Методическая разработка практического занятия по кишечным инфекциям
«Утверждаю»
«__ «»_____ «2008г
Зав. кафедрой детских инфекций профессор
Методическая разработка практического занятия по теме: «Кишечные инфекции, вызванные условно-патогенными бактериями»
Оренбург — 2008г.
1.Тема практического занятия:» Кишечные инфекции, вызванные условно-патогенными бактериями.»
Наименование цикла: кишечные инфекции.
Контингент: студенты 6-го курса педиатрического факультета. Продолжительность практического занятия: 6 часов.
2.Цель занятия: изучение студентами этиологии, эпидемиологии, патогенеза, клиники и диагностики кишечных инфекций, вызванных условно-патогенными бактериями; основные принципы лечения.
3.Методика проведения теоретической части занятия.
3.1Контроль дисциплины.
3.2Формулировка темы и цели занятия.
3.3Обсуждение вопросов, возникших у студентов при подготовке к занятию.
3.4Контроль СРС ВУВ.
3.5 Входной тестовый контроль знаний студентов.
Тесты исходного контроля.
1 .Какие из перечисленных ниже возбудителей относятся к УПБ: а)сальмонелла; б)хламидия; в)клебсиелла; г)протей;
д)синегнойная палочка.
Ответ: в, г, д.
2. Дети каких возрастов наиболее подвержены кишечным инфекциям, вызванных УПБ:
а)7 — 8 лет;
б)старше 14 лет;
в)от 0 до 3-х мес;
г) 12 мес;
д)все перечисленные.
Ответ: в.
З. К факторам противоинфекционной защиты грудного молока относятся: а)секреторный 1% А; б)лактоферрин; в)лизоцим; г)бифидо-фактор; д)все перечисленные.
Ответ: д.
4.Какие из перечисленных путей инфицирования наиболее характерны для кишечных инфекций, вызванных УПБ:
а)воздушно-капельный;
б)пищевой;
в)контактно-бытовой;
г)инвазивный;
д)все перечисленные.
Ответ: б, в.
5.К какой группе микроорганизмов относятся возбудители УПБ: а)вирусы; б)простейшие; в)грибы;
г)бактерии; д)микоплазма. Ответ: г.
б. Какие клинические симптомы характерны для кишечных инфекций, вызванных УПБ:
а)интоксикация;
б)нарушение гемодинамики;
в)диарея;
г)гиперестезия;
д)гипертермия.
Ответ: а,-б, в.
7.Факторы, способствующие развитию кишечных инфекций, вызванных УПБ: а)гипотрофия; б)незрелость к сроку; в)недоношенность; г)эмбриофетопатия; д)эндокринопатия.
Ответ: а, б, в, г, д.
8.Какие из перечисленных свойств наиболее характерны для облигатной нкрофлоры:
а)стимуляция перестальтики; б)синтез органических кислот; в)создание щелочной рН кишечника; г)синтез витаминов; д)иммуностимуляция.
Ответ: а, б, г, д.
9.Что из перечисленного ниже характерно в OAK при кишечной инфекции, зызванной УПБ:
а)нормоцитоз;
б)лейкоцитоз с нейтрофильным сдвигом влево; в)моноцитоз;
г)умеренно ускоренная СОЭ; д)все перечисленное.
Ответ: д.
10.Какие из перечисленных методов используются для диагностики кишечных инфекций, вызванных УПБ:
а)серологический;
б)бактериологический;
в)иммуноферментный;
г)бактериоскопический;
д)морфологический.
Ответ: а, б, в.
11 .Признаки, характерные для протея:
а)грам-отрицательная палочка;
б)образование эндотоксина, гемолизина, лейкоцидина, гиалуронидазы, фибринолизина;
в)устойчивость во внешней среде; г)малая чувствительность к фенолу, фуроциллину; д)все перечисленное.
Ответ: д.
12.Что из перечисленного ниже характерно для возбудителя клебсиеллезной инфекции:
а)грам-положительная неподвижная капсульная палочка; б)образование эндотоксина, термостабильного экзотоксина; в)устойчивость во внешней среде; г)могут обнаруживаться на руках медперсонала; д)способны размножаться в условиях холодильника. Ответ: б, в, г, д.
13.Что из перечисленного ниже характерно для возбудителя цитробактерной инфекции:
а)грам-отрицательная палочка;
б)образование эндотоксина;
в)передача возбудителя пищевым путем (мясо, молоко, птица); г)заражение от домашних животных; д)все перечисленное.
Ответ: д.
14.Что из перечисленного ниже характерно для возбудителя синегнойной инфекции:
а)грам-положительная палочка;
б)облигатный аэроб;
в)продуцирование зеленого и синего пигмента; г)продуцирование гликокаликса; д)высокая токсичность.
Ответ: б, в, г, д.
15.Что из перечисленного ниже характерно для кампилобактериоза: а)грам-отрицательные мелкие вибрионы; б)вызывают заболевания у ослабленных людей;
в)заболевают дети до 2 лет, находящиеся на искусственном вскармливании;
г)микст-инфекция; д)все перечисленное.
Ответ: д.
16.Какие из перечисленных направлений характерны в лечении кишечных инфекций, вызванных УПБ:
а)воздействие на возбудителя;
б)иммунотерапия;
в)санация пиемических очагов;
г)лечение патофизиологических синдромов (ДВС, септический шок); д)все перечисленное.
Ответ: а, б, г.
17.Каковы основные задачи инфузионной терапии при лечении кишечных инфекций, вызванных УПБ:
а)улучшение реологических свойств крови;
б)устранение дегидратации тканей;
в)восстановление КОС;
г)нормализация электролитного обмена;
д)устранение нарушений газообмена и гипоксии. Ответ: а, б, в, г.
3.6 Теоретический разбор материала.
— Этиология, эпидемиология.
— Патогенез.
— Клиническая картина
— Диагностика.
— Лечение.
— Профилактика.
4.Методика проведения практической части занятия.
4.1 Работа в палате с тематическим больным под контролем преподавателя.
4.2 Обсуждение результатов, полученных при сборе анамнеза, эпиданамнеза, объективных данных, обоснование предварительного диагноза, назначение плана обследования и лечения.
4.3 Решение ситуационных задач.
Задача № 1.
Ребенок 6 лет. Заболел остро, заболевание началось с разбитости, головной боли, озноба, тошноты, затем присоединилась повторная рвота, температура тела — пониженная. На фоне интоксикации появились схваткообразные боли в животе, в эпигастрии. Стул учащен, жидкий, водянистый, с прожилками слизи, крови. Печень и селезенка не увеличены. Язык обложен, влажный.
В OAK — лейкопения, относительная нейтропения при сдвиге влево, лимфоцитоз, СОЭ 25мм/час.
Задание.
1 .Поставить предварительный диагноз. 2.План обследования.
З. План лечения.
Задача № 2.
Мальчик от I беременности, рожден от женщины из группы высокого риска по развитию инфекционно-воспалительных заболеваний. Родился с признаками пренатальной гипотрофии, с оценкой по шкале Апгар 6 баллов, получал лечение в палате интенсивной терапии роддома. Поступил на 8-й день жизни в отделение патологии новорожденных в тяжелом состоянии. Выражены симптомы токсикоза с эксикозом. Кожные покровы серовато-бледные, тургор тканей снижен. Живот умеренно. Гепатоспленомегалия. Стул жидкий, водянистый зеленоватого цвета, пенистый. Болезненное отхождение газов. Стул до 10 раз в сутки, температура 38°С. Частота дыхания 60 в мин. При аускультации легких — ослабленное дыхание.
Задание.
1 .Поставить предварительный диагноз. 2.План обследования.
З. План лечения.
Задача № 3.
У ребенка 2-х лет через 2 часа после приема молока появились боли в животе, в эпигастрии, тошнота, слабость, неоднократная рвота. К концу первых суток появился жидкий стул до 5 раз без существенных патологических признаков. Урчание по ходу кишечника. Температура субфебрильная.
Задание.
1 .Поставьте предварительный диагноз. 2.План обследования. З. План лечения.
Задача № 4.
Ребенок, рожденный со сроком гестации 32 недели от матери с обострением пиелонефрита во время беременности, родился в асфиксии, ггроводилась ИВЛ в течение 2-х суток в палате интенсивной терапии, переведен в стационар в крайне тяжелом состоянии за счет токсикоза с эксикозом. Стул до 15 раз в сутки жидкий, зловонный, с большим количеством слизи, зелени, пгожилками крови. Температура субфебрильная.
Задание.
1 .Поставьте предварительный диагноз. 2.План обследования.
З. План лечения.
5 Методика оценки знаний студентов.
Итоговая оценка знаний и умений каждого студента складывается из сле — дующих оценок:
исходный тестовый контроль;
оценка за ответ на теоретической части занятия;
— оценка за ответ при клиническом разборе больного; оценка за самостоятельную работу с больным; оценка за решение ситуационных задач.
6. Методика организации самостоятельной работы студентов.
6.1 Формы самостоятельной работы студентов во внеучебное время.
Подготовка реферативного сообщения на практическом занятии.
Темы рефератов
I .Особенности течения кишечных инфекций, вызванных УПБ, у детей до 1 года.
2.0собенности кишечных инфекций, вызванных УПБ, на современном этапе. 3.Клинические особенности кишечных инфекций, вызванных отдельными составителями УПБ (клебсиелла, цитробактер, энтеробактер, протей, синегнойная палочка и др.).
4.Микроэкологические аспекты кишечных инфекций, вызванных УПБ. Написание истории болезни.
— Приготовление учебных наглядных пособий (микротаблицы, слайды). Подготовка материала для участия в деловой игре.
Работа в приемном покое инфекционной больницы.
Работа с больными, оставленными под наблюдение дежурного врача.
6.2 Формы самостоятельной работы студентов в учебное время.
Курация тематических больных.
Работа в компьютерном классе. Решение ситуационных задач.
Интерпретация результатов лабораторных исследований. Письменное тестирование.
— Работа в процедурном кабинете.
7.Приложения.
План-хронокарта практического занятия по теме:»Кишечные инфекции, вызванные условно-патогенными бактериями».
П. П | Этапы | Содержание занятия | Цель | Время |
1. | Вводное слово преподавателя. | Назвать тему, обосновать актуальность ее, поставить цель, дать план занятия, обсуждение вопросов, возникших у студентов. | Заинтересовать студентов, обратить внимание. | 15 мин. |
2 | Контроль исходного уровня знаний. | Раздать тесты исходного контроля, выполнить их, определить исходный уровень знаний студентов. | Выявить готовность группы к занятию. | 20мин. |
3 | Теоретический разбор материала | Этиология, эпидемиология, патогенез, классификация, диагностика. | Повысить уровень теоретических знаний. | 30 мин |
4 | Перерыв | 15 мин | ||
5 | Курация больных. | Каждый студент получает для курации 1 больного (ребенок в возрасте до 1 года) Кураторы производят: сбор анамнеза болезни, жизни, выявляют жалобы, данные эпидемиологического анамнеза, описывают статус, делают заключение о состоянии больного, отражают изменения основных проявлений болезни в динамике, намечают план обследования и лечения. | Обучение студентов практическим навыкам сбора эпидемиологическо го анамнеза, жизни, болезни, умению выявить основные клинические симптомы заболевания и принципам ранней диагностики. | 90мин |
6 | Клинический разбор больных с теоретическим обоснованием | Куратор докладывает больного, обсуждаются вопросы эпидемиологии, патогенеза, основные клинические синдромы, диагностика и дифференциальный диагноз. Обосновывается диагноз и намечается план обследования и лечения больного. | Закрепление теоретических знаний. Проверка умения самостоятельной работы с больным, клинического мышления. | 45 мин |
7 | Зачитывание реферата. | Заслушивается один или два реферата (темы рефератов прилагаются). | Углубление знаний по теме. Привитие навыков работы с литературой. | 20мин |
8 | Заключительный контроль. | Каждый студент получает ситуационную задачу и решает ее с последующей проверкой преподавателем. | Проверка усвоенных знаний. | ЗОмин |
9 | Заключительное слово преподавателя. | Подводится итог занятию, оценивается работа студентов. | Оценка работы каждого студента и группы в целом. | 5 мин |
7.2 Материальное обеспечение: учебная комната, доска, таблицы, отделение стационара, слайдопроектор, слайды, микротаблицы, выписки из историй болезни, тесты.
7.3 Интеграция темы: «Кишечные инфекции, вызванные условно-патогенными бактериями».
Вопросы, обсуждаемые на кафедре детских инфекций. | Интеграция вопросов на других кафедрах. |
I. Этиология, эпидемиология кишечных инфекций, вызванных УПБ. 2-Патогенез. 3 Клинические формы, классификация. Осложнения. Л абораторная диагностика. Дифференциальный диагноз. Принципы лечения. Профилактика кишечных инфекций, вызванных УПБ. | Кафедра анатомии: Анатомо-физиологические особенности желудочно-кишечного тракта у детей. Кафедра микробиологии: этиология кишечных инфекций, вызванных УПБ, патогенез, диагностика, понятие «госпитальный штамм», микробиологические и серологические методы исследования. Кафедра эпидемиологии: эпидемиология кишечных инфекций, вызванных УПБ, профилактика, понятие и формы госпитальных инфекций. Кафедра пропедевтики детских болезней: семиотика заболеваний желудочно-кишечного тракта у детей, лечебное питание. |
7.4 Перечень практических знаний, которые студент должен приобрести на занятии.
Этиология и эпидемиология кишечных инфекций, вызванных условно-патогенными бактериями. Патогенез и клиническая картина. Классификация клинических форм заболевания.
Диагностика и дифференциальная диагностика кишечных инфекций, вызванных условно-патогенными бактериями. Принципы лечения.
Студенты на занятии должны приобрести следующие практические
умения: сбора анамнеза, эпиданамнеза; физикального обследования;
выявлять клинические симптомы болезни и собирать их в синдромы;
обоснования диагноза;
назначения плана обследования и лечения;
забора материала для бактериологических исследований (кал, моча, кровь);
забора материала для серологических исследований; оценки результатов бактериологических исследований; оценки результатов серологических исследований; заполнения карт экстренного извещения (КЭИ); — организации противоэпидемических мероприятий в очаге.
7.5 Рекомендуемая литература.
1. «Руководство по инфекционным болезням у детей» М. Медицина, 1999г. 2., и др. «Детские инфекционные болезни», Екатеринбург, 1992 г.
3. «Диагностика кишечных инфекций у детей». Методические рекомендации ОГМА,
1999 г.
4. , «Острые кишечные инфекции у детей»-М. Медицина, 2001г.
5. , «Инфекционные болезни у детей», учебник для педиатрических факультетов мед. ВУЗов.-СПб,:СпецЛит,2001г.
6. Папаян A. B., «Острые токсикозы у детей в раннем детском возрасте»-СПб.:Медицина,2000г.
7. , «Инфекционные токсикозы у детей»-М.:Издательство РАМН,2002г.
Методические рекомендации составлены профессором . Утверждены на кафедральном совещании.
Источник
ГОУ
ВПО ТюмГМА
Кафедра
инфекционных болезней с курсами детских
инфекций,
аллергологии и иммунологии
Кашуба
Э.А., Дроздова Т.Г., Рычкова О.А., Бертрам
Л.И., Ханипова Л.В., Огошкова Н.В., Мишакина
Н.О.
Тюмень,
2009
ОГЛАВЛЕНИЕ.
1.Острые
кишечные инфекции ………………………………………………….4
2.
Дизентерия………………………………………………………………………29
3.
Сальмонеллез……………………………………………………………………37
4.
Эшерихиозы
5.
Кишечные инфекции, вызванные
условно-патогенной флорой и вирусные
диареи……………..51
6.
Токсикозы с эксикозом…………………………………………………………68
7.
Дисбактериоз кишечника……………………………………………………….79
1.1.Тема занятия: Острые кишечные инфекции.
2.
Значение изучения темы: Острые
кишечные инфекции представляют собой
актуальную проблему из-за их широкой
распространенности и той роли, которую
они играют в формировании гастроинтестинальной
патологии у детей. Кишечные инфекции
занимают ведущее место в структуре
инфекционной заболеваемости и смертности
детей раннего возраста.
Несмотря
на значительные достижения в изучении
клинических проявлений и патогенеза
ОКИ, этиология 50-80% диарей остается
нераспознанной, что обусловливает
трудности дифференциальной диагностики
и ошибки в лечении.
3.
Цель занятия:научиться
на основании анамнестических,
эпидемиологических, клинических данных
ставить диагноз, выявлять осложнения,
проводить этиопатогенетическую терапию,
использовать для уточнения диагноза
методы лабораторной диагностики,
организовывать профилактические
мероприятия.
4. Перечень обязательных знаний:
А)
Студент должен знать:
историю
изучения заболевания;общую
характеристику болезни, ее классификационное
положение и место в структуре инфекционной
заболеваемости населения;этиологию,
свойства возбудителя, имеющие
эпидемиологическое значение;механизмы
развития и проявления эпид. процесса;основные
фазы патогенеза, патоморфологические
изменения в различных органах и системах;клиническую
симптоматику, особенности клинических
проявлений в возрастном аспекте;течение,
исходы, последствия болезни, возможные
осложнения;основы
ранней диагностики;основные
и вспомогательные методы лабораторных
исследований, их диагностическую
ценность;особенности
клиники, течения и диагностики
инфекционных болезней у детей 1-го года
жизни и новорожденных;региональные
клинико-эпидемиологические особенности
заболевания;лечение
больного в домашних условиях, организацию
стационара на дому;лечение
инфекционного больного в условиях
стационара, показания для госпитализации,
порядок ее проведения;неотложную
терапию на догоспитальном этапе и в
стационаре;катамнестическое
наблюдение и диспансеризацию после
инфекционного заболевания;систему
профилактических и противоэпидемических
мероприятий в семье и детском коллективе
по борьбе с заносом и распространением
инфекции;эффективность
противоэпидемических мероприятий;особенности
эпид. диагностики и системы эпид.
надзора;основы
иммунопрофилактики, порядок и сроки
проведения проф. прививок;этику
взаимоотношений с родителями и
родственниками больного;задачи
здравоохранения в борьбе за дальнейшее
снижение заболевемости.
Б)
Студент должен уметь:
собрать
анамнез болезни и эпид. анамнез;направить
инфекционного больного в стационар и
оформить документацию;принять
инфекционного больного в стационаре
и оформить документацию;соблюдать
основные принципы работы у постели
инфекционного больного;осмотреть
больного, выявить диагностические
признаки инфекционного заболевания;обосновать
диагноз, оформить историю болезни,
наметить план обследования, лечения,
написать эпикриз;провести
диагностические мероприятия: забор
испражнений для бак. исследования,
взять кровь из вены для бак,, серологического
исследования;поставить
внутрикожную пробу;организовать
стационар на дому и вести больного в
домашних условиях;назначить
лечение больному в стационаре и на
дому. Выписать рецепты;оказать
неотложную помощь на догоспитальном
этапе и в стационаре;выписать
ребенка после перенесенного инф.
заболевания из стационара в детский
коллектив, оформить документацию;осуществить
катамнестическое и диспансерное
наблюдение за детьми, перенесшими ОКИ,
оформить документацию;провести
эпид. обследование очага инфекции с
обоснованием профилактических и
противоэпидемических мероприятий;провести
профилактические и противоэпидемические
мероприятия на врачебном участке,
санитарно- просветительную работу;
В)
Перечень обязательных практических
навыков:
1.
Провести забор испражнений для
бактериологического исследования
больных кишечными инфекциями.
2.
Провести промывание назогастральным
зондом желудка.
3.
Взять и оценить результаты исследований
испражнений на микробиоценоз.
4.
Знать методику постановки серологических
реакций и уметь оценить их результаты.
5.
Оценка результатов анализа периферической
крови при кишечных инфекциях.
6.
Оценка результатов биохимического
исследования крови с выделением основных
патологических синдромов (ОПН, ионные
нарушения, печеночная недостаточность).
Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
Источник