Программа профилактики по вич и гепатитам

УТВЕРЖДАЮ
Заместитель министра
здравоохранения и социального развития
Российской Федерации
Р.А.Хальфин
7 декабря 2007 года N 6503-РХ

Настоящие методические рекомендации подготовлены Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации в соответствии с условиями Соглашения между Российской Федерацией и Международным банком реконструкции и развития о займе для финансирования проекта «Профилактика, диагностика, лечение туберкулеза и СПИДа» N 4687-RU в рамках подготовки нормативно-правовых актов и методических документов по вопросам диагностики, лечения, эпидемиологического и поведенческого надзора ВИЧ/СПИД и сопутствующих заболеваний (приказ Минздравсоцразвития России от 1 апреля 2006* года N 251 «О создании Рабочей группы по подготовке нормативных правовых актов и методических документов по вопросам диагностики, лечения, эпидемиологического и поведенческого надзора ВИЧ/СПИД и сопутствующих заболеваний») при участии ФГУ «Федеральный научно-методический центр по профилактике и борьбе со СПИДом Роспотребнадзора» (ведущий научный сотрудник, д.м.н. Т.Н.Ермак, ведущий научный сотрудник, профессор А.В.Кравченко).
________________
* Вероятно, ошибка оригинала. Следует читать «от 2005». — Примечание изготовителя базы данных.

Методические рекомендации предназначены для специалистов, участвующих в организации оказания медицинской помощи при ВИЧ-инфекции, — для руководителей органов управления здравоохранением субъектов Российской Федерации, руководителей территориальных Центров по профилактике и борьбе со СПИДом и инфекционными заболеваниями, а также других специализированных медицинских учреждений.

Введение

Глобальное распространение вируса иммунного дефицита (далее — ВИЧ), вызывающего развитие смертельного синдрома приобретенного иммунного дефицита (далее — СПИД), представляет угрозу для жизни и здоровья населения Российской Федерации, сохранения численности россиян, нормального функционирования экономики страны и системы отечественного здравоохранения, обеспечения национальной безопасности и геополитической целостности страны.

К середине 2006 года было зарегистрировано более 350000 случаев заражения ВИЧ граждан Российской Федерации, среди которых 80% — это лица в возрасте до 35 лет.

В настоящее время в стране отмечается распространение ВИЧ, связанное преимущественно с передачей вируса при половых контактах и при использовании загрязненных кровью инструментов для немедицинского внутривенного введения психоактивных веществ. Ежедневно регистрируется до 100 новых случаев заболевания ВИЧ-инфекцией.

Это диктует необходимость рассматривать ВИЧ-инфекцию как приоритетную национальную проблему, а противодействие эпидемии ВИЧ-инфекции считать одним из приоритетных направлений деятельности федеральных и региональных органов управления здравоохранения.

Концепция противодействия эпидемии ВИЧ-инфекции в Российской Федерации направлена на предупреждение распространения ВИЧ на территории страны и ограничение негативных последствий распространения ВИЧ как для граждан России, пострадавших вследствие заражения этим вирусом, так и для общества в целом.

В результате мероприятий, предусмотренных национальной концепцией, практически должен быть исключен риск заражения ВИЧ в медицинских учреждениях при проведении медицинских вмешательств, включая переливание крови и другие формы донорства. Вследствие развития инфраструктуры, необходимой для осуществления профилактики, психологической и социальной поддержки людей, живущих с ВИЧ, диагностики, лечения ВИЧ-инфекции, должна осуществляться квалифицированная помощь всем без исключения гражданам Российской Федерации, пострадавшим от распространения ВИЧ-инфекции. Благодаря продлению жизни лиц, живущих с ВИЧ, с помощью современного лечения и предупреждению рождения инфицированных ВИЧ детей должно быть минимизировано негативное влияние ВИЧ-инфекции на демографические процессы. Совершенствование межсекторальной и межведомственной координации деятельности государственных организаций, привлечение к работе по противодействию эпидемии ВИЧ-инфекции общественных и частных организаций, сообщества ВИЧ-позитивных лиц позволят повысить ее эффективность.

Основные направления государственной политики по предупреждению ВИЧ-инфекции и сопутствующих заболеваний (туберкулез, ИППП, гепатиты, наркомания) в Российской Федерации определены Федеральным законом от 30 марта 1995 года N 38-ФЗ «О предупреждении распространения в Российской Федерации заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекция)», Федеральным законом от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», Федеральным законом от 18 июня 2001 года N 77-ФЗ «О предупреждении распространения туберкулеза в Российской Федерации», а постановлениями Правительства Российской Федерации от 13 ноября 2001 года N 790 «О федеральной целевой программе «Предупреждение и борьба с заболеваниями социального характера (2002-2006 годы)», от 1 декабря 2004 года N 715 «Об утверждении перечня социально значимых заболеваний и перечня заболеваний, представляющих опасность для окружающих», постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 1999 года N 19 «О неотложных мерах по предупреждению распространения ВИЧ-инфекции».

Федеральные целевые программы (далее — ФЦП) по борьбе с ВИЧ-инфекцией разрабатываются в соответствии с распоряжениями Правительства Российской Федерации, утверждающими концепцию соответствующей федеральной целевой программы. Подготовка ФЦП осуществляется всеми заинтересованными федеральными органами исполнительной власти.

Требованиями к качеству разрабатываемых программ определены полнота охвата всех аспектов данной проблемы, включение в число исполнителей широкого круга специалистов государственных и негосударственных учреждений, а также возможное сотрудничество с международными организациями и т.д.; возможность внедрения новых технологий и оптимизация использования ресурсов системы здравоохранения, материально-технической базы и кадрового потенциала.

При разработке региональных программ профилактики и лечения ВИЧ-инфекции и сопутствующих заболеваний (туберкулез, ИППП, гепатиты, наркомания) важно учитывать не только эпидситуацию по ВИЧ-инфекции и сопутствующим заболеваниям в данном регионе в настоящее время, но данные прогноза на годы, предусмотренные для реализации программы. Эта проблема требует комплексного подхода к решению, что возможно только при целенаправленных скоординированных действиях органов исполнительной власти региона, общественных организаций, средств массовой информации.

Региональная программа должна отражать основные положения соответствующей федеральной целевой программы и, таким образом, должна способствовать реализации государственной политики по борьбе с ВИЧ-инфекцией и сопутствующими заболеваниями в конкретном субъекте Российской Федерации. Основные мероприятия региональной целевой программы должны быть направлены на стабилизацию эпидемической ситуации по ВИЧ-инфекции в субъекте Российской Федерации, а также способствовать внедрению в медицинскую практику эффективных методов диагностики, профилактики и лечения ВИЧ-инфекции и сопутствующих заболеваний, что, в итоге, приведет к снижению показателей заболеваемости ВИЧ-инфекцией, уровня смертности, инвалидизации, повышению качества и продолжительности жизни больных. К решению данных задач, кроме специалистов государственной системы здравоохранения, должны привлекаться специалисты в области образования, представители общественных организаций и средств массовой информации.

Региональная программа может быть разработана как самостоятельный документ с отдельным финансовым обеспечением мероприятий либо может входить в состав региональной целевой программы по предупреждению и борьбе с социально значимыми заболеваниями.

Структура и содержание региональной программы

Программа разрабатывается по стандартной схеме, в которой имеются паспорт Программы и соответствующие разделы:

— Введение

— Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения

Читайте также:  Какую прививку от гепатита делают в школе

— Цели и задачи Программы

— Сроки и этапы реализации Программы

— Мероприятия Программы (с соответствующим бюджетом, обычно отражаемые в приложении)

— Механизмы реализации Программы

— Организация управления и контроль за ходом реализации Программы

— Ожидаемая эффективность

— Приложения

В паспорте Программы указываются государственный заказчик (управление здравоохранения, правительство региона), основные разработчики, исполнители основных мероприятий, сроки реализации программы, объем и источники финансирования, формулируются цель и задачи программы, ожидаемые результаты, указываются учреждения, осуществляющие контроль за исполнением Программы.

Объем финансирования целесообразно расписать по годам в соответствии с его источниками (например, федеральный бюджет; областной бюджет; местные бюджеты: комитет по здравоохранению, комитет по делам молодежи, комитет по образованию; внебюджетные источники).

Введение и содержание проблемы с обоснованием необходимости ее решения отражают актуальность проблемы ВИЧ-инфекции, эпидемическую обстановку по ВИЧ-инфекции и сопутствующим заболеваниям на данной территории, сложившуюся ко времени создания Программы, и данные прогноза дальнейшего роста заболеваемости ВИЧ-инфекцией, отношение органов государственной власти региона к решению этой проблемы.

Цели и задачи программы

Основной целью Программы должны являться замедление темпов роста распространения (или стабилизация эпидситуации) ВИЧ-инфекции и сопутствующих заболеваний (туберкулез, ИППП, гепатиты, наркомания), а также увеличение качества и продолжительности жизни, снижение инвалидизации больных ВИЧ-инфекцией и сопутствующими заболеваниями.

Достижение целей Программы должно обеспечиваться решением соответствующих задач.

Раздел «Профилактика»:

— развитие системы информирования населения о мерах профилактики ВИЧ-инфекции, туберкулеза, гепатитов В и С, ИППП, наркомании;

— профилактика ВИЧ-инфекции, туберкулеза, вирусных гепатитов, ИППП, наркомании среди общего населения, молодежи, в целевых группах (ПИН, работников коммерческого секса, лиц, находящихся в учреждениях системы исполнения наказаний; мигрантов и т.д.), в медицинских учреждениях;

— совершенствование эпиднадзора за распространением этих заболеваний и контроля за проведением профилактических мероприятий;

— обеспечение безопасности медицинских манипуляций, в том числе при переливании донорской крови и ее компонентов.

Раздел «Лечение»:

— укрепление материально-технической базы центров СПИД, фтизиатрической, кожно-венерологической, инфекционной, наркологической служб; совершенствование системы взаимодействия этих служб;

— совершенствование диагностики и лечения ВИЧ-инфекции и вторичных заболеваний;

— организация системы оказания помощи больным ВИЧ-инфекцией (включая паллиативную помощь);

— профилактика передачи ВИЧ-инфекции во время беременности и родов;

— обеспечение лекарственными препаратами, диагностическими системами центров СПИД.

Раздел «Подготовка кадров»:

— повышение профессионального уровня медицинских кадров;

— подготовка специалистов по социальной работе;

— подготовка добровольцев для оказания поддержки ЛЖВС.

Раздел «Помощь и поддержка»:

— социальная защита больных;

— борьба со стигмой и дискриминацией.

Раздел «Мониторинг и оценка» — может быть использован метод, предложенный академиком В.В.Покровским.

Учитывая, что в ближайшие годы будет увеличиваться число больных с поздними стадиями ВИЧ-инфекции и наличием тяжелых оппортунистических поражений, рекомендуется предусматривать открытие отделений для таких больных и выделение средств для лечения вторичных заболеваний, а также создание системы оказания паллиативной помощи.

С учетом того, что в настоящее время препараты АРВ первой линии (базовые схемы) поступают в регионы в рамках приоритетного национального проекта, необходимо предусматривать возможность закупки препаратов АРТ для схем второй и третьей линий, а также средств для диагностики, профилактики и лечения оппортунистических поражений и оказания паллиативной помощи за счет средств регионального бюджета.

Сроки реализации программы

Указываются годы (и возможные этапы) реализации Программы.

В разделе «Мероприятия Программы» должны быть указаны конкретные мероприятия Программы, сроки их исполнения, объем финансирования по годам (или этапам), источники финансирования, исполнители каждого мероприятия. Все мероприятия Программы должны иметь обоснование.

Раздел «Механизм реализации Программы» предусматривает возложение ответственности за реализацию Программы на ее заказчика; реализация мероприятий может быть осуществлена на основе государственных контрактов между Министерством здравоохранения региона с исполнителями программных мероприятий.

Государственный заказчик обеспечивает координацию действий основных исполнителей, контролирует целенаправленное использование средств, выполнение мероприятий Программы; совместно с основными исполнителями составляет сводную бюджетную заявку и предусматривает в ней соответствующие объемы бюджета с ежегодным предоставлением этой заявки в Министерство экономики и Министерство финансов региона для учета при формировании проектов годовых прогнозов социально-экономического развития и бюджета региона; принимает все возможные меры по полному финансированию Программы. Объемы финансирования уточняются ежегодно при рассмотрении регионального бюджета на предстоящий год.

Основные исполнители Программы разрабатывают и утверждают ежегодные планы работ для реализации соответствующих мероприятий, осуществляют организацию, контроль и обеспечение выполнения в полном объеме предусмотренных Программой работ; подготавливают и направляют государственному заказчику предложения к сводной бюджетной заявке с указанием конкретных мероприятий с соответствующим обоснованием.

Исполнители отдельных мероприятий Программы (учреждения, организации) определяются на конкурсной основе в соответствии с действующим законодательством.

Программа может предусматривать активное привлечение средств различных фондов и общественных организаций, их активное участие в решении ряда задач (например, в профилактике ВИЧ-инфекции и сопутствующих заболеваний в целевых группах, а также в повышении приверженности к антиретровирусной терапии, решении социальных вопросов людей, живущих с ВИЧ/СПИДом).

В ходе реализации Программы могут проводиться мероприятия с участием международных организаций (и с привлечением их финансовых средств) для осуществления совместных проектов по укреплению материально-технической базы соответствующих служб, внедрению новых технологий диагностики, обеспечению лекарственными средствами и т.п.

Организация управления и контроль за ходом реализации программы

Общий контроль за ходом реализации Программы осуществляет Правительство субъекта Российской Федерации.

Управление реализацией Программы осуществляется Министерством здравоохранения региона. Ежегодно на заседаниях коллегии Министерства здравоохранения региона должны рассматриваться вопросы о ходе реализации программных мероприятий и эффективности использования финансовых средств.

Ожидаемые результаты (эффективность реализации программы)

В этом разделе указываются вероятные достижения, полученные в ходе реализации Программы (например, темпы снижения роста заболеваемости ВИЧ-инфекцией, ИППП, туберкулезом, гепатитами; снижение уровня смертности, уменьшение социально-экономических последствий этих заболеваний; уменьшение или отсутствие случаев внутрибольничного, профессионального заражения, заражения при переливании донорской крови, при пересадке органов и тканей).

Электронный текст документа
подготовлен ЗАО «Кодекс» и сверен по:
Организация работы службы
по профилактике и борьбе со СПИДом
в Российской Федерации,
Том N 1 — Москва, 2007

Источник

Методические рекомендации “О разработке региональных программ профилактики и лечения ВИЧ-инфекции и сопутствующих заболеваний (туберкулез, ИППП, гепатиты, наркомания)”

УТВЕРЖДАЮ
Заместитель министра
здравоохранения и социального развития
Российской Федерации
Р.А.Хальфин
7 декабря 2007 года N 6503-РХ

Читайте также:  Гепатит с сыпь на коже фото

“О разработке региональных программ профилактики и лечения ВИЧ-инфекции и сопутствующих заболеваний (туберкулез, ИППП, гепатиты, наркомания)”

Настоящие методические рекомендации подготовлены Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации в соответствии с условиями Соглашения между Российской Федерацией и Международным банком реконструкции и развития о займе для финансирования проекта “Профилактика, диагностика, лечение туберкулеза и СПИДа” N 4687-RU в рамках подготовки нормативно-правовых актов и методических документов по вопросам диагностики, лечения, эпидемиологического и поведенческого надзора ВИЧ/СПИД и сопутствующих заболеваний (приказ Минздравсоцразвития России от 1 апреля 2006* года N 251 “О создании Рабочей группы по подготовке нормативных правовых актов и методических документов по вопросам диагностики, лечения, эпидемиологического и поведенческого надзора ВИЧ/СПИД и сопутствующих заболеваний”) при участии ФГУ “Федеральный научно-методический центр по профилактике и борьбе со СПИДом Роспотребнадзора” (ведущий научный сотрудник, д.м.н. Т.Н.Ермак, ведущий научный сотрудник, профессор А.В.Кравченко).
________________
* Вероятно, ошибка оригинала. Следует читать “от 2005”. – Примечание изготовителя базы данных.

Методические рекомендации предназначены для специалистов, участвующих в организации оказания медицинской помощи при ВИЧ-инфекции, – для руководителей органов управления здравоохранением субъектов Российской Федерации, руководителей территориальных Центров по профилактике и борьбе со СПИДом и инфекционными заболеваниями, а также других специализированных медицинских учреждений.

Введение

Глобальное распространение вируса иммунного дефицита (далее – ВИЧ), вызывающего развитие смертельного синдрома приобретенного иммунного дефицита (далее – СПИД), представляет угрозу для жизни и здоровья населения Российской Федерации, сохранения численности россиян, нормального функционирования экономики страны и системы отечественного здравоохранения, обеспечения национальной безопасности и геополитической целостности страны.

К середине 2006 года было зарегистрировано более 350000 случаев заражения ВИЧ граждан Российской Федерации, среди которых 80% – это лица в возрасте до 35 лет.

В настоящее время в стране отмечается распространение ВИЧ, связанное преимущественно с передачей вируса при половых контактах и при использовании загрязненных кровью инструментов для немедицинского внутривенного введения психоактивных веществ. Ежедневно регистрируется до 100 новых случаев заболевания ВИЧ-инфекцией.

Это диктует необходимость рассматривать ВИЧ-инфекцию как приоритетную национальную проблему, а противодействие эпидемии ВИЧ-инфекции считать одним из приоритетных направлений деятельности федеральных и региональных органов управления здравоохранения.

Концепция противодействия эпидемии ВИЧ-инфекции в Российской Федерации направлена на предупреждение распространения ВИЧ на территории страны и ограничение негативных последствий распространения ВИЧ как для граждан России, пострадавших вследствие заражения этим вирусом, так и для общества в целом.

В результате мероприятий, предусмотренных национальной концепцией, практически должен быть исключен риск заражения ВИЧ в медицинских учреждениях при проведении медицинских вмешательств, включая переливание крови и другие формы донорства. Вследствие развития инфраструктуры, необходимой для осуществления профилактики, психологической и социальной поддержки людей, живущих с ВИЧ, диагностики, лечения ВИЧ-инфекции, должна осуществляться квалифицированная помощь всем без исключения гражданам Российской Федерации, пострадавшим от распространения ВИЧ-инфекции. Благодаря продлению жизни лиц, живущих с ВИЧ, с помощью современного лечения и предупреждению рождения инфицированных ВИЧ детей должно быть минимизировано негативное влияние ВИЧ-инфекции на демографические процессы. Совершенствование межсекторальной и межведомственной координации деятельности государственных организаций, привлечение к работе по противодействию эпидемии ВИЧ-инфекции общественных и частных организаций, сообщества ВИЧ-позитивных лиц позволят повысить ее эффективность.

Основные направления государственной политики по предупреждению ВИЧ-инфекции и сопутствующих заболеваний (туберкулез, ИППП, гепатиты, наркомания) в Российской Федерации определены Федеральным законом от 30 марта 1995 года N 38-ФЗ “О предупреждении распространения в Российской Федерации заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекция)”, Федеральным законом от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ “О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения”, Федеральным законом от 18 июня 2001 года N 77-ФЗ “О предупреждении распространения туберкулеза в Российской Федерации”, а постановлениями Правительства Российской Федерации от 13 ноября 2001 года N 790 “О федеральной целевой программе “Предупреждение и борьба с заболеваниями социального характера (2002-2006 годы)”, от 1 декабря 2004 года N 715 “Об утверждении перечня социально значимых заболеваний и перечня заболеваний, представляющих опасность для окружающих”, постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 1999 года N 19 “О неотложных мерах по предупреждению распространения ВИЧ-инфекции”.

Федеральные целевые программы (далее – ФЦП) по борьбе с ВИЧ-инфекцией разрабатываются в соответствии с распоряжениями Правительства Российской Федерации, утверждающими концепцию соответствующей федеральной целевой программы. Подготовка ФЦП осуществляется всеми заинтересованными федеральными органами исполнительной власти.

Требованиями к качеству разрабатываемых программ определены полнота охвата всех аспектов данной проблемы, включение в число исполнителей широкого круга специалистов государственных и негосударственных учреждений, а также возможное сотрудничество с международными организациями и т.д.; возможность внедрения новых технологий и оптимизация использования ресурсов системы здравоохранения, материально-технической базы и кадрового потенциала.

При разработке региональных программ профилактики и лечения ВИЧ-инфекции и сопутствующих заболеваний (туберкулез, ИППП, гепатиты, наркомания) важно учитывать не только эпидситуацию по ВИЧ-инфекции и сопутствующим заболеваниям в данном регионе в настоящее время, но данные прогноза на годы, предусмотренные для реализации программы. Эта проблема требует комплексного подхода к решению, что возможно только при целенаправленных скоординированных действиях органов исполнительной власти региона, общественных организаций, средств массовой информации.

Региональная программа должна отражать основные положения соответствующей федеральной целевой программы и, таким образом, должна способствовать реализации государственной политики по борьбе с ВИЧ-инфекцией и сопутствующими заболеваниями в конкретном субъекте Российской Федерации. Основные мероприятия региональной целевой программы должны быть направлены на стабилизацию эпидемической ситуации по ВИЧ-инфекции в субъекте Российской Федерации, а также способствовать внедрению в медицинскую практику эффективных методов диагностики, профилактики и лечения ВИЧ-инфекции и сопутствующих заболеваний, что, в итоге, приведет к снижению показателей заболеваемости ВИЧ-инфекцией, уровня смертности, инвалидизации, повышению качества и продолжительности жизни больных. К решению данных задач, кроме специалистов государственной системы здравоохранения, должны привлекаться специалисты в области образования, представители общественных организаций и средств массовой информации.

Региональная программа может быть разработана как самостоятельный документ с отдельным финансовым обеспечением мероприятий либо может входить в состав региональной целевой программы по предупреждению и борьбе с социально значимыми заболеваниями.

Структура и содержание региональной программы

Программа разрабатывается по стандартной схеме, в которой имеются паспорт Программы и соответствующие разделы:

Читайте также:  Какая вирусная нагрузка считается низкой при гепатите с

– Введение

– Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения

– Цели и задачи Программы

– Сроки и этапы реализации Программы

– Мероприятия Программы (с соответствующим бюджетом, обычно отражаемые в приложении)

– Механизмы реализации Программы

– Организация управления и контроль за ходом реализации Программы

– Ожидаемая эффективность

– Приложения

В паспорте Программы указываются государственный заказчик (управление здравоохранения, правительство региона), основные разработчики, исполнители основных мероприятий, сроки реализации программы, объем и источники финансирования, формулируются цель и задачи программы, ожидаемые результаты, указываются учреждения, осуществляющие контроль за исполнением Программы.

Объем финансирования целесообразно расписать по годам в соответствии с его источниками (например, федеральный бюджет; областной бюджет; местные бюджеты: комитет по здравоохранению, комитет по делам молодежи, комитет по образованию; внебюджетные источники).

Введение и содержание проблемы с обоснованием необходимости ее решения отражают актуальность проблемы ВИЧ-инфекции, эпидемическую обстановку по ВИЧ-инфекции и сопутствующим заболеваниям на данной территории, сложившуюся ко времени создания Программы, и данные прогноза дальнейшего роста заболеваемости ВИЧ-инфекцией, отношение органов государственной власти региона к решению этой проблемы.

Цели и задачи программы

Основной целью Программы должны являться замедление темпов роста распространения (или стабилизация эпидситуации) ВИЧ-инфекции и сопутствующих заболеваний (туберкулез, ИППП, гепатиты, наркомания), а также увеличение качества и продолжительности жизни, снижение инвалидизации больных ВИЧ-инфекцией и сопутствующими заболеваниями.

Достижение целей Программы должно обеспечиваться решением соответствующих задач.

Раздел “Профилактика”:

– развитие системы информирования населения о мерах профилактики ВИЧ-инфекции, туберкулеза, гепатитов В и С, ИППП, наркомании;

– профилактика ВИЧ-инфекции, туберкулеза, вирусных гепатитов, ИППП, наркомании среди общего населения, молодежи, в целевых группах (ПИН, работников коммерческого секса, лиц, находящихся в учреждениях системы исполнения наказаний; мигрантов и т.д.), в медицинских учреждениях;

– совершенствование эпиднадзора за распространением этих заболеваний и контроля за проведением профилактических мероприятий;

– обеспечение безопасности медицинских манипуляций, в том числе при переливании донорской крови и ее компонентов.

Раздел “Лечение”:

– укрепление материально-технической базы центров СПИД, фтизиатрической, кожно-венерологической, инфекционной, наркологической служб; совершенствование системы взаимодействия этих служб;

– совершенствование диагностики и лечения ВИЧ-инфекции и вторичных заболеваний;

– организация системы оказания помощи больным ВИЧ-инфекцией (включая паллиативную помощь);

– профилактика передачи ВИЧ-инфекции во время беременности и родов;

– обеспечение лекарственными препаратами, диагностическими системами центров СПИД.

Раздел “Подготовка кадров”:

– повышение профессионального уровня медицинских кадров;

– подготовка специалистов по социальной работе;

– подготовка добровольцев для оказания поддержки ЛЖВС.

Раздел “Помощь и поддержка”:

– социальная защита больных;

– борьба со стигмой и дискриминацией.

Раздел “Мониторинг и оценка” – может быть использован метод, предложенный академиком В.В.Покровским.

Учитывая, что в ближайшие годы будет увеличиваться число больных с поздними стадиями ВИЧ-инфекции и наличием тяжелых оппортунистических поражений, рекомендуется предусматривать открытие отделений для таких больных и выделение средств для лечения вторичных заболеваний, а также создание системы оказания паллиативной помощи.

С учетом того, что в настоящее время препараты АРВ первой линии (базовые схемы) поступают в регионы в рамках приоритетного национального проекта, необходимо предусматривать возможность закупки препаратов АРТ для схем второй и третьей линий, а также средств для диагностики, профилактики и лечения оппортунистических поражений и оказания паллиативной помощи за счет средств регионального бюджета.

Сроки реализации программы

Указываются годы (и возможные этапы) реализации Программы.

В разделе “Мероприятия Программы” должны быть указаны конкретные мероприятия Программы, сроки их исполнения, объем финансирования по годам (или этапам), источники финансирования, исполнители каждого мероприятия. Все мероприятия Программы должны иметь обоснование.

Раздел “Механизм реализации Программы” предусматривает возложение ответственности за реализацию Программы на ее заказчика; реализация мероприятий может быть осуществлена на основе государственных контрактов между Министерством здравоохранения региона с исполнителями программных мероприятий.

Государственный заказчик обеспечивает координацию действий основных исполнителей, контролирует целенаправленное использование средств, выполнение мероприятий Программы; совместно с основными исполнителями составляет сводную бюджетную заявку и предусматривает в ней соответствующие объемы бюджета с ежегодным предоставлением этой заявки в Министерство экономики и Министерство финансов региона для учета при формировании проектов годовых прогнозов социально-экономического развития и бюджета региона; принимает все возможные меры по полному финансированию Программы. Объемы финансирования уточняются ежегодно при рассмотрении регионального бюджета на предстоящий год.

Основные исполнители Программы разрабатывают и утверждают ежегодные планы работ для реализации соответствующих мероприятий, осуществляют организацию, контроль и обеспечение выполнения в полном объеме предусмотренных Программой работ; подготавливают и направляют государственному заказчику предложения к сводной бюджетной заявке с указанием конкретных мероприятий с соответствующим обоснованием.

Исполнители отдельных мероприятий Программы (учреждения, организации) определяются на конкурсной основе в соответствии с действующим законодательством.

Программа может предусматривать активное привлечение средств различных фондов и общественных организаций, их активное участие в решении ряда задач (например, в профилактике ВИЧ-инфекции и сопутствующих заболеваний в целевых группах, а также в повышении приверженности к антиретровирусной терапии, решении социальных вопросов людей, живущих с ВИЧ/СПИДом).

В ходе реализации Программы могут проводиться мероприятия с участием международных организаций (и с привлечением их финансовых средств) для осуществления совместных проектов по укреплению материально-технической базы соответствующих служб, внедрению новых технологий диагностики, обеспечению лекарственными средствами и т.п.

Организация управления и контроль за ходом реализации программы

Общий контроль за ходом реализации Программы осуществляет Правительство субъекта Российской Федерации.

Управление реализацией Программы осуществляется Министерством здравоохранения региона. Ежегодно на заседаниях коллегии Министерства здравоохранения региона должны рассматриваться вопросы о ходе реализации программных мероприятий и эффективности использования финансовых средств.

Ожидаемые результаты (эффективность реализации программы)

В этом разделе указываются вероятные достижения, полученные в ходе реализации Программы (например, темпы снижения роста заболеваемости ВИЧ-инфекцией, ИППП, туберкулезом, гепатитами; снижение уровня смертности, уменьшение социально-экономических последствий этих заболеваний; уменьшение или отсутствие случаев внутрибольничного, профессионального заражения, заражения при переливании донорской крови, при пересадке органов и тканей).

Электронный текст документа
подготовлен ЗАО “Кодекс” и сверен по:
Организация работы службы
по профилактике и борьбе со СПИДом
в Российской Федерации,
Том N 1 – Москва, 2007

Source: docs.cntd.ru

Источник