Капельница при кишечной инфекции раствор
Инфузионная терапия – это внутривенное капельное или струйное вливание медицинских растворов по определённой схеме. Лекарственные препараты, поступающие сразу в кровоток, имеют лучшую биодоступность. Тяжёлые кишечные инфекции приводят к обезвоживанию и обменным нарушениям, требующим инфузионной терапии.
Цели инфузионной терапии
Инфузионную терапию проводят для коррекции патологических изменений в организме:
- восполнение дефицита жидкости и электролитов в организме, возникающего из-за рвоты и поноса;
- восстановление кислотно-щелочного равновесия;
- выведение токсинов;
- нормализация работы сердца и сосудистого тонуса;
- улучшение микроциркуляции и тканевого дыхания;
- профилактика сгущения крови, образования тромбов.
Показания
Инфузионную терапию проводят в инфекционном стационаре или в отделении реанимации. Если вы заметили у себя один из тревожных симптомов, вызывайте скорую помощь:
- неукротимая рвота;
- недостаточная эффективность оральной регидратации – при частом водянистом стуле потери жидкости превышают её поступление;
- отсутствие улучшения в течение 48 часов от начала лечения;
- редкое мочеиспускание;
- сухость во рту, жажда;
- расстройство сознания;
- судороги;
- нарушения работы сердца: редкий или частый пульс, перебои, низкое артериальное давление;
- сахарный диабет – для профилактики декомпенсации заболевания.
Как проводится инфузионная терапия?
Медицинские растворы вводят в вены локтевого сгиба или кисти. Для этого используют одноразовые стерильные системы для капельного вливания. Для удобства ставят периферический катетер. В тяжёлых случаях препараты вводят струйно с помощью шприца.
Если доступа в вены на руках нет, а состояние угрожает жизни, ставят катетер в подключичную вену. Это серьёзная манипуляция, которую проводит только анестезиолог-реаниматолог. В дальнейшем медицинская сестра подключает к центральному катетеру систему для капельниц.
Инфузионная терапия включает два этапа:
- Базисный – восполнение потребности в жидкости и электролитах. Вводят физиологический раствор и 5% глюкозу.
- Корригирующий – выявление дефицита определённых элементов с помощью анализов и его коррекция. Используют многокомпонентные растворы.
Выбор препарата и схема введения зависит от характера обменных нарушений. Общий суточный объём инфузии зависит от массы тела и степени обезвоживания.
- I (лёгкая) –130-170 мл/кг
- II (средней тяжести) – 170-200 мл/кг
- III (тяжёлая) – до 220 мл/
Во время инфузионной терапии контролируют суточный диурез, относительную плотность мочи, содержание электролитов в крови, уровень гематокрита. По результатам анализов корректируют дозировку лекарств.
Группы препаратов
Кристаллоиды
Кристаллоиды – это водные растворы низкомолекулярные солей, составляют основу инфузионной терапии кишечных инфекций.
- Однокомпонентные растворы электролитов. Физиологический раствор натрия хлорида 0,9% назначают для восполнения объёма жидкости и дезинтоксикации. 3% гипертонический раствор используют при гипонатриемии. Для коррекции метаболического ацидоза применяют натрия бикарбонат.
- Многокомпонентные растворы электролитов – восполняют дефицит жизненно важных ионов: натрия, магния, калия, кальция, хлора. Содержат два и более активных веществ: Раствор Рингера, Рингера-Локка, Реамберин, Дисоль, Ацесоль,Трисоль. Составы, по концентрации электролитов близкие к плазме, называют изоионными: Лактасол, Рингер-Лактат. Многокомпонентные растворы назначают для регидратации, дезинтоксикации и восстановления баланса жидкости и электролитов.
- 5% раствор Декстрозы – главный источник свободной жидкости; применяют, когда потери воды превышают дефицит солей.
- Поляризующая смесь – раствор глюкозы с добавлением калия и инсулина, назначают при лабораторных и клинических признаках гипокалиемии.
Коллоиды
Это группа растворов веществ, имеющих высокую молекулярную массу. По сравнению с кристаллоидами, коллоиды медленнее выводятся из организма, дольше циркулируют в крови. Их применяют при выраженной интоксикации и низком артериальном давлении. При кишечных инфекциях назначают:
- Гемодез. Основной компонент препарата поливинилпирролидон связывает и выводит токсины, улучшает микроциркуляцию, активирует почечный кровоток.
- Рефортан. Действующее вещество – гидроксиэтилкрахмал. Средство препятствует образованию тромбов, уменьшает интоксикацию, повышает артериальное давление.
- Реополиглюкин. Препарат содержит декстран, при кишечных инфекциях назначают только для коррекции гипотонии.
Растворы для парентерального питания
При поражении кишечника ухудшается всасывание питательных веществ, что приводит к их дефициту в организме. Нарушается образование энергии, синтез белков.
- Инфезол – раствор аминокислот и электролитов.
- СМОФлипид – жировая эмульсия, содержит соевое и оливковое масло, комплекс триглицеридов, рыбий жир.
Противопоказания
Внутривенные вливания назначают при тяжёлом течении кишечных инфекций, поэтому все противопоказания относительны. Если нарушения гомеостаза угрожают жизни пациента, инфузионную терапию все равно проводят.
- Плохой доступ к периферическим венам. Центральный катетер ставят только по жизненным показаниям.
- Гнойнички на коже рук.
- Острое психическое расстройство, неадекватное поведение. Для проведения инфузии пациента фиксируют к кровати.
- Отказ от процедуры.
- Аллергическая реакция на препарат.
Осложнения
Внутривенная инфузия может привести к негативным последствиям. Ожидаемый эффект от лечения должен оправдывать риск возможных осложнений.
- Флебиты – воспаление венозной стенки.
- Тромбозы – повреждение стенки сосуда способствует тромбообразованию.
- Подкожные гематомы – кровоподтек в зоне инъекции.
- Травма соседних органов – прокол верхушки легкого при катетеризации подключичной вены.
- Аллергия на компоненты раствора – чаще возникает реакция на коллоиды и белковые препараты.
- Передозировка электролитов – бывает при недостаточном контроле над состоянием пациента.
- Отёк лёгких – развивается у пациентов с хроническими заболеваниями сердца при перегрузке жидкостью.
Длительность инфузионной терапии при кишечных инфекциях в среднем составляет 3-4 дня. При улучшении самочувствия и нормализации показателей водно-солевого обмена капельницы отменяют.
Источник
Ìàëûø çàáîëåë âíåçàïíî: ïîâûñèëàñü òåìïåðàòóðà òåëà, ïîÿâèëàñü ðâîòà. Ñòóë ñòàë ÷àñòûì, æèäêèì, îáèëüíûì, âîäÿíèñòûì.  íåì îáíàðóæèëèñü âêðàïëåíèÿ íå ïåðåâàðåííîé ïèùè, èíîãäà ïðèìåñü ñëèçè, çåëåíè, ðåæå – ïðîæèëêè èëè ïðèìåñü êðîâè. Âñå îñíîâàíèÿ ïðåäïîëàãàòü, ÷òî ýòî êèøå÷íàÿ èíôåêöèÿ.
Èç-çà ïîâòîðíîé ðâîòû è ÷àñòîãî æèäêîãî ñòóëà ó äåòåé ðàííåãî âîçðàñòà, óæå ÷åðåç 6-8 ÷àñîâ, ìîæåò íàñòóïèòü òÿæåëîå, óãðîæàþùåå æèçíè îáåçâîæèâàíèå îðãàíèçìà. À âûñîêàÿ òåìïåðàòóðà, ïîäíèìàþùàÿñÿ èíîãäà äî 40-410, ñïîñîáíà «ïðèâåñòè» ñóäîðîãè.
Íåìåäëåííî âûçûâàéòå âðà÷à è íà÷èíàéòå ýíåðãè÷íî äåéñòâîâàòü, íå óïóñêàÿ íè ìèíóòû: â òàêîé ñèòóàöèè âû ñàìè äîëæíû ñòàòü «íåîòëîæêîé»! Ñåé÷àñ íåâàæíî, ÷òî íàñòèãëî ìàëûøà: äèçåíòåðèÿ, ñàëüìîíåëëåç, ðîòàâèðóñíàÿ èëè èíàÿ êèøå÷íàÿ èíôåêöèÿ (èçâåñòíî áîëåå 40 âîçáóäèòåëåé) – âñå îíè ïîíà÷àëó ïðîÿâëÿþò ñåáÿ î÷åíü ñõîæå, à ïåðâàÿ ïîìîùü, êàê ïðè âûñîêîé òåìïåðàòóðå òåëà, òàê è ïðè îáåçâîæèâàíèè îðãàíèçìà â ðåçóëüòàòå ðâîòû è ÷àñòîãî æèäêîãî ñòóëà îäèíàêîâû.
×òîáû ïðåäóïðåäèòü îáåçâîæèâàíèå îðãàíèçìà ìàëûøà, ñ ïåðâûõ ÷àñîâ íà÷èíàéòå äàâàòü ðåáåíêó êèïÿ÷åíóþ âîäó – «âûïàèâàòü» åãî. Íî ïîñêîëüêó ñ æèäêèì ñòóëîì è ðâîòíûìè ìàññàìè òåðÿåòñÿ íå òîëüêî âîäà, íî òàêæå ñîëè íàòðèÿ, êàëèÿ, õëîðà è äðóãèõ ýëåêòðîëèòîâ, êîòîðûå êðàéíå íåîáõîäèìû äëÿ íîðìàëüíîé ðàáîòû ñåðäöà, ïî÷åê, ãîëîâíîãî ìîçãà è äðóãèõ îðãàíîâ, îäíîé âîäû íåäîñòàòî÷íî, òðåáóþòñÿ ñîëåâûå ðàñòâîðû.
Âîò óæå áîëåå 30 ëåò âî âñåì ìèðå äëÿ ïðîâåäåíèÿ ïåðîðàëüíîé ðåãèäðàòàöèè (âîçìåùåíèÿ ïàòîëîãè÷åñêèõ ïîòåðü âîäû è ýëåêòðîëèòîâ ÷åðåç ðîò – «âûïàèâàíèÿ» ïðè êèøå÷íûõ èíôåêöèÿõ) èñïîëüçóþòñÿ ñïåöèàëüíî ðàçðàáîòàííûå ÂÎÇ ãëþêîçî-ñîëåâûå ðàñòâîðû.  íàøåé ñòðàíå øèðîêîå ïðèìåíåíèå, êàê â ñòàöèîíàðàõ, òàê è ïðè ëå÷åíèè êèøå÷íûõ èíôåêöèé íà äîìó ïîëó÷èë «Ðåãèäðîí», êîòîðûé âûïóñêàåòñÿ â ïîðîøêàõ è ñâîáîäíî ïðîäàåòñÿ â àïòåêàõ. Ïåðåä óïîòðåáëåíèåì ñîäåðæèìîå ïàêåòèêà ðàçâîäÿò â ëèòðå òåïëîé êèïÿ÷åíîé âîäû è äàþò ïèòü ðåáåíêó. Ïðåïàðàò ýôôåêòèâíî âîçìåùàåò èìåþùèåñÿ ïîòåðè âîäû è ýëåêòðîëèòîâ, ïðåäóïðåæäàåò äàëüíåéøåå îáåçâîæèâàíèå îðãàíèçìà ðåáåíêà è óòÿæåëåíèå åãî ñîñòîÿíèÿ, îäíàêî íå îêàçûâàåò âûðàæåííîãî ëå÷åáíîãî äåéñòâèÿ.
 ïîñëåäíèå ãîäû, â ñîîòâåòñòâèè ñ ðåêîìåíäàöèÿìè Åâðîïåéñêîãî Îáùåñòâà Äåòñêîé Ãàñòðîýíòåðîëîãèè è Ïèòàíèÿ (ESPGAN), äëÿ ëó÷øåãî âñàñûâàíèÿ âîäû è ýëåêòðîëèòîâ â êèøå÷íèêå, áûë íåñêîëüêî èçìåíåí ýëåêòðîëèòíûé ñîñòàâ ðàñòâîðîâ, à èìåííî — ñíèæåíà èõ îñìîëÿðíîñòü è ñîîòíîøåíèå íàòðèé-ãëþêîçà. Âî ìíîãèõ àïòåêàõ óæå ïîÿâèëñÿ â ïðîäàæå ãëþêîçî-ñîëåâîé ðàñòâîð «Ãàñòðîëèò», ñîîòâåòñòâóþùèé íîâîìó ñòàíäàðòó.  îòëè÷èå îò ðåãèäðîíà, â ñîñòàâ ãàñòðîëèòà âõîäèò è ýêñòðàêò ðîìàøêè, êîòîðûé äîïîëíèòåëüíî îêàçûâàåò ïðîòèâîâîñïàëèòåëüíîå, àíòèñåïòè÷åñêîå è ñïàçìîëèòè÷åñêîå äåéñòâèå íà êèøå÷íèê, òî åñòü «Ãàñòðîëèò» îáëàäàåò è ëå÷åáíûì äåéñòâèåì.
Êàêèì ãëþêîçî-ñîëåâûì ðàñòâîðîì ëó÷øå âûïàèâàòü?
Ñóùåñòâåííûõ ðàçëè÷èé â èõ ýôôåêòèâíîñòè íåò, íî ïðè «âûïàèâàíèè» ðåáåíêà ðàñòâîðîì «Ãàñòðîëèò» íà 1-2 äíÿ áûñòðåå èñ÷åçàþò áîëè â æèâîòå, ðâîòà, ÿâëåíèÿ ìåòåîðèçìà (âçäóòèå æèâîòà, óð÷àíèå è äð.), óìåíüøàåòñÿ ÷àñòîòà è âîäÿíèñòûé õàðàêòåð ñòóëà. Ïåðåä óïîòðåáëåíèåì ñîäåðæèìîå 1 ïàêåòèêà ãàñòðîëèòà ðàçâîäÿò â 200 ìë îáÿçàòåëüíî ãîðÿ÷åé êèïÿ÷åíîé âîäû äëÿ ïîëó÷åíèÿ íàñòîÿ ðîìàøêè è îõëàæäàþò äî êîìíàòíîé òåìïåðàòóðû.
Åñëè â äîìå ýòèõ ðàñòâîðîâ íå îêàçàëîñü, ïðèãîòîâüòå îòâàð – íà 1 ë âîäû ëèáî 100 ã èçþìà, ëèáî 500 ã ìîðêîâè (íàðåæüòå êóñî÷êàìè è îòâàðèòå). Äîáàâüòå â íåãî ÷àéíóþ ëîæêó ïîâàðåííîé ñîëè (áåç âåðõà), ½ ÷àéíîé ëîæêè ïèòüåâîé ñîäû, 4 ÷àéíûå ëîæêè ñàõàðíîãî ïåñêà, äîâåäèòå äî êèïåíèÿ è îñòóäèòå – «äîìàøíèé ðåãèäðîí» ãîòîâ. Åùå ïðîùå ïðèãîòîâèòü ñàõàðíî-ñîëåâîé ðàñòâîð – íà 1 ë êèïÿ÷åíîé âîäû ïîòðåáóåòñÿ ÷àéíàÿ ëîæêà ñîëè, ½ ÷àéíîé ëîæêè ïèòüåâîé ñîäû è 8 ÷àéíûõ ëîæåê ñàõàðíîãî ïåñêà.
Ïðè «âûïàèâàíèè» ýòèìè ðàñòâîðàìè ðåáåíêà ãðóäíîãî âîçðàñòà ïîèòå ñ ëîæå÷êè ÷åðåç êàæäûå 5-7-10 ìèíóò. Íî ïîíåìíîãó! Íàïðèìåð, 1-3 ÷àéíûå ëîæêè èëè 2-3 «ãëîòî÷êà» ÷åðåç ñîñêó. Äàâàòü ñðàçó ìíîãî æèäêîñòè íåëüçÿ, äàæå åñëè îí ïüåò ñ æàäíîñòüþ, — ýòî ìîæåò ñïðîâîöèðîâàòü íîâûé ïðèñòóï ðâîòû. Äëÿ ðåáåíêà 2-3 ëåò è ñòàðøå ðàçîâóþ äîçó ðàñòâîðîâ ìîæíî óâåëè÷èòü äî 2-3 ñòîëîâûõ ëîæåê, à èíòåðâàëû – äî 10-15 ìèíóò.
Êàêîâ îáùèé îáúåì æèäêîñòè íåîáõîäèì, ÷òîáû êîìïåíñèðîâàòü ïàòîëîãè÷åñêèå ïîòåðè âîäû è ýëåêòðîëèòîâ ñî ñòóëîì è ðâîòîé?
Ýêñïåðòû ÂÎÇ ðåêîìåíäóþò èñõîäèòü èç òîãî, ÷òî ïðè íàëè÷èè ðâîòû è «âîäÿíèñòîãî» ñòóëà ðåáåíîê ðàííåãî âîçðàñòà òåðÿåò îêîëî 10 ìë íà 1 êã ìàññû òåëà íà êàæäîå èñïðàæíåíèå. Íàïðèìåð, ðåáåíîê ñ ìàññîé òåëà 10 êã ñ êàæäûì æèäêèì ñòóëîì áóäåò òåðÿòü 100 ìë æèäêîñòè, êîòîðûå è íåîáõîäèìî «âûïàèâàòü» â ïðîìåæóòêàõ ìåæäó äåôåêàöèÿìè è êîðìëåíèåì ðåáåíêà. ×òîáû íå ïðîèçîøëî îáåçâîæèâàíèÿ îðãàíèçìà, ðåáåíîê äîëæåí ïîëó÷èòü çà ñóòêè â îáùåé ñëîæíîñòè ïðèìåðíî ñòîëüêî æèäêîñòè, âêëþ÷àÿ è ïèòàíèå, ñêîëüêî òðåáóåòñÿ çäîðîâîìó ìàëûøó òàêîãî æå âîçðàñòà ïëþñ êîëè÷åñòâî, ïîòåðÿííîå ñ ðâîòîé è æèäêèì ñòóëîì. Åñëè æå îí åñò ìåíüøå ïîëîæåííîãî (à âî âðåìÿ áîëåçíè ýòî ïî÷òè íåèçáåæíî), òî è íåäîñòàþùèé îáúåì ïèòàíèÿ äîëæåí áûòü âîçìåùåí æèäêîñòüþ.
Ïðè èñïîëüçîâàíèè ãàñòðîëèòà ðàñòâîð íåëüçÿ ïîäñëàùèâàòü è ìîæíî «âûïàèâàòü» òîëüêî îäíèì ãàñòðîëèòîì. Âîçðàñòíûå äîçèðîâêè íåîáõîäèìîãî îáúåìà ïðèãîòîâëåííîãî ðàñòâîðà ãàñòðîëèòà äëÿ äåòåé ïîäðîáíî èçëîæåíû â ïðèëàãàåìîé èíñòðóêöèè.  òî âðåìÿ êàê ðàñòâîð ðåãèäðîíà äîëæåí ñîñòàâëÿòü ëèøü ïîëîâèíó íåîáõîäèìîãî ñóòî÷íîãî êîëè÷åñòâà æèäêîñòè.  ýòîì ñëó÷àå ïðèåì ðåãèäðîíà ñëåäóåò ÷åðåäîâàòü ñ ïðèåìîì â òîì æå îáúåìå, ëèáî ñëàáî çàâàðåííîãî íåñëàäêîãî ÷àÿ, ëèáî êèïÿ÷åíîé âîäû èëè 5% ðàñòâîðà ãëþêîçû, êîòîðûé ìîæíî êóïèòü â àïòåêå.
Ðàñïðîñòðàíåíî ìíåíèå, áóäòî îñòàíîâèòü ðâîòó è ïîíîñ ïîìîãàåò ðàñòâîð ìàðãàíöîâêè (ïåðìàíãàíàòà êàëèÿ). Åãî íåðåäêî äàþ ïèòü, äåëàþò ñ íèì êëèçìû. Ðâîòà è ïîíîñ â áîëüøèíñòâå ñëó÷àåâ äåéñòâèòåëüíî ïðåêðàùàþòñÿ, íî ëèøü íà íåñêîëüêî ÷àñîâ. Ïðè÷åì ñòóë îòñóòñòâóåò îò òîãî, ÷òî ïîä âëèÿíèåì ìàðãàíöîâêè íåðåäêî îáðàçóåòñÿ êàëîâàÿ ïðîáêà, ïðåïÿòñòâóþùàÿ âûõîäó êèøå÷íîãî ñîäåðæèìîãî. À ýòî äàëåêî íåáåçîïàñíî! Ñ æèäêèì ñòóëîì îðãàíèçì îñâîáîæäàåòñÿ îò îãðîìíîãî êîëè÷åñòâà áåëåçíåòâîðíûõ ìèêðîáîâ è âèðóñîâ, âîçáóäèòåëåé êèøå÷íûõ èíôåêöèé, èõ òîêñèíîâ, ãàçîâ è äðóãèõ ÿäîâèòûõ âåùåñòâ, îáðàçóþùèõñÿ â êèøå÷íèêå â ðåçóëüòàòå âîñïàëèòåëüíîãî èëè áðîäèëüíîãî ïðîöåññîâ. Ïðè êàëîâîé ïðîáêå âñå îíè, çàäåðæèâàÿñü â êèøå÷íèêå, íà÷èíàþò âñàñûâàòüñÿ â êðîâü è ñîñòîÿíèå ðåáåíêà ÷åðåç íåñêîëüêî ÷àñîâ «îòíîñèòåëüíîãî» áëàãîïîëó÷èÿ ðåçêî óõóäøàåòñÿ – ïîÿâëÿåòñÿ âçäóòèå æèâîòà, îäûøêà è íåóêðîòèìàÿ ðâîòà.  òàêèõ ñëó÷àÿõ òðåáóåòñÿ íåìåäëåííàÿ ãîñïèòàëèçàöèÿ.
Áûâàþò ñèòóàöèè ñ ìàðãàíöîâêîé è ïîñòðàøíåå. Çàáîëåâøåìó êðîøêå äàþò êîíöåíòðèðîâàííûé ðàñòâîð, ïîëàãàÿ, ÷òî îí ïîäåéñòâóåò ýôôåêòèâíåå èëè ðàñòâîð, ñîäåðæàùèé íå ðàñòâîðåííûå êðèñòàëëû. À ôèíàë òðàãè÷åí: îæîãè ñëèçèñòîé æåëóäî÷íî-êèøå÷íîãî òðàêòà, êèøå÷íîå êðîâîòå÷åíèå, ïåðôîðàöèÿ êèøå÷íèêà ñ ðàçâèòèåì ïåðèòîíèòà, òðåáóþùèå íåîòëîæíîãî õèðóðãè÷åñêîãî âìåøàòåëüñòâà è, äàæå – ãèáåëü ðåáåíêà.
Ïîæàëóéñòà, íå äàâàéòå äåòÿì ìàðãàíöîâêó âíóòðü íè ïðè êàêèõ îáñòîÿòåëüñòâàõ!
Ðâîòà è ïîíîñ ïðè êèøå÷íûõ èíôåêöèÿõ íîñÿò ïåðâîíà÷àëüíî çàùèòíûé õàðàêòåð – îðãàíèçì ïûòàåòñÿ «âûáðîñèòü» ñ ðâîòíûìè ìàññàìè è ÷àñòûì æèäêèì ñòóëîì ìèêðîáîâ è òîêñè÷åñêèå ïðîäóêòû. Öåëåñîîáðàçíåå ïîìî÷ü îðãàíèçìó â ýòîì – ïðîìûòü æåëóäîê è äàæå ñäåëàòü î÷èñòèòåëüíóþ êëèçìó.  äîìàøíèõ óñëîâèÿõ ïóñòü ðåáåíîê âûïüåò êàê ìîæíî áîëüøå êèïÿ÷åíîé âîäû è, íà÷àâøàÿñÿ ðâîòà «âûìîåò» èç æåëóäêà ìèêðîáû è òîêñèíû. Åñëè æå åå íåò – âûçûâàéòå ñàìè, íàäàâèâ íà êîðåíü ÿçûêà ÷åðåíêîì ÷èñòîé ëîæêè, â êðàéíåì ñëó÷àå – ïàëüöåì, îáåðíóòûì ñòåðèëüíîé ìàðëåâîé ñàëôåòêîé èëè áèíòîì. Òàê ñëåäóåò ïîâòîðèòü 2-3 ðàçà, à çàòåì äàéòå ðåáåíêó âûïèòü ýíòåðîñîðáåíò (ñìåêòó, ôèëüòðóì, ýíòåðîñãåëü è äð.), ñòðîãî ñîáëþäàÿ âîçðàñòíûå äîçèðîâêè, óêàçàííûå â èíñòðóêöèè. Ýíòåðîñîðáåíòû «ñâÿçûâàþò» ìèêðîáû, âèðóñû è èõ ÿäû â æåëóäî÷íî-êèøå÷íîì òðàêòå, çàòåì âûâîäÿò èõ ñ èñïðàæíåíèÿìè, ÷òî ñóùåñòâåííî îáëåã÷àåò òå÷åíèå çàáîëåâàíèÿ, áûñòðî ñîêðàùàåò ÷àñòîòó è óëó÷øàåò êîíñèñòåíöèþ ñòóëà. Èñïîëüçîâàòü ñ ýòîé öåëüþ àêòèâèðîâàííûé óãîëü íå ðàöèîíàëüíî – ýôôåêòèâíîñòü åãî â îáû÷íûõ äîçèðîâêàõ î÷åíü íèçêàÿ.
Ïîñëå ïðîìûâàíèÿ æåëóäêà è ïðèåìà ýíòåðîñîðáåíòà ðâîòà ïðè êèøå÷íûõ èíôåêöèÿõ, êàê ïðàâèëî, ïðåêðàùàåòñÿ. Åñëè æå ýòîãî íå ïðîèñõîäèò, òî ðâîòà è ïîíîñ, îñîáåííî ó äåòåé ãðóäíîãî âîçðàñòà, ìîãóò áûòü îäíèì èç ïðîÿâëåíèé òàêèõ çàáîëåâàíèé, êàê àïïåíäèöèò, ãðèïï, îòèò, ïíåâìîíèÿ, ìåíèíãèò è äð.  ýòèõ ñëó÷àÿõ íåîáõîäèìî âûçâàòü âðà÷à íà äîì èëè «ñêîðóþ ïîìîùü» äëÿ ãîñïèòàëèçàöèè ðåáåíêà â ñîîòâåòñòâóþùèé ñòàöèîíàð. Ëå÷åáíûå ìåðîïðèÿòèÿ äî ïðèõîäà âðà÷à ëó÷øå ïðåêðàòèòü, çà èñêëþ÷åíèåì æàðîïîíèæàþùèõ, à îáúåì æèäêîñòè äëÿ «âûïàèâàíèÿ» íå äîëæåí ïðåâûøàòü ïàòîëîãè÷åñêèõ ïîòåðü ñ æèäêèì ñòóëîì.
Êîðìèòü èëè íå êîðìèòü?
Îáùåå ïðàâèëî òàêîâî: äàâàòü åñòü íàäî, óìåíüøèâ ñóòî÷íîå êîëè÷åñòâî ïèùè, íî íå áîëåå ÷åì íàïîëîâèíó. Îäíàêî âñå çàâèñèò îò ÷àñòîòû ðâîòû è ñîñòîÿíèÿ ðåáåíêà, è èìåííî íà ýòî íàäî îðèåíòèðîâàòüñÿ. Èäåàë: êîðìèòü «ïî àïïåòèòó», íî ÷àùå è ìàëûìè ïîðöèÿìè, ÷òîáû íå ïåðåïîëíÿòü æåëóäîê è íå ïðîâîöèðîâàòü ðâîòó. Åñëè ìàëûø íà ãðóäíîì âñêàðìëèâàíèè, ïðîäîëæàéòå äàâàòü ãðóäü. Íî ïðè ÷àñòîé ðâîòå (èëè ñðûãèâàíèè) ëó÷øå ïåðåéòè íà «äîçèðîâàííîå» êîðìëåíèå ñöåæåííûì ãðóäíûì ìîëîêîì íåáîëüøèìè ïîðöèÿìè ÷åðåç ðàâíûå ïðîìåæóòêè âðåìåíè (÷åðåç 2-2,5-3 ÷àñà ñ íî÷íûì ïåðåðûâîì). Ìàëûøà, íàõîäÿùåãîñÿ íà èñêóññòâåííîì âñêàðìëèâàíèè, à òàêæå 2-3-ëåòíåãî ðåáåíêà è ñòàðøå, â ïåðâûå ñóòêè áîëåçíè ìîæíî êîðìèòü ïðîäóêòàìè îáû÷íîãî ïèòàíèÿ (êåôèð, òâîðîã, àäàïòèðîâàííûå äåòñêèå ñìåñè, êàøè íà ïîëîâèííîì ìîëîêå è äð.), îäíàêî ïðåäïî÷òåíèå ñëåäóåò îòäàòü ëå÷åáíî-ïðîôèëàêòè÷åñêèì ïðîäóêòàì ïèòàíèÿ, îáîãàùåííûì áèôèäî- èëè ëàêòîáàêòåðèÿìè (äåòñêèé êåôèð «Áèôèäîê», ñìåñü «Àãóøà», àöèäîôèëüíàÿ ñìåñü «Ìàëþòêà», «Êðîøå÷êà» è äð.).
Ïðè âûðàæåííîì áðîäèëüíîì ïðîöåññå (ïîâûøåííîå ãàçîîáðàçîâàíèå, âçäóòèå è óð÷àíèå â æèâîòå, ïåíèñòûé ñòóë è äð.) îáû÷íîå ïèòàíèå ðåáåíêà íà íåñêîëüêî äíåé ëó÷øå çàìåíèòü íà èìåþùèåñÿ â ïðîäàæå è àäàïòèðîâàííûå ê âîçðàñòó íèçêîëàêòîçíûå èëè áåçëàêòîçíûå ïðîäóêòû äåòñêîãî ïèòàíèÿ.  ðàöèîí ïèòàíèÿ ðåêîìåíäóåòñÿ ââîäèòü òàêæå êàøè íà âîäå èëè îâîùíûõ îòâàðàõ, ïîêàçàíî áîëåå ðàííåå íàçíà÷åíèå ìÿñíîãî ãîøå.
Äåòÿì áîëåå ñòàðøåãî âîçðàñòà â îñòðûé ïåðèîä êèøå÷íîé èíôåêöèè íåîáõîäèìî ïîëíîñòüþ èñêëþ÷èòü èç ïèòàíèÿ ïðîäóêòû, âûçûâàþùèå â êèøå÷íèêå áðîæåíèå è óñèëåííîå ãàçîîáðàçîâàíèå, ñîäåðæàùèå ãðóáóþ êëåò÷àòêó: öåëüíîå ìîëîêî è êàøè íà öåëüíîì ìîëîêå, ðÿæåíêó, ñëèâêè, ÷åðíûé õëåá, ìÿñíûå, êóðèíûå è ðûáíûå áóëüîíû, áëþäà èç ôàñîëè, ãîðîõà, ñâåêëû, êàïóñòû, âèíîãðàä, öèòðóñîâûå, à òàêæå âñå æèðíîå, æàðåíîå, êîíñåðâèðîâàííîå (êðîìå êîíñåðâîâ äëÿ äåòñêîãî ïèòàíèÿ), îãðàíè÷üòå ñëàäîñòè. Çàïðåùåííûìè òàêæå ÿâëÿþòñÿ è ãàçèðîâàííûå íàïèòêè (ôàíòà è äð.).
Íåîòëîæíàÿ ïîìîùü ïðè âûñîêîé òåìïåðàòóðå òåëà.
Òåìïåðàòóðó íå âûøå 380 (åñëè ðåáåíîê ïåðåíîñèò åå íåïëîõî è ïðè óñëîâèè, ÷òî ðàíüøå òàêèå ïîäúåìû íå ñîïðîâîæäàëèñü ñóäîðîãàìè) ìîæíî íå «ñáèâàòü». Íî åñëè ñòîëáèê ðòóòè ïîäíÿëñÿ âûøå 38-38,50 èëè ïîÿâèëàñü òàê íàçûâàåìàÿ «ñóäîðîæíàÿ ãîòîâíîñòü» — äðîæàíèå êîí÷èêîâ ïàëüöåâ è ïîäáîðîäêà, ïðèñòóïàéòå ê èíòåíñèâíûì æàðîïîíèæàþùèì ìåðîïðèÿòèÿì.
Âíèìàíèå! Åñëè êèñòè ðóê è ñòîïû ãîðÿ÷èå, êàê è îñòàëüíûå ÷àñòè òåëà – íà÷èíàéòå ñ ôèçè÷åñêèõ ìåòîäîâ îõëàæäåíèÿ. Ðàçäåíüòå ìàëûøà è ýíåðãè÷íî îáìàõèâàéòå åãî (âàðèàíò: ïîñòàâèòü ðÿäîì âåíòèëÿòîð). Íà ëîá ïîëîæèòå ñìî÷åííóþ õîëîäíîé âîäîé è îòæàòóþ ñàëôåòêó, à â ïîäìûøå÷íûå è ïàõîâûå âïàäèíû – ïîëèýòèëåíîâûå ïàêåòû ñî ëüäîì ëèáî áóòûëî÷êè ñ õîëîäíîé âîäîé, îáåðíóòûå â òîíêóþ òêàíü. Äàâàéòå êàê ìîæíî ÷àùå ïèòü ïðîõëàäíóþ âîäó èëè ãëþêîçî-ñîëåâîé ðàñòâîð (ðåãèäðîí èëè ãàñòðîëèò).
Åñëè òåìïåðàòóðà ïîäíÿëàñü äî 400 è âûøå, òðåáóåòñÿ îáòèðàíèå òåëà 3% óêñóñîì èëè îñîáîé ñìåñüþ: â ðàâíûõ êîëè÷åñòâàõ âîäà, ñòîëîâûé óêñóñ (íå ýññåíöèÿ) è ñïèðò. Ïðèãîòîâëåííóþ ñìåñü íàëåéòå íà ëàäîíü è äîñòàòî÷íî èíòåíñèâíî, íî î÷åíü îñòîðîæíî ðàçîòðèòå ãðóäü, æèâîò, ñïèíêó, ðóêè è íîãè ìàëûøà – âñå, êðîìå ëèöà. Î÷åíü ïîëåçíî íàäåòü ñìî÷åííûå ýòîé æèäêîñòüþ ãîëüôû èëè íîñêè.
×åðåç 10-15 ìèíóò òåìïåðàòóðà äîëæíà ñíèçèòüñÿ. Åñëè ýôôåêòà íåò, äàéòå ðåáåíêó æàðîïîíèæàþùèå: äåòñêèé ïàíàäîë, ýôôåðàëãàí è äð. Êàê òîëüêî òåìïåðàòóðà óïàäåò õîòÿ áû äî 380, ïðåêðàòèòå îõëàæäåíèå ôèçè÷åñêèìè ìåòîäàìè. Åñëè ÷åðåç êàêîå-òî âðåìÿ îíà ñíîâà ïîâûñèòüñÿ – òîãäà ïîâòîðÿéòå îõëàæäàþùèå ìåðîïðèÿòèÿ äî ïðèõîäà âðà÷à èëè «ñêîðîé ïîìîùè».
Âíèìàíèå! Åñëè êèñòè ðóê è ñòîïû õîëîäíûå – âðà÷è íàçûâàþò òàêîå ñîñòîÿíèå «áåëîé ãèïåðòåðìèåé»: îíî ñâèäåòåëüñòâóåò î íàðóøåíèè òåïëîîòäà÷è çà ñ÷åò ñïàçìà (ñîêðàùåíèÿ) ñîñóäîâ êîæè è òîãäà ôèçè÷åñêèå ìåòîäû îõëàæäåíèÿ ïðîòèâîïîêàçàíû! Îíè ìîãóò óñèëèòü ñïàçì, òåïëîîòäà÷à óìåíüøèòñÿ, òåìïåðàòóðà åùå áîëüøå ïîâûñèòüñÿ è ñîñòîÿíèå ðåáåíêà óõóäøèòñÿ íà ãëàçàõ. Ìîæíî ëèøü îñòîðîæíî ðàñòåðåòü òåëî âîäíî-óêñóñíî-ñïèðòîâîé ñìåñüþ, ïî âîçìîæíîñòè, äî ëåãêîãî ïîêðàñíåíèÿ – òàêàÿ ïðîöåäóðà ðàñøèðÿåò ñîñóäû êîæè è îòäà÷à òåïëà óâåëè÷èâàåòñÿ.
Ãëàâíîå äëÿ ñíèæåíèÿ òåìïåðàòóðû â òàêèõ ñëó÷àÿõ – æàðîïîíèæàþùèå ñðåäñòâà äëÿ äåòåé, à òàêæå ñîñóäîðàñøèðÿþùèå – ïàïàâåðèí, äèáàçîë è äð.
· îòêðîéòå îêíî, ÷òîáû îáåñïå÷èòü ïðèòîê ñâåæåãî âîçäóõà – ðåáåíêó æèçíåííî íåîáõîäèì êèñëîðîä;
· íå îñòàâëÿéòå ìàëûøà îäíîãî – îí ìîæåò óïàñòü ñ ïîñòåëè. Åñëè îí ëåæèò íà ñïèíå, ïîâåðíèòå ãîëîâó íàáîê, ÷òîáû îí íå çàõëåáíóëñÿ ðâîòíûìè ìàññàìè, Åùå ëó÷øå ïîëîæåíèå íà áîêó – ýòî îáëåã÷èò èõ îòõîæäåíèå;
· ïðîòðèòå ðîò âëàæíîé ìàðëåâîé ñàëôåòêîé, îáåðíóâ åþ ïàëåö, î÷èñòèòå åãî îò ðâîòíûõ ìàññ è ñëèçè;
· ñëåäèòå, ÷òîáû íå çàïàäàë ÿçûê — ýòî ãðîçèò óäóøüåì;
· íà ðóêè ñòàðàéòåñü íå áðàòü, ÷òîáû íå ïðè÷èíèòü áîëè, à âçÿâ, äåðæèòå âåðòèêàëüíî.
Ïî ìåðå ñíèæåíèÿ òåìïåðàòóðû ñóäîðîãè îáû÷íî ïðîõîäÿò.
È íàïîñëåäîê åùå îäíà ðåêîìåíäàöèÿ-ïðåäîñòåðåæåíèå: âñå ëåêàðñòâà äîëæíû áûòü òîëüêî â âîçðàñòíîé äîçå. Òàáëåòêè èçìåëü÷àéòå, ðàçâîäèòå â êèïÿ÷åíîé âîäå è äàâàéòå ñ ëîæå÷êè. Íèêàêèõ äðóãèõ ëåêàðñòâ (îñîáåííî àíòèáèîòèêîâ) – áåç íàçíà÷åíèÿ âðà÷à! Íå ñïåøèòå ñ äà÷åé è ôåðìåíòíûõ ïðåïàðàòîâ, îñîáåííî ïðîòåîëèòè÷åñêèõ (àáîìèí è äð.) è ïàíêðåàòèíà ñ êîìïîíåíòàìè áû÷üåé æåë÷è (ôåñòàë è äð.) – îíè ìîãóò òîëüêî óñèëèòü ïîíîñ, îñîáåííî ïðè êèøå÷íûõ èíôåêöèÿõ âèðóñíîé ýòèîëîãèè, êîòîðûå ó äåòåé ðàííåãî âîçðàñòà ñîñòàâëÿþò äî 70-80% îò îáùåãî ÷èñëà. Íàçíà÷åíèå æå àíòèáèîòèêîâ èëè äðóãèõ àíòèáàêòåðèàëüíûõ ïðåïàðàòîâ (ôóðàçîëèäîí è äð.) â ýòèõ ñëó÷àÿõ òîëüêî óòÿæåëÿåò òå÷åíèå áîëåçíè è ñïîñîáñòâóåò ðàçâèòèþ äèñáàêòåðèîçà.
Îñòðûå êèøå÷íûå èíôåêöèè, çà èñêëþ÷åíèåì òÿæåëûõ ôîðì, ìîæíî ëå÷èòü íà äîìó. Îñíîâíûå íàïðàâëåíèÿ ëå÷åáíîé òàêòèêè è ïðè ãîñïèòàëèçàöèè ðåáåíêà òàêèå æå: ðàöèîíàëüíàÿ äèåòà, «âûïàèâàíèå», ôåðìåíòíûå ïðåïàðàòû (ïàíêðåàòèí, ìåçèì ôîðòå è äð.), ñèìïòîìàòè÷åñêàÿ òåðàïèÿ (ïðîòèâîðâîòíûå, æàðîïîíèæàþùèå, áîëåóòîëÿþùèå ïðåïàðàòû è äð.). Ïðè òÿæåëîì îáåçâîæèâàíèè íàçíà÷àåòñÿ êàïåëüíèöà.
 ïîñëåäíèå ãîäû ðàçðàáîòàíû âûñîêîýôôåêòèâíûå ìåòîäû ëå÷åíèÿ êèøå÷íûõ èíôåêöèé áåç àíòèáèîòèêîâ, â òîì ÷èñëå è òÿæåëûõ ôîðì, ñ èñïîëüçîâàíèåì ïðîáèîòèêîâ, ýíòåðîñîðáåíòîâ, ñïåöèôè÷åñêèõ èììóíîãëîáóëèíîâûõ ïðåïàðàòîâ.
Ïîìíèòå, ÷åì ðàíüøå íà÷àòî ëå÷åíèå – òåì îíî ýôôåêòèâíåå. Ïðè íàëè÷èè ó ìàëûøà ïîíîñà è/èëè ðâîòû âûçûâàéòå âðà÷à íà äîì. Òîëüêî îí, ðàçîáðàâøèñü â ìíîãîîáðàçíûõ ïðè÷èíàõ çàáîëåâàíèÿ, ìîæåò íàçíà÷èòü íåîáõîäèìîå ëå÷åíèå.
Источник