Восстановление микрофлоры у ребенка после кишечной инфекции

Восстановление микрофлоры у ребенка после кишечной инфекции

Кишечная инфекция – заразное заболевание, поражающее желудочно-кишечный тракт. Основной путь заражения – немытые руки, овощи и фрукты, некачественно приготовленные блюда. Кишечной инфекцией может болеть как взрослый, так и ребенок. Однако в силу возрастных особенностей (недостаточность иммунитета, несоблюдение правил гигиены) дети, особенно малыши, тяжело переносят такое заболевание.

Симптомы кишечной инфекции

Восстановление микрофлоры у ребенка после кишечной инфекции

Проявления заболевания у взрослых и детей схожи.

  • Понос. Расстройства стула сопровождают каждую кишечную инфекцию. В зависимости от возбудителя характер стула может различаться: зеленый при сальмонеллезе, с прожилками крови при дизентерии, типа рисового отвара при холере.
  • Тошнота и рвота.
  • Головные боли и боли в животе.
  • Повышение температуры.
  • Обезвоживание. Быстро нарастает у детей, особенно в возрасте до 1 года.
  • Общая слабость, быстрая утомляемость.

Возможные осложнения

  • Желудочные или кишечные кровотечения.
  • Гиповолемический шок. Из-за обезвоживания резко падает объем циркулирующей крови. Состояние больного становится очень тяжелым.
  • Почечная недостаточность. Из-за обезвоживания снижается объем выделяемой за сутки мочи, появляются боли в пояснице, нарушается функция почек.
  • Легочная недостаточность. Гипоксия, одышка.

Диагностика кишечной инфекции

Восстановление микрофлоры у ребенка после кишечной инфекцииДля выбора правильной тактики лечения важны результаты бактериологического исследования каловых масс.

  1. Тщательный сбор анамнеза позволяет предположить источник инфекции (плохо вымытый фрукт, продукт с истекшим сроком годности).
  2. Осмотр больного дает информацию о степени обезвоженности. Характер стула и рвотных масс также позволяет сделать предположение о возбудителе заболевания.
  3. Посев стула и рвотных масс помогает точно определить возбудителя и подобрать антибиотик.

Лечение кишечной инфекции

Состояние пациента и природа инфекции являются основополагающими факторами в подборе схемы лечения.

Общее

  • Антибиотик, действующий на возбудителя.
  • Препарат для восстановления микрофлоры кишечника (линекс, бифиформ).
  • Обильное питье как простой кипяченой воды, так и специальных растворов (регидрон). При обезвоживании назначаются капельницы (раствор Рингера, ацесоль, физраствор).
  • Адсорбенты (уголь, энтеросгель).

Диетотерапия

Взрослые и дети не на грудном вскармливании.

  • Следует кушать 5-6 раз в день небольшими порциями.
  • Механическое, термическое и химическое щажение желудочно-кишечного тракта. Вся пища должна быть теплой, приготовленной на пару, отварной или запеченной, легкоусвояемой. Нужно исключить кислое, острое, жирное, жареное, консервы.
  • Пища должна быть богата белком и качественными углеводами. Каши рисовые, гречневые на воде, фрикадельки и котлеты из телятины, кролика, индейки, курицы.
  • Употребление кисломолочных продуктов с низким процентом жирности. Помимо питательного эффекта, кефир и простокваша являются источником лакто- и бифидобактерий, которые необходимы для восстановления микрофлоры кишечника.
  • Исключаются из пищи: свежие овощи и фрукты, сладкое, мучное, молоко. Нежелательно употреблять продукты, стимулирующие газообразование: капуста, бобовые, виноград.
  • С самого начала нужно давать пациенту больше вареных и печеных овощей и фруктов (яблоки, картофель). В процессе переваривания из них освобождается пектин, который обладает адсорбирующим свойством. Проходя через кишечник, он собирает на себя остатки шлаков и токсинов, способствуя улучшению состояния больного. Сегодня в аптеках есть препараты, основным действующим веществом которых является пектин (Пепидол), их можно давать даже маленьким детям.

Питание грудничков

Оптимальной пищей для грудных младенцев было и есть материнское молоко. Лучше всего придерживаться режима свободного вскармливания (но не реже, чем каждые 2 часа по 50 мл). Если необходимо, то малыша следует будить. Тогда ребенок будет получать достаточный объем сбалансированной по всем нутриентам пищи.Если мама будет жалеть малыша, не будить для кормления и отказываться от попыток допаивания против воли ребенка, то могут развиться осложнения (гиповолемический шок, почечная и сердечно-сосудистая недостаточность).

Если ребенок находится на искусственном вскармливании или докармливается из бутылочки, то выбор делается в пользу безлактозных или низколактозных смесей (Нутрилон, Хумана, Фрисопеп). Если ребенок нуждается в допаивании, то назначаются специальные растворы (например, регидрон).

Дети, получающие докорм, могут кушать рисовую и манные каши на воде, творожок, кисель, сваренный вкрутую желток, мясные фрикадельки, овощное пюре.

После выздоровления процесс восстановления продолжается еще долгое время в зависимости от того, насколько тяжелая была инфекция.

Следует продолжать соблюдать диету минимум 2 недели, потом можно потихоньку начинать вводить новые продукты.

В течение месяца принимаются препараты, восстанавливающие микрофлору кишечника (линекс, бифиформ, примадофилус).

При необходимости можно принимать ферменты (мезим, панзинорм, фестал, вобэнзим).

Профилактика кишечных инфекций

Восстановление микрофлоры у ребенка после кишечной инфекции

  • Соблюдение правил личной гигиены. Мытье рук перед едой.
  • Употребление в пищу тщательно вымытых овощей и фруктов, правильно термически обработанных продуктов. Нельзя есть просроченную еду, как бы ни было жалко ее выбрасывать.
  • Воду можно пить только кипяченую или бутилированную.
  • Следует предпочитать домашнюю еду и отказаться от разнообразной готовой продукции, особенно от фастфуда из сомнительных ларьков.

Итак, кишечной инфекцией может заболеть и взрослый, и ребенок. Лечение в основном тоже одинаковое, если не брать во внимание деток, находящихся на грудном вскармливании. Главная особенность заключается  именно в восстановительном процессе, который зависит от правильно определенной диеты.

Школа доктора Комаровского, тема «Кишечные инфекции»:

Телепередача «Здравия желаем», тема «Кишечная инфекция»:

Источник

Ðàçìàõ ýïèäåìèè óñòàíîâèòü íåâîçìîæíî, íå âñå îáðàùàþòñÿ çà ìåäèöèíñêîé ïîìîùüþ. Ïî ñòàòèñòèêå ÂÎÇ, åæåãîäíî îäíîé òîëüêî äèçåíòåðèåé â ìèðå çàáîëåâàåò îêîëî 90 ìëí. (!) ÷åëîâåê, íå ìåíåå òðåòè èç íèõ — äåòè ïåðâûõ ëåò æèçíè. Ïàðàäîêñ: XXI âåê, òåõíè÷åñêèé ïðîãðåññ îòïðàâëÿåò êîñìè÷åñêèå êîðàáëè íà Ìàðñ, à ìåëü÷àéøèå ìèêðîîðãàíèçìû ïî-ïðåæíåìó äåìîíñòðèðóþò ñâîþ âëàñòü íàä homo sapiens (÷åëîâåêîì ðàçóìíûì).

Ñèìïòîìû ðàñïðîñòðàíåííûõ êèøå÷íûõ èíôåêöèé äåòñêîãî âîçðàñòà

Âîçáóäèòåëè òåõ èíôåêöèîííûõ çàáîëåâàíèé, â êëèíè÷åñêîé êàðòèíå êîòîðûõ ïðåîáëàäàþò ñèìïòîìû ïîðàæåíèÿ êèøå÷íèêà, îòíîñÿòñÿ ê ðàçíûì ãðóïïàì ìèêðîîðãàíèçìîâ. Ýòî áàêòåðèè, âèðóñû, ãðèáêè, ïðîñòåéøèå (îäíîêëåòî÷íûå ïàðàçèòû — àì¸áû, ëÿìáëèè, êîêöèäèè).

Читайте также:  Папка передвижка профилактика кишечных инфекций

Ëþáàÿ êèøå÷íàÿ èíôåêöèÿ ïðîòåêàåò ñ èíòîêñèêàöèåé — óõóäøàåòñÿ ñàìî÷óâñòâèå, ïîÿâëÿåòñÿ ñëàáîñòü, âÿëîñòü, óãíåòàåòñÿ ðàáîòà íåðâíîé ñèñòåìû, â ðàçíîé ñòåïåíè ñòðàäàþò âíóòðåííèå îðãàíû.

Êëèíè÷åñêèå ïðîÿâëåíèÿ êèøå÷íûõ çàáîëåâàíèé èìåþò ìíîãî ñõîäñòâà. Íî åñòü âñå æå ðàçëè÷èÿ. Äîñòàòî÷íî òîëüêî ïîñìîòðåòü íà òàáëèöó.

Äèçåíòåðèÿ

Ñàëüìîíåëë¸ç

Ýøåðèõèîç

Êèøå÷íûé ãðèïï

Ïèùåâàÿ òîêñèêîèíôåêöèÿ

Âîçáóäèòåëü

Áàêòåðèè øèãåëëû

Ñàëüìîíåëëû

Êèøå÷íàÿ ïàëî÷êà

Ðîòàâèðóñû

Ñòàôèëîêîêêè

Ïóòü çàðàæåíèÿ

Îðàëüíî-ôåêàëüíûé (áîëåçíü íåìûòûõ ðóê)

Çàðàæåíèå ïèùè (ìîëî÷íûõ ïðîäóêòîâ, ÿèö)

Íåäîñòàòî÷íî òåðìè÷åñêè îáðàáîòàí-íûå ïðîäóêòû

Âîçäóøíî-êàïåëüíûé, ãðÿçíûå ðóêè è ïðîäóêòû, íåêèïÿ÷¸íàÿ âîäà

Ïåðâè÷íûé — ÷åðåç çàðàæ¸ííóþ ïèùó;

âòîðè÷íûé — îò èìåþùèõñÿ ãíîéíûõ î÷àãîâ

Íà÷àëî

Îñòðîå

Îñòðîå

Îñòðîå

Îñòðîå

Îñòðîå, áóðíîå

Ò°Ñ

39-40°Ñ, ëèõîðàäêà

37,5-38°Ñ

Íîðìàëüíàÿ èëè ñóáôåáðèëüíàÿ (äî 37,5°)

Ðåçêîå ïîâûøåíèå

Ëèõîðàäêà

Áîëè

Ñõâàòêîîáðàçíûå ñèëüíûå

Ðàçëèòûå

Ñõâàòêîîáðàçíûå óìåðåííûå

Äèôôóçíûå

Ðåæóùèå

Ðâîòà

Òîëüêî ïðè òÿæ¸ëîé ôîðìå

Îò îäíîêðàòíîé äî íåóêðîòèìîé

Íå÷àñòàÿ, íî óïîðíàÿ

Ñèëüíàÿ, ÷àùå îäíîêðàòíàÿ

Íåóêðîòèìàÿ

Æèâîò

Íàïðÿæ¸ííûé

Áîëåçíåííûé ïðè ïàëüïàöèè â çîíå ïóïêà

Âçäóòèå, ìåòåîðèçì

Ãðîìêîå óð÷àíèå

Ñóäîðîãè áðþøíûõ ìûøö

×àñòîòà ñòóëà

10-20 ðàç â ñóòêè

Íåñêîëüêî ðàç â ñóòêè

10-15 ðàç â ñóòêè

Íåñêîëüêî ðàç â ñóòêè

8-10 ðàç â ñóòêè

Èñïðàæíåíèÿ

Ñêóäíûå, ñ êðîâüþ, ãíîåì è ñëèçüþ

Çëîâîííûå, çåëåíîâàòîãî öâåòà

Îáèëüíûå, âîäÿíèñòûå

Æèäêèå, ïåíèñòûå, ñ êèñëûì çàïàõîì

Æèäêèå ñ ïðèìåñüþ êðîâè è ñëèçè

Èíòîêñèêàöèÿ

Âûðàæåíà

Âûðàæåíà

Ñëàáî âûðàæåííàÿ

Âûðàæåíà

Âûðàæåíà

Íàèáîëåå ïîðàæ¸ííûé îðãàí

Òîëñòàÿ êèøêà

Æåëóäîê è êèøå÷íèê

Òîíêèé è òîëñòûé êèøå÷íèê

Âåñü ïèùåâàðèòåëüíûé òðàêò

Æåëóäîê è êèøå÷íèê

 ïðèíöèïå, äëÿ ðîäèòåëåé â ìîìåíò îñòðîãî íà÷àëà áîëåçíè ñîâñåì íå àêòóàëüíî çíàòü, êàêîé èìåííî âîçáóäèòåëü ñòàë ïðè÷èíîé áîëåçíè. Ãëàâíîå – íå òåðÿòüñÿ è îáðàòèòüñÿ ê âðà÷ó, â òÿæ¸ëîì ñëó÷àå — íåìåäëåííî âûçâàòü ñêîðóþ ìåäèöèíñêóþ ïîìîùü. Âàæíî ïîìíèòü, ÷òî â äåòñêîì âîçðàñòå î÷åíü áûñòðî ðàçâèâàåòñÿ òÿæ¸ëàÿ èíòîêñèêàöèÿ è îáåçâîæèâàíèå, ñîçäàþùèå ñìåðòåëüíóþ îïàñíîñòü.  öåëîì ñóùåñòâóåò çàêîíîìåðíîñòü: ÷åì ìëàäøå ðåá¸íîê, òåì òÿæåëåå ïðîòåêàåò êèøå÷íîå çàáîëåâàíèå.

Êèøå÷íûå èíôåêöèè ñðåäè äåòåé çàíèìàþò âòîðîå ìåñòî ïîñëå ÎÐÂÈ ïî ÷àñòîòå çàðàæåíèé. Ýòîìó ñïîñîáñòâóþò åùå íåîêîí÷àòåëüíî ñôîðìèðîâàííûå ãèãèåíè÷åñêèå íàâûêè ìàëûøåé è íåçðåëîñòü èììóííîé ñèñòåìû.

Áîëüøèíñòâó âîçáóäèòåëåé «âñå âîçðàñòû ïîêîðíû». Íî ó äåòåé îò ïîëóãîäà äî äâóõ ëåò åñòü «ëþáèìûé» âîçáóäèòåëü – ïðàêòè÷åñêè âñåãäà êèøå÷íàÿ èíôåêöèÿ â ýòîì âîçðàñòå âûçâàíà ðîòàâèðóñîì.

×òî ïðîèñõîäèò ñ îðãàíèçìîì ïðè ïîðàæåíèè êèøå÷íîé èíôåêöèåé

 íîðìàëüíûõ óñëîâèÿõ ñëèçèñòàÿ êèøå÷íèêà ñïîñîáñòâóåò âñàñûâàíèþ ïèòàòåëüíûõ âåùåñòâ èç ïèùè. Òîíêèé êèøå÷íèê äàæå ó ìàëåíüêîãî ðåá¸íêà èìååò íåñêîëüêî ìåòðîâ â äëèíó. À ïëîùàäü åãî âíóòðåííåé ïîâåðõíîñòè çà ñ÷¸ò ìåëêèõ âîðñèíîê, âûñòèëàþùèõ ñòåíêè, ñîñòàâëÿåò 30-40 ì2. Ïëîùàäü ïîâåðõíîñòè òîëñòîãî êèøå÷íèêà — îêîëî 2 ì2. Ðàñòâîð¸ííûé ïèùåâàðèòåëüíûìè ñîêàìè õèìóñ (ïèùåâàÿ ìàññà) ïåðåìåùàåòñÿ áëàãîäàðÿ ïåðèñòàëüòè÷åñêèì ñîêðàùåíèÿì îò æåëóäêà ê òîëñòîìó êèøå÷íèêó, ãäå ñêàïëèâàþòñÿ è óïëîòíÿþòñÿ íåïåðåâàðåííûå îñòàòêè ïèùè.

Òîíêèé êèøå÷íèê çàùèù¸í îò ïîïàäàíèÿ ïàòîãåííûõ ìèêðîîðãàíèçìîâ äâóìÿ õèìè÷åñêèìè áàðüåðàìè – ñëþíîé è æåëóäî÷íûì ñîêîì.

Íî ó ðåá¸íêà åù¸ îòñóòñòâóåò ïðèâû÷êà òùàòåëüíîãî ïåðåæ¸âûâàíèÿ ïèùè âî ðòó, ñïîñîáñòâóþùàÿ îáåççàðàæèâàíèþ èíôåêöèîííûõ àãåíòîâ, à æåëóäî÷íûé ñîê èìååò ñëàáóþ êèñëîòíîñòü. Ïîýòîìó äåòñêèé îðãàíèçì îêàçûâàåòñÿ íåçàùèù¸ííûì ïåðåä òåìè âîçáóäèòåëÿìè, êîòîðûå ïîïàäàþò â êèøå÷íèê è î÷åíü áûñòðî ðàçìíîæàþòñÿ òàì.

Âñÿ ïàòîãåííàÿ ìèêðîôëîðà â ïðîöåññå ñâîåé æèçíåäåÿòåëüíîñòè àêòèâíî âûðàáàòûâàåò òîêñèíû — ÿäû, êîòîðûå íàðÿäó ñ ïèòàòåëüíûìè âåùåñòâàìè ïðîíèêàþò â êðîâü è ðàçíîñÿòñÿ ïî âñåìó îðãàíèçìó, íàðóøàÿ äåÿòåëüíîñòü îðãàíîâ è ñèñòåì.

 ïåðâóþ î÷åðåäü ñòðàäàåò ñàì êèøå÷íèê. Íà åãî ñòåíêàõ âìåñòî íåæíîé áàðõàòèñòîé ïîâåðõíîñòè îáíàðóæèâàþòñÿ ìíîãî÷èñëåííûå î÷àãè âîñïàëåíèÿ, êðîâîèçëèÿíèÿ, ýðîçèè, ïåðåõîäÿùèå â çîíû íåêðîçà. Îò¸ê ñòåíîê íàðóøàåò ïåðèñòàëüòèêó. Ïîâðåæä¸ííûå âîðñèíêè ñëèçèñòîé îáîëî÷êè íå âñàñûâàþò æèäêîñòü, îòñþäà — äèàðåÿ (ïîíîñ) è ðâîòà.

 ïðîñâåòå êèøå÷íèêà ñêàïëèâàþòñÿ ïàòîãåííûå ìèêðîîðãàíèçìû. Ïðîíèêàåò ãíèëîñòíàÿ ìèêðîôëîðà èç òîëñòîãî êèøå÷íèêà — ðàçâèâàåòñÿ òÿæåëûé äèñáàêòåðèîç. Ïîëåçíûå ìèêðîîðãàíèçìû, êîòîðûå âûðàáàòûâàëè â òîíêîì êèøå÷íèêå âèòàìèí Â, âûòåñíÿþòñÿ è ïîãèáàþò.

Âèòàìèíû ãðóïïû  ó÷àñòâóþò â ôîðìèðîâàíèè èììóíèòåòà. Ïðè èõ íåäîñòàòêå ñîïðîòèâëÿåìîñòü îðãàíèçìà ñíèæàåòñÿ. Ñòðàäàþùèé îò èíòîêñèêàöèè è îáåçâîæèâàíèÿ îðãàíèçì ëèøàåòñÿ âîçìîæíîñòè äàòü îòïîð èíôåêöèè. Ýòèì îáúÿñíÿåòñÿ òÿæåñòü ñîñòîÿíèÿ áîëüíîãî ðåá¸íêà.

Ðàçíûå âèäû âîçáóäèòåëåé âûçûâàþò íàðóøåíèå äåÿòåëüíîñòè ïèùåâàðèòåëüíîãî òðàêòà è âñåãî îðãàíèçìà íà ðàçëè÷íûå ñðîêè — îò 7-10 äíåé äî ïîëóòîðà ìåñÿöåâ. Âîçìîæíû êàê îáùèå îñëîæíåíèÿ â âèäå ïàòîëîãèè âíóòðåííèõ îðãàíîâ è ñèñòåì (íàïðèìåð, ïî÷å÷íàÿ è ñåðäå÷íàÿ íåäîñòàòî÷íîñòü), òàê è ìåñòíûå — ïàðàïðîêòèò, ïåðèòîíèò, ïðîáîäåíèå ñòåíêè êèøêè.

Ïîýòîìó ëå÷èòü ëþáóþ êèøå÷íóþ èíôåêöèþ ó ðåá¸íêà ìîæåò òîëüêî âðà÷, îñíîâûâàÿñü íà áàêòåðèîëîãè÷åñêèõ àíàëèçàõ è êëèíè÷åñêîé êàðòèíå. Ñàìîëå÷åíèå íåäîïóñòèìî. Âñå, ÷òî ìîãóò è äîëæíû ñäåëàòü ðîäèòåëè — ñîáëþäàòü âðà÷åáíûå ðåêîìåíäàöèè ïî ïðè¸ìó ëåêàðñòâ, óõîäó, ñîáëþäåíèþ ðåæèìà è äèåòû.

Êàê ïîìî÷ü âîññòàíîâèòüñÿ ðåáåíêó ïîñëå êèøå÷íîé èíôåêöèè

Òîëüêî ïîñëå íåîäíîêðàòíîãî áàêòåðèîëîãè÷åñêîãî ïîäòâåðæäåíèÿ ìîæíî ãîâîðèòü îá èçëå÷åíèè îò êèøå÷íîé èíôåêöèè. Íî äî ïîëíîãî âûçäîðîâëåíèÿ åù¸ äàëåêî. Ðåá¸íîê íå ìîæåò âåðíóòüñÿ ê îáû÷íîìó ïèòàíèþ âñëåäñòâèå òîãî, ÷òî åù¸ íå âîññòàíîâèëàñü íîðìàëüíàÿ ñëèçèñòàÿ îáîëî÷êà êèøå÷íèêà. Ïîä çàïðåòîì îêàçûâàþòñÿ ìíîãèå ïðèâû÷íûå ïðîäóêòû ïèòàíèÿ è ëþáèìûå áëþäà, êîòîðûå ìîãóò íàðóøèòü ïðîöåññ âîññòàíîâëåíèÿ.

 òå÷åíèå ïåðâûõ äâóõ íåäåëü ïîñëå îêîí÷àíèÿ ëå÷åíèÿ ðåá¸íêó íåëüçÿ óïîòðåáëÿòü:

  • • öåëüíîå êîðîâüå ìîëîêî, ïîòîìó ÷òî ôåðìåíòû, ïîìîãàþùèå óñâîåíèþ ìîëîêà, âûðàáàòûâàþòñÿ êëåòêàìè, êîòîðûå íàõîäÿòñÿ íà âåðøèíàõ êèøå÷íûõ âîðñèíîê (íàäî æäàòü, êîãäà îíè âîçîáíîâÿò ñâîþ ïîëíîöåííóþ äåÿòåëüíîñòü);
  • • ìÿñíûå èëè ðûáíûå áóëüîíû;
  • • ïðîäóêòû, ñîäåðæàùèå âîëîêíà êëåò÷àòêè, êîòîðûå ìîãóò ðàçäðàæàòü ïîâðåæä¸ííóþ ñëèçèñòóþ îáîëî÷êó (õëåá ñ îòðóáÿìè, ôðóêòû, îâîùè);
  • • ñâåæèé õëåá;
  • • øîêîëàä;
  • • íåðàçâåä¸ííûå ôðóêòîâûå ñîêè;
  • • ëþáûå êîíñåðâèðîâàííûå ïðîäóêòû.
Читайте также:  Супракс отзывы для детей кишечная инфекция

Íî ïîñòåïåííî ìîæíî ïåðåõîäèòü îò îáû÷íîé êèïÿ÷¸íîé è ìèíåðàëüíîé âîäû áåç ãàçà ê ÷àþ. À ïîòîì (ïîñëå íîðìàëèçàöèè ñòóëà) — ê êîìïîòó èç ñóõèõ ÿáëîê, íàñòîþ èçþìà èëè ìîðêîâè.

Ëèøü ñïóñòÿ 10-15 äíåé âðà÷ ðàçðåøèò æèäêèé ñóï÷èê ñ äîáàâëåíèåì ðèñà è îâîùåé íà áóëüîíå, ðàçâåä¸ííîì âîäîé â ñîîòíîøåíèè 1:1.

Ïîäîéäóò æèäêèå êàøêè èç ðàçëè÷íûõ êðóï, ñâàðåííûå íà ðàçâåä¸ííîì ìîëîêå.

Ïðè óëó÷øåíèè ñîñòîÿíèÿ çäîðîâüÿ â ðàöèîíå ïîÿâÿòñÿ:

  • • âàð¸íîå ïîñòíîå ìÿñî (æåëàòåëüíî ïåðåêðóòèòü ÷åðåç ìÿñîðóáêó);
  • • ïå÷åíüå (íåæèðíûå ñîðòà);
  • • ôðóêòîâûå ïþðå.

Êàê âèäèì, ïèòàíèå âûçäîðàâëèâàþùåãî ðåá¸íêà — íåë¸ãêàÿ çàäà÷à. È øàòêèé ïðîöåññ âîññòàíîâëåíèÿ ñëèçèñòîé ìîæåò áûòü áûñòðî íàðóøåí îäíèì íåâåðíûì äåéñòâèåì. Íà ïîìîùü ïðèõîäèò ñóõàÿ ñáàëàíñèðîâàííàÿ ñìåñü Clinutren Junior ôèðìû Íåñòëå. Îíà ïðåäíàçíà÷åíà äëÿ ïèòàíèÿ äåòåé â âîçðàñòå îò îäíîãî ãîäà äî äåñÿòè ëåò. Clinutren Junior ïîìîæåò äåòñêîìó îðãàíèçìó áûñòðåå âîññòàíîâèòüñÿ ïîñëå áîëåçíè.

 ñîñòàâå ñìåñè ñûâîðîòêà êîðîâüåãî ìîëîêà, êàçåèí, âèòàìèíû, ìèíåðàëû è äðóãèå ïîëåçíûå âåùåñòâà. Áëàãîäàðÿ ñðåäíåöåïî÷íûì òðèãëèöåðèäàì êàæäàÿ êëåòêà äåòñêîãî îðãàíèçìà ïîëó÷àåò äîñòàòî÷íîå êîëè÷åñòâî ýíåðãèè, ïîýòîìó ïðîöåññû âîññòàíîâëåíèÿ ïîñëå êèøå÷íîé èíôåêöèè ïðîòåêàþò ïðàâèëüíî è íå òîðìîçÿòñÿ.

Clinutren Junior ñîäåðæèò â ñâî¸ì ñîñòàâå ïðîáèîòèêè. Ýòî òå ñàìûå î÷åíü íåîáõîäèìûå êèøå÷íèêó ïîëåçíûå áàêòåðèè, êîòîðûå ïåðâûìè ñòðàäàþò ïðè ðàçâèòèè êèøå÷íîé èíôåêöèè. Êðîìå ýòîãî, â ñìåñè Clinutren Junior ñîäåðæàòñÿ ïðåáèîòèêè — îðãàíè÷åñêèå âîëîêíà, ïðåäíàçíà÷åííûå äëÿ ïîääåðæàíèÿ ïîëåçíîé ìèêðîôëîðû. Òàêèì îáðàçîì, íóæíûå áàêòåðèè íå òîëüêî çàñåëÿþòñÿ. Íî îäíàæäû ïîñåëèâøèñü, ïðîäîëæàþò ñâîé æèçíåííûé ïóò â êèøå÷íèêå. Ñïåöèàëèñòû ÌÎÍÈÊÈ èì. Ì. Ô. Âëàäèìèðñêîãî ãîâîðÿò î Clinutren Junior êàê î äåéñòâåííîì ñðåäñòâå âîññòàíîâëåíèÿ çäîðîâüÿ äåòåé ïîñëå áîëåçíè1.

×òîáû ïðèãîòîâèòü ïîðöèþ ñáàëàíñèðîâàííîãî êîêòåéëÿ, äîñòàòî÷íî ðàçâåñòè ñóõóþ ñìåñü ñòàêàíîì êèïÿ÷åííîé âîäû. Ïîëó÷åííûé êîêòåéëü èìååò ïðèÿòíûé âêóñ âàíèëüíîãî ìîðîæåíîãî. Ñ Clinutren Junior ëåãêî íàêîðìèòü ðåá¸íêà, ó êîòîðîãî àïïåòèò îñëàáëåí áîëåçíüþ.

Ñáàëàíñèðîâàííîå ïèòàíèå Clinutren Junior ïîìîãàåò íàëàäèòü ïèùåâàðåíèå è óêðåïèòü èììóíèòåò ðåáåíêà ïîñëå êèøå÷íûõ èíôåêöèé. À ýòî çàëîã êðåïêîãî çäîðîâüÿ â áóäóùåì!

1 https://www.medlinks.ru/article.php?sid=67803


Источник

В практике лечения врача – педиатра случаются ситуации, когда необходимо назначить  антибиотики.

Эти препараты помогают победить опасные бактериальные инфекции или осложнения.

Каждый думающий врач знает, что этот вид  препаратов назначается только при крайней необходимости и по строгим показаниям. Кроме этого терапия антибактериальными средствами должна проводиться под динамическим контролем лечащего врача.

По этим же причинам самолечение антибиотиками категорически запрещено.

Но даже если все сделано по правилам, иногда не удается избежать неприятных последствий. Чаще всего у малыша возникают качественное и количественное изменение микрофлоры кишечника (дисбактериоз) или активный рост грибковой микрофлоры (кандидоз или молочница).

Поэтому необходимо знать:

  • почему возникают эти неприятные последствия при лечении антибиотиками;
  • в чем опасность самостоятельного применения антибактериальных средств;
  • как помочь маленькому организму восстановиться после антибиотиков.

Ответы на все эти вопросы я постараюсь дать в этой статье.

Последствия лечения антибиотиками

Антибиотики – это группа лекарственных средств, действие которых направлено на уничтожение патогенных бактерий.

Большая группа антибактериальных препаратов имеет широкий спектр действия, поэтому при их применении страдают не только вредные патогенные микробы, но и полезная микрофлора слизистых различных органов, чаще всего это:

  • кишечник;
  • полость рта;
  • влагалище;
  • кожа.

В организме ребенка микроорганизмы постоянно присутствуют и тесно взаимодействуют между собой на коже и слизистых.

В норме наблюдается равновесие различных микроорганизмов – положительных, условно-патогенных (их отрицательное действие возникает только при определенных условиях)  или патогенных (болезнетворных) бактерий.

При возникновении какого-либо патологического состояния этот баланс нарушается и начинает преобладать условно – патогенная или патогенная флора, которая и вызывает различные симптомы заболеваний чаще воспалительного генеза.

Организм малыша раннего возраста, в связи со своей незрелостью, более подвержен воздействию различных неблагоприятных факторов. Поэтому после курса антибиотиков именно у грудничков и детей от года до 5 лет возможно развитие дисбактериоза и молочницы.

Поэтому назначение антибиотиков в этом возрасте должно быть четко обосновано. Кроме этого необходимо знать основные принципы антибиотикотерапии.
Как правильно применять антибиотики

Первым противомикробным препаратом, который был применен в клинической практике в далеком 1936 году, являлся  сульфаниламид. Немного позже, в 1941 году, Александр Флеминг в Оксфордском университете получил и впервые успешно применен пенициллин.  Это спасло много жизней, но на сегодняшний день число различных  антибактериальных препаратов измеряется тысячами.

Даже практикующему врачу достаточно сложно полностью ориентироваться в этой массе лекарств. Но при этом широко используют лишь десятки антибиотиков, которые имеют минимальную токсичность и, одновременно выраженный антибактериальный эффект. Поэтому только лечащий врач должен назначать эти лекарственные средства, особенно в детском возрасте, а не подруги, соседи и даже фармацевты аптечной сети.

К основным принципам антибиотикотерапии относятся:

  • определение возбудителя заболевания, изучение их антибиотикограммы (чувствительности выделенного возбудителя к определенным группам антибиотиков);
  • выбор останавливают на наиболее активном и наименее токсичном препарате;
  • определение оптимальной дозы с учетом возраста, веса и других особенностей ребенка и методы введения антибиотика;
  • своевременное начало лечения и определение необходимой продолжительности проведения курса антибиотикотерапии;
  • необходимо знание характера и частоты появления побочных явлений при назначении этой группы препаратов;
  • комбинирование антибактериальных препаратов с целью усиления антибактериального эффекта, улучшения их фармакокинетики и снижения частоты побочных явлений.

При несоблюдении этих принципов, что часто наблюдается при самолечении инфекционно-воспалительных заболеваний и возникают неприятные последствия применения антибактериальных препаратов — формирование резистентности (невосприимчивости) активных патогенных микроорганизмов с возникновением специфических L- форм, которые провоцируют:

  • отсутствие эффекта антибиотиков с развитием осложненного течения болезни или полная неэффективность антибиотика сейчас и в будущем;
  • уничтожение положительных лакто — и бифидобактерий на коже и слизистых и развитие дисбактериоза;
  • изменение баланса положительной микрофлоры и заселение грибков (кандидоз или молочница).
Читайте также:  Кишечная инфекция как лечить дома детей

Дисбактериоз после применения антибиотиков

Дисбактериоз в медицине — это понятие относительное и выражается в нарушении баланса между различными микроорганизмами, изменение качественного и количественно состава положительных бактерий на слизистых, чаще кишечника, ротовой полости и влагалища. Это состояние считается не самостоятельным заболеванием, а только показатель неблагополучия в организме малыша.

Кроме нерационального применения антибиотиков дисбактериоз может спровоцировать:

  • ранний перевод на искусственное вскармливание;
  • частые респираторные и кишечные инфекции, отрицательно влияющие на микрофлору кишечника;
  • носительство стафилококка или развитие мастита у мамы;
  • патологическое течение беременности, которое провоцирует незрелость и нарушение иммунологической реактивности желудочно-кишечного тракта у новорожденного;
  • наличие у ребенка сопутствующих патологий (недоношенность, рахит, анемия, диатез), которые способствуют снижению иммунитета кишечника, нарушению перистальтики и выделению ферментов;
  • неблагоприятная экология и другие отрицательные факторы.

Интересно отметить, что за рубежом, такой патологии не существует и все же эта проблема в педиатрии существует.

Считается, что баланс кишечной флоры, должен восстановиться самостоятельно, но ни один из близких крохи с проявлениями дисбактериоза не останется равнодушным к появлению настораживающих симптомов.

Признаки дисбактериоза:

  • постоянные задержки стула и/или чередование запоров и поносов;
  • частые кишечные колики через 1,5 — 2 часа после кормления, которые спровоцированы скоплением газов в кишечнике;
  • постоянное урчание и «переливания» в животике, особенно во время кормления грудью или при поступлении смеси в желудок (это связано со спазмами желудка и кишечника при переполнении желудка, невозможность поступления пищи в кишечник в связи со скоплением газов в верхних отделах кишечника);
  • частые и обильные срыгивания;
  • изменение характеристик кала:
  • консистенция —  жидкий, водянистый;
  • запах — кислый или гнилостный;
  • цвет —  зеленый кал или с различными включениями;
  • наличие примесей — большое количество слизи, иногда кровянистых прожилок;
  • сухость кожи или аллергические высыпания;
  • снижение или отсутствие аппетита, низкие прибавки веса;
  • частые простудные заболевания, свидетельствующие о значительном ослаблении иммунитета малыша;
  • ранний кариес у малыша, разрушение зубов.

Как правильно лечить дисбактериоз у ребенка можно прочитать в этой статье:

Как правильно лечить дисбактериоз кишечника у ребенка

Молочница после применения антибиотиков

Кроме нарушения работы кишечника, не менее часто после приема антибактериальных средств у малышей возникает молочница (разрастание грибковой микрофлоры).

Грибки поражают кожу и слизистые оболочки и это связано с дисбалансом в соотношении положительных и отрицательных микробов.

При этом под воздействием антибиотика погибают конкурентные для грибков бактерии, и происходит активное размножение грибов.

Возбудитель молочницы, который чаще всего вызывает поражение кожи и слизистых –  Кандида альбиканс.

Симптомы, которые указывают на развитие у малыша молочницы:

  • белый, плотный налет на язычке и слизистой внутренней поверхности щек, чаще творожистого характера;
  • стоматит, который проявляется в виде ярко-красных язвочек, с фестончатыми краями на слизистой рта;
  • отказ от еды и питья;
  • появление покраснения, на фоне которого образуются эрозии с неровными подрытыми краями, с тенденцией к слиянию, на них может быть белый налет на коже, чаще между ягодицами и в паховой области, образование;
  • у девочек могут возникнуть зуд и покраснение вульвы, творожистые выделения из влагалища.

Кандидоз, особенно у ослабленных детей может распространиться по всему организму, вызывая повреждение разных органов.

Наиболее опасен для ребенка грибковый менингит и энцефалит.

Поэтому молочницу у ребенка оставлять без внимания нельзя.

Как восстановить ребенка после приема антибиотиков

Когда возникает дисбактериоз у грудничков после антибиотиков, лечение его заключается в целом комплексе восстановительных мероприятий.

Одним из ключевых моментов является организация правильного питания —  как можно дольше сохранять грудное вскармливание. При искусственном вскармливании следует использовать качественные адаптированные молочные смеси, обогащенные пребиотиками.

Немаловажно при запорах использовать кисломолочные смеси.

Новые продукты прикорма следует вводить с большой осторожностью.

При тяжелом течении процесса лучше временно прервать знакомство малыша с новыми блюдами.

Полезным при дисбактериозе будет ацидофилин, биолакт и кефир.

Медикаментозная терапия проходит в два этапа:

  • подавление размножения условно-патогенной флоры;
  • восстановление нормального соотношения бактерий.

Справиться с проявлениями нарушения баланса кишечной микрофлоры поможет комплексный подход — соответствующие лекарственные препараты должен назначать только специалист.

Для этих целей применяют:

  • пробиотики – лекарства, содержащие штаммы нормальных бактерий кишечника (Линекс, Бификол, Бифиформ, Лактобактерин), помогают восстановить бифидо- и лактобактерии;
  • пребиотики – с целью стимуляции собственной флоры назначают Хилак Форте грудничкам после антибиотиков, Нормазе;
  • фаготерапию – специализированные вирусы, направленные на то, чтобы уничтожить болезнетворные бактерии;
  • ферментные препараты, для улучшения работы органов пищеварительного тракта (Креон, Панзинорм);
  • энтеросорбенты при диарее, коротким курсом 3-5 дней (Смекта, Энтеросгель);
  • при запорах – микроклизмы Микролакс, глицериновые свечи;
  • ветрогонные средства, применяются при вздутии живота (Эспумизан, Саб Симплекс, Боботик).

При кандидозе полости рта используют обработку раствором соды, местно применяют крем и мазь Киандид, Пимафуцин.

При тяжелом и затяжном течении применяют препараты на основе Флуконазола.

Правильное и эффективное лечение молочницы может назначить только врач, не стоит рисковать и усугублять ситуацию.

врач — педиатр Сазонова Ольга Ивановна

Источник