Расследование очагов кишечных инфекций

Об оптимизации противоэпидемической работы и утверждении формы акта эпидемиологического расследования очага инфекционной (паразитарной) болезни с установлением причинно-следственной связи

Я, Главный государственный санитарный врач Российской Федерации Г.Г.Онищенко, проанализировав организацию противоэпидемической работы отмечаю, что в 2009-2010 годах в Российской Федерации определилась тенденция по увеличению общего числа эпидемических очагов. В течение 2000-2008 годов регистрировалось от 600 до 1200 вспышек инфекционных и паразитарных болезней от 5 случаев с числом пострадавших в среднем около 13 тысяч человек. В прошедшем 2009 году было зарегистрировано 1684 эпидемических очага с вовлечением более 43 тысяч человек. По оперативным данным за 9 месяцев текущего 2010 года число зарегистрированных эпидемических очагов и количество пострадавших в них людей превысило среднемноголетние показатели более чем в 2 раза.

Рост числа очагов обусловлен в первую очередь неблагополучной эпидемиологической обстановкой, связанной с острыми кишечными инфекциями в Российской Федерации, сложившейся в 2010 году.

Превышение среднемноголетних уровней заболеваемости населения острыми кишечными инфекциями явилось следствием активной циркуляции вирусов — возбудителей гастроэнтеритов. В условиях аномально жаркого лета уменьшение дебита водоисточников, нарушение правил хранения и обработки пищевых продуктов привели к обострению эпидемической ситуации. Только за летний период острые кишечные инфекции стали причиной 70% всех зарегистрированных очагов инфекционных болезней.

В связи с жаркой засушливой погодой осложнилась ситуация по болезням, общим для человека и животных. За летний период в стране зарегистрировано 22 случая сибирской язвы среди людей, с начала года отмечается рост бруцеллеза на 18,5%, очаги которого наблюдаются в Южном и Северо-Кавказском федеральных округах.

В связи с реализацией Роспотребнадзором новой законодательной базы государства по защите малого и среднего бизнеса уменьшилось количество надзорных мероприятий, запланированных на 2010 год. При этом 73,3% эпидемических очагов возникли в учреждениях (на предприятиях), плановые мероприятия по надзору в отношении которых проводились более 2 лет назад или не проводились вообще в связи с недавним открытием.

Оперативное реагирование на внезапный рост биологических опасностей на отдельных территориях, а также работа по выявлению и установлению причин и условий возникновения и распространения инфекционных и паразитарных заболеваний является одним из важнейших направлений деятельности Роспотребнадзора по обеспечению биологической безопасности Российской Федерации.

В целях оптимизации учета и анализа эпидемических очагов, возникающих на территории Российской Федерации, издано постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 24.02.2009 N 11 «О внеочередных донесениях о чрезвычайных ситуациях в общественном здравоохранении санитарно-эпидемиологического характера» (далее — Постановление), а также введена доработанная учетная форма ведомственного статистического наблюдения 23-09 «Сведения о вспышках инфекционных и паразитарных болезней» (далее — ф.23-09). В указанных документах значительно расширен спектр нозологии, что позволяет упорядочить регистрацию возникающих очагов и проводить их полноценный ретроспективный анализ.

С принятием Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» повышаются требования к проведению проверок с целью установления причинно-следственной связи формирования эпидемического очага (эпидемиологическое расследование): грамотное оформление документов, четкая формулировка эпидемиологического диагноза, основанного на объективной доказательной базе с учетом результатов лабораторных исследований и эпидемиологического анализа.

Повышаются требования к проведению лабораторных исследований в очаге инфекционной (паразитарной) болезни, которые должны быть оформлены и выполнены строго в соответствии с действующими нормативными методическими документами. Широкое внедрение новых современных методов исследования в лабораторной сети Роспотребнадзора позволили в течение последних 3 лет в целом уменьшить число нерасшифрованных средних и крупных эпидемических очагов с 14% в 2007 году до 7% в 2009 году. Принимаются активные меры по дооснащению лабораторий центров гигиены и эпидемиологии современным оборудованием для иммуноферментного и молекулярно-генетического анализов. Так, в настоящее время 85 лабораторий ФГУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в субъектах Российской Федерации» и 23 филиала центров имеют оборудование для проведения полимеразной цепной реакции (ПЦР) по конечной точке и в «реальном времени».

Анализ организации противоэпидемической работы показал, что часто существующие отчетные документы по работе в очагах не отражают в полном объеме возникшую ситуацию, что не позволяет четко определить причинно-следственную связь формирования эпидемического неблагополучия. При этом, при возбуждении уголовных дел по материалам эпидемиологического расследования очагов инфекционных и паразитарных болезней, возникает необходимость в назначении санитарно-эпидемиологической экспертизы, что приводит к более длительному рассмотрению дел и откладывает принятие решений по наказанию виновных лиц.

В целях совершенствования работы по установлению причин и условий возникновения и распространения инфекционных и паразитарных заболеваний, упорядочения учетно-отчетной документации в существующем правовом поле, обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения Российской Федерации, руководствуясь Федеральным законом от 30 марта 1999.года N 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 1 (ч.1), ст.2; 2003, N 2, ст.167; N 27 (ч.1), ст.2700; 2004, N 35, ст.3607; 2005, N 19, ст.1752; 2006, N 1, ст.10; N 52 (ч.1), ст.5498; 2007, N 1 (ч.1), ст.21, ст.29; N 27, ст.3213; N 46, ст.5554; N 49, ст.6070; 2008, N 24, ст.2801; N 29 (ч.1), ст.3418, N 44, ст.4984, N 52 (ч.1), ст.6223; 2009, N 1, ст.17), Федеральным законом от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (в редакции федеральных законов от 28.04.2008* N 60-ФЗ, от 17.07.2009 N 164-ФЗ, от 23.11.2009 N 261-ФЗ, от 27.12.2009 N 365-ФЗ, от 22.04.2010 N 65-ФЗ, 26.04.2010 N 66-ФЗ, от 27.07.2010 N 191-ФЗ, от 30.07.2010 N 242-ФЗ), в соответствии с пп.5.4, 5.5, 5.6, 5.8 постановления Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 года N 322 «Об утверждения положения о Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 28, ст.2899; 2006, N 22, ст.2337; N 52 (3 ч.), ст.5587; 2008, N 40, ст.4548; N 46, ст.5337; 2009, N 30, ст.3823; N 33, ст.4081; 2010, N 9, ст.960), п.13 постановления Правительства Российской Федерации от 16 мая 2005 года N 303 «О разграничении полномочий федеральных органов исполнительной власти в области обеспечения биологической и химической безопасности Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2005, N 21, ст.2023; 2006, N 13, ст.1409; 2008, N 12, ст.1130, N 23, ст.2713, N 24, ст.2867; N 50, ст.5946; 2009, N 6, ст.738, N 10, ст.1224; N 18 (2 ч.), ст.2248), Международными медико-санитарными правилами (2005 год), постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 24.02.2009 N 11 «О внеочередных донесениях о чрезвычайных ситуациях в общественном здравоохранении санитарно-эпидемиологического характера» (зарегистрировано в Минюсте России 10.04.2010 N 13745), постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 19.03.2010 N 21 «О профилактике острых кишечных инфекций» (зарегистрировано в Минюсте России 22.04.2010 N 16959)

Читайте также:  Сколько готовятся анализ кала на кишечные инфекции

________________
* Вероятно, ошибка оригинала. Следует читать: «от 28.04.2009». — Примечание изготовителя базы данных.

постановляю:

1. Утвердить форму акта эпидемиологического расследования очага инфекционной (паразитарной) болезни с установлением причинно-следственной связи (далее — Акт) (Приложение).

2. Рекомендовать органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации:

2.1. Проводить заседания санитарно-противоэпидемических комиссий в случае регистрации очагов инфекционных и паразитарных болезней на курируемой территории с участием заинтересованных ведомств с целью координации взаимодействия в ходе проведения санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий.

2.2. По ликвидации чрезвычайной ситуации в общественном здравоохранении санитарно-эпидемиологического характера (эпидемического очага) проводить заседание санитарно-противоэпидемической комиссии для заслушивания Акта и оценки действий органов исполнительной власти и заинтересованных ведомств.

3. Рекомендовать руководителям органов управления здравоохранением субъектов Российской Федерации:

3.1. Принять меры по внедрению современных методов лабораторной диагностики в лечебно-профилактических учреждениях.

3.2. Обеспечить качественный сбор эпидемиологического анамнеза у больных инфекционными и паразитарными болезнями.

3.3. Обеспечить своевременную передачу информации о регистрации случаев инфекционных и паразитарных болезней в территориальные органы, осуществляющие государственный санитарно-эпидемиологический надзор.

3.4. В ходе проведения противоэпидемических мероприятий повысить ответственность должностных лиц лечебно-профилактических учреждений при организации медицинского осмотра и медицинского наблюдения за лицами, подвергшимися риску заражения, при назначении и соблюдении схем постэкспозиционной (экстренной) профилактики, по соблюдению правил выписки инфекционных больных из стационара и проведению диспансерного наблюдения.

3.5. Обеспечить соблюдение противоэпидемического режима в инфекционных стационарах, принять меры по соблюдению в них требований нормативных методических документов.

3.6. При выставлении окончательных диагнозов больным из очагов инфекционных и паразитарных болезней рекомендовать использовать практику врачебных консилиумов с участием специалистов, осуществляющих эпидемиологический надзор.

3.7. Совместно с руководителями Управлений Роспотребнадзора по субъектам Российской Федерации организовать обучение специалистов лечебно-профилактических учреждений по вопросам клиники и диагностики инфекционных и паразитарных болезней, порядке проведения медицинского осмотра и наблюдения в эпидемических очагах, правилам выписки больных из стационаров.

4. Руководителям Управлений Роспотребнадзора по субъектам Российской Федерации:

4.1. Обеспечить качество проведения эпидемиологических расследований с установлением причинно-следственной связи в очагах инфекционных и паразитарных болезней.

4.2. Взять на контроль дооснащение лабораторий ФГУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии» в субъекте Российской Федерации современным оборудованием, обеспечить взаимодействие с референс-центрами по мониторингу за возбудителями инфекционных и паразитарных болезней.

4.3. Акт эпидемиологического расследования очага инфекционной (паразитарной) болезни с установлением причинно-следственной связи составлять в течение 10 дней после завершения комплекса санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий в очаге (вместо окончательного донесения, предусмотренного приложением N 1 к постановлению Главного государственного санитарного врача от 24.02.2009 N 11 «О внеочередных донесениях о чрезвычайных ситуациях в общественном здравоохранении санитарно-эпидемиологического характера» (зарегистрирован в Минюсте России 10.04.2010 N 13745).

4.4. Акт представлять в Федеральную службу по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, в органы прокуратуры и руководителю учреждения (организации), в связи с действиями которого произошло формирование эпидемического очага. В случае регистрации эпидемического очага на территории населенного пункта при невозможности установить причинно-следственную связь с конкретным учреждением (организацией) Акт представляется в органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации.

4.5. В рамках эпидемиологического расследования обеспечить взаимодействие с заинтересованными органами исполнительной власти и ведомствами.

4.6. Взять на контроль санитарно-техническое состояние лечебно-профилактических учреждений, оказывающих помощь больным инфекционными и паразитарными болезнями.

4.7. Принять участие в плановой подготовке специалистов лечебно-профилактических учреждений по вопросам проведения медицинского наблюдения, постэкспозиционной (экстренной) профилактики в эпидемических очагах, правилам выписки инфекционных больных из стационаров, организации диспансерного наблюдения.

4.8. Обеспечить участие специалистов, осуществляющих эпидемиологический надзор, во врачебных консилиумах по установлению окончательных диагнозов в эпидемических очагах.

5. Главным врачам ФГУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии» в субъектах Российской Федерации:

5.1. Обеспечить соблюдение требований нормативных методических документов по организации работы лабораторий, в том числе требований по биологической безопасности.

5.2. Своевременно принимать меры по дооснащению лабораторий современным оборудованием и внедрением новых методов исследования с целью повышения качества работы в эпидемическом очаге.

5.3. Обеспечить отбор проб для лабораторных исследований, документальное оформление результатов анализов и экспертизы в соответствии с требованиями нормативных методических документов.

5.4. Принять меры по обучению специалистов современным методам лабораторных исследований с целью обеспечения индикации и идентификации возбудителей инфекционных и паразитарных болезней.

6. Контроль за выполнением настоящего постановления оставляю за собой.

Г.Онищенко

Зарегистрировано
в Министерстве юстиции
Российской Федерации
25 ноября 2010 года,
регистрационный N 19040

Приложение. Акт эпидемиологического расследования очага инфекционной (паразитарной) болезни с установлением причинно-следственной связи

УТВЕРЖДАЮ
Главный государственный
санитарный врач по субъекту
Российской Федерации
«__»__________20_г.

подпись

Ф.И.О.

печать

«___»____________20___г.

г.

1. Наименование населенного пункта, объекта, учреждения, принадлежность (для

оздоровительных учреждений и др.)

2. Период времени (дата начала, дата окончания), в течение которого наблюдалась

ситуация

3. Количество пострадавших, в том числе детей до 17 лет

4. Диагноз заболевших (предварительный, окончательный)

5. Доминирующие симптомы заболеваний (с указанием удельного веса проявлений)

6. Форма и степень тяжести клинических проявлений (указать число лиц с тяжелыми

и среднетяжелыми клиническими формами)

7. Число госпитализированных больных, в какое учреждение

8. Число пострадавших и контактных лиц, в материале которых определен предполагаемый возбудитель, место и метод определения возбудителя (для

диагностических систем — наименование и производитель)

9. Краткая характеристика объекта (численность учреждения, размещение,

водоснабжение, канализация, организация питания)

10. Дата последнего проведения плановых мероприятий по контролю за соблюдением санитарного законодательства на объекте (документ, номер), в случае наличия замечаний во время плановой проверки — дата предписания, контроль за выполнением (письменный отчет учреждения, внеплановая проверка, дата выполнения)

11. Контингенты, вовлеченные в эпидемический процесс (социальная, возрастная, половая структура, ученики определенных классов, дети каких групп, жители каких

населенных пунктов, больные каких палат, отделений и т.д.)

12. Динамика развития ситуации (распределение случаев по датам заболеваний, выявлений (обращений), госпитализации) (представляется в таблице и графическом

изображении)

13. Эпидемиологическая ситуация на территории (населенный пункт, субъект Российской Федерации) по предполагаемой нозологии (или группе нозологии) в предшествующий период и по среднемноголетним данным в наблюдаемый период

времени

14. Результаты проведенных лабораторных исследований в ходе эпидемиологического расследования по установлению причинно-следственной связи по формированию очага инфекционных и паразитарных болезней (в таблице с указанием наименования, перечня и числа отобранных материалов, числа нестандартных проб со

ссылкой на регламентирующие документы)

Читайте также:  Острый кишечный инфекция у детей памятка

N
п/п

Наименование материала

Число отобранных проб (число обследованных лиц)

Из них нестан-
дартных

Обнаружен возбудитель (условно-
патогенная флора, другое несоответствие нормативам)

Регламен-
тирующий документ

15. Эпидемиологический диагноз:

15.1. Острый или хронический очаг, с единичным или множественными случаями

заболеваний

15.2. Возбудитель

15.3. Источник инфекции (возможный, вероятный)

15.4. Механизм передачи инфекции, путь (пути) передачи

15.5. Фактор (факторы, вероятные факторы) передачи инфекции

15.6. Проявления эпидемического процесса (клинические формы заболеваний,

стертые, инапарантные, атипичные, носительство)

15.7. Наличие специфического иммунитета у пострадавших к данной инфекционной

нозологии (привиты, не привиты в связи с чем)

15.8. Причины

16. Нарушения санитарно-эпидемиологических правил на объекте (территории), выявленные в ходе внеплановых мероприятиях по контролю за соблюдением требований санитарного законодательства и способствующие формированию эпидемического очага (перечислить нарушения и регламентирующие документы)

17. Перечень санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий по локализации и ликвидации очага, включая вопросы взаимодействия между различными учреждениями, муниципальными органами управления и др.

18. Принятые меры по выявленным нарушениям санитарного законодательства

Акт составил

Должность

подпись

ФИО

Электронный текст документа
подготовлен ЗАО «Кодекс» и сверен по:
Российская газета,
N 271, 01.12.2010

Источник

  • Приложение. Акт эпидемиологического расследования очага инфекционной (паразитарной) болезни с установлением причинно-следственной связи

Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 21 октября 2010 г. N 133
«Об оптимизации противоэпидемической работы и утверждении формы акта эпидемиологического расследования очага инфекционной (паразитарной) болезни с установлением причинно-следственной связи»

Я, Главный государственный санитарный врач Российской Федерации Г.Г. Онищенко, проанализировав организацию противоэпидемической работы отмечаю, что в 2009-2010 гг. в Российской Федерации определилась тенденция по увеличению общего числа эпидемических очагов. В течение 2000-2008 гг. регистрировалось от 600 до 1200 вспышек инфекционных и паразитарных болезней от 5-ти случаев с числом пострадавших в среднем около 13 тысяч человек. В прошедшем 2009 году было зарегистрировано 1684 эпидемических очага с вовлечением более 43 тысяч человек. По оперативным данным за 9 месяцев текущего 2010 года число зарегистрированных эпидемических очагов и количество пострадавших в них людей превысило среднемноголетние показатели более чем в 2 раза.

Рост числа очагов обусловлен в первую очередь неблагополучной эпидемиологической обстановкой, связанной с острыми кишечными инфекциями в Российской Федерации, сложившейся в 2010 году.

Превышение среднемноголетних уровней заболеваемости населения острыми кишечными инфекциями явилось следствием активной циркуляции вирусов — возбудителей гастроэнтеритов. В условиях аномально жаркого лета уменьшение дебита водоисточников, нарушение правил хранения и обработки пищевых продуктов привели к обострению эпидемической ситуации. Только за летний период острые кишечные инфекции стали причиной 70% всех зарегистрированных очагов инфекционных болезней.

В связи с жаркой засушливой погодой осложнилась ситуация по болезням, общим для человека и животных. За летний период в стране зарегистрировано 22 случая сибирской язвы среди людей, с начала года отмечается рост бруцеллеза на 18,5%, очаги которого наблюдаются в Южном и Северо-Кавказском федеральных округах.

В связи с реализацией Роспотребнадзором новой законодательной базы государства по защите малого и среднего бизнеса уменьшилось количество надзорных мероприятий, запланированных на 2010 год. При этом 73,3% эпидемических очагов возникли в учреждениях (на предприятиях), плановые мероприятия по надзору в отношении которых проводились более 2-х лет назад или не проводились вообще в связи с недавним открытием.

Оперативное реагирование на внезапный рост биологических опасностей на отдельных территориях, а также работа по выявлению и установлению причин и условий возникновения и распространения инфекционных и паразитарных заболеваний является одним из важнейших направлений деятельности Роспотребнадзора по обеспечению биологической безопасности Российской Федерации.

В целях оптимизации учета и анализа эпидемических очагов, возникающих на территории Российской Федерации, издано постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 24.02.2009 N 11 «О внеочередных донесениях о чрезвычайных ситуациях в общественном здравоохранении санитарно-эпидемиологического характера» (далее Постановление), а также введена доработанная учетная форма ведомственного статистического наблюдения 23-09 «Сведения о вспышках инфекционных и паразитарных болезней» (далее ф. 23-09). В указанных документах значительно расширен спектр нозологии, что позволяет упорядочить регистрацию возникающих очагов и проводить их полноценный ретроспективный анализ.

С принятием Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» повышаются требования к проведению проверок с целью установления причинно-следственной связи формирования эпидемического очага (эпидемиологическое расследование): грамотное оформление документов, четкая формулировка эпидемиологического диагноза, основанного на объективной доказательной базе с учетом результатов лабораторных исследований и эпидемиологического анализа.

Повышаются требования к проведению лабораторных исследований в очаге инфекционной (паразитарной) болезни, которые должны быть оформлены и выполнены строго в соответствии с действующими нормативными методическими документами. Широкое внедрение новых современных методов исследования в лабораторной сети Роспотребнадзора позволили в течение последних 3-х лет в целом уменьшить число нерасшифрованных средних и крупных эпидемических очагов с 14% в 2007 году до 7% в 2009 году. Принимаются активные меры по дооснащению лабораторий центров гигиены и эпидемиологии современным оборудованием для иммуноферментного и молекулярно-генетического анализов. Так, в настоящее время 85 лабораторий ФГУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в субъектах Российской Федерации» и 23 филиала центров имеют оборудование для проведения полимеразной цепной реакции (ПЦР) по конечной точке и в «реальном времени».

Анализ организации противоэпидемической работы показал, что часто существующие отчетные документы по работе в очагах не отражают в полном объеме возникшую ситуацию, что не позволяет четко определить причинно-следственную связь формирования эпидемического неблагополучия. При этом, при возбуждении уголовных дел по материалам эпидемиологического расследования очагов инфекционных и паразитарных болезней, возникает необходимость в назначении санитарно-эпидемиологической экспертизы, что приводит к более длительному рассмотрению дел и откладывает принятие решений по наказанию виновных лиц.

В целях совершенствования работы по установлению причин и условий возникновения и распространения инфекционных и паразитарных заболеваний, упорядочения учетно-отчетной документации в существующем правовом поле, обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения Российской Федерации, руководствуясь Федеральным законом от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 1 (ч. 1), ст. 2; 2003, N 2, ст. 167; N 27 (ч. 1), ст. 2700; 2004, N 35, ст. 3607; 2005, N 19, ст. 1752; 2006, N 1, ст. 10; N 52 (ч. 1), ст. 5498; 2007, N 1 (ч. 1), ст. 21, ст. 29; N 27, ст. 3213; N 46, ст. 5554; N 49, ст. 6070; 2008, N 24, ст. 2801; N 29 (ч. 1), ст. 3418, N 44, ст. 4984, N 52 (ч. 1), ст. 6223; 2009, N 1, ст. 17), Федеральным законом от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (в редакции федеральных законов от 28.04.2009 N 60-ФЗ, от 17.07.2009 N 164-ФЗ, от 23.11.2009 N 261-ФЗ, от 27.12.2009 N 365-ФЗ, от 22.04.2010 N 65-ФЗ, от 26.04.2010 N 66-ФЗ, от 27.07.2010 N 191-ФЗ, от 30.07.2010 N 242-ФЗ), в соответствии с пп. 5.4, 5.5, 5.6, 5.8 постановления Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 г. N 322 «Об утверждения положения о Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 28, ст. 2899; 2006, N 22, ст. 2337; N 52 (3 ч.), ст. 5587; 2008, N 40, ст. 4548; N 46, ст. 5337; 2009, N 30, ст. 3823; N 33, ст. 4081; 2010, N 9, ст. 960), п. 13 постановления Правительства Российской Федерации от 16 мая 2005 г. N 303 «О разграничении полномочий федеральных органов исполнительной власти в области обеспечения биологической и химической безопасности Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации 2005, N 21, ст. 2023; 2006, N 13, ст. 1409; 2008, N 12, ст. 1130, N 23, ст. 2713, N 24, ст. 2867; N 50, ст. 5946; 2009, N 6, ст. 738, N 10, ст. 1224; N 18 (2 ч.), ст. 2248), Международными медико-санитарными правилами (2005 г.), постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 24.02.2009 N 11 «О внеочередных донесениях о чрезвычайных ситуациях в общественном здравоохранении санитарно-эпидемиологического характера» (зарегистрировано в Минюсте России 10.04.2010 N 13745), постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 19.03.2010 N 21 «О профилактике острых кишечных инфекций» (зарегистрировано в Минюсте России 22.04.2010 N 16959) постановляю:

Читайте также:  Диета после желудочно кишечной инфекции

1. Утвердить форму акта эпидемиологического расследования очага инфекционной (паразитарной) болезни с установлением причинно-следственной связи (далее — Акт) (Приложение).

2. Рекомендовать органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации:

2.1. Проводить заседания санитарно-противоэпидемических комиссий в случае регистрации очагов инфекционных и паразитарных болезней на курируемой территории с участием заинтересованных ведомств с целью координации взаимодействия в ходе проведения санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий.

2.2. По ликвидации чрезвычайной ситуации в общественном здравоохранении санитарно-эпидемиологического характера (эпидемического очага) проводить заседание санитарно-противоэпидемической комиссии для заслушивания Акта и оценки действий органов исполнительной власти и заинтересованных ведомств.

3. Рекомендовать руководителям органов управления здравоохранением субъектов Российской Федерации:

3.1. Принять меры по внедрению современных методов лабораторной диагностики в лечебно-профилактических учреждениях.

3.2. Обеспечить качественный сбор эпидемиологического анамнеза у больных инфекционными и паразитарными болезнями.

3.3. Обеспечить своевременную передачу информации о регистрации случаев инфекционных и паразитарных болезней в территориальные органы, осуществляющие государственный санитарно-эпидемиологический надзор.

3.4. В ходе проведения противоэпидемических мероприятий повысить ответственность должностных лиц лечебно-профилактических учреждений при организации медицинского осмотра и медицинского наблюдения за лицами, подвергшимися риску заражения, при назначении и соблюдении схем постэкспозиционной (экстренной) профилактики, по соблюдению правил выписки инфекционных больных из стационара и проведению диспансерного наблюдения.

3.5. Обеспечить соблюдение противоэпидемического режима в инфекционных стационарах, принять меры по соблюдению в них требований нормативных методических документов.

3.6. При выставлении окончательных диагнозов больным из очагов инфекционных и паразитарных болезней рекомендовать использовать практику врачебных консилиумов с участием специалистов, осуществляющих эпидемиологический надзор.

3.7. Совместно с руководителями Управлений Роспотребнадзора по субъектам Российской Федерации организовать обучение специалистов лечебно-профилактических учреждений по вопросам клиники и диагностики инфекционных и паразитарных болезней, порядке проведения медицинского осмотра и наблюдения в эпидемических очагах, правилам выписки больных из стационаров.

4. Руководителям Управлений Роспотребнадзора по субъектам Российской Федерации:

4.1. Обеспечить качество проведения эпидемиологических расследований с установлением причинно-следственной связи в очагах инфекционных и паразитарных болезней.

4.2. Взять на контроль дооснащение лабораторий ФГУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии» в субъекте Российской Федерации современным оборудованием, обеспечить взаимодействие с референс-центрами по мониторингу за возбудителями инфекционных и паразитарных болезней.

4.3. Акт эпидемиологического расследования очага инфекционной (паразитарной) болезни с установлением причинно-следственной связи составлять в течение 10-ти дней после завершения комплекса санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий в очаге (вместо окончательного донесения, предусмотренного приложением N 1 к постановлению Главного государственного санитарного врача от 24.02.2009 N 11 «О внеочередных донесениях о чрезвычайных ситуациях в общественном здравоохранении санитарно-эпидемиологического характера» (зарегистрирован в Минюсте России 10.04.2010 N 13745).

4.4. Акт представлять в Федеральную службу по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, в органы прокуратуры и руководителю учреждения (организации), в связи с действиями которого произошло формирование эпидемического очага. В случае регистрации эпидемического очага на территории населенного пункта при невозможности установить причинно-следственную связь с конкретным учреждением (организацией) Акт представляется в органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации.

4.5. В рамках эпидемиологического расследования обеспечить взаимодействие с заинтересованными органами исполнительной власти и ведомствами.

4.6. Взять на контроль санитарно-техническое состояние лечебно-профилактических учреждений, оказывающих помощь больным инфекционными и паразитарными болезнями.

4.7. Принять участие в плановой подготовке специалистов лечебно-профилактических учреждений по вопросам проведения медицинского наблюдения, постэкспозиционной (экстренной) профилактики в эпидемических очагах, правилам выписки инфекционных больных из стационаров, организации диспансерного наблюдения.

4.8. Обеспечить участие специалистов, осуществляющих эпидемиологический надзор, во врачебных консилиумах по установлению окончательных диагнозов в эпидемических очагах.

5. Главным врачам ФГУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии» в субъектах Российской Федерации:

5.1. Обеспечить соблюдение требований нормативных методических документов по организации работы лабораторий, в том числе требований по биологической безопасности.

5.2. Своевременно принимать меры по дооснащению лабораторий современным оборудованием и внедрением новых методов исследования с целью повышения качества работы в эпидемическом очаге.

5.3. Обеспечить отбор проб для лабораторных исследований, документальное оформление результатов анализов и экспертизы в соответствии с требованиями нормативных методических документов.

5.4. Принять меры по обучению специалистов современным методам лабораторных исследований с целью обеспечения индикации и идентификации возбудителей инфекционных и паразитарных болезней.

6. Контроль за выполнением настоящего постановления оставляю за собой.

Зарегистрировано в Минюсте РФ 25 ноября 2010 г.

Регистрационный N 19040

В 2009-2010 гг. в России появилась тенденция к увеличению общего числа эпидемических очагов.