Выпаивать при кишечной инфекции
Евгений Александрович Щербина, инфекционист, написал очень хорошую статью на тему кишечных инфекций.
Что такое острая кишечная инфекция?
Острая кишечная инфекция (ОКИ) — это инфекционное воспаление желудка и кишечника, которое проявляется диареей (жидкий стул более 3-х раз в сутки) иногда тошнотой, рвотой и повышением температуры тела. Примерно в 80% случаев кишечная инфекция вызывается вирусами (очень часто это ротавирус), то есть применение антибиотиков не будет иметь никакого эффекта.
Чего нужно бояться при кишечной инфекции и как не попасть в больницу
Самое опасное для ребенка с поносом и рвотой — обезвоживание. Именно из-за него приходится госпитализировать ребенка, если родители не смогли его отпоить. Как этого не допустить мы с вами очень подробно разберем ниже.
Что мне делать, если мой ребенок заболел ОКИ?
Чаще всего нетяжелые кишечные инфекции можно лечить в домашних условиях. При появлении симптомов заболевания вам желательно связаться со своим врачом и предупредить его, что ваш ребенок заболел, и подробно описать всю ситуацию. Диарея и рвота (да плюс еще и повышение температуры) — это потеря воды и солей, а значит первое и основное, что должны сделать родители — восполнить уже имеющиеся потери и постоянно компенсировать то, что будет теряться дальше.
Сколько давать жидкости?
В среднем для отпаивания ребенка при острой кишечной инфекции нужно примерно 100 мл на каждый килограмм массы тела (1000 мл для малыша весом 10 кг), но может понадобиться и больше. Чтобы было более удобно, вам нужно следить за тем, чтобы у ребенка была влажная кожа и писал он примерно раз в три часа. Если писаете реже — значит, не доработали, давайте больше пить, пока мочеиспускания не учащатся.
Чем отпаивать?
Идеальный раствор для восполнения жидкости при кишечной инфекции — солевые растворы. Они продаются в аптеках (Хумана электролит, Оралит, Гидровит, Регидрон Био или Регидрон Оптим) или же их можно приготовить дома: три чайные ложки сахара без верха плюс 1/2 чайной ложки соли на литр кипяченой воды. Далеко не все, особенно маленькие дети, в восторге от этих напитков, но потери восполнять все равно нужно. Если маленький пациент отказывается пить солевой раствор — сварите ему компот из сухофруктов. Если и это не помогает, тогда можно давать абсолютно любую жидкость, которую вообще можно пить: хоть обычную воду, хоть чай, хоть арбуз дать поесть, хоть сладкую воду из магазина — лишь бы пил! (вред от выпитой ребенком кока-колы не так опасен, как смерть от обезвоживания, поверьте). Детям на грудном вскармливании (в основном до 12 месяцев) нужно как можно чаще предлагать грудь (грудное молоко на 95% состоит из воды), особенно, если они не хотят пить солевой раствор. Итого у нас сформировались следующие приоритеты: солевые растворы — компот — любая другая жидкость.
Чем кормить?
Пока у ребенка рвота, ему вообще нет смысла давать еду — только жидкость. Когда рвота прекратиться, то параллельно с отпаиванием вы можете предлагать уже и еду, но строго по аппетиту! Не нужно кормить насильно — это только вызовет рвоту и усилит понос. Дети на грудном вскармливании прекрасно обходятся грудным молоком + солевые растворы или компот при необходимости. Более старшие дети могут начинать с легко усваиваемых продуктов: фруктовые кисели, сухари с чаем, галетное печенье, рисовая каша (с компотом, например), супы не на бульоне. Основное правило — давайте часто, но понемногу. Через день-два уже можно возвращаться к старым продуктам (то, что ел до болезни), исключая на некоторое время жареное, жирное и острое.
Какое еще лечение эффективно при кишечной инфекции?
Всемирная организация здравоохранения и другие крупные медицинские организации рекомендуют помимо восполнения жидкости и продолжения кормления принимать препараты цинка. Многочисленные исследования показали, что прием препаратов цинка (10-20 мг в сутки вплоть до прекращения диареи) существенно снижает тяжесть и продолжительность диареи у детей моложе 5 лет.В настоящее время на основании проведенных исследований рекомендуется вводить цинк (10-20 мг/день) в рацион питания всех детей в течение 10-14 дней.
Так же вы много слышали о пробиотиках — Энтерол 250, Бифиформ, Линекс, Энтерожермина и т.д. Доказано, что пробиотики снижают длительность диареи у детей на фоне кишечной инфекции в среднем на 24 час. Это все, на что вы можете рассчитывать.
Можно ли у детей использовать противодиарейный препарат лоперамид?
Нет. Это лекарство запрещено для детей в связи с риском развития угрожающих жизни побочных эффектов.
А как насчет сорбентов (активированный уголь, Атоксил, Смекта)?
Эти препараты не влияют на длительность заболевания. Они лишь могут в некоторых случаях ослабить диарею, за счет «закрепления» каловых масс, однако нередко это приводит к формированию каловой «пробки», которая выходит довольно таки болезненно. В связи с этим сорбенты не входят в протоколы лечения острой кишечной инфекции у детей.
Если почти 80% всех кишечных инфекций вызываются вирусами, значит, будут очень полезны противовирусные препараты?
Эффективность «противовирусных» и «иммуномодулирующих» лекарств, таких как Виферон, Иммунофлазид, Протефлазид, Арбидол, Амиксин, Гропринозин и т.д. в лечении острых кишечных инфекций не доказана.
Ну, хоть Нифуроксазид дать-то можно?
Нифуроксазид (Энтерофурил) — кишечный антисептик, который запретили применять у детей кишечными инфекциями в той стране, которая его впервые начала производить (Франция). В 2003 г. после переоценки соотношения польза/риск от применения нифуроксазида и длительных дискуссий между производителями и Французским медицинским агентством (FMA), использование оральной суспензии было ограничено и запрещено у детей младше двух лет. Это явилось долгожданной мерой, однако наилучшим подходом представляется прекращение назначения нифуроксазида вообще.
А когда нужно давать антибиотики?
Антибиотики при острых кишечных инфекциях показаны довольно редко, в основном это так называемые инвазивные диареи, когда в кале появляется кровь. Еще их применяют в случае заболевания холерой, а так же внекишечными бактериальными болезнями, которые приводят к развитию диареи (пневмония, средний отит и т.д.) Как вы уже поняли, примерно в 80% всех случаев кишечных инфекций антибиотики назначаются зря. И это как минимум.
Блин! Не хочу, чтобы мой ребенок заболел. Как предотвратить это?
Во-первых, вы всегда можете сделать вакцинацию от ротавирусной инфекции (до 6 и 8 месячного возраста, в зависимости от вакцины), так как именно она является самой частой причиной госпитализации и даже смерти от обезвоживания у маленьких детей. Во-вторых, о способах профилактики заражения кишечными инфекциями я уже подробно объяснял — почитайте соответствующую статью Профилактика кишечных инфекций
Фууууххх, как все запутано! А можно на примере объяснить, как же все-таки правильно лечить острую кишечную инфекцию?
Конечно можно. Представим, что у вашего ребенка 12-ти месяцев вдруг началась рвота. Однократная рвота не страшна, причин у нее множество и зачастую они не страшны, однако в случае повторения или если у ребенка уже начался понос, вам стоит по возможности предупредить об этом своего врача. Сразу же разведите 1-2 пакетика купленного солевого раствора (можно сделать самому) и на всякий случай приготовьте любимый напиток ребенка (компот, сок, вода), если он откажется от солевого раствора. Рвота при кишечных инфекциях обычно не продолжительная — в пределах нескольких часов. Пока рвота интенсивная — не нужно ничего давать, так как все сразу же вернется назад. Если рвоты нет в пределах 20-30 минут — можете начинать давать солевой раствор (или любимое питье, если выплевывает солевой раствор) по столовой ложечке каждые 10-15 минут. Дадите много за один раз — вырвет 100%! В случае повторной рвоты не нужно расстраиваться, а просто подождите опять 20-30 минут и снова начинайте давать жидкость понемногу. После остановки рвоты отпаивать становится значительно легче, даже если присутствует понос. После этого уже можно давать пить из чашки. Как уже было сказано выше, давать нужно примерно 100 мл на каждый килограмм массы тела, или чтобы у ребенка была влажная кожа и писал он каждые 3 часа. Если писает реже — предлагайте пить чаще.
А если у него поднимается температура тела?
Вы можете дать жаропонижающий препарат для облегчения состояния — ибупрофен или парацетамол в обычной дозировке. Подробнее о лихорадке и методах борьбы с ней можете почитать здесь Правда и мифы о лихорадке.
Малыш отказывается пить. Как поступить?
В таком вам нужно будет решить для себя — сидеть над ним и уговаривать (а потом поехать в больницу и плакать над капельницей) или взять шприц от Нурофена/Панадола и давать жидкость через силу небольшими порциями за щеку. Неприятно? Жалко? Да. А в больнице будет лучше?
Сколько будет длиться этот понос?
В большинстве случаев самая острая фаза диареи прекращается в пределах 5-7, реже 9 дней. После этого у ребенка может оставаться на некоторое время жидковатый, неоформленный стул, пока не восстановится кишечник, но это уже не профузный понос в 10-20 раз за сутки.
Когда нужно немедленно обращаться к врачу?
По большому счету, это два варианта:
1) У ребенка в кале появилась кровь. Появление крови в кале говорит о поражении толстого кишечника, что чаще всего бывает при бактериальных кишечных инфекциях — в таком случае может понадобиться антибиотик.
2) Вы не справились с отпаиванием. Если вопреки всем вашим стараниям у ребенка кожа стала сухой, и он не писал в течение 6-ти часов (у грудных детей памперс сухой на протяжении 6-ти часов) — вам нужно обратиться за медицинской помощью, так как, скорее всего, понадобится внутривенное восполнение жидкости.
В качестве заключения хочу сказать: чаще всего кишечные инфекции можно лечить дома, только для этого ребенка нужно ОТПАИВАТЬ, а не засовывать ему вместо этого в рот Нифуроксазид, а в задницу — Виферон.
(с) Евгений Александрович Щербина, инфекционист. источник: https://klubkom.net/posts/104061
Источник
Ято делать, если у ребенка рвота, понос и все признаки так называемого «кишечного гриппа»? На этот вопрос отвечает наш колумнист, врач-педиатр Суламифь Вольфсон.
Суламифь Вольфсон
Врач-педиатр
Кишечные инфекции — хуже комаров. Они встречаются круглый год. Если летом, на курортах, всех доставали энтеровирусы и «отравления», то зимой начинают бушевать зимние кишечные инфекции — норовирус («кишечный грипп») и ротавирус. Любая кишечная инфекция, несомненно, требует консультации у врача, который и порекомендует подходящее лечение.
Но и до этого родителям есть, о чем позаботиться! И первое, что надо сделать — это вернуть в организм жидкость, которая теряется с жидким стулом и рвотой. Хорошо, пока малыш маленький и сосет материнскую грудь. Знай, прикладывай почаще и возвращай крохе воду и потерянные микроэлементы, а также полезные антитела для борьбы с инфекцией.
Но как быть с детьми постарше? Выпаивание — основа лечения любой кишечной инфекции.
Выпаивание:
Техника очень проста. Представьте себя капельницей. Берете жидкость, берете чайную ложку, ставите перед собой часы — и начинаете давать каждые 3−4 минуты по 1 ложечке жидкости. Кап.Кап.Кап.Кап.Кап.Кап — и так, пока не выпоите хотя бы стакан жидкости. Если вы хотите дать сорбент (смекта, неосмектин и т. д.) или какой-то другой жидкий препарат — включаете его в выпаивание. Ложечка жидкости — 4 минуты — ложечка препарата — 4 минуты — ложечка жидкости и т. д. Через 40−60 минут выпаивания интервалы можно чуть-чуть сократить, до 2−3 минут. Больших объемов питья одномоментно не давать — от этого может снова начать тошнить
До консультации врача для выпаивания можно использовать:
обычный некрепкий подслащенный чай
разведенный компот из сухофруктов (изюм, курага)
разведенный в два раза яблочный сок
разведенную в два раза кока-колу, из которой выпустили газ
морковно-рисовый отвар, есть готовый от Хипп, но можно приготовить и самостоятельно
готовые препараты, такие как, Гастролит или Хумана электролит
Внимание, Регидрон! Не используйте его до консультации врача!
Это хороший препарат для выпаивания, но подходит он не всякому ребенку. Только врач может рекомендовать его и рассчитывать необходимый объем. В Регидроне очень много солей, и при неправильном использовании он может провоцировать дополнительное разжижение стула — и добавочную потерю жидкости.
Эффективность выпаивания оцениваем по состоянию ребенка. Рвота должна стать более редкой, а потом и совсем прекратиться; состояние стать немного более живым и бодрым; а моча — прозрачной и без сильного запаха. Если моча яркая, концентрированная — жидкости в организме не хватает, надо продолжать выпаивать. Если ребенок писает редко и у него понос — нужна срочная консультация врача.
Кормление
Пока ребенка активно тошнит, предлагать еду бессмысленно. Но уже через несколько часов выпаивания, когда состояние болящего немного стабилизировалось, обязательно предложите ему еду! Голод на фоне кишечной инфекции может сам по себе провоцировать развитие рвоты. Поэтому ставьте ребенку под нос маленькие порции еды — соленые сухие крекеры, изюм, курага, нарезанные кусочки банана, самодельные сухарики из белого или черного хлеба с солью или сахаром, хлебные палочки и т. д., пусть берет по аппетиту и продолжает пить-пить-пить. Если ребенок сам попросил что-то съесть — дайте! Только все небольшими порциями, на блюдечке. Лучше поесть три раза по чуть-чуть, чем один раз полную порцию.
На 2−5 день болезни, после полного прекращения рвоты и возвращения аппетита, питание ребенка становится практически таким же, как и до болезни. Да, без фаст-фуда и без консервов, но основной набор — мясо-овощи-крупы-рыба и т. д. — остается прежним, специфических ограничивающих диет не надо. Супы-каша-салаты-фрукты-овощи и прочее. Исключение — молоко и молочные продукты (сыр, творог, каши на молоке и т. д.). Вирусные кишечные инфекции поражают тонкий кишечник, в котором вырабатывается лактаза, фермент, необходимый для переваривания молочного сахара лактозы. Соответственно, для восстановления слизистой и выработки фермента в полном объеме требуется время, от 7 до 14 дней. Если в этот период — без фермента — лактоза будет поступать с питанием, начнется пенистый понос и боли в животе. Поэтому, после консультации с врачом, либо исключаем продукты с лактозой (молоко, сыр, творог, в тяжелых случаях — и кисломолочные напитки), либо предлагаем безлактозные варианты этих продуктов, либо добавляем к молочным продуктам фермент лактазу. Через 1−2 недели кишечник восстановится и можно будет полностью вернуться к обычному питанию.
Все знают, что рис способствует закреплению стула. Но, кроме риса, крепят еще такие продукты, как черничный кисель (крахмал и черника, можно замороженную), груша и трехдневный кефир.
Фото: Getty images Russia
Источник
Ìàëûø çàáîëåë âíåçàïíî: ïîâûñèëàñü òåìïåðàòóðà òåëà, ïîÿâèëàñü ðâîòà. Ñòóë ñòàë ÷àñòûì, æèäêèì, îáèëüíûì, âîäÿíèñòûì.  íåì îáíàðóæèëèñü âêðàïëåíèÿ íå ïåðåâàðåííîé ïèùè, èíîãäà ïðèìåñü ñëèçè, çåëåíè, ðåæå – ïðîæèëêè èëè ïðèìåñü êðîâè. Âñå îñíîâàíèÿ ïðåäïîëàãàòü, ÷òî ýòî êèøå÷íàÿ èíôåêöèÿ.
Èç-çà ïîâòîðíîé ðâîòû è ÷àñòîãî æèäêîãî ñòóëà ó äåòåé ðàííåãî âîçðàñòà, óæå ÷åðåç 6-8 ÷àñîâ, ìîæåò íàñòóïèòü òÿæåëîå, óãðîæàþùåå æèçíè îáåçâîæèâàíèå îðãàíèçìà. À âûñîêàÿ òåìïåðàòóðà, ïîäíèìàþùàÿñÿ èíîãäà äî 40-410, ñïîñîáíà «ïðèâåñòè» ñóäîðîãè.
Íåìåäëåííî âûçûâàéòå âðà÷à è íà÷èíàéòå ýíåðãè÷íî äåéñòâîâàòü, íå óïóñêàÿ íè ìèíóòû: â òàêîé ñèòóàöèè âû ñàìè äîëæíû ñòàòü «íåîòëîæêîé»! Ñåé÷àñ íåâàæíî, ÷òî íàñòèãëî ìàëûøà: äèçåíòåðèÿ, ñàëüìîíåëëåç, ðîòàâèðóñíàÿ èëè èíàÿ êèøå÷íàÿ èíôåêöèÿ (èçâåñòíî áîëåå 40 âîçáóäèòåëåé) – âñå îíè ïîíà÷àëó ïðîÿâëÿþò ñåáÿ î÷åíü ñõîæå, à ïåðâàÿ ïîìîùü, êàê ïðè âûñîêîé òåìïåðàòóðå òåëà, òàê è ïðè îáåçâîæèâàíèè îðãàíèçìà â ðåçóëüòàòå ðâîòû è ÷àñòîãî æèäêîãî ñòóëà îäèíàêîâû.
×òîáû ïðåäóïðåäèòü îáåçâîæèâàíèå îðãàíèçìà ìàëûøà, ñ ïåðâûõ ÷àñîâ íà÷èíàéòå äàâàòü ðåáåíêó êèïÿ÷åíóþ âîäó – «âûïàèâàòü» åãî. Íî ïîñêîëüêó ñ æèäêèì ñòóëîì è ðâîòíûìè ìàññàìè òåðÿåòñÿ íå òîëüêî âîäà, íî òàêæå ñîëè íàòðèÿ, êàëèÿ, õëîðà è äðóãèõ ýëåêòðîëèòîâ, êîòîðûå êðàéíå íåîáõîäèìû äëÿ íîðìàëüíîé ðàáîòû ñåðäöà, ïî÷åê, ãîëîâíîãî ìîçãà è äðóãèõ îðãàíîâ, îäíîé âîäû íåäîñòàòî÷íî, òðåáóþòñÿ ñîëåâûå ðàñòâîðû.
Âîò óæå áîëåå 30 ëåò âî âñåì ìèðå äëÿ ïðîâåäåíèÿ ïåðîðàëüíîé ðåãèäðàòàöèè (âîçìåùåíèÿ ïàòîëîãè÷åñêèõ ïîòåðü âîäû è ýëåêòðîëèòîâ ÷åðåç ðîò – «âûïàèâàíèÿ» ïðè êèøå÷íûõ èíôåêöèÿõ) èñïîëüçóþòñÿ ñïåöèàëüíî ðàçðàáîòàííûå ÂÎÇ ãëþêîçî-ñîëåâûå ðàñòâîðû.  íàøåé ñòðàíå øèðîêîå ïðèìåíåíèå, êàê â ñòàöèîíàðàõ, òàê è ïðè ëå÷åíèè êèøå÷íûõ èíôåêöèé íà äîìó ïîëó÷èë «Ðåãèäðîí», êîòîðûé âûïóñêàåòñÿ â ïîðîøêàõ è ñâîáîäíî ïðîäàåòñÿ â àïòåêàõ. Ïåðåä óïîòðåáëåíèåì ñîäåðæèìîå ïàêåòèêà ðàçâîäÿò â ëèòðå òåïëîé êèïÿ÷åíîé âîäû è äàþò ïèòü ðåáåíêó. Ïðåïàðàò ýôôåêòèâíî âîçìåùàåò èìåþùèåñÿ ïîòåðè âîäû è ýëåêòðîëèòîâ, ïðåäóïðåæäàåò äàëüíåéøåå îáåçâîæèâàíèå îðãàíèçìà ðåáåíêà è óòÿæåëåíèå åãî ñîñòîÿíèÿ, îäíàêî íå îêàçûâàåò âûðàæåííîãî ëå÷åáíîãî äåéñòâèÿ.
 ïîñëåäíèå ãîäû, â ñîîòâåòñòâèè ñ ðåêîìåíäàöèÿìè Åâðîïåéñêîãî Îáùåñòâà Äåòñêîé Ãàñòðîýíòåðîëîãèè è Ïèòàíèÿ (ESPGAN), äëÿ ëó÷øåãî âñàñûâàíèÿ âîäû è ýëåêòðîëèòîâ â êèøå÷íèêå, áûë íåñêîëüêî èçìåíåí ýëåêòðîëèòíûé ñîñòàâ ðàñòâîðîâ, à èìåííî — ñíèæåíà èõ îñìîëÿðíîñòü è ñîîòíîøåíèå íàòðèé-ãëþêîçà. Âî ìíîãèõ àïòåêàõ óæå ïîÿâèëñÿ â ïðîäàæå ãëþêîçî-ñîëåâîé ðàñòâîð «Ãàñòðîëèò», ñîîòâåòñòâóþùèé íîâîìó ñòàíäàðòó.  îòëè÷èå îò ðåãèäðîíà, â ñîñòàâ ãàñòðîëèòà âõîäèò è ýêñòðàêò ðîìàøêè, êîòîðûé äîïîëíèòåëüíî îêàçûâàåò ïðîòèâîâîñïàëèòåëüíîå, àíòèñåïòè÷åñêîå è ñïàçìîëèòè÷åñêîå äåéñòâèå íà êèøå÷íèê, òî åñòü «Ãàñòðîëèò» îáëàäàåò è ëå÷åáíûì äåéñòâèåì.
Êàêèì ãëþêîçî-ñîëåâûì ðàñòâîðîì ëó÷øå âûïàèâàòü?
Ñóùåñòâåííûõ ðàçëè÷èé â èõ ýôôåêòèâíîñòè íåò, íî ïðè «âûïàèâàíèè» ðåáåíêà ðàñòâîðîì «Ãàñòðîëèò» íà 1-2 äíÿ áûñòðåå èñ÷åçàþò áîëè â æèâîòå, ðâîòà, ÿâëåíèÿ ìåòåîðèçìà (âçäóòèå æèâîòà, óð÷àíèå è äð.), óìåíüøàåòñÿ ÷àñòîòà è âîäÿíèñòûé õàðàêòåð ñòóëà. Ïåðåä óïîòðåáëåíèåì ñîäåðæèìîå 1 ïàêåòèêà ãàñòðîëèòà ðàçâîäÿò â 200 ìë îáÿçàòåëüíî ãîðÿ÷åé êèïÿ÷åíîé âîäû äëÿ ïîëó÷åíèÿ íàñòîÿ ðîìàøêè è îõëàæäàþò äî êîìíàòíîé òåìïåðàòóðû.
Åñëè â äîìå ýòèõ ðàñòâîðîâ íå îêàçàëîñü, ïðèãîòîâüòå îòâàð – íà 1 ë âîäû ëèáî 100 ã èçþìà, ëèáî 500 ã ìîðêîâè (íàðåæüòå êóñî÷êàìè è îòâàðèòå). Äîáàâüòå â íåãî ÷àéíóþ ëîæêó ïîâàðåííîé ñîëè (áåç âåðõà), ½ ÷àéíîé ëîæêè ïèòüåâîé ñîäû, 4 ÷àéíûå ëîæêè ñàõàðíîãî ïåñêà, äîâåäèòå äî êèïåíèÿ è îñòóäèòå – «äîìàøíèé ðåãèäðîí» ãîòîâ. Åùå ïðîùå ïðèãîòîâèòü ñàõàðíî-ñîëåâîé ðàñòâîð – íà 1 ë êèïÿ÷åíîé âîäû ïîòðåáóåòñÿ ÷àéíàÿ ëîæêà ñîëè, ½ ÷àéíîé ëîæêè ïèòüåâîé ñîäû è 8 ÷àéíûõ ëîæåê ñàõàðíîãî ïåñêà.
Ïðè «âûïàèâàíèè» ýòèìè ðàñòâîðàìè ðåáåíêà ãðóäíîãî âîçðàñòà ïîèòå ñ ëîæå÷êè ÷åðåç êàæäûå 5-7-10 ìèíóò. Íî ïîíåìíîãó! Íàïðèìåð, 1-3 ÷àéíûå ëîæêè èëè 2-3 «ãëîòî÷êà» ÷åðåç ñîñêó. Äàâàòü ñðàçó ìíîãî æèäêîñòè íåëüçÿ, äàæå åñëè îí ïüåò ñ æàäíîñòüþ, — ýòî ìîæåò ñïðîâîöèðîâàòü íîâûé ïðèñòóï ðâîòû. Äëÿ ðåáåíêà 2-3 ëåò è ñòàðøå ðàçîâóþ äîçó ðàñòâîðîâ ìîæíî óâåëè÷èòü äî 2-3 ñòîëîâûõ ëîæåê, à èíòåðâàëû – äî 10-15 ìèíóò.
Êàêîâ îáùèé îáúåì æèäêîñòè íåîáõîäèì, ÷òîáû êîìïåíñèðîâàòü ïàòîëîãè÷åñêèå ïîòåðè âîäû è ýëåêòðîëèòîâ ñî ñòóëîì è ðâîòîé?
Ýêñïåðòû ÂÎÇ ðåêîìåíäóþò èñõîäèòü èç òîãî, ÷òî ïðè íàëè÷èè ðâîòû è «âîäÿíèñòîãî» ñòóëà ðåáåíîê ðàííåãî âîçðàñòà òåðÿåò îêîëî 10 ìë íà 1 êã ìàññû òåëà íà êàæäîå èñïðàæíåíèå. Íàïðèìåð, ðåáåíîê ñ ìàññîé òåëà 10 êã ñ êàæäûì æèäêèì ñòóëîì áóäåò òåðÿòü 100 ìë æèäêîñòè, êîòîðûå è íåîáõîäèìî «âûïàèâàòü» â ïðîìåæóòêàõ ìåæäó äåôåêàöèÿìè è êîðìëåíèåì ðåáåíêà. ×òîáû íå ïðîèçîøëî îáåçâîæèâàíèÿ îðãàíèçìà, ðåáåíîê äîëæåí ïîëó÷èòü çà ñóòêè â îáùåé ñëîæíîñòè ïðèìåðíî ñòîëüêî æèäêîñòè, âêëþ÷àÿ è ïèòàíèå, ñêîëüêî òðåáóåòñÿ çäîðîâîìó ìàëûøó òàêîãî æå âîçðàñòà ïëþñ êîëè÷åñòâî, ïîòåðÿííîå ñ ðâîòîé è æèäêèì ñòóëîì. Åñëè æå îí åñò ìåíüøå ïîëîæåííîãî (à âî âðåìÿ áîëåçíè ýòî ïî÷òè íåèçáåæíî), òî è íåäîñòàþùèé îáúåì ïèòàíèÿ äîëæåí áûòü âîçìåùåí æèäêîñòüþ.
Ïðè èñïîëüçîâàíèè ãàñòðîëèòà ðàñòâîð íåëüçÿ ïîäñëàùèâàòü è ìîæíî «âûïàèâàòü» òîëüêî îäíèì ãàñòðîëèòîì. Âîçðàñòíûå äîçèðîâêè íåîáõîäèìîãî îáúåìà ïðèãîòîâëåííîãî ðàñòâîðà ãàñòðîëèòà äëÿ äåòåé ïîäðîáíî èçëîæåíû â ïðèëàãàåìîé èíñòðóêöèè.  òî âðåìÿ êàê ðàñòâîð ðåãèäðîíà äîëæåí ñîñòàâëÿòü ëèøü ïîëîâèíó íåîáõîäèìîãî ñóòî÷íîãî êîëè÷åñòâà æèäêîñòè.  ýòîì ñëó÷àå ïðèåì ðåãèäðîíà ñëåäóåò ÷åðåäîâàòü ñ ïðèåìîì â òîì æå îáúåìå, ëèáî ñëàáî çàâàðåííîãî íåñëàäêîãî ÷àÿ, ëèáî êèïÿ÷åíîé âîäû èëè 5% ðàñòâîðà ãëþêîçû, êîòîðûé ìîæíî êóïèòü â àïòåêå.
Ðàñïðîñòðàíåíî ìíåíèå, áóäòî îñòàíîâèòü ðâîòó è ïîíîñ ïîìîãàåò ðàñòâîð ìàðãàíöîâêè (ïåðìàíãàíàòà êàëèÿ). Åãî íåðåäêî äàþ ïèòü, äåëàþò ñ íèì êëèçìû. Ðâîòà è ïîíîñ â áîëüøèíñòâå ñëó÷àåâ äåéñòâèòåëüíî ïðåêðàùàþòñÿ, íî ëèøü íà íåñêîëüêî ÷àñîâ. Ïðè÷åì ñòóë îòñóòñòâóåò îò òîãî, ÷òî ïîä âëèÿíèåì ìàðãàíöîâêè íåðåäêî îáðàçóåòñÿ êàëîâàÿ ïðîáêà, ïðåïÿòñòâóþùàÿ âûõîäó êèøå÷íîãî ñîäåðæèìîãî. À ýòî äàëåêî íåáåçîïàñíî! Ñ æèäêèì ñòóëîì îðãàíèçì îñâîáîæäàåòñÿ îò îãðîìíîãî êîëè÷åñòâà áåëåçíåòâîðíûõ ìèêðîáîâ è âèðóñîâ, âîçáóäèòåëåé êèøå÷íûõ èíôåêöèé, èõ òîêñèíîâ, ãàçîâ è äðóãèõ ÿäîâèòûõ âåùåñòâ, îáðàçóþùèõñÿ â êèøå÷íèêå â ðåçóëüòàòå âîñïàëèòåëüíîãî èëè áðîäèëüíîãî ïðîöåññîâ. Ïðè êàëîâîé ïðîáêå âñå îíè, çàäåðæèâàÿñü â êèøå÷íèêå, íà÷èíàþò âñàñûâàòüñÿ â êðîâü è ñîñòîÿíèå ðåáåíêà ÷åðåç íåñêîëüêî ÷àñîâ «îòíîñèòåëüíîãî» áëàãîïîëó÷èÿ ðåçêî óõóäøàåòñÿ – ïîÿâëÿåòñÿ âçäóòèå æèâîòà, îäûøêà è íåóêðîòèìàÿ ðâîòà.  òàêèõ ñëó÷àÿõ òðåáóåòñÿ íåìåäëåííàÿ ãîñïèòàëèçàöèÿ.
Áûâàþò ñèòóàöèè ñ ìàðãàíöîâêîé è ïîñòðàøíåå. Çàáîëåâøåìó êðîøêå äàþò êîíöåíòðèðîâàííûé ðàñòâîð, ïîëàãàÿ, ÷òî îí ïîäåéñòâóåò ýôôåêòèâíåå èëè ðàñòâîð, ñîäåðæàùèé íå ðàñòâîðåííûå êðèñòàëëû. À ôèíàë òðàãè÷åí: îæîãè ñëèçèñòîé æåëóäî÷íî-êèøå÷íîãî òðàêòà, êèøå÷íîå êðîâîòå÷åíèå, ïåðôîðàöèÿ êèøå÷íèêà ñ ðàçâèòèåì ïåðèòîíèòà, òðåáóþùèå íåîòëîæíîãî õèðóðãè÷åñêîãî âìåøàòåëüñòâà è, äàæå – ãèáåëü ðåáåíêà.
Ïîæàëóéñòà, íå äàâàéòå äåòÿì ìàðãàíöîâêó âíóòðü íè ïðè êàêèõ îáñòîÿòåëüñòâàõ!
Ðâîòà è ïîíîñ ïðè êèøå÷íûõ èíôåêöèÿõ íîñÿò ïåðâîíà÷àëüíî çàùèòíûé õàðàêòåð – îðãàíèçì ïûòàåòñÿ «âûáðîñèòü» ñ ðâîòíûìè ìàññàìè è ÷àñòûì æèäêèì ñòóëîì ìèêðîáîâ è òîêñè÷åñêèå ïðîäóêòû. Öåëåñîîáðàçíåå ïîìî÷ü îðãàíèçìó â ýòîì – ïðîìûòü æåëóäîê è äàæå ñäåëàòü î÷èñòèòåëüíóþ êëèçìó.  äîìàøíèõ óñëîâèÿõ ïóñòü ðåáåíîê âûïüåò êàê ìîæíî áîëüøå êèïÿ÷åíîé âîäû è, íà÷àâøàÿñÿ ðâîòà «âûìîåò» èç æåëóäêà ìèêðîáû è òîêñèíû. Åñëè æå åå íåò – âûçûâàéòå ñàìè, íàäàâèâ íà êîðåíü ÿçûêà ÷åðåíêîì ÷èñòîé ëîæêè, â êðàéíåì ñëó÷àå – ïàëüöåì, îáåðíóòûì ñòåðèëüíîé ìàðëåâîé ñàëôåòêîé èëè áèíòîì. Òàê ñëåäóåò ïîâòîðèòü 2-3 ðàçà, à çàòåì äàéòå ðåáåíêó âûïèòü ýíòåðîñîðáåíò (ñìåêòó, ôèëüòðóì, ýíòåðîñãåëü è äð.), ñòðîãî ñîáëþäàÿ âîçðàñòíûå äîçèðîâêè, óêàçàííûå â èíñòðóêöèè. Ýíòåðîñîðáåíòû «ñâÿçûâàþò» ìèêðîáû, âèðóñû è èõ ÿäû â æåëóäî÷íî-êèøå÷íîì òðàêòå, çàòåì âûâîäÿò èõ ñ èñïðàæíåíèÿìè, ÷òî ñóùåñòâåííî îáëåã÷àåò òå÷åíèå çàáîëåâàíèÿ, áûñòðî ñîêðàùàåò ÷àñòîòó è óëó÷øàåò êîíñèñòåíöèþ ñòóëà. Èñïîëüçîâàòü ñ ýòîé öåëüþ àêòèâèðîâàííûé óãîëü íå ðàöèîíàëüíî – ýôôåêòèâíîñòü åãî â îáû÷íûõ äîçèðîâêàõ î÷åíü íèçêàÿ.
Ïîñëå ïðîìûâàíèÿ æåëóäêà è ïðèåìà ýíòåðîñîðáåíòà ðâîòà ïðè êèøå÷íûõ èíôåêöèÿõ, êàê ïðàâèëî, ïðåêðàùàåòñÿ. Åñëè æå ýòîãî íå ïðîèñõîäèò, òî ðâîòà è ïîíîñ, îñîáåííî ó äåòåé ãðóäíîãî âîçðàñòà, ìîãóò áûòü îäíèì èç ïðîÿâëåíèé òàêèõ çàáîëåâàíèé, êàê àïïåíäèöèò, ãðèïï, îòèò, ïíåâìîíèÿ, ìåíèíãèò è äð.  ýòèõ ñëó÷àÿõ íåîáõîäèìî âûçâàòü âðà÷à íà äîì èëè «ñêîðóþ ïîìîùü» äëÿ ãîñïèòàëèçàöèè ðåáåíêà â ñîîòâåòñòâóþùèé ñòàöèîíàð. Ëå÷åáíûå ìåðîïðèÿòèÿ äî ïðèõîäà âðà÷à ëó÷øå ïðåêðàòèòü, çà èñêëþ÷åíèåì æàðîïîíèæàþùèõ, à îáúåì æèäêîñòè äëÿ «âûïàèâàíèÿ» íå äîëæåí ïðåâûøàòü ïàòîëîãè÷åñêèõ ïîòåðü ñ æèäêèì ñòóëîì.
Êîðìèòü èëè íå êîðìèòü?
Îáùåå ïðàâèëî òàêîâî: äàâàòü åñòü íàäî, óìåíüøèâ ñóòî÷íîå êîëè÷åñòâî ïèùè, íî íå áîëåå ÷åì íàïîëîâèíó. Îäíàêî âñå çàâèñèò îò ÷àñòîòû ðâîòû è ñîñòîÿíèÿ ðåáåíêà, è èìåííî íà ýòî íàäî îðèåíòèðîâàòüñÿ. Èäåàë: êîðìèòü «ïî àïïåòèòó», íî ÷àùå è ìàëûìè ïîðöèÿìè, ÷òîáû íå ïåðåïîëíÿòü æåëóäîê è íå ïðîâîöèðîâàòü ðâîòó. Åñëè ìàëûø íà ãðóäíîì âñêàðìëèâàíèè, ïðîäîëæàéòå äàâàòü ãðóäü. Íî ïðè ÷àñòîé ðâîòå (èëè ñðûãèâàíèè) ëó÷øå ïåðåéòè íà «äîçèðîâàííîå» êîðìëåíèå ñöåæåííûì ãðóäíûì ìîëîêîì íåáîëüøèìè ïîðöèÿìè ÷åðåç ðàâíûå ïðîìåæóòêè âðåìåíè (÷åðåç 2-2,5-3 ÷àñà ñ íî÷íûì ïåðåðûâîì). Ìàëûøà, íàõîäÿùåãîñÿ íà èñêóññòâåííîì âñêàðìëèâàíèè, à òàêæå 2-3-ëåòíåãî ðåáåíêà è ñòàðøå, â ïåðâûå ñóòêè áîëåçíè ìîæíî êîðìèòü ïðîäóêòàìè îáû÷íîãî ïèòàíèÿ (êåôèð, òâîðîã, àäàïòèðîâàííûå äåòñêèå ñìåñè, êàøè íà ïîëîâèííîì ìîëîêå è äð.), îäíàêî ïðåäïî÷òåíèå ñëåäóåò îòäàòü ëå÷åáíî-ïðîôèëàêòè÷åñêèì ïðîäóêòàì ïèòàíèÿ, îáîãàùåííûì áèôèäî- èëè ëàêòîáàêòåðèÿìè (äåòñêèé êåôèð «Áèôèäîê», ñìåñü «Àãóøà», àöèäîôèëüíàÿ ñìåñü «Ìàëþòêà», «Êðîøå÷êà» è äð.).
Ïðè âûðàæåííîì áðîäèëüíîì ïðîöåññå (ïîâûøåííîå ãàçîîáðàçîâàíèå, âçäóòèå è óð÷àíèå â æèâîòå, ïåíèñòûé ñòóë è äð.) îáû÷íîå ïèòàíèå ðåáåíêà íà íåñêîëüêî äíåé ëó÷øå çàìåíèòü íà èìåþùèåñÿ â ïðîäàæå è àäàïòèðîâàííûå ê âîçðàñòó íèçêîëàêòîçíûå èëè áåçëàêòîçíûå ïðîäóêòû äåòñêîãî ïèòàíèÿ.  ðàöèîí ïèòàíèÿ ðåêîìåíäóåòñÿ ââîäèòü òàêæå êàøè íà âîäå èëè îâîùíûõ îòâàðàõ, ïîêàçàíî áîëåå ðàííåå íàçíà÷åíèå ìÿñíîãî ãîøå.
Äåòÿì áîëåå ñòàðøåãî âîçðàñòà â îñòðûé ïåðèîä êèøå÷íîé èíôåêöèè íåîáõîäèìî ïîëíîñòüþ èñêëþ÷èòü èç ïèòàíèÿ ïðîäóêòû, âûçûâàþùèå â êèøå÷íèêå áðîæåíèå è óñèëåííîå ãàçîîáðàçîâàíèå, ñîäåðæàùèå ãðóáóþ êëåò÷àòêó: öåëüíîå ìîëîêî è êàøè íà öåëüíîì ìîëîêå, ðÿæåíêó, ñëèâêè, ÷åðíûé õëåá, ìÿñíûå, êóðèíûå è ðûáíûå áóëüîíû, áëþäà èç ôàñîëè, ãîðîõà, ñâåêëû, êàïóñòû, âèíîãðàä, öèòðóñîâûå, à òàêæå âñå æèðíîå, æàðåíîå, êîíñåðâèðîâàííîå (êðîìå êîíñåðâîâ äëÿ äåòñêîãî ïèòàíèÿ), îãðàíè÷üòå ñëàäîñòè. Çàïðåùåííûìè òàêæå ÿâëÿþòñÿ è ãàçèðîâàííûå íàïèòêè (ôàíòà è äð.).
Íåîòëîæíàÿ ïîìîùü ïðè âûñîêîé òåìïåðàòóðå òåëà.
Òåìïåðàòóðó íå âûøå 380 (åñëè ðåáåíîê ïåðåíîñèò åå íåïëîõî è ïðè óñëîâèè, ÷òî ðàíüøå òàêèå ïîäúåìû íå ñîïðîâîæäàëèñü ñóäîðîãàìè) ìîæíî íå «ñáèâàòü». Íî åñëè ñòîëáèê ðòóòè ïîäíÿëñÿ âûøå 38-38,50 èëè ïîÿâèëàñü òàê íàçûâàåìàÿ «ñóäîðîæíàÿ ãîòîâíîñòü» — äðîæàíèå êîí÷èêîâ ïàëüöåâ è ïîäáîðîäêà, ïðèñòóïàéòå ê èíòåíñèâíûì æàðîïîíèæàþùèì ìåðîïðèÿòèÿì.
Âíèìàíèå! Åñëè êèñòè ðóê è ñòîïû ãîðÿ÷èå, êàê è îñòàëüíûå ÷àñòè òåëà – íà÷èíàéòå ñ ôèçè÷åñêèõ ìåòîäîâ îõëàæäåíèÿ. Ðàçäåíüòå ìàëûøà è ýíåðãè÷íî îáìàõèâàéòå åãî (âàðèàíò: ïîñòàâèòü ðÿäîì âåíòèëÿòîð). Íà ëîá ïîëîæèòå ñìî÷åííóþ õîëîäíîé âîäîé è îòæàòóþ ñàëôåòêó, à â ïîäìûøå÷íûå è ïàõîâûå âïàäèíû – ïîëèýòèëåíîâûå ïàêåòû ñî ëüäîì ëèáî áóòûëî÷êè ñ õîëîäíîé âîäîé, îáåðíóòûå â òîíêóþ òêàíü. Äàâàéòå êàê ìîæíî ÷àùå ïèòü ïðîõëàäíóþ âîäó èëè ãëþêîçî-ñîëåâîé ðàñòâîð (ðåãèäðîí èëè ãàñòðîëèò).
Åñëè òåìïåðàòóðà ïîäíÿëàñü äî 400 è âûøå, òðåáóåòñÿ îáòèðàíèå òåëà 3% óêñóñîì èëè îñîáîé ñìåñüþ: â ðàâíûõ êîëè÷åñòâàõ âîäà, ñòîëîâûé óêñóñ (íå ýññåíöèÿ) è ñïèðò. Ïðèãîòîâëåííóþ ñìåñü íàëåéòå íà ëàäîíü è äîñòàòî÷íî èíòåíñèâíî, íî î÷åíü îñòîðîæíî ðàçîòðèòå ãðóäü, æèâîò, ñïèíêó, ðóêè è íîãè ìàëûøà – âñå, êðîìå ëèöà. Î÷åíü ïîëåçíî íàäåòü ñìî÷åííûå ýòîé æèäêîñòüþ ãîëüôû èëè íîñêè.
×åðåç 10-15 ìèíóò òåìïåðàòóðà äîëæíà ñíèçèòüñÿ. Åñëè ýôôåêòà íåò, äàéòå ðåáåíêó æàðîïîíèæàþùèå: äåòñêèé ïàíàäîë, ýôôåðàëãàí è äð. Êàê òîëüêî òåìïåðàòóðà óïàäåò õîòÿ áû äî 380, ïðåêðàòèòå îõëàæäåíèå ôèçè÷åñêèìè ìåòîäàìè. Åñëè ÷åðåç êàêîå-òî âðåìÿ îíà ñíîâà ïîâûñèòüñÿ – òîãäà ïîâòîðÿéòå îõëàæäàþùèå ìåðîïðèÿòèÿ äî ïðèõîäà âðà÷à èëè «ñêîðîé ïîìîùè».
Âíèìàíèå! Åñëè êèñòè ðóê è ñòîïû õîëîäíûå – âðà÷è íàçûâàþò òàêîå ñîñòîÿíèå «áåëîé ãèïåðòåðìèåé»: îíî ñâèäåòåëüñòâóåò î íàðóøåíèè òåïëîîòäà÷è çà ñ÷åò ñïàçìà (ñîêðàùåíèÿ) ñîñóäîâ êîæè è òîãäà ôèçè÷åñêèå ìåòîäû îõëàæäåíèÿ ïðîòèâîïîêàçàíû! Îíè ìîãóò óñèëèòü ñïàçì, òåïëîîòäà÷à óìåíüøèòñÿ, òåìïåðàòóðà åùå áîëüøå ïîâûñèòüñÿ è ñîñòîÿíèå ðåáåíêà óõóäøèòñÿ íà ãëàçàõ. Ìîæíî ëèøü îñòîðîæíî ðàñòåðåòü òåëî âîäíî-óêñóñíî-ñïèðòîâîé ñìåñüþ, ïî âîçìîæíîñòè, äî ëåãêîãî ïîêðàñíåíèÿ – òàêàÿ ïðîöåäóðà ðàñøèðÿåò ñîñóäû êîæè è îòäà÷à òåïëà óâåëè÷èâàåòñÿ.
Ãëàâíîå äëÿ ñíèæåíèÿ òåìïåðàòóðû â òàêèõ ñëó÷àÿõ – æàðîïîíèæàþùèå ñðåäñòâà äëÿ äåòåé, à òàêæå ñîñóäîðàñøèðÿþùèå – ïàïàâåðèí, äèáàçîë è äð.
· îòêðîéòå îêíî, ÷òîáû îáåñïå÷èòü ïðèòîê ñâåæåãî âîçäóõà – ðåáåíêó æèçíåííî íåîáõîäèì êèñëîðîä;
· íå îñòàâëÿéòå ìàëûøà îäíîãî – îí ìîæåò óïàñòü ñ ïîñòåëè. Åñëè îí ëåæèò íà ñïèíå, ïîâåðíèòå ãîëîâó íàáîê, ÷òîáû îí íå çàõëåáíóëñÿ ðâîòíûìè ìàññàìè, Åùå ëó÷øå ïîëîæåíèå íà áîêó – ýòî îáëåã÷èò èõ îòõîæäåíèå;
· ïðîòðèòå ðîò âëàæíîé ìàðëåâîé ñàëôåòêîé, îáåðíóâ åþ ïàëåö, î÷èñòèòå åãî îò ðâîòíûõ ìàññ è ñëèçè;
· ñëåäèòå, ÷òîáû íå çàïàäàë ÿçûê — ýòî ãðîçèò óäóøüåì;
· íà ðóêè ñòàðàéòåñü íå áðàòü, ÷òîáû íå ïðè÷èíèòü áîëè, à âçÿâ, äåðæèòå âåðòèêàëüíî.
Ïî ìåðå ñíèæåíèÿ òåìïåðàòóðû ñóäîðîãè îáû÷íî ïðîõîäÿò.
È íàïîñëåäîê åùå îäíà ðåêîìåíäàöèÿ-ïðåäîñòåðåæåíèå: âñå ëåêàðñòâà äîëæíû áûòü òîëüêî â âîçðàñòíîé äîçå. Òàáëåòêè èçìåëü÷àéòå, ðàçâîäèòå â êèïÿ÷åíîé âîäå è äàâàéòå ñ ëîæå÷êè. Íèêàêèõ äðóãèõ ëåêàðñòâ (îñîáåííî àíòèáèîòèêîâ) – áåç íàçíà÷åíèÿ âðà÷à! Íå ñïåøèòå ñ äà÷åé è ôåðìåíòíûõ ïðåïàðàòîâ, îñîáåííî ïðîòåîëèòè÷åñêèõ (àáîìèí è äð.) è ïàíêðåàòèíà ñ êîìïîíåíòàìè áû÷üåé æåë÷è (ôåñòàë è äð.) – îíè ìîãóò òîëüêî óñèëèòü ïîíîñ, îñîáåííî ïðè êèøå÷íûõ èíôåêöèÿõ âèðóñíîé ýòèîëîãèè, êîòîðûå ó äåòåé ðàííåãî âîçðàñòà ñîñòàâëÿþò äî 70-80% îò îáùåãî ÷èñëà. Íàçíà÷åíèå æå àíòèáèîòèêîâ èëè äðóãèõ àíòèáàêòåðèàëüíûõ ïðåïàðàòîâ (ôóðàçîëèäîí è äð.) â ýòèõ ñëó÷àÿõ òîëüêî óòÿæåëÿåò òå÷åíèå áîëåçíè è ñïîñîáñòâóåò ðàçâèòèþ äèñáàêòåðèîçà.
Îñòðûå êèøå÷íûå èíôåêöèè, çà èñêëþ÷åíèåì òÿæåëûõ ôîðì, ìîæíî ëå÷èòü íà äîìó. Îñíîâíûå íàïðàâëåíèÿ ëå÷åáíîé òàêòèêè è ïðè ãîñïèòàëèçàöèè ðåáåíêà òàêèå æå: ðàöèîíàëüíàÿ äèåòà, «âûïàèâàíèå», ôåðìåíòíûå ïðåïàðàòû (ïàíêðåàòèí, ìåçèì ôîðòå è äð.), ñèìïòîìàòè÷åñêàÿ òåðàïèÿ (ïðîòèâîðâîòíûå, æàðîïîíèæàþùèå, áîëåóòîëÿþùèå ïðåïàðàòû è äð.). Ïðè òÿæåëîì îáåçâîæèâàíèè íàçíà÷àåòñÿ êàïåëüíèöà.
 ïîñëåäíèå ãîäû ðàçðàáîòàíû âûñîêîýôôåêòèâíûå ìåòîäû ëå÷åíèÿ êèøå÷íûõ èíôåêöèé áåç àíòèáèîòèêîâ, â òîì ÷èñëå è òÿæåëûõ ôîðì, ñ èñïîëüçîâàíèåì ïðîáèîòèêîâ, ýíòåðîñîðáåíòîâ, ñïåöèôè÷åñêèõ èììóíîãëîáóëèíîâûõ ïðåïàðàòîâ.
Ïîìíèòå, ÷åì ðàíüøå íà÷àòî ëå÷åíèå – òåì îíî ýôôåêòèâíåå. Ïðè íàëè÷èè ó ìàëûøà ïîíîñà è/èëè ðâîòû âûçûâàéòå âðà÷à íà äîì. Òîëüêî îí, ðàçîáðàâøèñü â ìíîãîîáðàçíûõ ïðè÷èíàõ çàáîëåâàíèÿ, ìîæåò íàçíà÷èòü íåîáõîäèìîå ëå÷åíèå.
Источник