Задачи по сестринскому уходу гепатиту


Ситуационные задачи
ЗАДАЧА 1
Пациентка 45 лет госпитализирована в гастроэнтерологическое отделение с диагнозом: «Холестатический гепатит». При сестринском обследовании медсестра получила следующие данные: жалобы на чувство тяжести в правом подреберье, тошноту, сильный кожный зуд, который не дает заснуть ночью, выделение темной мочи и светлых каловых масс.

Объективно: состояние средней тяжести, рост 162 см, вес 70 кг, температура тела 36,70 С, кожные покровы и видимые слизистые желтушны, на коже следы расчесов, печень выступает из-под реберной дуги на 3 см, живот мягкий, умеренно болезненный в правом подреберье, пульс 80 в мин. удовлетворительных качеств, АД 135/85 мм рт. ст., ЧДД 18в мин.

Назначено:УЗИ органов брюшной полости. Биохимический анализ крови.

Задания:


  1. Выявите, удовлетворение, каких потребностей нарушено, определите проблемы пациентки.

  2. Поставьте цель и составьте план сестринских вмешательств с их мотивацией.

  3. Объясните пациентке, как подготовиться к УЗИ органов брюшной полости.

  4. Обучите пациентку питанию в соответствии с диетой №5.

  5. Продемонстрируйте технику взятия крови на биохимический анализ на муляже.

Эталон ответа.

Нарушено удовлетворение потребностей: естъ, выделять, спать, быть здоровым, избегать опасности.

Проблемы пациента:

Настоящие: желтуха, кожный зуд на фоне желтухи, нарушение целостности кожных покровов (расчесы), тошнота, избыточная масса тела.Потенциальные: риск возникновения воспалительных процессов на коже, риск желчной колики.Приоритетная проблема: кожный зуд на фоне желтухи.
Цель краткосрочная: уменьшить зуд чрез 3 дня, не допустить инфицирования расчесов.

Цель долгосрочная: зуд исчезнет к моменту выписки.

ПланМотивация
1. М/с обеспечит пациентке питание в

соответствие с диетой №5

1. Уменьшение нагрузки на печень и желчные пути.
2. М/с обеспечит гигиену кожи пациента (обтирание, душ)2. Профилактика инфицирования расчесов.
3. М/с будет протирать кожу пациентки раствором антисептиков.3. Уменьшение зуда, профилактика инфицирования.
4. М/с будет следить за кратностью стула пациента.4. Не допустить задержки стула.
5. М/с будет наблюдать за внешним видом и состоянием пациента.5.Для своевременного распознавания и оказания помощи в случае возникновения осложнений.
6. М/с будет выполнять врачебные назначения.

Оценка эффективности: пациентка отметит уменьшение, а затем полное исчезновение зуда, не будет следов расчесов на коже.

Цель достигнута.


  • Студент грамотно и доступно объясняет пациентке правила подготовки к УЗИ органов брюшной полости.

  • Студент демонстрирует процесс обучения пациентки диете № 5.

  • Студент демонстрирует технику взятия крови на биохимический анализ на муляже согласно алгоритму данной манипуляции.

Задача 2
У пациента, госпитализированного сутки назад с диагнозом: «Цирроз печени», внезапно возникла резкая слабость, рвота «кофейной гущей».

Объективно: состояние средней тяжести, кожные покровы бледные, влажные, дыхание везикулярное, тоны сердца ритмичные, пульс 100 в мин. малого наполнения и напряжения, АД 100/60 мм рт. ст., живот мягкий, болезненный в эпигастрии.

Задания:


  1. Определите и обоснуйте неотложное состояние. Спланируйте доврачебную помощь, продемонстрировав каждое сестринское вмешательство.

  2. Продемонстрируйте применение пузыря со льдом.

Эталон ответа.

Желудочное кровотечение. Информация, позволяющая медсестре распознать неотложное состояние: рвота «кофейной гущей», резкая слабость, кожные покровы бледные, влажные, снижение АД, тахикардия, обострение язвенной болезни желудка в анамнезе.

Алгоритм действий медсестры:

1) Вызвать дежурного врача-терапевта и врача-хирурга для оказания экстренной помощи (вызов возможен с помощью третьего лица).


  1. Пациента уложить на спину, повернув голову набок, для предупреждения аспирации рвотных масс.

  2. На эпигастральную область положить пузырь со льдом для уменьшения интенсивности кровотечения.

  3. Запретить пациенту двигаться, разговаривать, принимать что-либо внутрь для предупреждения увеличения интенсивности кровотечения.

  4. Наблюдать за пациентом; периодически определять пульс и АД до прихода врача с целью контроля состояния.

  5. Приготовить кровоостанавливающие средства: заполнить капельную систему 5% раствором -аминокапроновой кислоты;

  6. Набрать в шприц 10 мл 10% кальция хлорида для в/в инъекции;

  7. Набрать в шприц 4 мл викасола для в/м инъекции.

  1. Демонстрация применения пузыря со льдом на эпигастральную область проводится по алгоритму данной манипуляции.

Задача 3

В приёмное отделение доставлена пациентка с жалобами на возникшую после употребления жареной пищи стильную боль в правом подреберье, иррадирующую в правое плечо, повторную рвоту желчью, сухость и горечь во рту.

Объективно: состояние средней тяжести, температура тела 36,60С, в лёгких дыхание везикулярное, тоны сердца звучные, ритмичные, ЧДД 16 в мин, пульс 90 в мин. удовлетворительных качеств, АД 130/80 мм рт. ст., живот мягкий, резко болезненный в правом подреберье, симптом Пастернацкого отрицателен с обеих сторон.

Задания:


  1. Определите и обоснуйте приоритетную проблему пациента, требующую

неотложной помощи.


  1. Составьте алгоритм оказания неотложной помощи с аргументацией

каждого этапа.


  1. Продемонстрируйте на фантоме в/м инъекцию 5 мл баралгина.

Эталон ответа.


  1. Желчная колика.

  • Информация, позволяющая медицинской сестре распознать неотложное

состояние: сильная боль в правом подреберье, иррадирующая в правое

плечо;


  • Повторная рвота желчью и горечь во рту;

  • Появление данных жалоб после употребления жирной жареной пищи;

  • Живот мягкий, резко болезненный в правом подреберье.

  1. Алгоритм действия медсестры.

  • Вызвать врача для оказания неотложной помощи.

  • Пациентку уложить на бок или на спину, повернув голову набок, для
Читайте также:  Токсический гепатит у кота лечение

предупреждения аспирации рвотных масс.


  • Применить словесное внушение для снижения интенсивности боли.

  • Наблюдать за пациенткой до прихода врача с целью контроля состояния.

3. Приготовить препараты для купирования желчной колики.


  • Набрать шприц 5 мл баралгина для в/м инъекции.

  • Набрать в шприц 1мл 0,2% раствора платифаллина для п/к инъекции.

  1. Студент демонстрирует на фантоме технику выполнения в/м инъекции 5 мл баралгина согласно алгоритма данной манипуляции.

ЗАДАЧА 4
В здравпункт завода обратилась женщина 50 лет с жалобами на возникшие резкие боли в правом подреберье, иррадиирующие в правую лопатку и ключицу. Накануне пациентка употребляла жирную пищу. В анамнезе желчекаменная болезнь.
Задания

1. Определите и обоснуйте вид неотложного состояния.


  1. Составьте алгоритм неотложной помощи и обоснуйте каждый этап.

  2. Продемонстрируйте на фантоме технику выполнения в/м инъекции.

Эталон ответа


  1. В результате нарушения диеты у больной о желчекаменной болезнью развился приступ печеночной колики. О чём говорит: боль в правом подреберье, иррадиирующая в правую ключицу и лопатку.

  2. Алгоритм оказания неотложной помощи:

а) вызвать скорую помощь для оказания квалифицированной медицинской помощи;

б) обеспечить психический и физический покой с целью создания эмоционального комфорта;

в) обеспечить наблюдение за больной, осуществляя контроль за АД, пульсом, температурой до прибытия врача;

г) приготовить к приходу врача препараты для оказания неотложной помощи:

2% р-р но-шпы; 2% р-р папаверина; 0,2% р-р платифиллина; 0,1% р-р атропина; 50% р-р анальгина; баралгин;

д) выполнить назначения врача.
3. Студент демонстрирует на фантоме технику выполнения в/м инъекции.

ЗАДАЧА 5
Пациентка 40 лет поступила в стационар на лечение с диагнозом: хронический холецистит, стадия обострения.

При сестринском обследовании медсестра получила следующие данные: жалобы на ноющие боли в правом подреберье, усиливающиеся после приема жирной пищи, тошноту, по утрам горечь во рту, однократно была рвота желчью, общую слабость.

Считает себя больной в течение 7 лет, ухудшение наступило в течение последней недели, которое связывает с приемом обильной, жирной пищи. В окружающем пространстве ориентируется адекватно. Тревожна, депрессивна. Жалуется на усталость, плохой сон. В контакт вступает с трудом, говорит, что не верит в успех лечения, выражает опасение за свое здоровье.

Объективно: состояние удовлетворительное, подкожно-жировая клетчатка выражена избыточно, кожа сухая, чистая, отмечается желтушность склер, язык сухой, обложен серо-белым налетом. При пальпации болезненность в правом подреберье, симптомы Ортнера, Кера положительны. Пульс 84 уд./мин. АД 130/70 мм рт. ст., ЧДД 20 в мин.

Пациентке назначено:


  1. Режим полупостельный, диета №5а.

  2. УЗИ гепатобилиарной системы.

  3. Дуоденальное зондирование.

  4. Но-шпа по 1 табл. 3 раза в день.

  5. Мезим-форте по 1табл. 3 раза в день.

  6. Ампициллин по 0,5X 4 раза в день внутрь.

Задания


  1. Выявите потребности пациента, удовлетворение которых нарушено; сформулируйте и обоснуйте проблемы пациента. Определите цели и составьте план сестринских вмешательств с мотивацией.

  2. Объясните пациенту, как подготовиться к УЗИ гепатобилиарной системы и дуоденальному зондированию.

  3. Обучите пациента правилам проведения тюбажа. Продемонстрируйте на фантоме технику дуоденального зондирования.

Эталон ответа

1. Нарушены потребности: есть, спать, отдыхать, работать, общаться, быть здоровым.

Проблемы пациента:


  • настоящие

  • боли в правом подреберье;

  • горечь во рту,

  • нарушение сна;

  • беспокойство по поводу исхода заболевания.

  • потенциальные

  • трансформация в калькулёзный холецистит,

  • перфорация желчного пузыря;

  • эмпиема желчного пузыря;

  • гангрена желчного пузыря.

Из перечисленных проблем пациента приоритетной является боль в правом подреберье.

2. Приоритетная проблема пациенткиболь в правом подреберье.
Краткосрочная цель: чтобы пациентка отметила стихание болей к концу 7 дня стационарного лечения.

Долгосрочная цель: чтобы пациентка не предъявляла жалоб на боли в правом подреберье к моменту выписки.

СЕСТРИНСКИЕ ВМЕШАТЕЛЬСТВА

ПланМотивация

  1. Обеспечение диеты № 5а
Максимально щадить желчный пузырь
2. Объяснить пациентке суть её заболевания и современных методов диагностики, лечения, профилактики данного заболеванияДля уменьшения беспокойства за исход лечения, снятия тревоги за своё будущее.
3. Проведение беседы с пациенткой о подготовке к УЗИ ГБС и дуоденальному зондированиюДля повышения эффективности лечебно-диагностических процедур.
4. Объяснить пациентке правила приёма мезим-фортеДля эффективности действия лекарственного средства.
5. Проведение беседы с родствен-никами пациентки об обеспечении питания с ограничением жирных, соленых, жаренных, копчёных блюд.Для предупреждения возникновения болевого синдрома.
6. Обучение пациентки методике проведения тюбажа.Для снятия спазма желчных ходов, оттока желчи.
7. Наблюдение за состоянием и внешним видом пациентки.Для ранней диагностики и своевременного оказания неотложной помощи в случае возникновения осложнений.
8. Выполнение назначений врача.Для эффективного лечения.
Читайте также:  Где рожали с гепатитом с

Оценка эффективности: пациентка отмечает снижение интенсивности болевого приступа. Цель достигнута.


  1. Студент демонстрирует правильно выбранный уровень общения с пациенткой, способность доступно, грамотно, аргументировано объяснить ей сущность, правила подготовки к УЗИ ГБС и дуоденальному зондированию.

  2. Студент демонстрирует правильно выбранную методику проведения тюбажа, осуществляет обучение в соответствии со стандартом манипуляции и определяет ответную реакцию пациентки на проводимое обучение.

  3. Студент демонстрирует технику дуоденального зондирования на фантоме в соответствии с алгоритмом действия.

ЗАДАЧА 6
В гастроэнтерологическом отделении у больного с циррозом печени внезапно возникли резкая слабость, головокружение, рвота «кофейной гущей».

Объективно: Кожные покровы бледные, влажные, пульс 120 уд/мин малого наполнения и напряжения, АД 90/60 мм рт. ст., живот при пальпации мягкий, болезненный в правом подреберье.
Задания


  1. Определите неотложное состояние, которое развилось у пациента.

  2. Составьте алгоритм оказания неотложной помощи и обоснуйте каждый этап.

  3. Продемонстрируйте технику в/в введения 10% -10 мл раствора хлорида кальция.

Источник

Контролирующие задачи

по теме «Сестринская помощь при вирусных гепатитах»

раздела «Сестринская помощь при инфекционных заболеваниях» МДК 02.01 «Сестринская помощь при нарушениях здоровья». ПМ. 02 «Участие в лечебно-диагностических и реабилитационных процессах» для специальности 060501 Сестринское дело

Задача 1

Стимул

Вы медицинская сестра инфекционного отделения. ПК 2.3. ПК 2.6.

Задачная формулировка

1.Указать медицинское подразделение, которое выполняет исследование на данный маркер. ПК 2.3.

2.Указать ранний маркер вирусного гепатита В для заполнения направления на исследование. ПК 2.6.

Источник информации

Врач назначил взять кровь у пациента с синдромом желтухи на ранний маркер вирусного гепатита В.

Задача 2

Стимул

Вы медицинская сестра инфекционного отделения. ПК 2.1. ПК 2.2.

Задачная формулировка

1.Указать, как изменяется биохимический показатель АлАТ при остром вирусном гепатите. ПК 2.2.

2.Объясните пациенту цель процедуры и правила подготовки к ней. ПК 2.1.

Источник информации

Необходимо провести взятие крови для определения АлАТ у пациента.

Задача 3

Стимул

Вы медицинская сестра инфекционного отделения. ПК 2.1. ПК 2.2.

Задачная формулировка

1.Указать цель процедуры. ПК 2.2.

2.Предоставить информацию пациенту о правилах забора мочи. ПК 2.1.

Источник информации

Необходимо провести подготовку пациента к сбору мочи для обнаружения в ней желчных пигментов.

Задача 4

Стимул

Вы медицинская сестра ОРИТ инфекционной больницы. ПК 2.4. ПК 2.5. ПК 2.8.

Задачная формулировка

1.Указать потенциальную проблему пациента, от которой он может погибнуть и при которой нуждается в паллиативной помощи. ПК 2.8.

2. Указать, как долго необходимо проводить оксигенотерапию при острой печеночной недостаточности. ПК 2.5.

3. Указать дезинтоксикационные растворы, а также суточное количество жидкостей для лечения печеночной комы и способ их введения. ПК 2.4.

Источник информации

Пациенту с диагнозом: «Хронический вирусный гепатит В. Цирроз печени» врач назначил дезинтоксикационную терапию и оксигенотерапию.

Эталоны ответов контролирующих задач

по теме «Сестринская помощь при вирусных гепатитах»

раздела «Сестринская помощь при инфекционных заболеваниях» МДК 02.01 «Сестринская помощь при нарушениях здоровья». ПМ. 02 «Участие в лечебно-диагностических и реабилитационных процессах» для специальности 060501 Сестринское дело

Задача 1

1. Бактериологическая лаборатория .

2. HBsAg (наружная оболочка вируса В).

Задача 2

1. При остром вирусном гепатите АлАТ повышается в 5-10 раз выше нормы.

2. Цель процедуры: диагностика вирусного гепатита.

Правила подготовки пациента: забор крови из вены для биохимического анализа проводят натощак (нельзя принимать пищу и пить жидкости за 6-12 часов), из жидкости можно пить только воду.

Задача 3

1.  Выявление функциональных нарушений печени.

2. Правила забора мочи на желчные пигменты:

  • тщательно подмыть наружные половые органы,

  • выделить первую порцию мочи в унитаз на счёт 1, 2,

  • затем задержать мочеиспускание, подставить баночку и следующую порцию мочи собрать в банку (50 – 70 мл) – собирается для исследования «средняя» порция мочи,

  • завершить мочеиспускание в унитаз.

Задача 4

1. Острая печеночная недостаточность.

2. — Длительно (по возможности постоянно).

— Плазмозамещающие жидкости (реополиглюкин, полиглюкин, глюкоза и др.).

— Введение жидкостей не менее 2,5–3 литров в сутки внутривенно капельно.

Критерии оценки:

  • 2 правильных ответа — зачтено.

  • 1 и менее — не зачтено.

Источник

Эталон ответа

  1. У больного с циррозом печени развилось желудочное кровотечение, которое можно предположить на основании субъективных данных: слабости, головокружения и объективных данных — бледности и влажности кожных покровов, снижение АД 90/60, рвоты цвета «кофейной гущи’.
  2. Алгоритм оказания неотложной помощи:

а) вызвать врача для оказания квалифицированной медицинской помощи;

б) пациента уложить: на бок или на спину, повернуть голову на бок (для предупреждения возможной аспирации рвотными массами) и подложить ко рту лоток или салфетку для рвотных масс;

в) запретить прием пищи, воды, лечебных препаратов;

г) положить пузырь со льдом на эпигастральную область с целью уменьшения кровенаполнения сосудов;

Читайте также:  Хронический вирусный гепатит в медицинский журнал

д) следить за состоянием пациента, контролируя АД, пульс, ЧДД;

е) к приходу врача приготовить: шприцы, кровоостанавливающие препараты (5% р-р аминокапроновой кислоты, 1% р-р викасола, 10% р-р хлорида или глюконата кальция);

ж) приготовить все для определения группы крови;

з) медсестра выполняет все назначения врача;
и) выполнитъ назначения врача.

3. Продемонстрировать технику в/в введения 10% — 10 мл раствора хлорида кальция.
ЗАДАЧА 7
Постовую медсестру вызвали в палату. Со слов окружающих больной резко встал, почувствовал слабость, головокружение, потемнение в глазах. В анамнезе у пациента цирроз печени.

Объективно: сознание сохранено, кожные покровы бледные, холодный пот. Пульс 96 уд/мин, слабого наполнения. АД 80/40 мм рт. ст., дыхание не затруднено, ЧДД 24 в минуту.

Задания

  1. Определите и обоснуйте неотложное состояние.
  2. Составьте алгоритм оказания неотложной доврачебной помощи с аргументацией каждого этапа.
  3. Продемонстрируйте технику измерения артериального давления.

Эталон ответа

1. В результате быстрого перехода из горизонтального положения в вертикальное положение у больного развился ортостатический коллапс.

Информация, позволяющая медсестре заподозрить неотложное состояние: бледность кожных покровов, холодный пот, частый пульс 96 уд/мин., слабого наполнения, низкое АД 80/40 мм рт. ст.; учащенное, не затрудненное дыхание 24 уд/мин.

2. Алгоритм оказания неотложной помощи:

а) вызвать врача для оказания квалифицированной медицинской неотложной помощи;

б) обеспечить полный покой, придать горизонтальное положение больному в постели без подголовника с несколько приподнятым ножным концом, с целью улучшения притока крови к головному мозгу;

в) для купирования гипоксии обеспечить доступ свежего воздуха или ингаляцию кислорода;

г) для согревания больного укрыть одеялом, приложить грелки к конечностям, дать горячий чай;

д) до прихода врача следить за состоянием больного, измеряя АД, ЧДД, пульс;

е) к приходу врача приготовить препараты: 10% р-р кофеина; 10% раствор кардиамина; 20% раствор камфоры;

ж) выполнить назначение врача.

3.Демонстрация техники измерения артериального давления.

ЗАДАЧА 8
В терапевтическое отделение поступил больной Р., 44 летс жалобами на болезненность в правом подреберье, Т= 37,80С.

За день до поступления в стационар почувствовал себя плохо после приёма жирной пищи: появились тошнота, боль в эпигастральной области опоясывающего характера, слабость, расстройство стула.

Объективно: больной нормального телосложения, пониженного питания. Кожные покровы с несколько желтушным оттенком. В лёгких и со стороны сердца без особенностей. Живот при пальпации напряжён, болезненный при пальпации в эпигастральной области. Симптом Пастернацкого отрицательный с обеих сторон, отёков нет. Стул склонен к поносам.

Сделан анализ крови: лейкоцитоз, анемия, повышенное СОЭ.
Задания.

  1. Определите заболевание о котором идёт речь.

2. Назовите причины, которые привели к его возникновению.

3. Составьте план сестринского обследования пациента.
ЗАДАЧА 9

(неотложные состояния в терапии)
Пациент 47 лет, жалуется на слабость, утомляемость, тяжесть в области правого подреберья, кожный зуд и желтушность кожных покровов. В анамнезе вирусный гепатит 4 года назад. За последний год похудел на 5 кг, в последнее время заметил увеличение живота, и уменьшение количества суточной мочи, сегодня трижды была рвота «кофейной гущей».

Объективно: Кожные покровы иктеричны. Язык малиновый. Ладони гиперемированы. Живот увеличен в объеме, на передней поверхности живота видна сеть расширенных подкожных сосудов («голова медузы»). Печень увеличена на 5 см, при пальпации безболезненная. АД 90/60 мм рт. ст. Пульс 100 в минуту.
Задания:

  1. Определите неотложное состояние, развившееся у пациента.
  2. Составьте алгоритм оказания неотложной помощи и обоснуйте каждый этап.

ЗАДАЧА 10

(неотложные состояния в терапии)
Пациент 20 лет, жалуется на внезапно возникшие острые боли в эпигастральной области. Боль иррадиирует в правое плечо. В анамнезе язвенная болезнь желудка.

Объективно: Больной сидит на корточках, зажав живот руками. Кожа бледная, покрыта холодным потом. Пульс 60 в минуту. АД 100/60 мм рт. ст., Живот втянут, напряжение мышц передней брюшной стенки, разлитая болезненность по всему животу. Зона печеночной тупости уменьшена. Положительный симптом Щеткина-Блюмберга.
Задания:

1. Определите неотложное состояние, развившееся у пациента.

2.Составьте алгоритм оказания неотложной помощи, обоснуйте каждый этап.
ЗАДАЧА 11

(неотложные состояния в терапии)
Пациентка 55 лет, жалуется на внезапное появление резких, острых болей в правом подреберье после употребления жареных пирожков. Боли иррадиируют в правую половину грудной клетки. В анамнезе желчно-каменная болезнь.

Объективно: Больная возбуждена, стонет, пытается найти удобное положение. Кожа бледная, покрыта потом. Пульс 70 в минуту. АД 130/ 80 мм рт. ст. При пальпации болезненность в правом подреберье. Желчный пузырь не пальпируется. Выявляется френикус-симптом.

Задания:

1. Определите неотложное состояние, которое развилось у пациента.

2. Составьте алгоритм оказания неотложной помощи, обоснуйте каждый этап.

Источник: hepc.nextpharma.ru

Источник