рецензент: Заместитель директора по производственному обучению

ГБОУ СПО «МУ №4 ДЗМ»

преподаватель сестринского дела

при инфекционных болезнях

(высшая квалификационная категория )

_______________Н.И. Павлова

Рецензия

на методическое пособие преподавателя Бесединой Т.П.

для внеаудиторной самостоятельной работы студентов

Тема: «Сестринский процесс при инфекционных болезнях».

Вид работы: составление схемы проведения противоэпидемических мероприятий в очаге острых кишечных инфекций у детей.

Дисциплина: «Сестринское дело в педиатрии»

Специальность: 060109 Сестринское дело 51

Рецензируемый материал методического пособия включает: инструкцию для студентов по выполнению внеаудиторной самостоятельной работы, задание, образец выполнения задания, критерии оценки внеаудиторной самостоятельной работы.

В пособии указаны цели самостоятельной работы студентов по данной теме, время, отведенное на внеаудиторную самостоятельную работу.

Считаю, что задание по данной теме составлено понятно для студентов, выполнение этого задания поможет расширить студентам знания по теме: «Сестринский процесс при инфекционных заболеваниях».

Тема методического пособия актуальна и необходима медицинской сестре при проведении профилактики острых кишечных инфекций у детей.

Учитывая все сказанное, рекомендую материал данного пособия для изучения студентам медицинских училищ, а также медицинским сестрам детских лечебно – профилактических учреждений для повышения их квалификации.

Рецензент: Заместитель главного врача детской

поликлиники №12 ЮАО г. Москвы.

Гущина О.А.

Составлено в соответствии с Государственными требованиями к минимуму содержания и уровню подготовки для специальности 060109.51 Сестринское дело и на основании рабочей программы по сестринскому делу в педиатрии.

Одобрено на заседании ЦМК№ 5 «Утверждаю»

Заместитель директора по

учебной работе

Протокол №3

От «13» октября 2013г. ___________________________

Епишина Е.В.

«13» октября 2013г.

Председатель ЦМК №5

_________________

Рытова Т.Н.

СОСТАВИТЕЛЬ:

Беседина Т.П. — преподаватель Сестринского дела в педиатрии

Медицинское училище №4

(высшая квалификационная категория)

РЕЦЕНЗЕНТЫ:

ПавловаН.И. –преподаватель Сестринского дела при инфекционных

(высшая квалификационная категория)

Гущина О.А. – заместитель главного врача по лечебной

части детской поликлиники №12 ЮАО

(высшая квалификационная категория)

Острые кишечные инфекции (ОКИ) занимают одно из ведущих мест в инфекционной патологии детского возраста. По данным ВОЗ в мире ежегодно болеют ОКИ более 1 миллиарда человек, из которых 65- 70 % составляют дети в возрасте до 5 лет. В нашей стране в последние годы отмечается отчетливая тенденция к росту заболеваемости ОКИ ( в 2010 году заболеваемость дизентерией возросла на 26%, сальмонеллезом на 34%) .

Все ОКИ вызываются фекально-оральным путем, нельзя исключить водный и контактный путь. Все кишечные инфекции независимо от этиологии клинически проявляются в той или иной мере кишечным токсикозом, чаще всего у детей токсикозом с эксикозом.

Важное значение для профилактики ОКИ у детей играет проведение противоэпидемических мероприятий в очаге инфекций.

Мотивацией к изучению данной темы является получение знаний по проведению противоэпидемических мероприятий в очаге ОКИ (сальмонеллеза, дизентерии, колиинфекции), которые позволят своевременно локолизовать кишечные инфекции у детей и не допустить эпидемической вспышки, этому должна научиться будущая медицинская сестра.

Уверена, что Вы хорошо овладели сестринским процессом при сальмонеллезе, дизентерии, колиинфекции у детей и сможете успешно выполнить самостоятельную внеаудиторную работу по данной теме.

Предлагаю Вам составить схему проведения противоэпидемических мероприятий в очаге ОКИ у детей. Она поможет снизить риск заражения, сохранить здоровье и качество жизни.

hello_html_m16e0d06f.jpg

Уважаемый студент!

Вы изучаете дисциплину «Сестринское дело в педиатрии». В разделе «Сестринский процесс при инфекционных заболеваниях у детей», мы подробно изучили проведение сестринского процесса при острых кишечных инфекциях у детей (дизентерии, сальмонеллеза, колиинфекции). Одной из задач среднего медицинского персонала является профилактика инфекционных заболеваний и проведение противоэпидемических мероприятий в очаге инфекции.

Основными целями самостоятельной внеаудиторной работы студентов являются:

  • Закрепить и систематизировать знания по теме «Сестринский процесс при ОКИ»;

  • Развить инициативу и индивидуальное творчество

  • Закрепить навыки работы с энциклопедической, справочной, специальной литературой, периодической медицинской печатью;

  • Закрепить навыки работы с компьютером;

  • Узнать много нового и понять, какие проблемы и почему возникли у Вас при изучении данной темы;

  • При исследовании данной темы у Вас, несомненно, появится интерес к чтению научной и специальной литературы.

Конкретная цель самостоятельной внеаудиторной работы:

после выполнения задания студент

должен знать:

  • Особенности этиологии, эпидемиологии, клиники, лабораторной диагностики ОКИ;

  • Содержание понятий «эпидемический процесс», «источник инфекции», «механизм и пути передачи возбудителя», «восприимчивый организм», «эпидемический очаг», «контактные», «дезинфекция»;

  • Профилактику ОКИ;

  • Схему проведения противоэпидемических мероприятий в очаге ОКИ

должен уметь:

  • Составить схему проведения противоэпидемических мероприятий в очаге острой кишечной инфекции;

  • Рассказать на языке доступном языке пациенту об особенностях эпидемиологии, клиники ОКИ;

  • Взять биологический материал для лабораторного исследования при ОКИ;

  • Перечислить основные меры профилактики ОКИ

Место выполнения задания: Вы можете выполнять задание в библиотеке училища или в домашних условиях.

Время, отведенное на самостоятельную внеаудиторную работу – 3 часа.

Читайте также:  Для профилактики ротавирусной кишечной инфекции

hello_html_m63130887.jpg

Для составления схемы проведения противоэпидемических мероприятий в очаге ОКИ Вам необходимо прочитать литературу, которую Вы можете найти в библиотеке училища.

Рекомендуемая литература:

1. В.Д. Тульчинская, Н.Г. Соколова «Сестринское дело в педиатрии», Ростов-на-Дону.2010

2.А.М. Запруднов «Детские болезни», Москва.2010 стр.

3.Опорный конспект по теме: «Сестринский процесс при ОКИ у детей» стр.

Обратите внимание на особенности ОКИ у детей раннего возраста

Приступайте к заполнению схемы, выписывая основные положения из литературных источников.

При составлении схемы проведения противоэпидемических мероприятий в очаге острой кишечной инфекции Вам необходимо отметить следующие моменты:

I. Мероприятия в отношении источника

  • Решить вопрос о месте изоляции больного – инфекционная больница или домашние условия;

  • Заполнить карту экстренного извещения в ЦГСЭН, предварительно послав телефонограмму;

  • Указать каким транспортом осуществляется госпитализация в инфекционную больницу.

II. Мероприятия в отношении пресечения путей передачи возбудителя

  • Указать вид дезинфекции при изоляции источника на дому;

  • Указать вид дезинфекции при изоляции источника в инфекционную больницу;

  • Указать, кто проводит дезинфекцию в семейном очаге и в государственных учреждениях (школа, детский сад, интернат и т.д.)

III.Мероприятия в отношении контактных

  • Определить круг контактных;

  • Заполнить на контактных необходимую документацию (лист наблюдения за контактными, патронажный лист по наблюдению за здоровьем и т.д.);

  • Установить за контактными медицинское наблюдение с указанием срока и ежедневных мероприятий;

  • В учреждениях на срок медицинского наблюдения наложить карантин;

  • Провести забор биологического материала у контактных;

  • Провести среди контактных санитарно – просветительную работу;

  • При необходимости провести экстренную профилактику;

  • При необходимости собрать сведения о профилактических прививках.

IV. Условия выписки из стационара и диспансерное наблюдение за переболевшими ОКИ.

Общий объем схемы противоэпидемических мероприятий в очаге ОКИ должен составлять 5-6 страниц машинописного текста, при желании к ним могут быть оформлены приложения, иллюстрации, таблицы, схемы.

Оформите схему противоэпидемических мероприятий в очаге ОКИ

(дизентерии, сальмонеллеза, колиинфекции) согласно требованиям:

  • Противоэпидемические мероприятия в очаге ОКИ могут быть написаны от руки или напечатаны на формате А – 4, шрифтом 13-14, на одной стороне листа и представлены в сброшюрованном виде;

  • Оформление работы, схемы противоэпидемических мероприятий в очаге ОКИ производится в следующем порядке:

— титульный лист (смотри образец титульного листа)

— основная часть

— список литературы

— приложения

и каждая часть начинается с новой страницы;

  • Каждая страница нумеруется в середине верхнего поля, счет нумерации ведётся с титульного листа, на котором цифры не проставляются;

  • При выполнении работы соблюдаются размеры полей: левое – 25мм, правое – 10мм, верхнее и нижнее по 20мм.;

  • Рекомендуется тексты заголовков выполнять одинаковым шрифтом, в конце заголовка, располагаемого посередине строки, точка не ставится.

Если у Вас возникнут затруднения при составлении схемы противоэпидемических мероприятий в очаге острых кишечных инфекций, Вы можете обратиться за консультацией к преподавателю.

Желаю успеха!

Данную практическую работу необходимо представить к практическому занятию по теме «Сестринский процесс при вирусных гепатитах у детей»

hello_html_515c7b52.jpg

пп

Критерии

Количество баллов

1.

Соответствие материала теме

3 балла

2.

Качество представленного материала

5 баллов

3.

Внешнее оформление работы

2 балла

4.

Грамотность

2 балла

5.

Практическая значимость данной схемы

3 балла

6.

Своевременность сдачи

3 балла

7.

Эстетичность, наглядность

2 балла

Итого:

20 баллов.

Общая оценка за работу

Количество баллов

«5» отлично

18-20 баллов

«4» хорошо

14-17 баллов

«3» удовлетворительно

10-13 баллов

«2» неудовлетворительно

Менее 10 баллов

I. Мероприятия в отношении источника:

1. Больной ОКИ (сальмонеллезом, дизентерией, колиинфекцией) госпитализируется в инфекционную больницу по клиническим ( тяжесть течения) и эпидемиологическим показаниям ( проживание в коммунальной квартире, общежитии).

2. На больного заполняется карта экстренного извещения по форме №58 у в ЦГСЭН, предварительно передается телефонограмма. В карте экстренного извещения отражается основные сведения о больном для регистрации эпидемического очага и последующего проведения в нем противоэпидемических мероприятий.

3. На госпитплизацию в инфекционную больницу больной ребенок доставляется специальном транспортом ( машиной медицинской помощи), который после транспортировки больного подвергается дезинфекции

II Мероприятия в отношении пресечения путей передачи возбудителя:

1.Если больной сальмонеллезом ребенок изолируется в домашних условиях, то на время болезни проводится текущая дезинфекция, а по выздоравлению — заключительная. 2. Если больной сальмонеллезом ребенок госпитализируется в инфекционную больницу, то в очаге проводится заключительная дезинфекция.

3.В семейном очаге дезинфекцию проводят родственники и после инструктажа медицинской сестры ( в государсвенных учреждениях дезинфекцию проводит медицинская сестра или специально обученные сотрудники под непосредственным контролем мединцинской сестры).

III Мероприятия в отношении контактных:

1. Определить круг контактных ( контактными считаются лица, которые находилсь в непосредственном контакте с данным больным в течение 2-3 дней до заболевания и в периоды болезни до изоляции больного).

2. Заполнить на контактных необходимую документацию – лист наблюдения за контактными.

3. Установить за контактными медицинское наблюдение на 7 дней: ежедневно отмечать общее состояние, температуру, наличие интоксикации, наличие рвоты, болей в животе, характер стула.

4. Провести у контактных забор кала на бактериологическое исследование однократно.

5. Среди контактных ( детей и взрослых) провести санитарно-просветительную работу:

— общие сведения о заболевании

— пути передачи

— начальные симптомы

— профилактика

hello_html_m1ff86221.jpg

Источник

В статье приведены клинические особенности и подходы к терапии сочетанных острых кишечных инфекции у детей.

Актуальность

Острые кишечные инфекции (ОКИ) остаются важной проблемой здравоохранения ввиду массовости, тяжелого течения и связанного с ними экономического ущерба. ОКИ занимают 2-е место в структуре инфекционных болезней у детей после острых респираторных инфекций, причем такая структура в течение последнего десятилетия остается практически неизменной [1]. Согласно государственному докладу о состоянии санитарно-эпидемического благополучия населения Российской Федерации среди детей младше 14 лет в 2017 г. было зафиксировано 526 613 случаев ОКИ, включая шигеллезы и сальмонеллезы [2]. В 2018 г. этот показатель изменился незначительно и составил 518 959 случаев. Высокий уровень заболеваемости во многом обусловлен широким спектром возбудителей, разнообразием путей передачи, высокой восприимчивостью контингента, а также ограниченностью арсенала средств специфической профилактики.

Этиология ОКИ

В настоящее время возбудителями ОКИ у детей в РФ в подавляющем большинстве случаев являются вирусы — около 70% диарей в теплое время года и до 90% диарей в осенне-зимний период вызваны диареегенными вирусами [3]. Чаще всего диарею вызывают ротавирусы, но возбудителями ОКИ могут быть и другие вирусы: Caliciviridae (роды Norovirus, Sapovirus), Adenoviridae (род Mastadenovirus), Astroviridae (род Astrovirus), Picornaviridae (роды Enterovirus, Parechovirus), Сoronaviridae (роды Coronavirus, Torovirus), Parvoviridae (род Bocavirus), Picornaviridae (род Picornavirus). Спектр бактериальных возбудителей ОКИ включает как безусловно-патогенные микроорганизмы (Salmonella, Shigella, патогенные штаммы Escherichia coli, Campylobacter), так и условно-патогенные бактерии (Staphylococcus, Klebsiella, Clostridium и др.).

Читайте также:  Лаб диагностика кишечных инфекций

Благодаря развитию молекулярно-генетических методов диагностики стало очевидно, что в ряде случаев причиной ОКИ могут выступать сразу несколько микроорганизмов. Доля ОКИ сочетанной этиологии в нашей стране, по разным данным, составляет от 26 до 32% [4–6]. В других странах, таких как Руанда и Танзания, сочетанные кишечные инфекции выявляли еще чаще — у 65% детей младше 5 лет [7].

Согласно данным литературы чаще всего возбудителями кишечных микст-инфекций, так же как и моноинфекций, являются вирусы, причем в разных исследованиях выявляется разнообразное сочетание вирусов. Так, у испанских детей чаще всего регистрировали сочетание ротавирусной инфекции (РВИ) с астровирусной инфекцией и РВИ с аденовирусной инфекцией [8]. У корейских детей с острым гастроэнтеритом чаще встречалось сочетание РВИ и норовирусной инфекции (НВИ) и РВИ и астровирусной инфекции — в общей сложности микст-инфекции выявляли в 2,7% случаев всех ОКИ [9]. По данным Н. Koh et al., наиболее распространенным было сочетание РВИ и НВИ — у 12,9% детей, при этом микст-инфекции регистрировали в 18,1% случаев ОКИ [10]. P.E. Imade et al. регистрировали сочетание РВИ и аденовирусной инфекции в 5,4% случаев [11], а S. Ozdemir et al. [12] — в 7,2% случаев, при этом микст-инфекции были определены у 10,2% детей
с ОКИ. Отечественные авторы чаще определяли сочетание РВИ и НВИ — у 4,9% [4] и 6,4% [13] обследованных детей с острыми гастроэнтеритами.


ОКИ вирусно-бактериальной этиологии чаще всего представлена сочетанием сальмонеллеза и РВИ. По данным W.T. Lan et al. [14], частота выявления сочетания сальмонеллеза и РВИ составляет 3,7%. В исследовании А.А. Плоскиревой [4] данный показатель был несколько выше — 9,2%, что превышало число случаев микст-инфекции РВИ и НВИ (4,9%). Необходимо отметить, что в РФ начиная с 2007 г. отмечен ежегодный рост частоты сальмонеллезно-ротавирусной микст-инфекции: у трети детей с бактериологически подтвержденным сальмонеллезом, обследованных на ротавирусы, определены именно эти этиологические агенты. Актуальности не теряет сочетание сальмонеллеза и с другими вирусами. В РФ при обследовании детей с сальмонеллезом у 21,2% выявляется и НВИ, у 30,2% — и аденовирусная инфекция [15].

Наряду с сальмонеллезами в структуре ОКИ бактериальной этиологии не потеряли своей актуальности инфекции, вызванные патогенными штаммами E. coli. Доля эшерихиозов при сочетании их с другими этиологическими агентами ОКИ у детей составляет 4,9% случаев всех ОКИ [4]. По другим данным, доля ОКИ, вызванных сочетанием РВИ и эшерихиоза, достигает 10,3% [16].

Анализ проведенных исследований позволяет сделать вывод, что наиболее распространенным этиологическим агентом при ОКИ сочетанной этиологии является ротавирус, а некоторые различия в показателях в приведенных данных связаны, по-видимому, с национальными особенностями, возрастными группами и количеством обследованных детей, временем года при проведении исследования, методами лабораторной диагностики.

Клиническая картина ОКИ

Клиническая картина микст-инфекций характеризуется значительным разнообразием. В отличие от моноинфекций, при которых с большей долей вероятности по клинической симптоматике можно предположить этиологию ОКИ (бактериальная отличается наличием патологических примесей слизи и крови в стуле, вирусная — обильным водянистым стулом), при сочетании возбудителей (вирусно-вирусные, вирусно-бактериальные) клиническая картина заболевания может изменяться самым непредсказуемым образом, что затрудняет верификацию диагноза. В свою очередь, трудности диагностики могут приводить к неоправданно частому назначению антибиотиков, что в последние годы представляет собой актуальную проблему, прежде всего из-за роста антибиотикорезистентности возбудителей инфекций.

Было показано, что клиническая картина РВИ и НВИ приближается к моно-ротавирусной инфекции [4, 17, 18]. В исследование [17] вошли 134 ребенка, госпитализированные в стационары г. Москвы и области в 2014–2016 гг. Этиология ОКИ была подтверждена методом полимеразно-цепной реакции (ПЦР): у 84 детей — РВИ (1-я группа), у 23 — НВИ (2-я группа) и у 27 детей — сочетание РВИ и НВИ (3-я группа). Было выявлено, что клиническая картина сочетанной рота-норовирусной инфекции у большинства детей была типичной и характеризовалась триадой лихорадки, рвоты и диареи, однако по ряду показателей определялись достоверные различия. В частности, при НВИ температура достоверно чаще, чем в других группах, была субфебрильной (50% против 12,9%), а гипертермии не было вовсе. Диарея достоверно чаще регистрировалась при РВИ (моно- и микст-) по сравнению с НВИ (94,6% против 73,9% соответственно). Стул с патологическими примесями достоверно чаще отмечался при микст-, чем моно- (РВИ и НВИ) вирусных инфекциях — 83,3% против 60% и 23,5% соответственно. Гастроэнтерит с одинаковой частотой регистрировался при моно- и микст-РВИ (81% и 71,1% соответственно), в то время как при НВИ достоверно чаще наблюдали гастритный вариант болезни (22,7% против 7,1% и 0% в 1-й и 3-й группах).

В исследовании [18] при изучении особенностей клинического течения сочетанной рота-норовирусной инфекции по сравнению с моноинфекциями авторы получили результаты, сходные с результатами вышеупомянутого исследования: доминирование клинических проявлений РВИ при сочетанной РВИ и НВИ. У 89,5% детей, страдавших РВИ, в первые сутки заболевания отмечался жидкий водянистый сту­л со слизью более 4 раз в день, у 68,4% детей развивалась рвота более 3 раз в сутки. Повышение температуры наблюдалось у 72,7% больных (выше 38 °C — у 52,9% больных), кроме того, катаральные явления регистрировали у 26,3% всех детей с подтвержденной ротавирусной инфекцией. При НВИ заболевание начиналось с рвоты у 70,2% детей. Гастроинтестинальные симптомы (боли в животе, урчание по ходу кишечника, вздутие живота, тошнота) были отмечены у 43,2% детей, а катаральные явления (гиперемия зева, фарингит, ринит) — у 24,3% детей. Для сочетания РВИ и НВИ в первые сутки заболевания было характерно преобладание рвоты (83,3%) и диареи среди всех больных. На вторые сутки у больных детей доминировала диарея на фоне повышенной температуры.

При ОКИ сочетанной вирусно-бактериальной этиологии клинические проявления характеризуются большей частотой колитического синдрома, тяжестью основных проявлений заболевания и более продолжительным его течением [19].
В ряде случаев на клиническую картину вирусной инфекции наслаиваются симптомы бактериальных инфекций. При ОКИ вирусно-бактериальной этиологии у всех пациентов выражены симптомы интоксикации, у абсолютного большинства (86,2%) лихорадка сохраняется на протяжении 4–6 дней. Рвота, хотя бы однократная, как правило, присутствует у двух третей пациентов. С большей частотой и продолжительностью у больных ОКИ вирусно-бактериальной этиологии встречаются боли в животе. Диарея отмечается у всех пациентов, ее продолжительность колеблется от 4 до 7 дней, часть детей (16,5%) на день выписки имеют неустойчивый стул. В целом можно отметить большую продолжительность заболевания в данной группе.

В общем анализе крови при сочетанной ОКИ, в отличие от больных моновирусной ОКИ, отмечается увеличение СОЭ до 15–20 мм/ч, лейкоцитоз со сдвигом лейкоцитарной формулы влево. К моменту выписки из стационара у четверти детей воспалительные изменения в анализе крови сохраняются. Копрологические изменения характеризуются выраженным колитическим синдромом в виде наличия слизи, йодофильной флоры, большого количества лейкоцитов у 89,0%, что свидетельствует о выраженном и стойком нарушении микробно-тканевого комплекса в слизистой оболочке кишечника. К периоду ранней реконвалесценции полная нормализация копрологических показателей отмечена только у 69,7% детей.

Читайте также:  Есть ли в болгарии кишечная инфекция

Сочетанная инфекция протекает как типичный сальмонеллез: отмечается повышение температуры тела (выше 39 °C) в течение 4 дней, колитный стул [14],рвота менее выражена, чем у пациентов с РВИ [20]. Длительность и выраженность некоторых симптомов сальмонеллезно-ротавирусной инфекции по сравнению с моноинфекциями зависит от возраста: у детей до 1,5 года отмечали более раннее появление симптомов геморрагического колита, а у детей старше 1,5 года — бóльшую частоту и продолжительность рвоты, меньшую длительность лихорадки [21]. T.Y. Hung et al. показали, что сальмонеллезно-ротавирусная микст-инфекция повышает риск бактериемии у детей, хотя прогноз остается благоприятным [22].

Клинически сочетание РВИ и эшерихиоза проявляется суммированием характеристики бактериальных и вирусных агентов [4].

Подтверждено более тяжелое течение микст-инфекций, высокий удельный вес стойкого бактерионосительства в этих случаях, большая частота развития постинфекционной патологии желудочно-кишечного тракта (ЖКТ) [23]. В исследованиях С.В. Николаевой и Т.А. Руженцовой [24, 25] показано, что ОКИ вирусно-вирусной и вирусно-бактериальной этиологии у детей чаще сопровождаются поражением миокарда с развитием миокардитов по сравнению с моноинфекцией.

Но, несмотря на преобладание работ, демонстрирующих более тяжелое течение микст-инфекций по сравнению с моноинфекцией, имеются сообщения о диаметрально противоположных результатах. Установлено, что сочетание сальмонеллеза и 3 вирусов (рота-, норо- и аденовируса) не изменяет степень тяжести заболевания в сторону более тяжелых форм и клинического течения, не приводит к развитию осложнений и бактерионосительству. Авторы выявили лишь одно достоверное различие: высота лихорадки при моносальмонеллезе была выше, чем при сочетанной инфекции (38,6 °C против 38,0 °C, p=0,048) [26].

Таким образом, спектр клинических проявлений диарейных заболеваний множественной этиологии у детей не позволяет предположить причину без обязательного проведения лабораторной расшифровки. Тяжесть течения и особенности клинической картины диарейного заболевания, помимо возрастного фактора, зависят от преморбидного фона, условий развития и этиологии возбудителя или возбудителей при сочетанном инфицировании.

Лечение

При определении тактики терапии ОКИ необходимо учитывать возраст пациента, особенности преморбидного фона, период заболевания. Стартовая терапия ОКИ любой этиологии (вирусной, бактериальной или сочетанной) у детей включает диету, энтеросорбцию и регидратационную терапию [27, 28].

Энтеросорбенты должны назначаться всем пациентам независимо от этиологии и формы тяжести заболевания, в как можно более ранние сроки болезни — это позволяет быстро купировать диарею. Преимущество отдается синтетическим и минеральным энтеросорбентам. В среднем прием энтеросорбентов может составлять 5–7 дней, но возможна ранняя отмена препарата — при стойкой нормализации стула.

Регидратационная терапия проводится в 2 этапа. На первом этапе необходимо восполнить потери, возникшие из-за рвоты и/или жидкого стула, поэтому за достаточно короткий срок (6 ч) ребенок должен получить объем жидкости из расчета 50–80 мл/кг массы тела. На втором этапе происходит восполнение текущих потерь, поэтому регидратация проводится медленнее, из расчета 80–100 мл/кг
массы тела ребенка за последующие сутки. Длительность данного этапа может быть различной и зависит от состояния конкретного пациента. Для регидратации у детей можно использовать готовые глюкозо-солевые гипоосмолярные (осмолярность 245 мосм/л) растворы, а также питьевую неминеральную воду. Соотношение глюкозо-солевых растворов и воды при водянистой диарее составляет 1:1, при инвазивных диареях — 1:2; при выраженной рвоте — 2:1.

Согласно рекомендациям ВОЗ показаниями к антибактериальной терапии являются амебиаз, брюшной тиф, дизентерия, холера. Кроме того, антибиотики могут назначаться при бактериальной ОКИ, сопровождающейся симптомами колита (в т. ч. геморрагического); при тяжелых и генерализованных формах болезни; при среднетяжелых формах болезни всем детям до 2 лет, а также пациентам из группы риска независимо от возраста. При вирусных ОКИ, сопровождающихся обильным водянистым стулом, назначение антибактериальной терапии нецелесообразно. ОКИ сочетанной этиологии требуют индивидуального подхода к терапии в каждом конкретном случае.

Из-за патогенного действия вирусов и/или бактерий — возбудителей ОКИ на микробиоту ЖКТ происходит существенное нарушение ее состава, поэтому при любых ОКИ (в остром периоде и периоде реконвалесценции) требуется коррекция дисбиотических нарушений с использованием пребиотиков (веществ немикробного происхождения, способных оказывать положительное действие на организм посредством стимуляции роста или метаболической активности нормальной микрофлоры кишечника), пробиотиков (живых микроорганизмов, которые при применении в адекватных количествах оказывают оздоровительное действие на организм человека), синбиотиков (комплексов, состоящих из рациональной комбинации пробиотиков и пребиотиков), метабиотиков (структурных компонентов пробиотических микроорганизмов и/или их метаболитов).

Одним из зарегистрированных в нашей стране лекарственных средств — метабиотиков, которые можно применять у детей с рождения, в т. ч. у недоношенных, является Хилак форте, содержащий метаболиты представителей эндогенной микробиоты: Lactobacillus acidophilus, Lactobacillus helveticus,
E. coli и Streptococcus faecalis. В состав препарата также входят короткоцепочечные жирные кислоты (КЦЖК): уксусная, пропионовая, масляная, изомасляная, валериановая, изовалериановая, капроновая, изокапроновая. КЦЖК участвуют в метаболизме колоноцитов, росте и дифференцировке клеток, транспорте клеток эпителия, метаболизме липидов и углеводов в печени, регуляции кишечной моторики, образовании энергии в мышцах, почках, сердце, головном мозге. Также в состав препарата входит молочная кислота, которая обладает в т. ч. антисептическими свойствами.

Клинические исследования убедительно показали эффективность использования препарата Хилак форте в лечении ОКИ: отмечаются уменьшение продолжительности рвоты и диареи у детей, купирование симптомов интоксикации, эксикоза, уменьшение риска развития аллергических реакций, а также сокращение сроков пребывания в стационаре [29, 30]. Доказана эффективность Хилак форте в терапии энтеритов сальмонеллезной этиологии у детей, в частности, выявлено достоверное сокращение периода выделения сальмонелл по сравнению с данным показателем у пациентов контрольной группы, а также отсутствие побочных эффектов при использовании Хилак форте [31].

В период реконвалесценции составляющие препарата участвуют в процессах репарации поврежденных клеток кишечника, тем самым обеспечивая восстановление нормальной функции ЖКТ, что важно в первую очередь при вирусной этиологии ОКИ. С использованием метода газожидкостной хроматографии было установлено, что 7-дневный курс терапии Хилак форте способствовал улучшению метаболической активности индигенной флоры с тенденцией к нормализации уровня летучих жирных кислот и их соотношений без существенных изменений в структуре индигенной флоры [32]. Авторы указывают, что терапия ОКИ пробиотиком метаболитного типа физиологична, поскольку регулирует симбионтные отношения хозяина и его микрофлоры, способствует восстановлению колонизационной резистентности организма.

Заключение

Таким образом, все более частое выявление сочетанных инфекций в структуре ОКИ в последние годы диктует проведение новых исследований, направленных на изучение отличий их клинических проявлений от таковых при моноинфекциях. Своевременная диагностика, постановка правильного диагноза и дифференцированный подход к каждому пациенту имеют несомненное значение для определения терапевтической тактики ведения таких пациентов. Дальнейшее изучение клинических особенностей сочетанных инфекций необходимо для разработки новых лечебных программ, направленных на совершенствование оказания медицинской помощи детскому населению.

Источник