Уход за детьми с острыми кишечными инфекциями

Острые кишечные инфекции являются достаточно распространенной патологией у детей в различных возрастных группах.

Дети особенно чувствительны к воздействию инфекционных возбудителей, чем и обусловлено быстрое развитие основных проявлений заболевания – резкое повышение температуры тела, повторная рвота, жидкий стул, отказ от еды, что практически в течение нескольких часов приводит к обезвоживанию организма вследствие потери воды и солей, нарастанию интоксикации, прогрессирующему ухудшению состояния малыша.

В такой ситуации крайне необходимо своевременно и оперативно обеспечить весь комплекс мероприятий по уходу за ребенком.

Даже однократная рвота является основанием для отмены кормления. Если же рвота повторяется, кормления отменяют на 4-8 часов: все это время ребенок нуждается в непрерывном обеспечении жидкостью для восполнения ее потерь и поддержания нормальной работы внутренних органов.

Чем и как поить ребенка? Для детей первых месяцев жизни в первую очередь – это кипяченная вода, солесодержащие растворы (регидрон, цитроглюкосолан), детский чай. Более старшим детям можно давать, кроме этого, отвар овощей, фруктов (морковь, яблоко) без добавления сахара, минеральную воду без газа и свежезаваренный слабый слегка подслащенный чай. Количество зависит также от возраста: детям первого года жизни следует давать по 50-60 мл. в час, от одного до трех лет – 80-90 мл. в час, более старшим – 100-120 мл. в час.

Крайне важно помнить, что вся предлагаемая жидкость должна бы комфортной температуры, подогретой до 30-35 градусов, кроме того, ребенка необходимо поить дробно, т.е. давать пить понемногу, по 1-2-3 чайные ложки через каждые 5-10 минут, контролируя его состояние – наличие тошноты, позывов на рвоту, общее самочувствие. Все это время ведется тщательный учет выпитой жидкости и количества мочи, для чего детей младшего возраста следует на время оставить без подгузника. Или же, если есть такая возможность, взвешивать его подгузник не реже, чем каждые два часа.

Если в течение 4-6 часов рвота не повторяется, ребенок достаточно активен, выпил весь объем жидкости и его температура не превышает 38 градусов, можно попробовать начать кормление. Чем кормить? Для грудных детей, находящихся на естественном вскармливании, лучшим питанием в этот период, безусловно, является материнское молоко. Малыша нужно прикладывать к груди не реже, чем через каждые два часа, можно чаще. Если ребенок достаточно активно сосет грудь, с каждым последующим кормлением он получает все большую порцию молока, что позволит постепенно увеличить перерывы между кормлениями до 3-3,5 часов. Блюда прикорма в первые сутки болезни лучше не давать.

При отсутствии грудного молока, кормления после перерыва начинают с привычного для ребенка, соответствующего его возрасту питания. Это может быть адаптированная молочная смесь, в т.ч. кисломолочная или безлактозная. Объем первого после перерыва кормления составляет не более половины обычного, который малыш усваивал до болезни.

Если аппетит ребенка восстанавливается, то можно постепенно, в течение 6-8 часов довести объем кормления до двух третей обычного. Недостающее количество жидкости продолжаем давать в перерывах между кормлениями. На второй день, если состояние ребенка улучшилось, кроме смесей, можно дать ему кашу, соответствующую его возрасту, но не более половины обычного объема. Детям старше одного года, на второй день болезни в случае улучающегося самочувствия и отсутствия рвоты можно предложить овощное пюре из картофеля и моркови или тыквы. Начиная с трех-пяти чайных ложек в день, можно в два приема. По-прежнему необходимо контролировать: сколько жидкости ребенок усваивает в течение суток, учитывая абсолютно все питание и питье.

Если заболевание ребенка сопровождается повышенной температурой тела (более 38 градусов), возникает необходимость приема жаропонижающих препаратов. При наличии упорной рвоты предпочтение следует отдавать, безусловно, лекарственным препаратам в виде свечей с содержанием парацетомола (эффералган, цефекон) в соответствующей возрасту дозе. Если же рвота повторяется не более 1-2 раз, ребенку можно дать препарат нурофен. В случае, если температура тела не превышает 38 градусов, лучше обойтись без жаропонижающих. В течение суток жаропонижающие можно применять не более 3-х раз. Если температура остается высокой, то необходимо дополнительно проконсультироваться с врачом, наблюдающим ребенка.

При острых кишечных инфекциях воспаление слизистой ведет к резкому нарушению всасывания воды и ускоренной эвакуации содержимого кишечника. В результате чего возникает диарея. Потери воды и соли со стулом могут быть столь интенсивными, что их бывает сложно компенсировать путем приема жидкости. Ребенок просто не в состоянии выпить и усвоить объем, в 2-2,5 раза превышающий привычные порции питания и питья. Для уменьшения потерь воды и солей следует дать больному энтеросорбент (смекта или зостерин ультра) дробно в 4-6 приемов в течение дня. Все лечебные мероприятия должны проводится под наблюдением и контролем врача. О малейших изменениях состояния ребенка необходимо своевременно сообщить своему педиатру, так как в случае тяжелого течения заболевания и при нарушении предписанного режима, состояние ребенка может ухудшиться и возможно потребуется госпитализация.

Читайте также:  Симптомы острой кишечной инфекции у детей до года

Не следует самостоятельно без разрешения врача давать ребенку антибиотики, противодиарейные и противорвотные препараты. Все необходимое лечение должно быть индивидуальным, обоснованным и современным. Ограничения в диете необходимо соблюдать на протяжении 5-7 дней, при тяжелых формах – до 10 дней. Переход к привычному для малыша рациону должен быть постепенным, с учетом всех рекомендаций вашего педиатра.

Выполнение назначений врача, ваша забота, терпение и внимание к любым изменениям в течение болезни – верный путь к скорейшему выздоровлению ребенка.

Часть статей о здоровье новорожденных, грудном вскармливании, родах, размещены на специальном портале Медицинского центра «XXI век» посвященном материнству: https://www.mc21.ru/mama/

Источник

Медицинская сестра обязана хорошо знать клиническую симптоматику заболеваний во всем разнообразии их клинических проявлений и вспомогательные методы диагностики для своевременной организации противоэпидемических мероприятий и правильного ухода за ребенком.[9]

Чтобы успешно освоить особенности сестринского процесса в детском инфекционном отделении медицинская сестра должна знать анатомо — физиологические и психологические особенности детей, универсальные потребности ребенка в различные периоды детства, проблемы, возникающие при заражении кишечными инфекциями, и основные симптомы и синдромы, сопровождающие заболевание.

Медицинской сестре детского инфекционного отделения также не обойтись без навыков проведения медицинского сестринского обследования пациента — ребенка (в рамках своей компетентности), определения уровня представлений и знаний родственников ребенка о его потребностях, определения проблем пациента и его семьи.

Она должна уметь организовать сестринский процесс в домашних условиях, обучить пациента — ребенка и его родителей навыкам ухода и самоухода; оценить качество сестринского ухода, сестринской помощи ребенку и его семье.

От медицинской сестры также требуется умение общаться с пациентами — детьми раннего возраста и их родителями, особенно с матерью (медработники хорошо знают выражение «если болен ребенок, то больна и мать»).

Уход за больным с острой кишечной инфекцией строго индивидуален, зависит от тяжести и периода заболевания, возраста ребенка и конкретных условий. Правильно организованный уход облегчает физическое и моральное состояние ребенка, способствует его выздоровлению. Работа медсестры должна строиться таким образом, чтобы для каждого ребенка были повседневно обеспечены лечебно-охранительный режим, рациональное питание, профилактика осложнений и внутрибольничных инфекций. Большое значение имеет соблюдение питьевого режима больными, способствующему выведению из организма токсических и шлаковых продуктов, восполнению потерь со стулом и рвотой. Часто питье должно даваться дробно. Чайными ложками, а при необходимости назначается внутривенное капельное введение жидкости.

Важное значение имеет состояние кожи, так как общее снижение иммунитета создает предпосылки к различного рода гнойным осложнениям, возникновению пролежней, опрелостей, следовательно и образованию открытых «входных» ворот для инфекции, нередко вызывающих стрептокковый или стафилококковый сепсис. Чтобы предупредить развитие пролежней, необходимо чаще переворачивать больных в постели, в случае надобности применять подкладной круг, обеспечивать своевременную смену нательного и постельного белья, гигиену кожных покровов.

Термометрия обязательна не менее 2-х раз в день, лихорадящим детям измерение температуры тела показана чаще. Огромное значение в благоприятном исходе заболевания имеет уход за полостью рта больного. Некоторые инфекционные заболевания, например брюшной тиф, сопровождается запором и вздутием кишечника (метеоризмом). При запоре ребенку ставят очистительную клизму, а при метеоризме ставят газоотводную трубку. Ввиду наклонности у больных с брюшным тифом и паратифом А и В к развитию коллапса дефекация должна происходить на подкладном судне, необходимо следить также, чтобы ребенок соблюдал строгий постельный режим. Медицинская сестра и другие лица, которые осуществляют уход за инфекционным больным с кишечной инфекцией, должны немедленно сообщать врачу обо всех изменениях в состоянии больного, особенно если они имеют отрицательный характер, медицинская сестра должна обращать внимание на поведение ребенка (вялость или возбуждение), цвет слизистых оболочек и кожи, эластичность, влажность, тургор тканей. При наличии рвоты, необходимо обращать внимание на количество и состав рвотных масс (содержит ли остатки пищи, с желчью, кофейной гущи). Стул должен осматриваться после каждого испражнения ребенка — на обильность и наличие патологических примесей, его кратность. После осмотра и оценки стула медицинская сестра обязана точно записать частоту и характер стула в дневнике наблюдения за ребенком в истории болезни, в случае необходимости (наличие патологических примесей) показать лечащему или дежурному врачу. В результате потери жидкости со стулом и рвотой, часто отмечается быстрая и значительная потеря массы тела ребенка, что свидетельствует о тяжести состояния. Поэтому больного ребенка необходимо ежедневно взвешивать и полученные данные заносить в температурный лист.

Очень важным в уходе за ребенком при ОКИ являются разгрузка желудочно-кишечного тракта от пищи и проведение водно-чайной диеты в течение 6-12 часов. В это время ребенку дробно дают чай, кипяченую воду, 5% раствор глюкозы, раствор регидрона. В связи с тем, что с частой рвотой и жидким стулом теряется не только вода, но и соли, для правильного лечения проводится анализ крови на электролитный состав.

Читайте также:  Кишечная инфекция у малыша лечение

Наблюдение медицинской сестры за ребенком с ОКИ по системам:

1. Наличие симптомов токсикоза: бледность, иногда с сероватым колоритом, интоксикация центральная нервная система — изменение поведения (вялость или возбуждение), развитие коматозного состояния, токсическое дыхание (глубокое, шумное).

2. Желудочно-кишечный тракт (наличие рвоты, стула). Наличие болевого синдрома.

3. Мочевыделительная система ( диурез).

4. Сердечно-сосудистая ( пульс, артериальное давление).

5. Центральная нервная система (сознание).

6. Кожные покровы: температура тела, цвет кожи и слизистых оболочек, наличие сыпи.

7. Дыхательная система (частота дыхательных движений)

Особенности ухода и наблюдения:

1. Контроль веса при поступлении в отделение и далее по назначению врача, длительно лежащим детям 1 раз в неделю, детей до 1 года необходимо взвешивать ежедневно!

2. Частая смена нательного и постельного белья (профилактика опрелостей)

3. Термометрия 2 раза в день. Лихорадящим детям измеряется через каждые 3 часа и при необходимости чаще.

4. Учет выделенной и выпитой жидкости. Контроль за мочеиспусканием.

5. Обеспечение достаточного питьевого режима по назначению врача (дробно)

6. Обеспечение режима кормления по назначению врача.

7. Проведение инфузионной терапии, строго контролируя скорость введения инфузионных растворов.

8. При отсутствии лихорадки, наличии холодных покровов тела — согревание ребенка (так как с жидким стулом и рвотой идет потеря тепла) при помощи грелок.

9. Уход за полостью рта, кожными покровами.

Возможные проблемы больного ребенка с диареей

Потенциальные:

Промежуточные:

Приоритетные:

— резкое снижение массы тела

— повторное заболевание

— хронизация процесса

— опрелости

— снижение массы тела

— вялость или беспокойство

— боли в животе

— частый жидкий стул

-срыгивание, рвота

— отказ от еды

Источник

  • Авторы
  • Файлы
  • Литература

Морозова Г.А.

1

Ищенко О.Ю.

1

Ильченко Г.В.

1

1 МАОУ ВО «Краснодарский муниципальный медицинский институт высшего сестринского образования»

1. Двойников С.И., Жилина Л.С. Сестринское дело при инфекционных болезнях с курсом ВИЧ — инфекции и эпидемиологии: Учебное пособие. — М.: АНМИ, 2012. — 284 с.

2. Детские болезни: Учебник /Под ред. А.А. Баранова и Г.А. Лыскиной/. — М.: Медицина, 2010. год 529 — 535 с.

3. Ищенко О.Ю., Савощенко И.В. Оценка эффективности деятельности нефрологического отделения государственного бюджетного учреждения здравоохранения [Журнал] // Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины. — М.: Медицина, 2014 г. — № 1. С. 29-32.

4. Справочник медицинской сестры. — М.: Издательство Эксмо, 2012. — 896 с.

По данным ВОЗ ведущее место в патологии детского возраста занимают острые кишечные инфекции (ОКИ). Каждую минуту от них в мире погибает 10 детей, часть из которых умирают от некачественного ухода и ежегодно регистрируется в мире до 1,2 млрд. кишечных заболеваний. Поэтому от эффективности организации работы при уходе за детьми с острыми кишечными инфекциями  средним медицинским персоналом при своевременной постановки диагноза зависит исход заболевания.

Цель работы — изучение теоретических и практических аспектов сестринской деятельности при уходе за детьми с острыми кишечными инфекциями.

Исходя из поставленной цели, вытекают следующие задачи:

  1. Определить и охарактеризовать основные виды острых кишечных инфекций у детей;
  2. Изучить особенности ухода и наблюдения за детьми с ОКИ.
  3. Систематизировать основные принципы работы медицинских сестер отделения воздушно-капельных инфекций ДИБ города Краснодара.
  4. Проанкетировать родителей этих детей на предмет знаний особенностей ухода у данной категории пациентов.
  5. Исследовать мнение медицинских сестер о необходимости создания памятки по уходу за детьми с ОКИ.
  6. Сделать выводы и предложения по теме исследования.

Исследование показало, что в ЦРБ продолжает увеличиваться количество исследований на возбудителей острых кишечных инфекций в 1,3 раза или на 33%, по сравнению с 2011 годом.

Из проведенных лабораторных исследований по количеству выделенных культур неизменными лидерами остаются сальмонеллы и различные энтеропатогенные кишечные палочки, которые представлены. Как видно, в общее количество выделенных патогенных микроорганизмов изменилось не значительно, увеличение было лишь на 3,5%. В динамике рост превалирует у ЭТЭ и ЭИЭ. Особенно их количество сильно увеличились в 2012 году на 114% по сравнению с 2011 г. И сальмонеллез в 2014 г. примерно на 42,1%, кампилобактерии – на 216,7% по сравнению с 2011 г.

Как видно из приведённых данных большинство составляют Salm. гр. D 82%, 80% и 67% за три года.

Серологическая группа D оказалась доминирующей и была представлена только одним серологическим вариантом – Salmonella enteritidis. Частоту регистрации сальмонеллеза, в группе детей можно объяснить тесным общением детей этой возрастной группы в организованных коллективах и их низкой самоорганизацией. Заболевание протекает в локальной форме гастроэнтерита, ведущий синдром — диарейный.

Анализ нормативно – правовой базы деятельности ЦРБ и экономические показатели деятельности больницы показали, что поступления средств в 2014 году увеличились на 9% по субсидиям на выполнение государственного задания, а также на 15% увеличились доходы от оказания платных услуг, при этом целевые субсидии уменьшились на 74% — в связи с окончанием участия в программе «Модернизация здравоохранения».

Читайте также:  Как лечиться кишечная инфекция

Для проведения эмпирического исследования были выбраны два отделения инфекционное и педиатрическое. Мощность инфекционного отделения для взрослых -10 коек, а для детей -20, в педиатрическом отделении – 25 коек. Полученные данные говорят о большом потоке больных в данных отделениях. При этом показатель работы койки во взрослом инфекционном отделении соответствует норме, а показатель в детском и педиатрическом отделении – выше. Что говорит о повышенной нагрузке на мед. персонал и можно объяснить нехваткой коек для данного контингента пациентов.

Укомплектованность инфекционного отделения средним медперсоналом составляет 55%, младшим медперсоналом составляет 51,8%. Укомплектованность средним медперсоналом педиатрического отделения составляет 84%, младшим медицинским персоналом 91,3%. Укомплектованность врачами составляет 80,9%. В структуре преобладают высшая и первая категории, что показывает высокий профессионализм мед. персонала и значит высокое качество предоставляемых услуг.

Большинство респондентов медработников, участвующих в исследовании, в возрасте от 20 до 40 лет – 80%. При этом повышают свою квалификацию самостоятельно 70% сотрудников, путем чтения медицинской литературы: используя журналы «Сестринское дело», «Медицинская сестра», «Здравоохранение». У 30% причиной отсутствия тяги к знаниям названна причина «недостаток новых изданий по уходу за детьми с инфекционной патологией». Поэтому можно заключить, о необходимости создания памяток для медицинских сестер по уходу за больными. И с этим согласны  90% сотрудников.

С целью изучения проблем пациентов детского инфекционного отделения было проведено сплошное исследование на базе Усть-Лабинской РЦБ родителей детей находящихся в детском и инфекционном отделении. В анкетировании (анонимно) приняли участие n= 30 родителей детей.

Большинство детей респондентов, лежащих в отделениях, соответствуют возрасту от 1 года до трёх – 56,7% и дети первого года – 36,7%. По составу семьи: у 18 человек семья полная – 60%, остальных воспитывали один родитель или опекун. По условиям жилья: большинство 16 семей  – 53,3% проживают в отдельной квартире остальные в коммунальной или общей квартире.

Проблему с тошнотой и рвотой имеют большинство детей 30 человек, из них  28 человек имеют сопутствующую лихорадку и 37 диарею. При этом страх и слабость испытывают 23 человека. Большинство 21 испытывают дискомфорт.

Опрошенные – 90%, удовлетворены ухо­дом и мед. помощью которую им предоставляют в отделение. Этот показатель так же говорит о хорошем качестве предоставляемых услуг.

Проблему связанные со стрессом, дефицитом знаний о заболеваемости, и уходом за ребенком отметили большинство – 26 человек.

В результате проведённого исследования полученные следующие результаты:

Анализ двадцати современных источников литературы выявил, что в настоящее время заболеваемость кишечными инфекциями в России остается достаточно высокой. Острые кишечные инфекции занимают ведущее место в структуре общей заболеваемости, особенно среди пациентов детского возраста.

Особенности ухода и наблюдения за детьми с острыми кишечными инфекциями влияют на сестринский процесс в детском инфекционном отделении медицинская сестра должна знать анатомо — физиологические и психологические особенности детей, универсальные потребности ребенка в различные периоды детства, проблемы, возникающие при заражении кишечными инфекциями, и основные симптомы и синдромы, сопровождающие заболевание.

Систематизация основных принципов работы медицинских сестер отделения, проведённое исследование проблем пациентов с острыми кишечными инфекциями путем анкетирования родителей, мнения медицинских сестер позволило выявить, что основными особенностями сестринского ухода у детей с острыми кишечными инфекциями являются:

  • строгое выполнение врачебных назначений;
  • необходимая подготовка к лабораторным и инструментальным методам исследования;
  • разъяснение и убеждение в необходимости проведения исследований;
  • соблюдения всех врачебных назначений и динамическое наблюдение за ребенком;
  • соблюдение санитарно-противоэпидеми­ческого режима в отделении: обеспечение инфекционной безопасности для родителей, персонала пациентов;
  • оценка состояния ребенка при каждом контрольном посещении и поддержание его положительного эмоционального состояния;
  • установление с ребенком и его родителями доверительных отношений;
  • поддержка родителей на всех стадиях развития заболевания
  • восполнение дефицита знаний родителей о причинах заболевания, факторах риска, особенностях течения и др.
  • обучение родителей приемам профилактики кишечных инфекций формирование здоровых привычек не только ребенка, но и всей семьи.

Предложения:

Для улучшения качества оказываемой сестринской помощи необходимо ввести в штатное расписание отделения острых кишечных инфекций 4,5 ставки медицинской сестры процедурного кабинета.

Обеспечить отделение перфузорами для проведения инфузионной терапии с целью дозированного введения инфузионных растворов и соблюдения скорости инфузии.

Создать методические рекомендации с актуальными результатами исследований по проблеме ухода за пациентами детского возраста в инфекционном отделении.

Библиографическая ссылка

Морозова Г.А., Ищенко О.Ю., Ильченко Г.В. ОСОБЕННОСТИ СЕСТРИНСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРИ УХОДЕ ЗА ДЕТЬМИ С ОСТРЫМИ КИШЕЧНЫМИ ИНФЕКЦИЯМИ // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. – 2016. – № 11-4. – С. 739-741;
URL: https://applied-research.ru/ru/article/view?id=10664 (дата обращения: 21.03.2020).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»

(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

Источник