Задачи в курсовой работе при циррозе печени

Задачи в курсовой работе при циррозе печени

Определение понятия цирроза печени, классификация, этиология, патогенез, источники, распространение, клиническая картина, симптомы и диагностика заболевания. Лечение гепатопротекторами, глюкокортикоидами, ферментами поджелудочной железы и адсорбентами.

Подобные документы

  • Понятие и виды (токсический, биллиарный) цирроза печени. Патогенез, этиология, клиническая картина и течение заболевания. Лечение больных с различными формами циррозов печени в стадии компенсации. Основные способы предупреждения цирроза печени.

    реферат, добавлен 07.10.2013

  • Общее понятие и причины возникновения цирроза печени. Виды и некоторые осложнения цирроза печени. Основные симптомы и признаки цирроза печени. Биохимический анализ крови и диагностика заболевания. Методы лечения и устранения причин цирроза печени.

    реферат, добавлен 08.09.2010

  • Виды гепатита (воспалительного заболевания печени). Его симптомы, течение, возможные осложнения. Выявление характера и причин заболевания. Этиология и патогенез цирроза печени, его признаки и дифференциальная диагностика. Профилактика и лечение болезни.

    реферат, добавлен 29.05.2012

  • Причины возникновения и морфологические признаки цирроза печени. Этиология, патогенез и клиническая картина заболевания. Геморрагический синдром. Лечение больных с различными формами циррозов печени в стадии компенсации. Профилактические мероприятия.

    реферат, добавлен 26.04.2015

  • Циррозы — хронические прогрессирующие заболевания, характеризующиеся поражением печени. Этиология, причины возникновения, патогенез. Классификация циррозов печени, клиническая картина, методы исследования. Диагностика, лечение и профилактика болезни.

    реферат, добавлен 26.04.2009

  • Этиология и предрасполагающие факторы цирроза печени. Патогенез, клиническая картина и симптоматика заболевания, принципы и основные методы диагностики и лечения цирроза печени. Роль медицинской сестры в оказании помощи пациентам, больным циррозом.

    курсовая работа, добавлен 21.11.2017

  • Циррозы печени: общие понятия, этиология и патогенез, классификация видов заболевания и их характеристика. Клиническая картина, течение болезни и ее прогнозирование, диагноз и дифференциальная диагностика, лечение и профилактические мероприятия.

    реферат, добавлен 05.03.2010

  • Определение цирроза печени, его классификация по морфологии и МКБ: фиброз, билиарный и алкогольный цирроз, портальная гипертензия. Этиология, патогенез, клиника, осложнения, диагностика, инструментальные исследования, лечение и профилактика заболевания.

    реферат, добавлен 15.02.2015

  • Этиология цирроза печени, предрасполагающие факторы. Клиническая картина, диагностика, принципы оказания первой медицинской помощи при циррозе. Методы обследования и подготовка к ним. Лечение и профилактики цирроза печени, особенности сестринского ухода.

    курсовая работа, добавлен 16.06.2016

  • Ведение пациентов с циррозом печени и его осложнениями как сложная и ответственная задача. Рекомендации для практикующих врачей по диагностике и принципам лечения основных осложнений цирроза печени. Клиническая картина и профилактика заболевания.

    методичка, добавлен 23.05.2013

  • главная
  • рубрики
  • по алфавиту
  • вернуться в начало страницы
  • вернуться к подобным работам

Источник

Оглавление

Введение 3
1. Теоретический анализ по проблеме исследования 5
1.1. Понятие и специфика сестринского процесса 5
1.2 Модели сестринского процесса 7
Глава 2. Специфика роли медицинской сестры при работе с больными с циррозом печени 14
Заключение 19
Список использованной литературы 20

Введение

Введение
Актуальность выбранной темы обусловлена следующим. На сегодня здравоохранение является специфической отраслью, на которую оказывают влияние социальные, экономические и политические перемены в стране. Основными задачами здравоохранения являются — повышение доступности, качества и эффективности первичной медико-социальной помощи, усиление профилактической направленности здравоохранения, удовлетворение потребностей населения в высокотехнологичных видах помощи.
Происходящие в здравоохранении преобразования требуют постоянных изменений в сестринском деле, которое является важнейшей составляющей отрасли, располагающей значительными кадровыми ресурсами и потенциалом для удовлетворения потребностей населения в доступной, качественной и эффективной медико-профилактической помощи населению России. Средние медицинские работники — это огромная общественная сила, и сегодня в динамичном мире, в век высоких медицинских технологий, больным как никогда необходимы добрые и умелые руки, улыбка, сострадание, тепло и сочувствие.
Именно медицинские сестры, являясь самой многочисленной группой работников здравоохранения, могут реально оказать влияние на его развитие и внести достойный вклад в совершенствование оказания медицинской помощи населению нашей страны.
Участие медсестры в лечении пациентов не менее важно, чем участие врача, так как конечный результат зависит от тщательной подготовки пациента к операции, пунктуального выполнения назначений врача и грамотного ухода за пациентом в послеоперационном периоде и в период реабилитации. Можно хорошо сделать операцию, но не обеспечить надлежащий уход и возникнут осложнения, вплоть до потери больного.
Цель: исследовать сестринскую деятельность при циррозе печени.
Задачи:
1. Изучить понятие и специфика сестринского процесса;
2. Рассмотреть модели сестринского процесса;
3. Проанализировать специфику роли медицинской сестры при работе с больными с циррозом печени .
Объект исследования: сестринская деятельность при циррозе печени.
Предмет исследования: сестринский процесс.
Используемые подходы и методы: такие универсальные методы как диалектический, логический, исторический, а также общенаучные методы познания: методы анализа и синтеза, обобщения.
Курсовая работа включает в себя введение, две главы, заключение и список литературы.

Заключение

Заключение
Таким образом, при написании курсовой работы были решены поставленные задачи:
1. Изучены понятие и специфика сестринского процесса;
2. Рассмотрены модели сестринского процесса;
3. Проанализированы специфика роли медицинской сестры при работе с больными с циррозом печени .
Сестринский процесс при циррозе печени предполагает, в первую очередь, подготовку больных к диагностическим мероприятиям, контроль питания больных с циррозом печени; полный уход за лежачим больным. Также младшая медсестра и санитарка обеспечивает чистоту и порядок в палате больного.
В том числе на медицинскую сестру возлагаются обязанности по заполнению медицинской карты больного, правильное ведение дневника, в который заносятся основные показатели здоровья.
Было выявлено, что даже в домашних условиях лечение цирроза печени должно продолжаться, оно часто требует внутримышечных или внутривенных инъекций, для этого на дом приходит поликлиническая сестра, если поликлиника имеет на это возможность. Приоритетная проблема в уходе за больными циррозом заключается в отсутствии квалифицированного среднего медицинского персонала.

Список литературы

1. Барцевич О.В. Результаты внедрения модели сестринского процесса в деятельность среднего медицинского персонала гематологического отделения // Естественные и технические науки. 2011. № 2. С. 205-211.
2. Калягин А.Н., Карнакова М.В. Модели сестринского дела // Альманах сестринского дела. 2013. Т. 6. № 2. С. 11-22.
3. Лаптева Е.С., Подопригора Г.М. Высшее сестринское образование и современный 37 сестринский процесс // Медицинская сестра. 2007. № 5. С. 37-41.
4. Лурье Л.И., Денисенкова Н.И. Моделирование процессов самоактуализации личности специалиста сестринского дела // Сибирский педагогический журнал. 2013. № 2. С. 84-90.
5. Маколкин В.И., Овчаренко С.И., Семенков Н.Н — Сестринское дело в терапии. М.: ООО Медицинское информационное агентство, 2008 . 544 с.
6. Мухина С.А., Тарновская И.И — Практическое руководство к предмету «Основы сестринского дела»; 2-е издание исп. доп. М.: ГЭОТАР — Медиа 2009. 512 с.
7. Мухина С.А., Тарновская И.И — Теоретические основы сестринского дела- 2 изд., испр. и доп. М.: ГЭОТАР — Медиа, 2010. 368 с.
8. Обуховец Т.П., Скляров Т.А., Чернова О.В.- Основы сестринского дела. изд. 13-е доп. перераб. Ростов н/Д Феникс. 2009. 552с.
9. Одарченко С.С., Лудын Т.Н., Одарченко Д.И. Сестринский процесс как основное понятие современной модели сестринского дела // Сибирский вестник психиатрии и наркологии. 2006. № 4. С. 62-65.
10. Основы сестринского дела (Алгоритмы манипуляций по сестринскому делу): Учебное пособие/ Под редакцией Н.В. Широковой, И.В. Островской. — 2-е изд., испр. и доп. — М.: АНМИ, 2007. — 411 с.
11. Островская И.В. Сестринский процесс: 10 лет в России // Медицинская сестра. 2008. № 3. С. 48.
12. Петрова Н.Г., Калинина С.А., Миннулин Т.И. Роль медицинской сестры в мультидисциплинарной бригаде реабилитационного профиля // Ученые записки СПбГМУ им. акад. И.П. Павлова. 2016. Т. 23. № 3. С. 16-17.
13. Регузов Е.А., Буканова A.B., Хвощева С.Б. Проблемы и перспективы развития сестринского дела в семейной медицине // Тихоокеанский медицинский журнал. 2003. № 2. С. 87-89.
14. Рязанцева В.Н. Особенности сестринского процесса при неотложных состояниях // Медицинская сестра. 2006. № 7. С. 34-35.
15. Сезев В.В., Кашина Т.Е., Логинов К.В. Внедрение информационных технологий в сестринский процесс. состояние и возможности улучшения // Медицина экстремальных ситуаций. 2012. № 4 (42). С. 26-28.
16. Сестринский процесс при циррозе печени // https://sestrinskoe-delo.ru/sestrinskoe-delo-v-terapii/sestrinskiy-protsess-pri-tsirroze-pecheni
17. Сестринский процесс при циррозе печени: важные правила по уходу за больным // https://www.podgeludka.ru/cirroz-pecheni/sestrinskij-protsess
18. Сестринское дело. Административно-управленческие дисциплины: Учеб. пособие./Под ред. Г.П. Котельникова. -Ростов-на-Дону: Феникс, 2006. С. 6-103.
19. Сивахина И.К. Питание больных при хирургических вмешательствах на органах пищеварения // Медицинская сестра. 2004. № 2. С.19–21.
20. Сышкова Г.Ф. Организация сестринского наблюдения за больными, перенесшими общую анестезию // Сестринское дело. 2002. № 5. С. 44–45.

Читайте также:  Вторичный нефротический синдром при циррозе печени

Источник

Пример готовой курсовой работы по предмету: Медицина

Содержание

Введение 3

Глава

1. Цирроз печени: этиология, классификация, патогенез, клиника, диагностика, подходы к лечению, профилактика 5

1.1 Этиология и патогенез 5

1.2 Классификация 7

1.3 Клиническая картина 9

1.4 Диагностика цирроза печени 12

1.5 Подходы к лечению и профилактика 14

Глава

2. Проблемы пациента при циррозе печени 18

Глава

3. Особенности сестринского ухода при циррозе печени 20

3.1 Сбор информации при первичном обследовании 20

3.2 Подготовка и обеспечение проведения диагностических и лечебных процедур 21

3.3 Взятие анализов: кровь, моча 22

3.4 Выполнение плана сестринских вмешательств 24

3.5 Неотложная помощь 26

3.6 Уход за тяжелобольными 27

Заключение 29

Список использованной литературы 30

Выдержка из текста

Актуальность исследования. Цирроз печени (далее ЦП) — это достаточно распространенное заболевание, встречается значительно чаще у мужчин, и до известной степени представляет собой в большинстве случаев неблагоприятный итог развития хронических алкогольных и вирусных гепатитов [7, с. 47].

ЦП ведет к ухудшению качества жизни, ранней инвалидизации и смертности больных. Среди неопухолевых заболеваний органов пищеварения ЦП отличается самым высоким показателем смертности. В последние годы отмечают отчетливое улучшение клинико-эпидемиологических характеристик при вирусных циррозах и более чем скромное при алкогольных.

Можно сделать промежуточный вывод, что очень важна своевременная диагностика заболевания, определение базисной и медикаментозной терапии, профилактические меры. Во всех вышеуказанных мероприятиях, безусловно, важна роль и уход за больным со стороны медицинской сестры. Таким образом, актуальность данного исследования вполне обоснована.

Цель данного исследования определить условия реализации плана сестринского ухода при циррозе печени.

Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи данного исследования:

1) Рассмотреть этиологию, классификацию, патогенез, клинику, диагностику, подходы к лечению, профилактику цирроза печени;

2) Определить проблемы пациента с циррозом печени;

3) Составить план сестринского ухода при циррозе печени.

Объектом данного исследования является заболевание цирроз печени.

Предметом данного исследования является сестринский процесс при циррозе печени.

Методологическую основу работы составляют следующие методы: аналитический поиск; анализ различных источников литературы по теме работы; общелогические методы исследования.

Структура исследования.

Данная работа состоит из введения, трех глав, одиннадцати параграфов, заключения и списка литературы. Во введении поставлена цель и определены задачи данного исследования. Также во введении определен, объект, предмет, и методологическая основа данного исследования.

В первой главе, состоящей из пяти параграфов, рассматривается этиология, классификация, патогенез, клиника, диагностика, подходы к лечению, профилактика цирроза печени.

Во второй главе определяются проблемы пациента с циррозом печени.

В третьей главе, состоящей из шести параграфов, описывается план сестринского ухода при циррозе печени. В заключении сделаны выводы, в соответствии с поставленной целью и задачами.

Список использованной литературы

1. Анатомия человека. В 2 — х томах / Под ред. М.П. Сапина. М.: Медицина. — 2001. — 640 с.

2. Ивашкин В.Т., Маевская М.В. Лечение осложнений цирроза печени — М.: Литтера. — 2001 — 64 с.

3. Рекомендации по диагностике и лечению взрослых больных гепатитом С / Российское общество по изучению печени. — M. 2013. — 91 с.

4. Руководство для средних медицинских работников / Под ред. Ю. П. Никитина, В. М. Чернышева. — М.: ГЭОТАР-Медиа, 2006. — 992 с.

5. Эхография в диагностике цирроза печени / М.К. Михайлов, М.Г. Тухбатуллин. — Москва: МЕД пресс-информ, 2003. — 96 с.

Научные статьи

6. Бакулин И.Г. Лечение больных с циррозом печени HBV-этиологии: успехи, нерешенные вопросы // Терапевт. архив. — 2013. — № 12. — С. 120- 124.

Читайте также:  Цирроз печени в больницу

7. Петров В. Н., Лапотников В. А. Цирроз печени // Российский семейный врач. — 2011. — № 3. — Т. 15. — С. 46−51.

8. Полунина Т.Е., Маев И.В. Алкогольное поражение печени // Мед. совет. — 2009. — № 2. — C. 11−18.

9. Садовникова И.И. Циррозы печени. Вопросы этиологии, патогенеза, клиники, диагностики, лечения // Русский медицинский журнал. — 2003. — № 2. — С. 37−42.

10. Тухбатуллин М.Г., Ахунова Г. Р., Галеева З.М. Возможности эхографии в диагностике цирроза печени и портальной гипертензии /-Практическая медицина. Современные вопросы диагностики — № 3. 2014. С.54−61.

Задачи в курсовой работе при циррозе печени

Источник

Îïèñàíèå èññëåäóåìîãî çàáîëåâàíèÿ. Ïðè÷èíû âîçíèêíîâåíèÿ, îñíîâíûå ïðîÿâëåíèÿ öèððîçà ïå÷åíè. Ñåñòðèíñêèé ïðîöåññ è ïðîáëåìû ïàöèåíòîâ. Ñáîð èíôîðìàöèè ïðè ïåðâè÷íîì îáñëåäîâàíèè. Äèàãíîñòèêà çàáîëåâàíèÿ. Ëå÷åíèå, äèåòà, îñëîæíåíèÿ, ïðîãíîç, ïðîôèëàêòèêà.

Ñòóäåíòû, àñïèðàíòû, ìîëîäûå ó÷åíûå, èñïîëüçóþùèå áàçó çíàíèé â ñâîåé ó÷åáå è ðàáîòå, áóäóò âàì î÷åíü áëàãîäàðíû.

Ðàçìåùåíî íà https://www.allbest.ru/

ÌÈÍÈÑÒÅÐÑÒÂÎ ÇÄÐÀÂÎÎÕÐÀÍÅÍÈß ÐÔ

Ôåäåðàëüíîå ìåäèêî-áèîëîãè÷åñêîå àãåíòñòâî (ÔÌÁÀ Ðîññèè)

Ôåäåðàëüíîå ãîñóäàðñòâåííîå áþäæåòíîå îáðàçîâàòåëüíîå ó÷ðåæäåíèå

Äîïîëíèòåëüíîãî ïðîôåññèîíàëüíîãî îáðàçîâàíèÿ «Îáíèíñêèé öåíòð ïîâûøåíèÿ êâàëèôèêàöèè è ïåðåïîäãîòîâêè ñïåöèàëèñòîâ ñî ñðåäíèì ìåäèöèíñêèì è ôàðìàöåâòè÷åñêèì îáðàçîâàíèåì» ÔÃÁÎÓ ÄÏÎ ÔÌÁÀ Ðîññèè

Ðåôåðàò:

Öèêë «Ñåñòðèíñêîå äåëî â õèðóðãèè»

«Ñåñòðèíñêèé ïðîöåññïðè öèððîçàõ ïå÷åíè.Äèàãíîñòèêà, ëå÷åíèå»

Îáíèíñê — 2016

Öèððîç ïå÷åíè — õðîíè÷åñêîå ïðîãðåññèðóþùåå çàáîëåâàíèå, õàðàêòåðèçóþùååñÿ äèñòðîôèåé è íåêðîçîì ïå÷åíî÷íîé òêàíè, ïðèçíàêàìè ïå÷åíî÷íîé íåäîñòàòî÷íîñòè è ïîðòàëüíîé ãèïåðòåíçèè, ñîïðîâîæäàþùååñÿ ðàçðàñòàíèåì ñîåäèíèòåëüíîé òêàíè è ãëóáîêèìè íàðóøåíèÿìè ñòðóêòóðû è ôóíêöèè ïå÷åíè.

Ïðè÷èíû âîçíèêíîâåíèÿ öèððîçà ïå÷åíè

Îñíîâíûìè ôàêòîðàìè ðèñêà ðàçâèòèÿ öèððîçà ïðèíÿòî ñ÷èòàòü:

1. Õðîíè÷åñêèå âèðóñíûå ãåïàòèòû Â, Ñ.

2. Çëîóïîòðåáëåíèå àëêîãîëåì.

3. Ãåïàòîòðîïíûå ëåêàðñòâà.

4. Òîêñè÷åñêîå âîçäåéñòâèå ïðîìûøëåííûõ ÿäîâ, ëåêàðñòâåííûõ ñðåäñòâ (ìåòîòðåêñàò, èçîíèàçèä è äð.), ìèêîòîêñèíîâ è äð.

5. Äëèòåëüíîå ïîðàæåíèå æåë÷íûõ ïóòåé.

6. Âåíîçíûé çàñòîé â ïå÷åíè, ñâÿçàííûé ñ äëèòåëüíîé è òÿæåëîé ñåðäå÷íîé íåäîñòàòî÷íîñòüþ.

7. Íàñëåäñòâåííûå áîëåçíè —ãåìîõðîìàòîç, ãåïàòîöåðåáðàëüíàÿ äèñòðîôèÿ, íåäîñòàòî÷íîñòü aëüôà-îäèí-àíòèòðèïñèíà, ãàëàêòîçåìèÿ, ãëèêîãåíîç è äð.

Ïðîÿâëåíèÿ öèððîçà ïå÷åíè

Æàëîáû íà ñëàáîñòü, ïîâûøåííóþ óòîìëÿåìîñòü, ñíèæåíèå ðàáîòîñïîñîáíîñòè è àïïåòèòà, äèñïåïòè÷åñêèå ðàññòðîéñòâà (òîøíîòó, ðâîòó, ãîðå÷ü âî ðòó, îòðûæêó, íåïåðåíîñèìîñòü æèðíîé ïèùè, àëêîãîëÿ).

Õàðàêòåðíû ÷óâñòâî òÿæåñòè èëè áîëè â æèâîòå, ïðåèìóùåñòâåííî â ïðàâîì ïîäðåáåðüå è ïîäëîæå÷íîé îáëàñòè. Ñðåäè ïðèçíàêîâ öèððîçà ïå÷åíè çíà÷åíèå èìåþò òàê íàçûâàåìûå «ïå÷åíî÷íûå çíàêè: «ñîñóäèñòûå çâåçäî÷êè» (òåëåàíãèîýêòàçèè), ýðèòåìà ëàäîíåé («ïå÷åíî÷íûå ëàäîíè»), «ëàêîâûé» ìàëèíîâîãî öâåòà ÿçûê. Èç-çà õîëåñòàçà âèäíû òåìíàÿ ìî÷à è ñâåòëîãî öâåòà êàë.

Íåðåäêî íàáëþäàþòñÿ êðîâîèçëèÿíèÿ â êîæó, à òàêæå ïîâûøåííàÿ êðîâîòî÷èâîñòü ñëèçèñòûõ îáîëî÷åê.

Îòìå÷àþòñÿ êîæíûé çóä, áîëè â ñóñòàâàõ, óìåíüøåíèÿ âîëîñÿíîãî ïîêðîâà â îáëàñòè ïîäìûøå÷íûõ âïàäèí è ëîáêà, ñíèæåíèÿ ïîëîâîãî âëå÷åíèÿ. Òåìïåðàòóðà òåëà ïîâûøàåòñÿ óìåðåííî èëè îñòàåòñÿ â ïðåäåëàõ íîðìû.

×àñòî íàáëþäàåòñÿ àñòåíè÷åñêèé ñèíäðîì, ïðîÿâëÿþùèéñÿ ñëàáîñòüþ, ïîâûøåííîé óòîìëÿåìîñòüþ, ðàçäðàæèòåëüíîñòüþ, ñëåçëèâîñòüþ, íåóñòîé÷èâîñòüþ íàñòðîåíèÿ. Áîëüíûå âïå÷àòëèòåëüíû, ÷àñòî îáèä÷èâû, ïðèäèð÷èâû, ïîäîçðèòåëüíû, ñêëîííû ê èñòåðè÷åñêèì ðåàêöèÿì. Õàðàêòåðíû íàðóøåíèå ñíà — áåññîííèöà íî÷üþ, ñîíëèâîñòü äíåì.

Òå÷åíèå öèððîçà ïå÷åíè áûâàþò âûçâàíû ïðîñòóäíûìè çàáîëåâàíèÿìè, íàðóøåíèåì ðåæèìà, óïîòðåáëåíèåì àëêîãîëÿ.

Ñåñòðèíñêèé ïðîöåññ ïðè öèððîçå ïå÷åíè

Ïðîáëåìû ïàöèåíòîâ:

À. Ñóùåñòâóþùèå (íàñòîÿùèå):

— áîëè â ïðàâîì ïîäðåáåðüå; òîøíîòà, ãîðå÷ü âî ðòó;

— ìåòåîðèçì;

— ñíèæåíèå àïïåòèòà;

— êîæíûé çóä;

— óâåëè÷åíèå æèâîòà (èç-çà àñöèòà);

— îëèãóðèÿ;

— ñëàáîñòü, áûñòðàÿ óòîìëÿåìîñòü;

— íàðóøåíèå ñíà;

— ðàçäðàæèòåëüíîñòü;

— íåîáõîäèìîñòü ïîñòîÿííî ïðèíèìàòü ëåêàðñòâåííûå ïðåïàðàòû;

— íåäîñòàòîê èíôîðìàöèè î çàáîëåâàíèè; íåîáõîäèìîñòü îòêàçà îò ïðèåìà àëêîãîëÿ;

— äåôèöèò ñàìîóõîäà.

Á. Ïîòåíöèàëüíûå:

— ðèñê ðàçâèòèÿ êðîâîòå÷åíèé èç âåí ïèùåâîäà, ãåìîððîèäàëüíûõ âåí;

— ðèñê ðàçâèòèÿ ïå÷åíî÷íîé êîìû; âîçìîæíîñòü èíâàëèäèçàöèè.

Ñáîð èíôîðìàöèè ïðè ïåðâè÷íîì îáñëåäîâàíèè

À. Ðàññïðîñ ïàöèåíòà î:

— ïåðåíåñåííûõ ðàíåå çàáîëåâàíèÿõ (ãåïàòèò, çàáîëåâàíèÿ æåë÷åâûâîäÿùèõ ïóòåé);

— îòíîøåíèè ïàöèåíòà ê àëêîãîëþ;

— îñîáåííîñòÿõ ïèòàíèÿ;

— ïðîôåññèîíàëüíîé äåÿòåëüíîñòè (êîíòàêò ñ ãåïàòîòðîïíûìè ÿäàìè);

— ïðèåìå ãåïàòîòðîïíûõ ëåêàðñòâåííûõ ïðåïàðàòîâ;

— àëëåðãè÷åñêèõ ðåàêöèÿõ íà ëåêàðñòâà, ïðîäóêòû ïèòàíèÿ è ïð.;

— äëèòåëüíîñòè çàáîëåâàíèÿ, ÷àñòîòå îáîñòðåíèé;

— íàáëþäåíèè ãàñòðîýíòåðîëîãîì, ðåãóëÿðíîñòè îáñëåäîâàíèÿ (äàòû ðåçóëüòàòîâ ïîñëåäíèõ áèîõèìè÷åñêèõ àíàëèçîâ êðîâè ÀËT,ACT, áåëêîâûå ôðàêöèè êðîâè; îñàäî÷íûå ïðîáû, ÓÇÈ, ñêàíèðîâàíèÿ ïå÷åíè);

— ïðèåìå ëåêàðñòâåííûõ ïðåïàðàòîâ (íàçâàíèå ïðåïàðàòà, äîçà, ðåãóëÿðíîñòü ïðèåìà, ïåðåíîñèìîñòü);

— æàëîáàõ ïàöèåíòà â ìîìåíò îñìîòðà.

Á. Îñìîòð ïàöèåíòà:

— ñîñòîÿíèå êîæíûõ ïîêðîâîâ è ñëèçèñòûõ; öâåò (íàëè÷èå æåëòóõè èëè èêòåðè÷íîñòè). öâåò ëàäîíåé, íàëè÷èå ðàñ÷åñîâ, «ñîñóäèñòûõ çâåçäî÷åê», ðàñøèðåííûõ âåí íà ïåðåäíåé áðþøíîé ñòåíêå;

— ìàññà òåëà ïàöèåíòà;

— èçìåðåíèå òåìïåðàòóðû òåëà; èññëåäîâàíèå ïóëüñà;

— èçìåðåíèå àðòåðèàëüíîãî äàâëåíèÿ;

— îöåíèòü ðàçìåðû æèâîòà (íàëè÷èå àñöèòà);

— ïîâåðõíîñòíàÿ ïàëüïàöèÿ æèâîòà.

Ñåñòðèíñêèå âìåøàòåëüñòâà, âêëþ÷àÿ ðàáîòó ñ ñåìüåé ïàöèåíòà

1. Ïðîâåñòè áåñåäó ñ ïàöèåíòîì è åãî áëèçêèìè î íåîáõîäèìîñòè ñòðîãî ñîáëþäàòü äèåòó ñ îãðàíè÷åíèåì æèâîòíûõ æèðîâ è äîñòàòî÷íûì êîëè÷åñòâîì áåëêîâ, óãëåâîäîâ è âèòàìèíîâ. Èñêëþ÷èòü îñòðûå, æàðåíûå, ìàðèíîâàííûå áëþäà, ñïåöèè. Ïðè àñöèòå îãðàíè÷èòü óïîòðåáëåíèå ñîëè è æèäêîñòè. Ðåæèì ïèòàíèÿ — 4-5 ðàç â ñóòêè.

2. Îáåñïå÷èòü ïàöèåíòó ïîëóïîñòåëüíûé ðåæèì.

3. Óáåäèòü ïàöèåíòà â íåîáõîäèìîñòè îòêàçà îò àëêîãîëÿ.

4. Îêàçûâàòü ïîìîùü ïðè ðâîòå, ìåòåîðèçìå.

5. Îñóùåñòâëÿòü óõîä çà êîæåé.

6. Èíôîðìèðîâàòü ïàöèåíòà î ìåäèêàìåíòîçíîì ëå÷åíèè (ëåêàðñòâåííûõ ïðåïàðàòàõ, èõ äîçå, ïðàâèëàõ ïðèåìà, ïîáî÷íûõ ýôôåêòàõ, ïåðåíîñèìîñòè).

7. Óáåäèòü ïàöèåíòà â íåîáõîäèìîñòè ñîáëþäåíèÿ äèåòû, ðåæèìà ïèòàíèÿ, ïðèåìà ëåêàðñòâåííûõ ïðåïàðàòîâ.

8. Îáåñïå÷èòü ïàöèåíòó ïîëíîöåííûé ñîí.

9. Îñóùåñòâëÿòü êîíòðîëü çà:

— ñîáëþäåíèåì ïàöèåíòîì äèåòû, ðåæèìà ïèòàíèÿ, ïîëóïîñòåëüíîãî ðåæèìà;

— ïåðåäà÷àìè ïàöèåíòó;

— ðåãóëÿðíûì ïðèåìîì ëåêàðñòâåííûõ ñðåäñòâ:

— ñóòî÷íûì äèóðåçîì;

— ìàññîé òåëà;

— ñîñòîÿíèåì êîæíûõ ïîêðîâîâ;

— ñèìïòîìàìè êðîâîòå÷åíèÿ (ïóëüñîì è àðòåðèàëüíûì äàâëåíèåì).

10. Îêàçûâàòü ïåðâóþ ïîìîùü ïðè êðîâîòå÷åíèè.

11. Ïîäãîòîâêà ïàöèåíòà ê áèîõèìè÷åñêèì èññëåäîâàíèÿì êðîâè, àíàëèçó êàëà íà êîïðîãðàììó è àíàëèçó ìî÷è.

12. Ïîäãîòîâêà ïàöèåíòà ê ÓÇÈ îðãàíîâ áðþøíîé ïîëîñòè, õîëåöèñòîãðàôèè, ñêàíèðîâàíèþ ïå÷åíè. Åñëè ïðè÷èíîé öèððîçà ïå÷åíè ÿâèëñÿ ãåïàòèò, òî íåîáõîäèìî ñòðîãî ñîáëþäàòü ñàíýïèäðåæèì:

Читайте также:  Кровоподтеки на теле при циррозе

— Áîëüíîé äîëæåí ïîìåùàòüñÿ â îòäåëüíóþ ïàëàòó.

— Îáåñïå÷èòü ïàöèåíòà îòäåëüíûìè ïðåäìåòàìè óõîäà è ïîñóäîé.

— Îòäåëüíî ïðîâîäèòü îáñëåäîâàíèå ýòîé ãðóïïû ïàöèåíòîâ.

— Îòäåëüíî ïðîâîäèòü ïðîöåäóðû, èñïîëüçóÿ îäíîðàçîâûé èíñòðóìåíòàðèé, äåçèíôèöèðîâàòü êàë.

Äèàãíîñòèêà

Äèàãíîç öèððîçà ïå÷åíè íà ðàííèõ ñòàäèÿõ ïðåäñòàâëÿåò çíà÷èòåëüíûå òðóäíîñòè, ïîñêîëüêó çàáîëåâàíèå ðàçâèâàåòñÿ ïîñòåïåííî è âíà÷àëå íå èìååò âûðàæåííûõ ïðîÿâëåíèé.

Ñóùåñòâåííîå çíà÷åíèå â ðàñïîçíàâàíèè öèððîçà ïå÷åíè èìåþò óëüòðàçâóêîâûå, ðåíòãåíîëîãè÷åñêèå è ðàäèîíóêëèäíûå ìåòîäû èññëåäîâàíèÿ. Äîâîëüíî òî÷íóþ èíôîðìàöèþ î ñîñòîÿíèè ïå÷åíè ïðè öèððîçå ìîæíî ïîëó÷èòü ñ ïîìîùüþ êîìïüþòåðíîé òîìîãðàôèè.

Ðàäèîíóêëèäíîå èññëåäîâàíèå ïå÷åíè — ñöèíòèãðàôèÿ ïî ñâîåé èíôîðìàòèâíîñòè óñòóïàåò óëüòðàçâóêîâîìó èññëåäîâàíèþ è êîìïüþòåðíîé òîìîãðàôèè, îäíàêî â îòëè÷èå îò íèõ îíà ïîçâîëÿåò îöåíèòü òàêæå ôóíêöèþ îðãàíà.

Ðåøàþùåå â äèàãíîñòèêå öèððîçà çíà÷åíèå èìååò èññëåäîâàíèå òêàíè ïå÷åíè, ïîëó÷åííîé ïðè ïóíêöèîííîé áèîïñèè — ñëåïîé èëè ïðèöåëüíîé, ïðîâîäèìîé ïîä êîíòðîëåì óëüòðàçâóêà èëè ïðè ëàïàðîñêîïèè.

Ëå÷åíèå öèððîçà ïå÷åíè

Îãðàíè÷èâàþò ïñèõè÷åñêèå è ôèçè÷åñêèå íàãðóçêè. Ïðè îáùåì õîðîøåì ñîñòîÿíèè ðåêîìåíäóþòñÿ ëå÷åáíàÿ õîäüáà, ëå÷åáíàÿ ãèìíàñòèêà. Æåíùèíû ñ àêòèâíûì öèððîçîì ïå÷åíè äîëæíû èçáåãàòü áåðåìåííîñòè.

Êîìïåíñèðîâàííûé íåàêòèâíûé öèððîç ïå÷åíè ìåäèêàìåíòîçíîãî ëå÷åíèÿ, êàê ïðàâèëî, íå òðåáóåò. Êðîìå òîãî, ñëåäóåò âîîáùå ìàêñèìàëüíî îãðàíè÷èòü ïðèåì ëåêàðñòâåííûõ ñðåäñòâ, îñîáåííî óñïîêàèâàþùèõ.

Ïðè ñóá- è äåêîìïåíñèðîâàííîé ôîðìàõ âûáîð ëåêàðñòâåííîé òåðàïèè îïðåäåëÿåòñÿ õàðàêòåðîì îñíîâíûõ ïðîÿâëåíèé çàáîëåâàíèÿ.  ñëó÷àå íèçêîãî ñîäåðæàíèÿ áåëêà â êðîâè íàçíà÷àþò àíàáîëè÷åñêèå ñòåðîèäû, ïåðåëèâàíèÿ ðàñòâîðà àëüáóìèíà è ïëàçìû. Íàëè÷èå àíåìèè ÿâëÿåòñÿ ïîêàçàíèåì ê íàçíà÷åíèþ ïðåïàðàòîâ æåëåçà. Ïðè îòåêàõ è àñöèäå îãðàíè÷èâàþò ïðèåì æèäêîñòè, èñêëþ÷àþò èç ðàöèîíà ïîâàðåííóþ ñîëü, íàçíà÷àþò ìî÷åãîííûå ñðåäñòâà (ãèïîòèàçèä, ôóðîñåìèä) â ñî÷åòàíèè ñ àíòàãîíèñòàìè àëüäîñòåðîíà (ñïèðîíîëàêòîíîì). Ïàðàöåíòåç ïðîèçâîäÿò ïî æèçíåííûì ïîêàçàíèÿì, âûïóñêàÿ îäíîìîìåíòíî íå áîëåå 3 ë æèäêîñòè.

Ïðèìåíÿþò òàêæå òàê íàçûâàåìûå ãåïàòîïðîòåêòîðû — âèòàìèíû ãðóïïû Â, îðîòîâóþ êèñëîòó, ýêñòðàêòû è ãèäðîëèçàòû ïå÷åíè, ñèëèáèíèí (ëåãàëåí), ýññåíöèàëå è äð.

 ñëó÷àå àêòèâíîñòè ïðîöåññà èñïîëüçóþò òå æå ñðåäñòâà, ÷òî è ïðè õðîíè÷åñêîì àêòèâíîì ãåïàòèòå, îñíîâíûìè èç íèõ ÿâëÿþòñÿ ãîðìîíû (ïðåäíèçîëîí) è èììóíîäåïðåññàíòû (àçàòèîïðèí è äð.). Èõ ýôôåêòèâíîñòü íàõîäèòñÿ â îáðàòíîé çàâèñèìîñòè îò ãëóáèíû ñòðóêòóðíîé ïåðåñòðîéêè òêàíè ïå÷åíè è â äàëåêî çàøåäøèõ ñòàäèÿõ öèððîçà ïå÷åíè áëèçêà ê íóëþ.

Äëÿ ïðåäóïðåæäåíèÿ èíôåêöèé âñåì áîëüíûì ñ öèððîçîì ïå÷åíè ïðè ëþáûõ âìåøàòåëüñòâàõ (óäàëåíèè çóáà, ïàðàöåíòåçå, ðåêòîðîìàíîñêîïèè è äð.) ïðîôèëàêòè÷åñêè íàçíà÷àþò àíòèáèîòèêè. Àíòèáàêòåðèàëüíàÿ òåðàïèÿ ïîêàçàíà òàêæå äàæå ïðè ëåãêèõ èíôåêöèîííûõ ïðîöåññàõ.

Îáùèå ñîâåòû áîëüíûì öèððîçîì ïå÷åíè

1.Îòäûõàéòå, êàê òîëüêî ïî÷óâñòâóåòå óñòàëîñòü.

2.Íå ïîäíèìàéòå òÿæåñòè (ýòî ìîæåò ñïðîâîöèðîâàòü æåëóäî÷íî-êèøå÷íîå êðîâîòå÷åíèå)

3.Äîáèâàéòåñü ÷àñòîòû ñòóëà 1-2 ðàçà â äåíü. Áîëüíûì öèððîçîì ïå÷åíè äëÿ íîðìàëèçàöèè ðàáîòû êèøå÷íèêà è ñîñòàâà êèøå÷íîé ôëîðû â ïîëüçó «ïîëåçíûõ» áàêòåðèé ðåêîìåíäóåòñÿ ïðèíèìàòü ëàêòóëîçó (äþôàëàê). Äþôàëàê íàçíà÷àþò â òîé äîçå, êîòîðàÿ âûçûâàåò ìÿãêèé, ïîëóîôîðìëåííûé ñòóë 1-2 ðàçà â äåíü. Äîçà êîëåáëåòñÿ îò 1-3 ÷àéíûõ ëîæåê äî 1-3 ñòîëîâûõ ëîæåê â ñóòêè, ïîäáèðàåòñÿ èíäèâèäóàëüíî. Ó ïðåïàðàòà íåò ïðîòèâîïîêàçàíèé, åãî ìîæíî ïðèíèìàòü äàæå ìàëåíüêèì äåòÿì è áåðåìåííûì æåíùèíàì.

4.Äëÿ óëó÷øåíèÿ ïèùåâàðåíèÿ áîëüíûì íàçíà÷àþò ïîëèôåðìåíòíûå ïðåïàðàòû. Ïðè çàäåðæêå æèäêîñòè â îðãàíèçìå (îòåêè, àñöèò) íåîáõîäèìî îãðàíè÷èòü ïðèåì ïîâàðåííîé ñîëè äî 0,5ã â ñóòêè, æèäêîñòè — äî 1000-1500ìë â ñóòêè.

5.Åæåäíåâíî èçìåðÿéòå âåñ òåëà, îáúåì æèâîòà íà óðîâíå ïóïêà (óâåëè÷åíèå â îáúåìå æèâîòà è âåñà òåëà ãîâîðèò î çàäåðæêå æèäêîñòè);

6.Åæåäíåâíî ñ÷èòàéòå áàëàíñ æèäêîñòè çà ñóòêè (äèóðåç): ïîäñ÷èòûâàòü îáúåì âñåé ïðèíèìàåìîé âíóòðü æèäêîñòè (÷àé, êîôå, âîäà, ñóï, ôðóêòû è ò.ä.) è ïîäñ÷èòûâàòü âñþ æèäêîñòü, âûäåëÿåìóþ ïðè ìî÷åèñïóñêàíèè. Êîëè÷åñòâî âûäåëÿåìîé æèäêîñòè äîëæíî áûòü ïðèìåðíî íà 200-300 ìë áîëüøå, ÷åì êîëè÷åñòâî ïðèíÿòîé æèäêîñòè.

7.Äëÿ êîíòðîëÿ ñòåïåíè ïîðàæåíèÿ íåðâíîé ñèñòåìû ðåêîìåíäóåòñÿ èñïîëüçîâàòü ïðîñòîé òåñò ñ ïî÷åðêîì: êàæäûé äåíü çàïèñûâàéòå êîðîòêóþ ôðàçó, íàïðèìåð, «Äîáðîå óòðî» â ñïåöèàëüíóþ òåòðàäü. Ïîêàçûâàéòå ñâîþ òåòðàäü ðîäñòâåííèêàì — ïðè èçìåíåíèè ïî÷åðêà îáðàòèòåñü ê ëå÷àùåìó âðà÷ó.

Äèåòà

Èñêëþ÷àþòñÿ èç ïèòàíèÿ:

ìèíåðàëüíûå âîäû, ñîäåðæàùèå íàòðèé;

àëêîãîëü;

ñîëü

ïðîäóêòû, ñîäåðæàùèå ïåêàðíûé ïîðîøîê è ïèòüåâóþ ñîäó.

ñîëåíüÿ, îëèâêè, âåò÷èíà, áåêîí, ñîëîíèíà, ÿçûêè, óñòðèöû, ìèäèè, ñåëüäü, ðûáíûå è ìÿñíûå êîíñåðâû, ðûáíûé è ìÿñíîé ïàøòåò, êîëáàñà, ìàéîíåç, ðàçëè÷íûå áàíî÷íûå ñîóñû è âñå âèäû ñûðîâ, ìîðîæåíîå.

Ðàçðåøàåòñÿ:

Ãîâÿäèíà, ìÿñî äîìàøíåé ïòèöû, êðîëèêà èëè ðûáû è îäíî ÿéöî â ñóòêè.

Ìîëîêî îãðàíè÷èâàåòñÿ äî 1 ñòàêàíà â ñóòêè. Íåæèðíàÿ ñìåòàíà.

Âàðåíûé ðèñ (áåç ñîëè).

Ëþáûå îâîùè è ôðóêòû â ñâåæåì âèäå èëè â âèäå áëþä, ïðèãîòîâëåííûõ â äîìàøíèõ óñëîâèÿõ.

Îñëîæíåíèÿ

1.Ïå÷¸íî÷íàÿ êîìà

2. Êðîâîòå÷åíèå èç âàðèêîçíî-ðàñøèðåííûõ âåí ïèùåâîäà

3. Òðîìáîç â ñèñòåìå âîðîòíîé âåíû

4. Ãåïàòîðåíàëüíûé ñèíäðîì

5. ôîðìèðîâàíèå ðàêà ïå÷åíè

6.èíôåêöèîííûå îñëîæíåíèÿ — ïíåâìîíèè,, «ñïîíòàííûé»ïåðåòîíèò ïðè àñöèòå, ñåïñèñ.

Ïðîãíîç

Ïðîäîëæèòåëüíîñòü æèçíè ïðè öèððîçå ïå÷åíè çàâèñèò îò ñòåïåíè êîìïåíñàöèè ïðîöåññà. Ïðèìåðíî ïîëîâèíà áîëüíûõ ñ êîìïåíñèðîâàííûì (â ìîìåíò óñòàíîâëåíèÿ äèàãíîçà) öèððîçîì æèâåò áîëåå 7 ëåò.

Ïðè äåêîìïåíñèðîâàííîì öèððîçå ÷åðåç 3 ãîäà îñòàåòñÿ â æèâûõ 11—41%. Ïðè ðàçâèòèè àñöèòà ëèøü ÷åòâåðòàÿ ÷àñòü áîëüíûõ ïåðåæèâàåò 3 ãîäà. Åùå áîëåå íåáëàãîïðèÿòíûé ïðîãíîç èìååò öèððîç, ñîïðîâîæäàþùèéñÿ ïîðàæåíèåì íåðâíîé ñèñòåìû, ïðè êîòîðîé áîëüíûå â áîëüøèíñòâå ñëó÷àåâ óìèðàþò â òå÷åíèå ãîäà.

Îñíîâíûå ïðè÷èíû ñìåðòè — ïå÷åíî÷íàÿ êîìà è êðîâîòå÷åíèå èç âåðõíèõ îòäåëîâ æåëóäî÷íî-êèøå÷íîãî òðàêòà. Áîëüíûå öèððîçîì ïå÷åíè îãðàíè÷åííî òðóäîñïîñîáíû (èíâàëèäíîñòü III ãðóïïû), à ïðè äåêîìïåíñèðîâàííîì öèððîçå, àêòèâíûõ ôîðìàõ çàáîëåâàíèÿ è ïðè ïðèñîåäèíåíèè îñëîæíåíèé — íåòðóäîñïîñîáíû (èíâàëèäíîñòü II è I ãðóïïû).

Ïðîôèëàêòèêà

Ïðîôèëàêòèêà çàêëþ÷àåòñÿ â ïðåäóïðåæäåíèè è ñâîåâðåìåííîì ëå÷åíèè çàáîëåâàíèé, ïðèâîäÿùèõ ê öèððîçó ïå÷åíè (â ïåðâóþ î÷åðåäü àëêîãîëèçìà è âèðóñíûõ ãåïàòèòîâ).

Ñïèñîê èñïîëüçîâàííûõ èñòî÷íèêîâ

öèððîç ïå÷åíü ñåñòðèíñêèé ëå÷åíèå

1.Ãàðáóçåíêî Ä. Â. Ãåìîäèíàìè÷åñêèå íàðóøåíèÿ ïðè öèððîçå ïå÷åíè

2.Øåðëîê Ø., Äóëè Äæ. Çàáîëåâàíèÿ ïå÷åíè è æ¸ë÷íûõ ïóòåé. 

3. Å. Ì. Êëèìîâà, È. À. Âîòÿêîâà, È. À. Êðèâöîâà. Áîëåçíè ïå÷åíè.

Ðàçìåùåíî íà Allbest.ru

Источник