Роль участковой медсестры в профилактике кишечных инфекций у детей

О появлении инфекционного больного ставят в известность участковых вра­чей, детские консультации и поликлиники, здравпункты, детские учреждения (ясли, детские сады, школы, больницы), бюро госпитализации и районных эпидемиологов СЭС. Длительность изоляции инфекционных больных в ста­ционарах или на дому определяется сроками, установленными Министер­ством здравоохранения РФ.

Профилактика инфекций в детских поликлиниках. Наряду с большой рабо­той по оздоровлению детей детская поликлиника обязана оградить приходя­щих детей от возможного заражения инфекционными болезнями на приеме у врача. Профилактика инфекций в детской поликлинике основана на пра­вильном устройстве помещений и соответствующей постановке работы. Про­филактический прием здоровых детей (осмотр, взвешивание, беседы с матеря­ми по вопросам вскармливания, уходу, правилам личной гигиены и воспитанию) проводят отдельно от приема больных детей. При отсутствии отдельного помещения с разными входами четко разграничивают время при­ема здоровых и больных.[8,c.71]

Больных детей следует преимущественно обслуживать на дому. Обслужи­ванию на дому подлежат первично заболевшие и лихорадящие дети. Участ­ковый врач регулярно посещает больного ребенка или при повторном посеще­нии направляет участковую медицинскую сестру для дальнейших наблюдений и выполнения диагностических и лечебных назначений.

При посещении детской поликлиники дети проходят через специально вы­деленные боксы (фильтры) для предварительного осмотра. В фильтре квали­фицированная медицинская сестра опрашивает мать о заболеваниях в доме, соседних квартирах, О возможности встречи ребенка с инфекционными больными, получает сведения о самом ребенке, его поведении, измеряет тем­пературу тела и одновременно осматривает зев (ангина) и кожные покровы. При подозрении на инфекционное заболевание медицинская сестра немедлен­но показывает ребенка врачу. Детей с инфекционными заболеваниями или с подозрением на них немедленно изолируют в бокс, откуда направляют до­мой (домашняя изоляция) или в стационар. Освободившийся бокс подвергают влажной уборке и проветривают. Медицинская сестра ведет точную запись всех проходящих через бокс детей с указанием часа их прихода. При устано­влении инфекционного заболевания у ребенка на последующих этапах обслу­живания в поликлинике устанавливают имена и адреса всех детей, бывших в контакте с больным. В отношении последних и их окружения проводят со­ответствующие профилактические мероприятия (сигнализация, карантин, бак­териологическое исследование, проведение прививок).[15,c.123]

Поликлиника должна иметь постоянный деловой контакт с СЭС в прове­дении общих оздоровительных и специальных профилактических мероприя­тий.

Профилактика инфекций в детских учреждениях (ясли, детский сад). Прово­дится по трем основным направлениям:

а) повышение невосприимчивости и устойчивости детей к инфекции;

б) защита от заноса инфекции в детское уч­реждение;

в) быстрая ликвидация источника инфекции в случае ее распростра­нения.

Делая всем здоровым детям специфические предохранительные прививки, нужно в то же время тщательно предохранять коллектив от заноса инфекции. Ее источником может быть обслуживающий персонал, поэтому необходимы систематическое обследование персонала на носительство возбудителей диф­терии, тифо-паратифов, дизентерии, профилактическая проверка на туберку­лез, кожно-венерические и паразитарные болезни. Чаще всего источником ин­фекции является либо больной ребенок, либо ребенок, бывший в контакте с больным. Такие дети не должны посещать детские учреждения. Как извест­но, инфекционное заболевание клинически проявляется после инкубационного (скрытого) периода. Это необходимо строго учитывать, своевременно изоли­ровав инфицированного ребенка (карантин), чтобы оградить других детей от контакта.

В детских учреждениях необходимо проводить большую санитарно-воспи­тательную работу с матерями, добиваясь того, чтобы они сами сообщали в ясли и детский сад о заболеваниях в семье, квартире или доме. Такое свое­временное извещение (сигнализация) является важнейшим условием борьбы с заносом возбудителя инфекции в детские учреждения. Справку о том, что ребенок не имел контакта с инфекционными больными, необходимо требо­вать на каждого вновь поступающего в детское учреждение ребенка, а также от детей, вернувшихся из больницы или санатория. Всякий пропуск в посеще­нии ребенком детского учреждения работники этого учреждения должны кон­тролировать. При обнаружении инфекционной болезни у ребенка принимают соответствующие меры (изоляция дома или помещение в стационар).[14,c.165]

Кроме своевременной сигнализации, при ежедневном приеме ребенка в яс­ли и детский сад необходимо тщательно расспрашивать мать, как о состоянии ребенка, так и о здоровье окружающих его детей (в семье, у соседей по квар­тире). Ежедневный опрос ведет медицинская сестра, принимающая детей. Све­дения об эпидемическом неблагополучии в квартире следует проверить путем дополнительного обследования, а ребенка немедленно отправить домой. При приеме медицинская сестра тщательно осматривает ребенка, особенно зев, ко­жу, измеряет температуру тела. При подозрении на инфекционное забо­левание ребенка не оставляют в детском учреждении, а отправляют домой.

Необходимо стремиться к тому, чтобы обнаруженный в детском коллекти­ве случай инфекционной болезни оставался единственным, не вызывал дальнейшего распространения инфекции. Для своевременного обнаружения инфекционного больного каждая медицинская сестра, воспитательница в дет­ском учреждении и педагогический персонал в школе должны иметь предста­вление об этих болезнях, знать самые важные признаки и уметь их обнаруживать.

Особое внимание нужно уделять детям, находящимся в течение круглых суток в детских учреждениях. Необходимо постоянно следить за состоянием и поведением ребенка в течение дня. Начало болезни чаще всего проявляется в изменении настроения и общего самочувствия ребенка. До того веселый и живой он становится вялым, скучным, малоподвижным, иногда капризни­чает или отказывается от еды. Полагается измерить температуру тела, тща­тельно осмотреть все кожные покровы, установить, нет ли какой-нибудь сы­пи, желтушности кожных покровов, катаральных явлений в зеве, припухания лимфатических узлов или околоушных слюнных желез, изменений стула и патологических примесей в испражнениях. Если у ребенка обнаружены признаки острого заболевания, нужно немедленно послать за матерью, а ре­бенка поместить в изолятор (свободную комнату), уложить в постель. Нельзя допускать непосредственного контакта между здоровыми детьми и заболев­шим ребенком.[7,c.10]

Читайте также:  Ротовирусная кишечная инфекция период заражения

При инфекционном заболевании в детском учреждении на все учреждение или на отдельную группу, где обнаружена инфекция, накладывают карантин. В этой группе проводят следующие мероприятия: обеспечивают полное раз­общение детей с детьми остальных групп, прекращают прием в группу вновь поступающих детей, не перенесших данное заболевание, перевод детей в дру­гие группы, а также в иные учреждения, обеспечивают тщательное медицин­ское наблюдение, имеющее целью наиболее раннее выявление новых случаев заболевания, бактериологическое исследование у всех, кто находился в кон­такте с больным ребенком (включая обслуживающий персонал), выполняют профилактическую и заключительную дезинфекцию.

Каждый случай инфекционного заболевания регистрируется в специальном журнале. В отдельной тетради записывают случаи заболевания внутри кол­лектива с подробным эпидемиологическим разбором, указанием числа забо­левших (имевших контакт) и установленных сроков карантина. Кроме того, фиксируют весь комплекс проведенных профилактических и противоэпидеми­ческих мероприятий в очаге инфекции,[2,c.160]

Медицинская сестра должна доводить до сведения родителей правила по профилактике инфекционных заболеваний у детей. Памятка для родителей: правила по профилактике пищевых инфекций приведена в Приложении 2.

Таким образом, мы увидели, что роль медсестры в профилактике заболеваний огромна в любой сфере здравоохранения для пациентов абсолютно всех возрастов. Медицинская сестра всегда должна помнить и повторять пациентам, что болезнь легче предупредить, чем лечить.

2.2. Роль медицинской сестры в профилактике кишечных инфекций в учреждениях

Велика и значима роль медсестры в профилактике заболеваний самого различного характера в самых разнообразных отраслях медицины. Медицинская сестра находится возле пациента большую часть своего рабочего времени и значительно дольше по сравнению с врачом. И она имеет право и обязана доносить знания о профилактике заболеваний различных органов и систем, а также инфекционных болезнях.

Рассмотрим роль медицинской сестры в профилактике ВБИ.

Наибольшее значение придается роли медицинских работников среднего звена в профилактике ВБИ (внутрибольничных, нозокомиальных инфекций), или ИСМП (инфекций, связанных с оказанием медицинской помощи). При этом основная часть профилактических мер связана с соблюдением санитарно-эпидемиологического режима. Ответственность ложится как на исполнителей, так и на лиц, осуществляющих организацию и контроль. Иными словами, и на медицинских сестер палатных, процедурных, операционных, анестезистов, физиотерапевтических и остальных, и на старших медсестер отделения, а также на помощников эпидемиолога, контролирующих организацию и исполнение СЭР в отделении.[16,c.98]

Чем лучше организована работа в плане исполнения санитарных правил, чем четче исполняются все требования, чем чаще и качественней осуществляется производственный контроль, тем ниже риск возникновения ИСМП.



Источник

Ýòèîëîãèÿ, ýïèäåìèîëîãèÿ, ïàòîãåíåç, êëàññèôèêàöèÿ, êëèíè÷åñêàÿ êàðòèíà êèøå÷íûõ èíôåêöèé. Äèàãíîñòèêà, ëå÷åíèå è ïðîôèëàêòèêà èíôåêöèîííûõ áîëåçíåé êèøå÷íèêà. Öåëè è çàäà÷è äåÿòåëüíîñòè ìåäèöèíñêîé ñåñòðû ïî óõîäó çà ïàöèåíòîì ñ êèøå÷íîé èíôåêöèåé.

Ñòóäåíòû, àñïèðàíòû, ìîëîäûå ó÷åíûå, èñïîëüçóþùèå áàçó çíàíèé â ñâîåé ó÷åáå è ðàáîòå, áóäóò âàì î÷åíü áëàãîäàðíû.

Ðàçìåùåíî íà https://www.allbest.ru/

Ãîñóäàðñòâåííîå áþäæåòíîå îáðàçîâàòåëüíîå ó÷ðåæäåíèå

ñðåäíåãî ïðîôåññèîíàëüíîãî îáðàçîâàíèÿ

ãîðîäà Ìîñêâû

Êóðñîâàÿ ðàáîòà

ïî ó÷åáíîé äèñöèïëèíå

«Ñåñòðèíñêîå äåëî ïðè èíôåêöèîííûõ çàáîëåâàíèÿõ»

Òåìà: «Îñîáåííîñòè ñåñòðèíñêîé äåÿòåëüíîñòè ïðè êèøå÷íûõ èíôåêöèÿõ»

Âûïîëíèë(à) ñòóäåíò

À.Â. Ëèòâèí

Ñïåöèàëüíîñòü Ñåñòðèíñêîå äåëî

Ðóêîâîäèòåëü Å.Â. Êàðïîâà

Ìîñêâà, 2014

ÑÎÄÅÐÆÀÍÈÅ

ÂÂÅÄÅÍÈÅ

1. ÊÈØÅ×ÍÛÅ ÈÍÔÅÊÖÈÈ

1.1 Ýòèîëîãèÿ

1.2 Ýïèäåìèîëîãèÿ

1.3 Ïàòîãåíåç

1.4 Êëàññèôèêàöèÿ

1.5 Êëèíè÷åñêàÿ êàðòèíà

1.6 Îñëîæíåíèÿ

1.7 Äèàãíîñòèêà

1.8 Ëå÷åíèå

1.9 Ïðîôèëàêòèêà

2. ÎÑÎÁÅÍÍÎÑÒÈ ÑÅÑÒÐÈÍÑÊÎÉ ÄÅßÒÅËÜÍÎÑÒÈ ÏÐÈ ÊÈØÅ×ÍÛÕ ÈÍÔÅÊÖÈßÕ

2.1 Ìàíèïóëÿöèè, âûïîëíÿåìûå ìåäèöèíñêîé ñåñòðîé

ÂÂÅÄÅÍÈÅ

Àêòóàëüíîñòü

Êèøå÷íûå èíôåêöèè — îäíî èç ñàìûõ ðàñïðîñòðàíåííûõ çàáîëåâàíèé â ìèðå. Ðàñïðîñòðàíåííîñòü èõ ñðåäè íàñåëåíèÿ ÷ðåçâû÷àéíî âûñîêàÿ, êàê â äåòñêîé âîçðàñòíîé ãðóïïå, òàê è ó âçðîñëûõ.

Åæåãîäíî íà ïëàíåòå çàáîëåâàþò áîëåå 500 ìëí. ÷åëîâåê. Ïîêàçàòåëü çàáîëåâàåìîñòè â Ðîññèè äîõîäèò äî 400 è áîëåå ñëó÷àåâ íà 100 òûñ. íàñåëåíèÿ. Ãëàâíûì ïîêàçàòåëåì ýôôåêòèâíîñòè òåðàïèè êèøå÷íûõ èíôåêöèé ÿâëÿåòñÿ äîñòèæåíèå è ïîääåðæàíèå êîíòðîëÿ íàä çàáîëåâàíèåì.

Âûñîêàÿ ðàñïðîñòðàíåííîñòü çàáîëåâàíèÿ íà æèçíü îáùåñòâà, à òàê æå êàæäîãî ïàöèåíòà îáóñëàâëèâàþò íåîáõîäèìîñòü ïðåäóïðåæäåíèÿ è ñâîåâðåìåííîãî âûÿâëåíèÿ ôàêòîðîâ ðèñêà è ïðîôèëàêòèêè îáîñòðåíèé çàáîëåâàíèÿ.  ýòîì áîëüøàÿ ðîëü îòâîäèòñÿ ìåäèöèíñêîé ñåñòðå. Ñëåäîâàòåëüíî, èçó÷åíèå îñîáåííîñòåé ñåñòðèíñêîé äåÿòåëüíîñòè ïðè êèøå÷íûõ èíôåêöèÿõ ÿâëÿåòñÿ àêòóàëüíûì.

Öåëü èññëåäîâàíèÿ

Èçó÷èòü îñîáåííîñòè ñåñòðèíñêîé äåÿòåëüíîñòè ïðè êèøå÷íûõ èíôåêöèÿõ. Çàäà÷è

Äëÿ äîñòèæåíèÿ äàííîé öåëè èññëåäîâàíèÿ íåîáõîäèìî èçó÷èòü:

§ ýòèîëîãèþ;

§ êëàññèôèêàöèþ;

§ êëèíè÷åñêóþ êàðòèíó;

§ äèàãíîñòèêó;

§ îñëîæíåíèÿ;

§ îñîáåííîñòè ëå÷åíèÿ;

§ ïðîôèëàêòèêó;

§ ðåàáèëèòàöèþ, ïðîãíîç.

Äëÿ äîñòèæåíèÿ äàííîé öåëè èññëåäîâàíèÿ íåîáõîäèìî ïðîàíàëèçèðîâàòü:

— äâà ñëó÷àÿ, èëëþñòðèðóþùèå òàêòèêó ìåäèöèíñêîé ñåñòðû ïðè îñóùåñòâëåíèè ñåñòðèíñêîé äåÿòåëüíîñòè ó ïàöèåíòîâ ñ äàííîé ïàòîëîãèåé

Îáúåêò èññëåäîâàíèÿ

Ïàöèåíòû ñ êèøå÷íûìè èíôåêöèÿìè.

Ïðåäìåò èññëåäîâàíèÿ

Ñåñòðèíñêàÿ äåÿòåëüíîñòü ïðè êèøå÷íûõ èíôåêöèÿõ.

Ìåòîäû èññëåäîâàíèÿ

§ íàó÷íî-òåîðåòè÷åñêèé;

§ àíàëèòè÷åñêèé;

§ íàáëþäåíèå;

§ ñðàâíåíèå.

1. ÊÈØÅ×ÍÛÅ ÈÍÔÅÊÖÈÈ

Êèøå÷íûå èíôåêöèè — ýòî ãðóïïà èíôåêöèîííûõ áîëåçíåé, ïðè êîòîðûõ íàáëþäàåòñÿ ïðåèìóùåñòâåííîå ïîðàæåíèå êèøå÷íèêà. Âîçáóäèòåëÿìè êèøå÷íûõ èíôåêöèé ÿâëÿþòñÿ ðàçëè÷íûå âèäû áàêòåðèé è âèðóñîâ.

1.1 Ýòèîëîãèÿ

Âîçáóäèòåëÿìè êèøå÷íûõ èíôåêöèé ÿâëÿþòñÿ:

ü Áàêòåðèè: ñàëüìîíåëëû, øèãåëëû, ñòàôèëîêîêêè, õîëåðíûé âèáðèîí.

ü Âèðóñû: ýíòåðîâèðóñû, ðîòàâèðóñû.

Îáùåé ÷åðòîé êèøå÷íûõ èíôåêöèé ÿâëÿåòñÿ ñïîñîáíîñòü ê âûðàáîòêå ýíòåðîòîêñèíîâ. Âñå áàêòåðèè è âèðóñû â ñèëó äîñòàòî÷íîé óñòîé÷èâîñòè ê ôàêòîðàì âíåøíåé ñðåäû èìåþò ïîâñåìåñòíîå ðàñïðîñòðàíåíèå. Âñå âîçáóäèòåëè êèøå÷íûõ èíôåêöèé èìåþò ñâîþ ñïåöèôè÷åñêóþ àíòèãåííóþ ñòðóêòóðó.

Читайте также:  Анализы на все кишечные инфекции

1.2. Ýïèäåìèîëîãèÿ

Èñòî÷íèêàìè êèøå÷íûõ èíôåêöèé ÿâëÿþòñÿ:

ü æèâîòíûå è ïòèöû;

Ðåçåðâóàðàìè êèøå÷íûõ èíôåêöèé ÿâëÿþòñÿ:

ü ÷åëîâåê;

ü æèâîòíûå è ïòèöû;

Âîñïðèèì÷èâûé îðãàíèçì ê êèøå÷íûì èíôåêöèÿì:

ü ÷åëîâåê;

Íàêîïëåíèå â ïðîäóêòàõ ïèòàíèÿ âîçáóäèòåëåé ïèùåâûõ èíôåêöèé è èõ òîêñèíîâ íå ñîïðîâîæäàåòñÿ èçìåíåíèåì âêóñîâûõ è îðãàíîëåïòè÷åñêèõ ñâîéñòâ ïðîäóêòîâ. Íàèáîëåå ÷àñòî èíôèöèðîâàíèå ëþäåé ïðîèñõîäèò ïðè óïîòðåáëåíèè ìÿñîìîëî÷íûõ, ðûáíûõ ïðîäóêòîâ, ñàëàòîâ, ñîóñîâ è òàê äàëåå. Îñîáóþ îïàñíîñòü ïðåäñòàâëÿþò òå ïðîäóêòû, êîòîðûå ïåðåä óïîòðåáëåíèåì íå ïîäâåðãàþòñÿ ïåðâè÷íîé èëè äîïîëíèòåëüíîé òåðìè÷åñêîé îáðàáîòêå.  çàâèñèìîñòè îò òîãî, â êàêèõ óñëîâèÿõ ïðîèçîøëî èíôèöèðîâàíèå, íàáëþäàþòñÿ ñïîðàäè÷åñêèå èëè ãðóïïîâûå ñëó÷àè çàáîëåâàíèé, êîòîðûå ÷àùå ðåãèñòðèðóþòñÿ â ò¸ïëîå âðåìÿ ãîäà.

×àùå âñåãî êèøå÷íûå èíôåêöèè âñòðå÷àþòñÿ â òåïëîå âðåìÿ ãîäà, è îíè î÷åíü óñòîé÷èâû âî âíåøíåé ñðåäå.

1.3 Ïàòîãåíåç

Ìåõàíèçì ïåðåäà÷è êèøå÷íûõ èíôåêöèé:

ü ôåêàëüíî-îðàëüíûé.

Ïóòè ïåðåäà÷è êèøå÷íûõ èíôåêöèé:

ü ïèùåâîé, àëèìåíòàðíûé;

ü âîäíûé;

ü êîíòàêòíî-áûòîâîé.

Âîçáóäèòåëè è èõ òîêñèíû ïîïàäàþò â îðãàíèçì ÷åðåç ðîò è ïîñòóïàþò â æåëóäî÷íî-êèøå÷íûé òðàêò. Äîñòèãàÿ íóæíîãî îòäåëà êèøå÷íèêà, âîçáóäèòåëè âíåäðÿþòñÿ â ñëèçèñòóþ îáîëî÷êó, âûçûâàÿ ðàçâèòèå âîñïàëèòåëüíîé ðåàêöèè. Âñëåäñòâèå ýòîãî âîçíèêàåò âûðàæåííàÿ äèàðåÿ è ðâîòà, êîòîðûå ïðèâîäÿò ê áûñòðîìó ðàçâèòèþ äåãèäðàòàöèè, äåìèíåðàëèçàöèè, ãèïîâîëåìèè è òàê äàëåå.

1.4 Êëàññèôèêàöèÿ

Ø Ïî áèîëîãè÷åñêîìó ôàêòîðó:

· Àíòðîïîíîçûå èíôåêöèè: äèçåíòåðèÿ, áðþøíîé òèô, õîëåðà.

· Àíòðîïîçîîíîçíûå èíôåêöèè: ñàëüìîíåëë¸ç, áðóöåëë¸ç, ïèùåâûå òîêñèêîèíôåêöèè.

Ø Ïî ëîêàëèçàöèè âîçáóäèòåëÿ â æåëóäî÷íî-êèøå÷íîì òðàêòå:

1. Ëîêàëèçîâàííûå ôîðìû èíôåêöèè:

· ãàñòðèòè÷åñêàÿ ôîðìà;

· ãàñòðîýíòåðèòè÷åñêàÿ ôîðìà;

· ãàñòðîýíòåðîêîëèòè÷åñêàÿ ôîðìà.

2. Ãåíåðàëèçîâàííûå ôîðìû èíôåêöèè:

· ïî òèïó ñåïòè÷åñêîé ôîðìû;

· òèôîïîäîáíûå.

1.5 Êëèíè÷åñêàÿ êàðòèíà

Ïðè ïèùåâûõ èíôåêöèÿõ èíêóáàöèîííûé ïåðèîä íå áûâàåò ïðîäîëæèòåëüíûì.  òèïè÷íûõ ñëó÷àÿõ åãî ïðîäîëæèòåëüíîñòü ñîñòàâëÿåò îò íåñêîëüêèõ ÷àñîâ äî ñóòîê, è ëèøü â îòäåëüíûõ ñëó÷àÿõ èíêóáàöèîííûé ïåðèîä ìîæåò óêîðà÷èâàòüñÿ äî 30 ìèíóò (ïðè ñòàôèëîêîêêîâûõ òîêñèêîèíôåêöèÿõ) èëè óäëèíÿòüñÿ (ñâûøå 24 ÷).

Íåçàâèñèìî îò ýòèîëîãèè êëèíè÷åñêèå ïðîÿâëåíèÿ ïðè ïèùåâûõ èíôåêöèÿõ â öåëîì íîñÿò îäíîòèïíûé õàðàêòåð. Çàáîëåâàíèÿ íà÷èíàþòñÿ âíåçàïíî, ïîÿâëÿþòñÿ ïðèçíàêè ðàçâèòèÿ èíòîêñèêàöèè, ãàñòðîýíòåðèòà è îáåçâîæèâàíèÿ îðãàíèçìà.

Áîëüíûå ñ ïèùåâûìè èíôåêöèÿìè îòìå÷àþò:

— âíåçàïíîå ïîÿâëåíèå ñëàáîñòè;

— íåäîìîãàíèå;

— ÷óâñòâî äèñêîìôîðòà â æèâîòå, êîòîðîå ÷åðåç êîðîòêîå âðåìÿ ñìåíÿåòñÿ ñõâàòêîîáðàçíûìè áîëÿìè.

— îäíîâðåìåííî ïîÿâëÿþòñÿ òîøíîòà,;

— ìíîãîêðàòíàÿ ðâîòà;

— æèäêèé âîäÿíèñòûé ñòóë (äî 10-15 è áîëåå ðàç â ñóòêè). Ñòóë ÷àùå èìååò íåïðèÿòíûé çàïàõ è íå ñîäåðæèò ïàòîëîãè÷åñêèõ ïðèìåñåé â âèäå ñëèçè è êðîâè. Èíòîêñèêàöèÿ õàðàêòåðèçóåòñÿ:

— ïîÿâëåíèåì îçíîáà;

— ïîâûøåíèåì òåìïåðàòóðû äî 39?Ñ;

— ãîëîâíîé áîëè.

Îñòðûé ïåðèîä ïðè ïèùåâûõ èíôåêöèÿõ îáû÷íî ïðîäîëæàåòñÿ â òå÷åíèå 12-36 ÷., íî ìîæåò óäëèíÿòüñÿ è äî íåñêîëüêèõ äíåé.

 çàâèñèìîñòè îò òÿæåñòè çàáîëåâàíèÿ ïðè îáúåêòèâíîì îáñëåäîâàíèè ó áîëüíûõ âûÿâëÿþòñÿ:

— áëåäíîñòü êîæíûõ ïîêðîâîâ;

— àêðîöèàíîç;

— òàõèêàðäèÿ;

— ñíèæåíèå àðòåðèàëüíîãî äàâëåíèÿ.

Ïðè íàëè÷èè îáåçâîæèâàíèÿ îðãàíèçìà ó áîëüíûõ ìîãóò îòìå÷àòüñÿ:

— ñóäîðîãè;

— àíóðèÿ;

— êîëëàïñ;

— øîê.

1.6 Îñëîæíåíèÿ

Îñëîæíåíèÿ ÷àùå ðàçâèâàþòñÿ ó ìàëåíüêèõ äåòåé è ëèö ïîæèëîãî âîçðàñòà.

Âîçìîæíî ðàçâèòèå:

ü ãèïîâîëåìè÷åñêîãî øîêà;

ü èíôåêöèîííî-òîêñè÷åñêîãî øîêà;

ü òðîìáîçà ñîñóäîâ áðûæåéêè;

ü îñòðîé ñåðäå÷íî-ñîñóäèñòîé íåäîñòàòî÷íîñòè;

ü ñåïñèñà.

1.7 Äèàãíîñòèêà

Ëàáîðàòîðíûå ìåòîäû èññëåäîâàíèÿ:

ü îáùèé àíàëèç êðîâè: ëåéêîöèòîç, óâåëè÷åíèå êîëè÷åñòâà ïàëî÷êîÿäåðíûõ ëåéêîöèòîâ (ñäâèã ëåéêîöèòàðíîé ôîðìóëû «âëåâî»), íîðìàëüíîå ëèáî íåñêîëüêî óñêîðåííîå ÑÎÝ;

ü êðîâü íà ñåðîëîãè÷åñêîå èññëåäîâàíèå: íàëè÷èå àíòèòåë;

ü îáùèé àíàëèç ìî÷è: óâåëè÷åíèå â ìî÷å êîëè÷åñòâà óðîáèëèíà è áèëèðóáèíà (ïðè âîâëå÷åíèè ïå÷åíè è æåë÷íûõ ïóòåé â êèøå÷íóþ ïàòîëîãèþ), Îëèãóðèÿ è àíóðèÿ ìîãóò íàñòóïàòü ïîñëå ïðîôóçíûõ ïîíîñîâ, ïîëèóðèÿ — ïðè äèñòðîôè÷åñêèõ ñîñòîÿíèÿõ, ïîëëàêèóðèÿ — ïðè êèøå÷íûõ äèñêèíåçèÿõ.

ü îáùèé àíàëèç êàëà: íåîôîðìëåííûé êàë (äèàðåÿ èëè äåãòåîáðàçíûé); íàëè÷èå áåëêà èëè êðîâè, ñîåäèíèòåëüíîé òêàíè, æèðà, îñòàòêîâ ïèùè, ëåéêîöèòîâ, ìûøå÷íûõ âîëîêîí; ïîëîæèòåëüíàÿ ðåàêöèÿ íà áèëèðóáèí.

ü êàë íà áàêòåðèîëîãè÷åñêîå èññëåäîâàíèå: âîçáóäèòåëü èíôåêöèè;

ü áàêòåðèîëîãè÷åñêîå èññëåäîâàíèå ðâîòíûõ ìàññ: âîçáóäèòåëü èíôåêöèè;

ü áàêòåðèîëîãè÷åñêîå èññëåäîâàíèå ïðîìûâíûõ âîä æåëóäêà: âîçáóäèòåëü èíôåêöèè;

1.8 Ëå÷åíèå

ü Ïðîìûâàíèå æåëóäêà òåïëûìè ðàñòâîðàìè ïåðìàíãàíàòà êàëèÿ (1:500) èëè 3% ãèäðîêàðáîíàòîì íàòðèÿ. Ïðîìûâàíèå æåëóäêà ïðîâîäÿò íåñêîëüêî ðàç äî îòõîæäåíèÿ ÷èñòûõ ïðîìûâíûõ âîä;

ü àíòèìèêðîáíàÿ òåðàïèÿ: ýíòåðîë, áàêòèñóáòèë;

ü ðåãèäðàòàöèîííàÿ òåðàïèÿ: ââåäåíèå âîäíî-ýëåêòðîëèòíûõ ðàñòâîðîâ (ãëþêîçî-ñîëåâûå ðàñòâîðû «Ðåãèäðîí», «Îðàëèò», «Öèòðîãëþêîñîëàí» è äð.);

ü äåçèíòîêñèêàöèîííàÿ òåðàïèÿ: ââåäåíèå ðàñòâîðîâ: «Õëîñîëü», «Êâàðòàñîëü», ðåîïîëèãëþêèí;

ü ýòèîòðîïíàÿ òåðàïèÿ (ïðîâîäèòñÿ èíäèâèäóàëüíî â çàâèñèìîñòè îò âàðèàíòà è òÿæåñòè òå÷åíèÿ çàáîëåâàíèÿ): ëåâîìèöåòèí, àìïèöèëëèí è äð.;

ü ñèìïòîìàòè÷åñêàÿ òåðàïèÿ.

Äèåòîòåðàïèÿ (ñòîë ¹4) âûíåñòè â ïðèëîæåíèå;

Ëå÷åáíî-îõðàíèòåëüíûé ðåæèì

1.9 Ïðîôèëàêòèêà

Ïåðâè÷íàÿ

Âòîðè÷íàÿ

Îáÿçàòåëüíûì óñëîâèåì ðàçâèòèÿ ýïèäåìè÷åñêîãî ïðîöåññà ÿâëÿåòñÿ íåïðåðûâíîå âçàèìîäåéñòâèå òðåõ åãî ñîñòàâëÿþùèõ çâåíüåâ:

1. èñòî÷íèêà èíôåêöèè;

2. ìåõàíèçìà(îâ) ïåðåäà÷è âîçáóäèòåëÿ;

3. âîñïðèèì÷èâîãî ìàêðîîðãàíèçìà.

Îòñóòñòâèå èëè óñòðàíåíèå ëþáîãî èç óêàçàííûõ çâåíüåâ ïðèâîäèò ê ëèêâèäàöèè ðàçâèòèÿ ýïèäåìè÷åñêîãî ïðîöåññà è ê ïðåêðàùåíèþ ðàñïðîñòðàíåíèÿ èíôåêöèîííîé áîëåçíè.

Ýêñïåðòàìè Âñåìèðíîé îðãàíèçàöèè çäðàâîîõðàíåíèÿ äëÿ ýôôåêòèâíîãî ñàíèòàðíîãî ïðîñâåùåíèÿ íàñåëåíèÿ âñåé ïëàíåòû ïî ïðîôèëàêòèêå êèøå÷íûõ èíôåêöèé áûëè ðàçðàáîòàíû äåñÿòü «çîëîòûõ» ïðàâèë äëÿ ïðåäîòâðàùåíèÿ ïèùåâûõ îòðàâëåíèé (èíôåêöèé):

1. âûáîð áåçîïàñíûõ ïèùåâûõ ïðîäóêòîâ;

2. òùàòåëüíî ïðèãîòàâëèâàéòå ïèùó;

3. åøüòå ïðèãîòîâëåííóþ ïèùó áåç ïðîìåäëåíèÿ;

4. òùàòåëüíî õðàíèòå ïèùåâûå;

5. òùàòåëüíî ïîäîãðåâàéòå ïðèãîòîâëåííóþ çàðàíåå ïèùó;

Читайте также:  Механизмы заражения кишечными инфекциями

6. èçáåãàéòå êîíòàêòà ìåæäó ñûðûìè è ãîòîâûìè ïèùåâûìè ïðîäóêòàìè;

7. ÷àñòî ìîéòå ðóêè;

8. ñîäåðæèòå êóõíþ â èäåàëüíîé ÷èñòîòå;

9. õðàíèòå ïèùó çàùèùåííîé îò íàñåêîìûõ, ãðûçóíîâ è äðóãèõ æèâîòíûõ;

10. èñïîëüçóéòå ÷èñòóþ âîäó.

2. ÎÑÎÁÅÍÍÎÑÒÈ ÑÅÑÒÐÈÍÑÊÎÉ ÄÅßÒÅËÜÍÎÑÒÈ ÏÐÈ ÊÈØÅ×ÍÛÕ ÈÍÔÅÊÖÈßÕ

êèøå÷íûé èíôåêöèÿ ìåäèöèíñêèé óõîä

Ñåñòðèíñêàÿ äåÿòåëüíîñòü — äåÿòåëüíîñòü ìíîãî÷èñëåííûõ ãðóïï ìåäèöèíñêèõ ðàáîòíèêîâ, âûïîëíÿþùèõ ôóíêöèè ìåäèöèíñêèõ ñåñòåð; ÷àñòü ñèñòåìû çäðàâîîõðàíåíèÿ, âêëþ÷àþùàÿ äåÿòåëüíîñòü ïî óêðåïëåíèþ çäîðîâüÿ íàñåëåíèÿ, ïðîôèëàêòèêó çàáîëåâàíèé, ïðåäîñòàâëåíèå ïñèõîñîöèàëüíîé ïîìîùè è óõîäà ëèöàì, èìåþùèì ôèçè÷åñêèå è ïñèõè÷åñêèå çàáîëåâàíèÿ, à òàêæå íåòðóäîñïîñîáíûì ëþäÿì âñåõ ãðóïï.

Öåëè ñåñòðèíñêîé äåÿòåëüíîñòè:

1. îáúÿñíåíèå íàñåëåíèþ è àäìèíèñòðàöèè ëå÷åáíî-ïðîôèëàêòè÷åñêèõ ó÷ðåæäåíèé âàæíîñòè è ïðèîðèòåòíîñòè ñåñòðèíñêîãî äåëà â íàñòîÿùåå âðåìÿ;

2. ïðèâëå÷åíèå, ðàçâèòèå è ýôôåêòèâíîå èñïîëüçîâàíèå ñåñòðèíñêîãî ïîòåíöèàëà ïóòåì ðàñøèðåíèÿ ïðîôåññèîíàëüíûõ îáÿçàííîñòåé è ïðåäîñòàâëåíèÿ ñåñòðèíñêèõ óñëóã, ìàêñèìàëüíî óäîâëåòâîðÿþùèõ ïîòðåáíîñòÿì íàñåëåíèÿ;

3. îáåñïå÷åíèå è ïðîâåäåíèå ó÷åáíîãî ïðîöåññà äëÿ ïîäãîòîâêè âûñîêîêâàëèôèöèðîâàííûõ ìåäèöèíñêèõ ñåñòåð è ìåíåäæåðîâ ñåñòðèíñêîãî äåëà, à òàêæå ïðîâåäåíèå ïîñëåäèïëîìíîé ïîäãîòîâêè ñïåöèàëèñòîâ ñðåäíåãî è âûñøåãî ñåñòðèíñêîãî çâåíà;

4. Âûðàáîòêà ó ìåäèöèíñêèõ ñåñòåð îïðåäåëåííîãî ñòèëÿ ìûøëåíèÿ;

Ñåñòðèíñêîå äåëî ÿâëÿåòñÿ âàæíåéøåé ñîñòàâíîé ÷àñòüþ ñèñòåìû çäðàâîîõðàíåíèÿ, îáëàñòüþ äåÿòåëüíîñòè, íàïðàâëåííîé íà ðåøåíèå ïðîáëåì èíäèâèäóàëüíîãî è îáùåñòâåííîãî çäîðîâüÿ íàñåëåíèÿ â ìåíÿþùèõñÿ óñëîâèÿõ îêðóæàþùåé ñðåäû;

Çàäà÷è ñåñòðèíñêîé äåÿòåëüíîñòè:

1. ðàçâèòèå è ðàñøèðåíèå îðãàíèçàöèîííûõ è óïðàâëåí÷åñêèõ ðåçåðâîâ ïî ðàáîòå ñ êàäðàìè;

2. êîíñîëèäèðîâàíèå ïðîôåññèîíàëüíûõ è âåäîìñòâåííûõ óñèëèé ïî ìåäèöèíñêîìó îáñëóæèâàíèþ íàñåëåíèÿ;

3. âåäåíèå ðàáîòû ïî îáåñïå÷åíèþ ïîâûøåíèÿ êâàëèôèêàöèè è ïðîôåññèîíàëüíûõ íàâûêîâ ïåðñîíàëà;

4. ðàçðàáîòêà è âíåäðåíèå íîâûõ òåõíîëîãèé â ñôåðå ñåñòðèíñêîé ïîìîùè;

5. îñóùåñòâëåíèå êîíñóëüòàòèâíîé ñåñòðèíñêîé ïîìîùè;

6. îáåñïå÷åíèå âûñîêîãî óðîâíÿ ìåäèöèíñêîé èíôîðìàöèè;

7. âåäåíèå ñàíèòàðíî-ïðîñâåòèòåëüñêîé è ïðîôèëàêòè÷åñêîé ðàáîòû;

8. ïðîâåäåíèå íàó÷íî-èññëåäîâàòåëüñêèõ ðàáîò â îáëàñòè ñåñòðèíñêîãî äåëà;

9. ñîçäàíèå ñòàíäàðòîâ óëó÷øåíèÿ êà÷åñòâà, êîòîðûå áû íàïðàâëÿëè ñåñòðèíñêèé óõîä â íóæíîå ðóñëî è ïîìîãàëè áû îöåíèòü ðåçóëüòàòû äåÿòåëüíîñòè.

Âî ìíîãèõ ñëó÷àÿõ èìåííî ìåäèöèíñêèå ñåñòðû ÿâëÿþòñÿ ïåðâûì è ïîñëåäíèì, à èíîãäà è åäèíñòâåííûì ñâÿçóþùèì çâåíîì, ñâÿçûâàþùèì ïàöèåíòà ñ ñèñòåìîé çäðàâîîõðàíåíèÿ.

Âèðäæèíèÿ Õåíäåðñîí áûëà îäíîé èç ïåðâûõ ìåäñåñòåð, ïîïûòàâøèõñÿ ïîñëå Ôëîðåíñ Íàéòèíãåéë äàòü ñâîå òîëêîâàíèå ñåñòðèíñêîãî äåëà. Öåëüþ åå òåîðèè ÿâëÿëîñü îïèñàíèå óíèêàëüíîé ñóòè ñåñòðèíñêîé ïðîôåññèè. Èññëåäîâàòåëüíèöå óäàëîñü ðàçðàáîòàòü ñèñòåìó ïðèíöèïîâ, ñëóæàùèõ äëÿ ìåäñåñòðû ðóêîâîäñòâîì ïðè îñóùåñòâëåíèè óõîäà çà áîëüíûì. Òåîðèÿ Õåíäåðñîí îêàçàëà îãðîìíîå âëèÿíèå íà îñìûñëåíèå ñåñòðèíñêîãî äåëà âî âñåì ìèðå, è ìíîãèå ñîçäàííûå ïîçäíåå ìîäåëè ñåñòðèíñêîãî äåëà îñíîâûâàþòñÿ íà åå ðàáîòå.

Âèðäæèíèÿ Õåíäåðñîí âûäåëèëà îñíîâíûå ÷åëîâå÷åñêèå ïîòðåáíîñòè, íà óäîâëåòâîðåíèå êîòîðûõ è äîëæåí áûòü íàöåëåí óõîä çà ïàöèåíòîì.

 ÷èñëå òàêèõ ïîòðåáíîñòåé:

1. äûõàíèå;

2. ïèòàíèå è óïîòðåáëåíèå æèäêîñòè;

3. ôèçèîëîãè÷åñêèå îòïðàâëåíèÿ;

4. äâèãàòåëüíàÿ àêòèâíîñòü;

5. ñîí è îòäûõ;

6. ñïîñîáíîñòü ñàìîñòîÿòåëüíî îäåâàòüñÿ è ðàçäåâàòüñÿ;

7. ïîääåðæàíèå òåìïåðàòóðû òåëà è âîçìîæíîñòü åå ðåãóëèðîâàíèÿ;

8. ñîáëþäåíèå ëè÷íîé ãèãèåíû;

9. îáåñïå÷åíèå ñîáñòâåííîé áåçîïàñíîñòè;

10. îáùåíèå ñ äðóãèìè ëþäüìè, âîçìîæíîñòü âûðàæàòü ñâîè ýìîöèè è ìíåíèå;

11. âîçìîæíîñòü ñîáëþäàòü îáû÷àè è îáðÿäû ñîãëàñíî âåðîèñïîâåäàíèÿì;

12. âîçìîæíîñòü çàíèìàòüñÿ ëþáèìîé ðàáîòîé;

13. îòäûõ è ðàçâëå÷åíèÿ;

14. ïîòðåáíîñòü â ïîëó÷åíèè èíôîðìàöèè;

Ñåñòðèíñêèé ïðîöåññ — ýòî ìåòîä íàó÷íî îáîñíîâàííûõ è îñóùåñòâëÿåìûõ íà ïðàêòèêå äåéñòâèé ìåäèöèíñêîé ñåñòðû ïî îêàçàíèþ ïîìîùè ïàöèåíòàì.

Öåëü ñåñòðèíñêîãî ïðîöåññà — îáåñïå÷åíèå ïðèåìëåìîãî êà÷åñòâà æèçíè â áîëåçíè ïóòåì îáåñïå÷åíèÿ ìàêñèìàëüíî äîñòóïíîãî äëÿ ïàöèåíòà ôèçè÷åñêîãî, ïñèõîñîöèàëüíîãî è äóõîâíîãî êîìôîðòà ñ ó÷åòîì åãî êóëüòóðû è äóõîâíûõ öåííîñòåé.

 íàñòîÿùåå âðåìÿ ñåñòðèíñêèé ïðîöåññ ÿâëÿåòñÿ îäíèì èç îñíîâíûõ ïîíÿòèé ñîâðåìåííûõ ìîäåëåé ñåñòðèíñêîãî äåëà è âêëþ÷àåò â ñåáÿ ïÿòü ýòàïîâ:

· 1 ýòàï — Ñåñòðèíñêîå îáñëåäîâàíèå;

· 2 ýòàï — Ñåñòðèíñêàÿ äèàãíîñòèêà;

· 3 ýòàï — Ïëàíèðîâàíèå;

· 4 ýòàï — Ðåàëèçàöèÿ ïëàíà óõîäà;

· 5 ýòàï — Îöåíêà;

Ñåñòðèíñêèé ïðîöåññ ïðè êèøå÷íûõ èíôåêöèÿõ

I ýòàï: ñåñòðèíñêîå îáñëåäîâàíèå (ñáîð èíôîðìàöèè)

Ñóáúåêòèâíûé ìåòîä îáñëåäîâàíèÿ — ðàññïðîñ.

Ïðè ðàññïðîñå ïàöèåíòà ìåäñåñòðà âûÿñíÿåò èñòîðèþ ðàçâèòèÿ çàáîëåâàíèÿ:

ü êîãäà áîëüíîé ïî÷óâñòâîâàë ïåðâûå ïðèçíàêè çàáîëåâàíèÿ;

ü îñòðî èëè ïîñòåïåííî îíî ðàçâèâàëîñü;

ü äèíàìèêó ñèìïòîìîâ áîëåçíè âî âñå äíè, ïðåäøåñòâóþùèå îáðàùåíèþ çà ìåäèöèíñêîé ïîìîùüþ;

ü óòî÷íèòü, ïðèíèìàë áîëüíîé èëè íåò êàêèå-ëèáî ìåäèêàìåíòû è åñëè ïðèíèìàë, òî êàê îíè ïîâëèÿëè íà òå÷åíèå áîëåçíè.

Îñîáîå âíèìàíèå ñëåäóåò óäåëÿòü ýïèäåìèîëîãè÷åñêîìó àíàìíåçó.

Öåëü ñáîðà ýïèäåìèîëîãè÷åñêèõ äàííûõ:

ü âûÿñíåíèå ïîòåíöèàëüíîãî èëè âîçìîæíîãî èñòî÷íèêà èíôåêöèè;

ü óñòàíîâëåíèå ìåõàíèçìà è ïóòè çàðàæåíèÿ;

ü ïðåäïîëàãàåìûé èíêóáàöèîííûé ïåðèîä;

ü îáðàòèòü âíèìàíèå íà ïîåçäêè è ïðåáûâàíèå ïàöèåíòà â çîíàõ, ãäå ìîãëî ïðîèçîéòè èíôèöèðîâàíèå;

ü êîíòàêòû ñ áîëüíûìè ëþäüìè è æèâîòíûìè è ò.ä.

Îáúåêòèâíûé ìåòîä îáñëåäîâàíèÿ — îñìîòð.

Ïðè îñìîòðå ìåäèöèíñêàÿ ñåñòðà îáðàùàåò âíèìàíèå íà:

ü ïîëîæåíèå òåëà áîëüíîãî;

ü êîæíûå ïîêðîâû è âèäèìûå ñëèçèñòûå îáîëî÷êè;

ü ëèìôàòè÷åñêèå óçëû;

ü êîñòíî-ñóñòàâíóþ ñèñòåìó;

ü îðãàíû êðîâîîáðàùåíèÿ;

ü îðãàíû äûõàíèÿ;

ü îðãàíû ïèùåâàðåíèÿ;

ü ìî÷åïîëîâóþ ñèñòåìó;

ü íåðâíî-ïñèõè÷åñêóþ ñôåðó;

ü ñèìïòîìû, õàðàêòåðíûå äëÿ îïðåäåëåííûõ èíôåêöèîííûõ çàáîëåâàíèé;

ü õàðàêòåð ñòóëà;

ü õàðàêòåð ðâîòû;

ü õàðàêòåð ìî÷è;

ü ñîñòîÿíèå æèâîòà (âçäóòèå, óð÷àíèå, áîëåçíåííîñòü ïðè ïàëüïàöèè);

ü ÷óâñòâèòåëüíîñòü è áîëåçíåííîñòü ñèãìîâèäíîé êèøêè;

II ýòàï: óñòàíîâëåíèå íàðóøåííûõ ïîòðåáíîñòåé ïàöèåíòà (ñåñòðèíñêèé äèàãíîç)

Ìåäñåñòðà âûÿâëÿåò ðåàëüíûå è ïîòåíöèàëüíûå ïðîáëåìû ïàöèåíòà, êîòîðûå îíà äîëæíà óñòðàíèòü â ñèëó ñâîåé ïðîôåññèîíàëüíîé êîìïåòåíöèè.

Âîçìîæíûå íàðóøåííûå ïîòðåáíîñòè:

Ðàçìåùåíî íà Allbest.ru

Источник