Методическая разработка практического занятия по кишечным инфекциям

«Утверждаю»

«__ «»_____ «2008г

Зав. кафедрой детских инфекций профессор

Методическая разработка практического занятия по теме: «Кишечные инфекции, вызванные условно-патогенными бактериями»

Оренбург — 2008г.

1.Тема практического занятия:» Кишечные инфекции, вызванные условно-патогенными бактериями.»

Наименование цикла: кишечные инфекции.

Контингент: студенты 6-го курса педиатрического факультета. Продолжительность практического занятия: 6 часов.

2.Цель занятия: изучение студентами этиологии, эпидемиологии, патогенеза, клиники и диагностики кишечных инфекций, вызванных условно-патогенными бактериями; основные принципы лечения.

3.Методика проведения теоретической части занятия.

3.1Контроль дисциплины.

3.2Формулировка темы и цели занятия.

3.3Обсуждение вопросов, возникших у студентов при подготовке к занятию.

3.4Контроль СРС ВУВ.

3.5 Входной тестовый контроль знаний студентов.

Тесты исходного контроля.

1 .Какие из перечисленных ниже возбудителей относятся к УПБ: а)сальмонелла; б)хламидия; в)клебсиелла; г)протей;

д)синегнойная палочка.

Ответ: в, г, д.

2. Дети каких возрастов наиболее подвержены кишечным инфекциям, вызванных УПБ:

а)7 — 8 лет;

б)старше 14 лет;

в)от 0 до 3-х мес;

г) 12 мес;

д)все перечисленные.

Ответ: в.

З. К факторам противоинфекционной защиты грудного молока относятся: а)секреторный 1% А; б)лактоферрин; в)лизоцим; г)бифидо-фактор; д)все перечисленные.

Ответ: д.

4.Какие из перечисленных путей инфицирования наиболее характерны для кишечных инфекций, вызванных УПБ:

а)воздушно-капельный;

б)пищевой;

в)контактно-бытовой;

г)инвазивный;

д)все перечисленные.

Ответ: б, в.

5.К какой группе микроорганизмов относятся возбудители УПБ: а)вирусы; б)простейшие; в)грибы;

г)бактерии; д)микоплазма. Ответ: г.

б. Какие клинические симптомы характерны для кишечных инфекций, вызванных УПБ:

а)интоксикация;

б)нарушение гемодинамики;

в)диарея;

г)гиперестезия;

д)гипертермия.

Ответ: а,-б, в.

7.Факторы, способствующие развитию кишечных инфекций, вызванных УПБ: а)гипотрофия; б)незрелость к сроку; в)недоношенность; г)эмбриофетопатия; д)эндокринопатия.

Ответ: а, б, в, г, д.

8.Какие из перечисленных свойств наиболее характерны для облигатной нкрофлоры:

а)стимуляция перестальтики; б)синтез органических кислот; в)создание щелочной рН кишечника; г)синтез витаминов; д)иммуностимуляция.

Ответ: а, б, г, д.

9.Что из перечисленного ниже характерно в OAK при кишечной инфекции, зызванной УПБ:

а)нормоцитоз;

б)лейкоцитоз с нейтрофильным сдвигом влево; в)моноцитоз;

г)умеренно ускоренная СОЭ; д)все перечисленное.

Ответ: д.

10.Какие из перечисленных методов используются для диагностики кишечных инфекций, вызванных УПБ:

а)серологический;

б)бактериологический;

в)иммуноферментный;

г)бактериоскопический;

д)морфологический.

Ответ: а, б, в.

11 .Признаки, характерные для протея:

а)грам-отрицательная палочка;

б)образование эндотоксина, гемолизина, лейкоцидина, гиалуронидазы, фибринолизина;

в)устойчивость во внешней среде; г)малая чувствительность к фенолу, фуроциллину; д)все перечисленное.

Ответ: д.

12.Что из перечисленного ниже характерно для возбудителя клебсиеллезной инфекции:

а)грам-положительная неподвижная капсульная палочка; б)образование эндотоксина, термостабильного экзотоксина; в)устойчивость во внешней среде; г)могут обнаруживаться на руках медперсонала; д)способны размножаться в условиях холодильника. Ответ: б, в, г, д.

13.Что из перечисленного ниже характерно для возбудителя цитробактерной инфекции:

а)грам-отрицательная палочка;

б)образование эндотоксина;

в)передача возбудителя пищевым путем (мясо, молоко, птица); г)заражение от домашних животных; д)все перечисленное.

Ответ: д.

14.Что из перечисленного ниже характерно для возбудителя синегнойной инфекции:

а)грам-положительная палочка;

б)облигатный аэроб;

в)продуцирование зеленого и синего пигмента; г)продуцирование гликокаликса; д)высокая токсичность.

Ответ: б, в, г, д.

15.Что из перечисленного ниже характерно для кампилобактериоза: а)грам-отрицательные мелкие вибрионы; б)вызывают заболевания у ослабленных людей;

в)заболевают дети до 2 лет, находящиеся на искусственном вскармливании;

г)микст-инфекция; д)все перечисленное.

Ответ: д.

16.Какие из перечисленных направлений характерны в лечении кишечных инфекций, вызванных УПБ:

а)воздействие на возбудителя;

б)иммунотерапия;

в)санация пиемических очагов;

г)лечение патофизиологических синдромов (ДВС, септический шок); д)все перечисленное.

Ответ: а, б, г.

17.Каковы основные задачи инфузионной терапии при лечении кишечных инфекций, вызванных УПБ:

а)улучшение реологических свойств крови;

б)устранение дегидратации тканей;

в)восстановление КОС;

г)нормализация электролитного обмена;

д)устранение нарушений газообмена и гипоксии. Ответ: а, б, в, г.

3.6 Теоретический разбор материала.

—  Этиология, эпидемиология.

—  Патогенез.

—  Клиническая картина

—  Диагностика.

Читайте также:  Консультация для родителей кишечная инфекция летом

—  Лечение.

—  Профилактика.

4.Методика проведения практической части занятия.

4.1  Работа в палате с тематическим больным под контролем преподавателя.

4.2  Обсуждение результатов, полученных при сборе анамнеза, эпиданамнеза, объективных данных, обоснование предварительного диагноза, назначение плана обследования и лечения.

4.3 Решение ситуационных задач.

Задача № 1.

Ребенок 6 лет. Заболел остро, заболевание началось с разбитости, головной боли, озноба, тошноты, затем присоединилась повторная рвота, температура тела — пониженная. На фоне интоксикации появились схваткообразные боли в животе, в эпигастрии. Стул учащен, жидкий, водянистый, с прожилками слизи, крови. Печень и селезенка не увеличены. Язык обложен, влажный.

В OAK — лейкопения, относительная нейтропения при сдвиге влево, лимфоцитоз, СОЭ 25мм/час.

Задание.

1 .Поставить предварительный диагноз. 2.План обследования.

З. План лечения.

Задача № 2.

Мальчик от I беременности, рожден от женщины из группы высокого риска по развитию инфекционно-воспалительных заболеваний. Родился с признаками пренатальной гипотрофии, с оценкой по шкале Апгар 6 баллов, получал лечение в палате интенсивной терапии роддома. Поступил на 8-й день жизни в отделение патологии новорожденных в тяжелом состоянии. Выражены симптомы токсикоза с эксикозом. Кожные покровы серовато-бледные, тургор тканей снижен. Живот умеренно. Гепатоспленомегалия. Стул жидкий, водянистый зеленоватого цвета, пенистый. Болезненное отхождение газов. Стул до 10 раз в сутки, температура 38°С. Частота дыхания 60 в мин. При аускультации легких — ослабленное дыхание.

Задание.

1 .Поставить предварительный диагноз. 2.План обследования.

З. План лечения.

Задача № 3.

У ребенка 2-х лет через 2 часа после приема молока появились боли в животе, в эпигастрии, тошнота, слабость, неоднократная рвота. К концу первых суток появился жидкий стул до 5 раз без существенных патологических признаков. Урчание по ходу кишечника. Температура субфебрильная.

Задание.

1 .Поставьте предварительный диагноз. 2.План обследования. З. План лечения.

Задача № 4.

Ребенок, рожденный со сроком гестации 32 недели от матери с обострением пиелонефрита во время беременности, родился в асфиксии, ггроводилась ИВЛ в течение 2-х суток в палате интенсивной терапии, переведен в стационар в крайне тяжелом состоянии за счет токсикоза с эксикозом. Стул до 15 раз в сутки жидкий, зловонный, с большим количеством слизи, зелени, пгожилками крови. Температура субфебрильная.

Задание.

1 .Поставьте предварительный диагноз. 2.План обследования.

З. План лечения.

5 Методика оценки знаний студентов.

Итоговая оценка знаний и умений каждого студента складывается из сле — дующих оценок:

исходный тестовый контроль;

оценка за ответ на теоретической части занятия;

— оценка за ответ при клиническом разборе больного; оценка за самостоятельную работу с больным; оценка за решение ситуационных задач.

6. Методика организации самостоятельной работы студентов.

6.1 Формы самостоятельной работы студентов во внеучебное время.
Подготовка реферативного сообщения на практическом занятии.

Темы рефератов

I .Особенности течения кишечных инфекций, вызванных УПБ, у детей до 1 года.

2.0собенности кишечных инфекций, вызванных УПБ, на современном этапе. 3.Клинические особенности кишечных инфекций, вызванных отдельными составителями УПБ (клебсиелла, цитробактер, энтеробактер, протей, синегнойная палочка и др.).

4.Микроэкологические аспекты кишечных инфекций, вызванных УПБ. Написание истории болезни.

—  Приготовление учебных наглядных пособий (микротаблицы, слайды). Подготовка материала для участия в деловой игре.

Работа в приемном покое инфекционной больницы.

Работа с больными, оставленными под наблюдение дежурного врача.

6.2 Формы самостоятельной работы студентов в учебное время.
Курация тематических больных.

Работа в компьютерном классе. Решение ситуационных задач.

Интерпретация результатов лабораторных исследований. Письменное тестирование.

— Работа в процедурном кабинете.

7.Приложения.

План-хронокарта практического занятия по теме:»Кишечные инфекции, вызванные условно-патогенными бактериями».

П. П

Этапы

Содержание занятия

Цель

Время

1.

Вводное слово преподавате­ля.

Назвать тему, обосновать актуальность ее, поставить цель, дать план занятия, обсуждение вопросов, возникших у студентов.

Заинтересовать студентов, обратить внимание.

15 мин.

2

Контроль исходного уровня знаний.

Раздать тесты исходного контроля, выполнить их, определить исходный уровень знаний студентов.

Выявить

готовность группы к занятию.

20мин.

3

Теоретичес­кий разбор материала

Этиология, эпидемиология, пато­генез, классификация, диагностика.

Повысить уровень

теоретических

знаний.

30 мин

4

Перерыв

15 мин

5

Курация больных.

Каждый студент получает для курации 1 больного (ребенок в возрасте до 1 года) Кураторы производят: сбор анамнеза болезни, жизни, выявляют жалобы, данные эпидемиологического анамнеза, описывают статус, делают заключение о состоянии больного, отражают изменения основных проявлений болезни в динамике, намечают план обследования и лечения.

Обучение студентов практическим навыкам сбора эпидемиологическо го анамнеза, жизни, болезни, умению выявить основные клинические симптомы заболевания и принципам ранней диагностики.

90мин

6

Клинический разбор больных с теоретичес­ким обоснованием

Куратор докладывает больного, обсуждаются вопросы эпидемиологии, патогенеза, основные клинические синдромы, диагностика и дифференциальный диагноз. Обосновывается диагноз и намечается план обследования и лечения больного.

Закрепление теоретических знаний. Проверка умения

самостоятельной работы с больным, клинического мышления.

45 мин

7

Зачитывание реферата.

Заслушивается один или два реферата (темы рефератов прилагаются).

Углубление знаний по теме. Привитие навыков работы с литературой.

20мин

8

Заключитель­ный контроль.

Каждый студент получает ситуационную задачу и решает ее с последующей проверкой преподавателем.

Проверка усвоенных знаний.

ЗОмин

9

Заключитель­ное слово преподавате­ля.

Подводится итог занятию, оценивается работа студентов.

Оценка работы каждого студента и группы в целом.

5 мин

Читайте также:  Кишечные инфекции передающиеся через грязные руки

7.2  Материальное обеспечение: учебная комната, доска, таблицы, отделение стационара, слайдопроектор, слайды, микротаблицы, выписки из историй болезни, тесты.

7.3  Интеграция темы: «Кишечные инфекции, вызванные условно-патогенными бактериями».

Вопросы, обсуждаемые на кафедре детских инфекций.

Интеграция вопросов на других кафедрах.

I. Этиология, эпидемиология кишечных инфекций, вызванных УПБ.

2-Патогенез.

3 Клинические формы, классификация.

Осложнения.

Л абораторная диагностика.

Дифференциальный диагноз.

Принципы лечения.

Профилактика кишечных инфекций, вызванных УПБ.

Кафедра анатомии:

Анатомо-физиологические особенности желу­дочно-кишечного тракта у детей. Кафедра микробиологии:

этиология кишечных инфекций, вызванных УПБ, патогенез, диагностика, понятие «гос­питальный штамм», микробиологические и серологические методы исследования. Кафедра эпидемиологии:

эпидемиология кишечных инфекций, вызван­ных УПБ, профилактика, понятие и формы госпитальных инфекций. Кафедра пропедевтики детских болезней: семиотика заболеваний желудочно-кишечного тракта у детей, лечебное питание.

7.4 Перечень практических знаний, которые студент должен приобрести на занятии.

Этиология и эпидемиология кишечных инфекций, вызванных условно-патогенными бактериями. Патогенез и клиническая картина. Классификация клинических форм заболевания.

Диагностика и дифференциальная диагностика кишечных инфекций, вызванных условно-патогенными бактериями. Принципы лечения.

Студенты на занятии должны приобрести следующие практические

умения: сбора анамнеза, эпиданамнеза; физикального обследования;

выявлять клинические симптомы болезни и собирать их в синдромы;

обоснования диагноза;

назначения плана обследования и лечения;

забора материала для бактериологических исследований (кал, моча, кровь);

забора материала для серологических исследований; оценки результатов бактериологических исследований; оценки результатов серологических исследований; заполнения карт экстренного извещения (КЭИ); — организации противоэпидемических мероприятий в очаге.

7.5 Рекомендуемая литература.

1. «Руководство по инфекционным болезням у детей» М. Медицина, 1999г. 2., и др. «Детские инфекционные болезни», Екатеринбург, 1992 г.

3. «Диагностика кишечных инфекций у детей». Методические рекомендации ОГМА,
1999 г.

4.  , «Острые кишечные инфекции у детей»-М. Медицина, 2001г.

5.  , «Инфекционные болезни у детей», учебник для педиатрических факультетов мед. ВУЗов.-СПб,:СпецЛит,2001г.

6.  Папаян A. B., «Острые токсикозы у детей в раннем детском возрасте»-СПб.:Медицина,2000г.

7.  , «Инфекционные токсикозы у детей»-М.:Издательство РАМН,2002г.

Методические рекомендации составлены профессором . Утверждены на кафедральном совещании.

Источник

ГОУ
ВПО ТюмГМА

Кафедра
инфекционных болезней с курсами детских

инфекций,
аллергологии и иммунологии

Кашуба
Э.А., Дроздова Т.Г., Рычкова О.А., Бертрам
Л.И., Ханипова Л.В., Огошкова Н.В., Мишакина
Н.О.

Читайте также:  Кишечная инфекция детей клиника

Тюмень,
2009

ОГЛАВЛЕНИЕ.

1.Острые
кишечные инфекции ………………………………………………….4

2.
Дизентерия………………………………………………………………………29

3.
Сальмонеллез……………………………………………………………………37

4.
Эшерихиозы

5.
Кишечные инфекции, вызванные
условно-патогенной флорой и вирусные
диареи……………..51

6.
Токсикозы с эксикозом…………………………………………………………68

7.
Дисбактериоз кишечника……………………………………………………….79

1.1.Тема занятия: Острые кишечные инфекции.

2.
Значение изучения темы:
Острые
кишечные инфекции представляют собой
актуальную проблему из-за их широкой
распространенности и той роли, которую
они играют в формировании гастроинтестинальной
патологии у детей. Кишечные инфекции
занимают ведущее место в структуре
инфекционной заболеваемости и смертности
детей раннего возраста.

Несмотря
на значительные достижения в изучении
клинических проявлений и патогенеза
ОКИ, этиология 50-80% диарей остается
нераспознанной, что обусловливает
трудности дифференциальной диагностики
и ошибки в лечении.

3.
Цель занятия:
научиться
на основании анамнестических,
эпидемиологических, клинических данных
ставить диагноз, выявлять осложнения,
проводить этиопатогенетическую терапию,
использовать для уточнения диагноза
методы лабораторной диагностики,
организовывать профилактические
мероприятия.

4. Перечень обязательных знаний:

А)
Студент должен знать:

  • историю
    изучения заболевания;

  • общую
    характеристику болезни, ее классификационное
    положение и место в структуре инфекционной
    заболеваемости населения;

  • этиологию,
    свойства возбудителя, имеющие
    эпидемиологическое значение;

  • механизмы
    развития и проявления эпид. процесса;

  • основные
    фазы патогенеза, патоморфологические
    изменения в различных органах и системах;

  • клиническую
    симптоматику, особенности клинических
    проявлений в возрастном аспекте;

  • течение,
    исходы, последствия болезни, возможные
    осложнения;

  • основы
    ранней диагностики;

  • основные
    и вспомогательные методы лабораторных
    исследований, их диагностическую
    ценность;

  • особенности
    клиники, течения и диагностики
    инфекционных болезней у детей 1-го года
    жизни и новорожденных;

  • региональные
    клинико-эпидемиологические особенности
    заболевания;

  • лечение
    больного в домашних условиях, организацию
    стационара на дому;

  • лечение
    инфекционного больного в условиях
    стационара, показания для госпитализации,
    порядок ее проведения;

  • неотложную
    терапию на догоспитальном этапе и в
    стационаре;

  • катамнестическое
    наблюдение и диспансеризацию после
    инфекционного заболевания;

  • систему
    профилактических и противоэпидемических
    мероприятий в семье и детском коллективе
    по борьбе с заносом и распространением
    инфекции;

  • эффективность
    противоэпидемических мероприятий;

  • особенности
    эпид. диагностики и системы эпид.
    надзора;

  • основы
    иммунопрофилактики, порядок и сроки
    проведения проф. прививок;

  • этику
    взаимоотношений с родителями и
    родственниками больного;

  • задачи
    здравоохранения в борьбе за дальнейшее
    снижение заболевемости.

Б)
Студент должен уметь:

  • собрать
    анамнез болезни и эпид. анамнез;

  • направить
    инфекционного больного в стационар и
    оформить документацию;

  • принять
    инфекционного больного в стационаре
    и оформить документацию;

  • соблюдать
    основные принципы работы у постели
    инфекционного больного;

  • осмотреть
    больного, выявить диагностические
    признаки инфекционного заболевания;

  • обосновать
    диагноз, оформить историю болезни,
    наметить план обследования, лечения,
    написать эпикриз;

  • провести
    диагностические мероприятия: забор
    испражнений для бак. исследования,
    взять кровь из вены для бак,, серологического
    исследования;

  • поставить
    внутрикожную пробу;

  • организовать
    стационар на дому и вести больного в
    домашних условиях;

  • назначить
    лечение больному в стационаре и на
    дому. Выписать рецепты;

  • оказать
    неотложную помощь на догоспитальном
    этапе и в стационаре;

  • выписать
    ребенка после перенесенного инф.
    заболевания из стационара в детский
    коллектив, оформить документацию;

  • осуществить
    катамнестическое и диспансерное
    наблюдение за детьми, перенесшими ОКИ,
    оформить документацию;

  • провести
    эпид. обследование очага инфекции с
    обоснованием профилактических и
    противоэпидемических мероприятий;

  • провести
    профилактические и противоэпидемические
    мероприятия на врачебном участке,
    санитарно- просветительную работу;

В)
Перечень обязательных практических
навыков:

1.
Провести забор испражнений для
бактериологического исследования
больных кишечными инфекциями.

2.
Провести промывание назогастральным
зондом желудка.

3.
Взять и оценить результаты исследований
испражнений на микробиоценоз.

4.
Знать методику постановки серологических
реакций и уметь оценить их результаты.

5.
Оценка результатов анализа периферической
крови при кишечных инфекциях.

6.
Оценка результатов биохимического
исследования крови с выделением основных
патологических синдромов (ОПН, ионные
нарушения, печеночная недостаточность).

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Источник