Приоритетная сестринская проблема при циррозе печени

Сестринский процесс при циррозе печени. Цирроз печени — хроническое прогрессирующее заболевание, характеризующееся дистрофией и некрозом печеночной ткани, признаками печеночной недостаточности и портальной гипертензии, сопровождающееся разрастанием соединительной ткани и глубокими нарушениями структуры и функции печени.
Причины:
1. Хронические вирусные гепатиты В, С.
2. Злоупотребление алкоголем.
3. Гепатотропные лекарства.
4. Промышленные гепатотропные токсические вещества.
5. Заболевания желчных путей.
6. Недостаточность питания (особенно белков, витаминов).
Для цирроза характерны уплотнение печени (наряду с увеличением или расширением вен пищевода, геморроидальных вен и вен передней брюшной стенки), желтуха.
Нередки боли в области печени, усиливающиеся после погрешностей в диете и физической нагрузки, диспептические явления (горечь во рту, отрыжка, тошнота, возможна рвота, снижение аппетита, метеоризм), кожный зуд.
При осмотре, как правило, выявляются характерные для цирроза «печеночные знаки»: «сосудистые звездочки» (телеангиоэктазии), эритема ладоней («печеночные ладони»), «лаковый» малинового цвета язык. Из-за холестаза видны темная моча и светлого цвета кал.

Сестринский процесс при циррозе печени:
Проблемы пациентов:
А. Существующие (настоящие):
— боли в правом подреберье; тошнота, горечь во рту;
— метеоризм;
— снижение аппетита;
— кожный зуд;
— увеличение живота (из-за асцита);
— олигурия;
— слабость, быстрая утомляемость;
— нарушение сна;
— раздражительность;
— необходимость постоянно принимать лекарственные препараты;
— недостаток информации о заболевании; необходимость отказа от приема алкоголя;
— дефицит самоухода.
Б. Потенциальные:
— риск развития кровотечений из вен пищевода, геморроидальных вен;
— риск развития печеночной комы; возможность инвалидизации.
Сбор информации при первичном обследовании:
А. Расспрос пациента о:
— перенесенных ранее заболеваниях (гепатит, заболевания желчевыводящих путей);
— отношении пациента к алкоголю;
— особенностях питания;
— профессиональной деятельности (контакт с гепатотропными ядами);
— приеме гепатотропных лекарственных препаратов;
— аллергических реакциях на лекарства, продукты питания и пр.;
— длительности заболевания, частоте обострений;
— наблюдении гастроэнтерологом, регулярности обследования (даты результатов последних биохимических анализов крови АЛT,ACT, белковые фракции крови; осадочные пробы, УЗИ, сканирования печени);
— приеме лекарственных препаратов (название препарата, доза, регулярность приема, переносимость);
— жалобах пациента в момент осмотра.
Б. Осмотр пациента:
— состояние кожных покровов и слизистых; цвет (наличие желтухи или иктеричности). цвет ладоней, наличие расчесов, «сосудистых звездочек», расширенных вен на передней брюшной стенке;
— масса тела пациента;
— измерение температуры тела; исследование пульса;
— измерение артериального давления;
— оценить размеры живота (наличие асцита);
— поверхностная пальпация живота.
Сестринские вмешательства, включая работу с семьей пациента:
1. Провести беседу с пациентом и его близкими о необходимости строго соблюдать диету с ограничением животных жиров и достаточным количеством белков, углеводов и витаминов. Исключить острые, жареные, маринованные блюда, специи. При асците ограничить употребление соли и жидкости. Режим питания — 4-5 раз в сутки.
2. Обеспечить пациенту полупостельный режим.
3. Убедить пациента в необходимости отказа от алкоголя.
4. Оказывать помощь при рвоте, метеоризме.
5. Осуществлять уход за кожей.
6. Информировать пациента о медикаментозном лечении (лекарственных препаратах, их дозе, правилах приема, побочных эффектах, переносимости).
7. Убедить пациента в необходимости соблюдения диеты, режима питания, приема лекарственных препаратов.
8. Обеспечить пациенту полноценный сон.
9. Осуществлять контроль за:
— соблюдением пациентом диеты, режима питания, полупостельного режима;
— передачами пациенту;
— регулярным приемом лекарственных средств:
— суточным диурезом;
— массой тела;
— состоянием кожных покровов;
— симптомами кровотечения (пульсом и артериальным давлением).
10. Оказывать первую помощь при кровотечении.
11. Подготовка пациента к биохимическим исследованиям крови, анализу кала на копрограмму и анализу мочи.
12. Подготовка пациента к УЗИ органов брюшной полости, холецистографии, сканированию печени. Если причиной цирроза печени явился гепатит, то необходимо строго соблюдать санэпидрежим:
— Больной должен помещаться в отдельную палату.
— Обеспечить пациента отдельными предметами ухода и посудой.
— Отдельно проводить обследование этой группы пациентов.
— Отдельно проводить процедуры, используя одноразовый инструментарий, дезинфицировать кал.

Источник

Îïèñàíèå èññëåäóåìîãî çàáîëåâàíèÿ. Ïðè÷èíû âîçíèêíîâåíèÿ, îñíîâíûå ïðîÿâëåíèÿ öèððîçà ïå÷åíè. Ñåñòðèíñêèé ïðîöåññ è ïðîáëåìû ïàöèåíòîâ. Ñáîð èíôîðìàöèè ïðè ïåðâè÷íîì îáñëåäîâàíèè. Äèàãíîñòèêà çàáîëåâàíèÿ. Ëå÷åíèå, äèåòà, îñëîæíåíèÿ, ïðîãíîç, ïðîôèëàêòèêà.

Ñòóäåíòû, àñïèðàíòû, ìîëîäûå ó÷åíûå, èñïîëüçóþùèå áàçó çíàíèé â ñâîåé ó÷åáå è ðàáîòå, áóäóò âàì î÷åíü áëàãîäàðíû.

Ðàçìåùåíî íà https://www.allbest.ru/

ÌÈÍÈÑÒÅÐÑÒÂÎ ÇÄÐÀÂÎÎÕÐÀÍÅÍÈß ÐÔ

Ôåäåðàëüíîå ìåäèêî-áèîëîãè÷åñêîå àãåíòñòâî (ÔÌÁÀ Ðîññèè)

Ôåäåðàëüíîå ãîñóäàðñòâåííîå áþäæåòíîå îáðàçîâàòåëüíîå ó÷ðåæäåíèå

Äîïîëíèòåëüíîãî ïðîôåññèîíàëüíîãî îáðàçîâàíèÿ «Îáíèíñêèé öåíòð ïîâûøåíèÿ êâàëèôèêàöèè è ïåðåïîäãîòîâêè ñïåöèàëèñòîâ ñî ñðåäíèì ìåäèöèíñêèì è ôàðìàöåâòè÷åñêèì îáðàçîâàíèåì» ÔÃÁÎÓ ÄÏÎ ÔÌÁÀ Ðîññèè

Ðåôåðàò:

Öèêë «Ñåñòðèíñêîå äåëî â õèðóðãèè»

«Ñåñòðèíñêèé ïðîöåññïðè öèððîçàõ ïå÷åíè.Äèàãíîñòèêà, ëå÷åíèå»

Îáíèíñê — 2016

Öèððîç ïå÷åíè — õðîíè÷åñêîå ïðîãðåññèðóþùåå çàáîëåâàíèå, õàðàêòåðèçóþùååñÿ äèñòðîôèåé è íåêðîçîì ïå÷åíî÷íîé òêàíè, ïðèçíàêàìè ïå÷åíî÷íîé íåäîñòàòî÷íîñòè è ïîðòàëüíîé ãèïåðòåíçèè, ñîïðîâîæäàþùååñÿ ðàçðàñòàíèåì ñîåäèíèòåëüíîé òêàíè è ãëóáîêèìè íàðóøåíèÿìè ñòðóêòóðû è ôóíêöèè ïå÷åíè.

Ïðè÷èíû âîçíèêíîâåíèÿ öèððîçà ïå÷åíè

Îñíîâíûìè ôàêòîðàìè ðèñêà ðàçâèòèÿ öèððîçà ïðèíÿòî ñ÷èòàòü:

1. Õðîíè÷åñêèå âèðóñíûå ãåïàòèòû Â, Ñ.

2. Çëîóïîòðåáëåíèå àëêîãîëåì.

3. Ãåïàòîòðîïíûå ëåêàðñòâà.

4. Òîêñè÷åñêîå âîçäåéñòâèå ïðîìûøëåííûõ ÿäîâ, ëåêàðñòâåííûõ ñðåäñòâ (ìåòîòðåêñàò, èçîíèàçèä è äð.), ìèêîòîêñèíîâ è äð.

Читайте также:  Первичный билиарный цирроз мкб

5. Äëèòåëüíîå ïîðàæåíèå æåë÷íûõ ïóòåé.

6. Âåíîçíûé çàñòîé â ïå÷åíè, ñâÿçàííûé ñ äëèòåëüíîé è òÿæåëîé ñåðäå÷íîé íåäîñòàòî÷íîñòüþ.

7. Íàñëåäñòâåííûå áîëåçíè —ãåìîõðîìàòîç, ãåïàòîöåðåáðàëüíàÿ äèñòðîôèÿ, íåäîñòàòî÷íîñòü aëüôà-îäèí-àíòèòðèïñèíà, ãàëàêòîçåìèÿ, ãëèêîãåíîç è äð.

Ïðîÿâëåíèÿ öèððîçà ïå÷åíè

Æàëîáû íà ñëàáîñòü, ïîâûøåííóþ óòîìëÿåìîñòü, ñíèæåíèå ðàáîòîñïîñîáíîñòè è àïïåòèòà, äèñïåïòè÷åñêèå ðàññòðîéñòâà (òîøíîòó, ðâîòó, ãîðå÷ü âî ðòó, îòðûæêó, íåïåðåíîñèìîñòü æèðíîé ïèùè, àëêîãîëÿ).

Õàðàêòåðíû ÷óâñòâî òÿæåñòè èëè áîëè â æèâîòå, ïðåèìóùåñòâåííî â ïðàâîì ïîäðåáåðüå è ïîäëîæå÷íîé îáëàñòè. Ñðåäè ïðèçíàêîâ öèððîçà ïå÷åíè çíà÷åíèå èìåþò òàê íàçûâàåìûå «ïå÷åíî÷íûå çíàêè: «ñîñóäèñòûå çâåçäî÷êè» (òåëåàíãèîýêòàçèè), ýðèòåìà ëàäîíåé («ïå÷åíî÷íûå ëàäîíè»), «ëàêîâûé» ìàëèíîâîãî öâåòà ÿçûê. Èç-çà õîëåñòàçà âèäíû òåìíàÿ ìî÷à è ñâåòëîãî öâåòà êàë.

Íåðåäêî íàáëþäàþòñÿ êðîâîèçëèÿíèÿ â êîæó, à òàêæå ïîâûøåííàÿ êðîâîòî÷èâîñòü ñëèçèñòûõ îáîëî÷åê.

Îòìå÷àþòñÿ êîæíûé çóä, áîëè â ñóñòàâàõ, óìåíüøåíèÿ âîëîñÿíîãî ïîêðîâà â îáëàñòè ïîäìûøå÷íûõ âïàäèí è ëîáêà, ñíèæåíèÿ ïîëîâîãî âëå÷åíèÿ. Òåìïåðàòóðà òåëà ïîâûøàåòñÿ óìåðåííî èëè îñòàåòñÿ â ïðåäåëàõ íîðìû.

×àñòî íàáëþäàåòñÿ àñòåíè÷åñêèé ñèíäðîì, ïðîÿâëÿþùèéñÿ ñëàáîñòüþ, ïîâûøåííîé óòîìëÿåìîñòüþ, ðàçäðàæèòåëüíîñòüþ, ñëåçëèâîñòüþ, íåóñòîé÷èâîñòüþ íàñòðîåíèÿ. Áîëüíûå âïå÷àòëèòåëüíû, ÷àñòî îáèä÷èâû, ïðèäèð÷èâû, ïîäîçðèòåëüíû, ñêëîííû ê èñòåðè÷åñêèì ðåàêöèÿì. Õàðàêòåðíû íàðóøåíèå ñíà — áåññîííèöà íî÷üþ, ñîíëèâîñòü äíåì.

Òå÷åíèå öèððîçà ïå÷åíè áûâàþò âûçâàíû ïðîñòóäíûìè çàáîëåâàíèÿìè, íàðóøåíèåì ðåæèìà, óïîòðåáëåíèåì àëêîãîëÿ.

Ñåñòðèíñêèé ïðîöåññ ïðè öèððîçå ïå÷åíè

Ïðîáëåìû ïàöèåíòîâ:

À. Ñóùåñòâóþùèå (íàñòîÿùèå):

— áîëè â ïðàâîì ïîäðåáåðüå; òîøíîòà, ãîðå÷ü âî ðòó;

— ìåòåîðèçì;

— ñíèæåíèå àïïåòèòà;

— êîæíûé çóä;

— óâåëè÷åíèå æèâîòà (èç-çà àñöèòà);

— îëèãóðèÿ;

— ñëàáîñòü, áûñòðàÿ óòîìëÿåìîñòü;

— íàðóøåíèå ñíà;

— ðàçäðàæèòåëüíîñòü;

— íåîáõîäèìîñòü ïîñòîÿííî ïðèíèìàòü ëåêàðñòâåííûå ïðåïàðàòû;

— íåäîñòàòîê èíôîðìàöèè î çàáîëåâàíèè; íåîáõîäèìîñòü îòêàçà îò ïðèåìà àëêîãîëÿ;

— äåôèöèò ñàìîóõîäà.

Á. Ïîòåíöèàëüíûå:

— ðèñê ðàçâèòèÿ êðîâîòå÷åíèé èç âåí ïèùåâîäà, ãåìîððîèäàëüíûõ âåí;

— ðèñê ðàçâèòèÿ ïå÷åíî÷íîé êîìû; âîçìîæíîñòü èíâàëèäèçàöèè.

Ñáîð èíôîðìàöèè ïðè ïåðâè÷íîì îáñëåäîâàíèè

À. Ðàññïðîñ ïàöèåíòà î:

— ïåðåíåñåííûõ ðàíåå çàáîëåâàíèÿõ (ãåïàòèò, çàáîëåâàíèÿ æåë÷åâûâîäÿùèõ ïóòåé);

— îòíîøåíèè ïàöèåíòà ê àëêîãîëþ;

— îñîáåííîñòÿõ ïèòàíèÿ;

— ïðîôåññèîíàëüíîé äåÿòåëüíîñòè (êîíòàêò ñ ãåïàòîòðîïíûìè ÿäàìè);

— ïðèåìå ãåïàòîòðîïíûõ ëåêàðñòâåííûõ ïðåïàðàòîâ;

— àëëåðãè÷åñêèõ ðåàêöèÿõ íà ëåêàðñòâà, ïðîäóêòû ïèòàíèÿ è ïð.;

— äëèòåëüíîñòè çàáîëåâàíèÿ, ÷àñòîòå îáîñòðåíèé;

— íàáëþäåíèè ãàñòðîýíòåðîëîãîì, ðåãóëÿðíîñòè îáñëåäîâàíèÿ (äàòû ðåçóëüòàòîâ ïîñëåäíèõ áèîõèìè÷åñêèõ àíàëèçîâ êðîâè ÀËT,ACT, áåëêîâûå ôðàêöèè êðîâè; îñàäî÷íûå ïðîáû, ÓÇÈ, ñêàíèðîâàíèÿ ïå÷åíè);

— ïðèåìå ëåêàðñòâåííûõ ïðåïàðàòîâ (íàçâàíèå ïðåïàðàòà, äîçà, ðåãóëÿðíîñòü ïðèåìà, ïåðåíîñèìîñòü);

— æàëîáàõ ïàöèåíòà â ìîìåíò îñìîòðà.

Á. Îñìîòð ïàöèåíòà:

— ñîñòîÿíèå êîæíûõ ïîêðîâîâ è ñëèçèñòûõ; öâåò (íàëè÷èå æåëòóõè èëè èêòåðè÷íîñòè). öâåò ëàäîíåé, íàëè÷èå ðàñ÷åñîâ, «ñîñóäèñòûõ çâåçäî÷åê», ðàñøèðåííûõ âåí íà ïåðåäíåé áðþøíîé ñòåíêå;

— ìàññà òåëà ïàöèåíòà;

— èçìåðåíèå òåìïåðàòóðû òåëà; èññëåäîâàíèå ïóëüñà;

— èçìåðåíèå àðòåðèàëüíîãî äàâëåíèÿ;

— îöåíèòü ðàçìåðû æèâîòà (íàëè÷èå àñöèòà);

— ïîâåðõíîñòíàÿ ïàëüïàöèÿ æèâîòà.

Ñåñòðèíñêèå âìåøàòåëüñòâà, âêëþ÷àÿ ðàáîòó ñ ñåìüåé ïàöèåíòà

1. Ïðîâåñòè áåñåäó ñ ïàöèåíòîì è åãî áëèçêèìè î íåîáõîäèìîñòè ñòðîãî ñîáëþäàòü äèåòó ñ îãðàíè÷åíèåì æèâîòíûõ æèðîâ è äîñòàòî÷íûì êîëè÷åñòâîì áåëêîâ, óãëåâîäîâ è âèòàìèíîâ. Èñêëþ÷èòü îñòðûå, æàðåíûå, ìàðèíîâàííûå áëþäà, ñïåöèè. Ïðè àñöèòå îãðàíè÷èòü óïîòðåáëåíèå ñîëè è æèäêîñòè. Ðåæèì ïèòàíèÿ — 4-5 ðàç â ñóòêè.

2. Îáåñïå÷èòü ïàöèåíòó ïîëóïîñòåëüíûé ðåæèì.

3. Óáåäèòü ïàöèåíòà â íåîáõîäèìîñòè îòêàçà îò àëêîãîëÿ.

4. Îêàçûâàòü ïîìîùü ïðè ðâîòå, ìåòåîðèçìå.

5. Îñóùåñòâëÿòü óõîä çà êîæåé.

6. Èíôîðìèðîâàòü ïàöèåíòà î ìåäèêàìåíòîçíîì ëå÷åíèè (ëåêàðñòâåííûõ ïðåïàðàòàõ, èõ äîçå, ïðàâèëàõ ïðèåìà, ïîáî÷íûõ ýôôåêòàõ, ïåðåíîñèìîñòè).

7. Óáåäèòü ïàöèåíòà â íåîáõîäèìîñòè ñîáëþäåíèÿ äèåòû, ðåæèìà ïèòàíèÿ, ïðèåìà ëåêàðñòâåííûõ ïðåïàðàòîâ.

8. Îáåñïå÷èòü ïàöèåíòó ïîëíîöåííûé ñîí.

9. Îñóùåñòâëÿòü êîíòðîëü çà:

— ñîáëþäåíèåì ïàöèåíòîì äèåòû, ðåæèìà ïèòàíèÿ, ïîëóïîñòåëüíîãî ðåæèìà;

— ïåðåäà÷àìè ïàöèåíòó;

— ðåãóëÿðíûì ïðèåìîì ëåêàðñòâåííûõ ñðåäñòâ:

— ñóòî÷íûì äèóðåçîì;

— ìàññîé òåëà;

— ñîñòîÿíèåì êîæíûõ ïîêðîâîâ;

— ñèìïòîìàìè êðîâîòå÷åíèÿ (ïóëüñîì è àðòåðèàëüíûì äàâëåíèåì).

10. Îêàçûâàòü ïåðâóþ ïîìîùü ïðè êðîâîòå÷åíèè.

11. Ïîäãîòîâêà ïàöèåíòà ê áèîõèìè÷åñêèì èññëåäîâàíèÿì êðîâè, àíàëèçó êàëà íà êîïðîãðàììó è àíàëèçó ìî÷è.

12. Ïîäãîòîâêà ïàöèåíòà ê ÓÇÈ îðãàíîâ áðþøíîé ïîëîñòè, õîëåöèñòîãðàôèè, ñêàíèðîâàíèþ ïå÷åíè. Åñëè ïðè÷èíîé öèððîçà ïå÷åíè ÿâèëñÿ ãåïàòèò, òî íåîáõîäèìî ñòðîãî ñîáëþäàòü ñàíýïèäðåæèì:

— Áîëüíîé äîëæåí ïîìåùàòüñÿ â îòäåëüíóþ ïàëàòó.

— Îáåñïå÷èòü ïàöèåíòà îòäåëüíûìè ïðåäìåòàìè óõîäà è ïîñóäîé.

— Îòäåëüíî ïðîâîäèòü îáñëåäîâàíèå ýòîé ãðóïïû ïàöèåíòîâ.

— Îòäåëüíî ïðîâîäèòü ïðîöåäóðû, èñïîëüçóÿ îäíîðàçîâûé èíñòðóìåíòàðèé, äåçèíôèöèðîâàòü êàë.

Äèàãíîñòèêà

Äèàãíîç öèððîçà ïå÷åíè íà ðàííèõ ñòàäèÿõ ïðåäñòàâëÿåò çíà÷èòåëüíûå òðóäíîñòè, ïîñêîëüêó çàáîëåâàíèå ðàçâèâàåòñÿ ïîñòåïåííî è âíà÷àëå íå èìååò âûðàæåííûõ ïðîÿâëåíèé.

Ñóùåñòâåííîå çíà÷åíèå â ðàñïîçíàâàíèè öèððîçà ïå÷åíè èìåþò óëüòðàçâóêîâûå, ðåíòãåíîëîãè÷åñêèå è ðàäèîíóêëèäíûå ìåòîäû èññëåäîâàíèÿ. Äîâîëüíî òî÷íóþ èíôîðìàöèþ î ñîñòîÿíèè ïå÷åíè ïðè öèððîçå ìîæíî ïîëó÷èòü ñ ïîìîùüþ êîìïüþòåðíîé òîìîãðàôèè.

Ðàäèîíóêëèäíîå èññëåäîâàíèå ïå÷åíè — ñöèíòèãðàôèÿ ïî ñâîåé èíôîðìàòèâíîñòè óñòóïàåò óëüòðàçâóêîâîìó èññëåäîâàíèþ è êîìïüþòåðíîé òîìîãðàôèè, îäíàêî â îòëè÷èå îò íèõ îíà ïîçâîëÿåò îöåíèòü òàêæå ôóíêöèþ îðãàíà.

Ðåøàþùåå â äèàãíîñòèêå öèððîçà çíà÷åíèå èìååò èññëåäîâàíèå òêàíè ïå÷åíè, ïîëó÷åííîé ïðè ïóíêöèîííîé áèîïñèè — ñëåïîé èëè ïðèöåëüíîé, ïðîâîäèìîé ïîä êîíòðîëåì óëüòðàçâóêà èëè ïðè ëàïàðîñêîïèè.

Ëå÷åíèå öèððîçà ïå÷åíè

Îãðàíè÷èâàþò ïñèõè÷åñêèå è ôèçè÷åñêèå íàãðóçêè. Ïðè îáùåì õîðîøåì ñîñòîÿíèè ðåêîìåíäóþòñÿ ëå÷åáíàÿ õîäüáà, ëå÷åáíàÿ ãèìíàñòèêà. Æåíùèíû ñ àêòèâíûì öèððîçîì ïå÷åíè äîëæíû èçáåãàòü áåðåìåííîñòè.

Êîìïåíñèðîâàííûé íåàêòèâíûé öèððîç ïå÷åíè ìåäèêàìåíòîçíîãî ëå÷åíèÿ, êàê ïðàâèëî, íå òðåáóåò. Êðîìå òîãî, ñëåäóåò âîîáùå ìàêñèìàëüíî îãðàíè÷èòü ïðèåì ëåêàðñòâåííûõ ñðåäñòâ, îñîáåííî óñïîêàèâàþùèõ.

Читайте также:  Как восстановить печень после цирроза

Ïðè ñóá- è äåêîìïåíñèðîâàííîé ôîðìàõ âûáîð ëåêàðñòâåííîé òåðàïèè îïðåäåëÿåòñÿ õàðàêòåðîì îñíîâíûõ ïðîÿâëåíèé çàáîëåâàíèÿ.  ñëó÷àå íèçêîãî ñîäåðæàíèÿ áåëêà â êðîâè íàçíà÷àþò àíàáîëè÷åñêèå ñòåðîèäû, ïåðåëèâàíèÿ ðàñòâîðà àëüáóìèíà è ïëàçìû. Íàëè÷èå àíåìèè ÿâëÿåòñÿ ïîêàçàíèåì ê íàçíà÷åíèþ ïðåïàðàòîâ æåëåçà. Ïðè îòåêàõ è àñöèäå îãðàíè÷èâàþò ïðèåì æèäêîñòè, èñêëþ÷àþò èç ðàöèîíà ïîâàðåííóþ ñîëü, íàçíà÷àþò ìî÷åãîííûå ñðåäñòâà (ãèïîòèàçèä, ôóðîñåìèä) â ñî÷åòàíèè ñ àíòàãîíèñòàìè àëüäîñòåðîíà (ñïèðîíîëàêòîíîì). Ïàðàöåíòåç ïðîèçâîäÿò ïî æèçíåííûì ïîêàçàíèÿì, âûïóñêàÿ îäíîìîìåíòíî íå áîëåå 3 ë æèäêîñòè.

Ïðèìåíÿþò òàêæå òàê íàçûâàåìûå ãåïàòîïðîòåêòîðû — âèòàìèíû ãðóïïû Â, îðîòîâóþ êèñëîòó, ýêñòðàêòû è ãèäðîëèçàòû ïå÷åíè, ñèëèáèíèí (ëåãàëåí), ýññåíöèàëå è äð.

 ñëó÷àå àêòèâíîñòè ïðîöåññà èñïîëüçóþò òå æå ñðåäñòâà, ÷òî è ïðè õðîíè÷åñêîì àêòèâíîì ãåïàòèòå, îñíîâíûìè èç íèõ ÿâëÿþòñÿ ãîðìîíû (ïðåäíèçîëîí) è èììóíîäåïðåññàíòû (àçàòèîïðèí è äð.). Èõ ýôôåêòèâíîñòü íàõîäèòñÿ â îáðàòíîé çàâèñèìîñòè îò ãëóáèíû ñòðóêòóðíîé ïåðåñòðîéêè òêàíè ïå÷åíè è â äàëåêî çàøåäøèõ ñòàäèÿõ öèððîçà ïå÷åíè áëèçêà ê íóëþ.

Äëÿ ïðåäóïðåæäåíèÿ èíôåêöèé âñåì áîëüíûì ñ öèððîçîì ïå÷åíè ïðè ëþáûõ âìåøàòåëüñòâàõ (óäàëåíèè çóáà, ïàðàöåíòåçå, ðåêòîðîìàíîñêîïèè è äð.) ïðîôèëàêòè÷åñêè íàçíà÷àþò àíòèáèîòèêè. Àíòèáàêòåðèàëüíàÿ òåðàïèÿ ïîêàçàíà òàêæå äàæå ïðè ëåãêèõ èíôåêöèîííûõ ïðîöåññàõ.

Îáùèå ñîâåòû áîëüíûì öèððîçîì ïå÷åíè

1.Îòäûõàéòå, êàê òîëüêî ïî÷óâñòâóåòå óñòàëîñòü.

2.Íå ïîäíèìàéòå òÿæåñòè (ýòî ìîæåò ñïðîâîöèðîâàòü æåëóäî÷íî-êèøå÷íîå êðîâîòå÷åíèå)

3.Äîáèâàéòåñü ÷àñòîòû ñòóëà 1-2 ðàçà â äåíü. Áîëüíûì öèððîçîì ïå÷åíè äëÿ íîðìàëèçàöèè ðàáîòû êèøå÷íèêà è ñîñòàâà êèøå÷íîé ôëîðû â ïîëüçó «ïîëåçíûõ» áàêòåðèé ðåêîìåíäóåòñÿ ïðèíèìàòü ëàêòóëîçó (äþôàëàê). Äþôàëàê íàçíà÷àþò â òîé äîçå, êîòîðàÿ âûçûâàåò ìÿãêèé, ïîëóîôîðìëåííûé ñòóë 1-2 ðàçà â äåíü. Äîçà êîëåáëåòñÿ îò 1-3 ÷àéíûõ ëîæåê äî 1-3 ñòîëîâûõ ëîæåê â ñóòêè, ïîäáèðàåòñÿ èíäèâèäóàëüíî. Ó ïðåïàðàòà íåò ïðîòèâîïîêàçàíèé, åãî ìîæíî ïðèíèìàòü äàæå ìàëåíüêèì äåòÿì è áåðåìåííûì æåíùèíàì.

4.Äëÿ óëó÷øåíèÿ ïèùåâàðåíèÿ áîëüíûì íàçíà÷àþò ïîëèôåðìåíòíûå ïðåïàðàòû. Ïðè çàäåðæêå æèäêîñòè â îðãàíèçìå (îòåêè, àñöèò) íåîáõîäèìî îãðàíè÷èòü ïðèåì ïîâàðåííîé ñîëè äî 0,5ã â ñóòêè, æèäêîñòè — äî 1000-1500ìë â ñóòêè.

5.Åæåäíåâíî èçìåðÿéòå âåñ òåëà, îáúåì æèâîòà íà óðîâíå ïóïêà (óâåëè÷åíèå â îáúåìå æèâîòà è âåñà òåëà ãîâîðèò î çàäåðæêå æèäêîñòè);

6.Åæåäíåâíî ñ÷èòàéòå áàëàíñ æèäêîñòè çà ñóòêè (äèóðåç): ïîäñ÷èòûâàòü îáúåì âñåé ïðèíèìàåìîé âíóòðü æèäêîñòè (÷àé, êîôå, âîäà, ñóï, ôðóêòû è ò.ä.) è ïîäñ÷èòûâàòü âñþ æèäêîñòü, âûäåëÿåìóþ ïðè ìî÷åèñïóñêàíèè. Êîëè÷åñòâî âûäåëÿåìîé æèäêîñòè äîëæíî áûòü ïðèìåðíî íà 200-300 ìë áîëüøå, ÷åì êîëè÷åñòâî ïðèíÿòîé æèäêîñòè.

7.Äëÿ êîíòðîëÿ ñòåïåíè ïîðàæåíèÿ íåðâíîé ñèñòåìû ðåêîìåíäóåòñÿ èñïîëüçîâàòü ïðîñòîé òåñò ñ ïî÷åðêîì: êàæäûé äåíü çàïèñûâàéòå êîðîòêóþ ôðàçó, íàïðèìåð, «Äîáðîå óòðî» â ñïåöèàëüíóþ òåòðàäü. Ïîêàçûâàéòå ñâîþ òåòðàäü ðîäñòâåííèêàì — ïðè èçìåíåíèè ïî÷åðêà îáðàòèòåñü ê ëå÷àùåìó âðà÷ó.

Äèåòà

Èñêëþ÷àþòñÿ èç ïèòàíèÿ:

ìèíåðàëüíûå âîäû, ñîäåðæàùèå íàòðèé;

àëêîãîëü;

ñîëü

ïðîäóêòû, ñîäåðæàùèå ïåêàðíûé ïîðîøîê è ïèòüåâóþ ñîäó.

ñîëåíüÿ, îëèâêè, âåò÷èíà, áåêîí, ñîëîíèíà, ÿçûêè, óñòðèöû, ìèäèè, ñåëüäü, ðûáíûå è ìÿñíûå êîíñåðâû, ðûáíûé è ìÿñíîé ïàøòåò, êîëáàñà, ìàéîíåç, ðàçëè÷íûå áàíî÷íûå ñîóñû è âñå âèäû ñûðîâ, ìîðîæåíîå.

Ðàçðåøàåòñÿ:

Ãîâÿäèíà, ìÿñî äîìàøíåé ïòèöû, êðîëèêà èëè ðûáû è îäíî ÿéöî â ñóòêè.

Ìîëîêî îãðàíè÷èâàåòñÿ äî 1 ñòàêàíà â ñóòêè. Íåæèðíàÿ ñìåòàíà.

Âàðåíûé ðèñ (áåç ñîëè).

Ëþáûå îâîùè è ôðóêòû â ñâåæåì âèäå èëè â âèäå áëþä, ïðèãîòîâëåííûõ â äîìàøíèõ óñëîâèÿõ.

Îñëîæíåíèÿ

1.Ïå÷¸íî÷íàÿ êîìà

2. Êðîâîòå÷åíèå èç âàðèêîçíî-ðàñøèðåííûõ âåí ïèùåâîäà

3. Òðîìáîç â ñèñòåìå âîðîòíîé âåíû

4. Ãåïàòîðåíàëüíûé ñèíäðîì

5. ôîðìèðîâàíèå ðàêà ïå÷åíè

6.èíôåêöèîííûå îñëîæíåíèÿ — ïíåâìîíèè,, «ñïîíòàííûé»ïåðåòîíèò ïðè àñöèòå, ñåïñèñ.

Ïðîãíîç

Ïðîäîëæèòåëüíîñòü æèçíè ïðè öèððîçå ïå÷åíè çàâèñèò îò ñòåïåíè êîìïåíñàöèè ïðîöåññà. Ïðèìåðíî ïîëîâèíà áîëüíûõ ñ êîìïåíñèðîâàííûì (â ìîìåíò óñòàíîâëåíèÿ äèàãíîçà) öèððîçîì æèâåò áîëåå 7 ëåò.

Ïðè äåêîìïåíñèðîâàííîì öèððîçå ÷åðåç 3 ãîäà îñòàåòñÿ â æèâûõ 11—41%. Ïðè ðàçâèòèè àñöèòà ëèøü ÷åòâåðòàÿ ÷àñòü áîëüíûõ ïåðåæèâàåò 3 ãîäà. Åùå áîëåå íåáëàãîïðèÿòíûé ïðîãíîç èìååò öèððîç, ñîïðîâîæäàþùèéñÿ ïîðàæåíèåì íåðâíîé ñèñòåìû, ïðè êîòîðîé áîëüíûå â áîëüøèíñòâå ñëó÷àåâ óìèðàþò â òå÷åíèå ãîäà.

Îñíîâíûå ïðè÷èíû ñìåðòè — ïå÷åíî÷íàÿ êîìà è êðîâîòå÷åíèå èç âåðõíèõ îòäåëîâ æåëóäî÷íî-êèøå÷íîãî òðàêòà. Áîëüíûå öèððîçîì ïå÷åíè îãðàíè÷åííî òðóäîñïîñîáíû (èíâàëèäíîñòü III ãðóïïû), à ïðè äåêîìïåíñèðîâàííîì öèððîçå, àêòèâíûõ ôîðìàõ çàáîëåâàíèÿ è ïðè ïðèñîåäèíåíèè îñëîæíåíèé — íåòðóäîñïîñîáíû (èíâàëèäíîñòü II è I ãðóïïû).

Ïðîôèëàêòèêà

Ïðîôèëàêòèêà çàêëþ÷àåòñÿ â ïðåäóïðåæäåíèè è ñâîåâðåìåííîì ëå÷åíèè çàáîëåâàíèé, ïðèâîäÿùèõ ê öèððîçó ïå÷åíè (â ïåðâóþ î÷åðåäü àëêîãîëèçìà è âèðóñíûõ ãåïàòèòîâ).

Ñïèñîê èñïîëüçîâàííûõ èñòî÷íèêîâ

öèððîç ïå÷åíü ñåñòðèíñêèé ëå÷åíèå

1.Ãàðáóçåíêî Ä. Â. Ãåìîäèíàìè÷åñêèå íàðóøåíèÿ ïðè öèððîçå ïå÷åíè

2.Øåðëîê Ø., Äóëè Äæ. Çàáîëåâàíèÿ ïå÷åíè è æ¸ë÷íûõ ïóòåé. 

3. Å. Ì. Êëèìîâà, È. À. Âîòÿêîâà, È. À. Êðèâöîâà. Áîëåçíè ïå÷åíè.

Ðàçìåùåíî íà Allbest.ru

Источник

добавлена 12 января 2018 в 23:52

добавлена 2 января 2016 в 23:09

Мед работники стоят на первом месте в списке среди профессий подверженных синдрому выгорания…))) Берегите себя,коллеги ! И живите долго и счастливо!!!

добавлена 24 января 2016 в 22:59

Определение сестринского процесса и формулировка основных проблем пациента. Сбор информации.
Сестринский процесс — это оказание помощи человеку, больному или здоровому, в осуществлении тех действий, имеющих отношение к его здоровью, выздоровлению или спокойной смерти, какие он предпринял бы сам, обладая необходимыми силами, знаниями и волей. И делается это таким образом, чтобы он снова как можно быстрее обрел независимость. 
Этапы сестринского процесса
Характеристика этапа
1 — Сбор информации.
С

Читайте также:  Эссенциале форте от цирроза печени

добавлена 31 августа 2015 в 15:17

Консультации для Вас!
Квалификацию, какой бы высокой она ни была, необходимо поддерживать. Особенно требовательно законодательство РФ к квалификации медицинских и фармацевтических работников. Согласно ст. 100 Закона об основах охраны здоровья граждан в РФ до 1 января 2016 года право на осуществление медицинской деятельности в РФ имеют лица, получившие высшее или среднее медицинское образование в РФ в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами и имеющие сертификат

С Международным днем медсестер!
Исторически, как и сегодня медсестры находятся на переднем крае борьбы с эпидемиями и пандемиями — обеспечивая высокое качество и уважительное лечение и уход. Часто они являются первым, а иногда единственным медицинским профессионалом, которого видят люди. Медсестры составляют более половины всех медицинских работников мира.
Пандемия Covid-19-это резкое напоминание о жизненно важной роли медсестры. Без медсестер и других медицинских работников мы не выиграем бит

добавлена 19 апреля в 23:14

Иллюзорные доплаты для медиков
18 апреля
Наш президент уже несколько раз выступал с посланиями, где говорил о важности поддержки и стимулирования медицинского персонала в это нелегкое время. Были озвучены конкретные цифры — доплата врачам и медсёстрам по 50 000 рублей. А что происходит на местах на самом деле ?
Недавно я выкладывала статью о скандале в нашем городе, где медики отказались переводиться из поликлинического отделения в инфекционное. Кто-то обвинял врачей в непрофессионализме, улич

добавлена 8 апреля в 20:00

Президент Владимир Путин 8 апреля дал новые поручения из-за ситуации с коронавирусом

Президент Владимир Путин 8 апреля в начале онлайн-совещания с правительством и губернаторами по ситуации с коронавирусом предложил ряд мер в условиях эпидемии.
Главной задачей властей президент назвал борьбу с распространением заболевания, защиту здоровья и жизни людей, обеспечение устойчивости экономики, сохранение занятости и доходов граждан. По словам главы государства, все регионы должны сконцентрироваться на увеличении готовности медучреждений, наращивании их мощностей и возможностей.
Кл

добавлена 13 марта в 15:54

Старшую медсестру осудили из-за заражения пациентов ВИЧ

Ставропольский суд признал виновной в халатности старшую медсестру больницы Будённовска. Из-за неправильного использования катетеров медсёстрами в её подчинении пять пациентов инфекционного отделения заразились ВИЧ-инфекцией. Трое из них дети-дошкольники. Медработнику назначили 10 месяцев исправительных работ.
Об этом сообщил «ТАСС».
«Она приговорена к исправительным работам на срок 10 месяцев с удержанием из зарплаты 10% в доход государства, с лишением права занимать должности, связанные с в

добавлена 13 марта в 15:46

Фельдшера «скорой» избили за отказ переобуться в тапки

В Ленинградской области вечером 9 марта вызвали «скорую» в один из коттеджей деревни Вартемяги. На входе фельдшеру настойчиво предложили снять обувь и надеть тапки, чтобы войти в чистый элитный коттедж. Медик предложила взамен надеть бахилы, но их в доме не оказалось. Во время звонка в диспетчерскую, мать пациента набросилась на фельдшера, ударила кулаком по лицу и потащила за волосы. Пострадавшая обратилась в полицию.
По данным «47news», вызов поступил к 10-летнему мальчику с высокой температ

добавлена 13 марта в 15:43

Немножечко культ-санпросвета для дорогих пациенток.
По — прежнему актуально.
Прежде, чем писать жалобы в Минздрав, немного ознакомьтесь с инструкцией пользования унитазом и биде в больницах.
В этих организациях вас все равно не научат элементарному, а у нас хотя бы есть шанс.

добавлена 10 марта в 19:09

СЕСТРИНСКОЕ ДЕЛО В ТЕРАПИИ С КУРСОМ ПЕРВИЧНОЙ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ. ПРОБЛЕМНО-СИТУАЦИОННЫЕ ЗАДАЧИ С ЭТАЛОНАМИ ОТВЕТОВ

В пульмонологическом отделении находится пациентка С. 35 лет с диагнозом пневмония нижней доли правого легкого.
Жалобы на резкое повышение температуры, слабость, боли в правой половине грудной клетки, усиливающиеся при глубоком вдохе, кашель, одышку, выделение мокроты ржавого цвета. Заболела после переохлаждения. В домашних условиях принимала жаропонижающие препараты, но состоя

Оценка: через 3-5 дней при правильном ведении температура больного снизилась без осложнений, цель достигнута.
Студент демонстрирует инструктаж больной о сборе мокроты для исследования. Студент обучает пациентку, как пользоваться карманной плевательницей.
Студент демонстрирует технику проведения оксигенотерапии на муляже в соответствии с алгоритмом действий.

добавлена 10 марта в 19:05

СЕСТРИНСКОЕ ДЕЛО В ТЕРАПИИ С КУРСОМ ПЕРВИЧНОЙ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ. ПРОБЛЕМНО-СИТУАЦИОННЫЕ ЗАДАЧИ С ЭТАЛОНАМИ ОТВЕТОВ

Пациентка Г., 68 лет, доставлена в терапевтическое отделение машиной скорой помощи с диагнозом левосторонний экссудативный плеврит. Предъявляет жалобы на слабость, сухой сильный приступообразный кашель, субфебрильную температуру. Плохо спит с первых дней заболевания — не может заснуть до 2-3-х часов утра, оставшееся время дремлет с перерывами. Утром чувствует себя разбитой, боли

Оценка. Пациентка отметила улучшение сна, спала ночью, почти не просыпаясь. Жалоб на постельный дискомфорт не предъявляет. Цель достигнута.
Студент доступно объяснит пациентке, как сдать кровь на общий анализ.
Студент готовит все необходимое для плевральной пункции.

Источник