Солевые растворы для детей при кишечной инфекции

Доктор Комаровский о том, как сделать регидрон для детей в домашних условиях

При рвоте, длительном поносе, особенно если инфекция сопровождается высокой температурой, у ребенка появляется очень опасная перспектива — может начаться обезвоживание. Поэтому доктор Комаровский каждый раз, рассказывая о таких состояниях, подчеркивает необходимость применения средств для пероральной регидратации, таких как «Регидрон», «Хумана Электролит» и т. д. Они позволяют довольно быстро восстановить в организме малыша водно-солевой баланс, и избежать тем самым тяжелых последствий обезвоживания.

Но не всегда в экстренной ситуации есть возможность посетить аптеку или не получается сделать запас таких лекарственных средств в аптечке домашней. Тогда можно приготовить раствор своими руками, причем по свойствам он нисколько не будет уступать аптечному препарату. О том, как это сделать, и как правильно применять полученный раствор, рассказывает детский врач Евгений Комаровский.

Солевые растворы для детей при кишечной инфекции

О средствах регидратации

Средства пероральной регидратации Евгений Комаровский называет самыми важными в семейной аптечке здравомыслящих родителей. Поскольку подавляющее число детских недугов носят инфекционный характер, то патологические потери жидкости организмом ребенка — явление нередкое. И при кишечных инфекциях, и при вирусных заболеваниях, которые сопровождаются высоким жаром, интоксикацией, рвотой или диареей, и при пищевом отравлении — средства регидратации будут основным лечением малыша.

Они представляют собой смесь солей, которая при растворении обычной кипяченой водой дает жидкость, при питье не только компенсирующую потери воды. Она также дает возможность восстановить дефицит потерянных с рвотными массами, частым жидким стулом, с потом солей и минералов, которые очень важны для нормальной работы всех органов и систем.

Солевые растворы для детей при кишечной инфекции

Самые известные в России средства пероральной регидратации:

  • «Регидрон»;
  • «Гидровит»;
  • «Маратоник»;
  • «Нормогидрон»;
  • «Орасан»;
  • «Реосолан»;
  • «Хумана Электролит».

Во время болезни ребенок меньше ест, и это вполне естественно, но именно с пищей маленькие дети получают большое количество жидкости, поскольку они кушают каши, супы, кефиры. Отсутствие аппетита, хоть и обусловлено физиологически, оказывает дополнительное влияние на процесс обезвоживания.

Метод, при котором лечение направлено на восполнение жидкости и баланса солей, называется регидратационной терапией. Ввести ребенку нужные вещества в организм при необходимости можно двумя путями:

  • через рот, если он пьет, усваивает и выводит раствор;
  • внутривенно – через капельницу, если он отказывается пить или его рвет настолько часто, что все выпитое сразу выходит наружу.

Солевые растворы для детей при кишечной инфекции

Второй способ в домашних условиях не практикуется, это задача врачей «Скорой помощи» и специалистов инфекционных стационаров.

В большинстве случаев у родителей прекрасно получается справиться с проблемой первым способом — пероральным. Если есть готовые аптечные пакетики «Регидрона» или другого препарата из приведенного выше списка, достаточно развести их нужным количеством воды, как это написано на упаковке. Препарат не является рецептурным и доступен для всех желающих.

Если готовых пакетиков по какой-то причине нет, и добыть их в ближайшие полчаса нет возможности, то можно приготовить раствор самостоятельно. Никаких особых ингредиентов, которых бы не оказалось на кухне любой хозяйки, в него не входит.

Рецепт в домашних условиях

Всемирная Организация Здравоохранения считает правильным, если в растворе для питья при интоксикации объемом 1 литр воды будет:

  • натрия хлорид (3,5 гр);
  • натрия бикарбонат (2,5 гр);
  • калия хлорид (1,5 гр);
  • глюкоза (20 гр).

При лечении детей от тяжелых кишечных инфекций, сопровождающихся сильной диареей или рвотой, рекомендуется добавлять в раствор вместо натрия бикарбоната тринатриевый цитрат с количестве 2,9 гр, а содержание соли (натрия хлорид) снизить до 2,6 гр.

Солевые растворы для детей при кишечной инфекции

Домашняя кухня к химической лаборатории не имеет никакого отношения, а потому вышеуказанные рекомендации Комаровский приводит исключительно для общего ознакомления с составом регидратационного раствора. Дома же приготовление средства будет выглядеть так:

  • 1 литр кипяченой теплой воды;
  • поваренная соль (можно взять йодированную, но лучше – самую обыкновенную) — 3 грамма (это 1 чайная ложка без верха);
  • сахар 18 граммов (или сахароза для тех, кто не переносит сахар в том же количестве). Это чуть меньше столовой ложки.

Этот рецепт одобрен Всемирной Организацией Здравоохранения, как полностью соответствующий требованиям к препарату с регидратационными свойствами.

Солевые растворы для детей при кишечной инфекции

Как применять?

Приготовленный раствор нужно тщательно перемешать до полного растворения в воде всех кристаллов и соли, и сахара. На вкус смесь получается не самой приятной, а потому рассчитывать, что ребенок с восторгом начнет ее пить, не стоит, говорит Евгений Комаровский.

Давать полученный раствор нужно в теплом виде. Желательно, чтобы температура жидкости была равной температуре тела малыша – при соблюдении этого условия жидкость быстрее будет всасываться и усваиваться.

Определенной дозировки не существует, но есть важное правило: чем больше чадо выпьет, тем лучше. Поэтому поить нужно как можно больше и чаще. Если симптомов обезвоживания нет, достаточно спаивать ребенку приготовленный литр раствора за три-четыре часа.

Если появились тревожные симптомы обезвоживания, дозировку следует увеличить. К таким признакам относятся:

  • сухость кожи, плач без слез, сухость языка, ощущение постоянной жажды у малыша;
  • редкое мочеиспускание (за три часа он ни разу не сходит по «малой нужде»);
  • моча имеет яркий насыщенный цвет, а порой и резкий запах;
  • жаропонижающие средства не дают сколько-нибудь выраженного эффекта;
  • заострение черт лица, появление темных кругов под глазами.
Читайте также:  Наибольшую опасность как источник при кишечных инфекциях представляет

Солевые растворы для детей при кишечной инфекции

Если рвота очень интенсивная, и напоить по-нормальному ребенка не получается, нужно поить его капельно из одноразового шприца без иглы, детской поилки, чайной ложки — как угодно, лишь бы он пил. Если даже такое малое количество не усваивается, следует вызвать «Скорую помощь», чтобы ребенку провели внутривенную регидратацию. Хранить домашний раствор не стоит слишком долго: если за 3-4 часа выпито не все разведенное количество, желательно приготовить новую порцию.

Солевые растворы для детей при кишечной инфекции

Подробнее об обезвоживании организма ребенка и о том, как приготовить раствор регидрон в домашних условиях, расскажет доктор Комаровский в следующем видео.

Источник

Ìàëûø çàáîëåë âíåçàïíî: ïîâûñèëàñü òåìïåðàòóðà òåëà, ïîÿâèëàñü ðâîòà. Ñòóë ñòàë ÷àñòûì, æèäêèì, îáèëüíûì, âîäÿíèñòûì.  íåì îáíàðóæèëèñü âêðàïëåíèÿ íå ïåðåâàðåííîé ïèùè, èíîãäà ïðèìåñü ñëèçè, çåëåíè, ðåæå – ïðîæèëêè èëè ïðèìåñü êðîâè. Âñå îñíîâàíèÿ ïðåäïîëàãàòü, ÷òî ýòî êèøå÷íàÿ èíôåêöèÿ.

Èç-çà ïîâòîðíîé ðâîòû è ÷àñòîãî æèäêîãî ñòóëà ó äåòåé ðàííåãî âîçðàñòà, óæå ÷åðåç 6-8 ÷àñîâ, ìîæåò íàñòóïèòü òÿæåëîå, óãðîæàþùåå æèçíè îáåçâîæèâàíèå îðãàíèçìà. À âûñîêàÿ òåìïåðàòóðà, ïîäíèìàþùàÿñÿ èíîãäà äî 40-410, ñïîñîáíà «ïðèâåñòè» ñóäîðîãè.

Íåìåäëåííî âûçûâàéòå âðà÷à è íà÷èíàéòå ýíåðãè÷íî äåéñòâîâàòü, íå óïóñêàÿ íè ìèíóòû: â òàêîé ñèòóàöèè âû ñàìè äîëæíû ñòàòü «íåîòëîæêîé»! Ñåé÷àñ íåâàæíî, ÷òî íàñòèãëî ìàëûøà: äèçåíòåðèÿ, ñàëüìîíåëëåç, ðîòàâèðóñíàÿ èëè èíàÿ êèøå÷íàÿ èíôåêöèÿ (èçâåñòíî áîëåå 40 âîçáóäèòåëåé) – âñå îíè ïîíà÷àëó ïðîÿâëÿþò ñåáÿ î÷åíü ñõîæå, à ïåðâàÿ ïîìîùü, êàê ïðè âûñîêîé òåìïåðàòóðå òåëà, òàê è ïðè îáåçâîæèâàíèè îðãàíèçìà â ðåçóëüòàòå  ðâîòû è ÷àñòîãî æèäêîãî ñòóëà îäèíàêîâû.

×òîáû ïðåäóïðåäèòü îáåçâîæèâàíèå îðãàíèçìà ìàëûøà, ñ ïåðâûõ ÷àñîâ íà÷èíàéòå äàâàòü ðåáåíêó êèïÿ÷åíóþ âîäó – «âûïàèâàòü» åãî. Íî ïîñêîëüêó ñ æèäêèì ñòóëîì è ðâîòíûìè ìàññàìè òåðÿåòñÿ íå òîëüêî âîäà, íî òàêæå ñîëè íàòðèÿ, êàëèÿ,  õëîðà è äðóãèõ ýëåêòðîëèòîâ, êîòîðûå  êðàéíå íåîáõîäèìû äëÿ íîðìàëüíîé ðàáîòû ñåðäöà, ïî÷åê, ãîëîâíîãî ìîçãà è äðóãèõ îðãàíîâ, îäíîé âîäû íåäîñòàòî÷íî, òðåáóþòñÿ ñîëåâûå ðàñòâîðû.

Âîò óæå áîëåå 30 ëåò âî âñåì ìèðå äëÿ ïðîâåäåíèÿ ïåðîðàëüíîé ðåãèäðàòàöèè (âîçìåùåíèÿ ïàòîëîãè÷åñêèõ ïîòåðü âîäû è ýëåêòðîëèòîâ ÷åðåç ðîò – «âûïàèâàíèÿ» ïðè êèøå÷íûõ èíôåêöèÿõ) èñïîëüçóþòñÿ ñïåöèàëüíî ðàçðàáîòàííûå ÂÎÇ ãëþêîçî-ñîëåâûå ðàñòâîðû.  íàøåé ñòðàíå øèðîêîå ïðèìåíåíèå, êàê â ñòàöèîíàðàõ, òàê è ïðè ëå÷åíèè êèøå÷íûõ èíôåêöèé íà äîìó ïîëó÷èë «Ðåãèäðîí», êîòîðûé âûïóñêàåòñÿ â ïîðîøêàõ è ñâîáîäíî ïðîäàåòñÿ â àïòåêàõ. Ïåðåä óïîòðåáëåíèåì ñîäåðæèìîå ïàêåòèêà ðàçâîäÿò â ëèòðå òåïëîé êèïÿ÷åíîé âîäû è äàþò ïèòü ðåáåíêó. Ïðåïàðàò ýôôåêòèâíî âîçìåùàåò èìåþùèåñÿ ïîòåðè âîäû è ýëåêòðîëèòîâ,  ïðåäóïðåæäàåò äàëüíåéøåå îáåçâîæèâàíèå îðãàíèçìà ðåáåíêà è óòÿæåëåíèå åãî ñîñòîÿíèÿ, îäíàêî íå îêàçûâàåò âûðàæåííîãî ëå÷åáíîãî äåéñòâèÿ.

 ïîñëåäíèå ãîäû, â ñîîòâåòñòâèè ñ ðåêîìåíäàöèÿìè Åâðîïåéñêîãî Îáùåñòâà Äåòñêîé Ãàñòðîýíòåðîëîãèè è Ïèòàíèÿ (ESPGAN), äëÿ ëó÷øåãî âñàñûâàíèÿ âîäû è ýëåêòðîëèòîâ â êèøå÷íèêå, áûë íåñêîëüêî èçìåíåí ýëåêòðîëèòíûé ñîñòàâ ðàñòâîðîâ, à èìåííî — ñíèæåíà èõ îñìîëÿðíîñòü è ñîîòíîøåíèå íàòðèé-ãëþêîçà. Âî ìíîãèõ àïòåêàõ óæå ïîÿâèëñÿ â ïðîäàæå  ãëþêîçî-ñîëåâîé ðàñòâîð «Ãàñòðîëèò», ñîîòâåòñòâóþùèé íîâîìó ñòàíäàðòó.  îòëè÷èå îò ðåãèäðîíà, â ñîñòàâ ãàñòðîëèòà âõîäèò è ýêñòðàêò ðîìàøêè, êîòîðûé äîïîëíèòåëüíî îêàçûâàåò ïðîòèâîâîñïàëèòåëüíîå, àíòèñåïòè÷åñêîå è ñïàçìîëèòè÷åñêîå äåéñòâèå íà êèøå÷íèê, òî åñòü «Ãàñòðîëèò» îáëàäàåò è ëå÷åáíûì äåéñòâèåì.

Êàêèì ãëþêîçî-ñîëåâûì ðàñòâîðîì ëó÷øå âûïàèâàòü?

Ñóùåñòâåííûõ ðàçëè÷èé â èõ ýôôåêòèâíîñòè íåò, íî ïðè «âûïàèâàíèè» ðåáåíêà ðàñòâîðîì «Ãàñòðîëèò» íà 1-2 äíÿ áûñòðåå èñ÷åçàþò áîëè â æèâîòå, ðâîòà, ÿâëåíèÿ ìåòåîðèçìà (âçäóòèå æèâîòà, óð÷àíèå è äð.), óìåíüøàåòñÿ ÷àñòîòà è âîäÿíèñòûé õàðàêòåð ñòóëà. Ïåðåä óïîòðåáëåíèåì ñîäåðæèìîå 1 ïàêåòèêà ãàñòðîëèòà ðàçâîäÿò â 200 ìë îáÿçàòåëüíî ãîðÿ÷åé êèïÿ÷åíîé âîäû äëÿ ïîëó÷åíèÿ íàñòîÿ ðîìàøêè è îõëàæäàþò äî êîìíàòíîé òåìïåðàòóðû.

Åñëè â äîìå ýòèõ ðàñòâîðîâ íå îêàçàëîñü, ïðèãîòîâüòå îòâàð – íà 1 ë âîäû ëèáî 100 ã èçþìà, ëèáî 500 ã ìîðêîâè (íàðåæüòå êóñî÷êàìè è îòâàðèòå). Äîáàâüòå â íåãî ÷àéíóþ ëîæêó ïîâàðåííîé ñîëè (áåç âåðõà), ½  ÷àéíîé ëîæêè ïèòüåâîé ñîäû, 4 ÷àéíûå ëîæêè ñàõàðíîãî ïåñêà, äîâåäèòå äî êèïåíèÿ è îñòóäèòå – «äîìàøíèé ðåãèäðîí» ãîòîâ. Åùå ïðîùå ïðèãîòîâèòü ñàõàðíî-ñîëåâîé ðàñòâîð – íà 1 ë êèïÿ÷åíîé âîäû ïîòðåáóåòñÿ ÷àéíàÿ ëîæêà ñîëè, ½  ÷àéíîé ëîæêè ïèòüåâîé ñîäû è 8 ÷àéíûõ ëîæåê ñàõàðíîãî ïåñêà.

Ïðè «âûïàèâàíèè» ýòèìè ðàñòâîðàìè ðåáåíêà ãðóäíîãî âîçðàñòà ïîèòå ñ ëîæå÷êè ÷åðåç êàæäûå 5-7-10 ìèíóò. Íî ïîíåìíîãó! Íàïðèìåð, 1-3 ÷àéíûå ëîæêè èëè 2-3 «ãëîòî÷êà» ÷åðåç ñîñêó. Äàâàòü ñðàçó ìíîãî æèäêîñòè íåëüçÿ, äàæå åñëè îí ïüåò ñ æàäíîñòüþ, — ýòî ìîæåò ñïðîâîöèðîâàòü íîâûé ïðèñòóï ðâîòû. Äëÿ ðåáåíêà 2-3 ëåò è ñòàðøå ðàçîâóþ äîçó ðàñòâîðîâ ìîæíî óâåëè÷èòü äî 2-3 ñòîëîâûõ ëîæåê, à èíòåðâàëû – äî 10-15 ìèíóò.

Êàêîâ îáùèé îáúåì æèäêîñòè íåîáõîäèì, ÷òîáû êîìïåíñèðîâàòü ïàòîëîãè÷åñêèå ïîòåðè âîäû è ýëåêòðîëèòîâ ñî ñòóëîì è ðâîòîé?

Ýêñïåðòû ÂÎÇ ðåêîìåíäóþò èñõîäèòü èç òîãî, ÷òî ïðè íàëè÷èè ðâîòû è «âîäÿíèñòîãî» ñòóëà ðåáåíîê ðàííåãî âîçðàñòà òåðÿåò îêîëî 10 ìë íà 1 êã ìàññû òåëà íà êàæäîå èñïðàæíåíèå. Íàïðèìåð, ðåáåíîê ñ ìàññîé òåëà 10 êã ñ êàæäûì æèäêèì ñòóëîì áóäåò òåðÿòü 100 ìë æèäêîñòè, êîòîðûå è íåîáõîäèìî «âûïàèâàòü» â ïðîìåæóòêàõ ìåæäó äåôåêàöèÿìè è êîðìëåíèåì ðåáåíêà. ×òîáû íå ïðîèçîøëî îáåçâîæèâàíèÿ îðãàíèçìà, ðåáåíîê äîëæåí ïîëó÷èòü çà ñóòêè â îáùåé ñëîæíîñòè ïðèìåðíî ñòîëüêî æèäêîñòè, âêëþ÷àÿ è ïèòàíèå, ñêîëüêî òðåáóåòñÿ çäîðîâîìó ìàëûøó òàêîãî æå âîçðàñòà ïëþñ êîëè÷åñòâî, ïîòåðÿííîå ñ ðâîòîé è æèäêèì ñòóëîì. Åñëè æå îí åñò ìåíüøå ïîëîæåííîãî (à âî âðåìÿ áîëåçíè ýòî ïî÷òè íåèçáåæíî), òî è íåäîñòàþùèé îáúåì ïèòàíèÿ äîëæåí áûòü âîçìåùåí æèäêîñòüþ.

Читайте также:  При кишечной инфекции активированный уголь

Ïðè èñïîëüçîâàíèè ãàñòðîëèòà ðàñòâîð íåëüçÿ ïîäñëàùèâàòü è ìîæíî «âûïàèâàòü» òîëüêî îäíèì ãàñòðîëèòîì. Âîçðàñòíûå äîçèðîâêè íåîáõîäèìîãî îáúåìà ïðèãîòîâëåííîãî ðàñòâîðà ãàñòðîëèòà äëÿ äåòåé ïîäðîáíî èçëîæåíû â ïðèëàãàåìîé èíñòðóêöèè.  òî âðåìÿ êàê ðàñòâîð ðåãèäðîíà äîëæåí ñîñòàâëÿòü ëèøü ïîëîâèíó íåîáõîäèìîãî ñóòî÷íîãî êîëè÷åñòâà æèäêîñòè.  ýòîì ñëó÷àå ïðèåì ðåãèäðîíà ñëåäóåò ÷åðåäîâàòü ñ ïðèåìîì â òîì æå îáúåìå, ëèáî ñëàáî çàâàðåííîãî íåñëàäêîãî ÷àÿ, ëèáî êèïÿ÷åíîé âîäû èëè 5% ðàñòâîðà ãëþêîçû, êîòîðûé ìîæíî êóïèòü â àïòåêå.

Ðàñïðîñòðàíåíî ìíåíèå, áóäòî îñòàíîâèòü ðâîòó è ïîíîñ ïîìîãàåò ðàñòâîð ìàðãàíöîâêè (ïåðìàíãàíàòà êàëèÿ). Åãî íåðåäêî äàþ ïèòü, äåëàþò ñ íèì êëèçìû. Ðâîòà è ïîíîñ â áîëüøèíñòâå ñëó÷àåâ äåéñòâèòåëüíî ïðåêðàùàþòñÿ, íî ëèøü íà íåñêîëüêî ÷àñîâ. Ïðè÷åì ñòóë îòñóòñòâóåò îò òîãî, ÷òî ïîä âëèÿíèåì ìàðãàíöîâêè íåðåäêî îáðàçóåòñÿ êàëîâàÿ ïðîáêà, ïðåïÿòñòâóþùàÿ âûõîäó êèøå÷íîãî ñîäåðæèìîãî. À ýòî äàëåêî íåáåçîïàñíî!  Ñ æèäêèì ñòóëîì îðãàíèçì îñâîáîæäàåòñÿ îò îãðîìíîãî êîëè÷åñòâà áåëåçíåòâîðíûõ ìèêðîáîâ è âèðóñîâ, âîçáóäèòåëåé êèøå÷íûõ èíôåêöèé, èõ òîêñèíîâ, ãàçîâ è äðóãèõ ÿäîâèòûõ âåùåñòâ, îáðàçóþùèõñÿ â êèøå÷íèêå â ðåçóëüòàòå âîñïàëèòåëüíîãî èëè áðîäèëüíîãî ïðîöåññîâ. Ïðè êàëîâîé ïðîáêå âñå îíè, çàäåðæèâàÿñü â êèøå÷íèêå, íà÷èíàþò âñàñûâàòüñÿ â êðîâü è ñîñòîÿíèå ðåáåíêà ÷åðåç íåñêîëüêî ÷àñîâ «îòíîñèòåëüíîãî» áëàãîïîëó÷èÿ ðåçêî óõóäøàåòñÿ – ïîÿâëÿåòñÿ  âçäóòèå æèâîòà, îäûøêà è íåóêðîòèìàÿ ðâîòà.  òàêèõ ñëó÷àÿõ òðåáóåòñÿ íåìåäëåííàÿ ãîñïèòàëèçàöèÿ.

Áûâàþò ñèòóàöèè ñ ìàðãàíöîâêîé è ïîñòðàøíåå. Çàáîëåâøåìó êðîøêå äàþò êîíöåíòðèðîâàííûé ðàñòâîð, ïîëàãàÿ, ÷òî îí ïîäåéñòâóåò ýôôåêòèâíåå èëè ðàñòâîð, ñîäåðæàùèé íå ðàñòâîðåííûå êðèñòàëëû. À ôèíàë òðàãè÷åí: îæîãè ñëèçèñòîé æåëóäî÷íî-êèøå÷íîãî òðàêòà, êèøå÷íîå êðîâîòå÷åíèå, ïåðôîðàöèÿ êèøå÷íèêà ñ ðàçâèòèåì ïåðèòîíèòà, òðåáóþùèå íåîòëîæíîãî õèðóðãè÷åñêîãî âìåøàòåëüñòâà è, äàæå – ãèáåëü ðåáåíêà.

Ïîæàëóéñòà, íå äàâàéòå äåòÿì ìàðãàíöîâêó âíóòðü íè ïðè êàêèõ îáñòîÿòåëüñòâàõ!

Ðâîòà è ïîíîñ ïðè êèøå÷íûõ èíôåêöèÿõ íîñÿò ïåðâîíà÷àëüíî çàùèòíûé õàðàêòåð – îðãàíèçì ïûòàåòñÿ «âûáðîñèòü» ñ ðâîòíûìè ìàññàìè è ÷àñòûì æèäêèì ñòóëîì ìèêðîáîâ è òîêñè÷åñêèå ïðîäóêòû. Öåëåñîîáðàçíåå ïîìî÷ü îðãàíèçìó â ýòîì – ïðîìûòü æåëóäîê è äàæå ñäåëàòü î÷èñòèòåëüíóþ êëèçìó.  äîìàøíèõ óñëîâèÿõ ïóñòü ðåáåíîê âûïüåò êàê ìîæíî áîëüøå êèïÿ÷åíîé âîäû è, íà÷àâøàÿñÿ ðâîòà «âûìîåò» èç æåëóäêà ìèêðîáû è òîêñèíû. Åñëè æå åå íåò – âûçûâàéòå ñàìè, íàäàâèâ íà êîðåíü ÿçûêà ÷åðåíêîì ÷èñòîé ëîæêè, â êðàéíåì ñëó÷àå – ïàëüöåì, îáåðíóòûì ñòåðèëüíîé ìàðëåâîé ñàëôåòêîé èëè áèíòîì. Òàê ñëåäóåò ïîâòîðèòü 2-3 ðàçà, à çàòåì äàéòå ðåáåíêó âûïèòü ýíòåðîñîðáåíò (ñìåêòó, ôèëüòðóì, ýíòåðîñãåëü è äð.), ñòðîãî ñîáëþäàÿ âîçðàñòíûå äîçèðîâêè,  óêàçàííûå â èíñòðóêöèè. Ýíòåðîñîðáåíòû «ñâÿçûâàþò» ìèêðîáû, âèðóñû è èõ ÿäû â æåëóäî÷íî-êèøå÷íîì òðàêòå, çàòåì âûâîäÿò èõ ñ èñïðàæíåíèÿìè, ÷òî ñóùåñòâåííî îáëåã÷àåò òå÷åíèå çàáîëåâàíèÿ, áûñòðî ñîêðàùàåò ÷àñòîòó è óëó÷øàåò êîíñèñòåíöèþ ñòóëà. Èñïîëüçîâàòü ñ ýòîé öåëüþ àêòèâèðîâàííûé óãîëü íå ðàöèîíàëüíî – ýôôåêòèâíîñòü åãî â îáû÷íûõ äîçèðîâêàõ î÷åíü íèçêàÿ.

Ïîñëå ïðîìûâàíèÿ æåëóäêà è ïðèåìà ýíòåðîñîðáåíòà ðâîòà ïðè êèøå÷íûõ èíôåêöèÿõ, êàê ïðàâèëî, ïðåêðàùàåòñÿ. Åñëè æå ýòîãî íå ïðîèñõîäèò, òî  ðâîòà è ïîíîñ, îñîáåííî ó äåòåé ãðóäíîãî âîçðàñòà, ìîãóò áûòü îäíèì èç ïðîÿâëåíèé òàêèõ çàáîëåâàíèé, êàê àïïåíäèöèò, ãðèïï, îòèò, ïíåâìîíèÿ, ìåíèíãèò è äð.   ýòèõ ñëó÷àÿõ íåîáõîäèìî âûçâàòü âðà÷à íà äîì èëè «ñêîðóþ ïîìîùü» äëÿ ãîñïèòàëèçàöèè ðåáåíêà â ñîîòâåòñòâóþùèé ñòàöèîíàð. Ëå÷åáíûå ìåðîïðèÿòèÿ äî ïðèõîäà âðà÷à ëó÷øå ïðåêðàòèòü, çà èñêëþ÷åíèåì æàðîïîíèæàþùèõ, à îáúåì æèäêîñòè äëÿ «âûïàèâàíèÿ» íå äîëæåí ïðåâûøàòü ïàòîëîãè÷åñêèõ ïîòåðü ñ æèäêèì ñòóëîì.

Êîðìèòü èëè íå êîðìèòü

Îáùåå ïðàâèëî òàêîâî: äàâàòü åñòü íàäî, óìåíüøèâ ñóòî÷íîå êîëè÷åñòâî ïèùè, íî íå áîëåå ÷åì íàïîëîâèíó. Îäíàêî âñå çàâèñèò îò ÷àñòîòû ðâîòû è ñîñòîÿíèÿ ðåáåíêà, è èìåííî íà ýòî íàäî îðèåíòèðîâàòüñÿ. Èäåàë: êîðìèòü «ïî àïïåòèòó», íî ÷àùå è ìàëûìè ïîðöèÿìè, ÷òîáû íå ïåðåïîëíÿòü æåëóäîê è íå ïðîâîöèðîâàòü ðâîòó. Åñëè ìàëûø íà ãðóäíîì âñêàðìëèâàíèè, ïðîäîëæàéòå äàâàòü ãðóäü. Íî ïðè ÷àñòîé ðâîòå (èëè ñðûãèâàíèè) ëó÷øå ïåðåéòè íà «äîçèðîâàííîå» êîðìëåíèå ñöåæåííûì ãðóäíûì ìîëîêîì íåáîëüøèìè ïîðöèÿìè ÷åðåç ðàâíûå ïðîìåæóòêè âðåìåíè (÷åðåç 2-2,5-3 ÷àñà ñ íî÷íûì ïåðåðûâîì). Ìàëûøà, íàõîäÿùåãîñÿ íà èñêóññòâåííîì âñêàðìëèâàíèè, à òàêæå 2-3-ëåòíåãî ðåáåíêà è ñòàðøå, â ïåðâûå ñóòêè áîëåçíè ìîæíî êîðìèòü ïðîäóêòàìè îáû÷íîãî ïèòàíèÿ (êåôèð, òâîðîã, àäàïòèðîâàííûå äåòñêèå ñìåñè, êàøè íà ïîëîâèííîì ìîëîêå è äð.), îäíàêî ïðåäïî÷òåíèå ñëåäóåò îòäàòü ëå÷åáíî-ïðîôèëàêòè÷åñêèì ïðîäóêòàì ïèòàíèÿ, îáîãàùåííûì áèôèäî- èëè ëàêòîáàêòåðèÿìè (äåòñêèé êåôèð «Áèôèäîê», ñìåñü «Àãóøà», àöèäîôèëüíàÿ ñìåñü «Ìàëþòêà», «Êðîøå÷êà» è äð.).

Ïðè âûðàæåííîì áðîäèëüíîì ïðîöåññå (ïîâûøåííîå ãàçîîáðàçîâàíèå, âçäóòèå è óð÷àíèå â æèâîòå, ïåíèñòûé ñòóë è äð.) îáû÷íîå ïèòàíèå ðåáåíêà íà íåñêîëüêî äíåé ëó÷øå çàìåíèòü íà èìåþùèåñÿ â ïðîäàæå è àäàïòèðîâàííûå ê âîçðàñòó íèçêîëàêòîçíûå èëè áåçëàêòîçíûå ïðîäóêòû äåòñêîãî ïèòàíèÿ.  ðàöèîí ïèòàíèÿ ðåêîìåíäóåòñÿ ââîäèòü òàêæå êàøè íà âîäå èëè îâîùíûõ îòâàðàõ, ïîêàçàíî áîëåå ðàííåå íàçíà÷åíèå ìÿñíîãî ãîøå.

Читайте также:  Можно ли пить компот из сухофруктов при кишечной инфекции

Äåòÿì áîëåå ñòàðøåãî âîçðàñòà â îñòðûé ïåðèîä êèøå÷íîé èíôåêöèè íåîáõîäèìî ïîëíîñòüþ èñêëþ÷èòü èç ïèòàíèÿ ïðîäóêòû, âûçûâàþùèå â êèøå÷íèêå áðîæåíèå è óñèëåííîå ãàçîîáðàçîâàíèå, ñîäåðæàùèå ãðóáóþ êëåò÷àòêó: öåëüíîå ìîëîêî è êàøè íà öåëüíîì ìîëîêå, ðÿæåíêó, ñëèâêè, ÷åðíûé õëåá, ìÿñíûå, êóðèíûå è ðûáíûå áóëüîíû, áëþäà èç ôàñîëè, ãîðîõà, ñâåêëû, êàïóñòû, âèíîãðàä, öèòðóñîâûå, à òàêæå âñå æèðíîå, æàðåíîå, êîíñåðâèðîâàííîå (êðîìå êîíñåðâîâ äëÿ äåòñêîãî ïèòàíèÿ), îãðàíè÷üòå ñëàäîñòè. Çàïðåùåííûìè òàêæå ÿâëÿþòñÿ è ãàçèðîâàííûå íàïèòêè (ôàíòà è äð.).

Íåîòëîæíàÿ ïîìîùü ïðè âûñîêîé òåìïåðàòóðå òåëà.

Òåìïåðàòóðó íå âûøå 380 (åñëè ðåáåíîê ïåðåíîñèò åå íåïëîõî è ïðè óñëîâèè, ÷òî ðàíüøå òàêèå ïîäúåìû íå ñîïðîâîæäàëèñü ñóäîðîãàìè) ìîæíî íå «ñáèâàòü». Íî åñëè ñòîëáèê ðòóòè ïîäíÿëñÿ âûøå 38-38,50 èëè ïîÿâèëàñü òàê íàçûâàåìàÿ «ñóäîðîæíàÿ ãîòîâíîñòü» — äðîæàíèå êîí÷èêîâ ïàëüöåâ è ïîäáîðîäêà, ïðèñòóïàéòå ê èíòåíñèâíûì æàðîïîíèæàþùèì ìåðîïðèÿòèÿì.

Âíèìàíèå! Åñëè êèñòè ðóê è ñòîïû ãîðÿ÷èå, êàê è îñòàëüíûå ÷àñòè òåëà – íà÷èíàéòå ñ ôèçè÷åñêèõ ìåòîäîâ îõëàæäåíèÿ. Ðàçäåíüòå ìàëûøà è ýíåðãè÷íî îáìàõèâàéòå åãî (âàðèàíò: ïîñòàâèòü ðÿäîì âåíòèëÿòîð). Íà ëîá ïîëîæèòå ñìî÷åííóþ õîëîäíîé âîäîé è îòæàòóþ ñàëôåòêó, à â ïîäìûøå÷íûå è ïàõîâûå âïàäèíû – ïîëèýòèëåíîâûå ïàêåòû ñî ëüäîì ëèáî áóòûëî÷êè ñ õîëîäíîé âîäîé, îáåðíóòûå â òîíêóþ òêàíü. Äàâàéòå êàê ìîæíî ÷àùå ïèòü ïðîõëàäíóþ âîäó èëè ãëþêîçî-ñîëåâîé ðàñòâîð (ðåãèäðîí èëè ãàñòðîëèò).

Åñëè òåìïåðàòóðà ïîäíÿëàñü äî 400 è âûøå, òðåáóåòñÿ îáòèðàíèå òåëà 3% óêñóñîì èëè îñîáîé ñìåñüþ: â ðàâíûõ êîëè÷åñòâàõ âîäà, ñòîëîâûé óêñóñ (íå ýññåíöèÿ) è ñïèðò. Ïðèãîòîâëåííóþ ñìåñü íàëåéòå íà ëàäîíü è äîñòàòî÷íî èíòåíñèâíî, íî î÷åíü îñòîðîæíî ðàçîòðèòå ãðóäü, æèâîò, ñïèíêó, ðóêè è íîãè ìàëûøà – âñå, êðîìå ëèöà. Î÷åíü ïîëåçíî íàäåòü ñìî÷åííûå ýòîé æèäêîñòüþ ãîëüôû èëè íîñêè.

×åðåç 10-15 ìèíóò òåìïåðàòóðà äîëæíà ñíèçèòüñÿ. Åñëè ýôôåêòà íåò, äàéòå ðåáåíêó æàðîïîíèæàþùèå: äåòñêèé ïàíàäîë, ýôôåðàëãàí è äð. Êàê òîëüêî òåìïåðàòóðà óïàäåò õîòÿ áû äî 380, ïðåêðàòèòå îõëàæäåíèå ôèçè÷åñêèìè ìåòîäàìè. Åñëè ÷åðåç êàêîå-òî âðåìÿ îíà ñíîâà ïîâûñèòüñÿ – òîãäà ïîâòîðÿéòå îõëàæäàþùèå ìåðîïðèÿòèÿ äî ïðèõîäà âðà÷à èëè «ñêîðîé ïîìîùè».

Âíèìàíèå! Åñëè êèñòè ðóê è ñòîïû õîëîäíûå – âðà÷è íàçûâàþò òàêîå ñîñòîÿíèå «áåëîé ãèïåðòåðìèåé»: îíî ñâèäåòåëüñòâóåò î íàðóøåíèè òåïëîîòäà÷è çà ñ÷åò ñïàçìà (ñîêðàùåíèÿ) ñîñóäîâ êîæè è  òîãäà ôèçè÷åñêèå ìåòîäû îõëàæäåíèÿ ïðîòèâîïîêàçàíû! Îíè ìîãóò óñèëèòü ñïàçì, òåïëîîòäà÷à óìåíüøèòñÿ, òåìïåðàòóðà åùå áîëüøå ïîâûñèòüñÿ è ñîñòîÿíèå ðåáåíêà óõóäøèòñÿ íà ãëàçàõ. Ìîæíî ëèøü îñòîðîæíî ðàñòåðåòü òåëî âîäíî-óêñóñíî-ñïèðòîâîé ñìåñüþ, ïî âîçìîæíîñòè, äî ëåãêîãî ïîêðàñíåíèÿ – òàêàÿ ïðîöåäóðà ðàñøèðÿåò ñîñóäû êîæè è îòäà÷à òåïëà óâåëè÷èâàåòñÿ.

Ãëàâíîå äëÿ ñíèæåíèÿ òåìïåðàòóðû â òàêèõ ñëó÷àÿõ – æàðîïîíèæàþùèå ñðåäñòâà äëÿ äåòåé, à òàêæå ñîñóäîðàñøèðÿþùèå – ïàïàâåðèí, äèáàçîë è äð.

·         îòêðîéòå îêíî, ÷òîáû îáåñïå÷èòü ïðèòîê ñâåæåãî âîçäóõà – ðåáåíêó æèçíåííî íåîáõîäèì êèñëîðîä;

·         íå îñòàâëÿéòå ìàëûøà îäíîãî – îí ìîæåò óïàñòü ñ ïîñòåëè. Åñëè îí ëåæèò íà ñïèíå, ïîâåðíèòå ãîëîâó íàáîê, ÷òîáû îí íå çàõëåáíóëñÿ ðâîòíûìè ìàññàìè, Åùå ëó÷øå ïîëîæåíèå íà áîêó – ýòî îáëåã÷èò èõ îòõîæäåíèå;

·         ïðîòðèòå ðîò âëàæíîé ìàðëåâîé ñàëôåòêîé, îáåðíóâ åþ ïàëåö, î÷èñòèòå åãî îò ðâîòíûõ ìàññ è ñëèçè;

·         ñëåäèòå, ÷òîáû íå çàïàäàë ÿçûê — ýòî ãðîçèò óäóøüåì;

·         íà ðóêè ñòàðàéòåñü íå áðàòü, ÷òîáû íå ïðè÷èíèòü áîëè, à âçÿâ, äåðæèòå âåðòèêàëüíî.

Ïî ìåðå ñíèæåíèÿ òåìïåðàòóðû ñóäîðîãè îáû÷íî ïðîõîäÿò.

È íàïîñëåäîê åùå îäíà ðåêîìåíäàöèÿ-ïðåäîñòåðåæåíèå: âñå ëåêàðñòâà äîëæíû áûòü òîëüêî â âîçðàñòíîé äîçå. Òàáëåòêè èçìåëü÷àéòå, ðàçâîäèòå â êèïÿ÷åíîé âîäå è äàâàéòå ñ ëîæå÷êè. Íèêàêèõ äðóãèõ ëåêàðñòâ (îñîáåííî àíòèáèîòèêîâ) – áåç íàçíà÷åíèÿ âðà÷à! Íå ñïåøèòå ñ äà÷åé è ôåðìåíòíûõ ïðåïàðàòîâ, îñîáåííî ïðîòåîëèòè÷åñêèõ (àáîìèí è äð.) è ïàíêðåàòèíà ñ êîìïîíåíòàìè áû÷üåé æåë÷è (ôåñòàë è äð.) – îíè ìîãóò òîëüêî óñèëèòü ïîíîñ, îñîáåííî ïðè êèøå÷íûõ èíôåêöèÿõ âèðóñíîé ýòèîëîãèè, êîòîðûå ó äåòåé ðàííåãî âîçðàñòà ñîñòàâëÿþò äî 70-80% îò îáùåãî ÷èñëà. Íàçíà÷åíèå æå àíòèáèîòèêîâ èëè äðóãèõ àíòèáàêòåðèàëüíûõ ïðåïàðàòîâ (ôóðàçîëèäîí è äð.) â ýòèõ ñëó÷àÿõ òîëüêî óòÿæåëÿåò òå÷åíèå áîëåçíè è ñïîñîáñòâóåò ðàçâèòèþ äèñáàêòåðèîçà.

Îñòðûå êèøå÷íûå èíôåêöèè, çà èñêëþ÷åíèåì òÿæåëûõ ôîðì, ìîæíî ëå÷èòü íà äîìó. Îñíîâíûå íàïðàâëåíèÿ ëå÷åáíîé òàêòèêè è ïðè ãîñïèòàëèçàöèè ðåáåíêà òàêèå æå: ðàöèîíàëüíàÿ äèåòà, «âûïàèâàíèå», ôåðìåíòíûå ïðåïàðàòû (ïàíêðåàòèí, ìåçèì ôîðòå è äð.), ñèìïòîìàòè÷åñêàÿ òåðàïèÿ (ïðîòèâîðâîòíûå, æàðîïîíèæàþùèå, áîëåóòîëÿþùèå ïðåïàðàòû è äð.). Ïðè òÿæåëîì îáåçâîæèâàíèè íàçíà÷àåòñÿ êàïåëüíèöà.

 ïîñëåäíèå ãîäû ðàçðàáîòàíû âûñîêîýôôåêòèâíûå ìåòîäû ëå÷åíèÿ êèøå÷íûõ èíôåêöèé áåç àíòèáèîòèêîâ, â òîì ÷èñëå è òÿæåëûõ ôîðì, ñ èñïîëüçîâàíèåì ïðîáèîòèêîâ, ýíòåðîñîðáåíòîâ, ñïåöèôè÷åñêèõ èììóíîãëîáóëèíîâûõ ïðåïàðàòîâ.

Ïîìíèòå, ÷åì ðàíüøå íà÷àòî ëå÷åíèå – òåì îíî ýôôåêòèâíåå. Ïðè íàëè÷èè ó ìàëûøà ïîíîñà è/èëè ðâîòû âûçûâàéòå âðà÷à íà äîì.  Òîëüêî îí, ðàçîáðàâøèñü â ìíîãîîáðàçíûõ ïðè÷èíàõ çàáîëåâàíèÿ, ìîæåò íàçíà÷èòü íåîáõîäèìîå ëå÷åíèå. 

Источник