Курсовая работа цирроза печени для фельдшеров
Определение понятия цирроза печени, классификация, этиология, патогенез, источники, распространение, клиническая картина, симптомы и диагностика заболевания. Лечение гепатопротекторами, глюкокортикоидами, ферментами поджелудочной железы и адсорбентами.
Подобные документы
Понятие и виды (токсический, биллиарный) цирроза печени. Патогенез, этиология, клиническая картина и течение заболевания. Лечение больных с различными формами циррозов печени в стадии компенсации. Основные способы предупреждения цирроза печени.
реферат, добавлен 07.10.2013
Общее понятие и причины возникновения цирроза печени. Виды и некоторые осложнения цирроза печени. Основные симптомы и признаки цирроза печени. Биохимический анализ крови и диагностика заболевания. Методы лечения и устранения причин цирроза печени.
реферат, добавлен 08.09.2010
Виды гепатита (воспалительного заболевания печени). Его симптомы, течение, возможные осложнения. Выявление характера и причин заболевания. Этиология и патогенез цирроза печени, его признаки и дифференциальная диагностика. Профилактика и лечение болезни.
реферат, добавлен 29.05.2012
Причины возникновения и морфологические признаки цирроза печени. Этиология, патогенез и клиническая картина заболевания. Геморрагический синдром. Лечение больных с различными формами циррозов печени в стадии компенсации. Профилактические мероприятия.
реферат, добавлен 26.04.2015
Циррозы — хронические прогрессирующие заболевания, характеризующиеся поражением печени. Этиология, причины возникновения, патогенез. Классификация циррозов печени, клиническая картина, методы исследования. Диагностика, лечение и профилактика болезни.
реферат, добавлен 26.04.2009
Этиология и предрасполагающие факторы цирроза печени. Патогенез, клиническая картина и симптоматика заболевания, принципы и основные методы диагностики и лечения цирроза печени. Роль медицинской сестры в оказании помощи пациентам, больным циррозом.
курсовая работа, добавлен 21.11.2017
Циррозы печени: общие понятия, этиология и патогенез, классификация видов заболевания и их характеристика. Клиническая картина, течение болезни и ее прогнозирование, диагноз и дифференциальная диагностика, лечение и профилактические мероприятия.
реферат, добавлен 05.03.2010
Определение цирроза печени, его классификация по морфологии и МКБ: фиброз, билиарный и алкогольный цирроз, портальная гипертензия. Этиология, патогенез, клиника, осложнения, диагностика, инструментальные исследования, лечение и профилактика заболевания.
реферат, добавлен 15.02.2015
Этиология цирроза печени, предрасполагающие факторы. Клиническая картина, диагностика, принципы оказания первой медицинской помощи при циррозе. Методы обследования и подготовка к ним. Лечение и профилактики цирроза печени, особенности сестринского ухода.
курсовая работа, добавлен 16.06.2016
Этиология, патогенез и симптоматика эхинококкоза, клиническая картина и диагностика заболевания. Этиология, патогенез, клиническая картина и диагностика альвеококка. Клиника, диагностика и лечение описторхоза. Возможные осложнения описторхоза печени.
реферат, добавлен 12.03.2020
- главная
- рубрики
- по алфавиту
- вернуться в начало страницы
- вернуться к подобным работам
Источник
В наше время цирроз печени — является актуальной медицинской и социально-экономической проблемой. По данным ВОЗ в экономически развитых странах цирроз печени входит в число шести основных причин смерти в возрасте 35-60 лет. Среди причин смерти в США он занимает 4 место, в Германии-10 место, а в нашей стране насчитывается более 10 миллионов больных. С каждым годом число заболеваемости цирроза печени возрастает, что приводит к инвализации населения, особенно лиц трудоспособного возраста. цирроз печень гепатопротектор адсорбент
Чаще цирроз печени наблюдается у мужчин. Соотношение мужчин и женщин составляет в среднем 3:1. Заболевание может развиться во всех возрастных группах, но чаще после 40 лет.
По статистике, 80% циррозов протекают незаметно, не привлекая внимание ни больного, ни врача. Иными словами, наша печень до самого последнего момента работает на износ, не подавая сигналов бедствия.
Среди причин хронических заболеваний печени и развивающегося на их фоне цирроза, на первом месте — злоупотребление алкоголем (35,5 — 40,9% случаев); на втором — вирус гепатита С (19,1-25,1% случаев).
Прогноз для больного с циррозом плохой. Более 50% пациентов без осложнений умирает в течение 5 лет. От 70% до 90% умирает в течение 5 лет после возникновения асцита; от 75% до 95% больных с кровотечениями из варикозно — расширенных вен пищевода умирает в течение 5 лет, составляя 14-30 случаев на 100 тыс. населения. Прогноз при циррозе печени трудно предсказуем и определяется многими факторами: причиной болезни, тяжестью течения, наличием осложнений и сопутствующих заболеваний, эффективностью проводимой терапии. У больных, продолжающих употреблять алкоголь (даже в небольших количествах), прогноз всегда неблагоприятный. Продолжительность жизни при циррозе печени зависит от степени тяжести заболевания. При декомпенсированном циррозе (при наличии осложнений) через 3 года остаются в живых 11-40% больных.
Основные причины смерти при циррозе печени — кома и кровотечение из верхних отделов желудочно-кишечного тракта.
Смертность при печеночной коме составляет 80-100%. При наличии перитонита умирает 50% больных. При наличии асцита продолжительность жизни составляет 3-5 лет. Варикозное расширение вен пищевода, желудка и кишечника обнаруживаются у 90% пациентов с циррозом печени. В 30% случаев они осложняются кровотечениями. Смертность после первого эпизода кровотечения составляет 30-50%. У 70% пациентов, переживших один эпизод кровотечения из варикозных вен пищевода, кровотечения возникают повторно.
Поэтому роль мед сестры при этом заболевании очень велика и неоценима . На мед сестру ложится большая ответственность по подготовке пациента к лабораторным и инструментальным методам исследования ,квалифицированно осуществлять уход за пациентом ,следить за соблюдением диеты пациентом ,выполнять все назначения врача.
Предмет изучения: сестринский уход за пациентом при циррозе печени.
Объект исследования: пациент.
Цель исследования: изучить, систематизировать и закрепить сестринский процесс при циррозе печени.
Задачи: 1. Изучить справочную литературу о данном заболевании, в том числе причины, факторы риска, клинику, диагностику, лечение и профилактику цирроза печени.
- 2. Проанализировать проблемы пациента.
- 3. Составить план ухода за пациентом.
- 4. Разработать рекомендации по уходу и диетотерапии для пациента с циррозом печени.
Цирроз печени — многофакторное прогрессирующее заболевание печени, характеризующееся значительным уменьшением количества функционирующих гепатоцитов клеток печени, нарастающим фиброзом (замещением соединительной тканью). Вследствие гибели печеночных клеток под действием различных повреждающих факторов нормальная ткань печени замещается фиброзной с формированием узлов и перестройкой всей структуры печени. Нарушение структуры печени приводит к нарушению всех ее функций.
Источник
Îïèñàíèå èññëåäóåìîãî çàáîëåâàíèÿ. Ïðè÷èíû âîçíèêíîâåíèÿ, îñíîâíûå ïðîÿâëåíèÿ öèððîçà ïå÷åíè. Ñåñòðèíñêèé ïðîöåññ è ïðîáëåìû ïàöèåíòîâ. Ñáîð èíôîðìàöèè ïðè ïåðâè÷íîì îáñëåäîâàíèè. Äèàãíîñòèêà çàáîëåâàíèÿ. Ëå÷åíèå, äèåòà, îñëîæíåíèÿ, ïðîãíîç, ïðîôèëàêòèêà.
Ñòóäåíòû, àñïèðàíòû, ìîëîäûå ó÷åíûå, èñïîëüçóþùèå áàçó çíàíèé â ñâîåé ó÷åáå è ðàáîòå, áóäóò âàì î÷åíü áëàãîäàðíû.
Ðàçìåùåíî íà https://www.allbest.ru/
ÌÈÍÈÑÒÅÐÑÒÂÎ ÇÄÐÀÂÎÎÕÐÀÍÅÍÈß ÐÔ
Ôåäåðàëüíîå ìåäèêî-áèîëîãè÷åñêîå àãåíòñòâî (ÔÌÁÀ Ðîññèè)
Ôåäåðàëüíîå ãîñóäàðñòâåííîå áþäæåòíîå îáðàçîâàòåëüíîå ó÷ðåæäåíèå
Äîïîëíèòåëüíîãî ïðîôåññèîíàëüíîãî îáðàçîâàíèÿ «Îáíèíñêèé öåíòð ïîâûøåíèÿ êâàëèôèêàöèè è ïåðåïîäãîòîâêè ñïåöèàëèñòîâ ñî ñðåäíèì ìåäèöèíñêèì è ôàðìàöåâòè÷åñêèì îáðàçîâàíèåì» ÔÃÁÎÓ ÄÏÎ ÔÌÁÀ Ðîññèè
Ðåôåðàò:
Öèêë «Ñåñòðèíñêîå äåëî â õèðóðãèè»
«Ñåñòðèíñêèé ïðîöåññïðè öèððîçàõ ïå÷åíè.Äèàãíîñòèêà, ëå÷åíèå»
Îáíèíñê — 2016
Öèððîç ïå÷åíè — õðîíè÷åñêîå ïðîãðåññèðóþùåå çàáîëåâàíèå, õàðàêòåðèçóþùååñÿ äèñòðîôèåé è íåêðîçîì ïå÷åíî÷íîé òêàíè, ïðèçíàêàìè ïå÷åíî÷íîé íåäîñòàòî÷íîñòè è ïîðòàëüíîé ãèïåðòåíçèè, ñîïðîâîæäàþùååñÿ ðàçðàñòàíèåì ñîåäèíèòåëüíîé òêàíè è ãëóáîêèìè íàðóøåíèÿìè ñòðóêòóðû è ôóíêöèè ïå÷åíè.
Ïðè÷èíû âîçíèêíîâåíèÿ öèððîçà ïå÷åíè
Îñíîâíûìè ôàêòîðàìè ðèñêà ðàçâèòèÿ öèððîçà ïðèíÿòî ñ÷èòàòü:
1. Õðîíè÷åñêèå âèðóñíûå ãåïàòèòû Â, Ñ.
2. Çëîóïîòðåáëåíèå àëêîãîëåì.
3. Ãåïàòîòðîïíûå ëåêàðñòâà.
4. Òîêñè÷åñêîå âîçäåéñòâèå ïðîìûøëåííûõ ÿäîâ, ëåêàðñòâåííûõ ñðåäñòâ (ìåòîòðåêñàò, èçîíèàçèä è äð.), ìèêîòîêñèíîâ è äð.
5. Äëèòåëüíîå ïîðàæåíèå æåë÷íûõ ïóòåé.
6. Âåíîçíûé çàñòîé â ïå÷åíè, ñâÿçàííûé ñ äëèòåëüíîé è òÿæåëîé ñåðäå÷íîé íåäîñòàòî÷íîñòüþ.
7. Íàñëåäñòâåííûå áîëåçíè —ãåìîõðîìàòîç, ãåïàòîöåðåáðàëüíàÿ äèñòðîôèÿ, íåäîñòàòî÷íîñòü aëüôà-îäèí-àíòèòðèïñèíà, ãàëàêòîçåìèÿ, ãëèêîãåíîç è äð.
Ïðîÿâëåíèÿ öèððîçà ïå÷åíè
Æàëîáû íà ñëàáîñòü, ïîâûøåííóþ óòîìëÿåìîñòü, ñíèæåíèå ðàáîòîñïîñîáíîñòè è àïïåòèòà, äèñïåïòè÷åñêèå ðàññòðîéñòâà (òîøíîòó, ðâîòó, ãîðå÷ü âî ðòó, îòðûæêó, íåïåðåíîñèìîñòü æèðíîé ïèùè, àëêîãîëÿ).
Õàðàêòåðíû ÷óâñòâî òÿæåñòè èëè áîëè â æèâîòå, ïðåèìóùåñòâåííî â ïðàâîì ïîäðåáåðüå è ïîäëîæå÷íîé îáëàñòè. Ñðåäè ïðèçíàêîâ öèððîçà ïå÷åíè çíà÷åíèå èìåþò òàê íàçûâàåìûå «ïå÷åíî÷íûå çíàêè: «ñîñóäèñòûå çâåçäî÷êè» (òåëåàíãèîýêòàçèè), ýðèòåìà ëàäîíåé («ïå÷åíî÷íûå ëàäîíè»), «ëàêîâûé» ìàëèíîâîãî öâåòà ÿçûê. Èç-çà õîëåñòàçà âèäíû òåìíàÿ ìî÷à è ñâåòëîãî öâåòà êàë.
Íåðåäêî íàáëþäàþòñÿ êðîâîèçëèÿíèÿ â êîæó, à òàêæå ïîâûøåííàÿ êðîâîòî÷èâîñòü ñëèçèñòûõ îáîëî÷åê.
Îòìå÷àþòñÿ êîæíûé çóä, áîëè â ñóñòàâàõ, óìåíüøåíèÿ âîëîñÿíîãî ïîêðîâà â îáëàñòè ïîäìûøå÷íûõ âïàäèí è ëîáêà, ñíèæåíèÿ ïîëîâîãî âëå÷åíèÿ. Òåìïåðàòóðà òåëà ïîâûøàåòñÿ óìåðåííî èëè îñòàåòñÿ â ïðåäåëàõ íîðìû.
×àñòî íàáëþäàåòñÿ àñòåíè÷åñêèé ñèíäðîì, ïðîÿâëÿþùèéñÿ ñëàáîñòüþ, ïîâûøåííîé óòîìëÿåìîñòüþ, ðàçäðàæèòåëüíîñòüþ, ñëåçëèâîñòüþ, íåóñòîé÷èâîñòüþ íàñòðîåíèÿ. Áîëüíûå âïå÷àòëèòåëüíû, ÷àñòî îáèä÷èâû, ïðèäèð÷èâû, ïîäîçðèòåëüíû, ñêëîííû ê èñòåðè÷åñêèì ðåàêöèÿì. Õàðàêòåðíû íàðóøåíèå ñíà — áåññîííèöà íî÷üþ, ñîíëèâîñòü äíåì.
Òå÷åíèå öèððîçà ïå÷åíè áûâàþò âûçâàíû ïðîñòóäíûìè çàáîëåâàíèÿìè, íàðóøåíèåì ðåæèìà, óïîòðåáëåíèåì àëêîãîëÿ.
Ñåñòðèíñêèé ïðîöåññ ïðè öèððîçå ïå÷åíè
Ïðîáëåìû ïàöèåíòîâ:
À. Ñóùåñòâóþùèå (íàñòîÿùèå):
— áîëè â ïðàâîì ïîäðåáåðüå; òîøíîòà, ãîðå÷ü âî ðòó;
— ìåòåîðèçì;
— ñíèæåíèå àïïåòèòà;
— êîæíûé çóä;
— óâåëè÷åíèå æèâîòà (èç-çà àñöèòà);
— îëèãóðèÿ;
— ñëàáîñòü, áûñòðàÿ óòîìëÿåìîñòü;
— íàðóøåíèå ñíà;
— ðàçäðàæèòåëüíîñòü;
— íåîáõîäèìîñòü ïîñòîÿííî ïðèíèìàòü ëåêàðñòâåííûå ïðåïàðàòû;
— íåäîñòàòîê èíôîðìàöèè î çàáîëåâàíèè; íåîáõîäèìîñòü îòêàçà îò ïðèåìà àëêîãîëÿ;
— äåôèöèò ñàìîóõîäà.
Á. Ïîòåíöèàëüíûå:
— ðèñê ðàçâèòèÿ êðîâîòå÷åíèé èç âåí ïèùåâîäà, ãåìîððîèäàëüíûõ âåí;
— ðèñê ðàçâèòèÿ ïå÷åíî÷íîé êîìû; âîçìîæíîñòü èíâàëèäèçàöèè.
Ñáîð èíôîðìàöèè ïðè ïåðâè÷íîì îáñëåäîâàíèè
À. Ðàññïðîñ ïàöèåíòà î:
— ïåðåíåñåííûõ ðàíåå çàáîëåâàíèÿõ (ãåïàòèò, çàáîëåâàíèÿ æåë÷åâûâîäÿùèõ ïóòåé);
— îòíîøåíèè ïàöèåíòà ê àëêîãîëþ;
— îñîáåííîñòÿõ ïèòàíèÿ;
— ïðîôåññèîíàëüíîé äåÿòåëüíîñòè (êîíòàêò ñ ãåïàòîòðîïíûìè ÿäàìè);
— ïðèåìå ãåïàòîòðîïíûõ ëåêàðñòâåííûõ ïðåïàðàòîâ;
— àëëåðãè÷åñêèõ ðåàêöèÿõ íà ëåêàðñòâà, ïðîäóêòû ïèòàíèÿ è ïð.;
— äëèòåëüíîñòè çàáîëåâàíèÿ, ÷àñòîòå îáîñòðåíèé;
— íàáëþäåíèè ãàñòðîýíòåðîëîãîì, ðåãóëÿðíîñòè îáñëåäîâàíèÿ (äàòû ðåçóëüòàòîâ ïîñëåäíèõ áèîõèìè÷åñêèõ àíàëèçîâ êðîâè ÀËT,ACT, áåëêîâûå ôðàêöèè êðîâè; îñàäî÷íûå ïðîáû, ÓÇÈ, ñêàíèðîâàíèÿ ïå÷åíè);
— ïðèåìå ëåêàðñòâåííûõ ïðåïàðàòîâ (íàçâàíèå ïðåïàðàòà, äîçà, ðåãóëÿðíîñòü ïðèåìà, ïåðåíîñèìîñòü);
— æàëîáàõ ïàöèåíòà â ìîìåíò îñìîòðà.
Á. Îñìîòð ïàöèåíòà:
— ñîñòîÿíèå êîæíûõ ïîêðîâîâ è ñëèçèñòûõ; öâåò (íàëè÷èå æåëòóõè èëè èêòåðè÷íîñòè). öâåò ëàäîíåé, íàëè÷èå ðàñ÷åñîâ, «ñîñóäèñòûõ çâåçäî÷åê», ðàñøèðåííûõ âåí íà ïåðåäíåé áðþøíîé ñòåíêå;
— ìàññà òåëà ïàöèåíòà;
— èçìåðåíèå òåìïåðàòóðû òåëà; èññëåäîâàíèå ïóëüñà;
— èçìåðåíèå àðòåðèàëüíîãî äàâëåíèÿ;
— îöåíèòü ðàçìåðû æèâîòà (íàëè÷èå àñöèòà);
— ïîâåðõíîñòíàÿ ïàëüïàöèÿ æèâîòà.
Ñåñòðèíñêèå âìåøàòåëüñòâà, âêëþ÷àÿ ðàáîòó ñ ñåìüåé ïàöèåíòà
1. Ïðîâåñòè áåñåäó ñ ïàöèåíòîì è åãî áëèçêèìè î íåîáõîäèìîñòè ñòðîãî ñîáëþäàòü äèåòó ñ îãðàíè÷åíèåì æèâîòíûõ æèðîâ è äîñòàòî÷íûì êîëè÷åñòâîì áåëêîâ, óãëåâîäîâ è âèòàìèíîâ. Èñêëþ÷èòü îñòðûå, æàðåíûå, ìàðèíîâàííûå áëþäà, ñïåöèè. Ïðè àñöèòå îãðàíè÷èòü óïîòðåáëåíèå ñîëè è æèäêîñòè. Ðåæèì ïèòàíèÿ — 4-5 ðàç â ñóòêè.
2. Îáåñïå÷èòü ïàöèåíòó ïîëóïîñòåëüíûé ðåæèì.
3. Óáåäèòü ïàöèåíòà â íåîáõîäèìîñòè îòêàçà îò àëêîãîëÿ.
4. Îêàçûâàòü ïîìîùü ïðè ðâîòå, ìåòåîðèçìå.
5. Îñóùåñòâëÿòü óõîä çà êîæåé.
6. Èíôîðìèðîâàòü ïàöèåíòà î ìåäèêàìåíòîçíîì ëå÷åíèè (ëåêàðñòâåííûõ ïðåïàðàòàõ, èõ äîçå, ïðàâèëàõ ïðèåìà, ïîáî÷íûõ ýôôåêòàõ, ïåðåíîñèìîñòè).
7. Óáåäèòü ïàöèåíòà â íåîáõîäèìîñòè ñîáëþäåíèÿ äèåòû, ðåæèìà ïèòàíèÿ, ïðèåìà ëåêàðñòâåííûõ ïðåïàðàòîâ.
8. Îáåñïå÷èòü ïàöèåíòó ïîëíîöåííûé ñîí.
9. Îñóùåñòâëÿòü êîíòðîëü çà:
— ñîáëþäåíèåì ïàöèåíòîì äèåòû, ðåæèìà ïèòàíèÿ, ïîëóïîñòåëüíîãî ðåæèìà;
— ïåðåäà÷àìè ïàöèåíòó;
— ðåãóëÿðíûì ïðèåìîì ëåêàðñòâåííûõ ñðåäñòâ:
— ñóòî÷íûì äèóðåçîì;
— ìàññîé òåëà;
— ñîñòîÿíèåì êîæíûõ ïîêðîâîâ;
— ñèìïòîìàìè êðîâîòå÷åíèÿ (ïóëüñîì è àðòåðèàëüíûì äàâëåíèåì).
10. Îêàçûâàòü ïåðâóþ ïîìîùü ïðè êðîâîòå÷åíèè.
11. Ïîäãîòîâêà ïàöèåíòà ê áèîõèìè÷åñêèì èññëåäîâàíèÿì êðîâè, àíàëèçó êàëà íà êîïðîãðàììó è àíàëèçó ìî÷è.
12. Ïîäãîòîâêà ïàöèåíòà ê ÓÇÈ îðãàíîâ áðþøíîé ïîëîñòè, õîëåöèñòîãðàôèè, ñêàíèðîâàíèþ ïå÷åíè. Åñëè ïðè÷èíîé öèððîçà ïå÷åíè ÿâèëñÿ ãåïàòèò, òî íåîáõîäèìî ñòðîãî ñîáëþäàòü ñàíýïèäðåæèì:
— Áîëüíîé äîëæåí ïîìåùàòüñÿ â îòäåëüíóþ ïàëàòó.
— Îáåñïå÷èòü ïàöèåíòà îòäåëüíûìè ïðåäìåòàìè óõîäà è ïîñóäîé.
— Îòäåëüíî ïðîâîäèòü îáñëåäîâàíèå ýòîé ãðóïïû ïàöèåíòîâ.
— Îòäåëüíî ïðîâîäèòü ïðîöåäóðû, èñïîëüçóÿ îäíîðàçîâûé èíñòðóìåíòàðèé, äåçèíôèöèðîâàòü êàë.
Äèàãíîñòèêà
Äèàãíîç öèððîçà ïå÷åíè íà ðàííèõ ñòàäèÿõ ïðåäñòàâëÿåò çíà÷èòåëüíûå òðóäíîñòè, ïîñêîëüêó çàáîëåâàíèå ðàçâèâàåòñÿ ïîñòåïåííî è âíà÷àëå íå èìååò âûðàæåííûõ ïðîÿâëåíèé.
Ñóùåñòâåííîå çíà÷åíèå â ðàñïîçíàâàíèè öèððîçà ïå÷åíè èìåþò óëüòðàçâóêîâûå, ðåíòãåíîëîãè÷åñêèå è ðàäèîíóêëèäíûå ìåòîäû èññëåäîâàíèÿ. Äîâîëüíî òî÷íóþ èíôîðìàöèþ î ñîñòîÿíèè ïå÷åíè ïðè öèððîçå ìîæíî ïîëó÷èòü ñ ïîìîùüþ êîìïüþòåðíîé òîìîãðàôèè.
Ðàäèîíóêëèäíîå èññëåäîâàíèå ïå÷åíè — ñöèíòèãðàôèÿ ïî ñâîåé èíôîðìàòèâíîñòè óñòóïàåò óëüòðàçâóêîâîìó èññëåäîâàíèþ è êîìïüþòåðíîé òîìîãðàôèè, îäíàêî â îòëè÷èå îò íèõ îíà ïîçâîëÿåò îöåíèòü òàêæå ôóíêöèþ îðãàíà.
Ðåøàþùåå â äèàãíîñòèêå öèððîçà çíà÷åíèå èìååò èññëåäîâàíèå òêàíè ïå÷åíè, ïîëó÷åííîé ïðè ïóíêöèîííîé áèîïñèè — ñëåïîé èëè ïðèöåëüíîé, ïðîâîäèìîé ïîä êîíòðîëåì óëüòðàçâóêà èëè ïðè ëàïàðîñêîïèè.
Ëå÷åíèå öèððîçà ïå÷åíè
Îãðàíè÷èâàþò ïñèõè÷åñêèå è ôèçè÷åñêèå íàãðóçêè. Ïðè îáùåì õîðîøåì ñîñòîÿíèè ðåêîìåíäóþòñÿ ëå÷åáíàÿ õîäüáà, ëå÷åáíàÿ ãèìíàñòèêà. Æåíùèíû ñ àêòèâíûì öèððîçîì ïå÷åíè äîëæíû èçáåãàòü áåðåìåííîñòè.
Êîìïåíñèðîâàííûé íåàêòèâíûé öèððîç ïå÷åíè ìåäèêàìåíòîçíîãî ëå÷åíèÿ, êàê ïðàâèëî, íå òðåáóåò. Êðîìå òîãî, ñëåäóåò âîîáùå ìàêñèìàëüíî îãðàíè÷èòü ïðèåì ëåêàðñòâåííûõ ñðåäñòâ, îñîáåííî óñïîêàèâàþùèõ.
Ïðè ñóá- è äåêîìïåíñèðîâàííîé ôîðìàõ âûáîð ëåêàðñòâåííîé òåðàïèè îïðåäåëÿåòñÿ õàðàêòåðîì îñíîâíûõ ïðîÿâëåíèé çàáîëåâàíèÿ.  ñëó÷àå íèçêîãî ñîäåðæàíèÿ áåëêà â êðîâè íàçíà÷àþò àíàáîëè÷åñêèå ñòåðîèäû, ïåðåëèâàíèÿ ðàñòâîðà àëüáóìèíà è ïëàçìû. Íàëè÷èå àíåìèè ÿâëÿåòñÿ ïîêàçàíèåì ê íàçíà÷åíèþ ïðåïàðàòîâ æåëåçà. Ïðè îòåêàõ è àñöèäå îãðàíè÷èâàþò ïðèåì æèäêîñòè, èñêëþ÷àþò èç ðàöèîíà ïîâàðåííóþ ñîëü, íàçíà÷àþò ìî÷åãîííûå ñðåäñòâà (ãèïîòèàçèä, ôóðîñåìèä) â ñî÷åòàíèè ñ àíòàãîíèñòàìè àëüäîñòåðîíà (ñïèðîíîëàêòîíîì). Ïàðàöåíòåç ïðîèçâîäÿò ïî æèçíåííûì ïîêàçàíèÿì, âûïóñêàÿ îäíîìîìåíòíî íå áîëåå 3 ë æèäêîñòè.
Ïðèìåíÿþò òàêæå òàê íàçûâàåìûå ãåïàòîïðîòåêòîðû — âèòàìèíû ãðóïïû Â, îðîòîâóþ êèñëîòó, ýêñòðàêòû è ãèäðîëèçàòû ïå÷åíè, ñèëèáèíèí (ëåãàëåí), ýññåíöèàëå è äð.
 ñëó÷àå àêòèâíîñòè ïðîöåññà èñïîëüçóþò òå æå ñðåäñòâà, ÷òî è ïðè õðîíè÷åñêîì àêòèâíîì ãåïàòèòå, îñíîâíûìè èç íèõ ÿâëÿþòñÿ ãîðìîíû (ïðåäíèçîëîí) è èììóíîäåïðåññàíòû (àçàòèîïðèí è äð.). Èõ ýôôåêòèâíîñòü íàõîäèòñÿ â îáðàòíîé çàâèñèìîñòè îò ãëóáèíû ñòðóêòóðíîé ïåðåñòðîéêè òêàíè ïå÷åíè è â äàëåêî çàøåäøèõ ñòàäèÿõ öèððîçà ïå÷åíè áëèçêà ê íóëþ.
Äëÿ ïðåäóïðåæäåíèÿ èíôåêöèé âñåì áîëüíûì ñ öèððîçîì ïå÷åíè ïðè ëþáûõ âìåøàòåëüñòâàõ (óäàëåíèè çóáà, ïàðàöåíòåçå, ðåêòîðîìàíîñêîïèè è äð.) ïðîôèëàêòè÷åñêè íàçíà÷àþò àíòèáèîòèêè. Àíòèáàêòåðèàëüíàÿ òåðàïèÿ ïîêàçàíà òàêæå äàæå ïðè ëåãêèõ èíôåêöèîííûõ ïðîöåññàõ.
Îáùèå ñîâåòû áîëüíûì öèððîçîì ïå÷åíè
1.Îòäûõàéòå, êàê òîëüêî ïî÷óâñòâóåòå óñòàëîñòü.
2.Íå ïîäíèìàéòå òÿæåñòè (ýòî ìîæåò ñïðîâîöèðîâàòü æåëóäî÷íî-êèøå÷íîå êðîâîòå÷åíèå)
3.Äîáèâàéòåñü ÷àñòîòû ñòóëà 1-2 ðàçà â äåíü. Áîëüíûì öèððîçîì ïå÷åíè äëÿ íîðìàëèçàöèè ðàáîòû êèøå÷íèêà è ñîñòàâà êèøå÷íîé ôëîðû â ïîëüçó «ïîëåçíûõ» áàêòåðèé ðåêîìåíäóåòñÿ ïðèíèìàòü ëàêòóëîçó (äþôàëàê). Äþôàëàê íàçíà÷àþò â òîé äîçå, êîòîðàÿ âûçûâàåò ìÿãêèé, ïîëóîôîðìëåííûé ñòóë 1-2 ðàçà â äåíü. Äîçà êîëåáëåòñÿ îò 1-3 ÷àéíûõ ëîæåê äî 1-3 ñòîëîâûõ ëîæåê â ñóòêè, ïîäáèðàåòñÿ èíäèâèäóàëüíî. Ó ïðåïàðàòà íåò ïðîòèâîïîêàçàíèé, åãî ìîæíî ïðèíèìàòü äàæå ìàëåíüêèì äåòÿì è áåðåìåííûì æåíùèíàì.
4.Äëÿ óëó÷øåíèÿ ïèùåâàðåíèÿ áîëüíûì íàçíà÷àþò ïîëèôåðìåíòíûå ïðåïàðàòû. Ïðè çàäåðæêå æèäêîñòè â îðãàíèçìå (îòåêè, àñöèò) íåîáõîäèìî îãðàíè÷èòü ïðèåì ïîâàðåííîé ñîëè äî 0,5ã â ñóòêè, æèäêîñòè — äî 1000-1500ìë â ñóòêè.
5.Åæåäíåâíî èçìåðÿéòå âåñ òåëà, îáúåì æèâîòà íà óðîâíå ïóïêà (óâåëè÷åíèå â îáúåìå æèâîòà è âåñà òåëà ãîâîðèò î çàäåðæêå æèäêîñòè);
6.Åæåäíåâíî ñ÷èòàéòå áàëàíñ æèäêîñòè çà ñóòêè (äèóðåç): ïîäñ÷èòûâàòü îáúåì âñåé ïðèíèìàåìîé âíóòðü æèäêîñòè (÷àé, êîôå, âîäà, ñóï, ôðóêòû è ò.ä.) è ïîäñ÷èòûâàòü âñþ æèäêîñòü, âûäåëÿåìóþ ïðè ìî÷åèñïóñêàíèè. Êîëè÷åñòâî âûäåëÿåìîé æèäêîñòè äîëæíî áûòü ïðèìåðíî íà 200-300 ìë áîëüøå, ÷åì êîëè÷åñòâî ïðèíÿòîé æèäêîñòè.
7.Äëÿ êîíòðîëÿ ñòåïåíè ïîðàæåíèÿ íåðâíîé ñèñòåìû ðåêîìåíäóåòñÿ èñïîëüçîâàòü ïðîñòîé òåñò ñ ïî÷åðêîì: êàæäûé äåíü çàïèñûâàéòå êîðîòêóþ ôðàçó, íàïðèìåð, «Äîáðîå óòðî» â ñïåöèàëüíóþ òåòðàäü. Ïîêàçûâàéòå ñâîþ òåòðàäü ðîäñòâåííèêàì — ïðè èçìåíåíèè ïî÷åðêà îáðàòèòåñü ê ëå÷àùåìó âðà÷ó.
Äèåòà
Èñêëþ÷àþòñÿ èç ïèòàíèÿ:
ìèíåðàëüíûå âîäû, ñîäåðæàùèå íàòðèé;
àëêîãîëü;
ñîëü
ïðîäóêòû, ñîäåðæàùèå ïåêàðíûé ïîðîøîê è ïèòüåâóþ ñîäó.
ñîëåíüÿ, îëèâêè, âåò÷èíà, áåêîí, ñîëîíèíà, ÿçûêè, óñòðèöû, ìèäèè, ñåëüäü, ðûáíûå è ìÿñíûå êîíñåðâû, ðûáíûé è ìÿñíîé ïàøòåò, êîëáàñà, ìàéîíåç, ðàçëè÷íûå áàíî÷íûå ñîóñû è âñå âèäû ñûðîâ, ìîðîæåíîå.
Ðàçðåøàåòñÿ:
Ãîâÿäèíà, ìÿñî äîìàøíåé ïòèöû, êðîëèêà èëè ðûáû è îäíî ÿéöî â ñóòêè.
Ìîëîêî îãðàíè÷èâàåòñÿ äî 1 ñòàêàíà â ñóòêè. Íåæèðíàÿ ñìåòàíà.
Âàðåíûé ðèñ (áåç ñîëè).
Ëþáûå îâîùè è ôðóêòû â ñâåæåì âèäå èëè â âèäå áëþä, ïðèãîòîâëåííûõ â äîìàøíèõ óñëîâèÿõ.
Îñëîæíåíèÿ
1.Ïå÷¸íî÷íàÿ êîìà
2. Êðîâîòå÷åíèå èç âàðèêîçíî-ðàñøèðåííûõ âåí ïèùåâîäà
3. Òðîìáîç â ñèñòåìå âîðîòíîé âåíû
4. Ãåïàòîðåíàëüíûé ñèíäðîì
5. ôîðìèðîâàíèå ðàêà ïå÷åíè
6.èíôåêöèîííûå îñëîæíåíèÿ — ïíåâìîíèè,, «ñïîíòàííûé»ïåðåòîíèò ïðè àñöèòå, ñåïñèñ.
Ïðîãíîç
Ïðîäîëæèòåëüíîñòü æèçíè ïðè öèððîçå ïå÷åíè çàâèñèò îò ñòåïåíè êîìïåíñàöèè ïðîöåññà. Ïðèìåðíî ïîëîâèíà áîëüíûõ ñ êîìïåíñèðîâàííûì (â ìîìåíò óñòàíîâëåíèÿ äèàãíîçà) öèððîçîì æèâåò áîëåå 7 ëåò.
Ïðè äåêîìïåíñèðîâàííîì öèððîçå ÷åðåç 3 ãîäà îñòàåòñÿ â æèâûõ 11—41%. Ïðè ðàçâèòèè àñöèòà ëèøü ÷åòâåðòàÿ ÷àñòü áîëüíûõ ïåðåæèâàåò 3 ãîäà. Åùå áîëåå íåáëàãîïðèÿòíûé ïðîãíîç èìååò öèððîç, ñîïðîâîæäàþùèéñÿ ïîðàæåíèåì íåðâíîé ñèñòåìû, ïðè êîòîðîé áîëüíûå â áîëüøèíñòâå ñëó÷àåâ óìèðàþò â òå÷åíèå ãîäà.
Îñíîâíûå ïðè÷èíû ñìåðòè — ïå÷åíî÷íàÿ êîìà è êðîâîòå÷åíèå èç âåðõíèõ îòäåëîâ æåëóäî÷íî-êèøå÷íîãî òðàêòà. Áîëüíûå öèððîçîì ïå÷åíè îãðàíè÷åííî òðóäîñïîñîáíû (èíâàëèäíîñòü III ãðóïïû), à ïðè äåêîìïåíñèðîâàííîì öèððîçå, àêòèâíûõ ôîðìàõ çàáîëåâàíèÿ è ïðè ïðèñîåäèíåíèè îñëîæíåíèé — íåòðóäîñïîñîáíû (èíâàëèäíîñòü II è I ãðóïïû).
Ïðîôèëàêòèêà
Ïðîôèëàêòèêà çàêëþ÷àåòñÿ â ïðåäóïðåæäåíèè è ñâîåâðåìåííîì ëå÷åíèè çàáîëåâàíèé, ïðèâîäÿùèõ ê öèððîçó ïå÷åíè (â ïåðâóþ î÷åðåäü àëêîãîëèçìà è âèðóñíûõ ãåïàòèòîâ).
Ñïèñîê èñïîëüçîâàííûõ èñòî÷íèêîâ
öèððîç ïå÷åíü ñåñòðèíñêèé ëå÷åíèå
1.Ãàðáóçåíêî Ä. Â. Ãåìîäèíàìè÷åñêèå íàðóøåíèÿ ïðè öèððîçå ïå÷åíè
2.Øåðëîê Ø., Äóëè Äæ. Çàáîëåâàíèÿ ïå÷åíè è æ¸ë÷íûõ ïóòåé.
3. Å. Ì. Êëèìîâà, È. À. Âîòÿêîâà, È. À. Êðèâöîâà. Áîëåçíè ïå÷åíè.
Ðàçìåùåíî íà Allbest.ru
Источник