Сестринский уход за детьми с острыми кишечными инфекциями

Лекция №33.

Тема: «Сестринский процесс при острых кишечных инфекциях (ОКИ) у детей».

План.

  1. Классификация ОКИ.

  2. Шигеллез: определение, этиология, эпидемиология, клиника, особенности у детей раннего возраста.

  3. Сальмонеллез: определение, этиология, эпидемиология, клиника.

  4. Эшерихиоз: определение, этиология, эпидемиология, клиника.

  5. Осложнения ОКИ.

  6. Диагностика, принципы ухода и лечения.

  7. Профилактика.

ОКИ – группа заболеваний, основными клиническими проявлениями которых, являются диарея и рвота.

Все ОКИ можно разделить на 2 группы:

1- ОКИ бактериальной природы: — вызываемые патогенными энтеробактериями (шигеллы, сальмонеллы, эшерихии, иерсинии и др.);

— вызываемые условно-патогенными микроорганизмами (клебсиелла, протей, синегнойная палочка и др.).

2- Вирусные диареи (вызываемые вирусами ЭКХО, Коксаки, ротовирусами, аденовирусами и др.).

Возбудители ОКИ устойчивы во внешней среде, не обладают летучестью.

Механизм передачи ОКИ – фекально-оральный, который реализуется пищевым, водным, контактно-бытовым путями.

Иммунитет после перенесенной ОКИ типоспецифичный и не стойкий.

Дизентерия (шигеллез) — это острое инфекционное заболевание, характеризующиеся симптомами интоксикации и поражением слизистой оболочки сигмовидной и прямой кишки (симптомами колита).

Этиология – возбудители дизентерии — шигеллы из семейства энтеробактерий. Наиболее часто встречается шигеллы Зонне и Флекснера. Наиболее устойчивы к факторам внешней среды шигелла Зонне. Они живут в воде открытых водоемов до 48 суток, шигеллы Флекснера 10-16 дней. В молоке и молочных продуктах шигеллы Зоне сохраняются до 6- 10 суток, а Флекснера 3-5 суток. Все шигеллы чувствительны к воздействию высоких температур и дезинфекгантов .

Эпидемиологя. Источник инфекции – больные (особенно легкими и стертыми формами) и бактерионосители, мухи. Механизм передачи – фекально-оральный.

Пути передачи: пищевой, водный, контактно-бытовой. Болеют преимущественно дети от 2-х до 7-и лет.

Клиника: Инкубационный период от 6-8 часов до 7 дней.

— Синдром интоксикации: повышение температуры до 38-39°, вялость, сонливость, головная боль, рвота 1-2 раза.

— Колитический синдром: — схваткообразные боли в животе, в левой подвздошной области (у маленьких детей без четкой локализации); — тенезмы – ложные позывы на акт дефекации; — спазм сигмовидной кишки (болезненность и уплотнение при пальпации в левой подвздошной области); — зияние ануса; — частый жидкий стул с патологическими примесями (в виде скудной слизи, зелени, прожилок крови). Стул вначале обильный, но быстро утрачивает каловый характер, становится скудным и представляет собой комочек мутной слизи, а иногда гноя с прожилками крови – «ректальный плевок».

Особенности шигеллеза у детей раннего возраста:

1- у детей до года встречается крайне редко;

2- стул часто не теряет каловый характер, но всегда отмечается много слизи и зелени;

3- примесь крови бывает редко и появляется не в 1-е дни болезни, а спустя 3-4 дня;

4 – у большинства детей отмечается вздутие живота (метеоризм);

5 – зияние ануса – не наблюдается;

6 – вместо тенезмов – их эквиваленты – беспокойство, плач, покраснение лица во время дефекации;

7 – характерно затяжное течение с переходом в хроническую форму;

8 – часто развивается дисбактериоз кишечника.

Сальмонеллез — острое инфекционное антропозоонозное заболевание, характеризующееся выраженной интоксикацией и дегидратацией. Возбудителем инфекции является сальмонелла, которая поражает не только людей, но и животных. Они достаточно устойчивы во внешней среде, хорошо переносят низкие температуры, но быстро погибают при высоких. Активно размножаются в таких пищевых продуктах, как мясо, масло, яйца, молоко. Способны выделять токсины, которые вызывают повреждение слизистой оболочки кишечника, а также усиливают секрецию в его просвет жидкости и солей. Быстро погибают при добавлении в продукты питания лимонного сока и уксусной кислоты. Чувствительны к обычным дез. средствам, устойчивы к большинству антибиотиков.

Эпидемиология. Источники инфекции: — больной человек и бактерионоситель;

— домашние животные (собаки, кошки, свиньи, коровы, овцы); — птицы (куры, утки); — дикие животные; — рыба.

Путь передачи: — Контактно- бытовой (у детей раннего возраста);

— пищевой (молочные продукты, кондитерские изделия, яйца).

Клинические проявления сальмонеллеза.

Длительность инкубационного периода от нескольких часов до 2-3 дней. Характерно острое начало заболевания: отмечаются выраженная вялость и бледность кожи с легкой синюшностью носогубного треугольника. Рвота может начаться с первых часов, но может присоединиться и позже, у некоторых детей она носит упорный характер. Вскоре появляется обильный, пенистый, водянистый стул, сохраняющий каловый характер с небольшим количеством слизи, буро – зеленого цвета (по типу «болотной тины»). Быстро развивается обезвоживание. В тяжелых случаях развивается нейротоксикоз (гипертермия, судороги, нарушение сознания) или ИТШ (снижение АД, цианоз, холодные конечности,гипотермия).
Эшерихиоз (коли – инфекция) — это острое инфекционное заболевание, вызываемое патогенными штаммами кишечной палочки и характеризующееся поражением тонкого кишечника. Болеют дети раннего возраста, особенно 1-го года жизни. Редко встречается у старших детей и взрослых.

Этиология: заболевание вызывает кишечная палочка (Эшерихия коли), Эшерихии длительно сохраняются на предметах ухода, игрушках, посуде (до 2-5 месяцев). В молоке размножаются, выделяя токсин. Быстро погибают от нагревания и дез. средств.

Эпидемиология: Источник инфекции: больные и бактерионосители. Путь передачи у маленьких детей – контактно-бытовой.

Клиника. Инкубационный период: от 2 до 5 дней. Начинается остро с появления брызжущего стула с большим количеством воды, светло – желтого или оранжевого цвета, до 15 раз в сутки. Характерны срыгивания, рвота, метеоризм, волнообразное течение. Быстро развивается эксикоз: сухость кожи и слизистых, тургор тканей снижается, глаза и БР западают, снижается масса тела при эксикозе 1 ст. до 5 %, при 2 ст. – до 10%, при 3 ст. – более 10%. Олигурия, парез кишечника, нарушения функции сердечно-сосудистой системы.
Осложнения ОКИ: Кишечный токсикоз с эксикозом, ИТШ, гипотрофия, анемия, инвагинация, пневмония, пиелонефрит, кишечное кровотечение, выпадение слизистой прямой кишки.
Диагностика ОКИ: — основной метод – бак. посев кала, рвотных масс на кишечную группу; — серологические реакции ( РПГА, РНГА и др.); — копрологическое исследование; — анализ крови.

Принципы лечения и ухода ОКИ:

Строго соблюдать санитарно-гигиенический режим: соблюдать этапность заполнения палат, следить за обеззараживанием выделений больного, дезинфекцией его белья, посуды, игрушек.

Пользоваться унитазом запрещено!!! Осмотр стула после каждого акта дефекации, вести сетку стула. Учет и регистрация рвоты.

Диетотерапия. В остром периоде рекомендуется дозированное питание, когда возрастной объем грудного молока уменьшается наполовину. При отсутствии грудного молока назначают низколактозные, кисломолочные смеси в уменьшенной разовой дозе: по 30-50-70 мл смеси через 2 ч. При рвоте или отказе ребенка от еды можно кормить детей пипеткой с тупым концом. Смесь следует капать из пипетки на корень языка, чтобы облегчить ее прохождение. При тяжелых кишечных инфекциях для кормления детей используют назогастральный зонд. После кормления ребенка нельзя оставлять одного, необходимо следить, чтобы срыгивание и рвота не привели к аспирации (попаданию пищевых комков в гортань и бронхи). Грудных детей следует 10-15 мин после кормления держать на руках вертикально, а затем класть в кровать на бок.

Читайте также:  Повторная кишечная инфекция у ребенка лечение

Детям старше года назначают диету № 4. В первые сутки болезни объем питания уменьшают на 25 %, назначают преимущественно кисломолочные продукты, каши, слизистые супы, творог. В течение 3-4-х дней объем пищи доводят до физиологической нормы, к 4-5-му дню возрастное питание детей восстанавливается.

Проведение пероральной регидратации при1-2 ст эксикоза.

Для этого применяется глюкозо-солевой раствор «Регидрон», гастролит, глюкосолан, оралит, электролит, слабый слегка подслащенный чай, морковный отвар, 5 % раствор глюкозы, которые дают в промежутках между кормлениями по 1-2 ч.л. каждые 5-10 минут.

Проводится в 2 этапа.

1-й этап – первчная регидратация (восстановить имеющийся дефицит). При 1 ст. эксикоза из расчета 50мл/кг массы тела в течение первых 4часов лечения, при 2 ст. 100 мл/кг в течение 6 часов.

2-й этап – поддерживающая регидратация: объем введенной жидкости должен быть равен объему жидкости, которую ребенок теряет со стулом и рвотой, ориентировочно, теряется 10 мл воды на 1 кг массы тела.

Оральная регидратация проводится до прекращения рвоты и поноса.

Во время регидратации медсестра обязана контролировать количество введенной и выделенной жидкости, периодически взвешивать ребенка.

При отсутствии эффекта от регидратационной терапии проводят инфузионную терапию: внутривенно капельно вводят 10 % раствор глюкозы, раствор Рингера, реосорбилакт, реополиглюкин, 0,9 % раствор натрия хлорида.

Тщательный уход за кожей и слизистыми: своевременно подмывать, смазывать кожные складки детским кремом или растительным маслом.

Помощь при рвоте, метеоризме.

Выполнять назначения врача:

— энтеросорбенты: смекта, неосмектин, полифепан, энтеросгель, лигносорб и др. Эти препараты обладают обволакивающими, адсорбирующими и антисекреторными свойствами, что приводит к выведению из организма микробов, токсинов, различных метаболитов и способствует нормализации стула. — этиотропная терапия включает назначение антибиотиков и кишечных антисептиков: нифуроксазид (энтерофурил), препараты II-III ряда — цефиксим (супракс), амикацин, норфлоксацин, цефотаксим (клафоран), цефриаксон.

При ротавирусной инфекции назначают внутрь иммуноглобулин, КИП или гепон. Другие препараты выбора: канамицин, фурозолидон, эрцефурил, интетрикс, аугментин, цедекс, полимиксин. Антимикробные препараты назначают в возрастных дозах, курс 5-7 дней.

— специфические бактериофаги (дизентерийный, сальмонеллезный) при легких формах болезни.

— ферментны (фестал, мезим-форте, пангрол 400, панзинорм, креон).

Профилактика ОКИ: 1.Изоляция больного до клинического выздоровления и обязательного однократного отрицательного контрольного бактериологического исследования, проведенного не ранее чем через 2 дня после окончания лечения. 

2. При случае ОКИ в детском коллективе – карантин 7 дней, обследовать всех контактных на кишечную группу, наблюдение.

Диспансерное наблюдение 1 месяц.

Источник

Медицинская сестра обязана хорошо знать клиническую симптоматику заболеваний во всем разнообразии их клинических проявлений и вспомогательные методы диагностики для своевременной организации противоэпидемических мероприятий и правильного ухода за ребенком.[9]

Чтобы успешно освоить особенности сестринского процесса в детском инфекционном отделении медицинская сестра должна знать анатомо — физиологические и психологические особенности детей, универсальные потребности ребенка в различные периоды детства, проблемы, возникающие при заражении кишечными инфекциями, и основные симптомы и синдромы, сопровождающие заболевание.

Медицинской сестре детского инфекционного отделения также не обойтись без навыков проведения медицинского сестринского обследования пациента — ребенка (в рамках своей компетентности), определения уровня представлений и знаний родственников ребенка о его потребностях, определения проблем пациента и его семьи.

Она должна уметь организовать сестринский процесс в домашних условиях, обучить пациента — ребенка и его родителей навыкам ухода и самоухода; оценить качество сестринского ухода, сестринской помощи ребенку и его семье.

От медицинской сестры также требуется умение общаться с пациентами — детьми раннего возраста и их родителями, особенно с матерью (медработники хорошо знают выражение «если болен ребенок, то больна и мать»).

Уход за больным с острой кишечной инфекцией строго индивидуален, зависит от тяжести и периода заболевания, возраста ребенка и конкретных условий. Правильно организованный уход облегчает физическое и моральное состояние ребенка, способствует его выздоровлению. Работа медсестры должна строиться таким образом, чтобы для каждого ребенка были повседневно обеспечены лечебно-охранительный режим, рациональное питание, профилактика осложнений и внутрибольничных инфекций. Большое значение имеет соблюдение питьевого режима больными, способствующему выведению из организма токсических и шлаковых продуктов, восполнению потерь со стулом и рвотой. Часто питье должно даваться дробно. Чайными ложками, а при необходимости назначается внутривенное капельное введение жидкости.

Важное значение имеет состояние кожи, так как общее снижение иммунитета создает предпосылки к различного рода гнойным осложнениям, возникновению пролежней, опрелостей, следовательно и образованию открытых «входных» ворот для инфекции, нередко вызывающих стрептокковый или стафилококковый сепсис. Чтобы предупредить развитие пролежней, необходимо чаще переворачивать больных в постели, в случае надобности применять подкладной круг, обеспечивать своевременную смену нательного и постельного белья, гигиену кожных покровов.

Термометрия обязательна не менее 2-х раз в день, лихорадящим детям измерение температуры тела показана чаще. Огромное значение в благоприятном исходе заболевания имеет уход за полостью рта больного. Некоторые инфекционные заболевания, например брюшной тиф, сопровождается запором и вздутием кишечника (метеоризмом). При запоре ребенку ставят очистительную клизму, а при метеоризме ставят газоотводную трубку. Ввиду наклонности у больных с брюшным тифом и паратифом А и В к развитию коллапса дефекация должна происходить на подкладном судне, необходимо следить также, чтобы ребенок соблюдал строгий постельный режим. Медицинская сестра и другие лица, которые осуществляют уход за инфекционным больным с кишечной инфекцией, должны немедленно сообщать врачу обо всех изменениях в состоянии больного, особенно если они имеют отрицательный характер, медицинская сестра должна обращать внимание на поведение ребенка (вялость или возбуждение), цвет слизистых оболочек и кожи, эластичность, влажность, тургор тканей. При наличии рвоты, необходимо обращать внимание на количество и состав рвотных масс (содержит ли остатки пищи, с желчью, кофейной гущи). Стул должен осматриваться после каждого испражнения ребенка — на обильность и наличие патологических примесей, его кратность. После осмотра и оценки стула медицинская сестра обязана точно записать частоту и характер стула в дневнике наблюдения за ребенком в истории болезни, в случае необходимости (наличие патологических примесей) показать лечащему или дежурному врачу. В результате потери жидкости со стулом и рвотой, часто отмечается быстрая и значительная потеря массы тела ребенка, что свидетельствует о тяжести состояния. Поэтому больного ребенка необходимо ежедневно взвешивать и полученные данные заносить в температурный лист.

Очень важным в уходе за ребенком при ОКИ являются разгрузка желудочно-кишечного тракта от пищи и проведение водно-чайной диеты в течение 6-12 часов. В это время ребенку дробно дают чай, кипяченую воду, 5% раствор глюкозы, раствор регидрона. В связи с тем, что с частой рвотой и жидким стулом теряется не только вода, но и соли, для правильного лечения проводится анализ крови на электролитный состав.

Читайте также:  Кишечная инфекция в москве симптомы и лечение

Наблюдение медицинской сестры за ребенком с ОКИ по системам:

1. Наличие симптомов токсикоза: бледность, иногда с сероватым колоритом, интоксикация центральная нервная система — изменение поведения (вялость или возбуждение), развитие коматозного состояния, токсическое дыхание (глубокое, шумное).

2. Желудочно-кишечный тракт (наличие рвоты, стула). Наличие болевого синдрома.

3. Мочевыделительная система ( диурез).

4. Сердечно-сосудистая ( пульс, артериальное давление).

5. Центральная нервная система (сознание).

6. Кожные покровы: температура тела, цвет кожи и слизистых оболочек, наличие сыпи.

7. Дыхательная система (частота дыхательных движений)

Особенности ухода и наблюдения:

1. Контроль веса при поступлении в отделение и далее по назначению врача, длительно лежащим детям 1 раз в неделю, детей до 1 года необходимо взвешивать ежедневно!

2. Частая смена нательного и постельного белья (профилактика опрелостей)

3. Термометрия 2 раза в день. Лихорадящим детям измеряется через каждые 3 часа и при необходимости чаще.

4. Учет выделенной и выпитой жидкости. Контроль за мочеиспусканием.

5. Обеспечение достаточного питьевого режима по назначению врача (дробно)

6. Обеспечение режима кормления по назначению врача.

7. Проведение инфузионной терапии, строго контролируя скорость введения инфузионных растворов.

8. При отсутствии лихорадки, наличии холодных покровов тела — согревание ребенка (так как с жидким стулом и рвотой идет потеря тепла) при помощи грелок.

9. Уход за полостью рта, кожными покровами.

Возможные проблемы больного ребенка с диареей

Потенциальные:

Промежуточные:

Приоритетные:

— резкое снижение массы тела

— повторное заболевание

— хронизация процесса

— опрелости

— снижение массы тела

— вялость или беспокойство

— боли в животе

— частый жидкий стул

-срыгивание, рвота

— отказ от еды

Источник

Эпидемиология, пути передачи, классификация, диагностика, клиническая картина острых кишечных инфекций у детей. Особенности ухода и наблюдения за детьми с острыми кишечными инфекциями. Основные проблемы пациентов детского инфекционного отделения.

— у пациентов — детей не менее 10 — 30% всех физических жалоб имеют психогенную природу, поэтому психологический компонент деятельности медицинской сестры детского инфекционного отделения (в том числе и по отношению к семье ребенка) по своему объему не уступает сугубо профессиональному;

— изучение перечисленных особенностей поможет формировать клиническое мышление и умение осуществлять профессиональный уход медицинской сестры детского инфекционного стационара.

Заключение

В настоящее время заболеваемость кишечными инфекциями в России остается достаточно высокой. Острые кишечные инфекции занимают ведущее место в структуре общей заболеваемости, особенно среди пациентов детского возраста.

Высокая частота развития тяжелых и осложненных форм болезни приводят к большим экономическим и моральным потерям, а также могут являться существенным фактором риска формирования хронических заболеваний пищеварительного тракта у детей более старших возрастных групп.

Учитывая, что при заболевании острыми кишечными инфекциями у ребенка вовлекаются в патологический процесс многие органы и системы, помимо желудочно-кишечного тракта, то сестринский план ухода должен включать оказание физической и психологической поддержки пациентам и их родителям.

Выводы

Таким образом, задачами сестринского ухода за детьми с кишечными инфекциями будет исключение распространения инфекции, обеспечение благоприятного исхода заболевания и организация максимального комфорта больному ребенку.

На основе проведенного исследования можно сделать вывод, что основными особенностями сестринского ухода у детей с острыми кишечными инфекциями являются:

— строгое выполнение врачебных назначений, уделяя большое внимание созданию комфортных условий для ребенка (оптимальный температурный режим, адекватное питание (диета) и обеспечение достаточного поступления жидкости в организм (энтеральным и парентеральным путем), обеспечение адекватного сна, режима дня; помощь ребенку при рвоте, лихорадке, диарее, метеоризме, болях в животе и др. (по назначению врача);

— подготовка к лабораторным и инструментальным методам исследования; убеждение в необходимости проведения исследований

— соблюдение саниатрно-противоэпидемического режима в отделении ( обеспечение инфекционной безопасности для родителей, персонала пациентов), влажная уборка с дезинфекцинного инфекционного средствами, проветривание, кварцевание помещения , обучение соблюдению режима находящихся родственников ; возможная помощь в организации дезинфекционного режима на дому, если лечение не требует госпитализации;

— оценка состояния ребенка при каждом контрольном посещении (в пределах профессиональной компетенции: оценка состояния кожи, слизистых оболочек, дыхания и пульса, двигательной активности, физиологических отправлений (регистрировать частоту и характер стула, диуреза, оценка характера рвотных масс) и своевременное выявление новых проблем с фиксацией в истории болезни;

— установление с ребенком и его родителями доверительных отношений, обсуждение состояния здоровья (учитывая возраст, физиологические и психологические особенности, необходимость соблюдения деонтологических принципов и план лечения, разработанный врачом);

— при каждом контрольном посещении поддерживать у ребенка положительные эмоции, поощрять соблюдение назначенного режима и диеты;

— поддержка родителей на всех стадиях развития заболевания (помочь им увидеть перспективу выздоровления);

— поощрение и настрой родственников на тщательный и терпеливый уход за ребенком; формирование у них мотивации на сотрудничество; активное вовлечение в реализацию сестринского процесса, в т.ч. обучение основным практическим манипуляциям в домашних условиях, самостоятельной доврачебной помощи (при рвоте, метеоризме, поносе и др.);

— восполнение дефицита знаний родителей о причинах заболевания, факторах риска, особенностях течения и др. в доступной и убедительной форме (в информационно — согласованном взаимодействии с врачом);

— убеждение родителей о необходимости соблюдения всех врачебных назначений и динамического наблюдения за ребенком; обучение родственников правилам приема и дачи лекарственных препаратов

— обучение родителей приемам профилактики кишечных инфекций формирование здоровых привычек не только ребенка, но и всей семьи (личная гигиена, санация очагов инфекции и др.).

Перечисленные сестринские вмешательства направлены на обеспечение жизненных потребностей ребенка при условии взаимодействия врач — медицинская сестра — родители ребенка.

Предложения:

1. Для улучшения качества оказываемой сестринской помощи необходимо ввести в штатное расписание отделения острых кишечных инфекций 4,5 ставки медицинской сестры процедурного кабинета для обеспечения работы круглосуточного режима работы кабинета, чтобы палатная медицинская сестра, занятая непосредственным обслуживанием пациентов, уделяла больше внимания и ухода детям и их родителям.

2. Обеспечить отделение перфузорами для проведения инфузионной терапии с целью дозированного введения инфузионных растворов и соблюдения скорости инфузии.

Список использованной литературы

1. К.М. Сергеева Учебник «Педиатрия» Издательство ПИТЕР 2007 год 473,477, 481- 488 с.

2. Белоусова А.К., Дунайцева В.Н. Сестринское дело при инфекционных болезнях с курсом ВИЧ — инфекции и эпидемиологии. Серия «Среднее профессиональное образование». — Ростов н/Д: «Феникс», 2004. — 384 с.

Читайте также:  Сколько времени восстанавливается стул после кишечной инфекции

3. Двойников С.И., Жилина Л.С. Сестринское дело при инфекционных болезнях с курсом ВИЧ — инфекции и эпидемиологии: Учебное пособие. — М.: АНМИ, 2005. — 284 с.

4. Детские болезни: Учебник /Под ред. А.А. Баранова и Г.А. Лыскиной/. — М.: Медицина, 2001. год 529 — 535 с.

5. Забродина Л.Е. В помощь участковой педиатрической и семейной медицинской сестре// Сестринское дело. — 2003. — №6 42-43 с.

6. Захарова Л.И., Двойников С.И., Рябчикова Т.В., Чайковская М.В. Сестринское дело в педиатрии. Руководство. — Самара, ГП «Перспектива», 2000. — 512 с.

7. Конь И.Я. Специализированные продукты лечебного питания: характеристика и применение у детей раннего возраста// Детский доктор. — 2000. — № 3. 43-47 с.

8. Ладодо К.С. Характеристика смесей, используемых для питания детей раннего возраста в России// Российский вестник перинатологии и педиатрии. — 1998. — N6 10-12 с.

9. Лютикова О.К. Сестринское дело в педиатрии. — М.: АНМИ, 2005. — 399 с.

10. Руководство для средних медицинских работников/ Под ред. Ю.П. Никитина, В.М. Чернышева. — М.: ГЭОТАР-Медиа, 2007. — 992 с.

11. Сестринская помощь в педиатрии: Учеб. пособие: Пер. с англ./ Под общ. ред. профессора Г.М. Перфильевой. — М.: ГЭОТАР — МЕД, 2001. — 176 с.

12. Сестринское дело, том 2/ Под ред. А.Ф. Краснова. — М.: ГП «Перспектива», 1999. — С. 263 — 351 с.

13. Справочник главной (старшей) медицинской сестры. (Издание 3-е, дополненное, переработанное) — М.: Издательство ГРАНТЪ, 2001. 735 — 736, 813 — 819 с.

14. Справочник медицинской сестры. — М.: Издательство Эксмо, 2006. — 896 с.

15. В.А.Малов Сестринское дело при инфекционных заболеваниях . — 2001.. 43-44 с.

16. Тульчинская В.Д., Соколова Н.Г., Шеховцова Н.М. Сестринское дело в педиатрии. Серия «Медицина для вас». Ростов н/Д: Феникс, 2000 год 226 — 231, 244 — 245, 273 — 274 с.

17. Учайкин В.Ф., Новокшонов А.А., Мазанкова Л.Н., Соколова Н.В. Острые кишечные инфекции у детей (диагностика, классификация, лечение). — М., 2003. — 53 с.

18. Царегородцева Л.В. Особенности лечебной диеты у детей раннего возраста с острыми расстройствами пищеварения// Лечащий врач. — 2001. — №10. — https://old.osp.ru.

19. Пустынникова С.В., Малямова Л.Н., Липина В.Р. Опыт применения препарата «Бифиформ Малыш» при лечении острых кишечных инфекций у детей раннего возраста// https://dmb9.ru.

20. Руководство к практическим занятиям по уходу за здоровым и больным ребенком 1985 А.Н.Бурая И.А.Головко В.С.Тихомирова М.П.Шанина с 35.

21. Методические указания по организации и проведению дезинфекции при кишечных инфекциях бактериальной этиологии от 18 апреля 1989 г.№15-6/12

22. Приказ МЗ СССР от 16.08.1989 №475 «О мерах по дальнейшему совершенствованию профилактики заболеваемости острыми кишечными инфекциями в стране»

23. Санитарно-эпидемиологические правила СП 3.1.1.2137-06 «Профилактика брюшного тифа и паратифов»

Приложения

Приложение 1

Лист сестринского наблюдения

Дата (число, месяц)

Диета

Стул

Мочеиспускание

рвота

кашель

температура

вес

Дата (число, месяц)

Диета

Стул

Мочеиспускание

рвота

кашель

температура

вес

Приложение 2

Памятка для медицинских сестер при наблюдении за больным с ОКИ.

№ п/п

Параметр

Характеристика

1.

Рвота

Частота, характер, связь с приемом пищи

2

Стул

Частота, характер, наличие патологических примесей — слизь, гной, кровь

3

Вздутие живота

Урчание по ходу кишечника, болезненность

4

Кожные покровы

Окраска(бледность, синюшность, мраморность), температура

5

Поведение

Вялость, сонливость, возбуждение. Двигательное беспокойство может быть вплоть до судорог, крик у маленьких детей

6

Слизистые оболочки

Окраска , влажность

7

Артериальное давление

В норме или изменено (повышено или понижено)

8

Пульс

Норма или тахикардия

9

Мочеиспускание

Диурез, может быть олигурия, анурия

10

Питание

Отказ от еды или питание выборочное

11

Питьевой режим

Отказ от питья, объем который пьет ребенок

12

Дыхание

Частота, глубина. Наличие шумного дыхания

Приложение 3

Особенности сестринского ухода за детьми с ОКИ

№ п/п

Сестринское вмешательство

Обоснование действий

1

Частая и своевременная смена нательного и постельного белья

Профилактика опрелостей, гигиена кожи

2

Обеспечение питьевого режима

Достаточное поступление жидкости в организм, и ее учет

3

Ежедневный контроль веса (особенно у детей до года)

Измерение потерь

4

Термометрия

Контроль температуры тела.

5

Контроль за мочеиспусканием

Измерение диуреза. Контроль за выделительной функцией почек

6

Согревание ребенка (при отсутствии лихорадки)

Восполнение потерь тепла, которые ребенок теряет со рвотой и жидким стулом. Во избежание ожогов грелку кладут под одеяло в ноги, обернутую пеленкой. Тепловой комфорт

7

Уход за полостью рта

Профилактика трещин — увлажнение водой, смазывание губ вазелином,

8

Туалет кожи. Подмывание больного

Обеспечение чистоты кожи, чистоты промежности.

Приложение 4

Анкета для персонала

Уважаемые коллеги, просим вас ответить на следующие вопросы. Это поможет повысить качество оказания сестринской помощи.

1.Сколько Вам лет

20-30 ? 30-40 ? 40-50 ? 50-60 ?

2.Наличие квалификационной категории

Не имею ? Вторая ? Первая ? Высшая ?

3.Повышаете ли вы свою квалификацию самостоятельно

Да ? Нет ?

если нет то почему:___________________________________________

4. Какую литературу вы читаете:________________________________

5.Как Вы оцениваете обучение медицинских сестер в больнице

Хорошо ? Удовлетворительно ? Неудовлетворительно ?

6. Необходимы ли памятки для медицинских сестер по уходу за больными

Да ? Нет ?

7.Нуждаетесь ли вы в повышении квалификации и дополнительном обучении

Да ? Нет ? не задумывался об этом ?

Благодарим за сотрудничество!

Приложение 5

Анкета для родителей

Уважаемые родители!

Мы заинтересованы в повышении качества медицинской помощи, оказываемой в нашем стационаре детям с инфекционными заболеваниями, рассчитываем на Ваше участие в оценке сестринской помощи и просим ответить на следующие вопросы:

1. Возраст вашего ребенка:

2. В полной семье воспитывается ребенок:

Да ? Нет ?

Если нет, то кто воспитывает ребенка:____________________________

3. Имеете ли вы отдельную квартиру

Да ? Нет ?

Если нет, то какие условия для проживания ______________________

4. Какие проблемы при поступлении в стационар были у ребенка :

? боли в животе

? диарея (понос)

? вялость, слабость

?снижение или потеря аппетита, тошнота, рвота

? повышенная температура

? нарушение сна из-за болей в животе

? страх перед манипуляциями

? опрелости

? дискомфорт ребенка, связанный с постановкой капельницы

5. Какие проблемы были у родителей:

? стресс, переживание, беспокойство и тревога за ребенка

? психологический дискомфорт, чувство беспомощности, неуверенность в благополучном исходе

? чувство вины перед ребенком

? дефицит знаний о заболевании

? дефицит навыков ухода за больным ребенком

? трудности при соблюдении ребенком режима, диеты

? нежелание выполнять рекомендации медперсонала стационара

6. Удовлетворены ли вы качеством ухода за ребенком?

? Да ? Нет ? Затрудняюсь ответить

Благодарим за сотрудничество!

Источник